Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

14.11.2016
Ярославль
1916
БОЛЬШЕ ГОССОВЕТОВ ИЛИ ЧТО ПОПРОСИТЬ У ПРЕЗИДЕНТА?
В субботу, 12 ноября, Ярославль посетил Президент РФ В.Путин. Было бы наивно предполагать, что истиной причиной было проведение Президиума Госсовета РФ. Представляется, что настоящей причиной стала демонстрация поддержки первым лицом своего назначенца на пост Губернатора. Как перед местными элитами, так и перед элитами федеральными и региональными. И как раз эту тему все СМИ и отработали по полной программе.
БОЛЬШЕ ГОССОВЕТОВ ИЛИ ЧТО ПОПРОСИТЬ У ПРЕЗИДЕНТА?

С начала года это уже второй визит главы государства. Предыдущий был 14 марта (тогда поводом для поездки также стало заседание президиума Государственного совета). А если принять во внимание относительно недавнее посещение города Дмитрием Медведевым (весной 2015-го), то внимание к областному центру со стороны первых лиц государства однозначно можно назвать повышенным. Как-никак, три визита фактически за полтора года! Отдельным главам субъектов такое внимание, возможно, было бы в тягость. Поскольку очень мешало проворачивать тёмные дела вдали от бдительного государева ока. Как показывает практика, таких господ настигает неминуемая и заслуженная кара. Пример гражданина Хорошавина, бывшего сахалинского губернатора – яркое тому подтверждение. В противовес ему и ему подобным, дальновидные губернаторы понимают: поездки руководства страны могут принести их регионам много чего полезного. Формальная сторона – формальной стороной. Но самое интересное всегда остаётся за кадром. Попытаемся порассуждать, было ли нечто подобное на этот раз.

7xBBnPcTC1E.jpg

К визиту Владимира Путина в Ярославле подчистили главные улицы (благо, непрекращающийся несколько дней снегопад на пару с ледяным дождём позволил коммунальщикам вдоволь «потренироваться» в этом общественно полезном деле). На всех основных перекрёстках выставили наряды полиции. Журналистов загодя загнали в пресс-центр, оборудованный в здании КЗЦ «Миллениум», обеспечив возможность нормальной съёмки разве что ведущим федеральным СМИ (коих, впрочем, было немало). 

Возложение цветов (фото РИА Новости).jpg

Официальная программа состояла из нескольких пунктов: посещение завода по производству двигателей 530-й серии, возложение цветов к мемориалу «Хоккейное братство» у «Арены-2000» и собственно заседание президиума Государственного совета Российской Федерации. Последнее (и основное) мероприятие началось около трёх часов пополудни, продолжалось примерно 45 минут, и по субъективным ощущениям было довольно скучным. Помимо главы государства в нём приняли участи ещё четыре с половиной десятка человек – зампреды Правительства, федеральные министры, полпред в ЦФО, руководители предпринимательских объединений, представители Агентства стратегических инициатив и большое количество глав субъектов. После вступительного слова Президента основной доклад сделал губернатор Тюменской области Владимир Якушев (тоже Владимир Владимирович). Он же – председатель консультативной комиссии Госсовета, занимающейся вопросами инвестиционной привлекательности регионов и подготовившей 12 так называемых «целевых моделей». В интерпретации Якушева это «система факторов, обеспечивающих благоприятный инвестиционный климат». Перечень их довольно широк: от повышения качества регионального законодательства, сокращения сроков выдачи всевозможных разрешений и простоты подключения к коммунальной инфраструктуре до удобства инвестиционных порталов и конкретных мер поддержки бизнеса. Сами целевые модели «прописаны на основе лучших региональных практик, то есть … реально присутствуют на конкретных территориях». Понятно, что эти самые практики в разных субъектах отработаны по-разному: где-то хорошо, где-то – не очень, а где-то – вовсе никак. Нашу Ярославскую область среди прочих упомянули всего один раз – применительно к модели под номером 11 (практика организации контрольно-надзорной деятельности). Хотя отдельные регионы фигурировали сразу по нескольким направлениям. Притом, регионы необязательно «столичного плана». Например, помимо Москвы или Московской области называли Воронеж, Владимир и даже депрессивный Псков. Так что нам есть, куда стремиться.

gffhvDdQyNc.jpg

По ходу заседания доклад сделал и врио губернатора Дмитрий Миронов. Девятиминутную речь главы региона можно свести к нескольким основным моментам. Первый. Работа по повышению качества госуслуг и развитию институтов поддержки бизнеса ставится на системную основу. Крупным инвесторам будет предоставлен «зелёный коридор» и выделен персональный куратор на уровне заместителя председателя областного правительства (благо, должность зама по инвестициям уже введена и занята Максимом Авдеевым). Второй. Основные перспективные направления для инвестиций – машиностроение (особенно высокотехнологичное, по примеру ПАО «Автодизель» и ПАО НПО «Сатурн»), фармацевтика (упомянуты компании-резиденты «Р-Фарм», «Тева» и «Такеда») и туризм. Третий. Серьёзный упор делается на кадровый потенциал, развитие центров компетенций и дальнейшее улучшение профессиональной подготовки. Не исключено создание целого образовательного технопарка. В завершении речи Миронов проанонсировал скорый форум «Будущие интеллектуальные лидеры России», который пройдет в Ярославле с 21 по 24 ноября.

После ярославского Губернатора было ещё несколько выступлений, останавливаться на которых мы не будем. Все желающие могут посмотреть стенограммы на президентском сайте. Собственно, какой-то особо новой или неожиданной информации в них не прозвучало. Вместе с тем, назвать прошедший Госсовет рядовым событием язык не поворачивается. Во всяком случае, для области и её истеблишмента – точно. Рискнём предположить, что Президент проводит то или иное мероприятие в конкретном регионе отнюдь не случайно. В противном случае всевозможные встречи (во всяком случае, внутрироссийского значения) проходили бы исключительно в Москве. Не хочется заниматься конспирологией (всё равно эта область знаний закрыта для простых смертных ввиду дефицита достоверной информации), но первые серьёзные разговоры о грядущей отставке Сергея Ястребова стали ходить в кулуарах именно в марте, аккурат после визита главы государства. Да, официальный уход Сергея Николаевича состоялся лишь четыре с лишним месяца спустя. И мы можем лишь догадываться о тех или иных разговорах и решениях (если они были). Но всё-таки.

7U39axwN0Gw.jpg1LWd3ykfikE.jpg

К тому же, мало кто будет отрицать, что общий информационный фон Ярославской области (как на местном, так и на федеральном уровне) минувшей весной был какой-то унылый. К осени он резко поменялся. И это особенно чувствовалось в освещении мероприятия. Визит Владимира Путина в Ярославль показали все ведущие официальные каналы. Встреча с рабочими на заволжской площадке «Автодизеля» и заседание президиума Госсовета транслировались в прямом эфире. «Первый канал», «Россия-1» дали несколько больших сюжетов в итоговых вечерних программах. Притом, практически «с колёс». Мероприятия также осветили все ведущие печатные СМИ и информационные агентства. И везде рядом с Президентом был врио Губернатора Дмитрий Миронов. Его выступление также транслировали ведущие масс-медиа. И образ главы региона складывался более чем положительный. Во-первых, благодаря характеристике самого Президента. Во-вторых, - высказываниям рабочих (визит Миронова на моторный завод действительно произошёл в первые дни его губернаторства). Таким образом, можно сказать, что субботний визит выполнил своеобразную пиар-задачу по развитию благоприятного образа новой ярославской власти. А та, в свою очередь, подтвердила наличие некоего «мандата доверия» от высшего должностного лица. В стратегической перспективе всё это может быть составной частью большой кампании по подготовке к выборам 2017 и 2018 годов.

Фото с сайта президента-2.jpg

В программе визита был ещё один крайне важный пункт – персональная встреча Президента с Дмитрием Мироновым. На её протокольную съёмку отвели буквально пять минут. И очевидно, что все наиболее важные вопросы обсуждались вне присутствия лишних глаз и ушей. Возможно, даже заранее, ещё до 12 ноября. Что, в общем, правильно. Служенье муз не терпит суеты. Естественно, мы не знаем, о чём разговаривали Владимир Владимирович и Дмитрий Юрьевич. Со стороны главы региона было бы вполне логично доложить о текущей ситуации. А возможно – и озвучить какие-то просьбы. Поэтому возьмём на себя дерзость предположить, что мог бы попросить врио губернатора в контексте текущей социально-экономической ситуации.

1. Одним из самых желанных подарков для ярославцев, безусловно, стала бы Карабулинская развязка. Областные власти совместно с мэрией Ярославля дошли до стадии проекта первого этапа строительства. Документ разработан московской компанией ООО «Горкапстрой». А вот с источниками финансирования до сих пор не ясно. Областной бюджет, вроде как, готов обеспечить определённое софинансирование строительства. Но с учётом того, что сметная стоимость развязки составляет 11,98 миллиарда рублей, без поддержки федеральной казны о его реализации не стоит даже зарекаться. Письмо на имя Президента с просьбой об оказании финансовой помощи в правительстве региона подготовили ещё несколько недель назад. Судя по всему, в настоящий момент документ спущен министру транспорта Максиму Соколову для детальной проработки.

Здесь же было бы неплохо решить вопрос о реконструкции «Комсомольского» моста через Которосль, ведущего на Красный Перекоп. Разобраться с этой застарелой проблемой (а мост находится в аварийном состоянии уже несколько лет) в ключе строительства Карабулинской развязки было бы логично как минимум по двум причинам. Во-первых, географической: сооружение находится в непосредственной близости от места предполагаемого строительства. Во-вторых, логистической: когда это самое строительство начнётся, город просто задохнётся без нормального объездного пути. Но…всё опять упирается в деньги. По сути, мост надо разбирать и воссоздавать заново. По самым скромным подсчётам, это обойдётся в 550-600 миллионов рублей. Конечно, область может найти такие деньги. Но для этого ей придётся обрезать все остальные ремонты. Некоторые – под корень. И поддержка из российского бюджета была бы здесь весьма кстати.

2. Область очень рассчитывает на дополнительные деньги для строительства и ремонта дорог. Определённые подвижки на этом направлении уже наметились. В правительстве региона уже подготовили и направили заявку на получение гранта из федерального бюджета для приведения магистралей Ярославля и прилегающих районов в нормативное состояние и повышения безопасности дорожного движения. Цена вопроса – 500 миллионов рублей. По всей вероятности, город эти деньги всё-таки получит. Однако их придётся обеспечить собственным финансированием. А это представляет известные сложности. Также область может получить бюджетную субсидию в 300 миллионов рублей по линии одной из федеральных государственных программ. Эти средства также стали бы весьма значительным подспорьем для регионального дорожного фонда. Ибо планы по строительству большие. В одном только Ярославле ведут речь о работах на улицах Красноборской, Дядьковской, Чернопрудной, Лескова и Панина и других. Притом в ряде случае речь идёт о строительстве новых участков. А денег по-прежнему не густо.

3. Ещё одна серьёзная проблема – необходимость срочного обновления общественного транспорта в крупных городах. Так, в Ярославле износ подвижного состава превышает планку 70% (по муниципальным предприятиям). Аналогичные проблемы существуют и по области. Но средств на то, чтобы толком обновить парк, не хватает. В лучшем случае речь идёт о закупке считанных единиц. Хотя нужно несколько десятков. Возможно, федерация поможет решить и этот вопрос. Если не напрямую, то через иные механизмы. Например, «по дружески» попросив руководство столицы выделить соседнему загибающемуся региону несколько подержанных, но вполне сносных автобусов. Ну а что – с техникой для уборки улиц ведь получилось!

4. Важное направление, по которому в высоких столичных кабинетах также могут оказать содействие – это реализация инвестиционных программ крупных ярославских предприятий. Хотя бы тех, кто входит в структуру государственной корпорации «Ростехнологии» (или те, в которых госкорпорация владеет крупными пакетами акций). В качестве примеров можно назвать то же НПО «Сатурн», «Рыбинский завод приборостроения», ССЗ «Вымпел», КБ «Луч», частично – ПАО «Автодизель», ТМЗ и другие. Хочется верить, что ресурсы госкорпорации это позволят. В свою очередь, данные структуры смогут получать гарантированные госзаказы как для гражданского, так и для оборонного сектора. Тем более, что эта работа уже началась в нынешнем и предыдущем году.

5. Наконец, пятое направление – это туризм. Это тоже непаханое поле. Упор можно сделать и на поддержку уже раскрученных вещей – того же бренда «Золотое кольцо» (приводить в порядок гостиничную и ресторанную инфраструктуру, привлекать туристов в область более, чем на один день, вводить новые интерактивные программы). Можно качнуться в сторону рекреационного и экологического туризма (то же «Ярославское взморье» или всевозможные эко-дела в районе Переславля-Залесского). Наконец, никто не отменял оздоровительный туризм – благо, в регионе предостаточно санаториев, в том числе с многолетней историей (одни «Большие соли» чего стоят). Притом, по этому направлению Москва может оказать как прямую (через ту же ФЦП «Развитие туризма» - например, выделить деньги на развитие инфраструктуры), так и опосредованную (посредством инструментария «Внешэкономбанка») поддержку.

Конечно, всё озвученное выше – это мечты. А Президент – не Дед Мороз, чтобы дарить подарки, и не Золотая Рыбка, чтобы исполнять три желания. Тем более, что их всё равно больше! Но, как говорится, когда мечтаешь – не надо себя ограничивать. А вдруг получится?! И Ярославская область наконец-то увидит перспективу на выход из печального списка регионов-аутсайдеров.

PryZFXkPr1A.jpg

ВИКТОР ПАРФЁНОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?