Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

24.09.2020
Ярославль
666
ПЕРЕСТРОЙКА, УСКОРЕНИЕ, ГЛАСНОСТЬ И «ОТДЕЛЬНЫЕ НЕДОСТАТКИ»

Предварительные итоги дорожно-строительного сезона 2020 в Ярославской области

ПЕРЕСТРОЙКА, УСКОРЕНИЕ, ГЛАСНОСТЬ И «ОТДЕЛЬНЫЕ НЕДОСТАТКИ»

Наше северное лето скоротечно. И вот уже первый осенний месяц разменял третью декаду. Скоро завершится дорожно-строительный сезон. Конечно, ставить точку ещё рано – у представителей героических профессий есть ещё как минимум месяц на завершение всех работ. Но подвести предварительные итоги уже можно. Тем более, что нынешний год выдался на удивление активным. Столько в Ярославской области не строили и не ремонтировали, наверное, со времён «позднего» Вахрукова или «раннего» Ястребова. Но тогда объекты, скорее, были приурочены к круглым датам (скажем, 1000-летие Ярославля или 1150-летие Ростова Великого) и автоматически получали статус «всесоюзной стройки» (в смысле их финансирования из федерального бюджета). А те, что не получали, в значительной мере провалились. К примеру, отдельные «ястребовские» садики пришлось доделывать по шесть-семь лет. Сегодня строят уже без повода и привязки к «датам и цифрам». И, надо отдать должное, в целом темп задан неплохой. Можно сказать, взят курс на ускорение процесса и «перестройку» отношения к работе! Впрочем, без проблем тоже не обходится. Власти снисходительно говорят о них в стиле советской классики – как об «отдельных недостатках, которые ещё имеют место быть». Однако такие «частности» впоследствии могут не только подпортить общую картину, но и стать причиной серьёзных неприятностей. А головокружение от успехов рискует обернуться для ответственных лиц весьма чувствительным падением.

 

Не комсомольские, но ударные

          В нынешнем году на строительных площадках Ярославской области действительно «размахнулись». К середине лета в регионе шло строительство 19 социальных объектов. Три года назад их было в шесть раз меньше (в 2017 – всего три объекта в рамках адресной инвестиционной программы). Так что стройки хоть и перестали быть «комсомольскими», но остались вполне «ударными» - прямо как в советские годы. В том числе в финансовом плане. Недаром расходы на работы с 2016 года возросли в четыре раза. Притом, большая часть средств поступила из федерального бюджета. Разумеется, условия их использования были весьма жёсткими. Но об этом – ниже.

Онкобольница (2).jpgПоликлиника (2).jpg         Самый дорогой объект – хирургический корпус онкологической больницы. Стоимость его строительства составляет 3,6 миллиарда рублей, а если считать вместе с оборудованием – на миллиард больше. Ничего подобного в регионе не строили, пожалуй, со времён областного Перинатального центра. «Коробка» здания, рассчитанного на 266 мест, готова. К февралю будущего года подрядчик обещает закончить общестроительные работы и приступить к монтажу оборудования. Срок окончательной сдачи – октябрь 2021. Другой объект сферы здравоохранения – детская поликлиника на улице Попова в Ярославле. Мощность – до 500 посещений в смену. Стоимость работ – 632 миллиона рублей. Сейчас на объекте выполнена гидроизоляция и утепление подвала, строится два этажа, подводятся сети. К декабрю здание планируют завести под крышу. Ввод в эксплуатацию намечен на 4 квартал 2021 года.

          Оба объекта строит московская ГК «ЕКС». В обоих случаях в начале были проблемы. В корпусе онкодиспансера из-за дефекта опалубки просели перекрытия. А для поликлиники из-за вопросов с основанием и вовсе пришлось перерабатывать проект, что привело к его существенному удорожанию. Сегодня все недостатки устранены. И работы идут по графику. Хотелось бы, чтобы так продолжалось и далее. В отсутствии нового здания маленьких пациентов Липовой горы, Дядькова и Сокола вынуждены водить к врачам в тесные помещения на первом этаже обычного жилого дома, давно не отвечающие никаким современным требованиям. А новая хирургия для крайне неблагополучной в плане онкологии Ярославской области и вовсе нужна как воздух.

          Также стоит упомянуть про спальный корпус для ветеранов в селе Новом Некрасовского района. Он рассчитан на 128 мест и предназначен для постоянного и временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социально-бытовом и медицинском обслуживании. Проектом предусмотрено строительство модульной газовой котельной, очистных сооружений и обустройство артезианской скважины. Стоимость работ – 520 миллионов рублей. Правда, корпус начали строить только в августе. Так что готовое здание мы увидим не раньше лета 2022 года.  

       Школа в Рыбинске (2).jpg   Среди других важных объектов 2020 года стоит назвать новую школу на улице Тракторной в Рыбинске, которую успели открыть к 1 сентября. Об острой необходимости её строительства говорили больше десятка лет, со времён Сергея Вахрукова. Тогда же в городе было построено последнее среднее общеобразовательное учреждение. Точнее, это была даже не самостоятельная школа, а лишь новый корпус «Запад» СОШ № 12 на Скомороховой горе, торжественно открытый в 2012 году. Строительство здания в микрорайоне Слип несколько раз откладывалось, и было «реанимировано» только три года назад после возобновления национальных проектов. Ибо потянуть такой объект без помощи «сверху» область попросту не смогла бы. В итоге стоимость строительства составила 730 миллионов рублей, их которых 440 миллионов дала федерация. Работы начались в 2019 году. И уже через полтора года четырёхэтажное здание было готово принять 786 учеников. По нынешним меркам – довольно оперативно.

          По сравнению со вторым по величине городом региона, областной столице повезло меньше. Если за последние 20 лет Рыбинск получил уже две новые школы, то в Ярославле последней стала СОШ №90 в Дзержинском районе, которую открыли в далёком 1998 году. С тех пор подобные образовательные организации в городе не строили. Хотя жилой фонд, начиная с середины 2000-х годов, активно прирастал целыми микрорайонами. Активнее всех застраивался «Сокол», где в итоге было принято решение строить новую школу на 750 мест. Правда, процесс затянулся. С подрядчиком окончательно определились только с четвёртой попытки (им стало ярославское ООО «Ведич»). Предыдущая компания из Подмосковья была признана уклонившейся от заключения контракта и не успела сделать фактически ничего, кроме установки забора.

       Школа на Соколе (3).jpg   В итоге к строительству приступили только в декабре 2019 года. К тому же, стоимость работ оказалась существенно ниже по сравнению с Рыбинском – 497 миллионов рублей. Что не раз становилось предметом недовольства со стороны строителей (расценки на отдельные материалы якобы были занижены чуть ли не в два раза). Но, как говорится, взялся за гуж – не говори, что не дюж. Тем более, несмотря не на что, с новым подрядчиком дело пошло, притом довольно быстро. К концу августа общая готовность объекта составляла уже около 30%. А на отдельных участках даже приступили к монтажу кровельных стропил. Сдать школу планируют до 31 июля 2021 года. Если существующие темпы работ будут сохранены, задача представляется вполне посильной.

 

Садики бывают разные

           Помимо среднего, в регионе не забывают и про дошкольное образование. В 2020 году в Ярославской области строятся 9 таких организаций. Больше всего – в Рыбинске: трое яслей, одни из которых (по улице Крестовой на 40 мест) уже сданы, и один детский сад (по улице Новосёлов на 240 мест). В областном центре возводят двое яслей в Брагино (на улице Строителей и проспекте Дзержинского) и детский сад на улице Губкина в Дядьково. Объекты в Дзержинском районе (стоимостью около 100 миллионов и вместимостью 90 мест каждый) строит вологодский подрядчик с «газовым» названием ООО «Новотек». В процессе работ было двухнедельное отставание от графика. Из-за коронавирусных ограничений соседний регион был закрыт, и строители не могли свободно перемещаться между городами. Тем не менее, коробки яслей уже полностью готовы. Начинается наружная и внутренняя отделка. Остаётся смонтировать оборудование и выполнить благоустройство территории. Пока беспокойство вызывает лишь последний пункт, ибо погожих дней осталось всего ничего. Тем не менее, подрядчик обещает сдать оба объекта к 31 октября.

         Детский сад на Губкина (1).jpg Куда хуже ситуация с садиком на 220 мест по улице Губкина. Здесь подрядчиком выступает фирма Михаила Калинина – сына вице-спикера ярославского муниципалитета Сергея Калинина. Строители практически с самого начала выбились из графика. И сегодня отставание по отдельным видам работ составляет целых два месяца. До сих пор остаются вопросы по отделке, организации водоотведения и благоустройству территории. По контракту здание должны сдать до конца осени. Но в середине сентября его даже полностью не застеклили, а на площадке находились всего 30 человек. Для сравнения – столько же трудились на выше упомянутых яслях, которые втрое меньше.

          При всём этом, объект делают в рамках национального проекта «Демография». Условия у федералов достаточно жёсткие. Кровь из носу, сдавать нужно до конца года. В противном случае, достраивать придётся за счёт «дырявого» городского бюджета. В мэрии этого очень не хотят. Поэтому стройка находится на личном контроле Владимира Волкова. Впрочем, это вряд ли исправит положение, если подрядчик не мобилизуется и не привлечёт дополнительные силы. Пока площадка на Губкина вызывает больше всего опасений. А срыв работ рискует обернуться очень серьёзными выводами для заказчика работ в лице муниципального казённого учреждения «Агентство по строительству».

        Детский сад в Пошехонье (1).jpg  Помимо крупных городов, вниманием не обошли и муниципальные районы. В нынешнем году завершилось строительство детского сада на 110 мест в Пошехонье. Его начинали ещё при Сергее Ястребове в 2014 году, но потом надолго «заморозили». Летом работы, наконец, вышли на финишную прямую. В ближайшее время дошкольное учреждение примет маленьких воспитанников. А вот в яслях посёлка Красный Бор Ярославского района уже должны были приступить к занятиям. Однако подмосковный подрядчик ООО «Стоун» безбожно затянул сроки. Контракт заключили ещё весной 2019 года, и к декабрю садик на 90 мест должны были сдать. Однако он не был готов даже к нынешнему Дню знаний.

          Ясла в Красном Бору (проблемы).jpgБолее того: песчаное основание прилегающей территории из-за летних дождей в буквальном смысле уплыло из-под ног вместе с бетонными откосами. Фотографии дефектов были выложены в социальной сети «ВКонтакте» и впоследствии растиражированы ярославскими информагентствами. В итоге планировку пришлось восстанавливать в «пожарном порядке». Показательно, что тот же подрядчик в прошлом году сорвал и сроки строительства яслей на улице Солнечной в Рыбинске. Тогда случай был единичный и он отделался штрафами. После ситуации в Ярославском районе проблемы перешли в разряд системных, а властям предложили ходатайствовать о включении подрядчика в разряд недобросовестных исполнителей работ и услуг. Сухой остаток получается невесёлым: статистика нацпроекта «Демография» портится, а наступление счастливого детства в одном из самых густонаселённых поселений откладывается. Очевидно, в данном случае ответственные лица руководствуются принципом: не выручит аврал, так пронесёт авось.

 

Пути-дороги да разведённые мосты

           Дорога Данилов-Пошехонье.jpgИнтересная ситуация складывается в дорожном хозяйстве региона. С одной стороны, в нынешнем году у нас сформирован самый большой региональный дорожный фонд за всю историю его существования – 9,3 миллиарда (с учётом последних уточнений бюджета от 7 июля), что позволит привести в нормативное состояние порядка 270 километров дорог. И это не считая текущего содержания, мероприятий по повышению безопасности дорожного движения, уплаты налогов и так далее. Надо отдать должное, что проекты по большинству магистралей на этот раз были готовы заранее. А значительное число контрактов заключили уже к марту. Так что сезон начался достаточно рано. Исполнение профильной государственной программы в сравнении с прошлыми годами также оказалось неплохим. К концу полугодия – более 30%, к началу осени – 62%.

          Наибольший объём работ пришёлся на национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД) – 57 объектов (включая 10 светофоров в Ярославле и два «переходящих» объекта с двухгодичным контрактом – Тутаевское шоссе и Добрынинский путепровод) стоимостью порядка 4 миллиардов рублей. К сентябрю 37 из них были готовы. Исполнение составило 2,7 миллиарда рублей или 64%. А среди завершённых за весну и лето оказались 11 улиц города Ярославля и 13 трасс регионального значения в Ярославском, Рыбинском, Угличском, Переславском, Даниловском, Гаврилов-Ямском и других районах. Ещё несколько объектов находятся в высокой степени готовности и будут сданы в самое ближайшее время. Так что у нас в кое-то веки выпал шанс закончить все работы до установленного федералами срока 1 ноября.

       Добрынинский путепровод (3).jpgС другой стороны, проблемные объекты тоже никуда не делись. И главный из них – это «Добрынинский путепровод» в Ярославле. Мостовой переход протяжённостью 600 метров через улицу Автозаводскую, Республиканский проезд и железнодорожные пути, соединяющий «Пятерку» и Промышленный проезд в районе моторного завода был построен 35 лет назад. На его капитальный ремонт выделили порядка миллиарда рублей. Двухгодичный контракт достался всё той же московской ГК «ЕКС». В мае по закрытому несколько месяцев путепроводу разрешили движение автотранспорта. Однако радость оказалась недолгой. И уже в конце месяца объект вновь был закрыт. Причиной стал дефект пролётного строения. Сроки прохождения экспертизы и получения заключения неоднократно сдвигались. В итоге мост остаётся закрытым и поныне.

          При этом, информация о работах крайне скудная. Мэрия в лице директора департамента городского хозяйства Ярослава Овчарова периодически выдаёт бодрые и жизнеутверждающие комментарии в стиле «работы под контролем» и «всё будет хорошо». Однако затянувшаяся пауза и дефицит сведений только подливают масло в огонь и раздражают и без того недовольных жителей. Официально причина дефекта до сих пор не озвучена. По неофициальной информации, проблема крылась в арматуре, которая почему-то оказалась чуть ли не в два раза меньшего необходимого диаметра. Как такое могло получиться – история умалчивает. Но если эти данные подтвердятся, кто-то может серьёзно получить по шапке. Объект едва ли не самый дорогой. Использованы серьёзные федеральные деньги. А тут – такие фокусы. Конечно, по заверению подрядчика, уже в начале августа работы на объекте были выполнены на 70%. А срок контракта истекает только 20 октября. Однако полной и окончательной уверенности в том, что ремонт сумеют закончить за оставшийся месяц, нет. Ведь даже заключение от экспертов должно было поступить только 18 сентября.

         дорога Мостец - Красный Бор.jpg В качестве ещё одного неудачного примера стоит назвать дорогу «Мостец – Красный Бор» в Ярославском районе. Это тоже объект «БКАД». Вроде бы, участок небольшой (всего 560 метров) и далеко не самый «дорогой» (менее 15 миллионов рублей). Однако ремонт не раз привлекал внимание общественности из-за низкого качества работ и непродуманных проектных решений. В частности, не было предусмотрено второго тротуара (на что обратили внимание даже в ГИБДД), а поверх свежеуложенного асфальта через считанные дни стала пробиваться растительность. Такого в наших краях ещё не было. Разумеется, подрядчика (ООО «Яравтодор») заставили устранять все выявленные нарушения. Но впечатление было испорчено. Таким образом, администрация Ярославского района умудрилась напортачить (если не сказать – провалить) уже с двумя объектами в рамках национальных проектов (первый – ясли в Красном Бору). А это как минимум повод для оргвыводов.

          В целом, предварительные итоги нельзя назвать неутешительными. Они вполне неплохие. Можно даже сказать, сезон выдался нетипичным и, скорее, даже положительным. Работы постарались начать вовремя. В основном, это получилось. Старые подрядчики учли ошибки прошлых лет и стали работать лучше (хотя до идеала, конечно, ещё очень далеко). Да, не все «наши» сработали хорошо. Но и не все иногородние сработали плохо. 

Чудо.jpgТем не менее, неприятный осадок никуда не делся, и полного удовлетворения нет. А отдельные объекты и вовсе вызывают серьёзные опасения. Кроме того, по-прежнему отсутствует понимание принципа отбора. Есть ощущение, что в той же дорожной отрасли в план порой попадают далеко не самые плохие магистрали. В то время, как самые «убитые» дороги продолжают ждать своего часа. «Бурмакино – Рождествено», «Рыбинск – Большое Село», «Рыбинск – Арефино», «Сергиев-Посад – Калязин – Рыбинск – Череповец» (участками), «Ярославль – Красный Профинтерн», «Любим – Буй» - список можно продолжать очень долго. В общем, задач ещё много. Но решать их придётся уже в следующем году. Хочется верить – решать удачно. Во всяком случае, шансы для этого есть, а позитивные прецеденты созданы.

 

ИВАН ТИХОНОВ

В публикации использовались иллюстрации российско-ярославского художника-монументалиста Васи Ложкина. Спасибо ему за его многогранное творчество.

Опрос
Рады и Вы тому факту, что студенты и школьники начали учиться 1 сентября 2020 г. по очной форме обучения?