Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

10.11.2016
Ярославль
2418
«ПЕРЕСТРОЙКА» ПО СЛЕПЦОВУ. ПРОЦЕСС ПОШЁЛ?
Об отдельных вопросах превращения Ярославля в город-сад

Много жизненно-важных вопросов накопилось в г. Ярославле с точки зрения градостроительной политики. И новое руководство мэрии их сразу как-то озвучило и начало активно воплощать в жизнь. Только вот насколько оно готово серьезно и системно решать эти вопросы? На годы вперед. На перспективу. Сейчас телодвижения мэрии больше напоминают кавалерийскую атаку - решим все наскоком, а дальше будем разбираться что и как получится... Наполеоновский принцип, ничего не скажешь...
«ПЕРЕСТРОЙКА» ПО СЛЕПЦОВУ. ПРОЦЕСС ПОШЁЛ?

В 1921 году Ленин ввёл в стране новую экономическую политику (НЭП). И даже пообещал, что она будет «всерьёз и надолго». 95 лет спустя тёзка вождя мирового пролетариата, исполняющий обязанности ярославского мэра Владимир Слепцов объявил о новой градостроительной политике. Станет ли отношение к ней таким же, как у Владимира Ильича? Будет ли она «надолго», а главное «всерьёз»? Пока непонятно. С одной стороны, установки, вроде, правильные: социальная нагрузка на бизнес, запрет «точечной застройки», приведение стройплощадок в порядок и всё такое прочее. С другой, все эти плюсы пока что существуют в виде деклараций. А то и вовсе в головах многочисленных функционеров городской администрации. На практике сделано совсем немного. И дело даже не в дефиците времени на реализацию задуманных планов (его у Слепцова-градоначальника пока что действительно было немного). Дело в принципе. То есть в возможности этой самой реализации как таковой. Ведь главное что? Чтобы не получилось, как у классика: гладко вписано в бумаге, да забыли про овраги! А по этому поводу есть большие сомнения. Но обо всём по порядку.

Всё идёт не по плану!

Одна из главных установок новой городской власти – комплексный подход к застройке территорий. То есть возводить жилые массивы «в чистом поле» отныне никто не даст. Вместе с домами застройщику придётся учесть все сопутствующие нюансы – транспортное сообщение, обустройство коммунальных сетей, благоустройство территории и, самое главное, социальные объекты. В первую очередь – строительство садиков и школ. По имеющейся информации, такую же практику хочет ввести за правило и зампред областного Правительства Виталий Ткаченко. Только уже на уровне всего региона. В принципе, ничего нового в таком подходе нет. Комплексная планировка как таковая существует ещё со времён царской России, когда при фабриках строили рабочие посёлки, оснащённые всем необходимым: от яслей и бань до больниц и церквей. Классический пример – ансамбль текстильного комбината на Красном Перекопе. При советской власти практика «строительства под ключ» продолжалась. Теперь она несла в себе идею «города-сада». Существует несколько вполне удачных для своего времени проектов в стиле «конструктивизм». Скажем, те же кварталы в начале проспекта Ленина с клубом «Гигант». С приходом «развитого социализма» пафос поубавился и уступил место практичности. Но задача комплексного освоения территорий никуда не делась. Напротив, она приобрела больший масштаб и распространилась на целые районы и даже города. Возможно, их эстетическая составляющая оставляла желать лучшего. Зато, получая квартиру в Брагино или на Нефтестрое лет сорок назад, жители не задумывались о том, куда пристроить детей или как организовать собственный досуг. Дома сдавались «в комплекте» с садиками, школами, дворцами культуры, кинотеатрами и спортивными объектами. В 90-е годы всё это благополучно свернули. Да и само жилищное строительство с переходом на «рыночные рельсы» серьёзно забуксовало. Потом ситуация выровнялась, спрос на жильё снова подрос. Но про социальную нагрузку «под шумок» как-то забыли. Хотя разговоры о возвращении к «советской практике» настойчиво идут уже ни один год. 

Слепцов.jpg

На последнем заседании муниципалитета об этом напомнил и Владимир Слепцов: «за счет бюджета городу никогда самостоятельно не выдержать нагрузку по строительству большого количества школ и детских садов. Строители, которые зарабатывают деньги на строительстве жилых домов, должны будут или предусматривать свой вклад в бюджет, или самостоятельно строить детские сады и школы». Чётко, ясно, по существу. В мэрии слова градоначальника восприняли как руководство к действию. Началась разработка соответствующих документов.

Спору нет, установка хорошая, правильная. В отличие от того же Рыбинска, для Ярославля проблема нехватки мест в детских садах остаётся более чем злободневной. Своей очереди ждут около 15 тысяч малышей в возрасте от нуля до трёх лет. Но что мы видим на практике? Да ничего хорошего! А попытка разрубить этот «гордиев узел» превратилась в один из самых ярких примеров натурального «головотяпства» за последнее время. Ещё несколько лет назад через областную программу Ярославлю были выделены деньги на строительство шести детских садов. Три из них с горем пополам удалось достроить - разрешение на ввод в эксплуатацию было получено в этом году. Зато на оставшихся трёх, образно выражаясь, конь не валялся. Речь о детских садиках на улице Академика Колмогорова (на 125 мест, сметная стоимость более 102 миллионов рублей), на улице Чернопрудной (также на 125 мест, цена вопроса – более 111 миллионов рублей) и на Тутаевском шоссе (на 330 мест, затраты на строительство без малого 200 миллионов рублей). По плану их должны были сдать ещё в первом квартале. Но до сих пор на площадках стоят только фундаменты. По одному из них велика вероятность образования трещин и дальнейшего разрушения. И по уму - его надо перекладывать. «Классная» работа, ничего не скажешь! Как у того каменщика из анекдота, который «кладёт на совесть». При этом, подрядчик (некая московская фирма ООО «БизнесСтиль») даже получила аванс. И сейчас заказчик (в лице одной из структур мэрии) через суд пытается взыскать эти деньги. В сухом остатке получаем: расторгнутые муниципальные контракты, «замороженные» стройки и потерянные деньги. Кстати, неплохо бы узнать насчёт ответственности за срыв сдачи социальных объектов. Притом, срыв не однократный. Но этот вопрос - уже к компетентным органам!

Бывшее здание детского сада на Московском проспекте.jpgБывшее здание детского сада на Закоторосльной набережной.jpg

В качестве лирического отступления стоит отметить, что провал строительства новых дошкольных учреждений усугубляется периодической ликвидацией старых. Например, за последние годы город уже лишился детского сада № 13 на Московском проспекте (так называемый «дом Градусова») и № 14 на Закоторосльной набережной. Окончательную точку в судьбе зданий (в плане размещения в них дошколят) поставили на заседании муниципалитета 2 ноября, изменив назначение их территориальных зон. В обоих случаях ликвидацию детсадов объясняют кучей всевозможных причин, как то несоответствие градостроительным, санитарным, пожарным, электрическим, техническим и прочим нормам. Наверное, так оно и есть. И выставить памятники архитектуры в двух шагах от исторического центра города на продажу гораздо проще, чем привести их в порядок и продолжать использовать для нужд образования. Но проблему нехватки мест это точно не решает.

Финансисты прикинули, что на завершение строительства новых детских садов (кроме Ярославля работы встали ещё в Данилове, Пошехонье и Ярославском районе, а в Угличе идут с существенным отставанием от графика) потребуется 1,2 миллиарда рублей. Торг, как говорится, неуместен. Но в бюджете на будущий год заложена лишь одна шестая часть от этой суммы. В такой печальной ситуации для Ярославля есть два варианта решение вопроса. Первый – получение от области бюджетного кредита под символический 1% годовых. Об этом говорили ещё в начале октября. Но, по большому счёту, такая мера выглядит переливанием из пустого в порожнее, из дырявой региональной казны в абсолютно прохудившуюся муниципальную. Поэтому, по имеющейся информации, прорабатывается и второй вариант решения проблемы. А именно – поиск крупного инвестора, согласного выступить в роли единого подрядчика и достроить все садики. Притом, за свой счёт, чуть ли не «в долг». Оплату, судя по всему, произведут по факту выполнения работ. Самому застройщику, очевидно, предоставят некие преференции в будущем. Например, в виде какого-нибудь привлекательного земельного участка. Если пойти логическим путём, то по всему выходит, что такую работу может потянуть исключительно крупная компания с большими оборотными средствами. Питерская или московская. В контексте последних кадровых изменений – скорее всего, московская. Ярославцы точно останутся не при делах, ибо местные фирмы либо в долгах, либо строят относительно небольшие объёмы жилья (притом, исключительно за собственный счёт - в редких случаях).

Возвращаясь к заявленной теме, сделаем неутешительный вывод: строить садики на сегодняшний день не очень то получается. Даже за счёт выделенных бюджетных денег. Не говоря уже о собственных средствах застройщиков. Со школами ситуация и того хуже. Ибо возводить их гораздо сложнее и в разы дороже. Пока что в городе действует обратная тенденция. Новых зданий не появляется уже лет двадцать. А существующие школы или объединяют (иногда с «потерей» зданий, как в случае с 22-й школой в районе «Коровников», учеников которой перевели в СОШ № 16) или вовсе закрывают (как СОШ № 53 на Большой Фёдоровской). Посему идея комплексного освоения территории с обязательной социальной нагрузкой на бизнес выглядит правильной, но практически нереализуемой. Во всяком случае, на сегодняшний день. Единственный выход – поиск того самого «мистического» инвестора. Которого, по всей вероятности, определит уже не городская, а областная власть. Если так, то мэрия будет действовать в строгом соответствии с установками Правительства региона.

«Точечная застройка». Когда ставить точку?

точечная застройка2.jpg

Второй установкой руководства мэрии стало обещание избавить город от «точечной застройки». Позволим себе дать ещё одну цитату – на этот раз, с официального сайта городской администрации: «Пора внезапного появления во дворах многоэтажных башен, которые лишают жителей окрестных домов в буквальном смысле "возможности сходить за молоком" уходит в прошлое. Возводить новые объекты будут застройщики, готовые к выполнению всех обязательств по проекту планировки». Послушать – прямо песня! И ведь снова не поспоришь - правильный посыл дают новые «отцы города». Вся штука в том, что до них об этом же говорили и предыдущие «рулевые». И примерно в том же ключе. Алексей Малютин утверждал, что в вопросе точечной застройки всегда поддерживает жителей. Евгений Урлашов заверял, что за время работы не подписал по ней ни одного разрешения. И даже Виктор Волончунас говорил, что не является её ярым сторонником. Но вот какая штука: уплотнительная застройка, несмотря ни на что, продолжалась при всех градоначальниках. Притом, чем дальше, тем страшнее. И если на первых этапах во дворах вырастали достаточно небольшие и местами даже красивые здания, то со временем этажность «уплотнённых» новостроек увеличивалась обратно пропорционально их эстетическому виду. Закончилось тем, что в городе стали появляться дома выше 10-12 этажей. Строители будто не замечали критики властей. Или замечали, но были уверены в своей безнаказанности по неким неизвестным простым смертным причинам. Одним словом, пока что «воз и ныне там».

запрет.jpg

На этот раз намерение сдвинуть его с места продекларировал Владимир Слепцов. И, по утверждению одного из ярославских информационных агентств, уже дал распоряжение подготовить постановление, запрещающее точечную застройку в Ярославле. Возможно, журналисты неточно истолковали слова градоначальника. Но прикол в том, что «запретить точечную застройку» с помощью какого бы то не было постановления мэрии попросту невозможно. Более того – её в принципе нельзя запретить или разрешить. По той простой причине, что такого понятия не существует в природе! Вы не найдёте его ни в одном кодексе, законе или ином нормативном акте регионального и тем более местного уровня. Под указанным словосочетанием обычно подразумевается новое строительство в сложившемся квартале. Но такое определение весьма размыто. Как бы то не было, любое строительство регулируется целым рядом норм и правил: от Градостроительного кодекса России и областных законов в сфере градостроительной политики до узких отраслевых СНиПов и САНПиНов. На муниципальном уровне главная роль отведена Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки. Вся эта познавательная литература даёт исчерпывающий набор требований для возведения нового здания: этажность, уровень инсоляции, расстояние до соседних домов и проезжей части, благоустройство территории и так далее и тому подобное. В итоге получается очень просто. Если все указанные требования соблюдаются – вести разговоры об уплотнительном строительстве некорректно по определению. Ибо всё по закону. Если не соблюдаются – разрешение на работы не должно быть выдано в принципе. Третьего не дано! Выходит, чтобы «запретить точечную застройку» не нужно вводить ничего нового! Достаточно лишь соблюдать уже действующие нормы и правила! Только соблюдать по-настоящему, а не на словах во время встреч с жителями или под прицелами телекамер. А ещё - более уважительно относиться к Правилам землепользования и застройки и не менять их всякий раз по своему усмотрению под прикрытием публичных слушаний (технологии их проведения, в общем, известны).

Калинин.jpgЛебедев.jpgДмитрий Волончунас.jpg






Мэрии это вполне под силу. Даже с учётом возможного противодействия со стороны отдельных депутатов муниципалитета. Важно, чтобы «саботажа» не было в рядах самой городской администрации. Не секрет, что нынешние высшие чиновники, курирующие указанную сферу, в недавнем прошлом имели непосредственное отношение к строительному бизнесу. Заместитель мэра Сергей Калинин возглавлял крупную фирму ООО «Промстроймонтаж». Директор департамента архитектуры Игорь Лебедев также работал в частной компании. Генеральный директор АО «Ярославльзаказчик» (которому пророчат кресло директора департамента организации строительства и жилищной политики) Дмитрий Волончунас сам бизнесом не занимался, но через отца (да и по прошлой работе в Химках) наверняка знаком со многими руководителями соответствующих организаций. Поэтому важно, чтобы обычное уважение к бывшим коллегам по цеху не переросло в «особое отношение» к их отдельным представителям. Чего греха таить – в области такие примеры были. И не только в строительной отрасли. Так что, коли власть взялась за благое дело борьбы с «точечной застройкой», то должна следовать ему со всей строгостью и отдачей. Тогда в этом непростом вопросе действительно можно будет поставить точку.

Гимн забору!

pokraska-zabora.jpg

«И если хочешь на земле оставить память о себе – тогда построй ещё один забор», - пел когда-то давно Андрей Макаревич. Почти в тон его песне мэрия тоже решила заняться заборами. Вернее – не только заборами, а полноценным обустройством всех строительных площадок на территории города. Городские власти выступили с инициативой привести их божеский вид – унифицированный, эстетический безопасный. Свою инициативу чиновники уже облекли в форму постановления, которое регламентирует вопросы содержания стройплощадок и устанавливает единые требования к их обустройству. Что к ним относится? Прежде всего – форма и цвет строительного забора, ограничивающего выделенный земельный участок. В случае с Ярославлем выбор пал на профнастил зелёного цвета. В свою очередь, сам забор необходимо устанавливать на бетонное основание, окрашенное в белый и красный цвет. Кроме того, на месте должны присутствовать соответствующие знаки и информационные стенды, и быть оборудованы мойки для строительной техники. Дабы она не выносила (вернее – вывозила) грязь, мусор и прочий сор из «избы» на городские улицы. На приведение своего хозяйства в порядок мэрия дала, прямо скажем, невеликий срок – до 1 ноября. Первым пример подали руководители АО «Ярославльзаказчик», установив «правильный забор» на одной из своих площадок в районе Советской улицы. Позднее аналогичные конструкции стали появляться и в других районах города.

Новый забор.jpg

Опять-таки, всё правильно! Единые требования к обустройству стройплощадок давно действуют во многих крупных городах. Ту же однотипную покраску заборов ввели в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и других мегаполисах. Чем мы хуже? Тем более, что всё это действительно отображает иной уровень культуры производства и создаёт благоприятное впечатление от восприятия городской среды. Не мудрено, что Владимир Слепцов, работавший в Подмосковье с его супер развитой стройиндустрией, решил применить этот опыт у нас. Это похвально. Но вновь важно, чтобы инициатива не ограничилась десятком «потёмкинских деревень» с «потёмкинскими заборами», а потом приказала долго жить. Исполнение постановления мэрии должно быть системным. Иначе это будет холостой выстрел, не вызывающий ничего, кроме улыбок, а то и сарказма. Придумала же в своё время хитрая на выдумку ярославская публика прозвище «генерал-маляр». А фантазии у нашего народа, как известно, много. Работа предстоит большая. Как-никак, в Ярославле выдано более 1000 разрешений на строительство. Если в порядок приведут хотя бы треть площадок – будет уже хорошо!

Одним словом, с точки зрения обывателя начинания мэрии должны принести городу пользу. В теории. Но в теории всё и всегда значительно легче, чем в реальной жизни. Очень просто быть правым в речах. И речи Владимира Слепцова действительно правильны и убедительны. Если такими же окажутся его дела – почётное место в новейшей истории города ему гарантировано. Если нет – все предложения забудутся столь же быстро, как вчерашние новости. А у ярославцев останется горькое послевкусие и очередное разочарование от действий власть предержащих. Хотелось бы, чтобы этого не произошло и всё случилось по оптимистичному сценарию. В конце концов, наш город того стоит! Будем надеяться, что Владимир Витальевич считает также.

ГЕОРГИЙ ГРОМОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?