Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

21.10.2020
Ярославль
1930
ПО СУСЕКАМ СКРЕБЁН ИЛИ БЮДЖЕТ ВЫЖИВАНИЯ
Бюджет 2021 г. будет скудным. Правительству придется искать резервы везде. Выскребать сусеки придется даже там, где их нет.
ПО СУСЕКАМ СКРЕБЁН ИЛИ БЮДЖЕТ ВЫЖИВАНИЯ

Через десять дней в Ярославскую областную Думу внесут проект бюджета на будущий год. Пока главный финансовый документ региона дозревает последние дни в недрах губернаторской канцелярии. Однако некоторые его цифры известны уже сейчас. И они не сулят ничего хорошего. Только вдумайтесь: общие доходы казны сокращаются почти на 20% и лишь немногим превышают 60 миллиардов рублей. А если не учитывать федеральную дотацию, то не дотягивают даже до 59 миллиардов. Последний раз подобные параметры были аж три года назад, при утверждении бюджета на 2018-й. Неприятная статистика, если не сказать больше. Ведь за последнюю пятилетку мы привыкли к стабильному росту поступлений. А тут – откат чуть ли не к временам Сергея Ястребова. Конечно, областные власти не могут повернуть вспять законы экономики. Год выдался тяжёлым, и основные доходные источники объективно «просели». Но, согласитесь, сигнал тревожный. Притом, не только для жителей, но и для самой власти. Ибо экономический провал приходится в аккурат на начало нового избирательного цикла, который стартует с голосования в Государственную Думу уже в будущем году, а заканчивается выборами Президента. И если элита не придумает, как закрыть дефицит – последствия могут быть самыми непредсказуемыми. Это должен понимать и ярославский истеблишмент. Но последуют ли за этим пониманием какие-то действия? Пока вопрос остаётся открытым. Ведь за последние созывы депутаты напрочь отучились «показывать зубы» и спорить с губернаторскими финансистами.

 

Резать по живому

          Повторимся, законопроект «Об областном бюджете» на будущий год ещё не внесён. Поэтому цифры могут измениться. Притом, ко второму чтению в декабре – весьма существенно. Но из тех данных, которые имеются в нашем распоряжении, следует, что основной финансовый документ имеет как минимум три особенности. Во-первых, как было сказано выше, это существенное уменьшение доходной части. Что выглядит вполне логичным, если вспомнить главные статьи пополнения региональной казны – НДФЛ и налог на прибыль организаций. Мы не располагаем оперативными данными ФНС. Но рискнём предположить, что поступления от указанных источников существенно «просядут». 85685_55400031_orig.pngПрежде всего, в связи с продолжающимися кризисными явлениями в экономике и ограничительными мерами, введёнными из-за распространения коронавируса. Посмотрите на количество субъектов малого и среднего бизнеса, вынужденных прекратить свою деятельность, и число людей, лишившихся работы (вместе с которой исчезли и отчисления с заработной платы). В итоге, если доходы бюджета на 2020 год (в первоначальной редакции на конец декабря 2019 года) составляли более 75 миллиардов, то предварительная цифра на 2021 год – всего 60,2 миллиарда рублей. Таким образом, «срезана» одна пятая часть.

         Во-вторых, впервые за несколько лет областной бюджет предложено принять с дефицитом. Да ещё с каким: разница между поступлениями и расходами составит почти 6 миллиардов рублей! Это более 10% от собственных доходов. Отчасти, государство само загнало себя в ловушку, взяв повышенные обязательства в социальной сфере («майские указы», послание Президента Федеральному Собранию 15 января 2020 года и другие) и выполнении национальных проектов. Сейчас дать задний ход уже не получится – придётся выполнять. В итоге финансисты установили очень жёсткое ранжирование расходных обязательств, определив первоочередные задачи. К ним относятся:

  •       оплата труда;

  •         установленные социальные выплаты в рамках публичных обязательств, взносы ОМС и государственные гарантии оказания бесплатных медицинских услуг;

  •        софинансирование национальных проектов и федеральных целевых программ;

  •        субвенции муниципальным образованиям;

  •       обслуживание государственного долга Ярославской области;

  •        реализация приоритетных проектов, отобранных в ходе голосования жителей региона 1 июля 2020 года.

         В общей сложности, расходы составят 66,15 миллиарда рублей. Их структура в разрезе конкретных статей отражена в диаграмме. По традиции, практически две трети всех затрат возьмёт на себя социальная сфера. Круг обязательств здесь предельно широк: от индексаций заработной платы и начисления различных выплат до развития материально-технической базы профильных учреждений. На всё это уйдёт свыше 42,6 миллиарда рублей. Вторую строчку занимает поддержка промышленного производства – почти 12,5 миллиарда (19% от всех расходов). А на почётном третьем месте находятся дотации муниципальным образованиям региона - порядка 4,6 миллиарда (около 7%). Нельзя не сказать и про ещё одну важную статью расходов, переходящую из года в год как почётное Красное знамя. Правда, «почёта» здесь нет, ибо речь идёт о затратах на обслуживание государственного долга Ярославской области. Планируется, что в 2021 году они составят свыше 2,2 миллиарда рублей.

        091020ds-18.jpg С госдолгом связана третья особенность грядущего бюджета. На недавних депутатских слушаниях в областной Думе директор департамента финансов Алексей Долгов заявил, что размер долговых обязательств может превысить 70% собственных доходов. С высоты сегодняшнего дня это более 41 миллиарда рублей. Отметим, что на 1 сентября государственный долг составлял 40 миллиардов 542,5 миллиона рублей. По этому показателю мы занимали второе место в Центральном федеральном округе РФ после Подмосковья. При этом, цифра существенно выросла за последние месяцы. Согласно данным официального сайта департамента финансов, в начале года она составляла 37 миллиардов 483 миллиона (на 1 января). Хотя буквально с первых дней прихода к руководству областью Дмитрия Миронова в Правительстве региона объявили жёсткий курс на сокращение заложенности, сворачивая под это благое начинание множество дополнительных расходов (в том числе на социальную сферу). Теперь получается, что губернаторские финансисты не только не выполнили поставленную задачу, но и нарастили ещё большие долги. К слову, на 1 января 2016 года (последний год под руководством Сергея Ястребова) они составляли около 31 миллиарда рублей. Согласитесь, рост на 10 миллиардов за пять лет – это весьма существенно.

 Диаграмма. Структура расходов бюджета Ярославской области на 2021 год (проект)

расходы бюджета 2021.jpg

          Не удивительно, что в сложившихся условиях ни о каком «бюджете развития» говорить не приходится. Скорее о «бюджете выживания», поскольку целые отрасли существенно недофинансированы. К примеру, расходы на АПК установлены на уровне двенадцатилетней давности, а затраты по государственной программе «Развитие здравоохранения в Ярославской области» по сравнению с 2020 годом сокращаются более, чем на миллиард рублей. Правда, в ходе уже упомянутых бюджетных слушаний тот же Алексей Долгов заверил, что разрыв составит только 500 миллионов. Однако и это – огромная сумма, если учесть продолжающиеся перебои со льготным лекарственным обеспечением и донельзя изношенную материально-техническую базу медицинских организаций. Денег не хватает даже на выполнение предписаний надзорных органов по проведению ремонтов. По неподтверждённой информации, на определённом этапе были проблемы с подготовкой учреждений здравоохранения к зиме. А о том, что значительное количество больниц перепрофилировали под приём ковид-пациентов, из-за чего стационарная помощь для всех остальных оказалась в значительной степени парализована, вообще говорить не приходится. 21 век, господа. Да здравствуют нанотехнологии и телемедицина!

         Сокращаются и многие другие госпрограммы, которых в будущем году будет ровно тридцать. При существующем уровне финансового обеспечения их участь незавидна. Судя по всему, придётся прибегнуть к «хирургическим мерам» и «резать по живому». То есть определять приоритеты даже среди первоочередных задач. Иных способов выполнить взятые на себя обязательства и удержать область на плаву без угрозы введения внешнего управления, похоже, нет. Разумеется, кроме прямой помощи из центра.

 

Хотеть не вредно      

         Понимая все трудности, депутаты областной Думы заранее подготовились к дележу «бюджетного пирога»: провели серию консультаций в узком кругу, организовали несколько совещаний с представителями отраслевых департаментов и устроили традиционные парламентские слушания, посвящённые исходным данным к проекту главного финансового документа региона. По итогам были приняты рекомендации, расписанные почти на шесть страниц. Правда, две из них представляли собой добросовестно переписанную информацию самого Правительства о подходах к формированию адресной инвестиционной программы и первоочередных расходов. Но оставшийся текст представлял собой уже личное творчество народных избранников.

         Часть предложений касалась конкретных объектов. К примеру, выделения без малого 15 миллионов рублей на реставрацию «Мучного гостиного двора» в Рыбинске (очевидно, в рамках грядущего празднования 950-летия второго по величине города региона) и 6,5 миллиона на гидроизоляцию фундамента здания областной библиотеки имени Н.А. Некрасова. Или строительства ковид-центра для лечения жителей области, заболевших новой коронавирусной инфекцией. Но большинство инициатив затрагивали отдельные направления внутри государственных программ.         

колобок и луна.jpg

 Так, в плане экономического развития депутаты предложили дополнительно предусмотреть 150 миллионов рублей на проектирование и строительство инженерных коммуникаций индустриальных парков и инвестиционных площадок, и ещё 30 миллионов – на субсидирование промышленных предприятий. По линии агропромышленного комплекса поступила инициатива о выделении 350 миллионов рублей на возмещение затрат по приобретению скота, техники и оборудования по импорту для предприятий, реализующих инвестиционные проекты (в связи с изменением курса рубля), а также 100 миллионов на подготовку проектно-сметной документации для комплексной застройки и строительства жилья в сельской местности. Ещё 40 миллионов предлагается потратить на обеспечение энергоснабжения в садоводческих некоммерческих товариществах.

         Большой блок касается вопросов социальной политики и, говоря бюрократическим языком, поддержки отдельных категорий граждан. В частности, предложения увеличить средства на помощь молодым семьям в приобретении или строительстве жилья (не менее 30 миллионов), выделить субвенцию органам местного самоуправления на осуществление ежемесячных выплат на детей в возрасте от трех до семи лет (138 миллионов), и предусмотреть мероприятия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и улучшению жилищных условий многодетных семей (не ниже уровня 2020 года).

         Не осталась без внимания и «вторая российская беда». Депутаты вышли с инициативой дополнительно предусмотреть в бюджете не менее 600 миллионов для приведения в нормативное состояние подъездных путей к объектам образования, здравоохранения, культуры, а также внутриквартальных проездов. И по сложившейся традиции попросили дать 75 миллионов на мероприятия по содействию решению вопросов местного значения по собственным обращениям (так называемый «депутатский миллион», точнее – полтора миллиона). Само собой, мы привели далеко не полный перечень рекомендаций, а озвучили лишь наиболее интересные и «денежные».

         Позиция парламентариев понятна. Они работают по самому «ядерному» электорату (молодые и многодетные семьи вкупе с пенсионерами-садоводами составляют значительный костяк потенциальных избирателей) и наиболее востребованным направлениям (все хотят иметь благоустроенные дворы и водить ребёнка в школу или в секцию по ровной дороге). Как говорится, хотеть не вредно. Тем более, что вероятность учёта отдельных предложений весьма высока. Скажем, по жилью для детей-сирот или строительству мобильного ковид-госпиталя (объект стоимостью 635 миллионов рублей планируют разместить рядом с областной инфекционной больницей, комплект необходимых документов уже направлен в Министерство здравоохранения РФ).

         Затянем ремни.jpgОднако удовлетворять все «хотелки» народных избранников Правительство точно не сможет (а по отдельным пунктам просто не будет). Взять тот же ремонт дворов и приведение в порядок подъездов к социальным учреждениям. Расходы на благоустройство сокращаются. А отвлечение средств в рамках областного дорожного фонда (тем более в столь крупном объёме) не предполагается – они расписаны на год вперёд. Единственная надежда остаётся на федеральный центр. Авось, в Правительстве РФ расщедрятся и подкинут «лишних» деньжат.

         Но это – уже из разряда теории вероятности. Конечно, по сложившейся практике областной бюджет всегда получал поддержку от федералов в течение года. Скорее всего, доходная часть увеличится и на этот раз. Другой вопрос – насколько существенными будут вливания, и хватит ли их на покрытие первоочередных нужд? Однозначно ответить на этот вопрос сегодня не сможет, пожалуй, никто. А значит, нас в любом случае ждёт очень тяжёлый финансовый год. Единственный способ нивелировать его негативные последствия – наращивать собственную доходную базу: открывать новые предприятия, создавать дополнительные рабочие места и заниматься продвижением товаров, произведённых на территории области. И по возможности хоть немного снижать нагрузку с населения. Разумеется, это очень трудоёмкий процесс. Но без него ни о каком развитии говорить не приходится. Только о выживании. А такой расклад накануне нового избирательного цикла не устроит никого.

  

ВИКТОР ПАРФЁНОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?