Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

15.08.2024
Ярославль
1128
КАДРЫ НЕ РЕШАЮТ НИЧЕГО

ВСЁ РЕШАЕТ ОДИН КАДР

КАДРЫ НЕ РЕШАЮТ НИЧЕГО

Обычно вторая половина лета не балует нас насыщенной информационной повесткой. Сказывается период отпусков, перерыв между парламентскими сессиями, завершение главных форумов, и так далее. Однако на сей раз власти Ярославской области «разорвали шаблон». За месяц губернатор Михаил Евраев дважды объявил о кадровых и структурных изменениях в составе регионального Правительства. В том числе достаточно серьёзных – объединении ключевых министерств, очередной смене руководителя Фонда капремонта и существенном расширении функционала этого ведомства. Впрочем, тасовать кадры и выдумывать новые структуры – любимое занятие Михаила Яковлевича, которым он занимается уже без малого три года – аккурат со своего назначения в наши края. Никаких внятных объяснений своих решений глава региона не даёт, ограничиваясь дежурными фразами о «повышении эффективности выполнения поставленных задач», «усилении контроля» и «оптимизации расходов на содержание аппарата». Может быть, в его представлении так и должно быть. Но по факту выходит как у дедушки Крылова: а вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь. И вместо музыки в администрации региона действительно получается какофония. Штаты урезаются безо всякой привязки к ведомствам. Нагрузка на рядовых сотрудников увеличивается в разы. При этом, зарплата растёт совсем не так, как было обещано. Старые кадры разбегаются, а новые или не идут вовсе (не помогает ни «Ярославский резерв», ни Корпоративный университет, ни обновлённая кадровая служба), или задерживаются совсем ненадолго, уходя в поисках лучшей доли в Москву или другие крупные города. Таким образом, за почти 3 года в команде Евраева так и не появилось стабильности (вообще, уникальный случай). Что ослабляет не только Правительство и, как следствие, регион в целом, но и самого губернатора.


А вы, друзья, как ни садитесь…

Губернатор.jpgИтак, ещё в середине июля Михаил Евраев решил в очередной раз «перетрясти» Правительство области. Изменений, которые также продолжились в начале августа,  произошло несколько, и большинство из них были довольно существенными. Прежде всего, администрацию покинули два руководителя из «первого эшелона» – Максим Авдеев и Дмитрий Борушков. Первый был назначен ещё в самом начале работы предыдущего губернатора Дмитрия Миронова, и оставался последним представителем его команды в составе нового Правительства. Второй был включён в его состав уже при Михаиле Евраеве, и в 2023 году сменил другого соратника действующего главы региона – Алексея Доронкина, став исполнять обязанности руководителя губернаторской администрации.

Максима Авдеева было не слышно почти год, когда с минувшей осени его фактически отстранили от всех дел (по сути, лишь номинально оставив пост первого вице-премьера региона и поручив взаимодействие с федеральными ведомствами, чем уже и так занимался сам Михаил Евраев и руководитель представительства Ярославской области при Правительстве РФ Василий Горбунов).

Борушков.jpgТак что уход Максима Александровича был лишь вопросом времени – в окружении нынешнего первого лица он был явно чужим. А жаль, поскольку с профессиональной точки зрения Авдеев был весьма неплохим специалистом. Во всяком случае, на фоне своих коллег. У Борушкова была другая история и иные мотивы. Полагаем, что их можно свести к поиску менее хлопотной и более высокооплачиваемой работы за пределами нашей области.

Хохряков.jpgВ итоге пост первого заместителя председателя Правительства достался Денису Хохрякову. Последнее время он явно находится в «фаворе» у губернатора, так что назначение выглядит вполне логичным. Денису Сергеевичу доверили курировать работу министерства инвестиций и промышленности, министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка, министерства имущественных отношений, министерства лесного хозяйства и природопользования, а также государственной ветеринарной службы.

Правда, 6 августа было объявлено, что работу последней будет координировать министр агропромышленного комплекса и потребительского рынка Дмитрий Фомин. Что несколько странно, ибо курировать несколько ведомств всегда мог либо сам губернатор или председатель Правительства, либо их заместители, а руководитель министерства (департамента, управления, агентства и так далее) отвечал только за свою структуру и подведомственные ей учреждения. Но не будем вдаваться в подробности и пытаться разгадать логику главы региона.

Аминов.jpgВ свою очередь, должность руководителя губернаторской администрации (с приставкой «и.о.») занял ярославец Дмитрий Аминов, имеющий 25-летний стаж работы в органах власти. Параллельно он сохранит за собой пост главы регионального министерства экономического развития (МЭР). Насколько эффективно получится совмещать две эти должности – большой вопрос. Администрация губернатора как таковая объединяет достаточно разные по своей сути и задачам структуры: государственно-правовое, организационно-контрольное и финансовое управления, управление делами, транспортную службу и так далее. Хозяйство это само по себе весьма сложное и трудозатратное, а тут ещё МЭР с его государственными программами, прогнозами социально-экономического развития, массой показателей и отчётов «наверх».

Душко.jpgВпрочем, Дмитрий Владимирович в роли «многостаночника» будет не один. Повышение до постов заместителей председателя Правительства также получили уроженец Тверской области Роман Душко (до этого – министр дорожного хозяйства) и тутаевец Александр Баланцев (ранее – министр строительства). Новые должности им также придётся совмещать с постами руководителей профильных министерств. Притом, объединённых.  В первое сольют дорожное хозяйство и транспорт, во второе – строительство и ЖКХ. С учётом того, какое значение для жизни ярославцев имеют данные отрасли, сколько подразумевают мероприятий и сколько оттягивают денег – рабочие перспективы названных управленцев выглядят отнюдь не радужными.

Баланцев-2.jpgИ если Душко хотя бы возглавлял соответствующее министерство (департамент) более трёх лет, а до этого также работал в главном областном предприятии дорожной отрасли АО «Ярдормост», то Баланцев (к слову, самый молодой заместитель председателя Правительства области – всего 35 лет) не командовал минстроем даже один год (был назначен туда лишь в минувшем октябре). Правда, был директором двух водоканалов и курировал соответствующие вопросы в администрации Тутаевского района. Однако это совершенно другой масштаб.

Рябченков.jpgНаконец, покинувший пост министра ЖКХ уроженец Рыбинска Алексей Рябченков стал директором Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области. Притом, полномочия самой структуры существенно расширят: помимо собственно капремонта общего имущества МКД, там будут реализовывать различные дополнительные проекты, в том числе по ремонту фасадов зданий, расселению аварийного жилья и другие. Так что у Алексея Владимировича появится новое направление для демонстрации управленческих талантов…и для появления седых волос.

Также в июле-августе произошло ещё несколько кадровых перестановок (были назначены начальники организационно-контрольного управления и государственной ветеринарной службы, а также сменился руководитель министерства культуры - место Марины Васильевой заняла Ирина Ширшова). Однако они были не такие резонансные, как упомянутые выше. Так что не будем уделять им много внимания. И без того от кадровой чехарды голова идёт кругом. Но об этом – ниже.


Когда в товарищах согласия нет…

Правительство.jpgПоследние (но, как наверняка помнят уважаемые читатели, далеко не единственные) изменения в структурах областной исполнительной власти рождают три не слишком утешительных вывода. Во-первых, в Правительстве откровенно пытаются «впихнуть невпихуемое», точнее – «объединить необъединяемое». Что наглядно подтверждают проекты слияния четырёх ключевых министерств. По общим правилам, реорганизация должна занять около двух месяцев. То есть завершиться примерно к 1 октября. Конечно, посмотрим, что получится на выходе. Однако в успех этой затеи верится с трудом.

Да, в Ярославской области уже был опыт существования объединённого транспортно-дорожного департамента. Однако он появился после присоединения к ДДХ небольшого агентства транспорта с весьма скромными штатами и ещё более ограниченными полномочиями. Которые сводились, по сути, к обеспечению межмуниципальных перевозок (главным образом, силами «Ярославского АТП»), поддержанию на плаву (точнее, на лету) «дышащего на ладан» аэропорта «Туношна», лицензированию такси и субсидированию работы пригородных электричек. Да и просуществовала объединённая структура не так уж и долго.

Теперь же транспортный цех включает в себя масштабное обновление подвижного состава в Ярославле, Рыбинске и далее – везде (если верить губернатору), замену остановочных павильонов, реализацию «трамвайной концессии», реконструкцию «Туношны» со строительством двух новых терминалов, оживление железнодорожных перевозок (строительство вокзала в Переславле и новой платформы в Ярославле), и много что ещё.

А расходы на профильную государственную программу уже в первой редакции бюджета составляли порядка 14 миллиардов рублей. В свою очередь, дорожный фонд сегодня превышает 18 миллиардов, и к концу года имеет все шансы достичь планки в 20 миллиардов рублей. А борьба со «второй российской бедой» второй год оборачивается 500-700 километрами отремонтированных трасс регионального и местного значения. И вот теперь всё это хозяйство хотят объединить в одно министерство.

Петрова.jpgПри этом, уже сейчас ни в том, ни в другом ведомстве не хватает кадров. А профессионалов и вовсе наперечёт. Ладно бы ещё, если у Романа Душко в качестве замов были хотя бы один реальный дорожник и один транспортник. Но нет. Даже первым заместителем ему оставляют Оксану Петрову, у которой, по нашим сведениям, вовсе отсутствует высшее техническое образование. Точно такая же история с объединением министерства строительства и ЖКХ, которые всегда были самостоятельными. Зачем потребовался этот в высшей степени сомнительный эксперимент – непонятно!

И уж совсем абсурдно выглядит расширение полномочий Регионального фонда капитального ремонта. За полтора года там меняется шесть директоров. Ведомство лихорадят уголовные дела, проверки и скандалы в связи с массовым переходом граждан на спецсчета. Краткосрочный план работ никогда не выполняют на 100%, да ещё и постоянно корректируют, то и дело сдвигая сроки ремонта конкретных домов. То есть Фонд, имя которого скоро станет нарицательным, не справляется даже с основной работой. А ему «навешивают» ещё как минимум два сложнейших направления. Зачем? Чтобы с помощью дополнительных средств решить старые проблемы? Но это тупиковый путь, да к тому же уголовно наказуемый. Одним словом, здесь закладывается очень серьёзная мина замедленного действия.

Во-вторых, действующего ярославского губернатора, похоже, ничему не учат прежние ошибки. Его предыдущая «оптимизация» государственных служащих, затеянная в 2022-2023 годах, не привела ни к чему хорошему. Одних людей сократили. Другие ушли сами, не выдержав нагрузки. Зарплата увеличилась, но совсем не так, как было обещано. И никакой прибавкой в 50-60% в кошельках большинства сотрудников даже не запахло. По имеющимся сведениям, сегодня средняя зарплата консультантов (наиболее распространённая категория должностей) составляет порядка 65 тысяч рублей. Что сравнимо со средней зарплатой в целом по области, но значительно уступает доходам в ряде других отраслей (строительство, промышленность, торговля, финансовые услуги и другие). От чего все, у кого есть возможность, без сожаления уходят из «Белого дома».

Но глава региона вновь говорит, что «объединение министерств основано на федеральной практике и позволит повысить эффективность выполнения поставленных задач, оптимизирует и сократит расходы на содержание аппарата органов исполнительной власти региона». Вот только новые кадры что-то не торопятся пополнить ряды чиновников. Не помогает ни хвалёный «Ярославский резерв», но свежесозданный «Корпоративный университет» Правительства области, ни обновлённая кадровая служба. Судя по всему, эксперимент провалился. И сегодня это понятно всем. Кроме, похоже, самого губернатора.

В-третьих, у Михаила Евраева очень короткая «скамейка запасных». И, судя по последним назначениям, отсутствуют хоть какие-то внятные резервы. Ни местные, ни тем более иногородние кадры почему-то долго не задерживаются в его команде. Давайте бегло вспомним, кто из назначенных при действующем губернаторе чиновников уже покинул «Белый дом»? Помимо вышеназванных вице-губернаторов Алексея Доронкина и Дмитрия Борушкова это экс-заместитель председателя Правительства Артём Молчанов (да, он остался в регионе на должности мэра Ярославля, но в Правительстве его нет).

А из руководителей ведомств: директора департаментов здравоохранения – Оксана Пиклун, строительства – Сергей Гончар и Александр Гаврилов, транспорта – Татьяна Черемных и Мурат Баснукаев, имущественных отношений – Алина Серебрякова, туризма – Галина Крохмаль, охраны объектов культурного наследия – Анна Рожкова, охраны окружающей среды и природопользования – Олег Тихенький, физической культуры, спорта и молодёжной политики – Илья Тюрганов и Анна Иванова, начальник управления кадровой политики Анастасия Артюшина, глава государственной ветеринарной службы Александр Горбач. Поговаривают, что скоро нас покинет ещё и руководитель Государственной инспекции жилищного надзора Оксана Гладун. И это – за неполные три года.

Андреева.jpgМожет, ещё кого-то упустили. Большинство перечисленных персон -  уроженцы других регионов. И для них наша область была всего лишь «транзитной остановкой». Правда, кто-то притормозил на ней по пути к новым карьерным вершинам, а кто-то – перед СИЗО. Поэтому сейчас видимый крен сделан в пользу ярославцев. Из 10 заместителей Михаила Яковлевича таковых 5 – ровно половина, чего не было уже давненько. С одной стороны, это едва ли не единственный позитивный момент в нынешней кадровой политике. С другой – по-настоящему зарекомендовавшими себя профессионалами можно считать разве что Дмитрия Аминова и его бывшую начальницу Ларису Андрееву. К оставшимся трём (Вера Даргель, Татьяна Потёмкина, Александр Баланцев) пока остаются вопросы. И большие сомнения относительно того, своё ли место они занимают.


Возможные последствия

Показательно, что июльские и августовские изменения были не единственными даже в течение нынешнего 2024 года (как минимум, ещё одна серия перестановок была в январе). А до этого было переименование департаментов в министерства (не давшее, пожалуй, ничего, кроме затрат на таблички, печати и другие сопутствующие любому переименованию элементы) и анонс массового переезда чиновников из зданий, расположенных в историческом центре (пока не реализованный, но взбудораживший всех изрядно). Так что кадры и структуры исполнительной власти находятся в постоянном движении или ожидании перемен. Жить в эпоху которых, как известно, очень не советуют китайцы. О том, как это вечное напряжение сказывается на работе, говорить не приходится.

В своём интервью порталу «Региональные комментарии» по поводу последних событий социолог Евгений Голубев отметил, что проблема Михаила Евраева состоит в том, что он ничего не поясняет публично. Он совмещает должности губернатора и председателя Правительства, но не считает нужным рассказывать остальным, почему и в связи с чем происходят отставки и назначения. Что его не устраивало в ушедших чиновниках? Они ушли сами, или их попросили? Мы этого не знаем".

Евгений Голубев также добавляет, что местная экономическая элита все равно следит за всеми отставками и и назначениями. Есть ощущение, что идёт какой-то непонятный внутренний административный процесс, в команде Михаила Евраева нет стабильности, а значит, его позиции потенциально ослабевают. Если не для федеральных органов власти, то на местном уровне точно, потому что нежелание объясняться порождает недоверие.

В известном смысле это подтверждают данные недавнего «Рейтинга публичной политики» по итогам полугодия. Все основные рейтинги губернатора Ярославской области несколько упали по сравнению с 1 кварталом 2024 года. Такую колебательную динамику мы наблюдали чуть более года назад. И сейчас более высокие показатели будут восприниматься уже как нечто экстраординарное. «Медовый месяц» между избирателями и Михаилом Евраевым подходит к концу. Многим экспертам понятно, что глава региона не хуже и не лучше других губернаторов. Не провальный, но и не выдающейся. Середнячок.

А судьба всех губернаторов-середнячков обычно заканчивается одним сроком полномочий. Поскольку чем дальше – тем более неизбежно постепенное падение рейтингов. А в Администрации Президента не любят доводить ситуацию до обвального падения рейтингов, и примерно за год до истечения срока полномочий (если что, первый губернаторский срок Евраева заканчивается в 2027 году) назначает нового временно исполняющего обязанности главы.

против всех.jpgВ этой связи в Ярославской области теоретически возможны два сценария. Подчеркнём, что это не более, чем предположения. Однако в обрисованной выше системе координат они вполне вероятны.

Первый вариант – замена руководителя в регионе может произойти в течение ближайших полутора лет. Тому способствуют коррупционные скандалы в Ярославле (реализация «транспортной реформы» и ГК «Мовиста»), Рыбинске (громкие дела 2023 и 2024 годов, связанные с системой ЖКХ) и Тутаеве (арест руководителя учреждения, отвечающего за муниципальный заказ), а также пристальное внимание прокуратуры к любым ошибкам исполнительной власти. Масла в огонь также подливают проблемы в сфере благоустройства (прежде всего в Ярославле) и энерго- и теплоснабжения (особенно в Переславле и Ярославском районе), продление сроков реализации «трамвайной концессии», федеральный скандал с очистными сооружениями и другие факторы.  

В этой связи «спасти» Михаила Яковлевича могут либо какие-то экстраординарные события (например, ускоренное строительство третьего моста через Волгу), либо перевод на какую-либо должность федерального уровня. Скорее всего, и то, и другое в ближайшей перспективе маловероятно (все разговоры про тот же перевод в столицу закончились в мае с формированием нового состава Правительства РФ, в котором Евраеву не нашлось даже места заместителя какого-нибудь министра). И потому – смотри пункт первый про возможную тихую отставку.

Лоренц.jpegВторой вариант предполагает отведение губернатору более длительного срока на ярославской земле – в пределах двух – двух с половиной лет. В пользу этого сценария говорит случившийся на днях уход со своего поста (официально – по выслуге лет) прокурора Ярославской области Александра Лоренца. Он руководил надзорным ведомством чуть более полутора лет, однако они стали весьма эффективными и серьёзно подняли авторитет людей в синих мундирах среди населения. «Досталось» от прокуроров и органам исполнительной власти.

Так что областным руководителям отставка Лоренца, в принципе, была выгодна. Рискнём предположить, что его уход можно считать победой клана Ковальчуков сотоварищи (к которому причисляют и Михаила Евраева) в аппаратной борьбе за поддержку Президента Владимира Путина и своего рода «пощёчиной» противостоящему им «силовому блоку». Конечно, уход прокурора можно трактовать и как попытку заменить его на ещё более жёсткого коллегу (в конце концов, наиболее резонансные дела последних лет были инициированы с подачи ФСБ, а не прокуратуры). И тогда это балл, напротив, в пользу силовиков. Но нужно смотреть, кто займёт пустующее кресло. И пока этот вариант представляется маловероятным.

А это означает, что у Евраева есть те самые пару лет для безальтернативной работы. Тем не менее, это не значит, что он сможет почивать на лаврах. Серьёзной проверкой на прочность для него станут выборы депутатов Государственной Думы в 2026 году. А тут всё будет совсем не так радужно, как сейчас. По сути, избирательная кампания уже началась. У «партии власти» в регионе в настоящее время нет сильных адекватных кандидатур для борьбы с федеральными «тяжеловесами» из «Справедливой России» Анатолием Лисицыным и Анатолием Грешневиковым, если они снова вступят в борьбу за парламентские кресла.

Варианты типа Яны Карушкиной или Марии Степановой не столь очевидны, как и варианты Андрея Коваленко и Ларисы Ушаковой три года назад (тем более, что и они с треском провалились). Молодость и определённая узнаваемость, конечно, хорошо, но маловато. Так что у всего внутриполитического блока и лично у губернатора может случиться  очередной провал. Какой в своё время случился и у предшественника Михаила Евраева – Дмитрия Миронова. После чего он проработал в регионе всего месяц.

Одним словом, возможны варианты. Ясно одно: в ближайший год ждать изменений вряд ли стоит. А значит, не изменится и кадровая политика в органах власти. Жаль, что заложниками этой ситуации вновь окажутся простые ярославцы, вынужденные страдать от постоянной чехарды, а порой – от явной некомпетентности в областном Правительстве. Остаётся уповать на царя Соломона и верить, что и это пройдёт.

ВИКТОР ПАРФЁНОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?