С начала года это уже второй визит главы государства. Предыдущий был 14 марта (тогда поводом для поездки также стало заседание президиума Государственного совета). А если принять во внимание относительно недавнее посещение города Дмитрием Медведевым (весной 2015-го), то внимание к областному центру со стороны первых лиц государства однозначно можно назвать повышенным. Как-никак, три визита фактически за полтора года! Отдельным главам субъектов такое внимание, возможно, было бы в тягость. Поскольку очень мешало проворачивать тёмные дела вдали от бдительного государева ока. Как показывает практика, таких господ настигает неминуемая и заслуженная кара. Пример гражданина Хорошавина, бывшего сахалинского губернатора – яркое тому подтверждение. В противовес ему и ему подобным, дальновидные губернаторы понимают: поездки руководства страны могут принести их регионам много чего полезного. Формальная сторона – формальной стороной. Но самое интересное всегда остаётся за кадром. Попытаемся порассуждать, было ли нечто подобное на этот раз.
К визиту Владимира Путина в Ярославле подчистили главные улицы (благо, непрекращающийся несколько дней снегопад на пару с ледяным дождём позволил коммунальщикам вдоволь «потренироваться» в этом общественно полезном деле). На всех основных перекрёстках выставили наряды полиции. Журналистов загодя загнали в пресс-центр, оборудованный в здании КЗЦ «Миллениум», обеспечив возможность нормальной съёмки разве что ведущим федеральным СМИ (коих, впрочем, было немало).
Официальная программа состояла из нескольких пунктов: посещение завода по производству двигателей 530-й серии, возложение цветов к мемориалу «Хоккейное братство» у «Арены-2000» и собственно заседание президиума Государственного совета Российской Федерации. Последнее (и основное) мероприятие началось около трёх часов пополудни, продолжалось примерно 45 минут, и по субъективным ощущениям было довольно скучным. Помимо главы государства в нём приняли участи ещё четыре с половиной десятка человек – зампреды Правительства, федеральные министры, полпред в ЦФО, руководители предпринимательских объединений, представители Агентства стратегических инициатив и большое количество глав субъектов. После вступительного слова Президента основной доклад сделал губернатор Тюменской области Владимир Якушев (тоже Владимир Владимирович). Он же – председатель консультативной комиссии Госсовета, занимающейся вопросами инвестиционной привлекательности регионов и подготовившей 12 так называемых «целевых моделей». В интерпретации Якушева это «система факторов, обеспечивающих благоприятный инвестиционный климат». Перечень их довольно широк: от повышения качества регионального законодательства, сокращения сроков выдачи всевозможных разрешений и простоты подключения к коммунальной инфраструктуре до удобства инвестиционных порталов и конкретных мер поддержки бизнеса. Сами целевые модели «прописаны на основе лучших региональных практик, то есть … реально присутствуют на конкретных территориях». Понятно, что эти самые практики в разных субъектах отработаны по-разному: где-то хорошо, где-то – не очень, а где-то – вовсе никак. Нашу Ярославскую область среди прочих упомянули всего один раз – применительно к модели под номером 11 (практика организации контрольно-надзорной деятельности). Хотя отдельные регионы фигурировали сразу по нескольким направлениям. Притом, регионы необязательно «столичного плана». Например, помимо Москвы или Московской области называли Воронеж, Владимир и даже депрессивный Псков. Так что нам есть, куда стремиться.
По ходу заседания доклад сделал и врио губернатора Дмитрий Миронов. Девятиминутную речь главы региона можно свести к нескольким основным моментам. Первый. Работа по повышению качества госуслуг и развитию институтов поддержки бизнеса ставится на системную основу. Крупным инвесторам будет предоставлен «зелёный коридор» и выделен персональный куратор на уровне заместителя председателя областного правительства (благо, должность зама по инвестициям уже введена и занята Максимом Авдеевым). Второй. Основные перспективные направления для инвестиций – машиностроение (особенно высокотехнологичное, по примеру ПАО «Автодизель» и ПАО НПО «Сатурн»), фармацевтика (упомянуты компании-резиденты «Р-Фарм», «Тева» и «Такеда») и туризм. Третий. Серьёзный упор делается на кадровый потенциал, развитие центров компетенций и дальнейшее улучшение профессиональной подготовки. Не исключено создание целого образовательного технопарка. В завершении речи Миронов проанонсировал скорый форум «Будущие интеллектуальные лидеры России», который пройдет в Ярославле с 21 по 24 ноября.
После ярославского Губернатора было ещё несколько выступлений, останавливаться на которых мы не будем. Все желающие могут посмотреть стенограммы на президентском сайте. Собственно, какой-то особо новой или неожиданной информации в них не прозвучало. Вместе с тем, назвать прошедший Госсовет рядовым событием язык не поворачивается. Во всяком случае, для области и её истеблишмента – точно. Рискнём предположить, что Президент проводит то или иное мероприятие в конкретном регионе отнюдь не случайно. В противном случае всевозможные встречи (во всяком случае, внутрироссийского значения) проходили бы исключительно в Москве. Не хочется заниматься конспирологией (всё равно эта область знаний закрыта для простых смертных ввиду дефицита достоверной информации), но первые серьёзные разговоры о грядущей отставке Сергея Ястребова стали ходить в кулуарах именно в марте, аккурат после визита главы государства. Да, официальный уход Сергея Николаевича состоялся лишь четыре с лишним месяца спустя. И мы можем лишь догадываться о тех или иных разговорах и решениях (если они были). Но всё-таки.
К тому же, мало кто будет отрицать, что общий информационный фон Ярославской области (как на местном, так и на федеральном уровне) минувшей весной был какой-то унылый. К осени он резко поменялся. И это особенно чувствовалось в освещении мероприятия. Визит Владимира Путина в Ярославль показали все ведущие официальные каналы. Встреча с рабочими на заволжской площадке «Автодизеля» и заседание президиума Госсовета транслировались в прямом эфире. «Первый канал», «Россия-1» дали несколько больших сюжетов в итоговых вечерних программах. Притом, практически «с колёс». Мероприятия также осветили все ведущие печатные СМИ и информационные агентства. И везде рядом с Президентом был врио Губернатора Дмитрий Миронов. Его выступление также транслировали ведущие масс-медиа. И образ главы региона складывался более чем положительный. Во-первых, благодаря характеристике самого Президента. Во-вторых, - высказываниям рабочих (визит Миронова на моторный завод действительно произошёл в первые дни его губернаторства). Таким образом, можно сказать, что субботний визит выполнил своеобразную пиар-задачу по развитию благоприятного образа новой ярославской власти. А та, в свою очередь, подтвердила наличие некоего «мандата доверия» от высшего должностного лица. В стратегической перспективе всё это может быть составной частью большой кампании по подготовке к выборам 2017 и 2018 годов.
В программе визита был ещё один крайне важный пункт – персональная встреча Президента с Дмитрием Мироновым. На её протокольную съёмку отвели буквально пять минут. И очевидно, что все наиболее важные вопросы обсуждались вне присутствия лишних глаз и ушей. Возможно, даже заранее, ещё до 12 ноября. Что, в общем, правильно. Служенье муз не терпит суеты. Естественно, мы не знаем, о чём разговаривали Владимир Владимирович и Дмитрий Юрьевич. Со стороны главы региона было бы вполне логично доложить о текущей ситуации. А возможно – и озвучить какие-то просьбы. Поэтому возьмём на себя дерзость предположить, что мог бы попросить врио губернатора в контексте текущей социально-экономической ситуации.
1. Одним из самых желанных подарков для ярославцев, безусловно, стала бы Карабулинская развязка. Областные власти совместно с мэрией Ярославля дошли до стадии проекта первого этапа строительства. Документ разработан московской компанией ООО «Горкапстрой». А вот с источниками финансирования до сих пор не ясно. Областной бюджет, вроде как, готов обеспечить определённое софинансирование строительства. Но с учётом того, что сметная стоимость развязки составляет 11,98 миллиарда рублей, без поддержки федеральной казны о его реализации не стоит даже зарекаться. Письмо на имя Президента с просьбой об оказании финансовой помощи в правительстве региона подготовили ещё несколько недель назад. Судя по всему, в настоящий момент документ спущен министру транспорта Максиму Соколову для детальной проработки.
Здесь же было бы неплохо решить вопрос о реконструкции «Комсомольского» моста через Которосль, ведущего на Красный Перекоп. Разобраться с этой застарелой проблемой (а мост находится в аварийном состоянии уже несколько лет) в ключе строительства Карабулинской развязки было бы логично как минимум по двум причинам. Во-первых, географической: сооружение находится в непосредственной близости от места предполагаемого строительства. Во-вторых, логистической: когда это самое строительство начнётся, город просто задохнётся без нормального объездного пути. Но…всё опять упирается в деньги. По сути, мост надо разбирать и воссоздавать заново. По самым скромным подсчётам, это обойдётся в 550-600 миллионов рублей. Конечно, область может найти такие деньги. Но для этого ей придётся обрезать все остальные ремонты. Некоторые – под корень. И поддержка из российского бюджета была бы здесь весьма кстати.
2. Область очень рассчитывает на дополнительные деньги для строительства и ремонта дорог. Определённые подвижки на этом направлении уже наметились. В правительстве региона уже подготовили и направили заявку на получение гранта из федерального бюджета для приведения магистралей Ярославля и прилегающих районов в нормативное состояние и повышения безопасности дорожного движения. Цена вопроса – 500 миллионов рублей. По всей вероятности, город эти деньги всё-таки получит. Однако их придётся обеспечить собственным финансированием. А это представляет известные сложности. Также область может получить бюджетную субсидию в 300 миллионов рублей по линии одной из федеральных государственных программ. Эти средства также стали бы весьма значительным подспорьем для регионального дорожного фонда. Ибо планы по строительству большие. В одном только Ярославле ведут речь о работах на улицах Красноборской, Дядьковской, Чернопрудной, Лескова и Панина и других. Притом в ряде случае речь идёт о строительстве новых участков. А денег по-прежнему не густо.
3. Ещё одна серьёзная проблема – необходимость срочного обновления общественного транспорта в крупных городах. Так, в Ярославле износ подвижного состава превышает планку 70% (по муниципальным предприятиям). Аналогичные проблемы существуют и по области. Но средств на то, чтобы толком обновить парк, не хватает. В лучшем случае речь идёт о закупке считанных единиц. Хотя нужно несколько десятков. Возможно, федерация поможет решить и этот вопрос. Если не напрямую, то через иные механизмы. Например, «по дружески» попросив руководство столицы выделить соседнему загибающемуся региону несколько подержанных, но вполне сносных автобусов. Ну а что – с техникой для уборки улиц ведь получилось!
4. Важное направление, по которому в высоких столичных кабинетах также могут оказать содействие – это реализация инвестиционных программ крупных ярославских предприятий. Хотя бы тех, кто входит в структуру государственной корпорации «Ростехнологии» (или те, в которых госкорпорация владеет крупными пакетами акций). В качестве примеров можно назвать то же НПО «Сатурн», «Рыбинский завод приборостроения», ССЗ «Вымпел», КБ «Луч», частично – ПАО «Автодизель», ТМЗ и другие. Хочется верить, что ресурсы госкорпорации это позволят. В свою очередь, данные структуры смогут получать гарантированные госзаказы как для гражданского, так и для оборонного сектора. Тем более, что эта работа уже началась в нынешнем и предыдущем году.
5. Наконец, пятое направление – это туризм. Это тоже непаханое поле. Упор можно сделать и на поддержку уже раскрученных вещей – того же бренда «Золотое кольцо» (приводить в порядок гостиничную и ресторанную инфраструктуру, привлекать туристов в область более, чем на один день, вводить новые интерактивные программы). Можно качнуться в сторону рекреационного и экологического туризма (то же «Ярославское взморье» или всевозможные эко-дела в районе Переславля-Залесского). Наконец, никто не отменял оздоровительный туризм – благо, в регионе предостаточно санаториев, в том числе с многолетней историей (одни «Большие соли» чего стоят). Притом, по этому направлению Москва может оказать как прямую (через ту же ФЦП «Развитие туризма» - например, выделить деньги на развитие инфраструктуры), так и опосредованную (посредством инструментария «Внешэкономбанка») поддержку.
Конечно, всё озвученное выше – это мечты. А Президент – не Дед Мороз, чтобы дарить подарки, и не Золотая Рыбка, чтобы исполнять три желания. Тем более, что их всё равно больше! Но, как говорится, когда мечтаешь – не надо себя ограничивать. А вдруг получится?! И Ярославская область наконец-то увидит перспективу на выход из печального списка регионов-аутсайдеров.
ВИКТОР ПАРФЁНОВ