ПЕСНЯ ПРО ЗАЙЦЕВ-МАЗАЙЦЕВ. Или сказ о том, как ярославцам у соседей-костромичей уму-разуму да креатива-выдумки набраться
Чего греха таить, любят величать наш Ярославль громкими титулами. Мы и «Столица «Золотого кольца», и «Главный город Верхневолжья», и «Туристическая Мекка». И гостей со всех волостей в наши края год от года всё прибывает (если верить властям). И всевозможных заведений едальных, питейных, развлекательных да познавательных у нас на любой вкус. И, вроде бы, не поспоришь: всё так. Но в то же время, не совсем так. И для нас, живущих здесь, это особенно заметно. Вот скажем, какие новые интересные объекты появились в Ярославле за последние лет пять? Не считая пары частных музеев, дорогущих отелей да «отпечатанных» в плитке «медвежьих лап». Трудновато вспомнить, правда? Потому что их нет! А что глобального восстановили из небытия? Если не брать во внимание Спасо-Афанасиевский монастырь, последние работы в котором завершились аккурат в 2019 году, тоже ничего. Зато куда больше снесено, сгорело или постепенно разрушается от бесхозяйственности владельцев и равнодушия властей. Не радуют глаз некогда красивые парки и когда-то богатые фасады. Везде печать какого-то равнодушия, запустения и упадка. Между тем, соседи с их, казалось бы, куда более скромным потенциалом, стараются использовать его на полную катушку. И получается у них знатно! Взять ту же Кострому. Областной центр, на который у нас смотрят если не свысока, то уж точно не как на город, у которого можно чему-то поучиться. А зря! За те же пять лет там совершили колоссальный рывок. Костромичи с нуля восстанавливают великолепные храмы, запускают интересные квесты, (притом, не только для туристов, но и для самих жителей), по максимуму используют местные «изюминки» и просто делают свою малую Родину лучше! Не для красного словца да яркого буклета, а по-настоящему, по-хозяйски. И каждый день! В чём лично убедился и Ваш покорный слуга, за последнее время несколько раз побывавший у соседей. И теперь с удовольствием готовый поделиться наблюдениями и рассказать: чему можно поучиться у Костромы?
Начнём с памятника, который просто не может не обратить на себя внимание во всех смыслах этого слова. И, вместе с тем, глубоко западает в душу. Это Богоявленский собор бывшего Костромского кремля. От построек на территории самой крепости почти ничего не осталось, на её месте давно бразбит центральный городской парк. И если уважаемые читатели побывали здесь хотя бы лет 10 назад, то не увидели бы и храма. Построенный в конце 18 столетия знаменитым архитектором-самоучкой Степаном Воротиловым, он был разрушен в 1934 году.
В 2015 году началось воссоздание святыни. Работа заняла 8 долгих лет. Честно говоря, труд титанический. Особенно с учётом того, что восстанавливали собор в первозданных формах. Автор был в Костроме летом 2018 года. Тогда площадка была обнесена глухим строительным забором, за которым едва угадывались очертания будущей соборной колокольни. Сегодня 64-метровая звонница небесно-голубого цвета видна едва ли не со всех концов центра, и совершенно по-другому формирует городскую панораму с Волги. Говорят, раньше при ясной погоде с неё было видно Ярославль. Наверное, и сейчас разглядеть получится. Кстати, колокола для нового-старого храма отливали у нас, на заводе Шуваловых в Тутаеве.
А само восстановление святыни стало возможным благодаря пожертвованию известного благотворителя, бизнесмена Виктора Тырышкина. Для нас тоже далеко не чужой человек. Его стараниями только в Ярославской области возродился Никольский монастырь в Переславле, были отреставрированы два Спасо-Преображенских собора – в Переславле и Рыбинске, храмы в Ростове, а к 1000-летию Ярославля восстановлен Успенский собор на Стрелке. Рядом с ним также хотели возвести колокольню (наш исторический храм, как и в Костроме, имел звонницу). Глядишь, и у нас панорама Волжской набережной была бы другой. Но не сложилось. А Ярославль потерял мецената, которого в итоге получила Кострома.
Кстати, храм в бывшем Кремле – отнюдь не единственный пример восстановленных или восстанавливаемых в Костроме объектов. Если взять уже 21 век, то можно вспомнить колокольню Знаменского монастыря, храм Рождества Пресвятой Богородицы в Ипатьевском монастыре, церковь Ильи Пророка и другие. Что же касается Богоявленского собора, то его освящение состоялось в сентябре прошлого года. Чин совершил сам Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Интересный факт, подмеченный в публикации «Российской газеты»: в верхнем храме собора разместили историческое паникадило - чудом сохранившийся оригинальный элемент внутреннего убранства отреставрировали местные мастера. В свою очередь, нижний предел посвятили воинам-костромичам, в разное время защищавшим Отечество. На размещенных здесь 28 плитах перечислены имена 262 Героев Советского Союза и России - уроженцев Костромской области. По-моему, очень достойно.
Память воинов-земляков также увековечена на Аллее Славы, что на Муравьёвка рядом с областной администрацией. Это ещё один уникальный объект, и даже целое явление. Создание аллеи началось ещё в 2017 году, когда здесь был открыт памятник маршалу Советского Союза Александру Михайловичу Василевскому – уроженцу Кинешемского уезда Костромской губернии. Черед два года рядом установили ещё 5 бюстов Героев Советского Союза, внесших большой вклад в Победу в Великой Отечественной войне.
Это генерал-майор И.М. Некрасов, генерал-полковник Н.А. Новиков, генерал-майор А.В. Скворцов, генерал-лейтенант Д.И. Смирнов и генерал армии М.С. Малинин. Позднее мемориал дополнили ещё 6 памятников Героям Советского Союза и полным кавалерам ордена Славы - А.И. Лебедеву, И.П. Боборыкину, А.И. Рыжову, Н.М. Хлебникову, П.А. Фирсову и Н.И. Смирнову. Чем лично мне запомнилась и приглянулась Аллея (ведь различных воинских мемориалов достаточно много)?
Во-первых, Герои собраны в одном месте, стоят в одном ряду, будто продолжают находиться в боевом строю. У нас, к сожалению, такого нет. Есть отдельные и очень достойные памятники (тому же маршалу Ф.И. Толбухину), однако расположены они вразнобой. Во-вторых, очень удачно выбрано место – на живописном волжском берегу, в центре города, и военачальники как бы взирают на него с высоты крутого откоса и прошедших времён. Удобно добраться, отдать дань уважения, сделать памятные фотографии. И в-третьих, Аллея получилась какой-то по-хорошему своей, местной, родной.
Недаром материал о героях-земляках всю жизнь по крупицам собирал костромской журналист Евгений Петрович Голубев (отец Евгения Евгеньевича Голубева, основателя и руководителя проекта «Клуб социологов»), который, во многом, предвосхитил создание мемориала. От того Аллею Славы и воспринимаешь по-честному, как настоящий народный памятник, а не просто одно из мест, созданных в дань памяти о военных годах и ратных подвигах.
Есть в Костроме ещё одна Аллея, на сей раз - Аллея Признания. Расположили её на бульваре одной из центральных улиц – проспекта Мира, и сформировали по принципу голливудской аллеи звёзд кинематографа. В тротуарной плитке «вшиты» одинаковые таблички с изображением знаменитой костромской каланчи и именами людей, внесших значительный вклад в развитие города. Здесь вы найдёте и основателя Костромы Юрия Долгорукова, и первого царя из рода Романовых – Михаила Фёдоровича, и другого монарха – Бориса Годунова, чей дальний предок, как считается, основал Ипатьевский монастырь.
Достойное место на Аллее занимают архитекторы – вышеупомянутый Степан Воротилов, Пётр Фурсов (автор здания Каланчи и гауптвахты на Сусанинской площади), Калерия Тороп – уже современный исследователь и подвижник, чьими трудами, во многом, был сохранён исторический облик Костромы в середине прошлого века. Рядом с ними соседствуют имена знаменитого художника Бориса Кустодиева и не менее известного драматурга Александра Островского, мореплавателя и исследователя Дальнего Востока Геннадия Невельского и простого крестьянина, отдавшего жизнь за царя и Отечество – Ивана Сусанина.
Всего на Аллее – полтора десятка имён. И это действительно «звёзды первой величины». Притом, не только на костромском, но и на общем российском небосклоне. Открытие аллеи в своё время приурочили к празднованию 855-летия города в 2007 году. Однако она регулярно пополнялась новыми героями. Так, в 2022 году здесь появилась мемориальная доска в честь известного религиозного философа Павла Флоренского. Так что «биография» Костромской земли на Аллее Признания продолжается. Согласитесь, тоже очень интересный опыт, однозначно заслуживающий внимания. У нас великих земляков и просто лиц, тесно связанных с Ярославским краем, уж никак не меньше.
Есть у соседей и совсем новые «интересности». Например, туристический квест «Мазайские зайцы». Название отсылает к известному с детства стихотворению Николая Некрасова «Дед Мазай и зайцы», написанному в 1870 году. Кстати, у главного героя был и реальный прототип из костромских краёв – охотник Иван Мазайхин, который проживал недалеко от губернского центра в деревне Вёжи, позднее затопленной при создании Костромского водохранилища.
По задумке авторов проекта, Дед Мазай (конечно, литературный) привез спасенных зайцев в Кострому. Они разбежались по городу, выбились в люди и нашли себе занятия и дело по душе. Так на городских улицах появились бронзовые фигурки ушастых путешественников в костюмах позапрошлого столетия. Всего их десять: заяц-трактирщик, чиновник, фонарщик, сыровар, купчиха, гимназистка, пожарный, зимогор, благородная дама и моряк. Фигурки небольшие, 30 сантиметров в высоту, да к тому же хитро спрятаны в разных уголках центральной части города. Задача – найти всех. Что, как показывает практика, весьма непросто.
Самым находчивым туристам зайчишки рассказывают истории о старой Костроме, её жителях и их занятиях. Сведения можно подчерпнуть, отсканировав куар-код на табличке рядом с каждым персонажем. Вот такое сочетание истории и передовых технологий. Впрочем, послушать истории можно и на сайте проекта, где записан аудио-гид. Скажу честно, поиск бронзовых зайчиков – занятие крайне увлекательное. Хотите верьте, хотите – нет, но ваш покорный слуга радовался, словно ребёнок, когда после известного количества намотанных ногами кругов и сверок с картой, находил-таки заветного персонажа.
И вот ведь какая штука: вроде бы, в идее нет ничего такого особенного. Да и сама она не нова. Скажем, нечто похожее есть в Калининграде (где по городу спрятаны сказочные персонажи – хомлины) или в Архангельске (кудесники). Да и в Москве в парке Музеон есть Мазай с зайцами. Однако простота, положенная на хорошо знакомый сюжет с привязкой к местности, и в каком-то очень добром исполнении берёт за душу. В общем, если хотите окунуться в детство и испытать эмоции первооткрывателя, да ещё сдобрить всё это старой доброй литературной классикой в сопровождении путеводителя по историческим местам старинного губернского города – эта тропа для вас! Положительные эмоции точно гарантированы.
И нам в Ярославле, сказать по правде, очень не хватает таких «фишечек». Хотя кто мешает обыграть ту же медвежью тему? Одно время за эту идею вроде бы взялись, проложив по городу «медвежьи тропы». Однако задумку явно недокрутили. В итоге всё свелось к некоему условному обозначению протоптанных туристических маршрутов. Которые, к тому же, слегка перепутаны между собой. А ведь если бы в определённых точках этого маршрута гостей города ждали те же фигурки медвежат – было бы куда интереснее. Или можно было бы собрать в разных уголках центра всех известных мишек – от Винни Пуха до Умки, и по ходу прогулки «собирать» коллекцию. Вариантов много, было бы желание. А у нас его, увы, распыляют на другие задачи.
Не могу не отметить и большое количество музеев, на которые Кострома весьма и весьма богата. Среди них есть и «классические» экспозиции. К примеру, тот же Историко-архитектурный и художественный музей. Есть «тематические» – скажем, музей природы Костромской области. Кстати, по субъективным ощущениям, главная костромская экспозиция вполне может дать фору своему Ярославскому собрату. Буквально в мае ваш покорный слуга посещал Отдел истории Ярославского края, в котором не был, наверное, со студенческих времён. И чуть ли не рыдал. Поскольку вся история края, насчитывающая несколько тысяч лет, была утрамбована в три скромных зала. Притом, выпущенными остались целые периоды – к примеру, домонгольский или советский. Хотя каждый из них заслуживает отдельной выставки. Право, стыдно!
Отдельно стоит отметить новые музеи, появившиеся в Костроме относительно недавно. Радует, что в подавляющем большинстве из них упор сделан не на безликие «музеи пряника» или «музеи фарфора», которые в принципе могут быть почти в любом городе, а на местную тематику. У соседей есть музей сыра (знаменитый костромской продукт), несколько музеев, посвящённых льну (город – старый текстильный центр), музей ювелирного искусства (кто не слышал про знаменитых красносельских ювелиров). И, конечно, на полную катушку раскручивается образ Снегурочки (от сказочного терема до музея моды). Как-никак, Кострому принято считать Родиной сказочной красавицы.
Немало в историческом центре и просто приятных «фишечек» в виде небольших памятников и скульптур. Будь то ювелир у здания городской администрации, котик с собачкой-таксой на Сусанинской площади или романтическая инсталляция «Любовь» у «беседки Островского». Притом, всё это выглядит отнюдь не пошло, а очень органично. На мой сугубо личный взгляд, нам не хватает таких мелочей. Ибо они незримо формируют ту самую городскую среду, о которой так любят говорить в последнее время. И даже стандартная, казалось бы, надпись: «я люблю Кострому» у соседей выполнена на вполне традиционном плакате, а не в виде заграничного «красно-белого нечто».
Приятно отметить, что за последние пять лет в городе заметно прибавилось гостиниц и заведений общественного питания. Притом, на любой вкус, цвет и кошелёк. И, что интересно, в весьма оригинальном исполнении. Одно кафе «Снегуречная» на улице Чайковского чего стоит. Вот уж действительно, оригинально и со вкусом! Да и в целом исторический центр города выглядит весьма и весьма опрятно. Хотя, опять же, ещё несколько лет назад этого не было – Кострома смотрелась очень простенько, потрёпанно и даже бедно. Сегодня же на «красных линиях» явно подновили фасады. Да и плитка почти везде целая. Эх, опять о наболевшем. И, что отрадно, это благоустройство продолжается. В начале июня автор застал масштабные работы на Сусанинской площади. Притом, начались они явно не вчера. А значит, есть надежда и на их нормальное завершение. И этот опыт также неплохо бы перенять.
На самом деле, рассказывать можно ещё долго. Но мне бы совершенно не хотелось, чтобы у читателей создалось неверное впечатление, будто автор огульно критикует Ярославль. Конечно, нет. Мы были и остаёмся патриотами нашего древнего и очень любимого города. Да и у Костромы, конечно, всё далеко не идеально. Просто порой возникает горькая обида за малую Родину: сколько ещё можно и нужно сделать! И как интересно может получиться представить свой город, если взяться за дело с любовью и искренним интересом!
Не знаю как, но у костромичей это получается (хотя город в два с лишним раза меньше по населению и значительно скромнее в плане финансовых возможностей, нежели Ярославль). Может быть, причина в том, что их губернатор Сергей Ситников – местный, и практически всю жизнь прожил в Костроме. И, наверное, поэтому занимает свой пост уже 12 лет. Может быть, дело в выборе подрядчиков (в своё время местные власти с треском прогнали из города одну хорошо известную с плохой стороны ярославскую фирму, а у нас она стабильно выигрывала подряды). Может быть, свою лепту вносит местный бойкий бизнес (кстати, многие известные ярославские заведения от «Аксона» до «Высшей лиги» и бара «Свои да наши» – родом из Костромы). А может – дело в самих жителях. Но скорее всего, тут сочетание факторов. В результате которого мы видим очень достойный пример города, который динамично развивается в туристическом плане. И опыту которого точно не помешает поучиться!
МИХАИЛ БОРОДИН