В минувшие выходные Северная столица отметила свой 315-й день рождения. Одновременно там завершился трёхдневный Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ), 22-й по счёту. Когда мероприятие было в самом разгаре, журналисты и аналитики всех мастей уже окрестили его рекордным. И по числу подписанных соглашений (550 на сумму без малого 2,4 триллиона рублей), и по количеству гостей (более 17 тысяч из 143 стран мира). Свою лепту в эту статистику внесла и Ярославская область, представленная едва ли не полным составом регионального Правительства во главе с Губернатором Дмитрием Мироновым. Мы тоже переплюнули собственный рекорд прошлого года.
И подписали более 20 соглашений на 30 миллиардов рублей. Всё это, конечно, здорово. Громко, ярко, мощно. Но хотелось бы, чтоб количество переходило в качество. Результат Владимира Путина на мартовских выборах тоже был рекордным. А потом случилось Кемерово, мусорный кризис и беспрецедентный рост цен на бензин. Так что жизнь людей от этого рекорда отнюдь не улучшилась. То же и с Ярославской областью. Прошлый форум также превозносили до небес. Но прошёл год, а простые жители региона почти не ощутили его результатов. А если и ощутили, то уж точно без участия родного ярославского Правительства. Сегодня «придворные» СМИ вновь твердят о героических свершениях. На организацию поездки нашей делегации опять тратят миллионы бюджетных рублей. Но, судя по всему, история рискует повториться. Назло всем поставленным рекордам.
В прошлом году всё начиналось «за здравие». ПМЭФ-2017 был дебютным для Дмитрия Миронова в его новом статусе. На носу были выборы, шла избирательная кампания. Поэтому Губернатору сотоварищи было важно «не ударить в грязь лицом». На первый взгляд, это получилось. На форуме заключили рекордные 17 договоров на не менее рекордную сумму 21,2 миллиарда рублей. А громкие имена («Ростех», ВТБ, «Татнефть») укрепляли зарождающуюся надежду на то, что область скоро заживёт по-новому, а жизнь заиграет яркими красками на фоне однообразного «ястребовского болота»! Итоги прошлогоднего мероприятия мы подробно освещали в статье «О чём молчит Северный сфинкс?» от 7 июня 2017. Так что не будем повторяться. Напомним лишь основные из заключенных тогда соглашений:
1. Соглашение о строительстве тепличного комплекса площадью 50 гектаров для выращивания овощей. Объём инвестиций – 5 миллиардов рублей.
2. Соглашение с ПАО «Московский кредитный банк» о модернизации и развитии НПЗ имени Д.И. Менделеева. Объём вложений – 4,5 миллиарда рублей.
3. Соглашение с ОАО «Ярославский технический углерод» о строительстве четырёхзвездочной гостиницы в Красноперекопском районе Ярославля. Стоимость проекта – 3 миллиарда рублей.
4. Соглашение с ООО «Космос Инжиниринг» о создании в Ярославской области инфраструктуры по сбыту сжиженного природного газа (в том числе строительство завода СПГ). Предварительная оценка работ – 2 миллиарда рублей.
5. Соглашение с АО «Р-Фарм» о строительстве пятизвёздочного отеля в Ярославле (более 1 миллиарда рублей).
6. Соглашение с ПАО «Татнефть» о сотрудничестве в направлении развития и модернизации розничной сети автозаправочных станций на территории Ярославской области (600 миллионов рублей).
7. Соглашение с ОАО «Пошехонский рыбзавод» о создании предприятия по производству товарной форели (500 миллионов рублей).
8. Соглашение о сотрудничестве с АО «Российский экспортный центр», предусматривающее полный комплекс поддержки для экспортно-ориентированных предприятий Ярославской области.
9. Соглашение о сотрудничестве с Банком ВТБ по реализации совместных инвестиционных программ и поддержке ярославского промышленного комплекса.
10. Соглашение с ГК «Ростех» о разработке, производстве и экспорте высокотехнологичной промышленной продукции предприятий государственной корпорации, расположенных на территории Ярославской области, и реализации проекта «Умный город».
11. Соглашения о сотрудничестве с Московской и Тульской областями (сферы промышленности, сельского хозяйства, транспорта, спорта, туризма и молодёжной политики).
Червь сомнения появился ещё прошлым летом. Уже тогда нам показалось, что пиара здесь больше, чем, собственно, экономики. Прошёл год. И наши домыслы, в общем, подтвердились. Что в активе? Во-первых, условно реализован проект по реанимации Менделеевского НПЗ. Почему условно? Сам завод запущен, а вот знаменитые кислогудронные пруды до сих пор не ликвидированы. Хотя об этом говорили едва ли не больше, чем о самом предприятии. Очередное соглашение (на этот раз – с ГК «ГазЭнергоСтрой») подписано уже на ПМЭФ-2018. Каким окажется его судьба – покажет время. Во-вторых, к концу этого года обещали достроить 4-звёздочную гостиницу у «Арены-2000». На сегодняшний день она не сдана. И про данный проект также можно говорить с известной долей условности. В-третьих, заработал проект «Умный город». Пока – в тестовом режиме. Но и этого хватило сторицей. По этическим соображениям мы не можем привести здесь слова, которыми поминали это «чудо техники» тысячи ярославцев, застрявших 28 февраля с.г. в огромной пробке из-за не работавших светофоров на Московском проспекте. Однако уверяем вас, это была более чем красноречивая лексика. Позднее власти запустили тему, что «Умный город» здесь ни при чём. Но поверить в это было уже трудно. Тем более, что после подобных экспериментов на Московском проспекте, Тормозном шоссе, проспекте Фрунзе и других основных магистралях района стали подозрительно часто и непростительно долго отключать светофоры. Но возможно, это было простым совпадением. Позднее на проект ворчали уже жители Рыбинска, куда систему передислоцировали после областного центра. По словам горожан, светофор на улице Свободы (единственном месте, где рыбинцы временами стоят в пробках) стал работать дольше. Вот уж воистину – горе от «ума».
На этом, собственно, всё. Со строительством завода СПГ даже конь не валялся (впрочем, при нынешней задолженности за газ в этом нет ничего удивительного). Ничего не слышно про тепличный комплекс. А со сбором овощей открытого и закрытого грунта в прошлом году вообще был полный провал – минус 26,2%. «Татнефть» развивала собственную сеть АЗС и вряд ли осталась «в накладе». Наверное, область получила какие-то дополнительные налоги. Но при чём здесь работа Правительства – так и осталось непонятным. Та же история была с банком ВТБ. Трудно поверить, что он давал кредиты под нулевой процент (если вообще давал). А значит, также работал не в убыток. «Российский экспортный центр» итак должен поддерживать экспортно-ориентированные предприятия. Это его непосредственная работа, иначе зачем он вообще нужен. Что же касается соглашений с соседями по ЦФО, то пока что мы получили лишь московский мусор. Ах да, ещё несколько сильно «бу-шных» автобусов (это, видимо, взаимодействие в сфере транспорта). Впрочем, в известной мере их тоже можно считать «хламом». Как говорится, возьми Боже, что нам негоже.
Совсем забыли. В ходе ПМЭФ-2017 Дмитрий Миронов также говорил о развитии аэропорта «Туношна» и даже о создании региональной авиакомпании. Разумеется, никакой собственной компании так и не появилось (к нам и чужие-то не спешили идти). Да и с развитием в очередной раз вышел конфуз. Реконструкция аэровокзального комплекса затянулась. А полёты в южном направлении (в том числе с помпой разрекламированную Турцию) отменили в связи с проблемами «Саратовских авиалиний». В итоге люди ломают голову, что им делать с билетами и испорченным отдыхом. «Туношна» продолжает оставаться с полутора рейсами. «Инвестпроект» Губернатора провалился. Таким образом, результаты прошлогоднего форума получаются совсем не впечатляющими. Правда, итоги форума нынешнего, судя по всему, окажутся ещё более сомнительными.
В цифрах нынешний форум оказался ещё круче предыдущего. Уже в первый день на сайте областной администрации появилась информация о 19 подписанных соглашениях на общую сумму порядка 20 миллиардов рублей. По итогам всей работы их оказалось уже более 20, а объём инвестиций составил 30 миллиардов. Вроде бы, повод для гордости! Но давайте посмотрим, что это были за соглашения. Для начала, не мудрствуя лукаво, возьмём цитату с того же официального портала органов власти Ярославской области: «В числе партнеров, заключивших 24 мая соглашения с Правительством Ярославской области, ООО «ЭкоГрупп», которое вложит порядка 5 миллиардов рублей в развитие мусороперерабатывающей отрасли региона, АО «Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства», ПАО «Россети», «Х5 Retail Group», АО «Консервный завод «Поречский», ООО «Компания «Тензор», ООО «Завод подъемников Углич», ООО «Компания Дизель», ООО «Завод ПСМ», ООО «ПЭТ-Технолоджи».
Если внимательно посмотреть на перечисленных «партнёров», то пять из них – это ярославские компании. Простите нас дилетантов, но возникает немой вопрос: зачем было тащить их в Питер и подписывать соглашение там? Почему этого нельзя было сделать «по месту приписки», без бюджетных расходов на питание, проживание и презентационную деятельность? К слову, затраты получились совсем немалые. Только питание и проживание нашей делегации обошлись почти в 3 миллиона рублей. Стоимость стенда не озвучили. Но судя по тому, что в прошлом году его оценили в 15 миллионов, на этот раз цифра была явно не меньше. А скорее всего – даже больше. Таким образом, поездка встала практически в два десятка миллионов. Не говоря о том, что регион на несколько дней снова остался без руководителей – Правительство выехало в Северную столицу практически в полном составе. Не будем забывать, что до этого высший командный состав отсутствовал на первомайских праздниках. А ещё ранее ездил в Белоруссию (поездка плавно перетекла в отпуск Губернатора). Таким образом, в течение месяца областное начальство находилось на подведомственной территории едва ли пару недель.
Конечно, соглашения заключили и с крупными федеральными структурами. Но опять-таки, давайте посмотрим на них повнимательнее. Возьмём, например, соглашение с «Интер РАО». И снова позволим себе цитату. На этот раз – из уст самого Дмитрия Миронова: «Мы заинтересованы в том, чтобы наши предприятия, в том числе небольшие, могли встраиваться в производственные цепочки «Интер РАО». Мы договорились создать совместную рабочую группу, в которую войдут представители холдинга, промышленности и Правительства области. Эта группа займется детальной проработкой вопроса поставок ярославской продукции для нужд «Интер РАО». Во-первых, не надо быть великим экономистом, чтобы понять, насколько рамочный характер носит этот документ. Во-вторых, неужели ярославские предприятия не могут договориться с «Интер РАО» напрямую? Если их продукция по-настоящему качественная и если они смогут работать в одном поле с имеющимися поставщиками холдинга – это не должно составить труда. Если нет – то региональные власти здесь не помогут. Потребуется вмешательство кое-кого «покруче». Того, кто имеет реальные полномочия по распределению заказов. Таким образом, перспективы реализации договорённостей пока туманны.
Или соглашение с «Х5 Retail Group». Компания планирует построить в регионе новый распределительный центр и 50 продовольственных магазинов. По большому счёту, крупнейший ритейлер сам вкладывает средства в развитие бизнеса, с учётом географических, логистических, потребительских и иных особенностей ярославского рынка. Строительство распределительного центра легко объясняется тем, что аналогичный объект в «Новосёлках» уже построил «Магнит». То есть прямой конкурент «Пятёрочки», «Карусели» и «Перекрёстка». И «Х5» надо учитывать эту конъюнктуру. А дополнительные магазины – не что иное, как банальное расширение розничной сети. И снова возникает вопрос: при чём здесь областная администрация и лично Губернатор? Увы, поведение чиновников отдаёт желанием прислониться к результатам чужого труда и записать их в свой актив. Поскольку «Х5» спокойно реализует проект и без их участия. Ну, или с минимальным участием госструктур.
Примерно из той же оперы и соглашение с АО «Концерн «Калашников» (в сфере судостроения). Пакетом акций концерна владеет ГК «Ростех» под руководством близкого к Президенту России Сергея Чемезова. Заводы государственной корпорации широко представлены в области. И она методично занимается их развитием. В прошлом году концерн вернул к жизни «Верфь братьев Нобель» в Рыбинске. И это можно поставить в заслугу Дмитрию Миронову, который занимался данным вопросом. Но сегодня это предприятие является активом «Калашникова», наряду с «Рыбинской верфью» и судостроительным заводом «Вымпел». Таким образом, речь опять-таки идёт о поддержке собственного бизнеса концерна. Собственники которого, как любые нормальные предприниматели, заинтересованы в его развитии. Какое место в этой цепочке занимает областное Правительство – понять трудно. Но уж точно не определяющее.
Наконец, «гвоздём программы» форума стало соглашение с ООО «ЭкоГрупп», в состав которого входит знаменитая фирма «Хартия». Учредителем компании, напомним, является Игорь Чайка. На фоне не прекращающихся протестов против утилизации столичных ТБО губернаторские «пиарщики» постарались выжать из новости максимум пользы. О соглашении твердили буквально во всех СМИ. Ярославцам пообещали и мусороперерабатывающий завод, и сортировочные станции, и площадки для раздельного сбора отходов, и обновлённый парк мусоровозов и другой специальной техники. В общем, все 33 удовольствия на общую сумму 5 миллиардов рублей! Казалось бы, жить и радоваться! Но, увы, всё не так радужно. Во-первых, срок реализации проекта определён до 2022 года. Господа, у нас с годовым-то планированием не справляются. А четыре года – вообще туманная перспектива. Так что есть подозрение, что с мусороперерабатывающим заводом получится как в той шутке Сидора Пустослова: его построят на съезде с Карабулинской развязки у третьего моста через Волгу! В том смысле, что тот и другой объект есть только на бумаге.
Но даже если представить, что вся эта развесистая клюква на самом деле расцветёт на многострадальной ярославской земле, то «подарок» от инвестора получается совсем не щедрый. Всем известно, что «Хартия» стала единым региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. В этом качестве она начнёт действовать с 1 сентября 2018 и продолжит вплоть до 31 декабря 2026 года. Стоимость контракта – без малого 16 миллиардов. То есть компания получает 16 миллиардов, а отдаёт 5. Да к тому же на мероприятия, связанные с её же основной деятельностью! Отличная маржа, не правда ли? Это притом, что «Хартия» - отнюдь не бедная организация. По данным «РБК», в 2015 году она выиграла два 15-летних контракта на вывоз мусора в столице на общую сумму 42,6 миллиарда. А выручка в позапрошлом году составила 2,3 миллиарда.
Поскольку компания является официальным оператором Правительства Москвы по обращению с ТБО, основная её деятельность происходит как раз в Первопрестольной. Там другие деньги и другие возможности. А строительство завода под Ярославлем (повторимся, если оно произойдёт) всегда можно использовать для нужд «дорогих москвичей». И в этом смысле есть очень нехорошее предчувствие, что история со столичным мусором не закончится 31 декабря этого года, как нам в очередной раз пообещал губернатор Миронов.
Одним словом, пока результаты нынешнего питерского форума выглядят даже менее результативными, чем в прошлом году. Конечно, если судить по сообщениям губернаторской пресс-службы и трансляциям «Первого Ярославского», у нас всё цветёт и пахнет. Но мы не о пропагандистской шумихе, а о реальной жизни. И в ней высший командный состав областного Правительства по-прежнему больше говорит, чем делает. И по-прежнему предпочитает проводить время вне области, чем в её пределах. Печально…
ИВАН ТИХОНОВ
P.S.: Спасибо Сидору Пустослову за находчивость, объективный юмор и незлобливый сарказм, возвращающий нас к реальности.