Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

23.03.2015
Ярославль
2002
ТУШИТЕ СВЕТ ИЛИ ПОЧЕМУ РАСТУТ ТАРИФЫ?
Работа российских естественных монополий – тема давняя, обсуждаемая и крайне популярная. И градус этой популярности становится особенно высоким, когда наступает кризис. Потому что в кризис, как известно, одни затягивают пояса, а другие – напротив, наращивают аппетиты. 
ТУШИТЕ СВЕТ ИЛИ ПОЧЕМУ РАСТУТ ТАРИФЫ?

Мы все платим за квартиру (кроме, разумеется, злостных нарушителей, которым за это всяческое общественное порицание). Поэтому объяснять взрослым и в той или иной степени материально ответственным людям - что такое ежегодное повышение тарифов, думается, нужды нет. Слишком велик риск услышать в ответ множество крепких коротких слов с таким же количеством букв, как в аббревиатуре «ЖКХ» или «ЖКУ».

К слову, названия многих компаний, которые предоставляют эти самые КУ (коммунальные услуги), тоже весьма короткие. И тоже вызывают у многих людей далеко не радужные ассоциации. Но это – всё-таки суждения оценочные. Мы же постараемся в меньшей степени полагаться на эмоции, и в большей – на цифры, факты и суждения экспертов. И на их основе попробуем ответить на вопрос: что не так в работе монополий? Сразу отметим – мы здесь далеко не пионеры. Одна из последних попыток провести подобный анализ недавно была предпринята членами комитета по жилищно-коммунальному комплексу и энергетике областной Думы. Депутаты попытались прояснить – насколько эффективно реализуются инвестиционные программы двух крупнейших энергетических компаний: Филиала ОАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго» и регионального Управления ТГК-2. То есть главных монополистов в сфере электроэнергетики и теплоснабжения на уровне области (они дают порядка 80% всей энергии ярославским потребителям).

Свои секреты монополисты раскрывают крайне неохотно. И предоставленные документы оказались либо малопонятными, либо недостаточными для формулировки полноценных выводов. По крайней мере, таковой была оценка парламентариев (её даже зафиксировали в итоговом решении комитета по данному вопросу). От этого становится понятно, что заседание прошло крайне эмоционально. А тон разговоров периодически переходил на ультразвук. МРСК ругали побольше, ТГК-2 – несколько меньше, но тоже не хвалили. Притом, ладно бы критика звучала только из уст оппозиционных депутатов. Но замечания были сделаны и представителями «Единой России». А это уже совсем другой коленкор.

На самом деле, проводить полноценный экономический анализ эффективности любой программы без соответствующей методики – дело неблагодарное. Ибо (как уже было сказано) предмет тёмный, исследованию не подлежит. Поэтому для начала мы будем отталкиваться от того, про что говорили сами депутаты. Выводы получились неутешительные. Но обо всём по порядку.

Филиал «МРСК Центра» представлял свою деятельность за три года – с 2011-й по 2013-й. Возьмём данные из раздаточного материала комитета (см. таблицу 1). В ней чётко видно, что выручка за технологическое присоединение потребителей у компании снижается (с 258 миллионов до 180 за отчётный период), но при этом объём дополнительных введённых мощностей только растёт!

Таблица 1.

Итоги по технологическому присоединению за 2011-2013 годы.

Показатель

2011

2012

2013

Мощность к присоединению, МВт

69,6

82

81,4

Выручка от услуг по технологическому присоединению, млн. р.

258,7

192,8

180, 6

Эти цифры и вызвали наибольшее недоумение у думцев. По словам депутата-коммуниста Эльхана Мардалиева, когда члены комитета задали вопрос: а насколько ежегодно вводимые компанией мощности востребованы потребителями, им ответили, что только на 3%. Но тогда зачем инвестировать в новые активы, когда в них попросту нет необходимости? Возводить объекты ради того, чтобы было? Мы строили-строили и, наконец, построили? Это уже не инвестиции, а чебурашка какой-то. И возникает резонный вопрос: а за чей счёт банкет-то? Вопрос этот вдвойне важен, поскольку есть подозрения, что данные затраты ресурсоснабжающих организаций, по всей вероятности, просто-напросто закладываются в тариф. Получается, что оплачивать излишества придётся простым гражданам. Правда, есть второй вариант – свернуть инвестпрограмму и попросту сэкономить. Но пойдёт ли по этому пути наш отечественный монополист? Ответ на этот вопрос мы попытаемся дать чуть ниже.

энер-ки 10.jpg

Притом, если «Ярэнерго», по крайней мере, хотя бы в целом выполняет свою инвестпрограмму (итоговые фактические показатели выше плановых), то в ТКГ-2 с этим сплошная беда (см. таблицу 2, также представлена в раздаточном материале комитета). Она также представила информацию о реализации своей инвестиционной программы за 2011-2013 годы. Однако весь отчёт уместился на одном листке формата А4. Понять что-то из данного совсем неувесистого фолианта оказалось уже совсем невозможно. В итоге вконец обессиленные депутаты решили вернуться к рассмотрению темы на очередном комитете, а также подготовить перечень вопросов, на которые не удалось получить ответы. И рекомендовали впредь давать «более развернутую и понятную для восприятия структуру» данных.

       Таблица 2.

Освоено (закрыто актами выполненных работ), млн. руб.

2011

2012

2013

план

факт

план

факт

план

факт

423

271

420

440

459

374

Однако вернёмся к тарифам. Они, между тем, по-прежнему растут. По данным Росстата, сэнер-ки_ценами.jpg 1 июля в Ярославской области услуги ЖКХ подорожают в среднем еще на 10%. В частности, за электричество ярославцы будут платить на 8,3%. больше, за отопление – на 9,3%. То есть и без того слишком дорогие услуги естественных монополий вновь начинают дорожать. Кстати, уже с 2015 года рост цен на ту же электроэнергию для населения будет производиться по формуле «инфляция+1%». А самая главная составляющая цены на электроэнергию – это её передача (или распределение, если угодно). То есть ни что иное, как услуги ОАО «Россети» и её «дочек». И «МРСК Центра» вместе со своим филиалом – «Ярэнерго» как раз занимают в этой «семье» своё достойное место. В общем, снова тарифный привет товарищам монополистам!

Теперь об эффективности инвестиционных программ. Допустим, можно не принимать во внимание замечания отдельных ярославских парламентариев и их, скажем так, неудовлетворительную оценку инвестпрограмм «Ярэнерго» и ТГК-2. Но здесь можно представить аргумент и помощнее. И дать слово федералам. Ещё в январе журнал «Эксперт» со ссылкой на одного из руководителей Фонда стратегического развития энергетики «Форсайт» писал, что значительная часть оборудования, которое закупают «сетевые» организации, импортная. В результате ослабления рубля капитальные вложения таких компаний снизились примерно на треть. Следовательно, у их руководства возникает дилемма: либо сокращать реальную инвестиционную программу, либо просить повышения тарифов. Но при этом «Россети» и до падения курса рубля заявляли о недостаточности выручки. Поэтому стоит ожидать, что они пойдут именно по второму пути. То есть будут просить увеличить тарифы.

Слова федерального эксперта лишь подтверждают предположение наших народных избранников о том, что монополисты могут покрывать затраты за счёт тарифа. То есть опять же – простых граждан. Опять хочется прямо-таки «по-жегловски» спросить: на какие средства, стало быть, существуете? Как минимум, один вариант сразу напрашивается сам собой.

Ещё один выстрел из «крупного калибра» - исследование консалтинговой компании «Инталев». Она провела мониторинг эффективности работы 18 крупнейших российских госструктур, включая монополии. Аккурат в период с 2011 по 2013 год. И согласно результатам, 11 компаний из списка продемонстрировали ухудшение эффективности своей деятельности. Из них ОАО «Россети» и её «дочка» ФСК заняли 8 и 9 место. Хуже оказались только «Интер РАО ЕЭС» и «Мосводоканал» (10 и 11 позиции соответственно). Конечно, проецировать проблемы «Интер РАО ЕЭС» на ТГК-2 некорректно – всё-таки наша генерирующая компания не входит в структуру монополии (хотя в своё время «вышла» именно из РАО ЕЭС – ещё того, «большого»). Однако в самой ТГК при этом полным-полно проблем. В ноябре 2013 года против её руководства возбуждалось уголовное дело за причинение «Газпроммежрегионгазу Ярославль» ущерба из-за долга в 1 миллиард (в итоге, правда, компания расплатилась). Новый этап «разборок» между монополистами произошёл уже летом 2014 года. Думается, что все жители областного центра помнят отключение горячей воды. Притом, на этот раз пострадали уже и промышленные предприятия – в частности, ЯШЗ. Но и без этого ТГК-2 в сложном положении. В позапрошлом году она допустила технический дефолт по облигациям объёмом 5 миллиардов рублей, платит штраф за просрочку более чем на год ввода Вологодской ТЭЦ, обременена высоким долгом перед «Газпромом» (7,4 миллиардов рублей) и не вылезает из судов. Обо всём этом опять же, не раз писали федеральные СМИ (например, «Коммерсант» и РИА «Новости»).

В общем, с эффективностью работы, мягко говоря, не очень. Как тут быть? Рецептов, слава Богу, достаточно. Во-первых, свои предложения по снижению издержек монополий при заморозке тарифов уже представило Министерство экономического развития (МЭР). Первое - отказ от индексации заработной платы сотрудникам (не секрет, что расходы на кадры у монополий более чем внушительные). И топ-менеджменту хорошо было бы начать с себя. Притом, не только в плане индексации, а более жёстко. Например, «подрезать» и без того «жирные» бонусы. И начислять их по понятным результатам работы (скажем, при росте доходов компании), а не эфемерным показателям. 

Второе предложение МЭР – сокращение на 10% закупочных цен по пяти десяткам позициям товаров за счет увеличения объема закупок и усиления антикоррупционных мер.

энер-ки_столб.jpg

Третье предложение по снижению затрат добавляют в том же Фонде стратегического развития энергетики «Форсайт». Это оптимизация расходов на капитальное строительство. В Фонде отмечают, что ключевая проблема тех же «Россетей» в том, что у них нет системы отбора и оценки инвестиционных проектов. Так что вопрос, обоснован или нет объем инвестпрограмм компании, сам по себе некорректен. Поэтому нужно отказаться от проектов, которые по факту субсидируют конкретных потребителей или отрасли, внедрить систему управления активами, а при дефиците мощности необходимо найти наиболее дешевый способ его устранения.

Одним словом, минимум желаемого - максимум возможного. Главное, чтобы желание работать эффективно хотя бы появилось. Это как в том анекдоте: чтобы лотерею выиграть, нужно сначала хотя бы билет купить. Возможно, новый кризис, наконец, заставит наши монополии «сыграть» по-новому. Блажен, кто верует…

ГЕОРГИЙ ГРОМОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?