О собственных «шишках» транспортной реформы в бывшей «Столице бурлаков» и новых испытаниях в «Столице «Золотого кольца». Или как мечта о прекрасном разбивается о российские реалии «на земле».
Нынешней весной, как и год назад, «транспортный цех» Ярославской области вновь не покидает первых строчек новостных лет. С 1 мая стартовал второй этап модернизации подвижного состава в регионе. На сей раз в яркие жёлтые тона окрасился второй по величине город края. Вроде бы, к запуску новых автобусов в Рыбинске готовились заранее. В результате чего ситуация, во многом, отличалась от прошлогодних кульбитов в «Столице «Золотого кольца». И автобусы поменяли не все. И маршруты в значительной степени достались местному предприятию. И было их куда меньше, чем в Ярославле. И транспорт перевозчики покупали не сами, а брали в аренду уже готовый. И даже старт реформы там случился на 3 месяца позднее, чем задумывали (хоть и вопреки желанию авторов). Однако опыт всё равно не пошёл впрок. И дебют выдался едва ли не хуже, чем в Ярославле. Во всяком случае, возникшие проблемы стали не только поводом для многочисленных жалоб со стороны пассажиров, но и были признаны в самом Правительстве области. А это уже хронический случай. Уж лучше бы бывшей «Столице бурлаков» вместо автобусов дали жёлтые субмарины из песни «The Beatles»! С учётом давней исторической связи города с водными видами транспорта и «зашло» бы лучше, и туристов бы порадовали. Вместе с тем, областной центр в ближайшее время тоже ждут испытания. С 1 августа, несмотря на протесты пассажиров и общественности, будет полностью закрыто трамвайное движение. Якобы, чтобы успеть в срок завершить работы по концессионному соглашению. Однако в свете сегодняшнего дня последнее представляется весьма туманной перспективой. И единственными, кто ещё продолжает в это верить, похоже, остаются лишь представители областной и городской власти. По-прежнему уверяющие жителей, что всё будет хорошо!
Найдите 10 отличий
Формально запуск жёлтых автобусов в Рыбинске считается вторым этапом модернизации транспортной системы в Ярославской области. Однако он достаточно сильно отличается от того, что было начато в региональном центре в апреле прошлого года. По большому счёту, сходство ограничивается двумя моментами: и там, и там на линию вывели новый подвижной состав, и в обоих случаях с перевозчиками заключили брутто-контракты сроком на семь лет. На этом, пожалуй, всё. Дальше идут различия. Часть из них, конечно, имеет чисто физический характер. И обусловлена разными масштабами улично-городской сети. Всё-таки, Ярославль в три раза больше Рыбинска.
Поэтому во втором случае в рейсы вышло 64 машины на 18 маршрутов, а в первом - более 600 единиц транспорта по 137 направлениям. Правда, последняя цифра верна, если считать вместе с Ярославским районом. Где реформа началась одновременно с областным центром. В отличие, опять-таки, от Рыбинска, где пригород, вопреки обещаниям, пока «не окучен». Но об этом чуть позже. Если же говорить непосредственно про Ярославль (городские маршруты), то разница всё равно будет более, чем существенной: не менее 527 автобусов на 77 маршрутах. Однако, повторимся, что эти отличия носят объективный характер и потому не столь принципиальны. Куда интереснее другие нюансы.
Во-первых, в отличие от Ярославля и пригорода, в Рыбинске разыграли далеко не все маршруты. В конце последней рабочей недели апреля (то есть за считанные дни до старта реформы) прошла информация, что в результате проведённых конкурсов контракты были заключены только по 13 маршрутам: № 1, 2, 9, 10, 10с, 12, 15, 17 достались ОАО «ПАТП-1» города Рыбинска, а № 3, 5, 8, 25, 33 – ярославскому индивидуальному предпринимателю Е.А. Олехову. В свою очередь, по маршрутам №11, 14, 18, 19, 20 и 29 не было подано ни одной заявки. В итоге желание осуществлять пассажирские перевозки по данным направлениям (кроме маршрута № 20) выразили два вышеуказанных победителя.
Ещё четыре маршрута продолжают работать по нетто-контрактам старого типа. Это упомянутый маршрут № 20, а также № 6, 7 и 16. И если по первому семилетний договор по итогам новых торгов ещё могут заключить с 1 июля текущего года, то оставшиеся три перейдут на систему «брутто» не ранее 2025 года. На сегодняшний день на этих маршрутах в общей сложности работает около двух десятков автобусов. Добавьте сюда ещё два маршрутных такси (больше десятка автобусов) – и получим весьма внушительный парк транспорта, которого обновление не коснулось. Так что реформа получилась несколько половинчатой.
Во-вторых, в отличие от Ярославля, семилетние контракты достались исключительно «своим» перевозчикам. В смысле, местным. «ПАТП-1», как известно, вообще принадлежит администрации Рыбинска. И в этом плане второму по величине городу области повезло куда больше, чем региональному центру – там удалось сохранить крупное городское предприятие и один из важнейших муниципальных активов. В Ярославле «ПАТП-1», увы, кануло в лету, и теперь на его базе находится ООО «Транспорт Ярославии», связанное со столичной группой компаний «Мовиста».
В-третьих, в Рыбинске используют автобусы исключительно большого и среднего класса ЛиАЗ-5292 и ЛиАЗ-4292, рассчитанные на 114 и 79 пассажиров соответственно. От малого класса в бывшей «Столице бурлаков» отказались. И это – опять выгодное отличие от Ярославля, где маловместительные «Газели» попросту не справились с имеющимся пассажиропотоком и стали предметом для постоянной критики (печально известные маршруты № 65 и 94с).
В-четвёртых, весь новый подвижной состав для Рыбинска покупался непосредственно областью за счёт областного бюджета и средств специального казначейского кредита, после чего передавался перевозчикам в аренду. В региональном центре последние приобретали транспортные средства самостоятельно. Рискнём предположить, что это обстоятельство явно отразилось и на суммах контрактов.
Таким образом, во втором по величине городе области, на первый взгляд, учли многие трудности, которые вызывали (и продолжают вызывать) многочисленные нарекания у ярославцев. Да и многие жители обрадовались новым жёлтым автобусам, пришедшим на смену старому и довольно изношенному транспорту. Однако 1 мая что-то всё равно пошло не так. И первый рыбинский «блин» в итоге выдался комом. Давайте посмотрим, почему это произошло.
Прежде всего, стоит отметить, что «рыбинский» этап реформы начался с маленькой лжи. Возможно, совсем непреднамеренной. Однако большое недоверие в полном соответствии с известной идиомой она всё-таки родила. Потому что не далее, как прошлой осенью, были озвучены совершенно другие сроки и параметры модернизации автопарка. Так, 19 октября 2023 года на официальном сайте Правительства области была опубликована новость, в которой прямо указывалось, что «новые современные автобусы начнут выходить на маршруты в Рыбинске с февраля следующего года, в Рыбинском районе – во втором квартале 2024-го». Чуть ниже было добавлено, что «конкурентную процедуру на поставку первой партии из 66 автобусов предполагается объявить уже в ближайшее время» и, наконец, «в целом на городские и пригородные автобусные маршруты на территории Рыбинска и Рыбинского района планируется поставка порядка 141 единицы техники».
Торги действительно вскоре были объявлены, и к концу ноября определился поставщик новый автобусов. Им стала ярославская компания ООО «Яркамп». Однако дальше произошла череда сбоев. И в феврале жёлтые автобусы не только не вышли на линию, но и вообще не доехали до Рыбинска. 13 февраля на первом заседании весенней сессии Ярославской областной Думы министр финансов области Алексей Долгов сообщил, что закупка автобусов теперь планируется на март. А один миллиард рублей, предусмотренный на эти цели, перенесли с 2023 на 2024 год.
В итоге первые 9 автобусов прибыли в регион только 22 февраля, после чего предстоял ещё целый ряд процедур. В этой связи крайне показателен комментарий Михаила Евраева: «Первая партия из девяти автобусов большого класса для Рыбинска уже пришла с подмосковного завода и сейчас проходит брендирование. Всего в город приедет 66 машин». С учётом предыдущей октябрьской публикации резонно поправить губернатора: не уже, а ещё только.
Как мы все знаем, выход на линию состоялся только 1 мая. Да и то лишь в городе, притом не на всех маршрутах. Машин оказалось не 141 и даже не 66, а почему-то только 64 (то есть власти вновь напутали с цифрами). А про Рыбинский район (где новые автобусы должны были начать работать «во втором квартале»), судя по всему, вообще забыли, предпочитая его не упоминать. Судя по всему, теперь реформа придёт туда не раньше 2025 года. Но это не точно. Конечно, удивительно вольное обращение с цифрами и фактами. Уж лучше вообще не называть точных сроков, чем неоднократно их переносить. Впрочем, похоже, это «фирменный стиль» работы команды Евраева. Будь то рыбинские автобусы, ярославские дворы или новые школы.
Неважной оказалась не только организационная подготовка рыбинского этапа реформы, но и его непосредственная реализация на практике. Во всяком случае, в первые дни. О чём свидетельствуют многочисленные жалобы пассажиров в социальных сетях и публикации в СМИ. «Болезни» оказались, в основном, теми же, что и в Ярославле: несоблюдение расписания, отсутствие отдельных рейсов, невыход машин на линию, некомплект штата водителей.
Есть нарекания и к поведению последних – порой они открывают не все двери или проезжают мимо остановок. Также зафиксированы случаи не работающей системы оплаты проезда. Впрочем, есть и специфические проблемы. Например, не работающие маршрутоуказатели или, внимание, отсутствие резервных машин на маршрутах по брутто-контрактам (вот это действительно нонсенс). Были даже жалобы на несоответствие класса подвижного состава.
По всей вероятности, нареканий накопилось настолько много, что проблему признали даже официальные структуры. В частности, на официальной странице областного Министерства транспорта в социальной сети «ВК» отметили, что «в настоящее время выявляются точечные технические неполадки в процессе эксплуатации подвижного состава, а также продолжается работа по обеспечению транспорта необходимым количеством водителей». А руководитель ГКУ «Организатор перевозок Ярославской области» Сергей Волканевский заявил, что «по нескольким маршрутам, в частности, по тем, на которых работает ИП Олехов – № 3, 5, 8, 18, 25, 33 – зафиксировано увеличение интервалов движения в связи с недовыпуском подвижного состава. На ряде маршрутов ПАТП-1 отмечены опоздания по причине задержек с прогрузкой сервисных систем. Также наблюдаются сбои в навигации, специалисты устраняют неполадки».
Правда, согласиться с тем, что неполадки «точечные» довольно трудно. Проанализировав комментарии пользователей нескольких «профильных» сообществ, мы насчитали замечания как минимум по девяти маршрутам из восемнадцати. Это ровно половина. Да простит нас уважаемое Министерство, но какой уж здесь «точечный» характер! Больше всех претензий набрал маршрут № 25. На нём зафиксированы срывы рейсов и едва ли не самое длительное ожидание – по словам пассажиров, до 50-60 минут. Дошло до того, что люди настойчиво просят властей вернуть прежнего перевозчика. Также много нареканий по маршрутам № 33, 18, 14.
В результате глава Рыбинска Дмитрий Рудаков констатировал, что перевозчик (ИП Олехов) «объективно не справляется» и даже пригрозил, в случае эскалации проблем, инициировать его «отставку»: «Перевозчик либо выровняется в установленные законом сроки, либо мы будем ставить перед министерством транспорта вопрос о смене перевозчика». Интересно, кто-нибудь из мэрии областного центра предлагает нечто подобное в отношении компаний, работающих в Ярославле? Например, столичного ООО «Стартранс», у которого зимой простаивало до 40 автобусов (из-за чего движение общественного транспорта, к примеру, в Заволжском районе, оказалось буквально парализовано)? Или в отношении «Транспорта Ярославии», где вплоть до весны был некомплект водителей? Ох уж эти двойные стандарты.
В свою очередь, муниципального перевозчика «ПАТП-1» Рудаков похвалил. Данное предприятие действительно работает существенно лучше частника. Однако проблемы с выходом машин на линии есть и у него (смотрите выше). Кроме того, первое резонансное ДТП с участием жёлтых автобусов в Рыбинске, к сожалению, тоже «в активе» «первой пассажирки». 2 мая на пешеходном переходе на проспекте Батова был сбит пешеход, которому потребовалась госпитализация. Глава города даже попытался «отыграть» ситуацию и оправдать водителя: «Этот человек был пьяный. И водитель остановился, он прекрасно его видел. И когда водитель тронулся, он побежал перед автобусом. К сожалению, такое бывает. Здесь не нужно грешить на новую технику». Но получилось не очень.
Во-первых, «за глаза» говорить нелицеприятные вещи про человека, который не имеет возможности ответить, как минимум, не этично. Особенно для публичного политика. Во-вторых, пешеход не совершал никаких противоправных действий, и двигался по переходу в соответствии с правилами. В-третьих, автобус точно не останавливался, что ясно видно по записи с камеры видеонаблюдения. Хотя был обязан это сделать в соответствии с ПДД. Так что комментарий Рудакова был явно не к месту. Тем более, компетентные органы уже проводят проверку по факту происшествия. И наверняка как-нибудь разберутся и без высокопоставленного «адвоката».
В общем, проблем для первых дней транспортной реформы в Рыбинске оказалось более, чем достаточно. Смогут ли их решить, и сколько на это уйдёт времени – станет понятно в ближайшие недели. Однако факт остаётся фактом: пока Ярославская область в лице профильного министерства и подведомственного ему казённого учреждения справляется с исполнением полномочий организатора пассажирского транспортного сообщения на муниципальных маршрутах весьма и весьма неважно. А граждане в упор не видят обещанных властями надёжности, безопасности и комфорта.
Впрочем, скоро в Ярославле грядёт событие, по сравнению с которым проблемы жёлтых автобусов могут показаться детским лепетом. Речь о закрытии трамвайного движения с 1 августа. Делается это в рамках реализации так называемой «трамвайной концессии». По официальной версии – дабы закончить все работы в срок. Который истекает 1 июля следующего, 2025 года. Про саму концессию мы писали уже не раз, поэтому напомним лишь о том, что по договору в областном центре должны реконструировать 45,3 километра трамвайных путей, 8 тяговых подстанций, 2 путепровода и депо, а также закупить 47 односекционных трамвайных вагонов.
Решение о полном прекращении движения сроком на год, озвученное в начале апреля, вызвало предсказуемую негативную реакцию (притом, у самых разных субъектов – от простых пассажиров и работников «Яргорэлектротранс» до профсоюза, «Народного фронта» и депутатов-единороссов) и массу вопросов, большинство из которых по сей день остаются без внятных ответов. Первый и главный: если концессионер («Мовиста регионы Ярославль»), который получит от реализации проекта 54 миллиарда рублей, не укладывается в сроки, почему от этого должны страдать простые ярославцы? По всей вероятности, он так и останется риторическим.
Во-вторых, зачем полностью перекрывать ход, если существующая трамвайная сеть позволяет спокойно использовать реверсивное движение и разворотные кольца? Даже если не брать во внимание участки, включающие путепроводы на проспекте Октября, остаётся большая дистанция от улицы Чкалова до улицы Свердлова. А это полноценный маршрут, который, как минимум, снял бы транспортную проблему для жителей «Пятёрки». В-третьих, смогут ли автобусы и электробусы обеспечить полноценную замену трамваям? Власти обещают выставить на замену 60 единиц подвижного состава (вместо 40 существующих вагонов). Однако возникают очень большие сомнения, что все они одномоментно будут работать на линии и соблюдать расписание (поломки, ДТП и банальные «пробки» никто не отменял).
Кроме того, на отдельных участках улично-дорожной сети (Волгоградская, Труфанова, Урицкого) сегодня не предусмотрено полноценных остановочных комплексов с разгонными полосами, заездными карманами и павильонами. В связи с чем, непонятно: как там будут ездить автобусы и электробусы? Наконец, по крайней мере, компенсирующие автобусные маршруты будут временными. Значит, по ним придётся проводить конкурсные процедуры. А саму работу оплачивать из бюджета. Это – дополнительные расходы. В связи с чем, опять-таки не ясно: почему проблемы концессионера должна оплачивать казна? Которая и без того несёт по договору миллиардные финансовые обязательства. Одним словом, прямо-таки аттракцион невиданной щедрости!
В-четвёртых, в планах на текущий год – обновить более 20 километров путей и принять 26 новых трамваев. Пока в город пришла только 1 машина (в конце декабря прошлого года), и, если верить вчерашним новостям, реконструировано около 600 метров одиночного (!) пути. В середине апреля обещали поставить ещё 8 вагонов до конца месяца, однако что-то снова пошло не так. Теперь обещают уже 15, но в мае. И даже крутят по телевидению сюжеты с завода в Челябинской области, на котором показывают будущие ярославские трамваи. То же самое касается рельсов, которые сфотографировали и сняли, наверное, уже во всех ракурсах. В общем, на экранах ТВ с концессией всё хорошо. При этом, работы по укладке новых путей начались в начале марта. Сейчас май. Темпы уважаемые читатели могут оценить сами.
Но самое главное, что ещё в конце апреля проектную документацию на остальные участки ещё только завершали и хотели передавать в экспертизу. Соответственно, начать сами работы концессионер сможет не раньше августа. В связи с этим, вопрос. Даже два. Что он делал весь прошлый год, если даже ПСД ещё не готова? И как он намерен успеть выполнить все обязательства за оставшийся срок? Пусть даже с полностью перекрытым движением. Ведь, если верить властям и самому концессионеру, проводить работы по укладке пути в зимний период нельзя. Соответственно, на всю оставшуюся реконструкцию остаётся в лучшем случае 3 месяца (август-октябрь) в этом году и ещё 3 (апрель-июнь) – в следующем. При этом, есть ещё депо, путепроводы и подстанции. Про которых пока вообще ничего не слышно.
Между тем, срок ввода объекта соглашения в эксплуатацию по любимой традиции нынешних руководителей области уже не сдвинешь – он прописан в договоре (Приложение 2.1). То есть, наверное, в теории можно придумать какие-нибудь «обстоятельства непреодолимой силы» и заключить дополнительное соглашение, изменив график. Но это будет означать полную дискредитацию и концессионера, и органов власти. Про серьезный рост социального напряжения и говорить нечего.
В-пятых, до сих пор не ясна судьба сотрудников трамвайного депо АО «ЯрГЭТ», которые ввиду отсутствия движения останутся без существующей работы. А это, на минуточку, около 400 человек. Власти публично заявляют, что решат эту проблему. Однако сами работники говорят о том, что трудоустроить непосредственно на предприятии смогут лишь около 60 человек. Также людям предлагают переобучение на водителей автобусов и электробусов. Однако это совершенно другой вид транспорта, нежели трамвай. Да и возраст у большинства вагоновожатых такой, что вся учёба уже давно прошла.
Кроме того, помимо водителей, в депо работают электрики, сварщики, монтёры, уборщики и представители других смежных специальностей, необходимых для обслуживания подвижного состава и инфраструктуры. Куда девать их? В качестве варианта предложено перейти в троллейбусное депо на Гагарина. Однако это другой конец города, и люди (главным образом, жители Брагина) в массе своей просто не готовы тратить столько времени на дорогу. Да и трудоустроить смогут, опять же, не всех.
Остаётся или сокращение или вынужденный простой за две трети зарплаты. И то, и другое – тоже не лучшие варианты. Поскольку предоставленных самим себе в течение целого года сотрудников потом будет просто не собрать. Ибо развалить коллектив очень просто, а сформировать новый – значительно труднее. И где, в случае чего, концессионер будет искать работников – совершенно неясно. В итоге есть риск повторения истории с автобусами. Одним словом, как ни крути, а решение властей со всех сторон выглядит крайне сомнительно. Если не сказать больше и грубее.
Таким образом, сегодня «транспортный цех» остаётся одной из самых проблемных сфер в Ярославской области. Пожалуй, опережая даже дороги. И отдельные решения со стороны кажутся уже просто на грани фола и закона. Понятно, что судить об этом наверняка должны компетентные органы. Ровно год назад правоохранители ясно дали понять: транспортная отрасль на особом контроле. Тогда их работа дала конкретный результат и закончилась арестом сразу нескольких высокопоставленных лиц. Может быть, настало время вновь принять какие-то меры? Поскольку количество проблем затронуло значительную часть жителей региона, и уже явно приблизилось к критической массе. Куда лучше «купировать» их сейчас, чем дожидаться социального взрыва. В конце концов, терпение пассажиров тоже не безгранично. И если где-то слишком долго «искрит», рано или поздно может произойти и замыкание. Право, не хотелось бы.
ВИКТОР ПАРФЁНОВ