Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

31.08.2015
Ярославль
2075
Начала. Политический сезон как «технологический стартап».
Пора летних каникул в России заканчивается и с 1 сентября начинается новый политический сезон – сезон 2015/2016 гг. Главным событием этого сезона, конечно же, будут выборы в Государственную Думу РФ. Они должны состояться в сентябре 2016 г. В этой кампании будут все средства хороши, в т.ч. и чисто "технологические". Одним из таких "высокотехологических инструментов" будет являться нарезка одномандатных округов. Поверьте, Чуров не дремлет...
Начала. Политический сезон как «технологический стартап».

Сейчас в нынешние лето-осень всеми политическими игроками отрабатываются пути и инструменты для достижения победы. Всеми возможными способами. В том числе и чисто технологическими. Итоги нынешней кампании мы подведем в 20 числах сентября, как только будут известны все окончательные результаты выборов. Сейчас мы постараемся описать, что нас ждет в самый канун выборов в ГосДуму РФ.

Мы уже писали о том, какие игроки в Ярославской области могут играть в выборную кампанию 2016 г. и каким образом могут разложиться различные политпасьянсы. Особенно интересно и конкурентно должны разложиться карты в одномандатных округах. Однако мы ранее совершенно упустили из виду один важнейший момент – пока не определены границы одномандатных округов по выборам в ГосДуму РФ. 

Чуров1.jpg

Формально Центральная избирательная комиссия (ЦИК) это должна была сделать как раз к концу лета. Однако вестей от волшебника В.Чурова пока не поступало. И видимо это не зря. ЦИК явно усиленно трудится над задачей «правильного формирования» границ одномандатных округов, коих в России будет 225. Именно публикация нарезки избирательных округов станет фактически стартом кампании для оппозиционных партий: до этого бессмысленно выбирать кандидатов, так как непонятно, на каких именно территориях им нужно будет вести агитацию. И видимо с публикацией границ одномандатных округов торопиться не будут. Заметим, что никто не заявлял о том, что границы одномандатных округов останутся прежними, как в 2003 г., когда в последний раз избирались одномандатники. Более того весьма вероятно, что границы одномандатных округов будут перекроены. Да так, что от предыдущей системы нарезки не останется и следа. Цель изменений интуитивно понятна – упростить прохождение провластных кандидатов в ГосДуму РФ, минимизировать протестные настроения, да и вообще снизить накал борьбы и конкуренции на выборах.

Напомним нашим читателям, что в 2003 г. на территории Ярославской области было два одномандатных округа - Кировский (189-й), в которые входили 6 административных районов г. Ярославля, а также Ярославский и Некрасовский район, и Рыбинский (190-й) избирательный округ, куда входили все остальные районы области, включая города Рыбинск и Переславль-Залесский. На момент выборов в декабре 2003 г. в Кировском (189-м) округе было зарегистрировано 551884 избирателей (8 Территориальных избирательных комиссий (ТИКов), 6 из них в г. Ярославле по количеству районов городе). В Рыбинском (190-м) избирательном округе было зарегистрировано 542907 избирателей в двух городских округах и 15 районах области (всего 18 ТИКов). Принципиально структура ТИКов и количество избирателей за последние 12 лет не поменялись, только избирателей стало на 58 тыс. человек меньше (см. сайт ярославского облизбиркома).  

Гарантий того, что нарезка округов останется прежней, нет никаких. Да и зачем повторять то, что не дает никаких преимуществ на старте для провластных кандидатов? Формально у Центральной избирательной комиссии развязаны руки полностью. Она может нарезать одномандатные округа так, как посчитает нужным. Правда, потом границы округов должна утвердить ГосДума РФ, но мало кто сомневается в том, что, имея большинство в нижней палате парламента, ЕР утвердит те округа, которые будут ей выгодны. Вы спросите, а какая разница, какие будут округа? Разницы нет только для новичков и очень наивных людей. А вот для ветеранов политических баталий есть большая разница. 

кулак.jpg

Приведем простые примеры – рейтинг ЕР и да и любого кандидата от «Единой России» будет заведомо более низкий в г.Ярославле (вспоминайте итоги прошлой думской кампании – самый низкой процент по России (29%)). Наоборот рейтинг кандидата от «Справедливой России» (читай - А.Грешневиков) будет заведомо более высокий в таких районах как Борисоглебский и Ростовский, а также в г. Рыбинске. Так просто исторически сложилось и все ветераны избирательных кампаний про этот расклад, конечно, знают. И не могут не учитывать в текущей политической борьбе. Как не может не учитывать их «Единая Россия», администрация Президента и формально независимая Центральная избирательная комиссия. Перемешав ТИКи с учетом итогов последних голосований, ЦИК может снизить риски протестного голосования и повысить лоялистские настроения. Чисто арифметическим путем. Первое что приходит на ум - так это разбавить заранее протестный г. Ярославль более спокойными т.н. северными и северо-западными территориями Ярославской области. Или, например, разделить г. Рыбинск на две части (право там как раз и есть два ТИКа – Волжская и Пролетарская) и разнести их в разные одномандатные округа. Перемешав таким образом территории, ЦИК заблаговременно повышает стартовые условия для ЕР, представители которой могут получить более высокие показатели, представители же оппозиции получат наоборот более низкие результаты.

Попытаемся пофантазировать немного на эту тему. Согласно действующего законодательства одномандатные округа по количеству избирателей не могут отличаться друг от друга более чем на 10% (в удаленных регионах России допускается норма в 15%). Поэтому в центральной России округа по численности должны быть примерно одинаковые. Согласно данных Избирательной комиссии Ярославской области число избирателей на 1 июля 2015 г. составляло в нашем регионе 1036358. Возможный диапозон по количеству избирателей, исходя из нынешнего количества избирателей, должен быть примерно в 480-530 тыс. избирателей на один одномандатный округ. В среднем чуть более 500 тыс. избирателей. А нарезать их могут как угодно. Кто сказал, что г. Ярославль – это единый избирательный округ и проблемы населения здесь одинаковые? Кто сказал, что г. Рыбинск – это единое избирательное пространство? Мало ли что было принято в 90-х и в начале 2000-х годов. Все течет, все изменяется. В том числе и политическая конъюнктура.

Оставляем так.jpg

В последние две недели из Москвы идут утечки информации на предмет того, как бы сделать так, чтобы нивелировать протестные настроения в Ярославской области. Тема изменения границ округов здесь одна из ведущих. Самый невероятный слух – нарезка округов произойдет по границе реки Волги: то что севернее (левобережье) – это типа один округ, все что южнее (правобережье) – типа другой. Чисто арифметически разделить так округа не получится, просто на юге живет гораздо больше избирателей чем на севере, однако утечка она на то и утечка, что власти дают понять, что это в принципе возможно, а уж детали будут уточняться позднее. С учетом того, что в нашей стране возможно все, не будем удивляться, а попытаемся сами смоделировать возможные варианты. Их в целом может быть около десятка, мы же приведем всего два из них для того, чтобы понять, что нарезать одномандатные округа можно совершенно по-различному. Как говорится, было бы желание.

Итак, вариант 1.

Предположительно 189-й одномандатный избирательный округ:

№ п/п

Населенный пункт

Количество избирателей

1

город Переславль-Залесский

34194

2

город Ярославль, Дзержинский район

132293

3

город Ярославль, Красноперекопский район

50036

4

город Ярославль, Фрунзенский район

102968

5

Брейтовский муниципальный район

6039

6

Гаврилов-Ямский муниципальный район

21635

7

Даниловский муниципальный район

21621

8

Любимский муниципальный район

10291

9

Мышкинский муниципальный район

8700

10

Некоузский муниципальный район

13537

11

Некрасовский муниципальный район

18572

12

Первомайский муниципальный район

9634

13

Переславский муниципальный район

16374

14

Пошехонский муниципальный район

12111

15

Рыбинский муниципальный район 

23094

16

Угличский муниципальный район

   38772

Итого

519871


Предположительно 190-й одномандатный округ:

№ п/п

Населенный пункт

Количество избирателей

1

город Рыбинск 

 165332

2

город Ярославль, Заволжский район 

92984

3

город Ярославль, Кировский район

44241

4

город Ярославль, Ленинский район

50002

5

Большесельский муниципальный район

8112

6

Борисоглебский муниципальный район

10572

7

Ростовский муниципальный район

54600

8

Тутаевский муниципальный район

46593

9

Ярославский муниципальный район      

44051

Итого

516487

Вариант 2.

Предположительно 189-й одномандатный избирательный округ:

№ п/п

Населенный пункт

Количество избирателей

1

город Переславль-Залесский

34194

2

город Рыбинск

165332

3

город Ярославль, Красноперекопский район

50036

4

город Ярославль, Фрунзенский район

102968

5

Брейтовский муниципальный район

6039

6

Даниловский муниципальный район

21621

7

Любимский муниципальный район

10291

8

Мышкинский муниципальный район

8700

9

Некоузский муниципальный район

13537

10

Первомайский муниципальный район

9634

11

Переславский муниципальный район

16374

12

Пошехонский муниципальный район

12111

13

Рыбинский муниципальный район

23094

14

Угличский муниципальный район

38772

Итого

512703

Предположительно 190-й одномандатный избирательный округ:

№ п/п

Населенный пункт

Количество избирателей

1

город Ярославль, Дзержинский район  

132293

2

город Ярославль, Заволжский район

92984

3

город Ярославль, Кировский район

44241

4

город Ярославль, Ленинский район

50002

5

Большесельский муниципальный район

8112

6

Борисоглебский муниципальный район

10572

7

Гаврилов-Ямский муниципальный район

21635

8

Некрасовский муниципальный район

18572

9

Ростовский муниципальный район

54600

10

Тутаевский муниципальный район

46593

11

Ярославский муниципальный район

44051

Итого

523655

Какие же последствия таких возможных решений ЦИК могут быть для участников предвыборной гонки? Для всех участников они разные:

Минздрав.jpg

1. Партийные списки. Казалось бы, изменение границ одномандатных округов никак не должно влиять на итоговые результаты голосования по партийным спискам. Итоги считаются по области в целом, а не по одномандатным округам. Однако так кажется только на первый взгляд. Основной движущей силой кампании партии «Справедливая Россия» все равно будет Анатолий Грешневиков. А у него хорошо протоптаны тропы только в бывшем 190-м округе, а в бывшем 189-м округе избиратели его плохо знают. Разделив город Ярославль на два округа, власти тем самым серьезно осложняют кампанию Грешневикова, ему нужно будет дополнительно тратиться (и деньгами, и человеческим ресурсом) на те территории, в которых он ранее не присутствовал. К тому же рейтинг партии «Справедливая Россия» собственно в Ярославле существенно ниже, чем по области, здесь больше голосуют за КПРФ нежели за СР. Поэтому потенциальными бенефициарами изменения границ округов могут стать две партии – «Единая Россия» и КПРФ, потенциально потерпевшим – СР. Это замечание в целом справедливо и для А.Грешневикова лично в качестве кандидата по любому из измененных одномандатных округов.

2. Илья Осипов. Считается, что этот кандидат от ЕР должен пойти на выборы по бывшему 189-му одномандатому округу. Однако в случае изменения границ округов, И.Осипову предоставляется уникальная возможность получить в округе не целый протестный Ярославль, где представителей «Единой России» не любят, а только часть его. Получив округ, в рамках которого будут более широко представлены лоялистские территории, Илья Осипов тем самым повышает свои потенциальные шансы на победу. Это, конечно, не гарантия победы, однако серьезная помощь на старте кампании.

3. Александр Грибов. Считается, что этот кандидат, формально, кстати, беспартийный, должен был стать основным конкурентом А.Грешневикову по бывшему 190-му одномандатному округу. Изменение границ округов всего скорее никак не скажется на стартовых условиях этого кандидата. Дело в том, что А.Грибова, лучше знают избиратели г. Ярославля, нежели ярославской глубинки. Но за последние полгода он очень активно осваивал как раз не областной центр, а т.н. «сельские районы» и г.Рыбинск. Поэтому при прочих равных условиях как раз А.Грибову все равно где стартовать – его рейтинг известности по области в целом находится где-то в районе 40%, а электоральный рейтинг несколько выше в Ярославле, но и в сельских районах он достаточно конкурентноспособен. В любом случае А.Грибов не пересечется на выборах с И.Осиповым в одном округе. В этом уверены абсолютно все наблюдатели и эксперты.

Чуров.jpg

4. Остальные кандидаты. От разделения Ярославля на разные одномандатные округа потенциально должны пострадать представители т.н. либеральной оппозиции. В первую очередь это Сергей Балабаев («Гражданская платформа») и Роман Фомичев («Зеленые»). Их заявления участвовать в выборах в ГосДуму РФ явно касались бывшего 189-го одномандатного округа. Этих людей и знают-то только в Ярославле, на перефирии они никому не известны. Да и формальные идеологические посылы, которые «толкают» эти кандидаты, предназначены для жителей крупных городов (для среднего класса) нежели для сельских жителей. Это не означает, что эти кандидаты не смогут предложить ничего интересного жителям села, однако на старте это сильно осложнит им вхождение в публичную часть избирательной кампании. Потенциальному кандидату от ЛДПР Л.Слуцкому проще избираться в рамках бывшего 189-го округа, здесь его хоть как-то помнят (его последняя избирательная кампания на выборах в нашей области в 2007 г. шла под лозунгом «1000 дел к 1000-летию Ярославля»), так что деление Ярославля на различные округа ему совсем не на руку. Потенциально на разделении округов может несколько выиграть только представители КПРФ (неважно кто это будет А.Куликов или А.Воробьев). Разделив Ярославль на различные округа, власти только разделят (а может быть, даже и увеличат) протестные настроения прокоммунистического электората. Потенциально КПРФ может забрать часть голосов «Справедливой России», а также часть колеблющегося между различными партиями электората в глубинке, где коммунисты раньше активно не работали, «отдав на откуп» территории представителям «Справедливой России». Теперь работать будут.

Все вышеуказанные моменты, конечно же, всего лишь допущения, вариации на тему. Однако, всем понятно, что кампания в ГосДуму РФ в сентябре 2016 г. будет очень сложной для властей. Экономические трудности не укрепляют веру в светлое будущее. А как раз наоборот. А гарантий того, что экономический кризис закончится в течение года, дать не может никто – слишком много здесь неконтролируемых властями параметров (курс доллара, цена нефти, отсутствие доступа к дешевым западным кредитам, международная изоляция и т.д.). А на выборах в ГосДуму РФ властям было бы неплохо продемонстрировать ну если и не всеобщую консолидацию и «единение», то хотя бы победу с преимуществом. А для этого все средства хороши. Решать все будет как всегда федеральный центр. Нарезка округов – один из способов добавить шансов на победу кандидатам от ЕР. Способ этот вполне легальный, хотя может быть и не вполне справедливый. Но кто сейчас думает о справедливости, выжить бы…

Евгений Голубев

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?