Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

01.05.2015
Ярославль
2623
ПРЕЛЮДИЯ К РЕКВИЕМУ… ЯРОСЛАВСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

(опус в День солидарности трудящихся)

Погожим апрельским днём на заседании областной Думы выступал губернатор. Сергей Ястребов отчитывался о проделанной за год работе (весна в парламенте – вообще традиционное время различных отчётов). Он был великолепен... 

ПРЕЛЮДИЯ К РЕКВИЕМУ… ЯРОСЛАВСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Судя по благостным цифрам увесистого доклада, жизнь в области по-прежнему становится лучше и веселее. ВРП растёт, безработица снижается, средняя зарплата увеличивается. Всё здорово! Все молодцы! И всё хорошо… Было бы. Если бы не одно «но»: пламенное выступление «смазал» рабочий вопрос. А под окнами у губернатора за неделю до Думы митинговали сотрудники одного из ярославских заводов.

7.jpg

Между тем, тот самый рабочий вопрос за время губернаторства Сергея Николаевича возникает далеко не первый раз. Только за последние полгода (с ноября 2014 по апрель 2015) в публичную плоскость вылились сразу три крупных скандала на предприятиях региона. Сравнительная таблица с некоторыми данными приведена ниже. Разберем все поподробнее.

Название предприятия

Сокращение персонала

Задолженность по заработной плате

Остановка производства

ОАО «Раскат»

Да.

В 2014 году на предприятии числится более 400 человек, в 2015 (февраль) – 333.

Да. К началу 2015 году – порядка 17 миллионов рублей.

Да.

Частично приступили к работе в феврале 2015 года.

ОАО «Русьхлеб»

Да.

В 2014 году на предприятии числится около 500 человек, в 2015 (февраль) – 287.

Да. К началу 2015 году – порядка 22 миллионов рублей.

Да.

ООО «Арсенал-Коммерц»

Официально - нет.

Фактически имеет место «вынужденный прогул», 160 человек с 11 апреля не могут попасть на рабочие места.

Нет.

Да.

Первая «ласточка» прилетела из Рыбинска. Точнее – приехала, поскольку речь идёт о проблемах на заводе дорожных машин «Раскат». Собственно, название и расшифровывается как «Рыбинские асфальтовые катки». Сказать, что предприятие для города одно из знаковых – значит, не сказать ничего. Переоборудованное из ремонтных мастерских в начале 1930-х, оно было ведущим и чуть ли не единственным поставщиком дорожной техники подобного типа в самые разные уголки нашей необъятной Родины. Рыбинским каткам даже ставили памятники. Выжил завод и в «лихие 90-е». А вот в «сытые двухтысячные» началось…

Пересказывать всю историю, начиная от смены владельца в далёком ныне 2006-м, мы не будем. Остановимся лишь на последнем её этапе, который пришёлся как раз на 2014 год. Для предприятия он запомнится сменой аж трёх директоров, уголовным делом в отношении одного из них (Леонида Окладникова, по ч. 1 ст. 145.1 УК РФ), просроченной задолженностью по налогам и арестом имущества судебными приставами. А самое главное – не выплачиваемой с лета (вдумайтесь!!!) заработной платой работникам. Долгов к началу нового 2015 года накопилось под 17 миллионов. Более того, число самих сотрудников резко сократилось. Если в августе, по сообщению ряда информационных изданий, на «Раскате» трудилось 470 человек (а в лучшие годы работников было более 1000), то к ноябрю осталось уже 350. При этом, к декабрю более 90% заводчан просто перестали ходить на работу, поскольку бесплатный труд вообще-то давным-давно отменён, а предпринимать какие-то меры по нормализации ситуации администрация что-то не торопилась.

Вероятно, особой активности не проявляла и администрация Сергея Ястребова. В пользу такого предположения, во-первых, свидетельствует сама ситуация на предприятии (поскольку там, где за предприятие борются всеми доступными ресурсами, коллектив на работу ходит, а не перестаёт этого делать), а во-вторых, отсутствие каких-то внятных комментариев об антикризисном плане со стороны чиновников. А раз молчит власть исполнительная – к делу подключается законодательная. «Свято место» пусто не бывает. Так что, следуя незамысловатой логике политической реальности (особенно за два года до «больших» выборов), проблемой тут же занялись депутаты. И в конце 2014 года на одном из заседаний областной Думы профильному заместителю главы региона Дмитрию Секретарёву был задан вопрос в стиле «а чё вы делаете, а?» На что тот не очень бодро ответил в стиле «всё под контролем!».

4.jpg

Вот только «под контролем» то, судя по всему, было далеко не всё. По крайней мере – на тот момент. Ибо численность сотрудников продолжала сокращаться: через месяц после нового года на «Раскате» осталось уже 330 человек и цеха были укомплектованы далеко не на 100% (в одном из них, например, вместо 35 работников трудилось 8). После этого губернатор, вероятно, уже просто был вынужден встретиться с руководством и собственниками завода. Правда - только в середине февраля (на «Раскате» к тому времени сменился ещё один управляющий). Сейчас на производстве процесс, как говорится, пошёл, и ситуация относительно нормализовалась. Но какой ценой (учитывая сокращения и недопогашенные долги)? И как можно охарактеризовать высшее политическое руководство региона, если оно проявляет личное участие к бедам градообразующих предприятий только тогда, когда те находятся на последнем издыхании? Вопрос риторический, можете не отвечать…

Но если рыбинское предприятие хотя бы работает, то на двух ярославских производство вовсе остановлено. И первое среди них – ОАО «Русьхлеб». Появившись 25 лет назад как «Хлебозавод №6», оно было своего рода образцово-показательным. Преуспевающее предприятие, где в лучшие времена было 6 цехов. Собственная розница. Широкая линейка товаров: от производства кондитерских изделий и макарон до молочной продукции. Но после реорганизации в 2011 году проблемы там накапливаются как снежный ком. В 2014 году по очереди позакрывали почти все производства. За год количество сотрудников сократилось чуть ли не вдвое. Официально, правда, коллектив распущен по домам за две трети зарплаты. Но сами работники ещё в конце февраля 2015-го как один отмечали, что не видели денег с октября. Кстати, долг накопился ещё больше, чем в Рыбинске – 22 миллионов. Общая сумма задолженности превышает эту (и так немалую цифру) в разы. В итоге с 1 декабря 2014 года работа полностью остановлена. Ну и финальный аккорд: предприятие отключают от коммунальных сетей (опять же за долги), мощности начинают постепенно разрушаться.

1.jpg

Конечно, иметь дело с собственниками зачастую действительно непросто. Хозяин - барин, как хочет – так себя и ведёт. Но, во-первых, вести себя он должен как минимум в рамках закона. А невыплата зарплаты по пять месяцев – это, извините, волюнтаризм! И вот здесь-то Правительство области уж точно могло бы вмешаться: как минимум, обращение в прокуратуру подготовить (всё же несколько сотен собственных жителей остаются без доходов). Во-вторых, как проходили переговоры с инвесторами никто не знает. Если они были, простите, на уровне «беседы в курилке» - это не тот уровень. Что, конечно, лишь предположение. Но ведь и данных для опровержения/подтверждения сего не имеется! Ну и в третьих: а насколько активно, собственно, то же Правительство работает с собственником? Даже принимая во внимание все объективные сложности, ну очень трудно поверить, что нет ни одного способа договориться. В противном случае невольно задумываешься: если власть предержащие не могут решить проблему даже одного предприятия на подведомственной им территории – не повод ли это усомниться в их компетенции? Одним словом, выводы те же, что и по рыбинскому «Раскату». За одним лишь исключением: «Русьхлеб» до сих пор простаивает.И снова «старая» схема. Точнее – традиционная. Ставшая традиционной при нынешней губернаторской команде. Митинг рабочих – молчание губернатора – обсуждение на Думе. Тут ответ держал уже не профильный заместитель, а руководитель на ступеньку выше: сам председатель областного Правительства Александр Князьков! Он отметил, что региональные власти давно ведут переговоры с заинтересованными сторонами. Вроде как и инвесторы есть, площадями интересуются, даже пищевое производство хотят сохранить. Но прийти к какому-то общему знаменателю до сих пор не получается: якобы упираются владельцы. В конце Александр Львович вообще договорился до того, что оптимальный вариант для предприятия – это банкротство.

Третья история – про ООО «Арсенал-Коммерц». Последнее время она звучит на экранах всех областных каналов и активно освещается в газетах. Так что долго рассказывать о ней не будем. Но суть та же. Нормально работающее предприятие, 160 человек коллектива, 60 с лишним миллионов рублей фонда оплаты труда, 30 миллионов налогов в казну области и куча договоров на поставку изделий из железобетона. Да вот беда: работает оно на арендованных площадях и оборудовании двух других предприятий. А они - банкроты, порядком задолжавшие кредиторам. У них - уголовные дела и арест имущества (которым, впрочем, можно пользоваться для организации и осуществления производства). А «Арсеналу-Коммерц» в наследство достаётся внезапное появление людей в масках на территории завода. Не будем разбираться – кто они: «рейдеры» (как полагают работники «Арсенал-Коммерц» и некоторые депутаты) или просто новая организация, обязанная осуществлять ответственное хранение имущества (как следует из одного из документов). На это есть компетентные органы в лице полиции и прокуратуры. Не будем оценивать и роль «Арсенал-Коммерц» в этой истории. Споры хозяйствующих субъектов – штука сложная. Но факт остаётся фактом: полторы сотни жителей почти три недели сидят без работы. На территорию завода коллектив не пускают. Хотя, как отметил сначала прокурор Красноперекопского района Сергей Кальченко, а потом и прокурор всей области Юрий Верховцев, оснований для этого нет. Производство может быть продолжено.

А в Правительстве опять спокойствие. И пришедший на смену Дмитрию Секретарёву зам по экономике Михаил Крупин 21 апреля (когда люди собрались на митинг у «Белого дома») говорит, что исполнительная власть пока не будет вмешиваться. И губернатор не выказывает энтузиазма: вопрос на контроле, всё будет в соответствии с законом. А под окнами зала заседаний снова ждут обеспокоенные люди.

отчет2.jpg

Это только самые яркие примеры недальновидной промышленной политики на территории региона в течение последнего года. Между тем, существуют и другие проблемы: на Семибратовском заводе газоочистительной аппаратуры, в ряде СПК, вновь готовятся сокращения на ЯМЗ (звучат цифры от 600 до 950 человек), в Ярославском речном порту и на других предприятиях. Про инвестиционные площадки и говорить не приходится. Кроме фабрики «Сыктывкар Тиссью Групп», предприятий по выпуску напитков и пары фармацевтических заводов (которые, впрочем, продолжают стратегию формирования фарм-кластера, заложенную ещё Сергеем Вахруковым) и вспомнить нечего. Похоже, времена «Комацу», «Астрон Билдингс», «Велюкс» и нового завода 530-х двигателей канули в лету. Но про это, почему-то, предпочитают не вспоминать. Да это и неважно. Главное, видимо, чтобы красиво звучали цифры доклада на Думе. Что поделаешь – «эпоха отчётов».

ВИКТОР ПАРФЁНОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?