Или московская прививка от ярославских болезней
6 сентября мы опубликовали статью, в которой попытались проанализировать логику и направление возможных изменений в Правительстве Ярославской области. Часть наших предположений оправдалась (в части увольнений), часть - нет. 26 сентября все стало более или менее понятно, когда была утверждена структура Правительства и назначены все основные замы. Ярославцев в Правительстве осталось буквально три единицы. Хорошо это или нет?
Сентябрь оказался богат на разного рода назначения и кадровые перестановки. Их ждали. Сначала – до выборов. Потом – сразу после. И они случились. Новая жизнь в прямом смысле началась с понедельника. 26 числа был озвучен обновлённый состав областной администрации. Точнее – её главный эшелон, так сказать - первая «десятка» (опять же в прямом смысле). А уже на следующий день областная Дума официально утвердила Дмитрия Степаненко в качестве Председателя регионального Правительства.
Таким образом, на формирование своей команды врио Губернатора Дмитрию Миронову потребовалось ровно два месяца. Срок очень короткий. Если не сказать – рекордный. Особенно с учётом летних отпусков и предвыборных хлопот. К тому же, новая архитектура исполнительной власти впервые за много лет оказалась совершенно нетривиальной. Как по составу (на руководящих постах ещё никогда не было столько иногородних), так и по масштабу поставленных задач (во всяком случае, декларированных). И в этом смысле можно говорить даже о некоей «бархатной кадровой революции». Хочется верить, что она обернётся прогрессом, а не новой волной хаоса.
На самом деле, кадровый вопрос – штука довольно парадоксальная. С одной стороны, перемены на вершине местного Олимпа по-настоящему интересны ничтожно малому числу людей. Разве что журналистам, политологам да самим обитателям «Белого дома». Подавляющее большинство жителей тонкости новых назначений вообще не волнуют. Более того: многие обыватели с трудом вспоминают даже фамилию Губернатора или мэра города. Что уж говорить о замах и, тем паче, директорах департаментов. Но с другой стороны нельзя не понимать, что решения, которые будут рождаться в «узком кругу революционеров», в том или ином смысле затронут всех жителей области. Именно этим людям предстоит определять, в какую сторону качнётся наша малая Родина. Желает кто-нибудь того или нет. И это тоже не преувеличение. «Если ты не интересуешься политикой, то она заинтересуется тобой», как говорили мудрые. А коли так, то стоит повнимательнее взглянуть на новый состав Правительства. Мы не будем в двадцать пятый раз пересказывать биографии членов высокого «Ареопага» - благо, это уже сделали все местные СМИ (некоторые, правда, переврали данные). А вместо этого отобразим их функциональные обязанности и сделаем кое-какие выводы. Для удобства восприятия данные занесены в таблицу.
Таблица. Структура органов исполнительной власти Ярославской области
РУКОВОДИТЕЛЬ |
ЗОНА ОТВЕТСТВЕННОСТИ |
СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ |
Правительство Ярославской области | ||
Дмитрий Степаненко (ранее - министр сельского хозяйства и продовольствия Московской области) |
Председатель Правительства Ярославской области |
Общее руководство Правительством Ярославской области |
Виктор Костин (ранее – член Общественной палаты ЦФО, заместитель Председателя Правительства Ярославской области, заместитель Губернатора Ярославской области)
|
Социальный блок |
- Департамент образования; - Департамент здравоохранения и фармации; - Департамент труда и социальной поддержки населения; - Департамент государственной службы и занятости населения; - Департамент культуры; - Департамент охраны объектов культурного наследия; - Департамент по физической культуре, спорту и молодежной политике; - Управление по социальной и демографической политике; - Управление записи актов гражданского состояния. |
Максим Авдеев
(ранее - советник министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области) |
Инвестиционный блок |
- Департамент инвестиций и промышленности; - Департамент туризма. |
Екатерина Троицкая
(ранее – заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области) |
Экономический блок |
- Департамент экономики и стратегического планирования; - Департамент государственного заказа; - Департамент информатизации, связи и государственных услуг. |
Илья Баланин (ранее – директор департамента финансов Костромской области) |
Финансовый блок |
Департамент финансов. |
Виталий Ткаченко (ранее - генеральный директор ОАО «Красная поляна», руководитель ряда крупных строительных компаний) |
Блок строительства, транспорта, дорожного хозяйства, ЖКХ, энергетики и тарифного регулирования |
- Департамент строительства; - Департамент транспорта; - Департамент ЖКХ, энергетики и регулирования тарифов. |
Валерий Холодов (ранее - директор Департамента стратегического планирования и реализации программ развития Дальнего Востока Минвостокразвития РФ, заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству) |
Сельскохозяйственный блок |
Департамент АПК и потребительского рынка; Департамент ветеринарии. |
Роман Колесов (ранее - заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области) |
Блок имущественно-земельных отношений, охраны окружающей среды и лесного хозяйства |
- Департамент имущественных и земельных отношений; - Департамент охраны окружающей среды, природопользования, охраны и использования животного мира; - Департамент лесного хозяйства. |
Юрий Валдаев (ранее – руководитель администрации Губернатора Московской области) |
Аппарат Правительства Ярославской области |
Структура в процессе утверждения.
|
Аппарат Губернатора Ярославской области | ||
Дмитрий Миронов (ранее - заместитель Министра внутренних дел РФ) |
Непосредственное подчинение Губернатору |
- Департамент региональной безопасности; - Департамент государственного жилищного надзора; - Инспекция государственного строительного надзора; - Инспекция государственного технического надзора; - Контрольно-ревизионное управление. |
Юрий Бойко (сохранил должность и функционал) |
Блок внутренней политики |
- Департамент общественных связей; - Департамент территориального развития; Управление массовых коммуникаций. |
Александр Князьков (ранее – Председатель Правительства Ярославской области) |
Взаимодействие с федеральными органами власти |
- Представительство Ярославской области при Правительстве России. |
Руководитель не утверждён |
Аппарат Губернатора Ярославской области |
Структура в процессе утверждения. |
*Красным цветом выделены департаменты, образованные при объединении нескольких подразделений
Формально, все замы, назначенные в минувший понедельник, до декабря будут носить приставку «и.о.». Но сути это особо не меняет, ибо общая канва понятна. Очевидно, что в таком составе высшая власть проработает как минимум до следующего сентября. Исключение могут составить разве что двое оставшихся «членов команды Ястребова» - Александр Князьков и Юрий Бойко. Первый и так был «низвергнут» с третьего по значению поста властной иерархии на второстепенную должность заместителя Губернатора по взаимодействию с федеральными органами (в качестве этакой синекуры). Само по себе это взаимодействие, конечно, важно (и важно как никогда). Но оно вряд ли будет осуществляться посредством Представительства региона, которым сегодня руководит Князьков. Ибо наличие у Александра Львовича достаточного авторитета в высших структурах власти представляется весьма сомнительным. Скорее всего, все вопросы станут решать непосредственно Миронов и Степаненко. А по поводу Юрия Бойко есть серьёзные подозрения, что его оставили лишь для того, чтобы понять, как вести себя с местными элитами. Как только новые руководители разберутся в этом вопросе, нужда в «сером кардинале внутренней политики» может отпасть. Также стоит отметить, что Дмитрий Миронов оставил себе лишь двух заместителей. В отличие от Ястребова, у которого их было в два раза больше. Аппарат Губернатора не в счёт – он существовал и при прежнем главе региона (только так не назывался).
Что касается структуры самого Правительства, то здесь можно выделить несколько особенностей.
1. У Дмитрия Степаненко будет семь замов. Каждый из них отвечает за большой функциональный блок, который не дробят на части (см. таблицу). Во времена Ястребова это простое правило не соблюдалось: были два вице-премьера, отвечающих за коммунальную и строительную сферу (сначала Епанешников и Шапошникова, а позже – Шапошникова и Дударев) или два зама, курирующих социальную отрасль (Костин и Сенин, потом Костин и Даниленко). В этом плане почерк нового руководства чем-то напоминает стиль работы экс-губернатора Сергея Вахрукова.
2. Самым крупным направлением становится социальная политика. Что неудивительно: на область возложено огромное количество полномочий в этой сфере, а региональная казна ежегодно тратит на неё не менее двух третей всех расходов. Так что будет значительно лучше, если всем этим хозяйством займётся один человек. Тем более, уже хорошо знакомый с отраслью. На блок строительства, транспорта, дорожного хозяйства, ЖКХ и энергетики также логично поставить одного куратора. В этой сфере остаётся ещё слишком проблем (долги за газ, изношенность сетей, высокие тарифы, плохие дороги, большое количество «обманутых дольщиков»). Исправлять их нужно жёсткой рукой. Что невозможно в случае распыления полномочий. А вот разделение экономического блока на две составляющих (собственно экономическую и инвестиционную), напротив, представляется вполне целесообразным. Ибо предыдущие четыре с лишним года инвестициями как таковыми практически не занимались. Новое руководство ставит эту задачу в качестве первостепенной. О чём говорил как сам Дмитрий Степаненко, так и некоторые из его замов. Например, Валерий Холодов, курирующий вопросы АПК. В этом плане вполне естественным выглядит и включение в инвестиционный блок департамента туризма (вновь «повышенного» с уровня агентства). Для области это направление – очень хлебное. И ему давно пора придать новый импульс. Из общей логичной структуры несколько выбивается блок Романа Колесова: тут и земля, и леса, и охрана природы на пару с животными. Впрочем, последнее направление всегда было на особом счету (при Ястребове им даже ведал отдельный департамент по охране и использованию животного мира). В том числе в силу своей ориентации на весьма состоятельных граждан (среди прочего, ведомство занималось лицензиями на охоту). И в этом плане оно вполне вписывается и в блок «земля-имущество», и в тему инвестиций. Авось, кто-то да и заинтересуется насчёт заимки где-нибудь под Угличем или Ростовом.
3. Структура нового Правительства определённо более компактна по сравнению с предыдущим. Мы насчитали как минимум пять департаментов (в таблице они отмечены красным цветом), появившихся в результате объединения двух самостоятельных ведомств. Судя по всему, это ещё не всё. Объединения продолжатся. К тому же, исчезла непонятная «понятийная чехарда». Новое руководство отказалось от агентств, также появившихся при Ястребове. Остались только департаменты и управления.
4. Острые на язык товарищи, посмотрев на состав Правительства, поспешили окрестить его не слишком оригинальными эпитетами вроде «представительства Московской области в Ярославле». На наш взгляд, такая оценка слишком упрощённая. Конечно, любая классификация в кадровых вопросах априори весьма и весьма условна. Но нам кажется, что среди замов можно выделить как минимум три группы. Первая группа – люди, действительно работавшие в администрации Мособласти. Это Максим Авдеев, Роман Колесов, Екатерина Троицкая и Юрий Валдаев (первые трое трудились под непосредственным началом Дмитрия Степаненко, Валдаев возглавлял аппарат губернатора Андрея Воробьёва). Вторую группу условно можно назвать «регионалами». Помимо ярославцев Юрия Бойко и Александра Князькова к ней также можно причислить нового главного финансиста Илью Баланина (он никогда не работал в столичном регионе и до назначения в Ярославль занимал аналогичный пост в Костромской губернии) и отчасти Виктора Костина. В конце концов, Виктор Геннадьевич прожил здесь большую часть жизни и сделал хорошую карьеру от простого врача до зампреда Правительства. Его возвращение представляется вполне закономерным. Во-первых, он неплохо представляет положение дел в социальной сфере региона. Тем более, что с тех пор, как Костин покинул областное Правительство позапрошлой осенью, в ней мало что изменилось. Во всяком случае, к лучшему. Конечно, революций он вряд ли совершит. Но кое-что поправить сможет. Во-вторых, новое руководство области, конечно, настроено на обновление кадров. Но вряд ли ставит задачу полностью обновить руководящий состав и заменить его иногородними функционерами. И в этом плане Костин – идеальный вариант. С одной стороны, ярославец, с другой – не спаян со старой командой. Наконец, не будем забывать, что «социалка» остаётся одной из самых «неблагодарных» сфер в плане работы. И желающих впрягаться в неё (особенно с учётом многочисленных ярославских проблем), мягко скажем, немного. А тут – готовый руководитель! Наконец, третью группу можно назвать «федералами». Ибо в их биографиях значится большой опыт работы в общероссийских структурах. Речь о Валерии Холодове (Росрыболовство, Минвостокразвития РФ) и Виталии Ткаченко (РАО ЕЭС, «Сбербанк», «Новатэк»). В определённом смысле, к этой группе можно отнести и самого Дмитрия Миронова.
Одним словом, структура Правительства выглядит вполне логичной, а кадровый состав – достаточно компетентным. По крайней мере на первый взгляд и для решения заявленных задач. А к ним относится и привлечение инвестиций, и решение проблем здравоохранения (им даже посвятили первое заседание нового правительства 28 сентября), и погашение задолженности перед «Газпром межрегионгаз Ярославль», и помощь «обманутым дольщикам», и строительство новых дорог, и много что ещё. И если заявленные цели действительно намерены увязать с действиями, то очевидно, что под них в область придут федеральные деньги. Возможно, даже немалые. Ну а что?! Получилось же у главы региона взять 10-миллиардный бюджетный кредит. Судя по всему, это даже не составило особого труда, что позволяет предполагать некий «карт-бланш» (разумеется, в пределах разумного).
При таком раскладе смена власти может дать повод засуетиться и всевозможным местным «интересантам». Их цели могут быть разными, но наиболее очевидным выглядит или желание пристроиться в новой команде (понятно, что не на первых и даже не на вторых ролях, но хотя бы в массовке), или получить небольшой кусочек чего-либо «на кормление». Вот лишь один любопытный эпизод. Несколько дней назад в СМИ прозвучала информация о перебранке небезызвестного депутата Сергея Шмелёва с директором регионального департамента транспорта Владимиром Соловьёвым. До этого парламентарий попадал в публичное поле по большей части в связи с делом Урлашова, а в Думе особо активной позицией не отличался. А тут – на тебе, такой ход конём! Вопросы Шмелёва были весьма острыми и касались сразу нескольких направлений работы департамента. В том числе применительно к его взаимоотношениям с областным предприятием «Ярдормост». Шмелёв попенял и на большую кредиторскую задолженность (около 700 миллионов), и на особенности заключения субподрядных контрактов, и на проведение некоторых аукционов, и на ряд других моментов. Разбирать спор между законодателем и чиновником мы не будем – на это уйдёт слишком много времени. Важно другое: последовавшее за вопросами категоричное предложение Шмелёва уволить директора департамента транспорта в связи с утратой доверия, озвученное в адрес Правительства. Обычно такими заявлениями отличаются депутаты от оппозиции - например, тот же Сергей Балабаев. А его тёзка, как-никак, входит во фракцию «Единая Россия». Сейчас он является депутатом на постоянной основе. Но до недавнего времени активно занимался строительным и дорожным бизнесом (как говорят – в том числе и на подряде у «Ярдормоста»). Вот и остаётся гадать на кофейной гуще. Возможно, обвинения были справедливыми и директор Соловьёв на самом деле «накосячил» (хотя в таком деле, как дорожные подряды руководитель департамента отнюдь не конечное звено, а лишь распорядитель бюджетных средств и исполнитель государственного задания, которое дают люди статусом повыше). А возможно, у депутата Шмелёва что-то не заладилось в бизнесе. И он, пользуясь сменой власти, предпринял попытку убрать строптивого руководителя. А заодно и получить новые заказы. Конечно, не себе. Но мало ли интересующихся фирм. Тем более, что на горизонте замаячили большие стройки типа Карабулинской развязки. Повторимся, всё это лишь предположения. И настоящую правду мы вряд ли узнаем. Но всё-таки. Можно предположить, что добиваться расположения новой власти будет пытаться и Илья Круглов, лишившийся «своего человека» в лице Алексея Малютина на посту и.о. мэра Ярославля. Другой вопрос – будет ли новая команда слушать «местные кадры», особенно с неоднозначной репутацией. Судя по первым шагам – нет. Более того – пока что она не собирается даже допускать их до себя. Во всяком случае, принимать во внимание чьи-то местечковые «хотелки» точно не является приоритетом ни для Дмитрия Миронова, ни для Дмитрия Степаненко.
И напоследок – ещё одно размышление. Новая команда пришла в регион аккурат перед началом очередного избирательного цикла. Голосование в Госдуму уже прошло, и прошло достаточно спокойно. На очереди – новые кампании. В том числе по выборам Губернатора в 2017 и Президента страны в 2018 годах. Регион должен подойти к ним во всеоружии - с более-менее нормальным экономическим положением и общественным климатом. Задача добиться этого наверняка уже поставлена перед новыми управленцами. Притом, с претендентом в главы региона предстоит определиться уже совсем скоро. Будет ли это сам Дмитрий Миронов, или тот же Владимир Слепцов, но времени на раскрутку осталось в обрез. А значит, новые шаги и инициативы власти мы увидим совсем скоро. И, как бы наивно это не звучало, хотелось бы, чтобы они принесли пользу жителям области. Поскольку вреда за последние годы они насмотрелись достаточно!
ВИКТОР ПАРФЁНОВ