Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

24.01.2019
Ярославль
1284
«НАЕЗД» ПО-ЛЮБЕРЕЦКИ

Или проезд по 100 рублей как реальная перспектива

«НАЕЗД» ПО-ЛЮБЕРЕЦКИ

В нашей стране существует разный бизнес. В том числе очень прибыльный. Яркий пример – всевозможные коммунальные услуги: газ, свет, горячая вода, тот же мусор. Они охватывают всех жителей, стоят дорого и постоянно растут в цене. Государство прекрасно понимает эту приятную арифметику. Поэтому не только строго контролирует этот рынок, но и само является его активным участником (через компании со 100% или частичным участием). Пассажирские перевозки ни у государства, ни у муниципальных органов подобных чувств не вызывают. Оно и понятно. Предприятия генерируют убытки, субсидии поступают с опозданием, «оборотки» не хватает, автопарк изношен. А ведь ещё и тариф держать надо, иначе – брожение в народе. Иное дело – частники. На поле пассажирских перевозок им есть, где разгуляться. Неслучайно, когда несколько лет назад в Ярославле поднимали стоимость проезда, «маршруточники» оставляли собственные расценки без изменений – и так выгодно. А уж если частник находит общий язык с властью – для него вообще наступает рай на земле. Правда, это отнюдь не означает его наступления для граждан. Обычно – наоборот. Похоже, что в Ярославской области начались именно такие времена. Как всё «лучшее» за последнее время, перемены приходят из Подмосковья. Конкретно – с Люберец. Город культуристов-неформалов и клетчатых штанов отныне поставляет нам мэров и перевозчиков. Которые, к тому же, работают в тесной спайке. В результате этого «подряда» «понаехавшие» уже отправили «покурить» местных перевозчиков и серьёзно подняли цены. Судя по всему, это только начало.


Крепче за баранку держись, шофёр!

         Автобус-1.jpg В новый 2019 год государевы перевозчики въехали, как в знаменитой песне военных лет, «на пикапе драном и с одним наганом». Хотя, пожалуй, что и без нагана. Ибо пороху в пороховницах областных и муниципальных «пассажирок» осталось на две затяжки. Еле-еле сводит концы с концами «Ярославское АТП» - крупнейшее автотранспортное предприятие региона. Напомним, что в своём нынешнем виде оно заработало с 1 января 2016 года, когда семь казённых АТП (в Ярославле, Рыбинске, Ростове, Гаврилов-Яме, Переславле, Пошехонье и Шестихино) объединили под одним крылом. Показательно, что эту реформу раскритиковали не только эксперты и профессиональные перевозчики, но и депутаты областной Думы. Тогда это ещё было можно – у власти находился губернатор Сергей Ястребов. Однако «новаторы» из Правительства в лице премьер-министра Александра Князькова и руководителя агентства транспорта Евгения Ильичева сначала заверяли народных избранников, что всё будет круто. А потом и вовсе попросили «не совать нос, куда не надо». Дескать, работа государственных предприятий – исключительная прерогатива исполнительной власти. Объединение было «продавлено». А уже через год все опасения подтвердились. Впоследствии это признали уже новые руководители объединённого департамента транспорта. Но спросить было уже не с кого. Князьков с Ильичевым давно покинули ряды госслужащих. Первый стал «рулить» санаториями, второй вообще попал под уголовное дело. А само «Ярославское АТП» начало медленно загибаться.

         Вопреки заверениям, единая структура не стала лучше и сильнее. Совсем наоборот. До реформы вполне успешно работали шесть предприятий из семи (за исключением переславского, которое также можно было спасти). Теперь более-менее нормальные цифры показывают два-три филиала. Подразделения АТП генерируют убытки. Износ подвижного состава перевалил за 80%. Обновления парка практически не происходит (в 2016-2017 годах закупили только 10 единиц – в пять раз меньше, чем за два предыдущих года). Как минимум в двух районах зафиксированы срывы перевозок. Зарплата остаётся крайне низкой (в 2017 году – менее 23300 рублей, существенно меньше средней по области). А текучка кадров – очень высокой. С приходом нового руководства начались массовые увольнения. А люди стали жаловаться на ухудшение условий труда и нарушения трудового законодательства (такая информация фигурировала даже в открытых источниках). В общем, всё затрещало по швам.

      ПАТП-1 (Ярославль,2).JPG   Ничуть не лучше положение муниципальных перевозчиков. Взять тот же Ярославль. По итогам трёх кварталов 2018 года оба городских предприятия показали колоссальные убытки. АО «ПАТП-1» – более 120 миллионов, АО «Яргорэлектротранс» – свыше 144 миллионов рублей. Притом, из «минуса» не удалось выйти даже с учётом традиционной субсидии из бюджета (итоговый убыток составил 24 и 94 миллиона рублей соответственно). Данные в целом за год ещё не обнародованы. Однако улучшения ситуации не прогнозируется. Остальные «болезни» – те же, что у «Ярославского АТП»: запредельный износ парка (автобусы – 73%, троллейбусы – 85% (правда, за счет недавней покупки 7 новых машин он будет скорректирован), трамваи – 90%), мизерные зарплаты работников, снижение пассажиропотока и невыполнение плана пробега. Аналогичные трудности испытывают и другие представители вымирающего вида муниципальных предприятий. Например, Рыбинское «ПАТП-1» или «Борисоглебское АТП».

         Полагаем, что не сильно погрешим против истины, если скажем, что «посильный вклад» в развал транспортных предприятий вносят сами власти. Взять ту же субсидию на возмещение затрат от выполнения перевозок. Она призвана покрыть разницу между так называемым экономически обоснованным тарифом и фактической стоимостью проезда для населения. Но казна нередко выделяет меньше средств, чем того требуется. Да и нормативы затрат на один километр пробега не меняли уже четыре года. И в транспортном цехе начинают судорожно искать, где бы заработать. Либо ещё больше затягивают ремни. Приводные. Другую субсидию (за провоз льготников) вообще постоянно задерживают. Нередко перевозчики ждут её больше двух месяцев. Всё это время деньги изымаются из оборота. А это – зарплаты, налоги, расчёты за ГСМ и так далее, и тому подобное. В прошлом году подобные выкрутасы дважды обернулись транспортным коллапсом. Весной встали троллейбусы в Рыбинске (нечем было платить за электричество), а осенью – автобусы в Ярославле (возникли проблемы с топливом). В свою очередь, ни муниципальные, ни областные власти не имеют чёткой программы развития общественного транспорта. В лучшем случае, помощь ограничивается разовыми акциями по закупке новой техники (порой – на невыгодных условиях). В худшем – сводятся к возмещению затрат от перевозки социально незащищённых категорий граждан (тех, кто ездит бесплатно или за полцены). Ничего более существенного за последние годы не происходит! Между тем, работа многих предприятий (особенно в сельской местности) – исключительно социальная. Поскольку возить бабушек из отделённого села в райцентр и получать от этого прибыль в нашей стране невозможно. Вернее – возможно, но бабушки просто не будут ездить за такую цену. Именно поэтому перевозчики ждут помощи от государства. Но государство остаётся немым, как египетский сфинкс. Социальные маршруты его не беспокоят. Судя по всему, намечаются дела поинтереснее.

 

Люберецкое «нашествие»

         В отличие от государственного, частный бизнес в «транспортном цеху» чувствует себя вполне вольготно. И поэтому представлен достаточно хорошо. В Ярославской области есть немало индивидуальных предпринимателей и «ооо-шек», присутствуют крупные игроки (например, Н.А. Костров) и целые объединения (тот же «Ярославский автотранспортный союз» или «Межрегиональное автотранспортное объединение»). Однако с приходом «варягов» местных стали теснить иногородние перевозчики. Самые прочные позиции заняли коммерсанты из подмосковных Люберец. Их «нашествие» началось с юга. Практически по тому же пути, откуда в стародавние времена шли монголо-татары.Переславский автобус (1).jpg Первым «пал» Переславль-Залесский. После того, как градоначальником стал люберчанин Владимир Волков, фирмы с его малой родины буквально наводнили город. Были и дорожники, и строители. А в конце позапрошлого года появились ещё и транспортники. Местный предприниматель, работавший в Переславле много лет, остался не у дел. Жалобы в антимонопольную службу на предмет ограничения конкуренции не помогли. И с 1 января 2018 пассажирские перевозки в городе стала осуществлять люберецкая фирма «Авто-Надежда». Поначалу всё шло совсем неплохо. Было закуплено 20 новых автобусов пятого экологического класса, оснащённых видеокамерами, системой «ГЛОНАСС» и даже кондиционерами. А в качестве приятного бонуса стоимость проезда оставили прежней. В общем, не жизнь, а сказка!

         Но, как любая сказка, она быстро закончилась. Уже в конце первого года работы на переславской земле люберецкие перевозчики обратились в региональный департамент ЖКХ, энергетики и регулирования тарифов с просьбой об установлении новых тарифов. Увеличить стоимость проезда попросили «со столичным размахом» – сразу на 7 рублей, с 15 до 22. То есть почти в полтора раза! Однако чиновников подобные аппетиты не смутили, и просьба подмосковных гостей была удовлетворена. Само повышение объяснили ростом цен на топливо, экономической ситуацией в стране и ежегодной инфляцией. Правда, по официальным данным прошлого года она составила лишь 4,3%. А люберецкие коммерсанты предложили поднять тариф сразу на 50% (в два раза больше совокупной инфляции за четыре кризисных года). То ли решили оставить запас, то ли не поверили статистике. А вообще, мы живём в удивительном государстве. Как рассчитать пособие для пенсионеров или малоимущих – инфляцию опускают ниже нижнего. А как поднимать стоимость проезда – её тут же достают из-под плинтуса и «пришивают к делу». В итоге на 8 муниципальных маршрутах в Переславле люди стали ездить за 22 рубля. Также как в Рыбинске. И всего на рубль дешевле, чем в Ярославле. Что для маленького города, согласитесь, существенно.

         Следом «пал» Ростов. Победителем аукциона на обслуживание муниципальных маршрутов стала «Люберецкая транспортная компания», оттеснившая местный филиал «Ярославского АТП», который выполнял эту работу ранее. Показательно, что государственное предприятие (где в конце года сменился директор) вообще не принимало участие в конкурсе. В профессиональной среде говорят, что поводом для «слива» стали неформальные договорённости о переделе рынка. Официального подтверждения этим разговорам, конечно, нет. Но если это так, то государство снова сделало «реверанс» частникам.       

Власенко.jpg

  Наконец, «люберецкие» осели в Ярославле. Вслед за новоиспеченным мэром Владимиром Волковым в «Столицу «Золотого кольца» перебралась целая бригада его земляков и бывших сослуживцев. Не будем перечислять всех поимённо (за нас это уже сделали СМИ и пресс-служба мэрии), а обратим внимание лишь на одну фамилию. А именно – Алексея Власенко. В декабре он стал новым директором АО «ПАТП-1». Предыдущий руководитель Александр Пономаренко незадолго до этого написал заявление «по собственному». Очевидно, последней каплей стала ситуация с массовым срывом рейсов в конце ноября из-за нехватки топлива. Пономаренко всегда имел репутацию профессионального и неравнодушного человека. Местные представители отрасли оценивают его весьма высоко. И считают, что экс-директора просто подставили. 

         Что касается нового начальника, то с его назначением эксперты всерьёз опасаются за изменение статуса «ПАТП-1». Дело в том, что до прихода в Ярославль Власенко значился учредителем нескольких фирм, связанных с транспортной сферой и пассажирскими перевозками. В том числе той самой «Авто-Надежды», которая подняла цену за проезд в Переславле. Несмотря на смену должности, соратник и протеже Владимира Волкова вряд ли перестал контролировать свои активы (пусть и опосредованно). 

ПАТП-1 (Ярославль, 1).jpg

А теперь следите за руками. «Первая пассажирка» - крупнейшее транспортное предприятие Ярославля. К тому же, давно акционированое. Потому представляет известный коммерческий интерес. В настоящее время имущественный комплекс принадлежит городу. Но при желании пустить его с молотка не составит никакого труда. А учитывая совсем неважное финансово-экономическое положение «ПАТП-1», продать его могут за копейки (по оценкам некоторых экспертов – чуть ли не за половину от балансовой стоимости). 

         Кто может стать первым потенциальным покупателем, наверное, объяснять не нужно. Впрочем, вне зависимости от конкретных имён, он окажется в очень выгодных условиях. Конечно, не монопольных, но близко к этому. А значит, получит возможность диктовать собственные порядки. При таком раскладе ярославцам придётся готовиться к увеличению стоимости проезда. И не на 5 рублей, как говорят сейчас. Цифры могут быть гораздо больше. Так что разговоры о билетах по 100 рублей перестают выглядеть дурной шуткой. И приобретают черты вполне реальной перспективы. Конечно, определённые ограничения тарифной политики останутся. Но переславский опыт показывает, что они весьма и весьма относительны.

         Тревогу вызывают и другие государевы предприятия. Тот же «Яргорэлектротранс», в руководстве которого сидит ещё один «варяг» - Ильхам Худиев. Кстати, тоже бывший бизнесмен. Хоть и не из транспортной отрасли. Но коммерческая жилка у него наверняка осталась. Возможно, именно поэтому в городе периодически возникают разговоры о сокращении нерентабельных маршрутов (№ 3, 4 и 6) и продаже депо на Городском валу. Правда, справедливости ради стоит сказать, что депо хотели продать уже не раз. В том числе ярославские руководители.

        Ярославское АТП-2.jpgВ процессе акционирования находится и «Ярославское АТП». Опасения, что предприятие может сменить организационно-правовую форму и попасть в частные руки, были с самого начала. Теперь они приобретают всё более реальные очертания. Тем более, что ситуация в отдельных подразделениях близка к критической. В том же переславском филиале после объединения города и района практически не осталось межмуниципальных маршрутов. Соответственно, сократилась и выручка. В итоге существование самого филиала сегодня под большим вопросом.

         Одним словом, 2019 год обещает быть для ярославских перевозчиков очень непростым. По всем показателям. Если в ближайшее время не последуют системные решения на уровне областного Правительства, «транспортный цех» рискует полностью превратиться в «частную лавочку». И окончательно перестанет выполнять свои социальные функции. Согласитесь, неважная перспектива. Тем более, что государство и так избавляется от них всё больше и чаще. А ремни законопослушных граждан и добропорядочных налогоплательщиков затягиваются всё туже.

 

ГЕОРГИЙ ГРОМОВ

Опрос
Что Вы ждете от 2019 года?