Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

12.03.2020
Ярославль
1971
НАЦПРОЕКТЫ: ДУБЛЬ ДВА ИЛИ РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
Как выполнить задание Президента, заслужить признание общественности и не «станцевать» на старых граблях?
НАЦПРОЕКТЫ: ДУБЛЬ ДВА ИЛИ РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

2020-й – второй год реализации национальных проектов в России вообще и Ярославской области в частности. Первый вышел для нашего региона не слишком удачным. Не то, чтобы совсем комом, но и не на ура. Об этом писали СМИ, про это говорили представители общественности, за это критиковали граждане. Если бы речь шла о региональных или муниципальных программах – скорее всего, всё это оставили бы без особого внимания. Ну, подумаешь, получилось не так, как хотелось! Чай, не впервой. Ответственные лица принесли бы «дежурные» извинения и пообещали исправить ситуацию в следующий раз, после чего все благополучно забыли бы о случившимся. Иное дело – задачи национального масштаба. Здесь – поручение Президента. И соответствующий уровень ответственности. Поэтому региональные и местные власти всерьёз задумались о «работе над ошибками». Справедливости ради стоит отметить, что сложности с реализацией нацпроектов наблюдались по всей стране. В качестве причин эксперты называли высокий уровень бюрократизации, чрезмерный контроль со стороны федерального центра и потребность в существенном со-финансировании из регионов с «дырявыми» бюджетами. Не возьмёмся судить за другие субъекты. Но в Ярославской области определённые выводы сделали. Мы проанализировали два самых резонансных национальных проекта, которые касаются каждого без исключения. Это безопасные дороги и городская среда. Некоторые решения по ним в определённой степени можно назвать беспрецедентными. По крайней мере, с высоты сегодняшнего дня. Впрочем, сезон ещё только начинается. И делать окончательные выводы пока рано. Если следовать заданным курсом – работа имеет все шансы на успех. Если сбиться – есть риск повторить ситуацию прошлого года. А это будет уже системная ошибка.

 

Дороги: шанс на реабилитацию

          YExHv_--WGU.jpgНачнём со «второй российской беды». Той проблемы, которая уже набила оскомину у ярославских водителей и отбила подвеску у их «железных коней». К реализации проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в прошлом году было много вопросов и нареканий. Весьма условно они сводились к трём основным направлениям. Во-первых, количество объектов ремонта. Действительно, оно оказалось едва ли не самым минимальным за всё время существования программы, включая двулетний период вне статуса нацпроекта (с 2017 года) – 29 улиц и дорог плюс одна дополнительная (подъезд к посёлку Константиновский в Тутаевском районе). Хотя, казалось бы, этот новый статус должен был придать соответствующий импульс развития. Правда, в программу разрешили включать не только ремонт, но и реконструкцию со строительством. Что априори дороже. Однако этот факт не сильно повлиял на оценку граждан. Даже несмотря на то, что были построены участки таких знаковых улиц, как Красноборская и Панина.

В нынешнем сезоне перечень объектов существенно расширен. Прежде всего, это касается улиц города Ярославля. По сравнению с прошлым сезоном их количество выросло вдвое. Кроме того, добавились две муниципальные дороги в Ярославском районе и дополнительные трассы регионального значения. В итоге общая протяжённость ремонтируемых участков составит почти 180 километров (что на 65 с лишним километров больше, чем в 2019 году), а количество самих объектов перевалит за 40. Полный перечень дорог (с разбивкой по балансовой принадлежности) указан в таблицах № 1 и 2. Весьма существенно вырастут и расходы на финансирование программы. Если в предыдущем сезоне цифра составляла чуть более 2 миллиардов 850 миллионов рублей (на начало года), то в нынешнем – уже 3 миллиарда 860 миллионов. В общем, есть, где развернуться.

Таблица 1. Перечень объектов проекта «Безопасные и качественные дороги» (автомобильные дороги регионального значения)

№ п.п.

Наименование объекта

Протяженность ремонтируемого участка, км.

1

«Данилов – Пошехонье»

5,095

2

«Данилов – Пошехонье – в пос. Хабарово»

1,878

3

«Борисоглебский – Зачатье»

15,071

4

«Ярославль – Тутаев (левый берег)»

5,955

5

«Нагорье – Берендеево»

11,448

6

«Владимир – Переславль»

21

7

«Углич – Некоуз – Брейтово

5,799

8

«Туношна – Бурмакино»

6,803

9

«Ростов – Иваново – Нижний Новгород»

10

10

«Яковлевское – Диево – Городище»

3,135

11

«Ярославль – Любим»

1,807

12

«Иваново – Писцово – Гаврилов-Ям – Ярославль»

5,081

13

«Ярославль – Заячий Холм - а/д «Иваново-Писцово-Ярославль»

3,348

14

«Говырино – Дмитриевское – Нагорье»

4,573

15

«Гаврилов-Ям – Пружинино»

18,581

16

«Переборы – Судоверфь»

3,621

17

«Толбухино – Уткино – Спас-Виталий»

4,869

18

«Карачиха – Ширинье»

9,41

19

«Петровское – Караш – Захарово»

10,097

20

«Кормилицино – Курба»

1,536

20 объектов

149,107

Таблица 2. Перечень объектов проекта «Безопасные и качественные дороги» (автомобильные дороги муниципального значения)

№ п.п.

Наименование объекта

Протяженность ремонтируемого участка, км.

1

Ленинградский проспект от ул. Строителей до границ города Ярославля

5,000

2

Улица Колышкина от ул. Здоровья до ул. Бакуниха в г. Ярославле

3,700

3

Улица Суркова от ул. Волжская набережная до пр. Октября в г. Ярославле

0,508

4

Улица Максимова от д. № 3 по ул. Максимова до ул. Первомайская в г. Ярославле

0,395

5

Улица Закгейма от ул. Гудованцева до ул. Маланова в г. Ярославле

1,220

6

Улица 1-я Забелицкая от ул. Декабристов до ул. Сергея Новожилова в г. Ярославле

1,050

7

Проспект Машиностроителей от пр. Авиаторов до ул. Папанина в г. Ярославле

1,400

8

Улица Куропаткова от ул. Большая Норская до ул. 2-я Красноперевальская в г. Ярославле

1,400

9

Улица Рыкачева от ул. Курчатова до ул. Титова

0,800

10

Улица Носкова от ул. Зеленцовская до Комсомольской площади в г. Ярославле

0,432

11

Улица Туманова от ул. Панина до ул. Волгоградская в г. Ярославле

0,741

12

Проезд Архангельский от ул. Труфанова до ул. Громова в г. Ярославле

0,600

13

Проезд Мурманский от ул. Труфанова до ул. Громова в г. Ярославле

0,556

14

Улица Кудрявцева от ул. Тургенева до ул. Чкалова в г. Ярославле

1,100

15

Улица Пушкина от ул. Ушинского до ул. Чайковского в г. Ярославле

0,620

16

Улица Карабулина от ул. Большая Федоровская до ул. 1-я Вокзальная в г. Ярославле

0,900

17

Улица Балтийская от ул. Ярославская до д. № 36 по ул. Светлая в г. Ярославле

0,773

18

Улица 1-я Тормозная от 5-го Тормозного пер. до д. № 60 по ул. 1-я Тормозная в г. Ярославле

0,800

19

Тутаевское шоссе от ул. Е. Колесовой до ул. Большая Норская в г. Ярославле (завершение контракта)

3,700

20

д. Мостец - п. Красный Бор в Ярославском районе

0,601

21

Съезд с автодороги «Ярославль – Тутаев (левый берег)» к ДНП «Романово» в Ярославском районе

2,22

22

ул. Комсомольская в г. Тутаев

0,521

23

ул. Панина в г. Тутаев

1,867

23 объекта

30,904

          Во-вторых, всевозможные эксперты и простые граждане делали справедливые замечания насчёт сроков реализации национального проекта. В качестве контрольной даты завершения всех работ значилось 1 ноября (хотя, откровенно говоря, и она представляется довольно поздней). В Ярославской области, в основном, уложились. Но несколько улиц и дорог сдавали позднее. В том числе даже в декабре. В качестве главной причины сложившейся ситуации называли позднее проведение конкурсов и заключение контрактов. В том же областном центре к 31 мая (ещё одна «контрольная точка») не было подписано ни одного договора. Отчасти это объяснялось пересмотром технической документации на федеральном уровне (так называемые «Предварительные национальные стандарты»). Но «конечным потребителям» это было не слишком неинтересно.

          oT8MuNQZ4Gs.jpgВ нынешнем году власти постарались учесть прошлогодний опыт и не повторить собственных ошибок. Проектно-сметную документацию по региональным объектам направили на экспертизу ещё осенью. Первые конкурсы прошли за зиму. В результате чего к началу марта были заключены контракты на ремонт половины областных магистралей (10 из 20). Ещё несколько договоров находились в стадии подписания. Кроме того, были расторгованы две улицы в Тутаеве. Откровенно говоря, такого не было за все последние годы! И это, безусловно, нельзя не отметить. Хочется верить, что с приходом тепла подрядчики не затянут с выходом на площадки. И сумеют-таки закончить работу до осенних дождей.

          В-третьих, серьёзные претензии были к работе отдельных подрядчиков. К примеру, та же компания «ДЭП-57» (если уважаемые читатели не забыли, то среди прочих она выполняла ремонт улицы Республиканской) умудрилась получить несколько десятков предписаний. Немало вопросов было и к ярославской фирме «Северный поток». В нынешнем году они практически исчезли с горизонта дорожных работ. Конечно, не испарились полностью. Но умерили свои аппетиты до одного-двух объектов. Во всяком случае, если судить по результатам конкурсов, состоявшихся к началу марта (а предвидеть будущее никто из нас не в состоянии). Основные подряды достались государственному предприятию «Ярдормост», ГК «ЕКС» (её дорожное подразделение неплохо зарекомендовало себя в прошлом году) и даже паре ярославских «частников» (РУМСР и УМПРЭО). Будем надеяться, что они, как говорил герой гайдаевской классики, оправдают оказанное им высокое доверие.


Жильё и городская среда: лучше раньше, да лучше!

         DSC06531.jpgДругой национальный проект «Жильё и городская среда», как нетрудно догадаться, состоит из двух больших блоков. По информации с официального сайта Правительства России, его ключевыми целями являются обеспечение граждан доступным жильем, повышение комфортности городской среды и создание механизма прямого участия граждан в её формировании, а также обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда.

          Если начинать с первой задачи, то в нынешнем году будут продолжены мероприятия по поддержке молодых (социальные выплаты) и многодетных семей (предоставление жилищных сертификатов или земельных участков) в приобретении (строительстве) жилья, а также по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Кроме того, в рамках регионального проекта «Жильё» возобновится строительство поликлиники на 500 посещений на улице Попова в областном центре (временно приостановленное в конце прошлого года), а также будут продолжены работы по возведению школы на 750 мест в Ярославле и детского сада на 240 мест в Рыбинске. Если всё пойдёт нормально и не случится очередного форс-мажора, то к следующему году новые жилые массивы будут хотя бы частично «закрыты» социальной инфраструктурой.

          1.jpgВ повышении комфортности городской среды (или по-простому, в благоустройстве) наметились определённые подвижки. В 2019 году дворы и парки начали приводить в порядок с очень большим опозданием. Особенно показательно это было в Ярославле, Рыбинске и Переславле-Залесском. К началу прошлого апреля заключение государственной экспертизы получили только 69% всех объектов. А к лету на местах подписали лишь 40% контрактов. И это – несмотря на установленные федералами сроки выполнения этих задач до 1 мая. Судя по всему, власти сделали соответствующие выводы. Результаты конкурсного отбора проектов утвердили ещё в минувшем декабре. А ко 2 марта 73% всех проектов прошли государственную экспертизу. Притом, в Большесельском, Брейтовском, Борисоглебском, Некоузском и Любимском районах положительное заключение получили 100% объектов, в Ярославле – 92%, в Рыбинске – 85%. Таким образом, муниципальные образования смогут гораздо раньше объявить конкурсы по выбору подрядчиков. А подрядчики – быстрее выйти на площадки. Что даёт надежду на благоприятный исход. Общее количество объектов с распределением по муниципальным образованиям указано в таблице 3.

Таблица 3. Перечень объектов по направлению "Формирование современной городской среды»

(благоустройство дворов и общественных территорий)

№ п.п.

  Муниципальное образование    

  Количество объектов, шт.    

  Сумма средств областного бюджета, руб.    

1

Ярославль

24

171 670 850

2

Рыбинск

13

81 217 434

3

Переславль-Залесский

6

31 438 013

4

Большесельский район

6

7 728 828

5

Борисоглебский район

3

8 367 458

6

Брейтовский район

7

7 004 164

7

Гаврилов-Ямский район

4

11 490 780

8

Даниловский район

5

12 224 964

9

Любимский район

7

7 991 751

10

Мышкинский район

2

7 554 677

11

Некоузский район

10

13 364 140

12

Некрасовский район

8

8 496 832

13

Первомайский район

1

6 663 120

14

Пошехонский район

4

8 071 605

15

Ростовский район

13

27 188 696

16

Рыбинский район

10

23 963 221

17

Тутаевский район

10

19 905 890

18

Угличский район

5

19 152 887

19

Ярославский район

16

28 029 274

ИТОГО:

154

501 524 584

           Наконец, расселение ветхого и аварийного жилья. Не будем утомлять уважаемых читателей скучными бюрократическими подробностями. Отметим лишь то, что указанные мероприятия реализуются по двум программам. И в общей сложности в 2020 году на них планируют потратить без малого 470 миллионов рублей. За счёт чего новоселье могут справить 644 человека. Для сравнения: в прошлом году финансирование составляло 398 миллионов, а программа затронула только 356 граждан. Соответственно, здесь мы видим существенный прогресс.

 

Будьте бдительны!

                   Вместе с тем, несмотря на определённые перемены к лучшему, «подводных камней» с национальными проектами по-прежнему хватает. Взять то же благоустройство. Жители, общественные активисты и даже представители депутатского корпуса не раз говорили, что ежегодное количество облагораживаемых дворов и парков донельзя мало. На самом деле, в том же Ярославле на каждый из шести районов в среднем приходится всего по 3-5 проектов. Такими темпами работы могут растянуться на годы, если не на десятилетия. Тем не менее, в нынешнем сезоне число объектов оказалось меньше, чем в предыдущем: 154 против 166. И это, конечно, минус. Финансирование также стало скромнее – 501,5 миллион вместо 540.

Другая потенциальная проблема – исполнение работ на местах. Напомним, что непосредственными заказчиками являются муниципальные структуры. Именно от них зависит проведение конкурса, отбор подрядчика, контроль и приёмка работ. Как показала практика, в прошлом году достойно справиться с этой задачей смогли далеко не все. Если, допустим, в Большесельском или Тутаевском районах это удалось, то, к примеру, в Переславле-Залесском сроки существенно затянули. Да и качество оставляло желать лучшего. И в этом может заключаться очень серьёзный риск. Особенно с учётом того, что область формально имеет очень ограниченные возможности для контроля. Ведь профильные региональные департаменты, по сути, являются только распорядителями бюджетных средств. А одними административно-командными мерами сыт не будешь.

oU9t1tQ2EFs.jpgЕщё одна «мишень для критики» (в том числе и со стороны муниципалов) – состояние межквартальных проездов. Они находятся в своеобразной «пограничной зоне»: это уже не улица, но ещё не двор. Соответственно, ни за счёт «БКАД», ни за счёт «городской среды» их не отремонтируешь (разве что каким-то макаром попытаться отнести указанные пути-дорожки к придомовой территории). А делать это нужно. Притом, давно и повсеместно. Ибо в массе своей названные проезды абсолютно «убиты». Конечно, формально это не задача национальных проектов. Но одна из задач власти как таковой. Поскольку благоустроенные дворы слишком резко контрастируют с состоянием подъездных путей к ним. Что вызывает негатив у населения. И добавляет никому не нужную ложку дёгтя в бочку мёда.

Что касается «жилищной политики», то главной проблемой здесь остаётся несоответствие количества потенциальных получателей «коврижек» и реальных финансовых возможностей распорядителей бюджетных средств. Если количество расселённых из «аварийки» граждан объективно растёт (смотрите приведённые выше цифры), то количество тех же детей-сирот, получающих квартиры, из года в год остаётся практически неизменным – около 300 человек. В то время, как в очереди на сегодняшний день стоит более тысячи. Ситуация с многодетными и молодыми семьями ещё сложнее. И если первые ещё получают земельные участки (пусть далеко не всегда обеспеченные соответствующей инфраструктурой), то последние часто выбывают из программы «по возрасту» (при достижении 35 лет), так и не получив заветные выплаты. Ясно, что удовлетворить всех желающих невозможно (да и сами желающие, как известно, бывают разные). Однако имеющийся диссонанс вновь провоцирует отрицательные эмоции, и частично нивелирует достигнутые положительные результаты.

Свои «мины» остаются и в дорожном хозяйстве. Если не брать во внимание сроки, они сводятся к двум основным моментам: качество проектно-сметной документации и низкий контроль выполненных работ. О важности нормальной проработки ПСД не говорил только ленивый. Это действительно основа основ. Между тем, в проектах зачастую не учитываются даже основные элементы (например, водоотведение), а сама документация составляется без учёта особенностей местности, оформления дефектных ведомостей и выполнения других основополагающих условий. Стоит ли удивляться, что построенная по таким «лекалам» дорога начинает «давать трещины» уже на следующий год? То же самое относится к техническому контролю и надзору. Понятно, что штатов той же «Ярдорслужбы» и муниципальных заказчиков не хватает. И это тоже повод задуматься. Однако исполнения обязанностей никто не отменял. А оно последнее время оставляет желать лучшего.

Наконец, последнее обстоятельство касается особенностей нынешнего года. А именно – празднование 75-й юбилейной годовщины Победы в Великой Отечественной войне. В этой связи регионам спущена установка – привести в порядок улицы, названные в честь героев-участников ВОВ. Отчасти эта задача в Ярославле выполнена (в плане работ – улицы Колышкина, Максимова, Карабулина, Куропаткова, Кудрявцева, Носкова, Туманова). Однако это далеко не полный перечень. Который обязательно должен быть расширен. И однозначно включать саму улицу Победы, которая находится в отвратительном состоянии – автомобилисты не дадут соврать. Если хотите, этого требуют морально-этические соображения.

Мы назвали основные «подводные камни» при выполнении двух ключевых национальных проектов в Ярославской области в 2020-м году. Хочется верить, что ответственные лица учтут их хотя бы по минимуму. У граждан итак много проблем: от проклятого коронавируса до очередного обвала рубля. Так пусть хотя бы нацпроекты станут островком стабильности в нашем вечно бушующем море перемен.

 

 

ВИКТОР ПАРФЁНОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?