Молодежь прозвала Череповец городом Черепов. Когда я узнал, какой подарочек готовят Ярославлю (а заодно и Саратову, Самаре, Нижнему, Казани, Астрахани) в этом городе, прозвище перестало казаться мне мрачноватым. Это шок. Но, дабы избежать обвинений в том, что журналисты делают из мухи слона и раздувают скандал на пустом месте, сразу дадим слово свидетелям происходящего, экспертам. Вот выдержки из письма председателя Ярославской экологической общественной организации «Зеленая ветвь» Лидии Байковой президенту РФ Владимиру Путину.
Уважаемый Владимир Владимирович!
….Мы крайне обеспокоены планами руководства Вологодской области и руководства группы компаний «Свеза» строительства на Рыбинском водохранилище крупнейшего в России комбината по производству сульфатной беленой целлюлозы (ЦБК) мощностью 1 млн. тонн в год...
...Жители Вологодской области почти полгода протестуют против планируемого строительства…
…17 июля 2014 года администрация Судского сельского поселения Череповецкого района Вологодской области вынесла на публичные слушания проект изменений в генеральный план поселения в части создания особой экономической зоны для размещения целлюлозно-бумажного комбината и ряда предприятий деревообрабатывающего профиля….
Не поддается объяснению выбор места под строительства ЦБК в непосредственной близости к Дарвинскому Государственному заповеднику, ведь его территория и акватория Рыбинского водохранилища находятся под защитой Международной конвенции ООН «О водно-болотных угодьях» (1972 г., «Рамсарская конвенция», ратифицированная Российской Федерацией). Кроме того, сведение лесных массивов нарушает естественные условия существования речных систем, отрицательно сказывается на формировании стока рек Волжского бассейна, на территории которого проживает почти половина населения России.
….просим Вас дать указание провести проверку законности (и благоразумия):
1. Строительства ЦБК на побережье Рыбинского водохранилища
2.«Организации» общественных слушаний по поводу выбора участка для строительства ЦБК (СП Суда Вологодской области).
Все это очень неприятно. Но все-таки публичные слушания, народ свою волю, наверное, выразил…. За разъяснением ситуации мы обратились к Лидии Байковой, лично побывавшей на «народном вече по-вологодски»
* * *
- Лидия Ивановна, о возможном строительстве ЦБК на Рыбинке большинство ярославцев либо не в курсе, либо слышали краем уха. Почему протестуют тамошние жители? Им что, рабочие места не нужны?
- Череповчане протестуют с марта, и собрали более 10 тысяч подписей. Они хорошо понимают, что принесет ЦБК и сказали нам: «Мы будем выхлопами дышать, вы - воду со стоками пить». А насчет рабочих мест – аргумент кривоватый. Глава Череповецкой администрации говорил, что нужно строить ЦБК, потому что в Суде 80% безработных. Мы спросили у местных про безработицу. В ответ – круглые глаза и полное непонимание: все судские ездят работать в Череповец и привыкли к этому. А сейчас с «Северстали» под разными предлогами начали увольнять тех, кто подписал протест. Интересная борьба с безработицей, правда? Есть информация, что инициатор строительства ЦБК, гендиректор «Северстали» Алексей Мордашов уже скупил в окрестностях пустующие пионерские лагеря. Предполагаю, что для размещения гастарбайтеров, которые и будут строить ЦБК, миллиардеры предпочитают дешевую рабочую силу. Местные не получат ничего.
- Но проекта мы пока не видели. Может быть, Мордашов сумеет построить высокотехнологичный ЦБК, безотходный? Строят же их в Финляндии?
- Да, мы не видели проекта. Документов нет никаких, я обращалась ко многим чиновникам, никто якобы не знает ничего, вплоть до Министерства природных ресурсов. Но ЦБК в верховьях Волги – по определению людоедский проект. Равнинное Рыбинское водохранилище - огромная мелкая тарелка, больше половины его площади - мелководья, стоки комбината отравят его. Вы не помните, как после большого сброса стоков Череповца вначале 90-х в реках Ярославской области рыба дохла? Я помню. На дне Рыбинского водохранилища слой токсичного ила, еще ЦБК добавит. А ниже каскад водохранилищ. Волга-река превращена из водотока в малопроточный водоем и утратила способность к самоочищению. Любая грязь, приплывшая сверху от Рыбинска, достанется всем до Астрахани. А в Волжском бассейне живет почти половина населения России,39 регионов расположены на реке и её притоках.
Теперь - о чистых финских технологиях, и откуда грозит опасность.
В Финляндию (как легко понять – в рамках подготовки к строительству ЦБК и на деньги Мордашова) ездила делегация - посмотреть образцовый ЦБК. Всем завод понравился – чисто, ничем не пахнет. Но один мудрый человек сказал: «Этот ЦБК можно строить при трех условиях. Первое - по финскому проекту. Второе – силами финских строителей. И главное - на финской территории». Нет у нас безотходного производства. И на ЦБК все будет отнюдь не-фински, еще в процессе строительства, пресловутый «человеческий фактор» (попросту безалаберность) сработает.
- Как прошли публичные слушания?
- С грубейшими нарушениями Конституции и Градостроительного Кодекса. Перед выездом ярославской делегации на слушания по факсу прислали письмо: «Участие вашей делегации в публичных слушаниях невозможно». Без аргументов. За подписью главы Судского сельского поселения Елены Волковой. Мы, естественно, поехали. По дороге взяли главу Пошехонского района Белова. Он сказал: «Я не могу не поехать. У меня весь район против, а я глава». Кстати, позже приезжавшие из Вологды переговорщики лгали, что якобы Белов поддержал строительство ЦБК. Я прашивала - он не знает о такой «перемене» мнения.
Нас встретили в Череповце, и проводили (чтобы не сказать «отконвоировали») в Череповецкую администрацию. Собрались череповецкие и вологодские чиновники, архитекторы. Нас уговаривали не ездить на слушания в Суду, мол, там ничего не значащая бюрократическая процедура, вносятся поправки в Генплан поселения. Нам предлагали создать рабочую группу, как будто мы уже согласились с идеей строительства ЦБК и теперь приехали обсуждать детали. Нам пытались «объяснить», что пока неизвестно: что именно будут строить – ЦБК или нечто другое. Это была, извините за выражение, лавина лжи.
Мы поехали в Суду. На железнодорожном переезде наш автобус держали больше часа, прошло 6 товарняков, хотя обычно шлагбаум открывают через 5 минут после того как пройдет поезд. Когда мы пошли пешком под дождем – шлагбаум тут же открылся.
В Суде здание администрации, где должны были пройти слушания, пускали по особому списку. В зал не попали ни мы, ни помощники депутатов, ни зарегистрировавшиеся заранее местные жители. Нам говорили, что зал не вместит всех желающих, но когда люди выходили, удалось увидеть – половина кресел пустовала. Местные сказали, что из Вологды автобусами привезли гастарбайтеров, которых назвали «экспертами», они и голосовали.
Затем поехали в Большую Дору, где накануне разбросали листовки с ложной датой проведения слушаний. Местом проведения определили… сельский магазин. Люди настояли на проведении слушаний на улице, под дождем, под аккомпанемент шторма, бушевавшего на Рыбинке. «Против» организации в Судском СП особой экономической зоны и строительства ЦБК взметнулся лес рук, все были против, народ криком кричал.
А в третьем пункте проведения на хуторе Рощино, все прошло по плану. Там живут 2 человека, они и проголосовали «против», а «за» - 17 привозных «сторонних экспертов». На сайте администрации спешно объявили, что слушания состоялись, большинство поддержали предложение администрации.
Скажите, зачем все эти ухищрения, если ЦБК не намерены строить?
- Судиться не пробовали?
- Инициативная группа протестующих подала в суд с требованием признать слушания незаконными. Суд счёл, что нарушений не было. Второй иск против главы администрации Волковой долго отказывались принимать, но приняли, после вмешательства прокуратуры и суда. Дата судебного заседания еще не назначена.
Я написала 4 письма: В.В.Путину, в Минприродресурсов, в Верхневолжскую природоохранную прокуратуру и генеральному прокурору РФ, все четыре были направлены в Череповецкую прокуратуру. Готова свидетельствовать, что выводы по публичным слушаниям сфальсифицированы, и есть видеозаписи, как они проходили. Я не питаю иллюзий, решения принимаются в интересах олигархов. Но мы поднимем регионы ниже по Волге, это касается всех.
Волжский бассейн уже сейчас стал национальным бедствием, а тут ещё и ЦБК в нагрузку….
- А что надо делать вместо ЦБК?
- Не «вместо», слава Богу, ЦБК еще нет. Просто не надо его строить. А делать что-то надо с бассейном Волги, с каскадом плотин. Срок их службы 40-50 лет, это определяется свойствами бетона, числом замерзаний и оттаиваний. Возраст Рыбинской - 73 года.
В водохранилище - 21 кубический километр воды, в случае аварии в Ярославль придет паводковая волна высотой 11 метров. Можно вводить в заблуждение людей, мол, ничего не случится. Но нельзя уговорить бетон, чтобы он выдержал еще лет 20.
Необходимо комплексное, профессиональное решение проблемы и надо требовать, чтобы была создана программа по всему Волжскому бассейну.
Аскер Замиров