Валенсия до 90-годов 20 века был достаточно заурядным европейским городом. Здесь не было ничего такого, чего бы ни было в любом европейском городе, находящемся в зоне влияния римской католической церкви и крупной европейской торговли. Порт на Средиземном море, уютный, но не более центр города с кафедральным собором и большой центральной площадью, узкие средневековые улочки и более просторные и уютные улицы, застроенные в 19 веке, которые и составляют историческое ядро города. Все как везде, ничего особенного. Таких городов много и все они чем-то похожи друг на друга.
Но вот в конце 80-х годов 20 века произошло некое событие, которое принципиально изменило облик города до неузнаваемости. Но об этом чуть позже. Исторически Валенсия был центром текстильной промышленности и торговли. В 1933 году был открыт аэропорт , сейчас занимающий 11-е место по пассажиропотоку в Испании. С 60-х годов 20 века город стал бурно развиваться, и ему требовалась достаточно серьезные преобразования инфраструктуры. Стали строиться крупные предприятия, в т.ч. завод фирмы «Форд», один из ведущих производителей фарфора компания «Ладро» и многие другие. В 1988 г. был открыт метрополитен Валенсии.
Однако город постоянно страдал от разливов протекающей через него реки Туриа. В конце концов было принято решение пустить реку по новому руслу к югу от города. Земли прежнего русла реки отдали под постройку городка науки и искусств. В 1989 г. президент Валенсии Жуан Лерма принял идею, которую предложил Хосе Мария Лопес Пайнро - профессор истории наук университета Валенсии, построить научный музей в парке старого русла реки Турия. Лерма поручил разработать проект музея команде, которая проектировала и строила на подобных пространствах с аналогичными характеристиками в Мюнхене, Канаде и Лондоне. Архитектура музейного комплекса должна быть исключительной. В мае 1991 года городской совет одобрил передачу земель под застройку. Четыре месяца спустя был представлен проект, разработанный Сантьяго Калатрава и Феликс Кандела Строительство началось в конце 1994 года. Разработчиков много ругали и критиковали, как многих гениев, которые пытаются реализовать новые необычные архитектурные проекты. Но в итоге на территории, протяженностью 10 километров, расположился парк с новыми современными зданиями, часть территории была украшена прудами и бассейнами.
Здания открывались постепенно. В апреле 1998 года комплекс открыл свои двери для публики со здания L'Hemisfèric (Полусфера). «Полусфера» это единственный в Испании зал, объединивший три вида зрелищ: планетарий, стереокинотеатр Imax и лазерную проекцию Laserium. Планетарий и лазерная проекция занимают всю площадь (900 кв. м) полусферического экрана диаметром 24 метра. В 2000 г. президент Валенсии Эдуардо Заплана открыл El Museu de les Ciències Príncipe Felipe (Музей науки имени принца Филипе). Рядом с музеем науки была расположена Оранжерея (Umbracle) со скульптурами, выполненными в технике мозаики «тренкадис» — авангардистская структура сооружения, задуманная как сквер с 275-метровой центральной аллеей, пересекающей всю территорию комплекса. 12 декабря 2002 года состоялось открытие L'Oceanographic (самый большой аквариум в Европе). Наконец, 8 октября 2005 года Palau de les Arts Reina Sofía (Дворец искусств королевы Софии) был открыт и стал оперным театром Вален. В нём размещается оборудованный по последнему слову техники зрительный зал, приспособленный для самых различных жанров сценического искусства. По своим очертаниям сооружение напоминает бороздящий морские просторы корабль или шлем воина. Последними построенными конструкциями стали мост Серрерия (Puente de Serrería), известный ещё как «Золотая плотина» (Azud del Oro), в 2008 году и здание Агора в 2009 году.
И все это создал гениальный архитектор с образованием инженера Сантьяго Калатрава. Признанный лидер направления, которое часто называют "романтическим хай-тэком". Большинство проектов архитектора находятся на границе архитектуры и инженерии. Сложное и, одновременно, новаторское конструктивное решение - отличительная черта его работ. Сантьяго Калатрава Вальс родился 28 июля 1951 года в поселке Бенимамет, что в пяти километрах от Валенсии. В восемь лет он начал посещать художественную школу, где познавал тайны живописи. В 13 лет родители отправили его в Париж по программе обмена учащимися, где он смог соприкоснуться с архитектурным величием этого великого города. После окончания школы Сантьяго поступил на архитектурный факультет Политехнического университета Валенсии, который окончил в 1973 году. Его дипломная работа была посвящена застройке города. Первый серьезный проект он создал в родном городе - в 1986 году он спроектировал мост «9 октября» в Валенсии, что положило начало целой серии проектов мостов по всему миру. В 1991 г., когда уже полным ходом шла реализация проекта Города науки искусств, С.Калатрава открыл в родном городе свой офис, хотя до этого постоянно работал только в Цюрихе.
Итак, за 20 лет, с 1989 по 2009 гг., Валенсия приобрела совершенно новый, необычный облик. 20 лет потребовалось местным властям, чтобы из заурядного испанского города сделать конфетку. И это от этапа обсуждения и проектирования до сдачи в эксплуатацию последнего объекта. И это при смене правительств, чиновников и кураторов проекта. Испанцы довели дело до конца и теперь это просто грандиозный город, вызывающий восхищение современников из всех концов света.
• Городская архитектура, включая историческую и современную.
Средневековые кварталы (исторический центр):
Архитектура XIX - начала XX века
Современная архитектура - Город науки и искусств
Здесь есть все. Это место включает в себя и удачный городской, и удачный парковый, и удачный природный ансамбль… Здесь и малые архитектурные формы и все что угодно…
Полусфера
Общие виды
Музей науки имени принца Филипе. Музей науки и техники, адаптированный для школьников, которым предлагается обязательно трогать и приводить в действие его экспонаты.
Дворец искусств имени королевы Софии
Оранжерея (несмотря на жаркое солнце в ней всегда есть легкий ветерок, обдающий прохладой)
Внешняя сторона Оранжерии, выполненная в виде ракушек (привет Дому Бальо в Барселоне, созданный великим Гауди) с мозаикой в технике «тренкадис».
Здание Агора виднеется сквозь «струны» моста Серрерия
А это современные жилые кварталы Валенсии, расположенные буквально через дорогу от Города науки и искусств. Говорят, что здесь самое дорогое жилье в Валенсии.
• Малые архитектурные формы (скульптуры, фонтаны, временные конструкции к тематическим праздникам и т.д.)
Таких предприятий в мире не слишком много. Одно из них находится в Валенсии. Это фарфоровая фабрика «Lladro» - один из европейских лидеров по производству предметов из фарфора. На этой фабрике есть музей. Помимо выставочных экспонатов вы можете купить здесь продукцию фабрики.
Но больше всего меня поразило не продукция фарфоровой фабрики (хотя она заслуживает всяческих похвал), а площадка, находящаяся на самой фабрике. Спортивная площадка. Для работников этой фабрики. Она включает в себя футбольную и баскетбольную площадки, теннисный корт, открытый бассейн. Все этим бесплатно пользуются работники фабрики «Lladro». Вот он коммунизм.
* * *
Сранивать Валенсию и Ярославль есть гораздо больше оснований, чем Барселону и Ярославль. В Валенсии сейчас проживает 810 тыс. человек. Оба города попадают в т.н. страту городов с населением от 500 тыс. до 1 млн. человек. Да, в Валенсии есть крупный морской порт, и есть метро. Но не это главное. Главное, что в этом городе удобно жить и работать. И приятно отдыхать. Дорожная инфраструктура расположена таким образом, чтобы в городе не было пробок. Есть городская окружная дорога, а также горизонтальные и перпендикулярные крупные городские магистрали, которые не дают городскому транспорту скапливаться в «длинные очереди» и «сплошной поток».
Здесь много пешеходных зон (в центре и в Городе науки и искусства), много интересных архитектурных решений, которые определяют атмосферу города, его дух, его внутреннее состояние. Это одновременно и средневековый, и современный город. Существенный скачок в развитии Валенсия получила, когда был построен Город науки и искусства. За 20 лет город превратился из заурядного европейского города в город с собственной ярко выраженной внешностью, почерком и стилем. Теперь это уникальный город, который хочется посещать. И главное, чему можно поучиться у этого города – это смелости и решительности. А еще целеустремленности.
Евгений Голубев