Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

30.05.2025
Ярославль
631
Кто в доме хозяин?

Можно ли пустить всю  область с молотка и считаться «эффективным управленцем»?

Кто в доме хозяин?

Ярославскую область, как и любой субъект страны, можно сравнить с домом, в котором также ведут хозяйство и следят за имуществом. Если хозяин в доме хороший, то имущество тоже в порядке: новое берегут, старое поддерживают, всё работает и ничего не пропадает. В этой связи в нашем регионе сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, власти внимательно следят за чужим «добром». Например, выставляют приличные штрафы собственникам за ненадлежащий внешний вид зданий. Не щадя при этом ни крупных предпринимателей, ни простых жителей спальных районов. Или вообще изымают собственность через суд, как в случае с объектами культурного наследия. Здесь всё строго. С другой – по части управления собственными активами к Правительству остаётся много вопросов и нареканий. Они касаются и развития государственных предприятий, и всевозможных слияний и поглощений областных учреждений, и затрат на содержание областного имущества, и много чего ещё. При этом, поступления в бюджет от аренды, дивидендов и прибыли выглядят просто несерьёзно. Вместе с тем, на 2025 год принят поистине небывалый план приватизации – почти на 9 миллиардов рублей. Складывается впечатление, будто с молотка хотят пустить вообще всё, что ещё не продали. К чему этот «аттракцион неслыханной щедрости»? Приоритет чьих-то частных бизнес-интересов? Или банальное неумение эффективно использовать вверенное имущество, вырождающееся в желание любой ценой от него избавиться? Но как в таком случае быть с интересами самой области? Их кто-нибудь учитывал? Или нынешние управленцы живут по принципу «после нас хоть потоп»? Но это тупиковый путь, ибо рачительный хозяин всегда должен смотреть вперёд. Впрочем, пока реализация плана приватизации всё равно выглядит откровенно провальной. Что, в известной степени, также указывает на невысокое качество анализа ситуации и планирования работы со стороны «имущественного блока» областной администрации. И заставляет задуматься об уровне профессионализма при организации его деятельности.


Слияния и поглощения

Разговор о состоянии областного хозяйства и эффективности управления им был бы некорректным без ясного представления о том, что представляет собой имущественный комплекс Ярославской области. Ответ на этот вопрос любезно дают непосредственно в профильном региональном министерстве. По состоянию на 1 января 2025 года в собственности Ярославской области находилось 216 государственных учреждений и 1 государственное предприятие. На ту же дату в Реестре имущества было учтено в общей сложности 4887 объектов недвижимости (за исключением земли) и 20 пакетов акций и долей в уставных капиталах хозяйственных обществ (без учета миноритарных пакетов). Наконец, к активам нашего субъекта относится 1882 земельных участка, из которых большинство (площадью 15,8 тысяч гектар) находятся в бессрочном пользовании, и ещё 368 (площадью 7,2 тысяч гектар) – в аренде.

Структура областного имущества.jpgОсновной задачей управления казной Ярославской области, которую декларируют в самом Правительстве, является вовлечение неиспользуемого имущества в экономический оборот, направленное как на минимизацию расходов областного бюджета на содержание такого имущества, так и на обеспечение поступления доходов в бюджет. Данные доходы подразумевают выплату дивидендов по акциям (долям) хозяйственных обществ, поступления части прибыли, арендной платы и платы за пользование рекламными местами, начисление штрафов, а также средств от реализации имущества (проще говоря, приватизации). Обо всём этом мы поговорим чуть ниже. А пока сосредоточимся на государственных предприятиях и учреждениях.

В министерстве имущественных отношений уверяют, что для повышения эффективности управления этими активами проводились проверки использования и сохранности имущества, находящегося в оперативном управлении (в частности, за 2024 год было организовано 29 таких проверок), а также инвентаризация недвижимости и земельных участков для выявления неиспользуемых объектов для вовлечения их в хозяйственный оборот или продажи. Наверное, всё это хорошо, нужно и правильно. Однако не позволяет судить об эффективности работы органов власти. Ибо сведения о том, сколько неиспользуемых зданий, помещений или земельных участков вовлекли в оборот и заставили «послужить казне», в открытом доступе отсутствуют.  

maxresdefault.jpgЗато куда интереснее выглядит информация о численности госучреждений и госпредприятий, которая за последние три года неуклонно сокращается. Скажем, в начале 2023 года в регионе имелось 240 государственных учреждений. Через год их осталось уже 232. А ещё через год – 216. Так, только за 2024-й в единую структуру объединили 14 лесничеств. Кроме того, «слиянию и поглощению» подверглись 8 школ-интернатов и 2 колледжа, после «оптимизации» которых оставили только 4 учреждения. В этом году список реорганизованных госучреждений пополнится ещё минимум на 24 юридических лица.

Речь о больницах и поликлиниках, которые также решили «оптимизировать». В результате чего количество самостоятельных медицинских учреждений сократится почти втрое (по крайней мере, если верить актуальной «раскладке» областного минздрава). Чем подобные «опыты» могут обернуться в плане качества управления, «Клуб социологов» писал в статье «Красный крест на здравоохранении», опубликованной на минувшей неделе. И что-то подсказывает, что по части эффективности использования и распоряжения имущественными комплексами результаты будут отнюдь не радостными. Ибо при проведении реорганизации первым под сокращение попадает административный и вспомогательный персонал, который как раз и отвечает за успешное решение указанной задачи. Полагаем, та же логика действует применительно к лесничествам, школам, театрам и остальным учреждениям, которые уже сократили или реорганизовали, либо планируют сократить или реорганизовать в ближайшей перспективе.


Не хозяйский подход

Что касается государственных предприятий, то их к началу нынешнего года и вовсе осталось всего одно. Это ГП «Ярославский областной водоканал», появившийся в результате присоединения к ГП «Северный водоканал» с базой в Рыбинске его «Южного» виз-а-ви в Ростове Великом. В свою очередь, к началу 2024-го госпредприятий было три, а годом ранее – пять. Однако некоторые, как было указано выше, оказались «слиты» в одну структуру, а другие поменяли статус на акционерное общество (с возможностью последующей приватизации, то есть перспективой окончательной утраты «государственного» статуса).

ГП Яроблводоканал.jpgЧто же касается «Яроблводоканала», то его пример является крайне интересным и весьма показательным. Напомним, что в своё время (ещё при экс-губернаторе Дмитрии Миронове) регион забрал у муниципалов полномочия по водоснабжению и водоотведению. Подспудно, приняв в областную собственность и местные водохозяйственные комплексы в районах и городах. В результате их консолидации были созданы два госпредприятия – «Северный» и «Южный» водоканалы, поделившие зоны ответственности по географическому принципу. А в конце 2023 года уже с подачи Михаила Евраева им были переданы ещё и полномочия по теплоснабжению (говорят, что истинным «проводником» этой «реформы» была заместитель главы региона Татьяна Потёмкина).

По итогам в ведении одного только «Северного водоканала» оказалось 157 котельных и более 500 километров теплосетей в 11 муниципальных образованиях. В массе своей, это имущество было крайне изношенным, и требовало срочного ремонта, а то и замены. В результате «Южный водоканал» (к слову, его директором до назначения в Правительство был нынешний министр строительства и ЖКХ Александр Баланцев), и так генерировавший убытки, не справился с нагрузкой и приказал долго жить, в прямом смысле слова растворившись в водоканале «Северном». Таким образом, последнему пришлось замкнуть на себе сложнейшее хозяйство, обеспечивая водой и теплом фактически всю область. В итоге, проблемы начались уже у него. Притом, организационно-финансовые трудности наложились ещё и на кадровые. Как известно, уже в начале нынешнего года был арестован директор предприятия Дмитрий Зверев, и сейчас там лишь исполняющий обязанности руководителя.

Полкуев.jpgРазговор о судьбе предприятия зашёл даже на недавнем заседании комитета областной Думы по экономической политике. Вопрос поднял рыбинский депутат Руслан Полкуев, в своём выступлении давший весьма нелицеприятную характеристику текущему состоянию водоканала и поинтересовавшийся его дальнейшими перспективами: «Теперь это огромная такая структура. Я знаю, что он генерирует убыток. Уже за 6 месяцев он сгенерировал убытков на миллиард. В чем стратегия? Объединили водоканалы, и что дальше? Когда происходит объединение, мы понимаем, к чему мы идем. А сейчас исполняющий обязанности сидит в Рыбинске, никуда не ездит, ничего не делает».

Здоров.jpgОценка министра имущественных отношений Николая Здорова была политкорректной, но отнюдь не бесспорной. Он ответил, что предприятие в первую очередь выполняет социальную функцию, и его главная задача – чтобы у людей были вода и тепло. Что же касается финансовых показателей, то, по мнению чиновника, «надо работать в том ключе, чтобы оно перестало быть убыточным, но мы его только создали». Конечно, с формальной точки зрения «Яроблводоканал» реально действует с начала 2025 года. Однако фактически (с учётом всех последних преобразований) единое предприятие работало практически весь прошлый год (как «Северный водоканал»).

И потом, передавая полномочия на уровень области, в Правительстве клятвенно заверяли, что всё будет хорошо. Дескать, муниципалы всё равно не тянут, а регион сможет отладить всю работу. Так где же теперь те обещания? Социальную составляющую, разумеется, тоже никто не отменял. Но и здесь есть нюансы. Во-первых, убытки слишком велики. По итогам 2024 года они составили 519 миллионов, и, судя по данным депутата Полкуева, продолжают расти. Во-вторых, для выполнения общественно значимой функции собственному предприятию можно было бы и помочь. Вместе с тем, в минувшем сезоне размер субсидии на теплоснабжение «Северному водоканалу» составил всего 150 миллионов рублей. И это с таким обширным и проблемным хозяйством! Для сравнения: ледовый каток на Советской площади обошёлся в 112 миллионов, а архитектурная подсветка зданий – в 300 миллионов. Несопоставимые расходы! Стоит ли удивляться, что в финансовом плане предприятие дышит на ладан.

ООО Кварц.pngПроблемы есть и у других организаций с государственным участием, притом вне зависимости от формы собственности и рода деятельности. Скажем, своя специфика есть в дорожном хозяйстве. К примеру, уже в этом году был продан в единственный гравийный карьер, принадлежащий области – ООО «Кварц» в Гаврилов-Ямском районе. Таким образом, мы полностью подсаживаем сами себя на частников, и будем полностью зависеть от них в приобретении важнейших инертных материалов. В том числе по госконтрактам. При этом, сам «Кварц» приносил прибыль.

Или взять АО «Ярдормост», которое буквально разрывают на части. Помимо собственно дорожных работ ему приходится заниматься и благоустройством (например, предприятие делало дворы в Дзержинском районе Ярославля), и даже капитальным строительством (выступает генеральным подрядчиком при возведении нового корпуса Областной детской больницы). В отличие от «Яроблводоканала» предприятие пока работает с прибылью. Но если в 2023 году она составляла 32,1 миллиона, то в 2024 году – всего 5,1 миллиона рублей. Кстати, именно в прошлом году АО «Ярдормост» был реорганизован (смотрите нашу статью «Зачем реорганизуют «Ярдормост» от 17 апреля 2024). Совпадение? Не думаем! Снижение прибыли по сравнению с 2023 годом есть и у других обществ в транспортной и коммунальной сферах (АО «Аэропорт «Туношна», АО «Ярославское АТП», АО «Малая комплексная энергетика»).


План по валу или операция «приватизация»

В целом же, по итогам 2024 года от сдачи в аренду имущества и земельных участков, дивидендов, прибыли от предприятий, продажи областной собственности и по ряду других «имущественных» статей в региональный бюджет поступило всего 293 миллиона рублей. При этом, дивиденды по акциям (долям) хозяйственных обществ составили только 12,7 миллиона, поступления доходов от перечисления части прибыли – 20 миллионов, арендной платы и доходов от сдачи имущества в аренду – 39,7 миллиона, приватизации – 203 миллиона (133 – от реализации недвижимого имущества, 70 – от продажи земли).

Таким образом, последняя стала основной статьёй пополнения доходов. И министерству имущественных отношений, судя по их же отчётности, однозначно стоит усилиться на остальных направлениях. Которые явно недоработаны (неплохо было бы сравнить объём поступлений с суммой расходов на содержание имущества, но, к сожалению, в открытом доступе данной цифры нет). Впрочем, с приватизацией также всё далеко не гладко. Скорее, наоборот. Судите сами.

План на 2024 год предусматривал получение доходов в размере 2,4 миллиарда. Не сложно подсчитать, что он оказался реализован менее, чем на 10% (203 миллиона). Из 14 объектов, выставленных на продажу, у 9 она не состоялась из-за отсутствия заявок. Почему так? Очевидно, по причине явно завышенной стоимости имущества. 

Показательным примером являются две гостиницы в Угличе и Ростове. 

Гостиница в Ростове.png Гостиница в Угличе.png
Якунин.jpg

Первоначально от их реализации хотели получить почти 1,8 миллиарда, оценив первую в 953 миллиона и вторую – в 813 миллионов. Потом стоимость снизили до 658,5 и 607 миллионов соответственно. Однако и за такие деньги их никто не берёт. Ходят слухи, что ростовский отель предлагал выкупить за 150 миллионов рублей предприниматель Вадим Якунин. Мотивируя, что актив явно переоценён, и это – его «красная цена», дороже которой всё равно никто не купит. Как говорится, почувствуйте разницу. Не знаем, как будет дальше, но пока Вадим Сергеевич прав.

Хохряков.jpgИнтересно, что первый заместитель Председателя Правительства Ярославской области Денис Хохряков дал несколько иные цифры по исполнению плана приватизации за 2024 год. Принципиально картину они не меняют. Просто любопытно, что один и тот же результат в одном блоке администрации почему-то оценивают по-разному. Хоть бы цифры как-то согласовывали, что ли. В общем, в интервью официальному изданию «Северный край. Ярославский регион» Хохряков рассказал, что было реализовано 13 объектов на 219,4 миллиона. Правда, оговорился, что в этом списке есть и федеральные объекты.

Интересно, какой же в таком случае оказалась конкретно их стоимость? При этом, Денис Сергеевич добавил, что в целом в областную собственность было передано 62 федеральных объекта. И они также будут продаваться. Откровенно говоря, довольно спорное решение. Хорошо, если их получится реализовать. А если нет (что вполне вероятно)? Ведь тогда всё это хозяйство придётся содержать уже за счёт регионального бюджета! И это весьма недешёвое удовольствие.

План приватизации 2025 года вообще стал притчей во языцех. По нему власти намерены получить уже 8,5 миллиарда рублей. Плюс ещё 360 миллионов от продажи муниципального имущества. Что интересно, в прошедшем декабре, когда утверждали план, в нём было 27 объектов. В марте документ скорректировали, добавив ещё три десятка. Но сумма почему-то осталась прежней – 8,5 миллиарда. Конечно, интересная арифметика. Но главное даже не это. А то, что по итогам первого квартала областного имущества продали лишь на 250 миллионов рублей. Это порядка 3% от планируемых доходов. А на основании данных Единого портала бюджетной системы цифра ещё меньше – всего 131 миллион. И эти данные также наглядно свидетельствуют об откровенно невысоком качестве планирования. Замах был на рубль, а удар получился на копейку.

детс. пол-ка 1 на Советской.pngДалее – ещё один момент. Как известно, в план приватизации включили несколько исторических зданий в центре Ярославля, где располагаются (или располагались) органы исполнительной власти и иные правительственные структуры. В качестве альтернативы им было предложено занять помещения в здании на улице  Советской, 69. Для этого имеющиеся там помещения были приобретены в собственность Ярославской области. На минуточку, почти за 351 миллион рублей. Туда уже переехал медиа-холдинг «Верхняя Волга» и само министерство имущественных отношений. Бывшее здание последнего на площади Челюскинцев пока не реализовано и в настоящий момент пустует. А дом, где размещалась «Верхняя Волга», продан за 136 миллионов. Таким образом, пока доходы в 2.5 раза меньше расходов. Понятно, что цифра может быть неокончательной. Так ведь и затраты на переезд ещё предстоят немалые. А купят ли все оставшиеся от министерств здания, чтобы их отбить – большой вопрос!

И последнее. В Правительстве очень крепко «взялись» за собственников исторических зданий. И в случае неисполнения ими своих обязательств по надлежащему содержанию памятников архитектуры, региональная служба охраны объектов культурного наследия стала регулярно обращаться в суды с требованием об изъятии объектов для дальнейшей продажи на публичных торгах. По состоянию на конец апреля было подано более 120 таких исков. Но при этом, областные власти почему-то сквозь пальцы смотрят на состояние собственных объектов, а также объектов федерального  и муниципального значения.

Беседка-1.jpgСмотровая площадка.jpgВзять тот же центр Ярославля. Посмотрите, во что он превратился за последние годы. Достаточно взглянуть на знаменитую беседку на Волжск

ой набережной – символ города, от которого отваливается штукатурка. Или Семёновский мост у одноимённого спуска к Речному вокзалу, смотрящий облупленным «фасадом» на Волгу. Или на смотровую площадку у Художественного музея, которая как будто того и гляди рухнет.

Храм Николы Надеина.jpg

  Или на великолепную церковь Николы Надеина (используемую ярославским музеем-заповедником), колокольня которой уже почти почернела. Да что здания – фактически вся плитка на нижнем ярусе Стрелки уже «встала горбом». А ведь всё это – сердце зоны ЮНЕСКО, где пролегают все маршруты гостей города. О каком привлечении туристов можно говорить, если в областном центре не могут привести в порядок даже главные улицы! Словом, выходит, как в той поговорке: в чужом глазу соринку видят, а в своём бревна не замечают.

Всё вышеперечисленное оставляет крайне тягостные впечатления. Нынешние власти ведут себя, словно временщики, которые ставят цель побольше продать, но не получить, сохранить и тем более приумножить. Да ещё и проводят в регионе откровенно сомнительные эксперименты, заложниками которых, в конечном счёте, остаются простые ярославцы. Если так пойдёт и дальше, скоро в области объединят всё, что можно. А что не получится – продадут. И на остальное махнут рукой. Что останется после таких «эффективных менеджеров» - вопрос. Увы, пока риторический.

ВИКТОР ПАРФЁНОВ

 


Опрос
В Ярославской области объявлено о проведении реформы системы здравоохранения, в рамках которой произойдет объединение нескольких медучреждений. Вы лично поддерживаете или не поддерживаете проведение этой реформы?