Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

25.07.2024
Ярославль
2396
ДОРОЖНЫЙ БУМ ПО-ЯРОСЛАВСКИ: КОГДА ХОЧЕШЬ КАК ЛУЧШЕ, А ПОЛУЧАЕТСЯ КАК ВСЕГДА
Дорог в Ярославле и Ярославской области стали делать много. Но организация процесса ремонта в большом городе построена так, что всем неудобно кроме самого подрядчика - ни пешеходам, ни автомобилистам. Да и про качество работ пока промолчим. Посмотрим через год-полтора - не поплывут ли дороги, не провалится ли тротуарная плитка...
ДОРОЖНЫЙ БУМ ПО-ЯРОСЛАВСКИ: КОГДА ХОЧЕШЬ КАК ЛУЧШЕ, А ПОЛУЧАЕТСЯ КАК ВСЕГДА

Июль – разгар сезона дорожных работ. Последние годы борьба со «второй российской бедой» в нашей области идёт в усиленном режиме. Справедливости ради стоит отметить, что эта работа действительно видна. Ежегодно ремонтируют уже не десятки, а сотни километров региональных и местных трасс. А объём совокупных расходов на отрасль второй год подряд приближается к цифре 20 миллиардов рублей. Так что Ярославль сегодня уже вряд ли назовут городом без дорог. Во всяком случае, согласно данным недавнего отчета мэра Артёма Молчанова, доля городских улиц, отвечающих нормативным требованиям, составляет уже 71,7%. По региональным объектам эта цифра меньше (по состоянию на конец прошлого года – 52%). Но там и особенности другие, и протяжённость больше почти в 10 раз. Так что сегодня мы явно не самый бездорожный регион Центральной России, как нас величали ещё пару лет назад. С другой стороны, говорить, что кризис миновал и проблема решена, тоже нельзя. Ежегодно растёт число гарантийных случаев. Увеличивается количество замечаний по соблюдению технологии выполнения ремонта и его качеству. Доходит до того, что свежеуложенное асфальтовое или плиточное покрытие плывёт уже через полгода после приёмки.  Культура производства работ остаётся весьма и весьма невысокой. Подрядных организаций катастрофически не хватает. А те, что есть, разрываются от количества подрядов. Как итог – срыв сроков, продолжающаяся критика и не ослабевающее недовольство граждан. Получается, как в известной поговорке у Виктора Спепановича Черномырдина: хотели как лучше, а получилось как всегда. Так что же у нас не так? Есть ли выход из ярославского «дорожного тупика»? И можно ли достичь той «золотой середины», когда и граждане будут довольны, и власти спокойны? А если можно - то что для этого нужно? Давайте попробуем разобраться.


Эх, путь-дорожка

Работы-2.jpgФронт дорожных работ в нынешнем сезоне действительно широк. Совокупные расходы на отрасль превышают 18 миллиардов рублей. В общей сложности, за год планируется привести в порядок порядка 500 километров региональных и местных трасс. Львиная доля расходов, по традиции, предусмотрена на реализацию национального проекта «Безопасные и качественные дороги» (БКД). Среди самых крупных объектов здесь стоит отметить масштабный ремонт нескольких участков дороги «Сергиев Посад – Калязин – Рыбинск – Череповец», магистралей «Данилов – Пошехонье», «Рыбинск – Большое село», «Новый Некоуз – Родионово – Октябрь», «Пошехонье – Кукобой – Бакланка», мостов через реки Лахость и Сога. Из менее значимых, но всё равно важных – дороги «Углич – Воскресенское» и «Углич – Клементьево», «Нагорье – Кубринск – граница области», «Семибратово – Вахрушево – Ново-Никольское».

Работы-4.jpgВсего же по национальному проекту в текущем сезоне должны восстановить более 80 километров улично-дорожной сети Ярославской агломерации (Ярославль, часть Ярославского и Тутаевского районов) и региональных трасс, а также приступить к ремонту ещё 64 километров опережающими темпами за счёт средств 2025 года. К 17 июля из 52 объектов 14 были введены в эксплуатацию. Кроме того, порядка полутора десятков участков дорог общей протяжённостью 91 километр будут отремонтированы так называемыми крупными «картами». Иначе говоря, там полностью заменят верхние слои асфальта, а также укрепят обочины и нанесут разметку. На эти цели в 2024 году выделено 450 миллионов рублей. Работы идут в Большесельском, Брейтовском, Гаврилов-Ямском, Некрасовском, Угличском и других районах. И в значительной степени уже закончились.

Помимо областных магистралей большой ремонт коснулся и дорог местного значения. Всего по плану – ремонт более 500 объектов муниципальной собственности.  На 200 из них к середине июля работы были завершены. Они ведутся по нескольким направлениям. Наиболее серьёзные из них – в рамках субсидий из областного бюджета, которые предназначены на ремонт дорожного хозяйства муниципальных образований (500 миллионов рублей, порядка 140 объектов), на приведение в порядок подъездных путей к объектам социального назначения (600 миллионов рублей, 135 объектов) и на обеспечение нормативного состояния грунтовых дорог (250 миллионов рублей, более 85 объектов).

Территория больниц-1.jpgКроме того, ещё 100 миллионов рублей предусмотрено на ремонт территории девяти лечебных учреждений – Тутаевской и Переславской ЦРБ, станции «Скорой помощи» и Городской клинической больницы № 1 в Рыбинске, Областного перинатального центра, Госпиталя ветеранов войн, Клинической больницы имени Н.В. Соловьева, Детской больницы и поликлиники № 3 в Ярославле. Такая же сумма выделена на приведение в порядок территории 16 детских садов в Ярославле, Рыбинске, Переславле-Залесском, Тутаеве, Угличе, Ростове, Пошехонье, посёлках Борисоглебский, Некрасовское, Пречистое, Ярославском, Рыбинском и Большесельском районах. К середине июля несколько указанных объектов (к примеру, в Тутаеве и Борисоглебском) также были готовы.

Естественно, среди всех муниципальных образований особняком стоит Ярославль, где в совокупности должны отремонтировать почти 90 участков улично-дорожной сети (без учёта проездов и грунтовок в садоводческих товариществах). На что предусмотрено порядка 4,3 миллиарда рублей. Из них свыше 3,2 миллиарда – в рамках «БКД». Всего по национальному проекту в областном центре делают 27 объектов. Как рассказал на открытом городском совещании 16 июля директор ДГХ мэрии Ярослав Овчаров, 10 из них начали ремонтировать ещё в прошлом сезоне по двухгодичным контрактам, и сегодня они введены в эксплуатацию. На оставшихся 17 улицах работы продолжаются.

Готовность везде разная. Скажем, улицы 2-я Транспортная, Посохова, Пушкина и Карла Либкнехта к середине лета были отремонтированы, но ещё не прошли техническую приёмку и ожидали результатов лабораторных исследований. Достаточно высокий процент исполнения на проспекте Октября. Здесь уложен нижний слой асфальта и большая часть верхнего, продолжался монтаж бортового камня, ремонт тротуаров, нанесение разметки. Эти работы должны завершить до 31 августа.

Свободы-1.jpgНа улицах Свободы и Победы исполнение составляло около 55-60%. В первом случае в середине лета стелили верхний слой асфальтобетона, ремонтировали колодцы, укладывали тротуарную плитку. На втором объекте осуществляли монтаж бортового камня, укладку нижнего и верхнего слоя покрытия, ремонт тротуаров. Основные работы на обеих улицах обещают закончить к 1 сентября.

Также примерно на 60% по состоянию на 15 июля оценивали работы на улице 1-я Жилая. А вот на соседней 3-й Жилой улице произошла аварийная ситуация на инженерных сетях (куда же без этого). Коммунальные организации занимаются восстановительными работами. Выполнение ремонта временно приостановлено. Похожая история была и с улицей Флотской, где «ТГК-2» занималась реконструкцией своих коммуникаций. Правда, к середине июля эти работы были уже завершены.  

Рыбинская.jpgНа Московском проспекте продолжаются работы по устройству новых тротуаров, идёт подготовка к фрезерованию асфальтового покрытия. На улице Рыбинской на указанный период шёл демонтаж старого и установка нового бортового камня, разборка тротуаров. Наконец, на улицах Советская, Волгоградская, Семашко, 5-я Вокзальная и на «перемычке» от проспекта Октября до Полушкиной рощи велись подготовительные работы.

Кроме того, ещё целый ряд объектов может быть отремонтирован в рамках так называемого «опережающего развития». Но здесь всё будет зависеть от времени завершения подготовки проектной документации, прохождения экспертизы и проведения торгов. Так что перечислять указанные дороги сейчас нецелесообразно. То же самое касается так называемых «субсидийных» объектов (ремонт которых ведётся за счёт средств областного бюджета на общую сумму порядка 1 миллиарда рублей). Их список постоянно меняется. В качестве примеров наиболее крупных объектов, где активно выполняются именно такие работы, можно назвать проспект Машиностроителей и Богоявленскую площадь.


Миновать провалы, не угодить в тупики

Таким образом, дорог делают действительно много. И «вторая российская беда» в отдельно взятой Ярославской области постепенно становится не столь острой. Вместе с тем, это отнюдь не означает, что в отрасли нет проблем, и на дорожном фронте вовсе не осталось «узких мест». Мы выделили три основных момента, на которые однозначно стоит обратить внимание ответственным лицам. Поскольку именно эти нюансы сегодня играют злую шутку, не позволяя в полной мере прочувствовать эффект от масштаба дорожных работ.

Итак, момент первый – ежегодно увеличивается количество замечаний по гарантийным объектам. На каждый вид работ гарантия разная, но в целом речь идёт про 4-5 лет с момента завершения ремонта. По словам министра дорожного хозяйства Ярославской области Романа Душко, в настоящее время на гарантии в общей сложности находится 1423 объекта областной и муниципальной собственности. На 415 из них выявлены замечания. Как и в случае с самими работами, особый акцент сделан на дороги в рамках «БКД».

Гарантийные выезды-1.jpgКаждой весной (как правило, в апреле) ГКУ «Ярдорслужба» делает контрольные выезды на предмет наличия дефектов. Нынешний сезон также не стал исключением. Всего было обследовано 137 региональных дорог, отремонтированных по национальному проекту в период с 2020 по 2023 годы. В итоге на 98 объектах было выявлено 279 замечаний. Для сравнения: в 2022 года дефекты зафиксировали только на 44 объектах (в два с лишним раза меньше).

Аналогичная ситуация и в Ярославле. В 2024 году на гарантии находится 133 городские улицы, из которых 99 выполнены по национальному проекту «Безопасные качественные дороги» и 34 объекта - в рамках субсидии из областного бюджета. Гарантийные объезды выявили 126 замечаний, было выдано 42 предписания. Конечно, число «гарантийных» случаев возрастает, в том числе, из-за увеличения количества самих ремонтируемых дорог. Свою лепту вносят и непростые погодные условия (как, например, минувшей зимой).

Дефекты-4.jpgОднако всё это не отменяет значительного количества фактов нарушения технологии, а в ряде случаев – неудовлетворительного качества используемых материалов. Собственно, этого не отрицают даже официальные лица. Тем более, что в массе своей замечания стандартные и повторяются из года в год. Они касаются дефектов дорожного покрытия (трещин, провалов) и размывов откосов. Хотя есть нарекания и по водопропускным трубам, и по полосам отвода, и по остановочным павильонам, и даже по разметке. И данную проблему нужно устранять. Поскольку в последнее время новые дороги начинают «трещать» даже через полгода после ввода. А это никуда не годится!

Победы.jpgВторой момент – организация и культура производства дорожных работ. Порой это просто «песня». Рабочие могут выйти на площадку в апреле (или даже в марте), активно начать подготовку к ремонту, но в самый разгар сезона встать на целый месяц и не делать практически ничего. Чтобы ближе к сентябрю (а то и к октябрю) начать усиленными темпами навёрстывать упущенное. Нередко – уже под дождём. А то и в минусовую температуру. Причин здесь может быть несколько. Иногда это связано с тем, что подрядчики берут несколько объектов, но не рассчитывают силы в плане рабочих и техники (а порой просто не имеют их в достаточном количестве). Иногда подводит поставщик материалов. Иногда требуется корректировка проекта.

Но для простых людей, которые по полгода-год живут «в ожидании чуда», не имея возможности выйти с детской коляской или припарковать автомобиль, лавируя между грудами щебня и штабелями плитки, и рискуя переломать ноги на раскуроченном бордюре всё это волнует мало. Просто потому, что это – оргвопросы. Решать которые должны организаторы процесса. Каждый – на своём уровне. В противном случае, они продолжат ежедневно получать свежие порции народного гнева. И получать вполне справедливо.

Отдельный вопрос – это проведение работ по времени суток. Помнится, как власти и подрядчики клятвенно обещали, что ремонт основных магистралей не будет проводиться в часы пик, дабы не увеличивать и без того серьёзные пробки. Что мы видим по факту? Не далее, как в начале прошлой недели на Богоявленской площади (центрее и главнее точно не придумаешь) фрезерование старого покрытия и укладка нового асфальта проводилась аккурат в вечерний час пик, затрагивая наиболее сложный период с пяти до семи часов.

Работы в час-пик на Богоявленке.jpgИ ладно бы, если работы шли на стороне отделения Центрального банка, где находится обособленная остановка нескольких городских автобусов. Так нет же, фреза работала аккурат на выходе с улицы Комсомольской и на круге у памятника Ярославу Мудрому. Слов нет, одни эмоции. При этом, рядом с разделительным островком безопасности посередине площади  уже месяц перекрыта целая полоса, где складируется немного стройматериалов и демонтированный у здания Главпочтампта пандус. А что такое блокировать целую полосу в точке, куда сходятся как минимум 4 главные улицы, объяснять, полагаем, не нужно.

Работы в час-пик на Московском.jpgПохожая картина наблюдается и на Московском проспекте. Здесь работы с асфальтом ещё не начали. Но регулярно занимают полосы техникой и поддонами с плиткой, выполняя работы на тротуарах и демонтаж бордюров. И тоже «грешат» этим в часы пик. Притом, как вечерние, так и утренние. Нельзя сказать, что хозяйство там простаивает. Работы видны ежедневно (в отличие от той же Богоявленки на начальном этапе). А подрядчик временами даже реагирует на замечания по организации ремонта. Но людей и техники для такого масштабного проекта явно не хватает. Отсюда – вновь недовольство. Которое можно было если не избежать в принципе, то, по крайней мере, существенно снизить.

Так что график однозначно нужно перестраивать. Вплоть до работы в ночные часы. Ясно, что это существенно дороже в плане оплаты труда. Зато позволяет значительно более оперативно выполнить все работы. Так что ещё неизвестно, как будет выгоднее. А вообще, ремонт дорог в крупном городе всегда чреват определёнными издержками для подрядчика. Он знает, на что идёт. И темпы обязаны быть соответствующими. Что необходимо обязательно чётко прописывать в графиках производства работ и очень жёстко контролироваться заказчиком. Если этого не будет – мы продолжим получать то, что есть. К слову, то же самое относится и к культуре производства работ. Созерцать битые отбойники и куски старого асфальта с цементными подтёками на центральной улице столицы «Золотого кольца» - весьма сомнительное удовольствие.

Октября-1.jpgНаконец, третий момент касается выполнения работ в рамках двухгодичных контрактов. Последнее время эта практика довольно распространена. Но, увы, показывает себя не с лучшей стороны. В качестве конкретных примеров можно привести упомянутые выше улицы Карла Либкнехта (где весной тротуарная плитка буквально пошла волнами), Победы (где были вопросы по нижнему слою асфальта и тем же тротуарам), Свободы (вновь тротуары, на которых бедные пешеходы разве что не ломали ноги). Самое прискорбное, что работы там проводили вполне уважаемые подрядчики – АО «Ярдормост» и АО «РУМСР». Правда, применительно к той же улице Свободы даже официальные лица выражали неудовольствие по поводу того, что там сначала сняли всю старую тротуарную плитку, а потом укладывали новое покрытие силами буквально одной бригады. Это к слову об организации работ.

Конечно, в случае со сложным капитальным ремонтом (когда идёт расширение проезжей части, замена коммуникаций, обустройство заездных карманов и разделительных полос и так далее) провести всё за один сезон действительно не представляется возможным. Однако в этом случае работы должны быть чётко разбиты на этапы, которые необходимо полностью выполнять, и завершаться не позднее октября, когда начинаются дожди, а ночами могут быть минусовые температуры. У нас же при реализации двухгодичных контрактов ремонт проводят вплоть до декабря (включительно). И делают, к примеру, половину тротуара, а остальное «отправляют в зиму» вместе с раскуроченным покрытием и вывернутыми бордюрами. То же самое касается, допустим, укладки слоёв асфальтобетона. Согласитесь, так всё же быть не должно.

Вышесказанное относится скорее к техническим вопросам. Однако есть ещё один момент, который необходимо вывести за рамки трёх других. Это вопрос административной организации работы в отрасли. Начнём с того, что штаты службы заказчика явно недостаточны. Скажем, в той же «Ярдорслужбе» техническим надзором занимаются всего 9 человек, а в «Агентстве по муниципальному заказу ЖКХ» г. Ярославля – 5. В последнем случае откровенно мизерной является ещё и зарплата. И в такой системе координат соответствующие учреждения вряд ли смогут обеспечивать надлежащую подготовку, проведение и контроль работ.

Евраев и Душко-1.jpgОткровенно говоря, крайне странным выглядит и недавнее решение губернатора Михаила Евраева объединить министерство дорожного хозяйство и министерство транспорта в единую структуру. Руководить им оставят Романа Душко, который, при этом, получает повышение до должности заместителя Председателя Правительства Ярославской области. Вопросов к самому руководителю, наверное, нет – он давно работает в отрасли. Но как он будет управляться со значительно более хлопотным хозяйством без ущерба для качества принятия решений – непонятно. Конечно, не так давно в области уже был объединённый департамент. Но тогда полномочия региона в транспортной сфере были куда скромнее. И не было таких громких проектов, как трамвайная концессия и транспортная реформа. Так что сегодня на данном направлении масса нюансов. Которые требуют едва ли не большего внимания, чем дорожное хозяйство.

Одним словом, несмотря на успехи, проблем в  отрасли по-прежнему хватает. И если их игнорировать, все указанные успехи в итоге могут сойти на нет. И тогда впору будет вспомнить уже другую фразу бывшего премьера Черномырдина: никогда такого не было, и вот опять!

ВИКТОР ПАРФЁНОВ

Черномырдин.jpg










Черномырдин-2.png










Дефекты-3.jpgДефекты-5.jpgДефекты-2.jpg


Опрос
Какое событие, произошедшее в стране и мире в 2024 г., Вы считаете самым важным и значимым?