Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

01.12.2021
Ярославль
1636
Держитесь за поручни, уважаемые пассажиры… Держитесь!

Или новый поворот транспортной реформы, который для кого-то может стать тупиком

Держитесь за поручни, уважаемые пассажиры… Держитесь!

Пожалуй, ни одно событие 2021 года не собрало такое количество негативных отзывов ярославцев, как транспортная реформа. За исключением, разве что, ковида и выборов. Но это уже федеральная повестка. За четыре месяца созерцания «детища» мэрии столицы «Золотого кольца» сложилось устойчивое впечатление, что «прорабы» перестройки маршрутной сети действовали по принципу: чем хуже – тем лучше. По факту не было выполнено ни одно обещание чиновников, данное на старте реформы. Люди не получили ни новых автобусов, ни четкого расписания, ни безопасности движения. Выход на линию сократился на полторы сотни автобусов. А время ожидания на остановках увеличилось в разы. И вот – новый поворот. Приход трёх столичных перевозчиков, контракты с которыми подписали без конкурса и в рекордные сроки. Ожидается, что новые подрядчики приступят к работе уже на этой неделе. А полностью маршрутную сеть переформатируют к 15 декабря. И снова звучат обещания о современной технике, чёткой работе и жёстком контроле. И вроде бы все должны радоваться. Но после предшествующего горького опыта поверить во всё это крайне сложно. Если не сказать - невозможно. От того не покидает ощущение какого-то беспокойства. Самое удивительное: для этого имеются вполне реальные основания. В общем, держитесь за поручни!

 

И гвоздь, и жезл, и «любовь»

Извинительно, когда новый проект даёт сбой в течение первых дней своей жизни. Но транспортная реформа показала полную несостоятельность и через четыре месяца после старта. По сути, чиновникам мэрии не удалось достичь ни одной из поставленных задач, и выполнить ни одного из данных обещаний. Давайте разберём их по пунктам. Ещё в декабре прошлого года разработчики плана реорганизации маршрутной сети сулили ярославцам:

- строгое соблюдение расписания и стабильный выход машин на линию;

- вместительные комфортабельные автобусы (включая обновление автопарка);

- широкое внедрение передовых технологий, включая бесконтактную оплату проезда банковскими картами;

- повышение мер безопасности (якобы, в нарушении ПДД до реформы особо отличались именно «маршрутки»);

- исключение «дублирования» маршрутов движения городского пассажирского транспорта.

5Bb44V19Qm8.jpgЧто мы увидели в итоге? Расписание не то, что не соблюдалось – оно стало хуже. Существенно увеличилось время ожидания на остановках. Иногда – до 30 минут, а то и до 1 часа. Особенно проблемными по-прежнему оставались вечерние часы и выходные дни. Из последних примеров можно привести облетевшую региональные СМИ новость о том, как 23 ноября при минусовой температуре люди не могли дождаться 18 и 49 автобуса в Кармановском посёлке. Разумеется, жалобы поступали и по многим другим маршрутам во всех районах: 13, 21, 25, 40к, 41-б, 66. А неприятные сюрпризы были даже по самым «ходовым» направлениям. Скажем, ожидание автобуса на проспект Фрунзе с Богоявленской площади (центрее не придумаешь) даже в часы пик затягивалось на 25-30 минут. А утренние проезды транспорта мимо остановок в спальных районах вообще стали притчей во языцех.

С выпуском на линию всё оказалось не менее печально. Мы уже писали, что с началом реформы количество подвижного состава в Ярославле в принципе уменьшилось как минимум на 115 единиц (смотрите статью «Транспортная реформа: на полпути к коллапсу?» от 1 сентября 2021 года). К примеру, общее число автобусов, работающих по регулируемому тарифу, оценили примерно в 550 единиц. Однако к началу октября в утренний час пик в городе не хватало ещё около полусотни машин от заявленного количества. К концу ноября эта цифра несколько уменьшилась, но всё равно составляла около 30-35 автобусов (иногда – больше). А план выпуска в середине последней декады последнего осеннего месяца даже у крупных перевозчиков выполнялся на 90-92% (а у отдельных был даже меньше 85%). Что опять же хуже, чем до реформы.

Sc5kxtCaJ6c.jpgРадикального увеличения автобусов большого класса тоже не наблюдалось. Как и обновления автопарка. Во всяком случае, чисто визуально. Столицу «Золотого кольца» продолжали бороздить неудобные двухдверные (притом, первая дверь никогда не открывается) «ГАЗ», «средние» ПАЗики и даже «Газели». Все – с узкими проходами, плохо приспособленными для «стоячих» мест. В итоге пассажиры набивались в них как сельди в бочку. Не удивительно, что поездки в таких условиях порой заканчивались обмороками. Что осенью (когда салоны с людьми в зимней одежде зачем-то протапливали до +24), что летом (когда обещанные кондиционеры работали далеко не везде и не всегда).

Помимо кондиционеров, «сбоили» и другие технические «новшества». К ноябрю в СМИ и социальных сетях накопилось достаточно историй о неработающих терминалах, из-за которых хамоватые водители требовали наличной оплаты и порой чуть ли не высаживали людей на улицу. Да и в целом, состояние немалого количества автобусов (среди которых активно использовались списанная московская, а по некоторым данным – ещё и пермская техника со 100% износом) не выдерживало никакой критики. Не удивительно, что одной из главных причин не выхода на линию стали вынужденные ремонты.

ZdvkqajElKQ.jpgОстались и проблемы с безопасностью. Автобусы выпускались в рейсы с неисправностями (к примеру, неработающими стоп-сигналами), по-прежнему попадали в аварии (недавний случай за Волгой – тому подтверждение). К сожалению, были даже смертельные случаи. Увы, никуда не делось и нарушение ПДД. Хотя всем разумным людям изначально было понятно: дело не в реформе, а в каждом конкретном водителе и его работодателе. Наконец, «дублирование». Казалось, что со значительным сокращением маршрутов оно должно было уйти в прошлое. Ан, нет. Чтобы проверить эту информацию, можно посмотреть на карты с сайтов городского пассажирского транспорта. Или просто прочитать сообщения в «пабликах». Например, на днях пользователи сообщества «Общественный транспорт Ярославля» рассказали про «гонки» сразу нескольких маршрутов (76 и 71, 178 и 8 и другие) в погоне за пассажирами.

Одним словом, транспортная реформа собрала полный комплект негатива. Перефразируя классика вкупе с известной шоферской присказкой – и гвоздь, и жезл и «любовь» … благодарных ярославцев. Единственное, что действительно сработало со стартом реформы – более широкое использование льгот. Но, как мы уже не раз писали, применять их можно и в «маршрутках» при нерегулируемом тарифе. Федеральное законодательство это позволяет. К тому же, значение этого шага оказалось нивелировано из-за того, что после 14 июля пассажирам пришлось чаще ездить с пересадками.

 

Осторожно, двери закрываются

         Не удивительно, что при таком «букете» проблем о необходимости перемен не говорил только ленивый. Потребовал их и врио губернатора Михаил Евраев. Он покритиковал мэра Владимира Волкова (впрочем, не слишком сильно), поручил создать очередную рабочую группу и в течение двух недель принять кардинальные меры по стабилизации ситуации. Однако всем людям с минимальными аналитическими способностями было понятно: наладить за 14 дней то, что не работало 4 месяца, невозможно по определению. В итоге указанный срок благополучно прошёл, а порядка больше не стало. Вопрос даже сняли с рассмотрения на заседании Правительства области 24 ноября.

         В тот же день глава региона заявил о привлечении новых перевозчиков. Притом, без 

42-8BuAYhjE.jpg

проведения конкурсов (поскольку ситуация была признана форс-мажорной). Контракты начали подписывать уже 26 ноября. Вот так, просто и обыденно. Будто речь шла о приобретении новых кресел в губернаторский кабинет. В область пришли две московские компании - ООО «РАНД-ТРАНС» и ПАО «Группа Автолайн» из Москвы, а также «Национальная транспортная ассоциация» из Санкт-Петербурга. В интернете достаточно подробной информации обо всех трёх фирмах. Так что не будем останавливаться на ней подробно.

         Отметим лишь то, что все они уже активно работают в регионах. «Ранд-Транс» - в Московской и Самарской областях, 

Автолайн_М865АХ_97_2005_.jpg

«Автолайн» - в Московской, Ивановской и, по некоторым данным, в Тверской области. НТА – в Московской, Ленинградской, Волгоградской областях, Краснодарском крае, Республиках Карелия и Чувашия. И масштаб работы у всех трёх перевозчиков – поистине столичный. К примеру, тот же «Автолайн» ещё в середине «нулевых» замкнул на себе 45% московского рынка пассажирских перевозок микроавтобусами, обеспечив его более чем 2700 единицами техники. А в 2016 году компания получила право на обслуживание 128 столичных маршрутов. «Ранд-транс» и вовсе связывают с несколькими юридическими лицами. В том числе, со знакомым ярославцам ООО «Автомиг». Увы, знакомым не с лучшей стороны.

         Версий появления новых перевозчиков в столице «Золотого кольца» несколько. К примеру, есть мнение, что всё готовилось заранее. А патовая ситуация с дефицитом автобусов была создана чуть ли не намеренно – чтобы получить возможность заключения договоров без торгов и подготовить общественное мнение. Конечно, подобный сценарий выглядит откровенно конспирологическим. С другой стороны, сейчас уже ничему не удивляешься. Другая версия – передел транспортного рынка в самой Москве и Подмосковье. Она может означать как возросшую конкуренцию и необходимость искать новые рынки сбыта, так и банальное желание расширить зону своего присутствия на сопредельные субъекты. Как бы то ни было, приход новых игроков в Ярославль – состоявшийся факт. И сегодня для жителей гораздо важнее не причины, а последствия такого шага. А они могут оказаться весьма неприятными.

         Во-первых, с заходом в Ярославль столичных компаний изменится распределение маршрутов. О пересмотре договоров с действующими подрядчиками уже объявили официально. По имеющимся сведениям, из 550 существующих «выходов» на линию москвичам отдадут практически половину. Соответственно, вторая половина останется на долю семи работающих перевозчиков. А у некоторых из них и так меньше десятка маршрутов. Поэтому не исключено, что кто-то из местных вскоре «прикажет долго жить». Во всяком случае, как участник муниципального общественного транспорта.

         Муниципальное «ПАТП-1», конечно, вряд ли «завалят». Во всяком случае, сейчас. Однако его положение давно вызывает серьёзные опасения. По имеющимся данным, предприятие арендует по лизингу порядка 80 автобусов у одной из крупных ярославских фирм. Между тем, ежемесячные кассовые разрывы составляют несколько миллионов рублей. И в случае усиления финансовых сложностей, технику просто заберут. А «первой пассажирке» станет не на чем возить людей. Читайте – исполнять свои контрактные обязательства. И подобный сценарий вовсе не выглядит каким-то фантастическим. 

Яркамп.jpg

        Во-вторых, подписание контракта без проведения конкурсных процедур всегда настораживает. Хотя бы потому, что выдаёт некую заинтересованность заказчика в приходе конкретного подрядчика. Что, в свою очередь, позволяет этому подрядчику в известной степени диктовать свои условия. Ещё раз подчеркнём: фирмы столичные. Значит – с соответствующими запросами. И они пришли сюда зарабатывать деньги, а не заниматься благотворительностью. Поэтому в ближайшее время нас, судя по всему, ждёт значительное увеличение расходов бюджета. По слухам, дотации на транспортную работу уже решено увеличить вдвое.

         Кроме того, перевозчики могут настоять и на увеличении так называемого «экономически обоснованного тарифа». Обычно он утверждается департаментом ЖКХ в конце декабря и всегда выше, чем установленная стоимость проезда. Разница, опять-таки, компенсируется из бюджета. Наконец, нельзя исключать и повышения самой стоимости проезда. Конечно, не сразу и не сейчас. Но где-нибудь в октябре 2022 г., после выборов – легко! Тем более, что последний раз это делали 1 октября 2019-го. А можно хоть каждый год.

         В-третьих, было бы наивно полагать, что с приходом «добрых московских дяденек» всё одномоментно изменится к лучшему. Если верить Михаилу Евраеву, заработать на полную мощность и вывести на линию все автобусы столичные компании намерены к 15 декабря. Однако машины эти будут не новыми (во всяком случае, в значительном количестве) и преимущественно – среднего класса. Да, общее количество подвижного состава в итоге обещают увеличить. Вроде бы, его станет даже больше, чем до реформы. Но, по сути, мы вернём всё те же ПАЗы и «Ивеко», которые уже работали в Ярославле до 14 июля в качестве «маршруток» (и не только) и были отменены. Обещанное же ещё год назад пополнение больших автобусов будет крайне незначительным.

         Вопрос: для чего тогда в принципе затевали всю канитель, если, по сути, мы вернулись к тому, с чего начинали? По факту получается, что исключительно ради «передела рынка». Насколько это нужно простым ярославцам – вопрос риторический. И, судя по всему, из авторов и вдохновителей реформы им никто не задавался. Добавьте ко всему прочему иногородних водителей, которых москвичи привозят с собой. Рискнём предположить, что вряд ли это будут отборные кадры. Во всяком случае, ни города, ни тем более конкретных маршрутов они точно не знают. А уж оплата их проживания за счёт казны – это вообще нечто! Разве подобные расходы должен нести не исполнитель контракта? Или мы что-то упустили?

         Одним словом, ожидания от прихода гостей из обеих столиц скорее тревожные. Конечно, цыплят считают по осени (в данном случае – по весне). Но если перечисленные выше предположения (а всё это пока действительно предположения) подтвердятся, то по совокупности факторов положение может стать даже хуже, чем сейчас. В лучшем случае, на линию выпустят больше автобусов, что сократит время ожидания и снизит загруженность салонов. Но пока наращивание автопарка - лишь обещание. А верить обещаниям последнее время становится всё труднее. При худшем раскладе люди не получат ни новых машин, ни желанного комфорта, ни удобных маршрутов, ни современной транспортной системы как таковой. Но при этом станут платить больше. А местные перевозчики вообще могут остаться у разбитого корыта. Что рискует сказаться на повышении социального напряжения. Подобное развитие событий в разгар избирательного цикла крайне нежелательно для власть предержащих. И Михаил Евраев не может этого не понимать. Если так, то ему придётся проявить хозяйский подход и выстроить с новыми перевозчиками отношения, учитывающие не только бизнес-интересы, но и хотя бы минимальные запросы простых людей. Получится ли это у нового главы региона? Пока судить об этом слишком рано. Остаётся ждать. И надеяться, что следующей остановкой будет не конечная! 

 

         ВИКТОР ПАРФЁНОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?