Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

10.04.2014
Антропология
3130
Юрий Ваксман: не знаю, что такое формат
Опытный администратор, директор театра, бизнесмен, мечтатель, но  в первую очередь - актер. Все это  один человек - Юрий Ваксман. Он известен не только в Ярославле, где он живет и работает, но и за его пределами. В среде театралов и кинодеятелей у него много друзей и единомышленников. Его активности остается только удивляться. Актер с большой буквы, он превратил свою жизнь в подмостки, на которых разыгрывается единственная пьеса бесконечного поиска себя и своего места в мире, и вместе с тем - служение одному богу - театру.  
Юрий Ваксман: не знаю, что такое формат

Он мог бы стать более или менее удачливым актером, когда после Воронежского театрального института приехал в 1982 году в Ярославский ТЮЗ. Но для него эта роль оказалась тесна. Его биография – калейдоскоп событий и образов. В начале девяностых Ваксман открывает бар в Ярославле, потом на несколько лет уезжает за границу, где пробует вести бизнес. Возвращается в Россию, создает в городе первого русского театра кафе «Актер», а в 1999 году его стараниями появляется единственный в городе частный камерный театр, где до сих пор он остается бессменным директором и одним из ведущих актеров. Вместе с тем, Ваксман - идейный вдохновитель и создатель первой в Ярославле киностудии - «Ярсинема».

Наша сегодняшняя беседа с человеком, который сделал театр не только профессией, но и смыслом своей жизни.

Юрий Михайлович, Вы в большей степени актер или бизнесмен?

- Всегда, в первую очередь - актер. Мой бизнес, «Ярсинема», ресторан «Актер» - все работает на идею. Идея - делать хороший творческий проект. Моя мечта снять картину, которая бы стала культовой. Нечто серьезное. Типа наших спектаклей в камерном - «Моцарт и Сальери» или «Интервью». Мы уже делаем картины. Они чисто фестивальные, никакой коммерции. Мы можем, должны что-то делать.

Выходит, кино для Вас не коммерческий проект, а творчество. Но как это укладывается в формат современного общества, основанного на религии денег?

Я выстраиваю систему компаний производящих кино и принимающих съемки кинокартин. К тому же мы организуем в Ярославле фестивали. Они - составляющая рекламных, имиджевых акций, которые помогают людям узнать, что есть некая компания, производящая кино, кроме Москвы и Питера. На сегодняшний день мы приняли более 120 картин, кроме этого мы сняли уже восемь своих фильмов. Для города, где никогда не было киностудии это большое дело. Мы третьи в России после Москвы и Питера. Есть еще Свердловск, но там изначально была киностудия.

Зачем Вам нужно проведение кинофестивалей в Ярославле? Для чего на это тратить столько сил, времени и денег?

Имидж для города, для кинокомпании. Это важно. Вспомните кинофестиваль «Созвездие» в Ярославле, какой от него был эффект. Летом в жару, на дневном показе - полный зал. Все были удивлены. У меня есть идея сделать наш ярославский фестиваль. В городе есть все возможности для его проведения, площадки. По деньгам это было бы не много, а какой эффект! А если суперзвезда какая-то приедет, Москва к нам хлынет. Делать в январе – будут полные залы. Споры, клубы, дискуссии, это будет бомбой. Но меня не слышат. Саша Петров на кинофестивали привозит таких аниматоров! А что бы он мог сделать, если бы это был наш фестиваль! Диснеевских бы привезли. Город имеет для этого все, а деньги идут на спорт. Хочу, чтоб Ярославль стал киностолицей. У нас серьезный творческий потенциал – театры, актеры, музыканты, художники, ярославское отделение Союза кинематографистов, которое я возглавляю.

Планы есть, но вопрос в деньгах. В кино без финансовой составляющей никуда. Мечтаю об еще одной грузинской истории. Еще хочу снять картину любовную историю, новогоднюю. У меня есть планы,сценарии.

Какой хотите видеть свою киностудию через несколько лет?

У меня есть мечта - на базе «Ярсинема» сделать действующую детскую кинокомпанию. Сейчас появилась Ялтинская. Там понятно - море, юг. А у нас средняя полоса, и мы можем здесь шикарные сказки ваять.

Я хотел, чтоб основой «Ярсинема» стало детское кино, но это возможно, если государство поможет. Это же не коммерческое кино, туда не вставишь рекламу.

А те фильмы, что уже видели зрители, что Вы пытались ими сказать, и насколько они востребованы сейчас?

Я тянусь к человеческим проблемам. Я считаю одна из лучших наших новогодних картин - «Снег на голову». Она в духе «Иронии судьбы». «Клоуны» - добрейшая история. Сейчас наша картина «Прадед» участвует в конкурсе на кинофестивале в Италии. В фильме «Гербарий Маши Колосовой» у нас снималось много звезд. Это добрая женская история, но, по мнению специалистов «Второго канала», в ней слишком умный текст - ее не купили. Картина «Гидравлика» прошла шесть кинофестивалей. Участвовала в неделе российского кино в Берлине и Баден-Бадене. Мы сделали очень хорошее кино, история человеческого предательства, о праве человека возлагать на себя функции судьи - история серьезная. Но она не продается, почему - не знаю. Мне говорят – неформат.

ваксман2.pngЧто значит неформат?

Я не знаю, что такое формат. Я считаю, что любая история, говорящая о человеке - это всегда формат. Мне не понятно слово неформат. Я не понимаю, что происходит. У меня была идея, я брал деньги в долг и снимал. У меня есть картины, которые можно продать и сделать еще другие. Но их не покупают. Я не понимаю, и никто не может объяснить, почему неформат. Да, пусть на НТВ не пойдет, но в нашей стране есть другие каналы – «Первый», «Россия», «Домашний». Почему наши фильмы для них - «не формат» не понимаю.

Что сегодня, на Ваш взгляд происходит в современном кино?

Если по пятибалльной шкале, сегодня кино, в том числе и сериальное, начинает возрождаться. Я оцениваю его на крепкую четверку, если раньше была тройка. Например, сериал «Жизнь и судьба» - потрясающая литература и потрясающее кино. Качество картин и их влияние увеличиваются. На ТВ другая ситуация, скорее понижение, с четверки на тройку. Передачи неинтересные, скучные, не всегда понятные комедийные блоки, сериальный контент, который идет в дневное, а иногда и в вечернее, так себе. Помню, еще 5-6 лет назад на телевидении были интересные споры, с ними можно было не соглашаться, но смотреть - интересно. Передачи остались, а актуальность потеряна. Я очень любил документальное кино. Сейчас оно пропадает или идет поздно вечером.

Мечтая создать детскую киностудию, у Вас, вероятно, есть четкое представление, о картинах, которые Вы стали бы снимать. Есть ли какие-то образцы для подражания, современные или фильмы прошлых лет?

Я очень люблю трогательное детское кино, так называемого советского периода - «Розыгрыш», «В моей смерти прошу винить Клаву К.», все сказки Роу, подростковое кино – «Кортик», фильмы Ролана Быкова.

Из современных не видел таких фильмов. Мы теряем целое поколение, не имея такого кино. Эти картины влияют на формирование человека. Возьмите любой из них - какие там идеалы: первая любовь, отношения между людьми, добро и зло, отношения между одноклассниками. Школа и класс - это маленькие государства, где и формируется человек. Эти идеалы важны сегодня. Дело не в советском времени. Благодаря кино у детей формируются жизненные цели, идеалы. Во что играют сейчас дети? «Warcraft», а мы играли в тимуровцев.

В чем особенность Вашего камерного театра?

Мы по особому подходим к выбору материала, драматургии. Постановочная часть сильна благодаря гениальному режиссеру Владимиру Воронцову. Я ему безгранично доверяю. Могу не соглашаться в организационных делах, отношениях человеческих, но в творчестве - безоговорочно. На нем полностью держится театр. Воронцова отличает глубокая проработка материала. Он берет драматургию и однозначно через нас, актеров, доносит свою мысль до зрителя. От этого увеличивается глубина восприятия материала. Он не конъюнктурщик, проповедует психологичекий театр. Я могу смотреть другие, временами очень талантливые вещи, но это не мой театр. Я бы не хотел в таких спектаклях, допустим, играть. Мне важнее то, что я делаю на сцене у Воронцова сегодня. Я знаю, ради чего работаю, что даю зрителю и получаю в результате. В спектакле «Интервью» ставлю вопрос - может ли система поступать по-человечески, а не по закону. Почему в Америке эта пьеса не шла, хоть и получила пулитцеровскую премию? Очевидно, она оказалась вредна для их умов. В ней система и человек, и система дет сбой, когда встречается с человеческой проблемой. С точки зрения закона – невозможно, но с позиции человеческой морали - правильно. В «Моцарте» другая ситуация. Хочу донести до зрителя - если убрать из нашей жизни самое главное - классику, литературу, все то, чем мы живем, дышим, что нас формирует, мы станем ничем.

Как удается создать поразительное ощущение искренности в игре актеров?

Сцена диктует и на больших подмостках технологически по-другому работает артист. Один вопрос: «Ты любишь меня?», - полушепотом на камерной сцене совсем не то, что выкрикнутый на надрыве в большом зале. Разные ощущения. Когда есть полутона проще удержать связь со зрителем, искренность отношений. Нашу камерную сцену сознательно сделал Воронцов. Актер приспосабливается к той площадке, что есть. Наш театр держится на классике. Она никогда не умрет, как могут умереть идеи классики? Но ее надо уметь подавать. На нашем маленьком пространстве мы можем позволить воплотить массу форм и идей, вплоть до сигарет, все подробности выстраивания атмосферы. Наши зрители, те, кому нужен глоток чеховского воздуха, к нам всегда придут.

На Ваш взгляд, задача театра - пробуждать в зрителе доброе, светлое или для большего понимания опуститься на обывательский уровень?

Театр не должен опускаться до уровня зрителя. Но сейчас немного другая эстетика. Мне очень нравится «Орфей и Эвредика» в Волковском театре. С 2008 года он серьезно поднялся с новой командой. Это не комплимент, говорю как профессионал. Он не зря взял «Золотую маску». Многое в театре зависит от художественной позиции. Но есть еще нюанс - нам проще мы независимы, делаем то, что хочется. А у них - планы, заполнить зал на тысячу мест. Я понимаю их, работал в государственном театре как актер. Им надо привлекать зрителя в театр, молодого зрителя. Нам не надо, у нас 90 мест, и есть свой зритель, а Волковскому это нужно. Им нужно разговаривать с молодежью на ее языке. Я не видел «Ромео и Джульетта». Но слышал отзывы и знаю, что великую мысль любви молодые зрители там чувствуют. Результат достигнут, молодежь идет. Значит зацепили. А если правильно, что такой язык и форма? На классику сегодняшние молодые, может бы, и не пошли.

Были ли мысли оставить сцену и заняться кино, фестивалями?

Не оставлю сцену. Все, что делаю - кино и театр - все, чтобы иметь возможность играть то, что хочется, у своего режиссера.

Ничто не заменит последние три минуты финала любого спектакля и встреча зрителей после него. Волнует, когда зритель стоит и молчит, ошарашенный минуту, зал как одно целое, потом - овации. Эти секунды паузы перед овацией стоят дорого, ты понимаешь - их взорвал. Это жизнь.

Интервью взяла Анастасия Леонидова

Вместо предисловия

Ярославский камерный театр давно заслужил себе добрую славу не только в родном городе, но и далеко за его пределами. Мощная команда профессионалов, актуальный репертуар, виртуозное владение принципами русской реалистической психологической школы в постановках главного режиссера Владимира Воронцова, в результате практически каждый спектакль проходит при аншлаге, а билеты на некоторые постановки нужно бронировать почти за месяц.

Театр неоднократно и с успехом гастролировал на сцене Санкт-Петербургского Молодежного театра на Фонтанке. В 2006 он участвовал во II Международном фестивале «ОТКРЫТОЕ ПРОСТРАНСТВО ТЕАТРОВ «ИЗ НИЧЕГО», и открывал его спектаклем «Дон Кихот. Версия умалишенных». Театр был признан лучшим, а ведущая актриса - Замира Колхиева получила приз за лучшую женскую роль. Также театр бывал с гастролями и в Москве, на сцене центра им. Вс. Мейерхольда. Ярославский камерный – лауреат Екатеринбургского фестиваля «Реальный театр».

Сегодня сложно представить, что Камерный начинался практически с нуля. Первый спектакль «Интервью» трое энтузиастов Юрий Ваксман, его друзья и единомышленники – актер Владимир Гусев и режиссер Владимир Воронцов, не имея помещения, репетировали в ресторане «Актер», когда он закрывался для посетителей. Там же два сезона отыграли спектакль.

«Интервью» имел потрясающий успех в Ярославле. Показанный в Москве в рамках Московского фестиваля имени И. Смоктуновского в 2000-м году вне конкурсной программы, он, тем не менее, был удостоен высшей награды фестиваля - Хрустального кубка - сразу в четырех номинациях: за лучший спектакль, за лучшую режиссуру и за обе мужские роли. После подобного признания театральной элиты стало ясно, что родился новый театр – ярославский камерный театр под руководством Владимира Воронцова. Вскоре он обрел и свою собственную сцену, переехав из кафе «Актер» в здание бывшего кинотеатра «Арс».

Спектакли камерного театра создают поразительное ощущение искренности и единения. Зал - составная часть сцены, а зрители - участники действа. Вместе с героями они смеются и плачут, грустят и сомневаются. И хотя в них нет словесного контакта со зрителем, зато есть более мощный, неразрывный эмоциональный.

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?