О «детских проблемах» 80-летнего юбилея Ярославской области
Масштабность замаха и замыслов обустроить область к 80-летию на поверку дня оказалась легким дуновением, едва коснувшемся земли. Вроде и пшыком это действо нельзя назвать, но и на достижение оно как-то не тянет. Не все так плохо, могут сказать многие чиновники. И по своему будут правы - ведь во всем всегда виноваты не они, а нерадивые подрядчики, недоработка проектно-сметной документации, погода, смена власти, война в Сирии и напряженная международная обстановка. Сердце болит за Россию. А за малую родину?..
В череде предвыборных страстей и кадровых перемен, инвестиционных соглашений и мероприятий по подготовке к зиме как-то «на тормозах» спустили 80-летие Ярославской области. А ведь как рекламировали это событие всего год назад, прошлой осенью! Да что там осенью – тема звучала рефреном всех официальных мероприятий всего несколько месяцев назад. Не давеча, как в апреле-мае суровый Александр Князьков торопил нерадивых глав на совещании в Правительстве. Потом весну сменило лето. Князьков стал не просто суровым, а воистину грозным. И чуть ли не каждую неделю ездил на проблемные стройки. Рядом с председателем Правительства периодически возникали кандидаты в депутаты Госдумы (как-никак, выборы на носу), которые тоже контролировали, оценивали, ругали, призывали и обещали. Всё это обильно транслировалось в СМИ. Успели показать даже первые открытые объекты. А потом всё стихло. Как будто не было ни масштабных юбилейных строек, ни главного обещания – закончить все работы к 1 сентября. С чего вдруг? Где фанфары? Где доклады в духе победных речей? Короче, начали за «здравие», закончили «за упокой». За исключением разрозненных комментариев да небольших интервью – ощущение полного информационного вакуума. Мы решили хоть как-то его восполнить и подвести некий общий итог реализации проекта «Обустроим область к юбилею». И оказались немало удивлены. К сожалению, удивлены неприятно.
О подготовке к проекту обустройства региона к 80-летнему юбилею «Клуб социологов» подробно писал ещё в мае (желающие могут посмотреть статью «80 лет без права на ошибку» от 05.05.2016). Тогда же мы высказали свои сомнения: где и почему проект может забуксовать. Наибольшее беспокойство вызывали сроки. У местечковых начальников под страхом исключения из программы потребовали заключить все муниципальные контракты до 1 июня и завершить все работы до 1 сентября. Как показала практика – наши опасения подтвердились. Значительную часть контрактов заключили уже в июне: где-то 10-го, где-то 20-го, а где-то протянули вплоть до 30-го числа. Более того: отдельные документы подписывали даже в июле. Оставив на исполнение работ уже не три и даже не два, а всего полтора месяца. Перечислять проштрафившиеся муниципальные образования нет смысла. В той или иной степени «накосячили» почти все. Просто где-то это были разовые случаи, а где-то задержка с контрактами оказалась в порядке вещей. Среди наиболее дисциплинированных можно назвать Большесельский, Брейтовский, Мышкинский, Переславский и Угличский районы. Забегая вперёд, стоит отметить: сложности и вытекающие из них сорванные сроки сдачи объектов преимущественно возникали как раз там, где затягивали с оформлением контрактов. Так что определённая закономерность здесь присутствует. Хотя есть и нетипичные примеры. Скажем, в Гаврилов-Яме. Договор на ремонт местного дома культуры там заключили ещё в апреле. Но из-за проблем с подрядчиком даже к сентябрю здание стояло практически без крыши!
Напомним, что на обустройство области к юбилею заложили более полутора миллиардов рублей. Проект включал в себя без малого 1100 объектов, «раскиданных» по нескольким направлениям: ремонт дворов и благоустройство территорий; дорожная деятельность; реконструкция и закупка оборудования для учреждений культуры (в основном – местных ДК); обустройство и модернизация спортивных площадок. Мы оценили исполнение программы по каждому из этих направлений. Для анализа были использованы данные с геопортала Ярославской области (интерактивная карта объектов), данные областной Думы (именно депутаты утверждали и корректировали средства по каждому направлению программы), более десятка интервью с главами районов, а также информация, полученная от неравнодушных жителей. Ведь, если верить чиновникам, проект «Обустроим…» делали именно для граждан. А совсем не для кандидатов в депутаты Госдумы, как могли предположить злые языки!
Дороги и дворы. По-прежнему главная беда.
Больше всего проблем возникло с ремонтом дворов. Из областного бюджета на это было выделено 500 миллионов рублей. В отличие от традиционной помощи на дорожную деятельность, данную субсидию муниципалам выделяли впервые. Увы, первый блин оказался комом. О чём свидетельствуют официальные данные департамента транспорта, отражённые в таблице внизу.
Таблица 1. Освоение субсидии на ремонт дворов (данные на октябрь 2016)
Муниципальное образование |
Объём субсидии, тыс.руб. |
Освоение средств субсидии, % |
г. Ярославль |
237 475 |
15% |
г. Рыбинск |
76 021 |
18% |
г. Переславль |
15 739 |
60% |
Большесельский район |
3 747 |
20% |
Борисоглебский район |
4 913 |
93% |
Брейтовский район |
2 622 |
98% |
Гаврилов-Ямский район |
10 486 |
72% |
Даниловский район |
10 077 |
98% |
Любимский район |
4 358 |
100% |
Мышкинский район |
3 919 |
100% |
Некоузский район |
5 852 |
97% |
Некрасовский район |
7 933 |
100% |
Первомайский район |
4 051 |
100% |
Переславский район |
8 141 |
65% |
Пошехонский район |
5 357 |
100% |
Ростовский район |
25 342 |
41% |
Рыбинский район |
10 750 |
65% |
Тутаевский район |
22 247 |
57% |
Угличский район |
17 959 |
90% |
Ярославский район |
23 011 |
88% |
Итого: |
500 000 |
37% |
Как видно, в целом субсидия освоена чуть больше, чем на треть – 37%. Притом, это данные не на первое сентября, а уже на октябрь. В своё оправдание чиновники отметили, что «освоение субсидии» и «сдача объектов» – ни одно и то же. Дескать, сами по себе объекты могут быть готовы (или почти готовы), но «отчитаться» за них можно лишь после оформления всех документов. А их продолжают сдавать. Отсюда – низкие цифры. Так-то оно так, бюрократию никуда не денешь. Теоретически такое объяснение можно было бы принять на веру. Если бы не одно «но». Срыв сроков, притом не «бумажный», а реальный, действительно был. О чём свидетельствуют даже сообщения в СМИ, опубликованные уже в середине сентября. В которых чёрным по белому было написано о продолжающихся работах по благоустройству нескольких десятков дворов Ярославля и Рыбинска. И там, и там власти кивали на подрядчика.
В Ярославле снова всплыло имя «великого дорожного мастера» Эдуарда Авдаляна, фирма которого отстала от графика. В Рыбинске горе-строителей вообще пришлось менять и заключать новый контракт. В результате процент освоения самый низкий – 15 и 18% соответственно. Конечно, кто-то может возразить и сказать, что Ярославлем и Рыбинском область не заканчивается. И проект её обустройства – тоже. Спору нет: Ярославль и Рыбинск - действительно не весь регион. Но там живёт, на минуточку, 63% его жителей (порядка 800 тысяч человек). Поэтому масштабы «косяков» на душу населения в этих городах воспринимаются по-иному, нежели в районах. К тому же, многие районы тоже сработали не «на ура». В том числе «сельские». Возьмите Большое Село. Субсидия освоена лишь на 20%. Хотя количество объектов там было отнюдь не запредельное. Судя по цифрам, неважно сработали в Переславском, Ростовском, Рыбинском и Тутаевском районах. На 100% работы выполнили лишь пять муниципальных образований. Там, почему-то, и сроки выдержали, и документы успели отправить. Выходит, возможно всё - стоит только захотеть. Очевидно, желание у всех было разным.
Лучше обстояло дело с освоением субсидии на дорожное хозяйство. То есть ремонт и реконструкцию местных трасс и проездов. Из региональной казны на это предусмотрели 600 миллионов рублей. Освоение представлено в таблице.
Таблица 2. Освоение субсидии на дорожное хозяйство (данные на октябрь 2016)
Муниципальное образование |
Объём субсидии, тыс.руб. |
Освоение средств субсидии, % |
г. Ярославль |
136 260 |
65% |
г. Рыбинск |
58 865 |
100% |
г. Переславль |
20 848 |
86% |
Большесельский район |
12 296 |
71% |
Борисоглебский район |
21 255 |
94% |
Брейтовский район |
7 108 |
100% |
Гаврилов-Ямский район |
16 893 |
89% |
Даниловский район |
28 925 |
91% |
Любимский район |
20 245 |
97% |
Мышкинский район |
11 128 |
86% |
Некоузский район |
22 070 |
100% |
Некрасовский район |
19 266 |
100% |
Первомайский район |
19 951 |
89% |
Переславский район |
24 691 |
98% |
Пошехонский район |
18 580 |
98% |
Ростовский район |
31 312 |
85% |
Рыбинский район |
40 362 |
50% |
Тутаевский район |
20 283 |
90% |
Угличский район |
37 924 |
84% |
Ярославский район |
31 737 |
73% |
Итого: |
600 000 |
82% |
Здесь на 100% деньги освоили четыре муниципальных образования. Искренне и без дураков радостно за Рыбинск, который из года в год просит увеличить региональные лимиты на местные дороги (и обижается на Ярославль за больший кусок «пирога»). Судя по цифрам (да и по реальному состоянию дел), эти запросы действительно обоснованы. В аутсайдерах – Рыбинский, Большесельский, Ярославский районы и, по традиции, областной центр. Справедливости ради, стоит отметить, что на сроки повлияли требования устранить нарушения при приёмке некоторых дорог. А так – всё те же поздние заключения контрактов. И нерадивые подрядчики. На погоду в этот раз жаловаться как-то неудобно – лето было на редкость удачным!
Ремонт ДК. Граждане, внедряйте культурку! Если сможете…
Ситуация с ремонтами домов культуры тоже оказалась отнюдь не радужной. Напомним, что реконструкцию сельских клубов (столь активно поддержанную председателем регионального женсовета и главной защитницей культуры в облдуме Ольгой Хитровой) и так практиковали уже не первый год. Но на этот раз её существенно расширили, добавив учреждения культуры в районных центрах. По странной иронии судьбы, именно там и возникли основные проблемы. Самым показательным стал ремонт муниципального «Дома культуры» в Гаврилов-Яме. Местные жители по старой памяти называют его ДК «Текстильщик» (ранее клуб принадлежал местному льнокомбинату). Зданию более 90 лет. И сейчас уже мало кто припомнит, когда там проводилась полноценная реконструкция (да и проводилась ли вообще). В этом году, что называется, дождались! Правда, уже летом чуть было не пожалели о таком «подарке». Масштабы работ впечатляли. Однако за неделю до официального срока их окончания – 1 сентября – здание стояло практически без крыши. Ремонт зрительного зала и сцены безбожно запаздывал. При этом, проверяющие отмечали не только срыв сроков, но низкое качество выполнения работ. К слову, их выполняла одна из ярославских фирм. Которая, по словам главы районной администрации Владимира Серебрякова, сбила цену контракта аж на 60%. Было это ещё весной. Но, несмотря на многочисленные жалобы (в том числе на крайне неактивную работу строителей), по состоянию на конец августа контракт с подрядчиком никто не разорвал. Выходит, весь пар ушёл в свисток! А ремонт ДК не был до конца завершён даже к октябрю.
Весьма показательными примерами стали капитальные ремонты Борисоглебского районного культурно-досугового центра и Пошехонского «Центра сохранения и развития культуры». На оба учреждения выделили по 8 миллионов рублей. В первом случае были запланированы ремонты фасада, кровли, санитарной зоны, зрительного зала, фойе и гардероба, устройство запасного выхода, электромонтажные работы, частичная замена окон. Во втором учреждении предусмотрели работы по фасаду, полу, электроснабжению, отоплению, вентиляции, оконным проёмам. Однако в обоих случаях, несмотря на огромный фронт работ, строители вышли на площадку только в начале июля (это к обозначенному выше вопросу о сроках заключения контрактов). Дальше, как говорится, без комментариев. О том, что объекты не сдадут в срок, чуть ли не в открытую говорили сами власти (тот же глава администрации Пошехонского района Николай Белов). К этому же списку, в принципе, можно отнести капитальный ремонт Угличского ДК. На него из областного бюджета выделили уже 10 миллионов. В качестве даты начала работ было обозначено 30 июня. Что крайне поздно для той масштабной реконструкции, которая была запланирована. Но судя по сообщениям местных СМИ, реально на объект вышли ещё позднее – в августе. Это опять-таки предопределило смещение сроков. И хотя по данному объекту (как и ещё по нескольким) была достигнута договорённость об их продлении, никаким 1 сентября в любом случае уже не пахло. Ну а даты торжественных перерезаний ленточек, в принципе, можно продлять сколь угодно долго: до октября, до ноября, до нового года. Хоть до второго пришествия. Вот только зачем тогда всего за полгода до этого с пеной у рта требовать неукоснительного соблюдения графиков? Выходит, строгость то напускная? Вопрос риторический. Да и те, кто мог бы на него ответить, сейчас занимаются совсем другим делом.
А работы продолжаются. Если верить данным геопортала Ярославской области (раздел «Обустроим область к юбилею», вкладка «Культура»), то по состоянию на середину октября работы со статусом «выполняется» (то есть те, которые в любом случае не были закончены к 1 сентября) значились на 13 объектах. Если принять во внимание, что всего по программе их было около 70, то исполнение составило менее 82%. Много это или мало? Провалом, конечно, не назовёшь. Но могло быть и лучше. Особенно с учётом того, что в этот процент входят не только капитальные ремонты, но и простое приобретение оборудования. Так что дифирамбы петь тоже не приходится.
Спортплощадки. Немассовый массовый спорт.
Дела с обустройством спортплощадок оказались гораздо хуже, чем с культурой. А вещи это, между прочим, сопоставимые. Особенно на фоне разговоров о том, как важно развивать спорт (притом, непременно массовый) на селе, чтобы заинтересовать молодёжь, отучить её от вредных привычек и далее по тексту (почему-то в представлении государственных мужей сельская молодёжь является непременным носителем вредных привычек). И что мы видим на практике? Вот лишь несколько примеров. В Большесельском районе были запланированы всего две спортплощадки (или как их ещё называют – плоскостные сооружения): в селах Варегово и Новое. В первом случае строительство началось, но сроки были сорваны. Во втором к обустройству площадки не приступили даже в первой декаде сентября. О чём честно признался глава районной администрации Владимир Лубенин. В результате по конкретному направлению на исходе лета район сработал «в ноль». А стройку в Новом селе, по всей вероятности, придётся переносить на следующий год.
С опозданием начали строительство спортплощадки в селе Вятском и устройство покрытия для универсальной площадки в селе Бурмакино (заметьте – всего лишь покрытия) в Некрасовском районе. Хорошо, хоть с хоккейной «коробкой» не подкачали! Проблемы со смещением графика также были в Переславском, Борисоглебском, Ярославской районах. Но самым показательным примером, пожалуй, стало обустройство спортплощадки рядом с местной школой в селе Белое, что в Пошехонском районе. Её называют самой большой и дорогостоящей в Ярославской области – в бюджете заложили более 4 миллионов рублей. Объём работ велик – по проекту необходимо выполнить разработку и уплотнение грунта, устройство прослойки из синтетического материала, фундамента, покрытия из резиновой крошки, установку металлических оград, монтаж ворот для мини-футбола, волейбольной и баскетбольной стойки, сделать освещение. И здесь вдвойне обидно: если площадка такая ответственная, почему власти опять наступили на старые грабли? Снова срыв графиков, снова претензии к подрядчику, снова беспомощное кивание на 44-й федеральный закон. Вопрос, как нетрудно догадаться, тоже повис в воздухе.
Напоследок снова смотрим на геопортал. Нас вновь интересует середина октября. В стадии «выполняются» – работы на 12 объектах, ещё на 1 (в том самом селе Новое) – в стадии «запланированы». Итого 13 штук. То есть 13 спортплощадок не доделано вовремя (мы опять-таки ориентируемся на заявленный срок 1 сентября). Также как с домами культуры. Вот только спортплощадок, в отличие от ДК, было заявлено значительно меньше – не 70, а лишь 40. Следовательно, исполнение составило около 67%. Направление освоено на две трети. Притом, здесь важно учитывать ещё один момент. Сделать вовремя ещё не означает сделать качественно. Увы, это нехорошая закономерность напрямую относится к детским площадкам.
Пример Ярославля служит тому ярким доказательством. Если раньше в городе вместе со снегом сходил асфальт, то теперь – покрытие со спортплощадок. Многие из них буквально через несколько месяцев эксплуатации имеют совсем неприглядный вид. Ситуацию по спортплощадкам сразу у четырёх городских школ буквально на днях даже разбирали на профильном комитете областной Думы. И остаются подозрения: а не повторят ли площадки в рамках обустройства области к юбилею печальную судьбу своих собратьев. Откровенно говоря, очень не хотелось бы.
Вместо послесловия. Найти лекарство от детских болезней.
Напоследок – ложка мёда. Никто не собирается поливать грязью и оспаривать нужность и важность программы в целом. Тем более, что для большинства районов области за последнее время она стала чуть ли не единственным шансом провести хоть какое-то относительно масштабное благоустройство и улучшить условия проживания своих жителей. От того и обидно за практическую реализацию программы! Все говорят о нехватке денег. Здесь деньги выделили. Обо всём объявили заранее. А «на выходе» – снова-здорова! Притом, объяснения тех или иных неудач настолько предсказуемы, что впору сказать: господа, придумайте что-то поинтереснее. И поумнее. Потому что в реализации проекта мы видим всё те же «детские болезни», которыми регион всё никак не может «переболеть». Посмотрите сами, чем объясняют срывы. Недоработки проектно-сметной документации (типа «поздно начали» или «что-то не учли»)? А кто мешал подготовить всё как следует, а главное - вовремя? Ведь о реализации программы «Обустроим область к юбилею» объявили загодя! И сомнений в финансировании мероприятий не было. Но разработку проектов и их экспертизу всё равно дотянули до мая. Недобросовестные подрядчики? А кто мешает нанять добросовестных? Ведь они существуют, и у кого-то это получается! Не выходит отсеять бракоделов через конкурс? Наказывайте рублём! Заводите «чёрные списки»! Подавайте в суд и возбуждайте уголовные дела! Закон всё это позволяет. Создайте нерадивым подрядчикам такие условия, при которых они сами не захотят работать в регионе. В соседней Костроме, например, этого добились (по крайней мере, в отношении одной известной ярославской фирмы). Область задерживает перевод денег? Делайте всё вовремя, за лето! Тогда, глядишь, никаких задержек не будет. Ведь отдельные районы как-то умудрились со всем справиться! И при этом не плакаться на каждом шагу о своей тяжёлой судьбе! Выходит, всё возможно. Опять-таки, было бы желание! И ещё нормальный глава.
Хотелось бы, чтобы все начатые проекты всё-таки были завершены. Возможно, под это даже получится привлечь дополнительные деньги и выделить новые субсидии. Дел и объектов, требующих финансового вмешательства, в муниципальных образованиях ещё пруд пруди. Если получится «закрыть» хотя бы треть – уже будет супер! Но для этого нужно как минимум одно условие - муниципальным (да и некоторым областным) руководителям необходимо избавиться от тех самых «детских болезней», о которых мы упомянули. Возможно, найти необходимое «лекарство» или хотя бы провести «терапевтический курс» получится у новых региональных властей. Но делать это нужно обязательно. И чем быстрее – тем лучше. Области пора выздоравливать! Во всяком случае, если у нас объявлен курс на привлечение инвестиций и анонсированы большие стройки, без этого будет просто никуда!
ВИКТОР ПАРФЁНОВ
Благодарим Васю Ложкина за прекрасную философскую тему (и, естественно, рисунок), обозначенную в заглавной иллюстрации.