Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

05.10.2016
Ярославль
1756
ТЯЖЁЛОЕ НАСЛЕДИЕ РЕЖИМА. КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ?
Обсуждение областного бюджета может и не показать всего арсенала возможностей, которым обладает нынешняя команда врио Губернатора Д.Миронова. За последнюю неделю стало понятно, что у мироновцев есть инструменты и помимо бюджета, с помощью которых можно будет повлиять на ситуацию в регионе. В первую очередь это привлечение крупных компаний в регион. Глядишь что-нибудь толковое через полгодика и получится из этой затеи, а не только улыбки, крепкие рукопожатия, дипломатические расшаркивания и протоколы о намерениях.
ТЯЖЁЛОЕ НАСЛЕДИЕ РЕЖИМА. КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ?

Жизнь после выборов постепенно приходит в нормальное русло. Времени на раздумья, восхищения или сожаления по поводу прошедшей кампании у государственных мужей, откровенно говоря, немного. На носу – бюджет 2017 года. И чтобы в обществе по примеру столетней давности не назрела революционная ситуация, он должен хотя бы в минимальной степени отвечать народным чаяниям. А с этим пока не всё в порядке. Хотя последние два года страна итак «держится», ибо денег нет! Как нет нормальной индексации пенсий и зарплат (за исключением отдельных бюджетников), а также здравого смысла в повышении цен на продукты питания, бензин и коммунальные платежи. В этом плане Ярославская область движется в общем русле и мало чем отличается от среднестатистических регионов Верхнего Поволжья и близлежащих весей. Более того – по многим пунктам мы даже уступаем нашим соседям. Таковы неутешительные результаты работы предыдущей, с позволения сказать, команды, которая рулила регионом четыре года. Если хотите - тяжёлое наследие старого режима. Разбираться с ним придётся уже новой власти. Притом, в пожарном порядке.


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. КТО ВИНОВАТ?

Великий комбинатор, окажись он в современной Ярославской области, наверняка пересмотрел бы свою знаменитую формулу: «Время, которое у нас есть, - это деньги, которых у нас нет». Потому что время у нас тоже в дефиците. Меньше, чем через месяц, в облдуму внесут проект регионального бюджета на будущий год. А в профильных комитетах уже провели так называемое «нулевое чтение». То бишь обсудили предварительные планы по финансированию подведомственных региональных программ на 2017 год. 

Ястребов.jpg

Ещё раньше парламентарии посмотрели исполнение этих самых программ за первое полугодие. Этот период, как все понимают, целиком укладывается в «эру Ястребова» (как её, подобно палеозою или мезозою, окрестили отдельные журналисты). Депутатское обсуждение – дело, конечно, весьма формальное и никаких кардинальных оргвыводов не несущее. Но суть не в оценке народных избранников, а в сухой статистике. Ибо факты – вещь упрямая. И они говорят о крайне низком проценте исполнения отдельных программ. Даже по меркам первого полугодия. Вот несколько цифр:

· ГП «Охрана окружающей среды в Ярославской области» - 5,5%;

· ГП «Местное самоуправление» - 10,4%;

· ГП «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности на территории Ярославской области» - 21,8%;

· ГП «Экономическое развитие и инновационная экономика в Ярославской области» - 21,9%;

· ГП «Развитие промышленности в Ярославской области и повышение её конкурентоспособности» - 29,4%;

· ГП «Развитие дорожного хозяйства и транспорта в Ярославской области» - 37,8%;

· ГП «Развитие сельского хозяйства в Ярославской области» - 39,3%;

· ГП «Развитие лесного хозяйства в Ярославской области» - 39,6%.

Картина маслом, дающая невеселую пищу для размышлений. Получается, что экономика у нас развивается примерно на одну пятую (точно также идёт борьба с преступностью), местное самоуправление «освоено» на одну десятую, а на охрану окружающей средств вообще «забили». Впрочем, Бог с ним, с исполнением. Тем более что в отдельных случаях первые шесть месяцев - реально не показатель (это касается тех программ, где приёмка объектов и расчёты за них идут по осени, а то и в декабре). В любом случае, обывателю не интересны доли и проценты. Ему важны конкретные осязаемые дела: сданные садики и школы, отремонтированные больницы и поликлиники, новые автобусы и построенные дороги. Со всем этим у старой команды тоже как-то не задалось. Опять же, судите сами.

В 2016 году регион снова пролетел с детскими садами. Единственное дошкольное учреждение, с помпой открытое теперь уже экс-первым замом мэра Малютиным в конце мая на улице Строителей в Ярославле полностью нивелируется замороженными на стадии фундамента стройками на улице Академика Колмогорова, Чернопрудной и Тутаевском шоссе. Меж тем, это новые, стремительно растущие районы. Вместе с которыми растут и живущие в них дети. Которых продолжают водить в садики за тридевять земель. Одним только областным центром проблема не ограничивается.

Без новых дошкольных учреждений до конца года снова останутся жители Данилова и Пошехонья (хотя и там, и там контракты были заключены ещё в 2014 году) и Ярославского района. Под большим вопросом сдача садика в Угличе. Ещё хуже ситуация по школам. Который год стоит возведённое под крышу здание в селе Туношна. Сейчас там корректируют проект. До сих пор непонятно, что мешало сделать это раньше – ведь стройка замерла аж в 2013 году. Теперь до конца 2016-го работ там не будет в принципе. По-прежнему никак не приступят к строительству школы на улице Тракторной в Рыбинске. Хотя все уже сбились со счёту, сколько раз поднимался этот вопрос. Нет никакой ясности и со строительством нового образовательного учреждения для микрорайона «Сокол» в Ярославле. В результате дети продолжают ходить в единственную имеющуюся «по соседству» 21 школу и учиться в три смены. Остаются вопросы по Борисоглебскому району и Переславлю. Всё печально и в здравоохранении. Без обещанных новых поликлиник продолжают болеть жители Дзержинского и Фрунзенского районов Ярославля. Буксует реконструкция 10-й больницы на Нефтестрое. Сомнительным кажется ввод в эксплуатацию до конца года нового здания Кривецкого дома-интерната в Мышкинском районе.

Крупин.jpg

Старые проблемы остаются и в дорожной отрасли. Тут две главные беды (опять же традиционные): катастрофическая нехватка средств и большая кредиторская задолженность. Плюс – качество, которое по отдельным объектам по-прежнему оставляет желать лучшего. Но в этом виноваты те, кого принято считать уже не ярославской, а общероссийской бедой (та, которая под номером один). Отсюда – крайне скудные результаты первого полугодия: чуть более 6.5 километров реконструированных дорог областного значения (по сути, речь идёт об одной трассе), два моста и несколько так называемых «субсидийных» дорог в муниципальных образованиях. В Ярославле таких было пять, притом контракты по двум из них (улица Урицкого и проспект Ленина) разыгрывались на два года. Правда, основная приёмка у дорожников идёт в основном по осени. Но всё равно получается не густо. Поэтому особенно обидно, что в мае область не оказалась в числе 24 регионов, получивших федеральную субсидию. Судя по всему, региональный истеблишмент по этому поводу не больно то расстроился. А «профильный» зампред областного правительства Михаил Крупин, ссылаясь на оценку федеральных властей, лишь отметил, что «Ярославская область не входит в список регионов, где необходим неотложный ремонт дорог». И пошёл избираться в детские омбудсмены.

Князьков.jpg

Не всё гладко и у главного детища экс-премьера Александра Князькова – ГП «Ярдормост». То, что у предприятия вновь копится огромная кредиторка (к сентябрю она составляла около 700 миллионов рублей) – это ещё полбеды. В конце концов, вины самого предприятия здесь нет. А вот другие цифры настораживают. Например, выручка. С одной стороны, она растёт. И даже превысила плановые показатели первого полугодия на 120 миллионов рублей. Вот только серьёзную долю в ней составляют работы, отданные на субподряд (по плану – 280,5 миллионов, по факту – 475). То есть сторонним организациям. В то время, как собственная выручка госпредприятия снижается (по плану 778 миллионов, по факту – 700). И для чего, спрашивается, было создавать автодорожный гигант с 11 филиалами, если «сливки» уходят на сторону? Чистая прибыль предприятия по полугодию вообще оказалась в два раза ниже плановых расчётов (22 против 40,8 миллиона рублей). При этом, на предприятии увеличивается персонал. И ладно бы это были одни работяги (это даже хорошо)! Так нет, растёт и административно-управленческий аппарат. По сравнению с прошлым годом он увеличился на 17 человек (с 234 до 251). Хотя анонсируя создание большого госпредприятия два года назад, правительственные чиновники в авангарде с Князьковым клятвенно заверяли, что новую структуру освободят от «лишних» кадров. И за счёт этого сэкономят приличные деньги. Судя по цифрам, с этим не больно то получается. Ещё хуже ситуация на другом госпредприятии – «Ярославском АТП». Его называют уже детищем упомянутого выше Михаила Крупина. Здесь штатная численность, в отличие от «Ярдормоста», действительно сокращается (хотя менеджмента это касается гораздо меньше, нежели производственного персонала). В остальном – всё печально. Выручка после объединения самостоятельных подразделений под одну крышу практически не изменилась (значит, никакой волшебной оптимизации не произошло). С чистой прибылью по итогам первого полугодия совсем беда. Хотя по отдельности шесть из семи филиалов (все, кроме Переславского) год назад сработали «в плюс». Вот и судите после этого о гениальности расчётов «профессиональных управленцев» из команды Ястребова.

Впрочем, возлагать всю вину на бывшего губернатора и его администрацию, наверное, тоже не совсем правильно. При них кризис в экономике области просто достиг определённой точки. А проблемы предпочитали не решать, а консервировать. Отчего они приобрели характер застарелых. Но кое-какие системные ошибки начались ещё во времена Анатолия Лисицына. Поэтому хрестоматийный вопрос «Кто виноват?», вынесенный в заголовок первой части статьи, мы оставим риторическим. И пусть уважаемые читатели дадут на него собственный ответ. Благо, пищи для размышлений предостаточно. А дальше, как говорили древние, sapienti sat!


ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ЧТО ДЕЛАТЬ?

Гораздо важнее ответить на второй извечный русский вопрос: что делать со всем этим хозяйством? В первом приближении перспективы могут показаться далеко не радужными. На такую мысль наводят предварительные цифры по финансированию программ на 2017 год, которые на этой неделе обсуждали в Думе. Некоторые из них отражены в таблице внизу.

Предварительные данные по финансированию госпрограмм Ярославской области в 2017 г.

Название программы

Изменение финансирования на 2017 год

«Развитие здравоохранения в Ярославской области»

уменьшение на 501,3 миллиона рублей

«Охрана окружающей среды в Ярославской области»

уменьшение на 271,3 миллиона рублей

«Развитие культуры и туризма в Ярославской области»

уменьшение на 148,5 миллиона рублей

«Экономическое развитие и инновационная экономика в Ярославской области»

уменьшение на 143,8 миллионов рублей

«Развитие дорожного хозяйства и транспорта в Ярославской области»

уменьшение на 111 миллионов рублей

«Развитие сельского хозяйства в Ярославской области»

уменьшение на 84,2 миллиона рублей

С другой стороны, не будем торопиться с выводами. Во-первых, как было сказано, все цифры – предварительные. Ни по одной из них нет окончательного согласования. Во-вторых, речь идёт исключительно про областные средства. А бюджет региона формируется за счёт разных источников. И здесь новой власти все карты в руки. Понятно, что Дмитрий Миронов был назначен в Ярославскую область отнюдь не по рандомному принципу. Перед тем, как вручить регион на хозяйство новому главе, Центр наверняка наделил его соответствующими полномочиями. Возможно, даже дал некий карт-бланш. А любые полномочия (и тем паче карт-бланш) имеет смысл только в случае надлежащего материального обеспечения. И обеспечение это, по всей вероятности, всё-таки будет. О чём косвенно свидетельствует несколько интересных фактов.

Прежде всего, глава региона «играючи» добился выделения нашему региону бюджетного кредита в 10 миллиардов рублей (на минуточку, одна пятая часть всех доходов). Такая большая ссуда предоставлена региону первый раз! Притом, под смешные 0,1% годовых, что позволит существенно снизить затраты на обслуживание государственного долга Ярославской области. А это наиважнейшая задача, поскольку должок растёт и уже вырос до 35 миллиардов.

Во-вторых, региону необходимо активнее участвовать во всевозможных федеральных программах, добиваться грантов и субсидий из российской казны. Определённые подвижки также начались. Один из последних примеров – готовящаяся заявка в Министерство транспорта на получение 500-миллионного гранта под развитие дорожного хозяйства. Это примерно одна десятая часть нынешнего дорожного фонда региона. Ежу понятно, деньги абсолютно не лишние. И шансы на их получение абсолютно реальные. Вот вам частичное решение проблемы ярославских дорог. По всей вероятности, из федерации также могут выделить деньги на строительство крупных инфраструктурных объектов. Прежде всего – Карабулинской развязки. Ибо потянуть такой проект в одиночку регион просто не в состоянии.

Сочи-3.jpg

В-третьих, необходимо привлекать новых резидентов, наращивать налоговую базу, добиваться роста поступлений от акцизов (что особенно важно для области, выпускающей всю линейку соответствующих товаров – от табака до бензина). Всё это невозможно без развития промышленности и полной перезагрузки инвестиционной деятельности. Началась решаться и эта задача. 15-й Международный инвестиционный форум в Сочи принёс в копилку региона несколько важных договорённостей с крупнейшими корпорациями общероссийского масштаба. Соглашение с ПАО «Сбербанк России» (его подписывали Дмитрий Миронов и Герман Греф) предусматривает реализацию инвестиционных проектов в сфере развития инфраструктуры, жилищного строительства, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства и других направлениях. Кроме того, «Сбер» рассматривают возможность размещения в областном центре ряда своих структурных подразделений, что также важно, ибо банк сам по себе является довольно крупным налогоплательщиком. 

Сочи-5.jpg

Второе соглашение заключили с ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (со стороны госкорпорации его подписывал председатель Сергей Горьков). Многие наверняка помнят, что в период губернаторства Сергея Вахрукова «ВЭБ» уже финансировал многие инвестиционные проекты. В частности, такие крупные, как строительство сельскохозяйственного комплекса «Вощажниково» (ныне являющегося своеобразной визитной карточкой областного АПК). На этот раз планируют сосредоточиться на туристическом направлении. Хотя оно будет не единственным. 

Сочи-7.jpg

Наконец, третье соглашение область заключила с крупнейшей частной нефтяной компанией – ПАО «НК Лукойл» (договор скреплён подписью президента компании Вагита Алекперова). Её присутствие в регионе также благоприятно скажется на налоговом климате. А само по себе соглашение должно дать толчок работе по улучшению качества дорог и реализации различных социальных проектов. Кроме того, исполняющий обязанности главного областного финансиста Илья Баланин на сентябрьском заседании областной Думы обмолвился о переговорах с компанией «Балтика» по поводу наращивания производства пива. До недавнего времени этот подакцизный напиток был очень хорошим подспорьем областному бюджету. Однако ряд федеральных инициатив и производственная политика самой компании серьёзно скорректировали эту ситуацию. Если переговоры, о которых упомянул Баланин, увенчаются успехом, новая команда также получит внушительный балл к карме.

В-четвёртых, кое-какие телодвижения происходят и в региональном аспекте. В плане собственного финансового планирования. В предварительном проекте 2017 года по ряду областных программ идёт увеличение. В частности, на 180 миллионов подрастёт программа развития физкультуры и спорта, на 300 с лишним миллионов – программа развития областной промышленности и повышения её конкурентоспособности, 511 миллионов планируют добавить на программу развития образования. Этот пункт особенно важен, поскольку предусматривает почти 260 миллионов на завершение строительства многострадальной туношенской школы и по 123,5 рублей на два года на возведение школы в Рыбинске. При этом, первый объект планируют сдать в 2017 году, второй – годом позже. По всей вероятности, на этом направлении власти не намерены отказываться и от государственно-частного партнёрства, и от привлечения внебюджетных источников. Что касается детских садов, то тому же Ярославлю Правительство региона может выделить бюджетный кредит под 1% годовых. Что делает перспективу достройки дошкольных учреждений вполне осязаемой. Разумеется, при должном качестве управления в самом Ярославле (в период работы Малютина с этим были проблемы).

Таким образом, силы и средства для решения проблем постепенно вырисовываются. Старт взят вполне бодро. Теперь важно сохранить темп. Ну и конечно не впасть в шапкозакидательские настроения. Не стоит забывать, что значительная часть областных программ на будущий год пока что «срезана». И перспективы их дальнейшего финансирования не ясны. Деньги не появятся из «неоткуда». Для их привлечения потребуется время. Так что обольщаться не стоит. Но и впадать в панику тоже. Работа уже началась. Заседание продолжается, господа присяжные заседатели!

ГЕОРГИЙ ГРОМОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?