Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

20.02.2019
Ярославль
3249
ВОТ ЛЕВЫЙ ПОВОРОТ!

Может ли Ярославская область попасть в «красный пояс»?

ВОТ ЛЕВЫЙ ПОВОРОТ!

2019 год ознаменовал собой начало нового избирательного цикла. Он закончится в 2024 году выборами Президента. А первой кампанией федерального уровня станет голосование за новый состав Государственной Думы 2021 года. По законам жанра, подготовка к нему уже началась (хотя она и не вполне заметна для глаз простых обывателей). И что-то подсказывает, что парламент страны находится на пороге серьёзных перемен. А состав нижней палаты под номером восемь будет существенно отличаться от той структуры, которая есть сейчас. В условиях непопулярных правительственных реформ и общей социально-экономической ситуации «Единая Россия» стремительно теряет политический вес и остатки уважения избирателей. Старые кадры постепенно покидают ряды «партии власти», а новые в массе своей не способны стать достойной альтернативой. Реальный рейтинг «медведей» низок как никогда. И отыграть это падение уже не получится. На этом фоне начали поднимать голову левые партии (прежде всего – КПРФ). А в обществе вновь возрос спрос на их идеологию. Некоторые даже стали говорить о возрождении «красного пояса». Отчасти это подтвердили результаты выборов 9 сентября 2018 года, когда КПРФ смогла опередить «Единую Россию» в нескольких регионах (Иркутская область, Ульяновская область, Республика Хакасия). Очень приличный результат был достигнут и в Центральной России. В том числе в Ярославской области, ранее никогда не являвшейся оплотом левого движения. Но времена меняются. Коммунисты весьма бодро включились в работу областной Думы нового созыва. А на первом заседании парламента в 2019 году (15 февраля) всерьёз сцепились с «партией власти» из-за поправок в бюджет. В общем, начали за здравие. А что дальше? Сможет ли наш регион через два года оказаться в «красном поясе»? Однозначно ответить на этот вопрос не просто. Но мы всё же попытаемся.

 

Исторический материализм или экскурс в прошлое

красный пояс1.jpgДля начала нужно вспомнить, что за феномен такой этот самый «красный пояс»? Откуда взялось это понятие? И каковы исторические перспективы левых партий на Ярославской земле? Чтобы ответить на эти вопросы, совершим небольшой экскурс в историю. Сам термин появился в середине 90-х годов прошлого века. Тогда их ещё не называли «лихими», да и уровень демократии, как оказалось, был существенно выше, нежели в «тучных нулевых». Под «красным поясом» понималась группа субъектов страны с устойчивой поддержкой левых партий и движений (прежде всего – КПРФ). На фоне экономических трудностей и непопулярных рыночных реформ в сознании граждан произошёл определённый переворот. Многие начали испытывать ностальгию по советскому прошлому и социальной стабильности. К тому же, названные партии находились в статусе «гонимых», что придавало им ещё большие симпатии электората. В итоге после первой парламентской кампании конца 1993 года коммунисты и некоторые другие левые силы смогли добиться впечатляющих результатов на местных и региональных выборах. К числу субъектов «красного пояса» политологи традиционно относили:

·      «черноземные» области Центральной России (Белгородская, Брянская, Воронежская, Калужская, Курская, Липецкая, Орловская, Рязанская, Смоленская и Тамбовская);

·      отдельные субъекты Среднего и Нижнего Поволжья (Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Саратовская и Ульяновская области);

·      часть регионов Южной Сибири (Курганская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Читинская области и Алтайский край);

·      края и республики Северного Кавказа (Дагестан, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия, Краснодарский и Ставропольский края).

В большинстве названных регионов велика доля населения, занятого в аграрном секторе. С присущим селянам консервативным мышлением. И, соответственно, всё той же ностальгией по прошлому. Небольшая часть субъектов являлась всероссийскими (и даже всесоюзными) центрами развития фундаментальной науки, которой в 1990-е также пришлось совсем не сладко. А сравнение со временами СССР не выдерживало никакой критики (к слову, в том же Новосибирске до сих пор сильны симпатии к коммунистам, а мэр города Анатолий Локоть является членом КПРФ). Наконец, национальные республики Кавказа и отдельные сибирские области относились к числу экономически депрессивных регионов. А невысокий уровень жизни всегда соседствует с левой идеологией.

Корнилов.jpgЯрославская область не относилась ни к одной и названных выше групп. И официально никогда не входила в «красный пояс». Наш регион скорее можно было назвать «центристским», с некоторыми симпатиями к либеральной идеологии (во второй половине 90-х в крае были сильны позиции партии «Яблоко», членом которой был даже спикер областного парламента Сергей Вахруков). Однако такая оценка является достаточно условной. Во всяком случае, на первых свободных губернаторских выборах 1995 года представитель КПРФ Владимир Корнилов смог набрать почти 33% голосов. Результат, о котором все последующие кандидаты-коммунисты могли только мечтать. А знаменитый ярославский «Рабочий пикет – 98» был известен на всю страну, и вошёл в учебники по новейшей истории. Так что определённый задел у местных левых был всегда.

С начала 2000-х «красный пояс» стал постепенно распадаться, и слабеть вместе с позициями КПРФ. Сказалось формирование нового имиджа руководства страны во главе с Президентом Владимиром Путиным, выстраивание «вертикали власти» и наступление «Единой России» с одновременной системной критикой КПРФ (в том числе с использованием федеральных СМИ). Коммунисты начали сдавать позиции. Не стал исключением и Ярославский регион. В областной Думе 3 созыва (2000 – 2004 годы) у КПРФ даже не было собственной фракции. 

Воробьёв на митинге.jpg

Впрочем, сами коммунисты никуда не делись. Они продолжали пользоваться доверием отдельных групп избирателей, и традиционно получали депутатские мандаты. Здесь стоит вспомнить фамилии Станислава Смирнова, Нины Жуковой, Вадима Писарева. С 2008 года областная ячейка компартии постепенно начинает поднимать голову. Её представители вновь заявляют о себе на региональной политической арене. В это же время первым секретарём обкома КПРФ становится Александр Воробьёв.

Карта (2).jpgПосле 2011 года о своеобразном возрождении «красного пояса» заговорили уже по всей стране. Разумеется, «возрождение» происходило в реалиях своего времени: исчезли массовые примеры «красных» губернаторов, а успехом на выборах считалось преодоление планки в 20%. Тем не менее, это тоже можно было считать определённым прорывом. Учитывая данные обстоятельства, накануне парламентских выборов 2016 года в ЦК КПРФ составили список субъектов с наиболее высоким потенциалом протестного голосования. По данным «РБК», в первую десятку приоритетных для коммунистов регионов вошли Москва и Санкт-Петербург, Хабаровский край, Иркутская, Челябинская, Свердловская, Новосибирская, Кировская, Омская и Ярославская области.

Как видно, данный перечень отчасти совпадал с «красным поясом» 90-х годов. Не берёмся судить, насколько ожидания ЦК были оправданы в 2016 году. Напомним, что на выборах в Государственную Думу на территории нашего региона КПРФ уступила второе место ЛДПР. Но два года спустя «столица демократии» всё-таки проявила свой протестный потенциал. В ходе президентской кампании ярославский результат кандидата КПРФ Павла Грудинина оказался выше, чем в среднем по стране. А на фоне непопулярных мер федерального (повышение пенсионного возраста, увеличение ставки НДС, рост цен на бензин) и регионального («московский мусор», приход «Хартии», работа «ЯроблЕИРЦ», массовая замена местных кадров «варягами») уровня в ходе выборов в областную Думу седьмого созыва коммунисты провели 4 кандидатов-одномандатников. А список партии получил 24% голосов избирателей. По оценкам экспертов, результат мог быть ещё выше (29-30%), если бы не активная раскрутка «Коммунистов России» (партия-спойлер даже смогла преодолеть 5% барьер и получить своего представителя в региональном законодательном собрании).

Митинг КПРФ (3).jpgТем не менее, итоговая цифра получилась вполне приличной. А численность фракции КПРФ в областной Думе по сравнению с предыдущим созывом возросла в три раза, и составила 11 человек. По этому показателю наш регион занимает первое место среди всех соседей (смотрите таблицу). В известном смысле, фору нам может дать только Ивановская областная Дума. В абсолютных цифрах количество депутатов-коммунистов там меньше (семь человек). Но с учётом общей численности депутатского корпуса, доля фракции КПРФ получилась выше (27% против 22%). Вместе с тем, стоит признать, что существенное влияние на результат партии оказала текущая ситуация. В иных условиях «звёзды» могли сложиться по-другому. Для дальнейшего развития успеха в будущем коммунистам Ярославской области стоит наладить системную работу по партийному строительству и учесть несколько принципиальных моментов. Об этом – далее.

Таблица. Представительство КПРФ в законодательных органах власти. 

Законодательный орган

Общее количество депутатов

Фракция КПРФ и её доля в составе депутатского корпуса

Дата последних выборов

Ярославская областная Дума

50 человек

11 человек

(22%)

9 сентября 2018 года

Ивановская областная Дума

26 человек

7 человек

(27%)

9 сентября 2018 года

Законодательное собрание Владимирской области

38 человек

7 человек

(18,5%)

9 сентября 2018 года

Московская областная Дума

50 человек

5 человек

(10%)

18 сентября 2016 года

Законодательное собрание Тверской области

40 человек

3 человека

(7,5%)

18 сентября 2016 года

Законодательное собрание Вологодской области

34 человека

3 человека

(8,8%)

18 сентября 2016 года

Костромская областная Дума

33 человека

3 человека

(9%)

 

13 сентября 2015 года

 

          Красная армия всех сильней?

Митинг против московского мусора (2).jpg Первое, на что стоит обратить внимание – учёт протестных настроений. Не будет преувеличением сказать, что у значительного количества граждан зреет недовольство текущей политикой правительства. Рискнём предположить, что по мере приближения к 2024 году оно будет только расти. От того, насколько грамотно оппозиция сможет использовать данный протест, будет зависеть её результат на выборах. Вместе с тем, за последнее время в актив коммунистов по большому счёту можно записать только одну тему – борьбу с «московским мусором». Она прошла от начала до конца (притом, победного конца – в итоге мусор завозить перестали). И, образно выражаясь, была конвертирована в политические дивиденды. А Александр Воробьёв, не побоявшийся трёх административных дел, перспективы уголовного преследования и снятия с выборов, также заслужил личные симпатии многих ярославцев. Но больше ничего подобного у КПРФ не было. Темы повышения пенсионного возраста и роста цен на бензин в летний период прошли в фоновом режиме. А отмена целого пакета социальных льгот на областном и городском уровне в минувшем декабре вообще не была отработана должным образом. Несколько выступлений членов фракции КПРФ в Думе и муниципалитете Ярославля – не в счёт. Хотя мера более чем резонансная. Как минимум потому, что затрагивает сразу несколько групп населения. Особняком стоят темы из разряда «вечных». Например, коммунальные тарифы или возврат прямых выборов мэров. Они звучат по несколько раз в год. Однако не транслируются в конкретный результат. Понятно, что добиться глобальных перемен здесь очень не просто. Но по-настоящему побороться за них вполне можно. Однако этого не происходит. Взять, к примеру, то же повышение размера взноса на капитальный ремонт. С 1 января он увеличился до 7 рублей 45 копеек. По ощущениям, коммунисты вообще оставили это без внимания. Что недопустимо для любой уважающей себя оппозиции.

Обком КПРФ.jpgВторое направлениезаконотворческая работа. Здесь тоже всё совсем не радужно. Коммунисты в областной Думе ежегодно вносят не более 4-5 законопроектов и не более полутора-двух десятков поправок (преимущественно по линии бюджета). Притом, лишь малая их часть доходит до стадии принятия. Конечно, в условиях сохраняющегося большинства «Единой России» рассчитывать на многое не приходится. Но усиление работы всё же напрашивается. Количественный метод никто не отменял. Когда фракция вносит 10 поправок, и не проходит ни одна – это одно дело. А когда на голосование выносится 50 предложений с тем же результатом – это совсем другой коленкор. Тут впору предъявить обвинение в дискриминации по партийному признаку (и коммунисты уже начали делать это – хотя бы на первом заседании нынешней весенней сессии 15 февраля). Но чтобы обвинения не были голословными, нужна доказательная база. А с дюжиной поправок за целый год ей просто не откуда взяться. Одним словом, законотворческая работа однозначно должна быть более активной!

Мардалиев.jpgТретий момент – кадровая политика. И дело не только в обновлении партийных рядов (хотя, конечно, и этот тоже). Большое внимание стоит уделить работе с действующим активом. Хотя бы потому, что это никакой не актив. В первой части статьи мы помянули, что численность фракции КПРФ в областной Думе увеличилась до 11 человек. Но вся беда в том, что это количество пока не перерастает в качество: по-настоящему работает по-прежнему лишь «старая гвардия» – Александр Воробьёв, Эльхан Мардалиев и Елена Кузнецова. Из новых членов фракции стоит отметить разве что Андрея Ершова и Валерия Байло. Однако и тот, и другой имеют большой политический опыт (первый – в рядах фракции «Справедливой России» в областной Думе, второй – как представитель коммунистов в муниципалитете Ярославля). И тоже могут быть причислены к «старикам». Вот, пожалуй, и всё. Остальных коммунистов почти не слышно. А таких депутатов, как Денис Дёмин, Дмитрий Яковлев или Светлана Белова избиратели, пожалуй, вообще не знают. Во всяком случае, уровень их узнаваемости запредельно низок. 

Овод.jpgТо же самое касается фракции КПРФ в муниципалитете Ярославля, где активно работает лишь её председатель Евгения Овод. Иногда – второй депутат Наталия Бобрякова. Два оставшихся народных избранника (Елена Горбунова и Георгий Колпаков) также неизвестны широкой общественности, и никак себя не проявляют. Откровенно говоря, непростительное расточительство. Особенно в условиях жёсткой политической борьбы. Кроме того, Ярославской области хронически не везёт на представителей КПРФ в Государственной Думе. И если предыдущий депутат Александр Куликов хотя бы появлялся в регионе, то нынешний – Александр Некрасов остаётся, пожалуй, самой загадочной фигурой. Его не слышно и не видно. Соответственно, говорить о каком-то лоббировании интересов края и помощи местной партийной ячейки с такими товарищами не приходится.

Грешневиков.jpgНаконец, четвёртый фронт работы – взаимодействие с другими партиями. Первые, кто приходит на ум – «Справедливая Россия». Конечно, это не самый удобный союзник. Рейтинги ярославских «эсеров» не высоки. Региональное отделение партии постоянно сотрясают внутренние конфликты (которые становятся достоянием общественности). А местный партийный лидер Анатолий Грешневиков не раз заявлял о поддержке Губернатора Дмитрия Миронова (что никак не вяжется с линией КПРФ). Однако другого союзника, имеющего политический вес, у коммунистов просто нет. Во-первых, «Справедливая Россия» также придерживается левой идеологии (правда, достаточно условно и в очень мягком варианте). Таким образом, в каком-то смысле её тоже можно причислить к «красному поясу» (опять-таки, условно). Во-вторых, у «эсеров» есть несколько традиционно сильных «ячеек», где КПРФ либо уступает, либо вовсе проигрывает им в политическом плане. Прежде всего, это Переславль, Борисоглебский и Ростовский районы. Есть там и сильные политики, пользующиеся широкой поддержкой избирателей (например, Ольга Секачёва или Сергей Хабибулин). При взаимовыгодной кооперации КПРФ могла бы рассчитывать на очень хороший процент. Разумеется, «Справедливая Россия» не отдаст свои вотчины просто так. Поэтому «левой коалиции» в любом случае придётся договариваться о разделе сфер влияния. Но в случае успеха таких переговоров выиграли бы обе стороны. Увы, пока перспектив создания диалоговой площадки не наблюдается.

          Подытожим. Сможет ли Ярославская область в период нового избирательного цикла попасть в «красный пояс»? Теоретически – да. Для этого есть как исторические, так и современные социально-политические условия. Более того: на волне народного протеста КПРФ может вполне удачно выступить уже в 2019 году – в ходе муниципальных выборов на территории Ярославской области. Их будет порядка 60. Есть, где разгуляться. 

Лозунг-2.jpg

Однако без системной работы над ошибками коммунистам будет весьма трудно добиться серьёзных успехов в «больших кампаниях» 2021 и 2023 годов. Необходимо усиление взаимодействия с избирателями и пересмотр кадровой политики. Получится ли у КПРФ сделать это за оставшиеся два года, в значительной степени будет зависеть от неё самой. Задача непростая. Но и «куш» велик. Как гласил один политический лозунг времён Первой русской революции: в борьбе обретёшь ты право своё!

 

ВИКТОР ПАРФЁНОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?