В Ярославской области реализуется много федеральных проектов и их региональных «реинкарнаций». Один из самых интересных – Формирование комфортной городской среды (ФКГС). Он не касается таких фундаментальных вопросов, как дороги или новое жильё. Но зато затрагивает тему, близкую абсолютно всем – благоустройство дворов и общественных пространств. То есть тех мест, которыми может свободно пользоваться каждый, вне зависимости от социального статуса, уровня дохода и политических предпочтений. Здесь благая цель проекта совпадает с народными чаяниями (что, согласитесь, бывает не столь часто). Именно поэтому его успешная реализация важна как простым смертным, так и власть предержащим. Первым – для комфорта, вторым – дли имиджа и политических очков. Во многих городах и даже совсем небольших населённых пунктах программа ФКГС позволила вдохнуть новую жизнь в привычные общественные места. Удачные примеры Рыбинска, Тутаева, Пошехонья, Нового Некоуза, Большого села, Туношны, Заволжья, Константиновского, Диева-Городища и других – тому свидетельство. А вот Ярославлю, увы, не везёт. Притом, не везёт хронически. Из года в год благоустройство в областном центре оборачивается срывом сроков, низким качеством, непременными скандалами, а последнее время – ещё и вниманием прокуратуры. По всей вероятности, не станет исключением и этот год. К середине лета отобранные для выполнения работ парки готовы в лучшем случае на четверть, а с основным подрядчиком намерены расторгать договор. На наш взгляд, в этом кроется уже системная проблема. Которая заключается в хроническом неумении мэрии и её структур организовать процесс и довести дело до конца. Или в нежелании. Оговорка не случайна. Ибо по странному стечению обстоятельств, провалы почему-то совпали с периодом, когда «у руля» в Ярославле оказались «варяги». У которых могут быть все качества хорошего управленца, кроме одного: они никогда не будут любить наш город так, как свой родной. А для создания комфортной городской среды это, пожалуй, имеет определяющее значение.
В начале – немного цифр. На этот год региональный проект «Формирование комфортной городской среды» предусматривает благоустройство 29 общественных пространств на всей территории области. Изначально объектов было на два меньше. Главным образом, речь про различные парки и скверы. Хотя есть и иные примеры. Скажем, центральные поселковые площади (в Рыбинском и Некоузском районах), речные набережные (Брейтово, Большое село, посёлок Михайловский) и даже территория у жилых домов (Ростов), спортплощадка (Дунилово) или пешеходная дорожка (Пошехонье). Так что проект отличается определённым разнообразием. На все работы из федерального и областного бюджета выделили 508 миллионов рублей. Ещё порядка 30 миллионов заложили муниципалы.
Вообще, профильная государственная программа Ярославской области предусматривает работы и на других направлениях. К примеру, исполнение двух объектов в рамках Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях (на сей раз это Гаврилов-Ям и Любим). Или проект развития сельских территорий (100 миллионов рублей, всего 23 объекта).
Или традиционное благоустройство дворов и площадок для выгула и дрессировки домашних животных (700 миллионов рублей, порядка 250 объектов). Притом, в последнем случае непосредственно в Ярославле должно быть сделано 38 новых дворов, установлено 27 детских спортивно-игровых площадок, обустроено 10 площадок для выгула и дрессировки животных и доработано 46 объектов по проектам прошлого года.
Однако работы во дворах не столь масштабны, а благоустройство сельских территорий носит скорее локальный характер. Поэтому в контексте сегодняшней статьи нас будут интересовать именно общественные пространства. Тут вам и размах, и охват всей области. А значит – возможность для сравнения. И оно пока что получается не в пользу Ярославля.
Напомним, что по плану работ в областном центре предусмотрена реконструкция 4 объектов общей стоимостью почти 230 миллионов рублей: парка Судостроителей в Дядькове, парка 30-летия Победы в Брагине, зелёной зоны на улице Спартаковской (включая парк у ДК «Гамма» и территорию у памятника «Алёше») на Резинотехнике и сквер 950-летия города Ярославля. Завершить благоустройство предстоит до конца лета. При этом, по контракту начало работ в первых трёх случаях предусматривалось с 20 апреля, а в последнем – и вовсе с середины марта.
Однако по состоянию на первую декаду июля парки были готовы в лучшем случае на 20%. И никакой активной работы на площадках не наблюдалось. Более того: в отдельные дни там вообще не было рабочих. А когда они появлялись, то, по свидетельству очевидцев, их количество не превышало 5-10 человек. И работали они как будто «для галочки». В свою очередь, объяснение отставания от графика со стороны службы заказчика выглядели невнятно и потому неубедительно.
Поначалу якобы не хватало тротуарной плитки, хотя её производитель такую информацию опроверг. Потом были ссылки на длительное согласование малых архитектурных форм, хотя всё это можно было сделать раньше. Впрочем, жителей все эти нюансы волнуют мало. Им важен результат. А его в Ярославле не видно, от слова «совсем». Хотя в других населённых пунктах картина совершенно иная.
Допустим, в том же Рыбинске, где делают достаточно сложный проект благоустройства сквера между улицами Приборостроителей и Суркова стоимостью 66,5 миллиона рублей, готовность на тот же период оценивают уже в 50%. За первые дни июля рабочие значительно продвинулись. Выполнено водоотведение, заменены подземные коммуникации, обустроен дренаж, установлены бордюры, выполнено частичное асфальтирование, уложена плитка. И это притом, что общественное пространство, по сути, пришлось создавать с нуля, а работы начали только в мае.
Очень хорошие темпы работ в посёлках Ивняки Ярославского района, где идёт благоустройство парка у пруда на улице Светлой, и Песочное Рыбинского района, в котором приводят в порядок общественную территорию и парковку у Дома культуры. В обоих случаях в начале июля готовность оценивали более, чем на 80%. А село Дунилово Большесельского района и вовсе стало первым населённым пунктом, где полностью выполнили работы по «ФКГС» (там обустроена новая спортивная площадка). В целом, из 29 объектов в начале июля свыше половины сделали более 50% работ.
Что касается Ярославля, то подряд на благоустройство трёх парков из четырёх достался фирме ООО «Ярдорремстрой». Согласно данным из открытых источников, её учредителем является хорошо известный с плохой стороны «дорожник» Вагинак Погосян. В свою очередь, сама компания лишь в феврале была исключена из реестра недобросовестных поставщиков, где она находилась в течение двух лет.
Наверное, нет нужды напоминать, сколько жалоб граждан и вполне официальных претензий было высказано и направлено в адрес указанного «специалиста». Отметим лишь то, что только в 2022 году «Ярдорремстрой» включали в «чёрный список» аж трижды. Притом, в первый раз это сделали наши соседи – по запросу «Костромаавтодор» в связи с расторжением в одностороннем порядке контракта на ремонт дороги в Костромской области. Два других эпизода случились уже в Ярославском регионе.
Однако всё это не только не помешало фирме выйти на новые торги, но и выиграть их. И получить в областном центре сразу три подряда общей стоимостью порядка 200 миллионов рублей. Воистину: чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса. Прискорбный результат не заставил себя ждать. И вот уже в мэрии констатируют, что в парках 30-летия Победы, Судостроителей и сквере за ДК «Гамма» имеются значительные отставания от графика производства работ. И планируют расторгнуть договор.
В пресс-службе городской администрации сообщают, что «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» направило в адрес подрядной организации соответствующие документы. Правда, по закону «Ярдорремстрой» в течение 10 дней имеет право наверстать отставание. Однако верится в это с трудом. По слухам, власти уже активно ищут замену фирме Погосяна, а сами сроки работ намерены продлить до октября. И снова осень закружила карусель мелодий. Каким будет качество – догадаться нетрудно. Благоустройство четвёртого объекта, сквера 950-летия Ярославля, выполняет столичная фирма ООО «Альфа Про». Правда, к работам она приступила лишь в конце июня, так что оценивать что-либо там пока сложно.
Меньше Ярославля повезло, наверное, только Тутаеву. Там по программе ФКГС за 21 миллион должны благоустроить сквер Памяти воинов, погибших в «горячих точках». Объект также достался «Ярдорремстрою». Только закончить его предстоит на месяц раньше, чем в областном центре. Однако завершением работ не пахнет и здесь. Поэтому муниципальный заказчик также собирается расторгать контракт. В середине лета, конечно, «самое то». Но, с другой стороны, лучше уж никак, вместо как-нибудь. Ибо платить из бюджета десятки и даже сотни миллионов рублей за откровенный брак – не только бессовестно, но и уголовно наказуемо.
На самом деле, помимо общественных пространств в Ярославле можно привести ещё много примеров аналогичных проблем. Не сильно лучше обстоит ситуация с ремонтом дворов. Хотя уже два года подряд их делают не по сто с лишним, как в 2022-м, а всего по сорок. Совсем плохо дела с подъездными путями к социальным учреждениям. По новым объектам текущего сезона на днях ещё только сформировали первый лот для торгов. А некоторые (например, в Брагине или за Волгой) не могут сделать уже два и даже три года! Практически не видна работа по ремонту фасадов исторических зданий. Есть масса вопросов к организации ремонта дорог и срокам строительства социальных объектов. И так далее, и тому подобное.
По всему выходит, что проблема носит уже системный характер. Причин у неё несколько. Но, в общем-то, все они на поверхности. Во-первых, это организация работы муниципальных учреждений, подведомственных мэрии. Скажем, штатная численность МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» (по сути, это главная служба заказчика) – 65 человек. Притом, заработная плата там едва ли не в два раза ниже средней по городу. Существенную лепту внесло и недавнее сокращение кадров, инициированное губернатором Михаилом Евраевым. При этом, на обслуживании в учреждении находится свыше 500 муниципальных контрактов различной степени сложности.
Можно как угодно относиться к муниципальным служащим, но выполнять такой объём работы наличными силами в имеющихся условиях, да ещё и с надлежащим качеством объективно невозможно. Господа, если вы так заботитесь об оптимизации бюджетных затрат, возможно, стоит поискать другие статьи для экономии? Рискнём предположить, что вполне можно обойтись без всяких «центров городского управления», «открытых регионов» и прочих «АНО». Но не без нормальной службы заказчика, технического надзора и лабораторий.
Во-вторых, давно пора менять подход к подрядчикам. Согласны, что объёмы работ очень большие и ежегодно растут, а профессиональных и ответственных организаций совсем немного. Но это точно не значит, что подряды должны доставаться многократно дискредитировавшим себя конторам. Власти традиционно ссылаются на 44-й федеральный закон, но эта «отговорка в пользу бедных». В соседних регионах почему-то получается, ничего не нарушая, выполнять работы качественно. Да что в регионах – даже в других городах области. К тому же, технические условия вкупе с конкретными требованиями к подрядчику разрабатывает сам муниципальный заказчик. Значит, их следует прописывать более детально и жёстко.
Ещё одно решение – создать собственную городскую структуру, ответственную за выполнение работ (на тех же проездах или во дворах). По примеру того же областного «Ярдормоста» или муниципального «Горзеленхозстроя». Тем более, что в своё время, до урлашовских времён, подобная структура («Городское дорожное управление») в Ярославле была. Разговоры об этом идут не первый год. А представители различных политических сил проявляют редкое единодушие в этом вопросе. Но пока что воз и ныне там. Межу тем, хотя бы часть проблем такая структура наверняка бы сняла.
В-третьих, необходим более жёсткий контроль и надзор непосредственно со стороны главы города. Только выезды на место должны быть регулярными. Полагаем, что лишняя проверка трёх парков или десятка дорог вместо очередного совещания вполне по силам. А авторитет и личный контроль «первого лица» наверняка сделают своё дело. При этом, постоянными должны стать и встречи с руководителями подрядных организаций. Чтобы в нужный момент «устроить выволочку» проштрафившимся и отметить отличившихся. Тоже лично.
Однако всё вышеназванное, как и надлежащая организация процесса в целом, возможно только при одном условии. Это реальное желание сделать Ярославль лучше. Или, если хотите, любовь к городу. Как бы патетически это не звучало. На самом деле, особой романтики здесь искать не стоит. Главы из местных, в своё время руководившие Ярославлем, конечно же не забывали и про себя. Однако они ездили по тем же улицам, ходили по тем же тротуарам и посещали те же учреждения, что и остальные ярославцы. Некоторые – с самого рождения или ранней юности. Более того: они понимали, что будут ездить, ходить и пользоваться всем этим и дальше. А не отчалят в Москву или куда подальше через 3-5 лет. Они не чувствовали себя здесь временщиками.
И поэтому тема местного мэра и местного губернатора в политической повестке всё отчётливее выходит на первый план. Наш город лишён этой привилегии уже 6 лет, область – 8 лет. Между тем, опыт соседей наглядно демонстрирует успехи и преимущества того положения, когда у руля находится свой же уроженец. Это чётко видно на примере Костромы, по их дорогам, фасадам зданий, благоустройству, развитию туризма. После того, как в прошлом году сменился вологодский губернатор Олег Кувшинников, руководивший областью почти 12 лет, местные также стали отмечать ухудшение ситуации. Во Владимирской области несколько лет назад не сложились отношения с пришлым губернатором Светланой Орловой, в результате чего в 2018 году она даже проиграла выборы.
Поэтому каким бы хорошим не был действующий мэр Ярославля (а он действительно далеко не самый плохой), один он не в состоянии тянуть все проблемы. С одной стороны, градоначальник связан по рукам и ногам губернатором и федералами, а с другой стороны – его команда, мягко говоря, не очень справляется с возложенными на неё обязанностями. Безусловно, окружение Артёма Молчанова сильнее, чем у его предшественника Владимира Волкова (за счёт того же Николая Степанова, Дениса Пуговишникова и некоторых других лиц). Но принципиально в мэрии мало что изменилось. Там по-прежнему дефицит профессионалов, а самое главное – отсутствие серьёзной заинтересованности в развитии территории.
Рецепт для исправления ситуации, по большому счёту, один: необходимо постепенно смещать приоритет в назначении региональных и местных политических руководителей с парадигмы «свой для Кремля и неместный» на аксиому «свой для Кремля и местный». Для реального движения вперёд это будет существенно лучше. В Ярославле уж точно. А пока что положение дел наглядно характеризует свежая фотография, взятая с просторов «Telegram»: перевёрнутый флаг города у центрального входа в мэрию. Последнее время у нас действительно всё с ног на голову. А хотелось бы твёрдо встать на землю и вернуть нормальный угол зрения.
ИВАН ТИХОНОВ