Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

23.01.2021
Антропология
508
ВЛАДИМИР ВОБЛИКОВ: «ВО ФРАНЦИИ ТАКОГО КАК У НАС НЕТ ТОЧНО»
Совсем недавно нас покинул художественный руководитель детского киножурнала "Ералаш" Борис Грачевский. Но дело его живет и развивается. И даже видоизменяется. И эти ростки совсем недавно взошли в Ярославле. В нашем городе есть свой детский киножурнал. Называется он "Компот". Это - уже не "Ералаш". Однако традиции своего прародителя он чтет и уважает. "Компот" временами бедствует, но выживает. Все как всегда держится на энтузиастах, на людях, которые что-то хотят добиться от жизни.
ВЛАДИМИР ВОБЛИКОВ: «ВО ФРАНЦИИ ТАКОГО КАК У НАС НЕТ ТОЧНО»
Давным-давно заметил Александр Сергевич Пушкин: «Гений и злодейство – две вещи несовместные». Увы, с тех пор времена изменились, жизнь все больше напомнает фарс, и в народном сознании возникают новые антитезы. Например, «политик и порядочность - две вещи несовместные» или «искусство и бизнес – две вещи несовместные». Вы ведь тоже так думаете, любезный читатель? А вот и не угадали. Владимир Вобликов, основатель и худрук ярославской студии «Компот» легким движением руки доказал, что Вы, читатель, неправы. В «Компоте» выпускают одноименный детский киножурнал, учат детей актерскому мастерству, ездят на фестивали, в общем - чистое искусство. И в то же время «Компот» - вполне себе субъект малого бизнеса, и довольно успешный, хотя в пандемию, теоритечески, должен был закрыться первым. «Компот» работает, и надеется продолжать работать, долго и счатливо. Таким ли уж «легким движением руки» удалось совместить искусство и бизнес? Как получилось? Что дальше? Об этом «Клубу социологов» рассказывает сам Владимир Вобликов.


Скитания как залог будущего успеха

- Владимир Сергеевич, расскажите о себе. Где родились, кто Ваши родители?
Voblikov.jpg- Родился в Баку, детство и юность у меня получились с приключениями. Началось все когда мне было 6 лет, знаю то время по рассказам мамы. В 1990 году из-за конфликта в Карабахе неазербайджанцам в Баку стало жить не всегда уютно. Во мне пять кровей – русская, азербайджанская, турецкая, цыганская и еврейская. Однажды, в 2 часа ночи, в нашу дверь постучались русские солдаты. Уточнили фамилию, сказали, что знают: у нас есть родственники в Ростове-на-Дону. И еще, что через два часа подойдет некий «Народный фронт», и наша семья у них в списках. По слухам, могли забрать и увезти, и не всегда увезенных находили. Военные предложили выбор – либо мы остаемся, либо десять минут на сборы, и депортация в Ростов. Мама решила не рисковать. Быстро собрала теплые вещи, деньги из банки (вот преимущество стеклянной банки перед коммерческим банком!), и мы уехали. Мама, бабушка, я, мой двухлетний брат. Отец остался, больше не виделись.
В Ростове сразу поняли, что родственникам не нужны. Мама подала документы на получение статуса беженцев, государство нас как бы приютило. Мы постоянно переезжали, жили в санаториях, в деревнях, на хуторах. Мама работала дояркой, поваром. Бывало, комбикорм ели, когда другой еды не было. Более или менее обосноваться удалось в Орле. Завод силикатного кирпича давал работникам комнаты в общежитии. Предлагалась одна вакансия – машинист мостового крана. И мама, которая с детства панически боялась высоты, пошла работать, так у нас и появилась относительно надежная крыша над головой. История скитаний продолжалась, она долгая и бурная, не нужно, наверное, ее всем рассказывать. Итог - с 1994 года живу в Ярославле, считаю его своим городом.
- О чем Вы мечтали в детстве? Где учились?
- Великой мечты о будущем не было, но была бабуля. Она с детства водила меня по театрам и кино. В Орловском Институте искусств и культуры на всех показах в сторонке ставили два стула, и тем, кто был не в курсе, говорили: «Не садись, бабка с внуком придут, это для них! Мы оставались на обсуждение спектаклей и экзаменов, в общем были театралами-театралами. Неудивительно, что я полюбил театр и кино. После школы поступил в ЯГТИ, на курс Людмилы Анатольевны Савчук. Через полгода ушел, в театральных институтах «потери» в порядке вещей, но зато в ЯГТИ нашел судьбу - познакомился с моей будущей женой Аней. Я работал в сфере рекламы, в «Комсомольской правде», был директором по рознице и новым проектам, моя зарплата в 2,5 раза превышала среднюю по городу. Началось все удачно, но... вот ты живешь, все атрибуты счастливой жизни налицо. Семья, работа, деньги - все есть. А ты несчастлив. Ты делаешь что-то не твое. Я не мог найти себе места, начались депрессии.
И увидел в Интернете объявление: МИТРО (Московский Институт Телевидения и Радиовещания «Останкино») приглашает студентов на заочное обучение режиссуре кино и телевидения. Институт частный. Учеба платная. Чтобы учиться, надо уйти с работы, а у нас ипотека. Так что же главное в жизни? Главное – правильно жениться. Жена поддержала меня, я поступил. В 2015 году, уже на первом курсе, снял документальный фильм «Все, что успел», про трагедию «Локомотива», памяти хоккеиста Михаила Баландина. Я знал его, и его семью. Снимал за свой счет, работал в архивах, ездил на родину Миши, в Липецк.
На втором курсе я снял полнометражный художественный фильм «Старики», на сегодня, он уже больше 10 фестивалей объездил. Ближе к третьему курсу, пришло понимание, что институт, по большому счету, немногое давал, фактически мы учились сами. Бренд был ого-го – «курс Аллы Суриковой», вот только саму Сурикову я лично ни разу не видел. Однако, практика пригодилась. Я ходил на съемочные площадки смотрел, учился. А перед самой защитой моего диплома у института забрали аккредитацию, причем они, уже зная, что настал финал, три месяца продолжали брать с людей деньги. Нечестно получилось. Столько отдал времени сил, денег, и что? Я стал очень быстро бегать по Москве, и нашел институт, где меня поняли. Защитил диплом перед государственной комиссией в ИСИ (Институт современного искусства»). Темой диплома был новый детский киножурнал «Компот». Председатель комиссии, сам Прошкин-младший, поставил «отлично». Конечно, я учился и позже, но первый, самый сильный толчок, можно сказать старт, был там, в Москве.
- Приносит ли Вам сегодня какую-то пользу опыт работы в сфере рекламы?
- Конечно! Я не просто не забыл навыки рекламиста, я развиваю их. В МИТРО не все было плохо, были и хорошие педагоги - настоящие мастера. Один из них говорил, что сегодня между понятиями «режиссер» и «продюсер» нужно ставить жирный знак равенства. К сожалению, или к счастью, но это так. В сегодняшней реальности режиссер, не желающий быть еще и продюсером, просто ничего не снимет.

Как заваривался «Компот»

- В 90-х годах театральное студийное движение расцвело, открылись тысячи студий. Сегодня ситуация изменилась. Можно ли считать «Компот» единственной успешной студией в Ярославле?
Рудинштейн.jpg- Я не могу назвать ни одну ярославскую студию сопоставимую с нашей. В России картина почти та же. Мы объездили около 30 фестивалей. Обычно в жюри есть мастера, «звезды». На 26 фестивалях нам говорили что-то в стиле: «Мы такого уровня и в Москве не видели». В столице есть студии по 300-400 человек, с 5-6 филиалами, но по результату, по тому, что видно непосредственно на сцене или в кадре, мы не хуже, а часто – лучше.
- Киножурнал «Компот» - основа деятельности студии, или в Вашей работе есть театральная составляющая? И как вообще появился «Компот»?
- Театральная составляющая – основная, вон портрет Станиславского висит. Он – Учитель. С чего все началось? 2016 год был объявлен Годом Российского Кино. В январе в Ярославль приехала комиссия, большие люди из Минкульта, Союза кинематографистов и т.д. Проводили в «Миллениуме» стратегическую сессию по развитию регионального кинематографа. Собрали нас, десяток молодых-зеленых, которые очень хотят, но не всегда могут себе позволить снимать кино. Говорят нам, мол это Клондайк, в Ярославле все будет очень круто, мы готовы поддерживать... правда не сказали как. Три дня мы их собрания ходили, потом нам дали сутки на подготовку презентации проектов. Я загорелся, ночь не спал, написал два. Детский киножурнал, и «Фестиваль мудрого кино «Ярослав Мудрый». Презентовали мы проекты, организаторы и говорят: «Все что вы напредлагали, фигня полная. Есть только две перспективные идеи – детский киножурнал и фестиваль «Ярослав Мудрый». Я ждал, что мне скажут: «Вот вам денег, вот вам контакты нужных людей, давайте работать вместе». Ага! Нам пожали руки, похвалили еще раз, и уехали. То есть «мы морально с вами, денег нет, но вы держитесь» Я обиделся жутко, забросил эту идею, и забыл.
Ваксман.jpgА через 3 месяца дочь говорит: «Папа, мы ж хотели киножурнал делать...» А почему нет? Объявили конкурс на название в Интернете, народ предложил кучу вариантов начиная от «Яралаш», до каких-то совсем безумных названий. Так появился «Компот». Дизайнер в Воронеже нарисовала логотип, «Мамульки Бенд» согласились написать музыку для заставочки. Я бегу к Юрию Михайловичу Ваксману, мол, идея. Он предложил сначала хоть что-то снять, а потом решать. Я нашел денег, сняли серию, пришел, показал. Юрий Михайлович сказал: «Володя, это круче, чем "Ералаш». И стал помогать, рассказывать, что есть на свете «Компот». Все начало раскручиваться, но у меня не было денег, от слова «вообще». Я ходил, искал. «Вон дверь, выйди» - это самое безобидное, что мне говорили. Но капля камень точит. Нашелся предприниматель, который сказал: «Я просчитал твои коммерческие предложения. На мой взгляд, полная чушь, но денег я тебе дам, без процентов. В такой-то срок отдашь. Если будут прибыли, будем делить».
Не успел я согласиться, знакомая, которая занималась организацией праздников, предложила начать работать вместе. Она даст денег, начнем работать, доход поделим. Я обрадовался: лучший вариант, отдавать начальную сумму не надо! Это была моя ошибка номер раз! Знакомая честно дала денег. Я честно начал работать. Позвали артистов, Юрий Михайлович помог. Сняли пять серий. Сделали презентацию в «Ауре», с артистами, с телевидением. Тогдашний мэр, Слепцов, зашел посмотреть, хотя специально его и не приглашали. Потом, меня попросили дать материал, чтобы мэр выложил на свой аккаунт в Instaram. Я дал, ведь не жалко, и Боже, что тут началось! Я не знал, что мэра не очень любят... На нас вылили тонны грязи, я и не подозревал, что завсегдатаи соцсетей такие злые! Наверное им просто делать нечего в жизни, вот они и истязают кнопки клавиатуры. Теперь, когда кто-то что-то у меня просит, я, прежде чем дать, проверяю, что мне за это будет... Чехарда не кончились и позже, пришлось пожить в паноптикуме.
Уже в апреле моя партнерша решила забрать под свой полный контроль открывшийся киножурнал. Я сказал, что уйду, и буду все делать сам. Она предложила собрать срочное родительское собрание, я согласился. Она тут же удалила меня из чата, и написала всем родителям, что тема собрания – мой уход, и приходить необязательно, мол, вопрос формальный. Однако родители, 50 человек, пришли. Мы, антагонисты, произнесли речи, каждый свою. Она говорила, что располагает деньгами, привлечет продюсеров, подключит федеральные каналы. Я сказал, что у меня нет денег и помещения, но я точно знаю, что нужно сделать, чтобы все это было. А еще, что я знаю как снимать киножурнал. «Если вы поддержите меня, – сказал я – я сделаю это быстро. Если нет – через 3 месяца».
фото.jpg46 человек встали на мою сторону, и это придало мне сил. Начались требования возврата денег и обвинения меня во всех смертных грехах на просторах соцсетей. Кончилась эта утомительная история тем, что один из родителей пришел ко мне, и сказал: «Я не хочу, чтобы твоя студия развалилась. 250 тысяч - не такие уж громадные деньги, я дам тебе их, возвращать не надо». Я настоял на том, что безвозмездно не возьму, буду отдавать постепенно. Долг бывшей партнерше вернул сразу, с глаз долой, из сердца вон. Когда в соцсетях снова появились «чувствительные рассказы», как я будто бы не возвращаю долгов, я предложил выложить в Интернет подписанную ее рукой расписку. Не понадобилось, «война» закончилась. Имени моей экс-партнерши называть не хочу, довольно известный человек, пусть ей будет хорошо, но отдельно от меня. Мы нашли помещение и работаем.
- Основной доход студии – плата, которую вносят родители учеников?
- Единственный доход. Нам не помогает ни мэр, ни губернатор, ни президент, ни спонсоры, ни ГосДеп, и я очень-очень этому рад. Помогает только Юрий Михайлович Ваксман и его киностудия «Ярсинема», другого не надо.
- Честно, рады?
- Я иногда думаю, что и слава Богу, что поддержки извне нет. Вот пришла пандемия. По всем ударило очень жестко, и первая статья расходов, которую убирали предприниматели – спонсорские взносы. Что было бы с нами, если бы мы «сидели» на спонсорстве?


Ковид как испытание. Ковид как космос.

- А как Вы вообще выживали во время разгула COVID? Ваш бизнес – уязвимее некуда, хуже любого туризма.
- После первого закрытия я спросил департамент: «На что я буду жить?» Мне обещали поддержку, и моральную, действительно, оказали. Давали советы, писали в Роспотребнадзор, по своим каналам узнавали, как можно сделать, чтобы можно было начать работать.
- Консультационная поддержка, административный ресурс и прочее – чудесно, но деньги-то где брать? Или у Вас льготы?
- Аренду и прочие платежи мне никто ни на копейку не снижает. Я мог бы предложить родителям заниматься онлайн, но это была бы профанация. Творчеством онлайн заниматься нельзя, занятия – онлайн, которые у нас будут - лишь «вишенка на тортик», дополнение. Основной учебный процесс требует живого общения. Кредит я не потяну. Я объяснил ситуацию родителям, и спросил готовы ли они платить за месяц в полном объеме при уменьшении количества занятий? Знаете, что ответили? «Сергеич, ты чего? Конечно заплатим, раз надо».
- Но «вирусное безумие» неизвестно сколько продлится. Дальше-то как?
- Есть план, пошагово просчитанный, по срокам.
- Судя по выражению Вашего лица, секрет?
- Угадали. Секрет.

«Компот» vs «Ералаш». В разных галактиках?

- Киножурнал «Компот» сравнивают с «Ералашем». Что такое «Ералаш» для «Компота»? Образец? Конкурент?
ВС.jpg- На момент, когда мы открывались, студия «Ералаш» работала в Ярославле уже около 1,5 лет. После первого показа «Компота» на телевидении, закрылась через 2 недели. Дети ушли к нам. Наверное, в «Ералаше» не очень нас любят. Я с детства обожал смотреть «Ералаш», ничего другого в наше время не было. Ранний «Ералаш» - хорошие, добрые выпуски, они смешили и учили. То, что сейчас происходит с «Ералашем» мне не нравится. Когда создатель киножурнала, Борис Викторович Грачевский, слег с коронавирусом, я до последнего надеялся, что мэтр выздоровеет. Не сбылось. Сейчас дорогой «Ералаша» идти некуда, мне кажется, они утратили цель. Вначале нам хотелось частично повторить формат раннего «Ералаша» в современных реалиях. Теперь я воспринимаю «Компот» только как абсолютно самостоятельное явление.
- Как проходит учеба в студии?
- Дети проходят мастер классы 5 часов в неделю: 1 час - речь, 1 – движение, 1 – хореография, и 2 - актерское мастерство. Есть группа профориентации. В ней занимаются ученики 9-11 классов, которые твердо решили поступать в ВУЗы, и становиться артистами, они занимаются 22 часа в неделю. Экономическая составляющая в данном случае отсутствует – группа занимается за те же деньги, что и обычные группы. Это посвящение, а не бизнес.

Бывает и звезды работают бесплатно.

- Я не могу себе позволить ездить на «Мерседесе». А Вы приглашаете актеров и педагогов из Москвы, аж из самого училища имени Щукина. Как это возможно, откуда такие деньги?
- Мне никто не верит, но руку даю на отсечение, деньги ни при чем! Вначале Юрий Михайлович Ваксман давал контакты. Кто в киношном мире не знает Юрия Михайловича, тот просто не в киношном мире. С кем-то из профессионалов я познакомился на фестивалях. Им нравилось то, что мы делаем, они охотно делились своими контактами, рекомендовали знакомым прислушаться к нашим предложениям. Результат - 90% «звезд», с которыми мы дружим, которые к нам приезжают, которые у нас снимаются, делают это бесплатно. Максимум - я оплачиваю трансфер, питание и гостиницу. Они просто видят, что «Компот» - что-то необычное, им интересно.
Со многими «звездами» мы, кстати познакомились в пандемию. Думали, чем бы заняться во время вынужденной паузы, решили наш Instagram развивать. Три недели подряд, с понедельника по пятницу, делали прямые эфиры со «звездами». Я находил телефоны, звонил, а они-то сидели дома, были свободны! Кто у нас только не был! И Максим Аверин, и Кирилл Кяро, и Вадим Андреев, куча народу. Общались по целому часу, ребята вопросы задавали в прямом эфире. Теперь наши собеседники нас знают, и когда мне будет нужен тот или иной актер, я просто позвоню, и подстроюсь под его график.
осовская.jpgС «Щукой» - тоже наследие фестиваля, имени Фаины Раневской. Ребята хорошо показались, прошли в финал. Нам сказали – обязательно приезжайте, будет Мария Петровна Оссовская, профессор, завкафедрой речи в «Щуке», второй человек по сценической речи в России. Финал из-за пандемии перенесли, а у меня ребята поступают в театральные ВУЗы. Кстати, 100% желающих «компотовцев» поступают успешно. В этом году 2 человека поступили в ИСИ на курс к Агапову, все педагоги – актеры "ЛенКома". Там только на первом потоке предварительного тура слушались 300 абитуриентов, потом их стало в разы больше. Агапов взял 35 человек на 3 тур, и только 7 - сразу на экзамен. Мои Лиза и Даня были среди них. До этого они пытались поступить в «Щуку», прошли до экзамена.
На предварительном туре в «Щуке» было 67 тысяч(!!!) заявок, на последний экзамен прошли 60, в том числе – мои ребята. Именно во время поступления я позвонил Оссовской и попросил посмотреть ребят. Она согласилась, отказалась от денег. И мы поехали в «Щуку», на Арбат. Послушав, Мария Петровна сказала, что ребята сильные, хорошие, посоветовала что брать по репертуару. Какие последствия знакомства? Лавинообразные. Каждую зиму, после зимних каникул, мы проводим выездной интенсив по сценической речи, с утра до вечера занимаемся. Я позвонил Марие Петровне, и она приехала на три дня, несмотря на то, что у нее была сессия. Оссовская влюбилась в наших детей. Сказала, что они, дети, подготовлены лучше многих взрослых абитуриентов, проступающих в «Щуку». Она прослушала всех семерых ребят, которые решили в следующем году поступать в театральные ВУЗы. Честно сказала, кто может пытаться пройти в «Щуку», кому надо работать, кто обычный. Без вранья, без лести, по-честному. Каждому дала советы. И сама, без всяких просьб, предложила приехать к ней в марте, когда будет «окно», еще раз прослушаться. А я, человек наглый, всегда хочу больше чем есть, сколько бы не дали. Говорю: «Хочу сделать целевой набор в «Щуке». Целевой набор – это мечта. Министерство культуры оплачивает обучение будущих артистов, а они после диплома на 5 лет возвращаются работать в город, из которого приехали. Шансы поступления на целевом наборе несравнимы с обычным. Оссовская отвечает: «На этот год не успеешь. Я: «А на следующий?» Оссовская: «Я спрошу». Чуть позже пишет из Москвы: «Да, звони Князеву». Ректору «Щуки» Князеву. Вот так. Руководитель ярославской студии. Буду звонить. Дело, как видите, не всегда в деньгах, дело в движении.

Бренд. Франшиза... И передача опыта французскому кино.

 - Есть ли у Вашей студии планы развития?
- Я по жизни максималист, хочется постоянного движения. Нацелился на продажу франшизы. В 2020 году мы зарегистрировали товарный знак «киножурнал «Компот». Потратили 7 месяцев, но получилось. Сейчас готовим документы для продажи франшизы в другие города. Но не абы кому! Наличие денег – далеко не повод для того, чтобы работать под брендом «киножурнал «Компот». Мы прописали очень жесткие требования, вплоть до того, где должен висеть портрет Станиславского. Франшиза может открываться только в городе, где есть государственный театр, чтобы детьми занимались профессиональные артисты, а не аниматоры. Я буду очень плотно работать с теми, кто захочет купить франшизу, и только когда пойму, что качество останется на уровне, закреплю сделку.
- Какая проблема больше всего мешает жить «Компоту», как субъекту малого бизнеса?
- Нам бы часов в сутках побольше, и проблем не будет.
- Ситуация с законодательством регулирующим отношения бизнеса и государства ухудшается, улучшается, стабильна?
- Несомненно (и очень быстро) ухудшается. Как будто посадили кого-то сверху, и у него одна цель – загубить. Это касается и всего малого бизнеса, и конкретно сферы в которой я работаю.
- Вам известен зарубежный опыт создания студий подобных Вашей?
- На фестивале во французском городе Верден-Сюр-Гарон я общался с продюсером Жераром Дюкотелем. Он хорошо известен в киношных кругах Франции, его бабушка работала с братьями Люмьер. Когда Дюкотель увидел наш «Компот», он очень захотел нечто подобное сделать во Франции. Дальше «хотелок», конечно, дело не пошло, но когда я рассказывал как мы работаем, глаза у месье Дюкотеля были большие и круглые. Во Франции такого как у нас нет точно. За другие страны не поручусь.


Семья как достижение. Семья как космос.

фото вместе.jpg- Каково, по Вашему мнению, главное достижение «Компота»?
- Мы стали одной большой семьей.
- Как Вы оцените общий на сегодня уровень культуры и искусства в РФ?
- Уходят те, кто действительно знал, что такое настоящее искусство, творчество, театр. Свое знание они уносят с собой. Приходят те, для кого перфоманс, картинка, гораздо важнее, чем внутренняя составляющая. Они вредят, их все больше, выбора почти нет. Если не прекратится обесценивание внутреннего содержания искусства, нас ждет проблемное будущее.
- А в Ярославле та же картина?
- То, что сейчас происходит в Волковском, мне нравится. Люблю Камерный театр. На общем фоне Ярославль мне кажется культурным городом, здесь еще сохранился художественный вкус.
- Где и как обычный человек может увидеть «Компот»?
- В основном в Интернете. Там сейчас главная площадка для продвижения. Примеры вот, смотрите:

https://www.youtube.com/watch?v=e0GxjwvAqas — "Физкультура",

https://www.youtube.com/watch?v=IWiIWlh0sso — "Все что валяется",

https://www.youtube.com/watch?v=CP4vEZRcjtM  — "Подарок",

https://www.youtube.com/watch?v=qN-jDCnrDV0 — "От звонка, до звонка",

https://www.youtube.com/watch?v=lymNZSNIEDM — "Приятного аппетита".

А вот пример того, как все происходит во время съемок:

https://vk.com/kinozhurnal_kompot?z=video-129669945_456239172%2F4ccf61f58677d8a721%2Fpl_wall_-129669945 — со звездой фильмов "Бой с тенью" Денисом Никифоровым.

ВС и АВ.jpg- У Вас есть любимая книга, фильм?
- Часто перечитываю «Кино между адом и раем» Александра Митты. В кино люблю хорошую классику – Гайдая, Меньшова, обожаю Рязанова.
- «Компот» – семейный бизнес?
- Если бы жена и дети не были частью нашего «Компота», как бы я им объяснил, почему пропадаю на работе по 7 дней в неделю? Да, мы – семья, все что у нас есть лучшего – общее.

Беседовала Варвара Неянова

Опрос
Как Вам кажется за последние 10 лет Ярославль стал более провинциальным городом или более столичным?