Обычно в нашей средней полосе мимолётным бывает только лето. Однако на сей раз на удивление быстро прошла и зима. Вроде бы, ещё совсем недавно был Новый год. А сейчас на дворе уже середина марта. Ощущение скоротечности зимы особенно усиливало отсутствие серьёзных минусовых температур (если нам не изменяет память, столбики термометра опускались ниже -10 градусов всего дважды) и почти полное отсутствие снега. Одним словом, самое холодное время года граждане особо не прочувствовали. Как и дорожники, которые в минувшем сезоне не были завалены работой и серьёзно сэкономили выделенные на содержание средства. А вот сами дороги прочувствовали капризы погоды сполна. Частые «переходы через ноль», постоянное использование шипованной резины на голом асфальте, раннее движение грунтов и прочие особенности тёплой зимы сделали своё нехорошее дело, и магистрали начали в прямом смысле трещать по швам едва ли не на месяц раньше, чем обычно. А значит, приводить их в порядок тоже нужно раньше. И больше. Поэтому то, что удалось сэкономить на зимнем содержании с лихвой будет израсходовано весной-летом. Особенно в условиях хронического недофинансирования этой статьи расходов дорфонда.
Ярославская область по площади далеко не самая крупная в ЦФО, не говоря уже о масштабах страны. Однако дорожная сеть у нас достаточно плотная, а её содержание – дело довольно хлопотное. Только в региональном ведении значится 6145 километров магистралей, 332 моста, порядка 12 800 водопропускных труб и 2320 остановочных пунктов. За содержание всего этого хозяйства отвечает АО «Ярдормост», которое принадлежит Правительству области, а также 7 субподрядных организаций. По сложившейся традиции, контракт заключён сразу на два года – с 19 июля 2024 по 30 июня 2026 года. Его стоимость составляет 4 миллиарда 672 миллиона рублей.
Из них порядка 63-65% приходится зимнее содержание. И в последние годы эта доля увеличивается. Контрактом на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования государственной собственности Ярославской области и мостовых сооружений в зимний период предусмотрено выполнение работ по очистке от снежных отложений и обработке противогололедными материалами. Для этого в начале сезона было заготовлено порядка 132 000 тонн пескосоляной смеси, а также специальные реагенты для обработки проезжей части Юбилейного моста в Ярославле. На работах задействовано 578 единиц уборочной техники.
В свою очередь, в летний период 2025 года предусмотрено проведение ямочного ремонта, нанесение горизонтальной дорожной разметки, планировка гравийных и грунтовых дорог, а также обочин, установка и замена дорожных знаков, вырубка кустарника, механизированный окос травы. По информации директора ГКУ «Ярдорслужба» (является заказчиком работ со стороны области) Александра Межиевского, с наступлением тёплой погоды с помощью ямочного ремонта планируется «закрыть» около 250 тысяч квадратных метров полотна, на что предусмотрено порядка 300 миллионов рублей, и сделать 2300 километров дорожной разметки, которые обойдутся в 140 миллионов рублей. Также пройдут закупки на выполнение работ по восстановлению изношенных верхних слоев (более известные, как «ремонт картами»).
Содержание улично-дорожной сети непосредственно в Ярославле имеет свои особенности. Общая протяжённость городских магистралей составляет 760 километров. Подавляющее большинство из них (12 миллионов квадратных метров покрытия) уже несколько лет в рамках муниципального задания обслуживает МБУ «Горзеленхозстрой». Также учреждению были переданы 840 внутриквартальных проездов площадью почти 630 тысяч «квадратов». В свою очередь, улицы частного сектора (ещё около 2 миллионов квадратных метров) убирают частные подрядчики в рамках отдельных муниципальных контрактов, выполнение которых контролируется территориальными администрациями.
По информации мэрии для выполнения работ по зимнему содержанию магистралей областной столицы задействовано 147 единиц техники и 31 единица навесного оборудования. Притом, 41 машину закрепили для уборки внутриквартальных проездов. Разумеется, как и в случае с областью, город закупил противогололёдные материалы, различающиеся в зависимости от типа обрабатываемого покрытия и температурных условий. В частности, первоначальный план закупки предусматривал приобретение 52 000 тонн пескосоляной смести, 27 600 кубометров рассола, 1269 тонн реагентов марки «Экосол» и «Бионорд тротуарный» и 3314 тонн реагента «Бионорд двухфазный».
При этом для «Горзеленхозстроя» было согласовано новое штатное расписание численностью 662 человека. А количество дорожных рабочих (именно на этом направлении было наибольшее число незакрытых вакансий) составило 120 человек. Правда, ещё осенью штат учреждения предусматривал наличие более 1000 сотрудников. Однако фактическая численность составляла, дай Бог, 60% от плана. Очевидно, в городской администрации решили «сделать ход конём» и, не мудрствуя лукаво, «опустили» плановые цифры до фактических. Что ж, по крайней мере, честно.
Теперь поговорим о тех проблемах, которые «всплывают» при содержании дорог. Притом, как о традиционных, проявляющихся из года в год, так и о специфических, то есть характерных исключительно для нынешнего нетипичного сезона. «Почётное» место среди первых занимает хроническое недофинансирование. Это вообще характерная черта для всего дорожного хозяйства в регионе. Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что за последние годы средств всё-таки выделяется больше. Но это характерно скорее для капитальных работ – строительства и ремонта. Цифры по содержанию же почти не меняются и составляют примерно 30-32% от фактической потребности. В абсолютных значениях это чуть больше 3 миллиардов рублей ежегодно. Притом помимо «классического» содержания сюда заложены ещё «карточный» ремонт, паспортизация и кадастровые работы.
Понятно, что имеющиеся лимиты не позволяют сделать всё, что нужно. Поэтому приходится расставлять приоритеты. Но и эти направления реализуются далеко не на 100%. Скажем, вышеупомянутые 250 тысяч наиболее «убитых» квадратных метров областных дорог, которые намерены закатать ямочным ремонтом, составляют лишь около 60% от потребности. Правда, в течение сезона на эти цели планируют добавить ещё 150 миллионов рублей. Однако не трудно подсчитать, что и эти деньги (если их, конечно, выделят) проблему полностью не решат. И речь, повторимся, только про ямочный ремонт. Впрочем, ту же историю мы видим и с заменой верхних изношенных слоёв.
На самом деле, мера эта довольно эффективная. Она позволяет полностью обновить покрытие достаточно большой протяжённости, но при этом за куда меньшие деньги, чем при капитальном ремонте (хотя разница, порой, может заключаться лишь в установке бордюрного камня и, в лучшем случае, обустройства тротуара, который на многих региональных дорогах и не нужен). Однако в 2025 году такими работами запланировано закрыть лишь 20 километров региональных дорог. Правда, в текущем сезоне власти намерены «залезть» в средства 2026 года и профинансировать за их счёт ремонт ещё 100-110 километров. Но, во-первых, эти объекты ещё нужно расторговать. Во-вторых, сделать. А в-третьих, интересует вопрос – на какие средства будут выполняться дальнейшие работы, если все лимиты израсходуют за один сезон? Или так и будем «брать в долг»? Откровенно говоря, очень странная практика.
Похожая картина сложилась и в Ярославле. И хотя общая цифра по финансированию содержания здесь несколько лучше, чем в области (порядка 45-50% от потребности), характерные проблемы здесь тоже никто не отменял. Так, по информации мэрии, в зимний период с помощью литой асфальтобетонной смеси (один из видов ямочного ремонта) отремонтировали всего около 1000 квадратных метров покрытия (в общей сложности, на 17 объектах уличной сети). Притом, план составлялся с учетом предписаний ГИБДД, представлений прокуратуры, решений судов и обращений граждан. Проще говоря, делали там, где гиря уже совсем дошла до полу. Например, на Суринском путепроводе, Юго-Западной окружной дороге, улице Университетской, Мышкинском проезде и других. Автомобилисты поймут, о чём речь.
Вместе с тем, сравните названный объём (1000 «квадратов») с общей площадью УДС (12 миллионов «квадратов», без учёта внутриквартальных проездов и частного сектора). Это даже не капля в море. Это ещё меньше. Конечно, в весенне-летний период работы по текущему ремонту будут продолжены с использованием горячей асфальтобетонной смеси. Выполнят и карточный ремонт. Но в первом случае в списках пока значатся всего 10 участков дорог, а на работы предусмотрено только 150 миллионов рублей. А во втором случае сумма расходов ещё меньше – порядка 100 миллионов.
Столько же предусмотрено на разметку, которая давно стала для ярославских водителей притчей во языцех. А для некоторых - и поводом для обращения в суды (когда людям приходили штрафы за нарушение разметки при её фактическим отсутствии). Также, по словам заместителя мэра города Николая Степанова, в Ярославле разрабатывается отдельная программа по ремонту тротуаров. Но денег на её реализацию пока нет. В связи с чем, вновь и вновь встаёт вопрос необходимости выделения дополнительных средств на содержание. Притом, как городу, так и области.
К слову, по итогам малоснежной и тёплой зимы образовалась некоторая экономия денег: около 100 миллионов от содержания региональных трасс, и не менее 30 миллионов – в Ярославле. По заверению ответственных лиц, все средства «перейдут» на лето. Однако они вряд ли серьёзно улучшат ситуацию. Во-первых, суммы не слишком большие (даже странно, что сэкономить удалось так мало). Во-вторых, находятся они всё равно в «общем котле», просто доля зимнего содержания больше, как мы уже говорили ранее. Поэтому наращивать финансирование нужно по самой статье в целом.
Другая проблема, характерная для нынешнего сезона – текущее состояние дорог после зимы ввиду погодных условий. Из-за раннего потепления уже начались подвижки грунтов и образование пучин, пошли дожди, что в совокупности приводит к ускоренному образованию трещин и разломов, а также выкрашиванию обочин. Не добавляет «здоровья» дорожному покрытию и использование шипованных покрышек на открытом асфальте. Всё это требует ускорения мер, способных хоть как-то защитить дороги от разрушения. Отчасти такие решения уже приняты. Правда, требуется их развитие.
Так, уже с 24 марта введут ограничения на проезд большегрузов по дорогам Ярославской области. Обычно это происходит с 1 апреля. Как отметил министр дорожного хозяйства и транспорта Роман Душко, ограничения вводятся на 3 межмуниципальных и 10 региональных дорогах. На них будут установлены соответствующие дорожные знаки. В Ярославле они появились ещё раньше. Чем вызвали недовольство строительных, транспортных и иных компаний, имеющих тяжёлую технику. Дело в том, что штрафы за проезд под знак, запрещающий движение грузовых автомобилей, с нового года были увеличены в разы. Кроме того, нарушения стали фиксировать камеры видеонаблюдения.
В связи с чем, бизнесмены даже обратились к мэру Артёму Молчанову с просьбой уменьшить число запрещающих знаков. Вместе с тем, здесь, что называется, палка о двух концах. Во-первых, вышеописанные нарушения фиксируют далеко не все камеры. И установлены они избирательно. Например, при въезде на Октябрьский мост. Во-вторых, запрещающие знаки размещались и раньше. Точно так же, как раньше был «заказан» и въезд в город для машин определённой массы и нагрузки на ось. И в этом плане, кроме штрафов (за которые ответственна вообще не мэрия, а вышестоящие органы власти), ничего не поменялось.
Наконец, в-третьих, ряд компаний уже несколько лет используют технику тех же китайских производителей, порой имеющей массу под 40 тонн, которой впору работать скорее в гравийном карьере, чем ездить по городу. Естественно, она буквально «в хлам» разрушает улицы. Не говоря уже о том, что зачастую большегрузы ведут себя отнюдь не по-джентльменски,
нарушают правила ПДД и даже провоцируют аварии. И о каких преференциях после этого вести речь? Одним словом, введение ограничений на передвижение крупногабаритной техники в более ранние сроки всё-таки выглядит оправданным.
По идее, ту же практику стоит распространить и на гарантийные объезды. То есть на проверку состояния тех дорог, которые после ремонта находятся на гарантийном обслуживании подрядных организаций. Обычно они стартуют в апреле. Но на этот раз, по информации Александра Межиевского, они начнутся с 20 марта. Очевидно, чтобы быстрее выявить и впоследствии устранить возникшие за зиму дефекты. Правда, сроки данного устранения всё же представляются довольно большими – до полутора месяцев. За это время уж новые трещины успеют появиться! Откровенно говоря, восстановление должно происходить быстрее.
Наверное, не помешает усилить и претензионную работу с теми подрядчиками, которые не реагируют на выданные замечания. На таких воздействуют через суды и штрафы, однако сумма последних за весь прошлый год составила всего 12 миллионов рублей. Да, с точки зрения физического или должностного лица это, наверное, немало. Но с учётом миллиардных контрактов на ремонт дорог – кошкины слёзы. И, пожалуй, в данном случае однозначно стоит задуматься об ужесточении санкций. Дабы угроза наказания рублём перевешивала затраты на устранение замечаний. Не можешь выполнить работу качественно – или максимально быстро исправляй дефект, или плати повышенный штраф. Может, тогда и дороги не будут трещать по швам через полгода после сдачи-приёмки. А такое у нас в последнее время случается, увы, нередко.
Одним словом, у властей имеется определённый арсенал мер для улучшения содержания наших дорог. Но его применение в известной степени требует политической воли. Проявит ли её наш истеблишмент в этом сезоне – увидим в ближайшее время. Однако особенности самого сезона и, как следствие, состояние дорог однозначно породят повышенный спрос на вышеуказанные меры со стороны населения. И полностью проигнорировать это, пожалуй, не получится.
ИВАН ТИХОНОВ