Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

19.01.2017
Ярославль
2067
«БОЛЬШОЙ БРАТ» ПРОВИНЦИАЛЬНОГО РОЗЛИВА

Или вторая волна централизации

Все что пока сделала новая региональная власть в Ярославской области - это запустила процесс новой централизации. Часть полномочий забрали у муниципалов и считается, что теперь это - благо. Самое интересное и капиталоемкое - водоканалы Ярославля и Рыбинска теперь у региона. Троекратное ура!!! А чего ждать еще от новой власти? Какие новые, свежие, неординарные и интересные идеи она еще может предложить?... 

«БОЛЬШОЙ БРАТ» ПРОВИНЦИАЛЬНОГО РОЗЛИВА

Завершились долгие новогодние праздники. Ярославская область вместе со всей страной медленно и немного лениво возвращается к трудовым будням. Обычно начало года редко бывает богатым на события. Но на этот раз новостей хватало. Увы, преимущественно со знаком «минус». Их главными «поставщиками» выступили муниципалы. Коммунальные аварии в Ярославле и Тутаеве, неоднозначное решение рыбинских властей о повышении платы за содержание и ремонт жилья, переславский фортель с попыткой вернуть прямые выборы мэра прочно обосновались в пустующей нише информационных сводок. Некоторые из указанных событий подготовили себе почву ещё в декабре. Областной истеблишмент реагировал на них по-разному. Что-то пытались разрулить «вручную». Где-то «козлами отпущения» делали местных властей (нередко – вполне заслуженно). А какие-то ситуации и вовсе будто упустили из виду: то ли не изучили местную специфику, то ли оказались в информационном вакууме. Тем не менее, несмотря на отдельные «нестыковки», регион с крейсерской скоростью взял курс на формирование с муниципалами вполне определённых отношений. И последним в них отведена отнюдь не ведущая роль. Условно этот процесс можно назвать «второй волной централизации».

В чём суть? Всё очень просто. Местное самоуправление (итак целиком зависимое от областного бюджета), начинает терять и свои полномочия. Постепенно они переходят в ведение региона. И чем дальше - тем больше. Притом, в «хлебных» отраслях. В области выстраивается собственная «вертикаль власти» - так сказать, провинциального уровня. Для новой команды Правительства это удобно. Во-первых, отвечает «жёсткому» стилю руководства. Во-вторых, позволяет сосредоточить ключевые рычаги управления в одних руках и избежать нежданных косяков от «антикризисных менеджеров» районного пошива. Правда, есть и одно «но». В случае возникновения собственных косяков списать их будет уже не на кого. Всю полноту ответственности придётся нести в одиночку. И по субъективным ощущениям, нынешняя областная элита не вполне готова к такому риску. Но обо всём по порядку.

Где тонко – там рвётся

Прорыв теплотрассы-2.jpgВ начале – о тех самых новостях, которые сформировали информационную повестку первых дней января (они помогут лучше понять тему). Прежде всего – о коммунальных авариях. В основном, СМИ писали о Ярославле и Тутаеве. На самом деле, ЧП было значительно больше. Не секрет: где тонко – там рвётся. А тонко у нас везде! Отсюда – невесёлая статистика. Так, в Ярославском районе (посёлок Григорьевское) граждане сидели без тепла и света. Жители одного из домов в Красном Профинтерне Некрасовского района остались без холодной воды. С такой же проблемой столкнулись в посёлке Семибратово под Ростовом. В результате ни приготовить еду, ни помыться, ни толком справить иные естественные надобности добросовестные налогоплательщики не могли. А в одном из крупных микрорайонов Углича несколько дней не вывозился мусор. Так что праздничное застолье там удалось не только для людей, но и для братьев меньших. Особенно для крыс. И т.д. и т.п. Список можно продолжать долго.

В областном центре, по информации мэрии, «основными проблемами стали перебои с подачей отопления по стоякам и случаи отсутствия холодного водоснабжения». Вот только эти «основные проблемы» не обошли ни один район города. Либо без тепла, либо без воды сидели жители Заволги и Дядькова, Брагина и «Пятёрки». В отдельных случаях гражданам «посчастливилось» пройти сразу два круга ада. Например, жители домов на улице Бабича или Тургенева на несколько дней остались и без холодной, и без горячей воды. За праздники диспетчеры мэрии приняли более 10 тысяч звонков. При этом, управдомы нередко «динамили» обращения граждан. А в департаменте городского хозяйства (ДГХ) заявляли, что все вопросы «носят локальный характер». Чиновникам, конечно, видней. Но говорить о «локальном характере», когда в городе повсеместно «рвёт» трубы и сутками не могут устранить последствия аварий, наверное, несколько опрометчиво. К слову, на первой рабочей неделе «на контроле» оставались несколько десятков обращений замерзающих ярославцев.

Не лучше были дела и в Тутаеве. Из-за аварии на теплотрассе 7 января без горячего водоснабжения осталось 138 многоквартирных домов и порядка 20 тысяч жителей. На устранение последствий ЧП также ушло несколько дней. В районе проблема также оказалась не единичной. В поселке Константиновский жители на время остались без горячей воды из-за вышедшего из строя электродвигателя вентилятора одного из котлов на местной котельной. Несколько позже начались перебои с водоснабжением и в посёлке Чебаково.

Лукашов.JPGИтоги «антикризисной» работы в Правительстве региона подвели уже после праздников. Как водится, покритиковали, пообещали сделать соответствующие выводы и устранить «слабые места» (Господи, кто придумал этот термин?). В помощь муниципалам область отрядила директора регионального департамента ЖКХ Андрея Лукашова. Но в основном, проблемы решали силами местных властей. В Ярославле работу курировали руководители ДГХ. В Тутаеве борьбу с ЧП возглавил лично врио главы Дмитрий Юнусов. Что,
Юнусов1.jpgвпрочем, неудивительно: Дмитрию Рафаэлевичу необходимо оправдывать оказанное ему высокое доверие. По правде говоря, такими вопросами и должны заниматься исключительно на местах. Во всяком случае, до тех пор, пока они не переросли в бедствие областного масштаба. В конце концов, Губернатор или руководители Правительства не обязаны самолично проверять каждую лопнувшую трубу. Вместе с тем, снимать с регионального начальства всю ответственность тоже неправильно. Та же злосчастная труба в Тутаеве принадлежала АО «ЯГК», главным акционером которой является областная администрация. Провести ремонт теплотрассы должны были ещё в 2015 году, но из-за нехватки средств его отложили. А нынешней осенью там благополучно прошли гидравлические испытания. И если прошлогодние дела ещё можно «списать» на бывшую команду Ястребова, то начало нового отопительного сезона регион встречал уже с новыми руководителями. Да, подготовка к зимнему периоду шла ни один день. Да, её начинали другие люди. Но здесь, как говорится, кто последний – тот и папа! Кто там подписывал акты? Кто контролировал состояние дел? Вопросы, вопросы… Спору нет: проблемы копились годами, и теперь появляются как грибы после дождя. Но в таком случае решать их надо сообща. Поэтому прежде, чем грозить пальцем местечковым князькам, кое-какие вопросы не помешает адресовать и себе самим. Одним словом, не будет преувеличением, если сказать, что с первым испытанием нового года региональные функционеры справились, мягко говоря, не на «отлично».

Это же относится и к уборке города Ярославля. Напомним, с 1 января за приведение улично-дорожной сети в божеский вид отвечает новый подрядчик – СК «Автотранс» (компанию связывают с именем известного депутата Сергея Шмелёва). По субъективным ощущениям, город стали убирать хуже. Проезжая часть вроде бы опрятнее, чем в прошлом феврале. Но точно проигрывает ноябрьской уборке. По крайней мере, два месяца назад центральные магистрали чистили оперативнее, а снег выгребали аж до бордюров. Сейчас с этим плоховато. Это при том, что снегопады с начала года были лишь дважды. И то невеликие. Повторимся, это субъективная оценка. Для объективной необходимо провести кучу контрольных замеров, свериться с ГОСТ и проштудировать муниципальный контракт. Хотя состояние тротуаров с толстым слоем льда под снежной кашей наверняка оценили большинство ярославских пешеходов. Хочется верить, что Владимир Слепцов не оставит этот вопрос без соответствующей оценки. По слухам, состояние дорог он проверяет самолично. Обратить внимание на ситуацию не помешает и в Правительстве. В конце концов, из регионального бюджета городу перепадают серьёзные деньги. И Дмитрий Миронов вряд ли будет доволен их неэффективным использованием. Но пока чиновники не дают никаких оценок. Возможно, сказывается отсутствие директора в профильном департаменте или некий сбой в получении информации.

Кстати, о сбоях. Не меньший резонанс, чем коммунальные ЧП, вызвал демарш переславских депутатов. Областные власти отреагировали на попытку вернуть выборы мэра города лишь после того, как местные парламентарии приняли соответствующее решение 29 декабря. Хотя ещё за два месяца до того в Переславле прошли публичные слушания, участники которых поддержали идею возвращения прямого народного голосования. А сама инициатива неоднократно обсуждалась в городской политической тусовке. В принципе, какой-то «официальной» реакции от исполнительной власти так и не последовало. Историю «отыграли назад» исключительно местными силами: через межрайонную прокуратуру и врио главы Владимира Волкова. Но, по имеющейся информации, вопрос подробно обсуждался на уровне Правительства. А разъяснительную работу на месте проводили депутаты областной Думы. Так или иначе, не столь важно, кто выступил в качестве «приводного ремня». Важно, почему реакция последовала с таким опозданием? Неужели после ухода замгубернатора Юрия Бойко в «Белом доме» стало некому вникать в тонкости внутренней политики? Судя по всему, доля правды в этом есть. А коли так, то в регионе не исключены повторения казусов, подобных переславскому. Негоже, ох, негоже… Особенно накануне выборов! Депутатское решение, конечно, отыграли назад. Но, как говорится, неприятный осадок остался.

Един в трёх лицах

Миронов-1.jpgОдним словом, новое Правительство области не всегда «держит руку на пульсе». Но, судя по всему, всё-таки имеет такое желание. Это похвально. Правда, есть подозрение, что желание быть в курсе всех дел – не единственный мотив, объясняющий стремление сосредоточить побольше полномочий в одних руках. Уж больно ретиво пошёл процесс этого самого «сосредотачивания». Посудите сами. В самом конце ноября Дмитрий Миронов внёс в Думу пакет документов, касающийся темы благоустройства. По одному из законопроектов (практически сразу принятому законодателями) на уровень региона передавались функции по утверждению правил благоустройства и контролю над их исполнением. Правила регулируют весьма широкий круг вопросов, в том числе устанавливают требования по содержанию зданий, сооружений и земельных участков, к внешнему виду фасадов и ограждений зданий и сооружений, определяют перечень работ по благоустройству, порядок размещения объектов на земельных участках и многое другое. Полномочия по контролю передаются специальному органу – инспекции административно-технического надзора Ярославской области. Она же будет штрафовать за нарушение установленных правил. Притом, штрафы значительно увеличиваются. Для юридических лиц максимальное наказание возрастает более чем в три раза. Изначально вообще рассматривалось восьмикратное повышение! На это вызвало недовольный ропот в предпринимательской среде и критику в аппарате регионального бизнес-омбудсмена. И то правда: сдирать с предпринимателя по 150-250 тысяч рублей за брошенный рядом с магазином «бычок» - это не комильфо! В результате аппетиты были умерены. В самом Правительстве централизацию полномочий объяснили до наивности просто. Дескать, нужен единый для всей области подход к благоустройству. Депутаты вторили. Мол, тут давно пора навести порядок, поскольку правила, принятые муниципалами, плохо исполняются. Возможно, определённая логика в этом есть. Но вместе с тем, в действиях властей может прослеживаться ещё один мотив: упомянутое выше увеличение штрафов позволяет пополнить бюджет. Притом, весьма серьёзно. По крайней мере, для прохудившейся казны этот очередной «относительно честный способ отъёма денег у населения» точно не будет лишним. Правда, это же может создать почву для злоупотреблений. Никому не надо объяснять, каким образом у нас проходят проверки (особенно частников) и как часто всевозможные уполномоченные органы «прикрывают глаза» на отдельные нарушения. Разумеется, за «символическое вознаграждение». Конечно, всё это в теории. Но потенциальный риск есть. К тому же, непонятно, как одна инспекция со штатом в 22 человека сможет проконтролировать выполнение правил благоустройства во всех муниципальных образованиях, включая отдаленные от областного центра. Для качественного исполнения работы людей должно быть раз в десять больше. Но на это, понятно дело, никто не пойдёт. Так что второй риск состоит в том, что вся затея (может, и неплохая в принципе) рискует обернуться профанацией.

Вскорости не заставило себя ждать и второе наступление на муниципалов. В декабре был внесен ещё один законопроект. На этот раз - о передаче полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения. Документ одобрили всего через 10 дней после принятия пакета законов о благоустройстве. Но тут всё было гораздо интересней. Поскольку кроме самих полномочий области предложили передать ещё и весь имущественный комплекс муниципальных водоканалов! Впоследствии их объединят в единую структуру, подчинённую региональным властям. А это уже совсем другой коленкор, поскольку часть водоканалов являются прибыльными структурами. И местные власти, мягко скажем, не горели желанием отдавать их Правительству, да ещё и бесплатно. В первую очередь, это относится к Ярославлю и Рыбинску, хотя прибыльные водоканалы имеются не только там. По имеющимся данным, идею не поддержали в 9 муниципальных образований из 20. Но в Правительстве заняли жёсткую позицию: если объединять, то всех! Ибо без крупных городов идея теряет смысл. Судя по всему, региональные чиновники настроены привлечь крупного инвестора, чтобы с его помощью провести модернизацию всего водохозяйственного комплекса. Среди потенциальных интересантов в кулуарах называют людей чуть ли не из первой десятки журнала «Форбс» (разумеется, российской). Инвестор, в свою очередь, заинтересован в наличии единой и финансово здоровой структуры с централизованным управлением регионального уровня. Понятно, что, собрав пару-тройку водоканалов в каком-нибудь Брейтово и Некоузе, выполнить это условие будет невозможно. Вот областные власти и стараются. По всей вероятности, выравнивать финансовое состояние придётся за счёт тарифов для населения. Но это – уже отдельная история. К тому же, как минимум до следующего года закон будет носить рамочный характер. С конкретикой определятся позже. Но начало положено. И, судя по быстроте принятия решения, власти очень заинтересованы, чтобы проект «выгорел». Мы можем лишь предполагать, что на самом деле скрывается за продекларированной целью сделать воду чище, а жизнь ярославцев - достойней. Не исключено, что интересы лоббистов закона могут выходить далеко за пределы этих благих намерений. И быть более приземлёнными. Хотя нам, простым смертным, об этом можно только гадать. Тем более, что ясного во всей истории в принципе немного. Примеры попыток продажи водоканала в области известны – например, несколько лет назад в Ярославле. Но, во-первых, тогда речь шла только об одном городе, а во-вторых сделка прорабатывалась под конкретного инвестора. И была вполне понятной. Нынешняя операция пока что напоминает уравнение со многими неизвестными. При этом, хозяев имущества - всё тех же муниципалов - тоже не слишком посвятили в тайны проекта. Похоже, что их вообще не особо спрашивали!

По всей вероятности, в ближайшее время изменятся и полномочия области в сфере градостроительной политики. В пику тому – последние поправки в ГК РФ и областной закон о градостроительной деятельности. Функционал у муниципалов на этот раз не забирают. Зато дополняются полномочия региональных органов власти. В частности, это касается решений о документации по планировке территории (направление на утверждение или отклонение), а также рассмотрения и согласования проектов документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований. В контексте пристального внимания к планировке территорий (особенно заявленном в областном центре), это также может стать почвой для злоупотреблений. Когда конкретный чиновник будет решать: завернуть чертежи строителей или дать им «зелёный свет»! Определённые перемены не исключены и в дорожном хозяйстве. По имеющейся информации, более централизованным может стать распределение подрядов. Во всяком случае, с участием госпредприятия «Ярдормост». Косвенным подтверждением тому служит смена гендиректора предприятия (Виктор Лифанов покинул свой пост с нового года). Очевидно, новой команде был нужен свой руководитель. Впрочем, это опять-таки исключительно рассуждения. Что будет на самом деле – поживём, увидим.

Ткаченко.jpgЛюбопытно, но все озвученные перемены в указанных отраслях относятся к ведению одного-единственного заместителя председателя областного Правительства – Виталия Ткаченко. Трудно сказать, какую конечную цель преследует Виталий Владимирович. Но по всему выходит, что из всех замов он пока что оказался самым «оборотистым». Возможно, сказывается опыт прошлой работы. Строить сочинские объекты – это вам не апельсинами торговать! К тому же, Ткаченко чуть ли не единственный человек из первого эшелона Правительства, до этого вообще не состоящий на госслужбе. Как бы то ни было, но во вверенной ему сфере уже произошло несколько, не побоимся этого слова, судьбоносных изменений. В то время, как его коллеги ещё только «раскачиваются». На этом фоне возникает несколько вопросов, адресовать которые резонно не столько конкретным руководителям, сколько новой команде в целом.

бол инвестор.jpgПервое. Изменения в сфере «коммуналки» понятны. А когда подтянутся остальные сферы? К концу января врио Губернатора будет на хозяйстве уже полгода. Команда Правительства работает чуть меньше. Но и это вполне достаточный срок для конкретных шагов. Где эти шаги? Обещанный инвестиционный дождь никак не начнётся. И это – при наличии сразу двух замов – профильного Максима Авдеева (по инвестициям) и «пристяжной» Екатерины Троицкой (по экономике). Также непонятно, куда будет двигаться областная промышленность и потребительский рынок. А туризм? В сельском хозяйстве – вообще тёмный лес. А обещаний, между тем, дано уже немало.

Второе. Надеемся, что рано или поздно в Правительстве родится конкретная программа действий. Какими силами её намерены реализовать? Где кадры? Высший командный состав «Белого дома» был утверждён в рекордно короткие сроки. Это факт. Зато окончательная структура органов исполнительной власти, которую обещали представить на суд общественности ещё к 1 декабря, до сих пор не сформирована. По имеющейся информации, в областной администрации по-прежнему продолжаются пертурбации. А руководящие посты в нескольких ведомствах остаются вакантными. Так что ресурсов для предварения новой политики партии в жизнь не густо.

Третье. Предположим, всё задуманное всё-таки получится воплотить в жизнь. А что дальше? Нынешняя команда областной власти обеспечена поддержкой федерального центра и наверняка получит какие-то деньги из Москвы (собственно, она их уже получает). Предположим, что на этом фоне (под выборы или по каким-то иным причинам) планам Правительства «дадут путёвку в жизнь». Область благоустроит сама себя (без всяких там муниципалов), объединённый водоканал обеспечит всех чистой водой, а дороги станут как в Европе. Но что потом, когда нынешнюю команду сменит какая-нибудь другая? Не получится ли так, что она не захочет следить за чистотой улиц и дворов, а отдавать полномочия назад будет уже поздно? Не станет ли отданный инвестору водоканал «отыгрывать» свою модернизацию за счёт непомерных тарифов? Не останется ли уточнённый проект Карабулинской развязки, на который уже потрачены немалые деньги, снова лишь на бумаге? И так далее и тому подобное. Жить по принципу «после нас хоть потоп» очень не хочется.

Всё это отнюдь не праздные вопросы. Но пока что они остаются риторическими. Возможно, ответы на них со временем даст сама власть. А пока этого не произойдёт, будущее региона по-прежнему будет вырисовываться весьма туманно.

ГЕОРГИЙ ГРОМОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?