Владимир Игнатов: Читайте книги, вас, возможно, слушают образованные люди…
Наша встреча с ведущим программы «Музыкальный бизнес ланч» на радио "Серебряный дождь" состоялась не сразу. На предложение сделать интервью Владимир откликнулся весьма неохотно, а при встрече признался, что такой формат общения ему неинтересен и времени на подобное у него практически нет. Однако вопросы были заданы, ответы получены, и оказалось, на самом деле, он далеко не тот сфокусированный на себе и до дрожи холодный человек, каким мог показаться с первого взгляда. А вполне комфортный собеседник и красноречивый рассказчик со своим особым взглядом на мир.
На радиостанции «Серебряный дождь» в Ярославле Вы работали до закрытия и после ее «второго пришествия», Вы идейный вдохновитель программы «Музыкальный бизнес ланч». Откуда такое постоянство?
- Мне нравится СД прежде всего отношением к слушателям и к самому эфиру. Радиостанция не ограничивает себя лозунгами и установками. Она охватывает, наверное, все стороны современной жизни, по крайней мере, современного мегаполиса. Есть программы, касающиеся музыки, политики, культуры, что приятно, их ведут люди, авторитетные в этих областях. «Музыкальный бизнес ланч», который делаю я сейчас, по сути, не программа по заявкам. Изначально она была таковой, но переросла и мутировала. Я стараюсь наполнять два часа самой разнообразной музыкой. Конечно, ставлю что-то из пожеланий слушателей, но это - кружева, скорее не для привлечения, а поощрения. Слушатели предлагают темы, вызывающие их интерес, и они имеют возможность заявлять о своих вкусах. Мне это приятно. Я не хочу обсуждать явления природы или последние постановления партии, у меня музыкальная передача. Впрочем, если говорить о втором пришествии СД, сейчас несколько изменился формат вещания в плане русскоязычной музыки?
Это хорошо?
- Это не плохо и не хорошо. Мы живем в России и не слушаем русскоязычную музыку - это странно. Но с другой стороны - качество этой музыки в последнее время оставляет желать лучшего. Так получается, что хорошо записывается у нас попсовая музыка, я имею в виду качественную работу в студии со звуком, с продюсерами. А независимая непопулярная музыка - чуть ли не в домашних условиях на компьютере. Качество звучания очень плохое. Она может быть поставлена на радио, но серьезно проигрывает по звуку тем же аналогом. Если брать стиль хип-хоп, к примеру, западные исполнители в этой стилистике выигрывают по качеству звучания и записи. У нас нет денег, возможности, все делается постольку - поскольку, и, соответственно, бедно и убого.
В ваших словах звучит сожаление?
- Сожаление о чем, что у нас не так как там? Но мы всегда с отставанием движемся, это, мне кажется, в любой области культуры. Возьмите литературу, кинематограф, сериалы, телевидение. Мы сейчас занимаемся тем, что копируем уже сделанные проекты на американском или европейском телевидении, радио.
Это происходит и на «Серебряном дожде» в том числе?
- Да, но не так топорно выглядит. Потому что к эфиру приглашаются люди компетентные, не просто ди-джеи, а ведущие программ, у которых есть собственные авторские проекты. На « Серебряном дожде» все держится на авторской свободе. В своей передаче они могут ставить любую музыку, если этого требует концепция . У нас нет ограничений формат- не формат. Люди профессионально разбираются в своей области, следят за новинками и могут рассказать слушателям больше, интереснее и компетентнее, чем, допустим, я, начитавшись тех же самых журналов. Конечно, есть спорные выступления, можно с кем-то не соглашаться, но не возьмусь сказать, что эти суждения скучны или банальны.
Вы заранее планируете программу?
- Нет, это абсолютная импровизация, практически от начала и до конца. Я ставлю первые две песни, с которых решил начать, а дальше - как пойдет по настроению. Программа может быть веселая, грустная или задумчивая, возвышенно-интеллектуальная. В основном, это зависит от слушателя, и от моего настроения тоже. Я не ставлю задачи веселить людей, возможно, этим мне СД интересен и приятен.
Получается, формат вашей программы позволяет Вам оставаться самим собой?
- Возможность быть самим собой, в том числе и на работе, это, наверное, самое главное для каждого человека. Мы не устаем на работе, когда делам, то, что хотим, при этом не особенно себя ломаем. Непросто, если приходится заниматься тем, что не соответствует твоему внутреннему состоянию. У меня был опыт работы на другом радио. Много раз приходилось перегружаться эмоционально, оставлять себя снаружи, а к микрофону приходить совершенно другим. К отпуску я чувствовал себя готовым отдыхать месяц без оглядки. Но с этим ничего не поделаешь - это актерство, условия профессии. Сейчас этого не требуется, что приятно.
У Вас есть какое-то специальное профессиональное образование?
- Мы все учились понемногу. Если говорить о законченном образовании, это, как ни странно, железнодорожный техникум. Поступил после школы и получилось, что закончил его по специальности электромеханик пассажирской автоматики. Даже некоторое время поработал - тот вариант, когда абсолютно не понимаешь, зачем ты это делаешь. Сама работа не имела ко мне никакого отношения. Потом были попытки учебы. Сначала в театральном институте. Поступал туда уже как актер театра «На Красном съезде», был в свое время такой частный театр в Ярославле. Но когда поступил - закрылся театр, которому я посвятил три года, и я понял, что мне это не нужно. Потом решил, что из меня получится неплохой учитель русского языка и литературы. Пошел в педагогический, там тоже как-то все не сложилось, возможно, возраст был уже не тот. Учиться надо в свое время. Я поступил на дневное, и даже какое-то время ходил на лекции. Мне было 25 и рядом с 17- летними мальчиками и девочкам я выглядел нелепо и чувствовал себя соответственно. Бросил, и по случайности мне предложили работу на радиостанции «Европа плюс» в Рыбинске. Им нужен был человек без рыбинского акцента с хорошей дикцией, я им подходил. Позже перебрался в Ярославль, к тому времени открылось радио «Ностальжи», потом восемь лет был ведущим на «Русском радио» до открытия «Серебряного дождя». Я положительный персонаж в плане корпоративной этики. Если работаю, то делаю это честно, хвалю свою радиостанцию и всячески радуюсь, что я там работаю.
Хорошая дикция, актерские способности – это результат кропотливого труда?
- Это случайность, спонтанное желание этим заняться. В театр я пришел с улицы по объявлению о наборе актеров, и меня взяли. Многое в моей жизни, я считаю, происходит спонтанно, случайно, и все время к лучшему. Поэтому я очень доверяю своей интуиции. Прежде чем принять решение, осмысливаю и если не чувствую каких-то преград - почему бы нет. Постановка голоса осталась от театра, актер должен уметь говорить тихо так, чтобы было слышно на заднем ряду.
Помните свой первый эфир, был ли страх?
- Боязнь микрофона есть у всех, и это сковывает только по началу. Если нужно выступать в эфире на какую- то малоизвестную или абстрактную тему, естественно страх просто парализует, боишься выдать свою некомпетентность. Но если речь идет о направлении, которое хорошо знакомо - никаких проблем быть не должно. Первый эфир меня не пугал. Страшнее - впервые выходить на сцену. Радио появилось позже, поэтому я был уже подготовлен к публичным выступлениям. Страшно технически - да. Но мне повезло. Получилось, что радио тогда не было совершенным - существовало разделение на операторов, которые занимались технической стороной и ведущих у микрофона. Я просто говорил, а ставили музыку и принимали звонки другие люди. Позже все изменилось, до того, что сейчас всю работу выполняю один. Но мне удобно, когда ни от кого не завишу.
Считаете ли Вы себя известным человеком?
- Сейчас люди привыкли к доступности радиостанций, особенно FM и их ведущих, и перестали обращать на них внимание. В 90-е годы работать на радио, да еще ведущим, было круто, а в наши дни это - обычная работа, и не производит впечатления. Сейчас у любого есть возможность заявлять о себе в неограниченном количестве. Все социальные сети к твоим услугам. Можешь создавать свое радио, газету, прямо не выходя из дома, и даже иметь рейтинг. В 90-е отношение было другим - ведущих встречали у подъезда, им писали письма, были интересные моменты. Когда я работал на «Русском радио», людям было все равно, что я делаю в эфире, они интересовались мной, даже - каким парфюмом я пользуюсь. Как это могло меня характеризовать – не понятно. Сейчас ситуация кардинально изменилась. Слушателям интересно, что происходит в эфире, но без разницы, кто я такой. Мне это нравится, потому что моя личная жизнь не имеет никакого отношения моей работе и к качеству эфиров тоже.
У вас есть кумиры?
- Нет, сейчас не то время. Когда-то в музыке люди искали героя. Они выбирали Дэвида Боуи, Мика Джаггера или Льва Лещенко, следили за их жизнью и творчеством. Это было важно и нужно. Сейчас отношение к ней совсем другое. Людей интересует музыкальное направление, настроение, ритм, тон, но вряд ли вам назовут, кто играет на барабанах в какой-то модной группе. Интернет дает возможность выбора направления, не нужно заморачиваться именами. И музыкальные объемы стали огромными. Поэтому мне бывает обидно за наши сетевые радиостанции, которые составляют свои плей-листы из ста песен в месяц. В мире очень много интересной музыки, даже если только 21 века - совсем новое, свежее. А если брать прошлые десятилетия! Из этого можно составлять интересные музыкальные собрания, которые не будут надоедать. Именно этим я и занимаюсь. У меня сейчас нет задачи раскрутки артистов, поэтому в моей программе редко повторяются исполнители, не говоря уже о песнях. Я стараюсь составлять программы из разнообразной и новой музыки. Сейчас, мне кажется, задача радиоведущего - просеивать через себя информацию. В наше время любую музыку можно найти в интернете. Радио уже не является источником наслаждений как в 90-е, когда появились первые FM радиостанции, которые начали крутить музыку в стерео звучании 24 часа. Для нас это было невероятно, тогда были только пластинки, кассеты, иногда компакт-диски и никакого интернета. Соответственно слушали радио очень внимательно и следили за музыкальными новинками. Сейчас этого не нужно. Другое дело, есть ли у тебя время на поиски и желание этим заниматься. Если нет - включай радио, и это за тебя сделают другие люди. Я найду музыку и буду ее представлять.
Что для Вас значит музыка?
- Музыки много, она присутствует в жизни современного человека очень мощно, активно, она звучит всюду и определяет наше чувствование, сознание. Прекрасно, если это хорошая музыка, которая соответствует нашему настроению и мироощущению, а не просто фон. Я не люблю фоновую музыку. Думаю это плохо, когда она воспринимается как посторонний шум. Музыка не хобби, а важная составляющая моей жизни. Она позволяет открывать для себя мир с необычной стороны. Для этого есть специальные имена, стили, время, место.
По-Вашему, за разговорным или музыкальным радио будущее?
Я думаю, сейчас все меняется в сторону радио с человеческим лицом. Был период, когда все знали, кто такой Василий Стрельников или Ксения Стриж. В конце 90-х - начале нулевых - радиостанции сводили до минимума присутствие ди-джеев в эфире. Это были распорядители, которые ставили песни и объявляли время. Знаю, на одной музыкальной радиостанции было запрещено говорить о музыке - что уже парадокс. Живая мысль не приветствовалась. Сейчас ситуация меняется в сторону живых людей и это хорошо. Мне интересно радио с ди-джеями. Когда в 90-е годы музыку отбирали ведущие, по ним можно было определить для себя время слушания радио. Один просто крутил песни, другой открывал что-то новое, и в итоге зарабатывал репутацию авторитета в своей области. И уже впоследствии люди избирательно слушали передачи, предпочитая ведущего, чьи вкусы были им близки. Так, в свое время, получилось у меня с Артемием Троицким, человеком, который мне интересен в плане знания музыки, подачи музыкальной информации. Здорово, если для кого-то такой человек я.
У Вас есть еще какие-то интересы кроме музыки?
- Литература, читаю беллетристику. К счастью, с литературой сейчас ситуация обстоит точно также хорошо, как и с музыкой. Есть доступ практически ко всему, что захочется. Но, я человек старых традиций, люблю бумажные книги, даже несмотря на то, что в электронных вариантах можно найти и скачать все что угодно. Последнее время не читаю художественную литературу, мне все больше интересны эссе, биографии, автобиографии, мемуары - такого рода сочинения. Очень приятно читать русских эмигрантов. Они - носители замечательного русского языка, в отличие от большинства здешних авторов, которые используют в письме много разговорных слов и заимствований. Это легко читается, но малоинтересно с точки зрения языка. Эмигранты пользуются литературным языком и делают это красиво, не задумываясь. Для них литературный - язык общения. Мне не нравится, когда в письменной форме используется разговорная речь.
Что, по-Вашему, отличает хорошего ведущего?
- Если мы говорим о личности ведущего в эфире, он должен быть интересен публике изначально. Как говорил один умный человек - читайте книги, вас, возможно, слушают образованные люди. Это обогащает словарный запас и тренирует гибкость мышления. Ведущему разговорных радиостанций мало задавать готовые вопросы, нужно уметь вести беседы, брать интервью - это определенное искусство. В хорошем интервью всегда интересны оба участника не только гость, но и его собеседник.
Ведущему музыкальных радиостанций в первую очередь, нужно любить музыку, иначе он занимается не своим делом. Это касается не только радио со свободным плей-листом, как, к примеру, «Серебряный дождь», но и сетевых радиостанций. Нужно научиться любить даже ту же самую русскую эстраду, найти с этим общий язык. А если не получается, лучше уходить из профессии.
Анастасия Леонидова