Когда-то главной проблемой Ярославской области считалась «вторая российская беда» - дороги. Сейчас она вроде бы постепенно начала решаться. Хотя к качеству работ у жителей и надзорных структур по-прежнему остаётся много вопросов. Позднее пальма первенства в какой-то момент перешла к общественному транспорту. С проблемами на этом фронте тоже пытаются бороться. Пока – с переменным успехом. Что-то получается, что-то нет. А последние несколько месяцев в регионе начинает вырисовываться третья глобальная проблема, связанная с капитальным ремонтом многоквартирных домов (МКД). Точнее, перманентно она существовала всегда. Просто в отдельные годы отмечалась серьёзными «всплесками». Похоже, что сейчас настал период очередного обострения. Которое по своим масштабам если не переплюнет дороги и транспорт, то, по крайней мере, может встать рядом с ними. Парадокс состоит в том, с нынешнего года в отрасли наметились позитивные изменения. С другой стороны, Региональный фонд содействия капитальному ремонту (Фонда) начал очередное «наступление» на специальные счета, чуть ли не принудительно изымая деньги собственников в «общий котёл». Управляющие организации возмутились подобными «двойными стандартами» и уже обвинили его чуть ли не в «рейдерском захвате». А решать проблему, судя по всему, придётся в судах. Что неминуемо грозит обострением скандала. На фоне резонансных уголовных дел, непрекращающейся смены руководителей (особенно в прошлом году) и ряда других проблем всё это не только негативно отражается на репутации Фонда, но и грозит срывами исполнения самой программы капремонта. Рискуя нивелировать начавшиеся, было, перемены к лучшему.
В начале справедливым будет отметить, что в нынешнем году в отрасли действительно произошли, как минимум, два позитивных изменения. Более того – изменения долгожданных. Если быть точным, впервые речь о них зашла ещё в минувшем декабре при утверждении параметров основного финансового документа Ярославской области на 2024 год. Во-первых, из регионального бюджета были выделены 100 миллионов рублей на капитальный ремонт домов. Вообще, областное законодательство предусматривает софинансирование данных работ за счёт казны в размере до 35% от общего объёма средств, необходимых для проведения капитального ремонта в текущем финансовом году. По поводу этой нормы в своё время было сломано немало копий. Однако с непосредственной помощью власти не спешили. И, несмотря на регулярные депутатские поправки в бюджет, столь же методично их отклоняли. Так что, если нам не изменяет память, выделение подобной субсидии произошло впервые.
Средства пойдут на приведение в порядок малоэтажных многоквартирных домов (от 1 до 3 этажей). Для Регионального фонда они традиционно являются наиболее проблемными: жителей в таких домах мало, а собираемость взносов – плохая. При этом, техническое состояние подобных зданий, как правило, неважное. Отсюда – и выбор приоритета. В декабре 2023 года при рассмотрении соответствующей поправки председатель профильного думского комитета по ЖКХ и энергетике Андрей Щенников отметил следующее: «У нас в регионе больше 4 800 малоэтажных домов. 150 домов особенно нуждаются в капремонте. По ним ситуация уже критическая. Понятно, что собираемость средств по таким домам небольшая, накопить на капремонт сами они не могут. Нужна региональная поддержка. Для начала выделяем 100 миллионов рублей. Это будет первый шаг, чтобы сдвинуть решение этого вопроса».
Правда, по словам исполняющего обязанности руководителя Регионального фонда содействия капремонту МКД Ярославской области Александр Толмачева, под субсидию отобраны только 19 домов. Конечно, в свете вышеприведённой статистики это – капля в море. Так что хочется верить, что практика субсидирования работ по капремонту из бюджета станет регулярной. Тогда проблему действительно можно будет сдвинуть с мёртвой точки. Притом, не делая это за счёт средств, собранных с других жителей более крупных и условно «богатых» домов. Да и суммы субсидий, надо полагать, должны стать крупнее. В противном случае при сохранении нынешнего лимита в 100 миллионов рублей только на работы в самых плачевных домах, о которых говорил депутат Щенников, потребуется не менее 8 лет.
Во-вторых, в регионе взялись за ремонт фасадов зданий в исторических центрах городов Ярославской области. Сумма здесь оказалась уже значительно крупнее – 1 миллиард рублей. А сами работы анонсировали сразу в нескольких населённых пунктах – Ярославле, Рыбинске, Переславле-Залесском, Тутаеве, Угличе, Ростове. Впервые о данном новшестве заговорили также в декабре прошлого года, в преддверии утверждения бюджета. Тогда региональный министр ЖКХ Алексей Рябченков заверил областных парламентариев, что «уже сейчас проводятся технологические объезды, фиксируется состояние фасадов, кровель, а план с перечнем объектов будет сформирован до конца декабря».
Важно, что полномочиями по организации ремонтов фасадов исторических объектов наделили Региональный фонд. Правда, этот процесс был запущен несколько позднее – в конце первого квартала уже нынешнего года, когда были внесены соответствующие изменения в региональное законодательство, а функционал Фонда – расширен. Фронт работ здесь оказался существенно шире, чем в случае с малоэтажными домами. В план включили свыше 260 зданий, находящихся в муниципальной и региональной собственности. Правда, работы, как обычно, везде начались по-разному. Скажем, в Рыбинске, где определено 22 фасада (не считая частников), к предварительной подготовке приступили ещё в апреле. В Ярославле, где в первоначальный план включили фасады 93 зданий, активных работ пока не наблюдается. Тем не менее, лёд тронулся. И это действительно можно считать прорывом в сфере капитального ремонта.
Вместе с тем, у Регионального фонда остаётся целый ряд проблем, который в совокупности может нивелировать начавшиеся позитивные изменения. Ну, или, по крайней мере, их омрачить. Некоторые из этих проблем носят застарелый характер, другие появились относительно недавно. Однако со всеми, как сказал бы герой Анатолия Папанова из фильма «Берегись автомобиля», нужно просто-таки нещадно бороться! Итак...
Итак, первая и главная проблема – это регулярное неполное исполнение краткосрочного плана работ (ставшее буквально ежегодной привычкой) и невысокая собираемость взносов в так называемый «общий котёл» (то есть на счёт самого Регионального оператора). Неутешительные выводы подтверждаются статистикой. Так, на прошлый 2023 год в Ярославской области было запланировано выполнение 268 видов работ общей стоимостью 983,5 миллиона рублей в 191 МКД (в том числе 208 видов непосредственно строительно-монтажных работ и разработка 60 комплектов проектно-сметной документации). Итоговое исполнение плана по общему счёту Регионального оператора составило 93%: были сделан 191 вид СМР и 59 комплектов ПСД. Оставшиеся работы перенесли, они будут выполняться в течение 2024 года.
Что касается «бюджета» Регионального оператора, то, по словам Александра Толмачёва, план работ сверстан исходя из уровня собираемости денежных средств. Таким образом, с учётом указанной выше цифры резонно предположить, что в конкретный период времени Фонд располагает суммой менее 1 миллиарда рублей. Для сравнения: на специальных счетах накоплено свыше 3 миллиардов рублей. Не далее, как 14 мая, когда думский комитет по ЖКХ и энергетике слушал отчёт об исполнении краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта за 2023 год, депутат Илья Осипов поинтересовался динамикой собираемости средств на счете Фонда. Исполняющий обязанности его руководителя не очень внятно сказал что-то про небольшой рост. Однако конкретных цифр в подтверждение своих слов не назвал. По всей вероятности, рост действительно незначительный (если вообще есть). Хотя минимальный размер взноса на выполнение работ по капитальному ремонту у нас повышается ежегодно. Так, с 1 января в Ярославской области он составляет 9,97 рубля с 1 квадратного метра площади. Годом ранее мы платили 9,36 рубля.
Региональный оператор регулярно жалуется на нехватку денег. Однако в области до сих пор остаётся существенная задолженность по взносам. На 1 января 2024 года она составляла 897,98 миллиона рублей. Пожалуй, это вторая по значимости проблема после систематического неисполнения Фондом программы капремонта. Не будем списывать со счетов и долги органов местного самоуправления по оплате взносов на капитальный ремонт по помещениям муниципальной собственности. Они составляют почти 86 миллионов, из которых более 64 миллионов приходится на Рыбинск и свыше 18 миллионов – на Ярославль. Также недостаточной выглядит и претензионная работа в отношении подрядных организаций со стороны Регионального оператора. В прошлом году за нарушения условий договоров было получено только 15,1 миллиона рублей штрафов, а за 1 квартал 2024 года – и вовсе 0,67 миллиона. Это ни о чём!
2) Переход собственников на спецсчета
В качестве основных причин финансовых проблем в самом Фонде видят массовый переход собственников помещений на специальные счета и некоторый перекос по отдельным видам работ в прошлые годы. В частности - выполнение капитального ремонта лифтового оборудования. С последним поспорить трудно, тем более что данные работы в прошлом году стали поводом для очень серьёзного разбирательства со стороны правоохранительных органов. А вот насчёт первого есть большие вопросы.
Накопление взносов на специальных счетах – законное право граждан. В какой-то степени, они более удобны в управлении и способствуют более тщательному контролю работ со стороны заказчика (разумеется, если этим заниматься, а не пускать всё на самотёк). Кроме того, некоторые подрядчики, отобранные Фондом, в предыдущие годы оказались дискредитированы, а качество и сроки их ремонта не выдерживало никакой критики. В памяти многих наверняка остался пример фирмы «Дельта констракшн». В связи с этим, использование специальных счетов представляется вполне логичным. Активный переход на них подтвердила и начальник Государственной жилищной инспекции Ярославской области Оксана Гладун.
Однако для выполнения работ Фонду нужны деньги в «общем котле». Поэтому он периодически ведёт «наступление» на специальные счета. Так уже было при губернаторе Дмитрии Миронове. Новая волна началась нынешней весной. История подробно освещалась в СМИ, так что не будем подробно на ней останавливаться и напомним лишь общие моменты. Региональный фонд потребовал от зарегистрированной в Рыбинске управляющей компании «Финансовый попечитель» перевести в «общий котёл» средства жителей четырёх многоквартирных домов посёлка Ермаково Рыбинского района и уведомил организацию о том, что отныне сам будет заниматься взиманием взносов на капремонт.
Основанием для подобных действий послужило постановление главы Волжского сельского поселения (центром которого и является Ермаково) Геннадия Черепенина, согласно которому дома должны будут формировать взносы на счете Регионального оператора. Причиной столь резких перемен чиновник назвал тот факт, что управдом якобы нарушил сроки и даже виды работ, утвержденные в областной программе. Данный пример весной был единичным. Однако в кулуарах начались разговоры о том, что такая практика может стать массовой и будет распространена на другие поселения.
Согласно статье 8 областного закона № 32-з «Об отдельных вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ярославской области», органы местного самоуправления действительно имеют право изменить способ накопления взносов. Однако эта норма действует уже несколько лет, но применяют её почему-то впервые. К тому же, как было указано выше, сам Фонд также систематически не исполняет программу в полном объёме. Наконец, руководитель «Финансового попечителя» заявила, что ремонт выполнялся опережающими темпами исходя из потребности домов. Решения о видах и сроках работ принимали сами жители. А вся информация была выложена в системе ГИС ЖКХ. В результате обе стороны продолжали стоять на своём. И точку в этом споре, по всей вероятности, придётся ставить суду.
Какой при этом будет судьба самих работ и как вся эта история скажется на их сроках – непонятно. Вместе с тем, «наступление» на специальные счета со стороны Фонда уже вызвало резкую критику со стороны областных парламентариев. Так, на вышеупомянутом заседании думского комитета 14 мая депутат Юрий Павлов, обращаясь к исполняющему обязанности руководителя Регионального оператора, заявил: «Вы видите деньги на спецсчетах, и стоит одна задача - перетащить их в общий котёл. Это очень неправильная тактика работы. С такой работой у нас, во-первых, упадёт оплата от собственников, а во-вторых, к осенне-зимнему периоду мы придём как минимум с 30% аварийных домов. Некоторые вещи вы говорите правильно. А некоторые просто не хотите слышать!».
Ещё жёстче высказался депутат Илья Осипов: «Работе спецсчетов Фонд уделяет больше внимания, чем собственной работе. Не надо переваливать ответственность с одной головы на другую. Вы не прокурор и не сотрудник министерства». И посоветовал честно рассказать о причинах, про которые говорят люди, когда уходят на спецсчета. Даже если сделать поправку на то, что у парламентариев в этом вопросе могут быть какие-то собственные интересы (подчеркнём, это не более чем теоретическое предположение), в целом поспорить с ними трудно. И Фонду действительно стоит сосредоточиться на решении проблем, которые препятствуют ему не только в части накопления средств на собственном счёте, но и в плане распоряжения ими.
Третью проблему можно считать чисто бюрократической. Несмотря на то, что решение о выделении денег на ремонт малоэтажных домов было принято ещё полгода назад, в Правительстве до сих пор не готов порядок предоставления субсидии на ремонт таких зданий. По этому поводу в колокола бил уже сам Александр Толмачёв. Также есть вопросы по критерию отбора указанных МКД (уровень собираемости взносов). К примеру, для Ярославля ввиду специфики его жилого фонда это не столь актуально, как для небольших городов области. К слову, в столице региона, по словам первого заместителя директора департамента городского хозяйства мэрии Натальи Шетневой, в этом году будут ремонтировать всего 11 многоквартирных домов.
Четвёртая проблема – стоимость работ. Суммы по «общему котлу» и специальным счетам по разным видам работ отличаются в разы. На это обратила внимание депутат Елена Кузнецова. Она привела примеры, согласно которым «ремонт систем теплоснабжения по «общему котлу» составляет в среднем 9 миллионов рублей на единицу, а на спецсчетах – 1,3 миллиона рублей. Ремонт систем горячего водоснабжения по «котлу» - 7 миллионов, по спецсчёту - 838 тысяч рублей. Ремонт фасада – 5,3 миллиона и 1 миллион соответственно».
Слова депутата подтверждает и статистика, приведённая директором департамента городского хозяйства мэрии Ярославля Ярославом Овчаровым. Согласно указанным данным о реализации краткосрочного плана капитального ремонта многоквартирных домов, на счетах регионального оператора был выполнен ремонт в 59 многоквартирных домах по 93 видам работ на сумму 350 137 649 рублей, а на специальных счетах - в 252 многоквартирных домах по 419 видам работ на сумму 485 120 804 рублей. То есть количество домов и видов работ отличалось более, чем в 4 раза, а стоимость – менее, чем в полтора.
Наконец, пятой проблемой можно назвать реализацию мероприятий по исполнению гарантийных обязательств. Удивительно, но здесь также отсутствует утверждённый порядок предоставления Региональному оператору субсидии за счёт средств областного бюджета на организацию соответствующих работ. При этом, согласно информации начальника Государственной жилищной инспекции Ярославской области Оксаны Гладун, в прошлом году Фонду было выдано 24 предписания, а за прошедший период нынешнего – уже 12. При этом, 20 предписаний остаются на контроле, а 8 из них не исполнены.
Таким образом, в Фонде сегодня достаточно направлений для усиления работы. И решать все перечисленные проблемы необходимо. Притом, чем скорее – тем лучше. Благо, по ряду позиций для этого даже не требуется каких-то невероятных усилий. В противном случае, сложности будут только нарастать, осложняя жизнь как жителям области, так и самому Региональному оператору. Нужно ли это, с учётом того, что капитальный ремонт и так претендует на звание «третьей российской беды»? Пожалуй, ответ очевиден!
ВИКТОР ПАРФЁНОВ