«Запад есть запад, восток есть восток, и вместе им не сойтись», - говорил когда-то Редьярд Киплинг. И, в общем, был прав. Однако у некоторых правил всё же бывают исключения. На субъективный взгляд автора, опровергнуть утверждение знаменитого сына Альбиона получилось у cтолицы Белоруссии. В силу своей исторической судьбы и географического положения Минск всегда находился на стыке территорий, культур и религий. Здесь вполне мирно уживались представители самых различных конфессий и национальностей – русские, белорусы, поляки, татары, литовцы, евреи и многие другие. Притом, что сам город значительную часть своей весьма богатой биографии всегда был между Москвой и Варшавой, православием и католичеством, патриархальностью и революционностью, миром и войной. А всего какие-то восемьдесят лет назад – между жизнью и смертью. Но Минск выбрал первую, не склонил головы, не пал духом и не канул в Лету. Словно птица Феникс, он смог не только возродиться из пепла (в прямом смысле этого слова), но и сохранить своё лицо. Доброе, открытое, симпатичное. И точно неповторимое. В чём ниже и будет предложено убедиться уважаемым читателям нашей постоянной рубрики.
Комфортный мегаполис
Первое и, пожалуй, самое удивительное впечатление от Минска состоит в том, что при населении в 2 миллиона человек (без учёта довольно многочисленных пригородов, которые тесно связаны со столицей) он мало похож на мегаполис. Город совершенно спокойный и неторопливый. Здесь отсутствует столь привычная (увы) для нас суета и, что уж совсем удивительно, ещё более привычные ежедневные пробки. Конечно, заторы на оживлённых трассах иногда встречаются. Но это, как говорится, явление из ряда вон. А относительно большое скопление горожан и гостей белорусской столицы можно встретить, пожалуй, лишь в самых людных местах. Скажем на улице Немига, в Верхнем городе или в вестибюлях станций метро «Площадь Ленина» и «Октябрьская» (Кастрычницкая).
Отчасти сложившемуся положению дел способствует развития система общественного транспорта, которая представлена буквально всеми его видами. В Минске работает метро, автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное и обычное такси, а также городская электричка. Стоимость проезда везде составляет 1 белорусский рубль, что в переводе на наши деньги – 27 рублей. То есть существенно ниже, чем даже в Ярославле (38 рублей), не говоря уже про Москву. При этом, заработная плата в «транспортном цехе» выше, чем у нас, и вообще более чем приличная. Скажем, государственное предприятие «Минсктранс», приглашая на работу водителей, предлагает им в среднем 4 тысячи белорусских рублей (108 тысяч наших). В наземном транспорте имеются валидаторы. Однако билет можно приобрести и у водителя за наличный расчёт. Приятным бонусом в последнем случае является привет из советского детства (для тех, кто родом из СССР): билетик нужно «пробить». Правда, компостеры уже лет десять как электронные, а не механические. Но добрую ностальгию это не отменяет.
Самым «молодым» видом транспорта является метро. Его открыли в 1984 году, и тогда в городе была всего одна линия (Московская) с 8 станциями. Сейчас линий три (ещё Автозаводская и Зеленолужская, которая продолжает строиться, общей протяжённостью почти 45 километров), а станций уже 36, притом ещё 4 строятся и 10 проектируются. Так что минское метро вполне успешно развивается. И, как в российской столице, уже вышло за пределы МКАД (Минской кольцевой автодороги) – в микрорайон Уручье. К слову, оплатить проезд здесь можно обычной российской картой «Мир» - автоматически спишутся всё те же 27 рублей.
В свою очередь, самый «старый» городской транспорт (разумеется, не считая давно несуществующей конки) – автобус. Он действует с 1924 года. Сегодня парк представлен всевозможными модификациями «МАЗ», в том числе среднего, большого и особо большого классов, включая довольно интересные трёхосные машины. Все они жёлтого цвета, как в Ярославле. К слову, на регулярных маршрутах у нас в городе также используются некоторые «мазовские» модели. А вот троллейбусная система в Минске (действует с 1952 года) вообще является самой большой в мире по количеству и длине маршрутов. Последних в городе больше 60-ти, общей протяженностью порядка 1400 километров!
Так что в Минске троллейбус – это не «бедный родственник», а полноценный участник движения, прочное и незаменимое звено в системе городского общественного транспорта. Подвижной состав, окрашенный в светлозелёный и мятный цвета, представлен двумя производителями – опять-таки, «МАЗом» и ещё одним местным предприятием - «Белкоммунмаш». Отдельные модели последнего выпускаются в особо большом классе («гармошки»), что свидетельствует о востребованности и популярности троллейбуса среди минчан. Притом, самая последняя модификация за цвет и характерный внешний вид ласково прозвана горожанами «сороконожкой».
Некоторые троллейбусы также работают в режиме увеличенного автономного хода. И упор в столице Белоруссии сделан именно на них, а не на электробусы, как сейчас у нас. Хотя электробусы в Минске также имеются. Наконец, трамвай. Он представлен куда скромнее, всего 8 маршрутами. Но он есть, и вполне неплохо работает аж с 1929 года. Притом, вагоны ходят и в центр (к железнодорожному вокзалу и далее к началу проспекта Независимости), и по крупным магистралям (например, по проспекту Машерова), а также возят людей из спальных районов и с рабочих окраин. Машины разного возраста. Представлены главным образом упомянутым «Белкоммунмашем», также есть немного заграничных «Штадлеров».
И ещё один принципиальный момент, на который нельзя не обратить внимание. Практически по всему городу проложены велодорожки, а на главных улицах обустроены очень широкие тротуары. Так что удобство обеспечено не только для автомобилистов, но и для тех, кто передвигается на своих двоих … ногах или колёсах. И это в чём-то роднит Минск с европейскими городами. Также стоит отметить культуру вождения, которая здесь на высоте. Так, перед всеми пешеходными переходами водители тормозят заранее, и пропускают пешеходов абсолютно спокойно, без надрыва и «езды по пяткам». Правда, местные говорят, что на сей счёт предусмотрены внушительные штрафы, которые фиксируются в автоматическом режиме многочисленными камерами. Однако на скромный взгляд автора, это тот случай, когда строгость явно во благо. Ибо обеспечивает порядок.
Отсутствие суеты, комфорт, взаимоуважение и порядок накладывают отпечаток на образ жизни самих минчан. Они спокойны, вежливы, неторопливы. Порой со стороны порой могут показаться даже немного медлительными. Правда, не как в анекдоте: далеко ли до Таллина? Кстати, до Таллина от Минска дальше, чем до Москвы. Вместе с тем, у горожан есть дух предпринимательства, они как бы с некоторой хитрецой. Возможно, здесь сказывается историческая память и вековое соседство. Недаром же к началу 20 века Минск был на 60% - это еврейский город. Очевидно, от «сынов Израилевых» минчане и унаследовали деловые качества. Есть даже такой анекдот: «Что делает белорус, когда у него заканчиваются деньги? Он идёт менять доллары». И здесь мы снова видим причудливое сочетание востока и запада, неторопливости и предприимчивости, созерцательности и коммерческой жилки.
При этом, в Минске, как и во всей Белоруссии, взят уверенный курс на поддержку отечественного производителя. И не на словах, а на деле. В каждом крупном магазине или торговом центре есть вывески «Купляйце беларускае» или «Зроблена у Беларуси». Притом, речь не про скромные полочки, а про полноценные витрины, стеллажи и даже целые отделы. Скажем, ассортимент трёхэтажного подземного ТЦ «Столица», расположенного на площади Независимости в двух шагах от Дома Правительства Республики Беларусь (этакий аналог московского «Охотного ряда»), наверное, процентов на восемьдесят представлен местными торговыми марками.
И отчего не продавать, если в Белоруссии, практически как в Греции, всё есть. Ну, или почти всё. Не нуждается в представлении белорусский трикотаж, текстильные изделия и обувь. Милым дамам хорошо знакома косметика марок «Белита» и «Витекс». Любители сладкого наверняка найдут товары по вкусу у кондитерских фабрик «Коммунарка», «Спартак» или «Красный пищевик». Разумеется, широко представлен ассортимент всевозможных сыров (от гауды, маасдама и пармезана до «российского» и «голландского») и всей молочной продукции. Любители горячительных напитков найдут не менее достойную линейку алкоголя – от водки и самогона до различных настоек, бальзамов и даже шампанского. Качество товаров, при этом, остаётся на самом достойном уровне. А ведь ещё есть электроника и бытовая техника («Горизонт», «Атлант» и другие), часы «Луч», детские игрушки «Полесье», велосипеды «Аист», мотоциклы «Минск», и много чего ещё. Расплачиваться везде опять-таки можно нашей картой «Мир». Кое-где принимают даже российские рубли. Нет проблем и со снятием всех «ходовых» наличных в банкоматах.
Помимо «торгового» патриотизма у белорусов развит и патриотизм гражданский. Настоящий. Без перегибов и лубочности. Что, разумеется, отражается и на облике Минска. В городе повсеместно можно увидеть государственные символы страны. Буквально через дом развеваются флаги. Притом, вне зависимости от того, учреждение это или жилое здание, элитный ЖК или скромная «хрущёвка». Тетрадки и ежедневники в красно-зелёных цветах и с белорусским орнаментом, гербы, флажки, значки продаются даже в продуктовых магазинах. Активно используется и национальная символика – вышивка, зубры, аисты и, конечно, васильки.
Есть даже одноимённый сетевой ресторан белорусской кухни, куда в выходные в центре Минска даже выстраивается очередь. А, к примеру, авиакомпания «Белавиа» выдает своим пассажирам стаканчики с васильками и десерты в ярко-синей упаковке. Стилизованные узоры в виде красных или голубых цветочков имеются даже на стенах жилых домов, включая агрогородки в сельской местности. Однако чувство национальной гордости не мешает с уважением относиться к другим народам. И в первую очередь, это выражается в общении. Русский язык в Белоруссии имеет статус государственного и распространён повсеместно. На нем идут даже передачи республиканского государственного телевидения. Его считают языком повседневной коммуникации. И это притом, что, собственно, белорусский в качестве такового указывают всего 7% населения. Так что никаких языковых барьеров нет. И в Минске вас ждёт воистину братский приём.
Конечно, рассказ о характере минчан и портрете города был бы неполным вне темы Великой Отечественной войны. Для Белоруссии она - особая. Наверное, не будет преувеличением сказать, что республика пострадала от фашизма больше всех остальных территорий СССР. Здесь погиб каждый третий житель. За три года оккупации нацисты истребили более 2 357 000 человек. Притом, две трети из них – это гражданское население. Очень показательный факт для тех, кто сегодня активно пытается переписать историю и замолчать зверства вермахта и частей СС. При этом, за первые дни Великой Отечественной только в Беларуси гитлеровцы потеряли больше солдат и офицеров, чем за два года войны во всей Европе. Таким мощным было сопротивление! В рядах Красной армии воевали 1 300 000 уроженцев республики. А в тылу врага сражались около миллиона партизан.
О подвиге народа рассказывают в Белорусском государственном музее Великой Отечественной войны. И, честно сказать, это один из лучших музейных комплексов, который мне довелось видеть. Только вдумайтесь: его предтечей стала выставка в Москве, организованная ещё в 1942 году, а решение о создании самого музея было принято в 1943 году, когда до Победы оставалось ещё почти полтора года, одна часть республики оставалась под гнётом фашистов, а в другой шли тяжёлые бои. В свою очередь, две первые экспозиции в самом Минске открыли уже 22 октября 1944 года (город был освобождён 3 июня – менее четырёх месяцев назад). Только один этот факт уже достоин огромного уважения.
За свою 80-летнюю историю музей сменил несколько зданий, а с 2014 года размещается в новом монументальном комплексе на проспекте Победителей. Здесь же установлена стела «Минск – город-Герой» (звание было присвоено в 1974 году). Экспозиция самого музея представлена 10-ю залами (в которых не упущен, кажется, ни один момент из летописи военных лет), а также торжественным Залом Победы под большим стеклянным куполом, над которым развевается советский красный флаг, где перечислены имена героев Советского Союза – уроженцев республики и воинов, отличившихся при её освобождении, а также соединения фронтов и партизанских формирований, воевавших на территории Белоруссии. Ежегодно музей посещают около 570 000 человек. И к ним однозначно стоит присоединиться.
Притом, что важно. Не покидает ощущение, что в Минске историю Великой Отечественной чувствуют как-то по-особому. Менее официозно что ли, более продумано и очень душевно. По всему городу – от стен зданий до переходов метро, развешаны плакаты на тему 80-летия Победы. А в памятниках, мемориалах и музеях выверена каждая деталь. И это здорово. Ибо в таких деталях как раз и выражается память народа, подвиг которого бессмертен. Впрочем, данное обстоятельство касается не только периода 1941-1945 годов, но и других военных операций. Например, в самом центре в пойме реки Свислочь обустроен Остров Мужества и Скорби, посвящённый белорусским воинам-интернационалистам, павшим в Афганистане. В этой войне принимали участие более 30 000 белорусов, почти 800 из них погибли.
При входе на Остров Мужества – бронзовая скульптура Божьей Матери. Чуть поодаль - Часовня-памятник, где установлены четыре алтаря с табличками, на которых высечены имена погибших солдат. Рядом – скульптуры скорбящих женщин. На другом краю Острова – композиция «Плачущий Ангел», установленная в память «афганцев», умерших от физических и душевных ран уже дома. Завершают оформление валуны с названиями городов Афганистана, символизирующие суровый горный ландшафт этой страны, и поминальный стол, выполненный из сваренных между собой бронированных частей боевых машин. Честно говоря, вспомнить аналогичные комплексы трудно. Во всяком случае, минский точно один из самых лучших.
В массовом сознании существует мнение, что Минск, как и всю Белоруссию, считают этаким «советским заповедником». Отчасти это действительно так, притом в самом хорошем смысле этого слова. Общеизвестно, что столица республики славится монументальными ансамблями в стиле «советского классицизма». За что Минск даже называют «Петербургом Сталина». Часть проспекта Независимости от площади Независимости до площади Победы, где такие здания наиболее интересны и их особенно много, даже хотели включить в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Но не случилось – помешал несколько выбивающийся из общего ряда массивный Дворец Республики – знаменитый позднесоветский долгострой на Октябрьской площади. Впрочем, ценности ансамбля всё это не отменяет. Особенно, если знать, в каких тяжелейших условиях он был создан.
Как известно, Минск был значительно (порядка 80%) разрушен во время Великой Отечественной войны. И одно время в руководстве страны даже обсуждалась идея не восстанавливать город и перенести столицу БССР в Могилёв. Однако в итоге она не нашла поддержки. Город возродили, дабы показать на его примере стойкость и силу духа народа-победителя. Благодаря этому появились такие роскошные памятники, как «Минские ворота» у железнодорожного вокзала, здание Почтампта, главного универсального магазина, КГБ, дворца культуры профсоюзов, государственного цирка и многие другие. Конечно же, отдельного упоминания заслуживает архитектурный ансамбль площади Победы.
Впрочем, советский Минск – это не только «сталинский ампир», но и конструктивизм. В этом стиле выдержаны два самых известных памятника творения архитектора Иосифа Лангбарда – колоссальный Дом Правительства и футуристический Театр оперы и балета. Оба, к счастью, пережили войну. И сегодня вполне органично соседствуют с Красным костёлом и историческими кварталами Троицкого предместья. Ещё одной, уже топонимической особенностью Минска, является поистине огромное количество сохранившихся советских названий улиц. Ленина, Дзержинского, Маркса, Энгельса, Розы Люксембург, Карла Либкнехта, Коммунистическая, Первомайская, Комсомольская, Советская, Интернациональная, Революционная – список можно продолжать ещё долго. И даже вышеупомянутая Московская линия метро осталась таковой едва ли не последней в постсоветских республиках (есть ещё одноименная станция метро, улица и даже целый городской район). Конечно, в городе есть и уже неоднократно упоминавшийся проспект Независимости (Незалежности, бывший проспект Франциска Скорины, Ленинский, проспект Сталина, улица Захарьевская). Но это едва ли не единственный подобный пример.
При этом, история Минска, конечно, не ограничивается советским периодом и насчитывает уже почти тысячу лет - с момента первого упоминания города в Летописи под 1067 годом. Тогда он входил в восточнославянское Полоцкое княжество. Потом был период Великого Княжества Литовского, когда Минск в 1499 году Минск получил так называемое «магдебургское право» на самоуправление и ввёл эталоны общеевропейской метрической системы (в известном смысле, вошёл в состав этакого средневекового «Евросоюза»). Напоминанием об этом событии стал установленный уже в наше время на площади Свободы памятник «городские весы». И вновь «пересечение» Востока и Запада. С конца 16 века Минск находился в составе Речи Посполитой, а с конца 18 столетия – в Российской империи.
В силу серьёзных разрушений в период войны памятников того периода осталось немного. Однако они есть. В принципе, частички дореволюционного города разбросаны практически по всему центру Минска. И хотя бы один старый дом есть почти на каждой улице в этом районе. Наиболее цельные – Верхний город с Лавским предместьем, Троицкое предместье за Свислочью и Раковское предместье за Немигой. Лучше всего в плане историчности сохранилось последнее. Далее идёт Троицкое предместье, точнее – его малая часть, практически один квартал. Часть домов тут оригинальные, часть – реконструированные. Однако здесь мы можем видеть первый в республике пример комплексного восстановления исторической застройки. Верхний город (точнее, то, что от него осталось) и Лавское предместье – в большей степени «новодел», хотя здесь также есть оригинальные (полностью, либо в значительной степени) строения. Например, Собор Сошествия Святого Духа, костёл Святого Иосифа, архикафедральный Собор Девы Марии, гостиный двор, монастырь базилианок и другие.
Однако и нового в Минске тоже достаточно. Признанными современными достопримечательностями города стали здания Национальной библиотеки (в форме алмаза), появившееся в 2006 году, культурно-спортивный комплекс «Минск-Арена», открытый в 2010-м, уже упомянутый государственный музей Великой Отечественной Войны (2014) и другие. В Минске строят современные офисные и торговые центры из стекла и бетона, массово возводятся новые жилые комплексы, университетские корпуса и общежития. Ещё один любопытный момент – в городе довольно много казино. Как известно, у нас игорный бизнес легализован лишь на территории 4 специальных зон. Так что разговоры о какой-то запредельной строгости в Белоруссии явно преувеличены.
В завершении также хочется отдельно отметить, что город очень зелёный. На территории Минска большое количество парков, лесопарковых и других зелёных зон. Что, с учётом серьёзного промышленного характера местной экономики (работает множество крупных заводов) благотворно влияет на экологию, что признают и сами минчане. К тому же, город не загажен коммерческой рекламой. Конечно, она есть. Но не в очень больших количествах. И в адекватных формах. Зато много рекламы социальной. Притом, в весьма оригинальном исполнении. И это радует.
И ещё здесь очень чисто. Возможно, своё отпечаток накладывает тот факт, что 2025 год объявлен по всей стране «Годом благоустройства». Но, скорее всего, дело в менталитете и какой-то особой сознательности граждан. Честно, за всё время я не увидел ни одной бумажки или окурка, а выпавшую из урны бутылку из-под газировки наблюдал всего один раз, и то на рабочей окраине. Нет в городе и жутких граффити, от которых так страдает наш родной Ярославль. Хотя есть красивые муралы. И дело, наверное, не в том, что белорусы не имеют вредных привычек. Просто их, по всей вероятности, не принято оставлять напоказ. Как не принято и мусорить. Это в головах и в крови. И это также достойно уважения.
После всего вышеперечисленного не стоит удивляться, что с каждым годом Минск становится всё более популярным у наших туристов. По данным сервиса «Туту», в столице бронируют отели большинство гостей из России, посещающих Беларусь (почти 84% от общего количества заявок по республике). Только на минувшие майские праздники здесь побывало больше 300 тысяч россиян. Уверен, что эта цифра будет только расти. Как и количество туристов из других стран. Потому что в Минске действительно есть не только то, что можно посмотреть, но и то, чему стоит поучиться!
МИХАИЛ БОРОДИН