Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

09.10.2025
Ярославль
1161
РОМАНС ЛЯ-МИНОР НА ФИНАНСОВУЮ ТЕМУ

Мажорное «вчера», унылое «сегодня» и пугающее «завтра» ярославского бюджета

РОМАНС ЛЯ-МИНОР НА ФИНАНСОВУЮ ТЕМУ

Каждому хотя бы раз в жизни наверняка приходилось слышать расхожую фразу «финансы поют романсы». Означает она степень крайнего материального расстройства. Притом, страдать от этого может не только конкретный человек, но и коллектив, или даже целый регион. В этом смысле финансы Ярославской области уже не просто поют, а натурально воют. Да так, что слышно далеко за пределами губернии. Шутка ли: по объёму госдолга мы на третьем месте в ЦФО после Москвы и Подмосковья (а если считать в перерасчёте на количество населения – так и вовсе на первом), дефицит достиг рекордной цифры в 10,6 миллиарда, а гасить всё это приходится через привлечение коммерческих кредитов под 19-22% годовых. При этом, недополученные доходы от важнейших налогов исчисляются миллиардами рублей, а федерация сокращает помощь сверху. Самое печальное, что прогноз на ближайшую перспективу отнюдь не внушает оптимизма и не сулит ничего хорошего (хотя у Правительства региона даже консервативный вариант выглядит оптимистично). И чтобы заглушать этот «стон», который «у нас песней зовётся», исполнительной власти хочешь – не хочешь, а придётся планировать бюджет-2026 с особой тщательностью и научиться жить по средствам. Правда, каким образом это будет сделано – пока непонятно. Ибо приоритеты расходов у губернатора Михаила Евраева весьма своеобразные. Как и статьи пополнения казны.

 

Казённый дисбаланс или без пяти минут дефолт

          Начало осени – традиционное время, когда подводят промежуточные итоги исполнения бюджета и наводят «дальний прицел» на проект основного финансового документа будущего года. Тем более, это предусматривает и региональное законодательство о бюджетном процессе. Пожалуй, в нынешнем сезоне всё также прошло бы привычном формате, если бы не сами цифры. Которые как раз оказались неожиданными! И это ещё мягко сказано, ибо отдельные показатели откровенно повергли в шок. Конечно, никто не ждал чудес от ярославской экономики, которая сейчас переживает далеко не лучшие времена (смотрите нашу статью «Хоть маскируют и хитро, не спрячут бледное нутро» от 7 августа 2025 года). Однако степень глубины финансовых проблем всё же удивила. Но обо всём по порядку.

         Первое полугодие 2025 характеризовалось относительно низким уровнем поступления доходов в бюджет Ярославской области. Общая сумма составила без малого 57,9 миллиарда рублей или всего 39,9% от годового плана. При этом, объём собственных налоговых и неналоговых доходов за тот же период оценили в 48,8 миллиарда рублей или 37,96% от плана. Если взять главные доходные статьи, то положительную динамику дали лишь поступления по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). Их общая сумма составила 15,6 миллиарда рублей. Зафиксирован рост на 2,7 миллиарда или 20% от уровня прошлого года. Здесь всё логично, ибо растёт номинальная начисленная заработная пата (в первом полугодии 2025 – примерно на 15% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом). Реальные доходы населения с поправкой на уровень инфляции и рост потребительских цен оставим за скобками.

         А вот на других важнейших направлениях всё печально. Хуже всего – дела с отчислениями по налогу на прибыль организаций. Общие поступления за полгода – 12,3 миллиарда рублей (минус 1,26 миллиарда по сравнению с аналогичным периодом 2024 года и минус 6,21 миллиарда по сравнению к 2023 годом). Интересно, что снижение показали многие крупные игроки – «Сбербанк», АО «Норд», «ОДК-Сатурн», «Ярославский технический углерод», ПАО «ТГК-2», «Тандер» и другие. 

нет прибыли.pngПоступления от акцизов (третий по важности источник из числа собственных доходов) оценили в 8,3 миллиарда рублей. Они также продемонстрировали снижение на 366 миллионов или 4% от прошлогоднего уровня. И это при том, что в 2025 г. акцизы были повышены и вроде сборы по акцизам должны были бы вырасти. А они упали. Помимо всего прочего это говорит о сокращении потребления наслением подакзиных товаров. А это, как правило, товары широкого потребления, включая сигареты, вино, водку, бензин и т.д.

акцизы.jpg

         Крайне слабое исполнение оказалось и по ряду других доходных источников. В частности, исполнение по доходам от продажи материальных и нематериальных активов (проще говоря, приватизация областного имущества) составило всего 1,85% (за первое полугодие продали всего на 157 миллионов при плане 8,5 миллиарда рублей). Ниже мы остановимся на этом моменте подробнее. Поступления от использования имущества, находящегося в государственной собственности оценили только в 9% от плана. А статья «штрафы, санкции, возмещение ущерба» оказалась исполнена на 15,5%. И это – несмотря на постоянное повышение этих самых штрафов и неутихающие скандалы вокруг новых автоматических постов весового контроля, «обдирающих» владельцев большегрузов.

         Конечно, показатели аховые. И при сохранении имеющейся полугодовой динамики к концу 2025 года недополучение средств только по этим трём источникам может составить порядка 10 миллиардов рублей. Наконец, не баловала нас и федерация – безвозмездные поступления из Москвы сократили сразу на 2,5 миллиарда рублей или на 22% (общая сумма за полгода – 9,1 миллиарда рублей).

дыры в бюджете.png         В свою очередь, объём расходов в первом полугодии составил 62,8 миллиарда рублей или 43% от плановых годовых значений (интересно, что за два последних отчётных года расходы ярославского областного бюджета за первое полугодие регулярно возрастали, в совокупности увеличившись на 10,2 миллиарда рублей). Соответственно, за 6 месяцев 2025 года бюджет Ярославской области был исполнен с дефицитом 4,9 миллиарда рублей при плановом дефиците 923,7 миллиона рублей. Разрыв колоссальный. Для сравнения: первое полугодие прошлого года регион завершил с профицитом 1,16 миллиарда рублей при плановом профиците в 251 миллион. В свою очередь, на 1 июля 2023 года был получен профицит в размере 5,53 миллиарда рублей при плановом дефиците (!) 6,59 миллиарда. Потрясающая финансовая «эффективность».

         Ещё больше шокируют объёмы государственного долга Ярославской области. По состоянию на 1 июля он составил 58,9 миллиарда рублей. И всего за 6 месяцев вырос на 3,9 миллиарда. Это притом, что лишь год назад заложенность региона оценивали в сумме 51,25 миллиарда, а два года назад – в 48,4 миллиарда. Для того, чтобы гасить свои обязательства, областные власти теперь вынуждены привлекать коммерческие кредиты. Полагаем, никому не нужно объяснять, что ставки по ним – драконовские. Правда, выступая на сентябрьском заседании Думы, министр финансов Алексей Долгов отметил, что сейчас они постепенно снижаются. И составляют около 17%. Однако привлекать займы приходилось по 19% и даже 22%. И это притом, что ещё два года назад разговора про коммерческие кредиты вовсе не было. А расходы на обслуживание госдолга за тот же временной интервал выросли в 2,5 раза!

 долги.jpg        К слову, по объёму госдолга наша область сегодня – в лидерах ЦФО. Если смотреть по абсолютным цифрам, то мы занимаем третью строчку после Московской области (без малого 207 миллиардов рублей долга по состоянию на 1 июля) и Москвы (167,4 миллиарда рублей на ту же дату). Однако если пересчитать общий объём задолженности на количество постоянного населения, мы уверенно займём отнюдь не почётное первое место, почти вдвое обойдя то же Подмосковье.

         Ещё одно нехорошее обстоятельство – совокупный объём долга у нас составляет почти 46% от уровня собственных доходов. Если нам не изменяет память, превышение порога в 50% (при совпадении ряда иных условий) даёт формальный повод вводить в субъекте внешнее управление (подразумевающее, в том числе, обязательное согласование расходов с федеральным казначейством). Если исходить из этой логики, то у нас, конечно, ещё не дефолт. Но при сохранении имеющейся тенденции мы стремительно к нему приближаемся.

         Отметим, что в сентябре долг увеличился ещё сильнее, составив 59,5 миллиарда. А дефицит после очередных поправок в бюджет, принятых Думой с подачи губернатора Михаила Евраева, вырос до рекордной суммы 10,6 миллиарда рублей. Наиболее критично настроенные депутаты раскритиковали Правительство и призвали его снять «розовые очки». Лояльные парламентарии высказывались более осторожно, но и они отметили необходимость тщательно анализировать бюджет и «жить по средствам». Откровенно говоря, пока у исполнительной власти это получается плохо.

 

Сомнительные приоритеты

          Разумеется, регион обязан нести целый ряд положенных трат. Например, в части исполнения многочисленных социальных обязательств (индексация зарплаты бюджетникам, обеспечение всевозможных выплат и льгот, горячего питания для школьников и так далее), мер поддержки участников СВО, софинансирования расходов на реализацию мероприятий национальных проектов, обслуживания того же государственного долга и так далее. От этого никуда не денешься, и это не обсуждается. Однако в Правительстве региона есть довольно внушительный список далеко не очевидных статей, без которых уж точно можно обойтись при сложившейся в регионе патовой финансовой ситуации.

         Одно из самых показательных направлений – ледовые катки. Они давно попали под огонь критики, притом вполне справедливой. Ибо востребованность подобных сооружений сомнительная, а их эстетический облик далеко не всегда можно считать приемлемым (особенно когда данные сооружения размещают в непосредственной близости от архитектурных шедевров старины, вид на которые от этого, безусловно, страдает). При этом, затраты на обустройство внушительные

Катки-1.jpg

        Так, только один каток на Советской площади Ярославля обошёлся почти в 112 миллионов рублей. В Рыбинске аналогичное «удовольствие» стоило дешевле, но всё равно прилично – порядка 40 миллионов. А вообще же катки организовали в каждом райцентре. Вот и считайте, сколько можно было сэкономить. Особенно учитывая то, что раньше в любой мало-мальски крупной деревне или посёлке люди спокойно катались на льду рек или прудов. И мы не припомним, чтобы кто-то сильно от этого страдал. 

         Другая потенциальная статья экономии – архитектурно-художественная подсветка зданий. В этом году на неё заложили около 400 миллионов рублей. Нет, смотрится всё это красиво. Но когда у нас гнилые трубы отопления, разваливающиеся фасады и протекающие крыши исторических зданий, а нормативам отвечает лишь чуть больше половины областных дорог – как-то не до жиру. К тому же, одно дело – подсветить прекрасный храм или старинный особняк.

подсветка1.jpgНо когда прожекторы ставят на безликие коробки районных администраций или ржавые мосты – это уже за гранью понимания.

подсветка2.jpg         Откровенно говоря, не всегда объяснимы в контексте колоссального дефицита и отдельные расходы на благоустройство. Конечно, приятно видеть преображение общественных пространств. Но те, которые и так выглядели нормально, в принципе могут и подождать. Это точно тот случай, когда лучшее – враг хорошего. В качестве примера можно привести Юбилейный парк в Ярославле. Его понемногу благоустраивают едва ли не каждый год ещё со времён бывшего мэра Владимира Волкова. И только в этом году на все мероприятия в общей сложности закладывали больше 100 миллионов рублей. Однако рискнём предположить, что парк мог бы обойтись без нового фонтана, или хотя бы без новой сцены и шатра для коворкинга. Хотя, повторимся, смотрятся они весьма симпатично.

Праздники-1.jpg         Ещё есть вопросы к затратам на проведение очень частых в последнее время развлекательных мероприятий и на разноплановую раскрутку туристического имиджа региона – будь то реклама в скоростных поездах, специальный интернет-портал (толком так и не заработавший), плохо читаемые указатели к достопримечательностям или пластиковые медведи-навигаторы. Да что навигаторы – банальные «флажки» на разделительной полосе при въезде в Ярославль со стороны столицы обошлись в 9 с лишним миллионов рублей (правда, с благоустройством самой полосы). И это тоже далеко не первостепенная статья расходов. Особенно циничными подобные затраты выглядят на фоне тех направлений, где предлагается получить экономию.

Флажки на Московском проспекте.jpg

         Например, за счёт объединения больниц и поликлиник (где оптимизация странным образом совпадает с закрытием целых отделений, что уже вызывает открытые бунты на местах), школ и детских садов, театров, библиотек (с одновременным высвобождением целого ряда ставок в штатном расписании). Или за счёт сокращения государственных и муниципальных служащих, чему порой также предшествует слияние различных структур исполнительной власти. Притом, иногда – уже какое-то поистине хаотичное.

         Например, со 2 декабря в Правительстве заработает новая структура под названием «агентство по делам юстиции». Ему передадут функции агентства по обеспечению деятельности мировых судей, управления по взаимодействию с законодательными органами, управления ЗАГС и (внимание!) управления по делам архивов! Конечно, очень одинаковая работа! А как вам идея полностью ликвидировать службу занятости населения и передать её полномочия управлению государственной службы?

         При этом, у нас есть собственный Корпоративный университет Правительства области с арендованным зданием и отдельным штатом сотрудников. К слову, решению о ликвидации службы занятости также предшествовало сокращение её штатной численности. В пять раз. Чего не было больше ни в одном из соседних регионов. Но самое главное в контексте нашей сегодняшней темы состоит в том, что экономия от подобных решений – весьма сомнительная.

         Во-первых, оставшимся людям всё равно придётся увеличивать зарплату, ибо один человек не будет выполнять задачи ещё пятерых сотрудников за те же деньги (строго говоря, чисто физически он вообще не сможет их выполнять при текущих условиях относительно долгое время, но речь не об этом). А во-вторых, сокращённому персоналу придётся осуществить положенные выплаты. На решение указанных задач только при последней корректировке бюджета в сентябре пришлось заложить больше 940 миллионов рублей. Поэтому что здесь хочет «выгадать» губернатор сотоварищи – непонятно.

 Приватизация-1.jpg        Это что касается расходов. Но и с пополнением доходной базы в Правительстве не очень то получается. Самый яркий пример совершенного неумения планировать работу – план приватизации областного имущества. Напомним, что при его утверждении в конце прошлого года власти рассчитывали привлечь в казну аж 8,5 миллиарда рублей (притом, это в первоначальной редакции, а в течение года было ещё несколько уточнений)! Уже тогда сомнения насчёт столь огромной цифры выразили даже далёкие от экономики люди. Но в областной администрации с присущим упрямством продолжали идти напролом.

         И вот прошли уже три квартала из четырёх. А итог предсказуемо оказался плачевным. По состоянию на сентябрь в плане значилось 84 объекта недвижимости, акции ОАО «Авиация Ярославля» и 2190 объектов сетей газоснабжения. Плюсом список предлагалось дополнить ещё 9 пунктами на общую сумму около 167 миллионов рублей. Итого – почти сотня объектов, не считая сетей. Реализовать (на ту же дату) получилось десять, выручив с этого 559 миллионов рублей (или 6,5% от плана доходов). И что-то подсказывает, что принципиально эта доля не изменится и в декабре. Вот такое качество планирования и исполнения!

 

Пугающие перспективы

         Всё вышеперечисленное нужно знать и «иметь в виду» ещё и потому, что улучшения ситуации, в общем, не предвидится. Во всяком случае, это следует из основных показателей прогноза социально-экономического развития Ярославской области на среднесрочный период 2026 – 2028 годов. Он содержится в исходных данных к проекту регионального бюджета на будущий год, которые предстоит рассмотреть в Ярославской областной Думе буквально 10 октября. По традиции, прогноз подготовлен в двух вариантах – консервативном и благоприятном. С позволения уважаемых читателей, мы в большей степени сосредоточимся на первом, ибо предпосылок к благостному восприятию экономических перспектив откровенно немного. Тем более, что даже консервативный вариант в редакции Правительства порой смотрится на редкость оптимистично.

         Один из таких примеров – оценка развития производства. По итогам 2025 года губернаторские экономисты прогнозируют индекс промышленного производства (ИПП) на уровне 101,3% к прошлому году. При этом, ИПП 2024 года составляет 101%. То есть в текущем сезоне данный важнейший показатель, по версии чиновников, будет пусть ненамного, но лучше. Вопрос – с чего? ИПП по итогам первого полугодия не просто существенно просел по сравнению с 6 месяцами 2024-го, но и вообще показал отрицательную динамику. А количество конкретных отраслей промышленности, ушедших в минус, оказалось вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года. Как мы уже писали выше, снижаются поступления налога на прибыль. Значит, продаётся меньше продукции. А отдельные крупные предприятия вообще перешли на сокращённую рабочую неделю. Так откуда взяться положительной динамике?

         При консервативном варианте, ИПП в 2026 году всё ж несколько просядет, хотя и чисто символически – до 101,2%. По благоприятному варианту прогноза промышленность региона в 2026 году «подрастёт» на 2,2%. Но здесь, как говорится, без комментариев. Авторы прогноза отмечают, что со стороны внешних условий ключевым риском остается замедление роста промышленного производства с учетом сохранения и ужесточения режима санкций. В случае реализации внешних рисков, а также при существенном снижении цен на товары российского экспорта в среднесрочном периоде темпы роста промышленного производства прогнозируются более низкие, чем по благоприятному варианту. Хорошо, что ещё прогнозируется рост. Пока что в текущем году мы видим отрицательную динамику (последние данные по ИПП за январь – август – 99,8%).

оптимизм.jpg

         Индекс производства продукции сельского хозяйства к концу года оценивают на уровне 103,1%. Но дальше прогнозируют спад. Притом, хоть по консервативному варианту (101,3%), хоть по благоприятному (103%). Свою лепту здесь вносят традиционные риски сельскохозяйственного производства и «хронические болезни» данной отрасли, обострившиеся после введения санкций. В Правительстве отмечают, что негативным фактором в прогнозе стали риски, связанные с эпидемией птичьего гриппа. Кроме того, неблагоприятными условиями развития отрасли растениеводства остаются рост цен на удобрения, средства защиты растений, семена, горюче-смазочные материалы, которые вынуждают сельхозпредприятия переходить на режим экономии, в результате снижается урожайность сельскохозяйственных культур и сокращаются посевные площади.

         В консервативном варианте заложены риски, связанные с негативными факторами, влияющими на деловую активность сельскохозяйственных предприятий:

         - снижение инвестиционной привлекательности сельского хозяйства;

         - высокая зависимость урожайности и объемов валового сбора сельскохозяйственных культур и заготовки кормов от природно-климатических условий;

         - ухудшение финансового положения предприятий на фоне роста себестоимости производства сельскохозяйственной продукции при медленном росте цен на произведенную продукцию;

         - снижение уровня государственной поддержки агропромышленного комплекса.

         Судя по всему, постепенно идёт на спад и жилищное строительство. Если в 2024 году в области было построено почти 954 тысячи «квадратов», то по итогам нынешнего сезона ожидается не выше 932 тысяч. По консервативному варианту прогноза в 2026 году в регионе сдадут только 841,6 тысячи квадратных метров жилья (90,3% к уровню прошлого года). Такой вариант составлен с учетом снижения потребительского спроса в прогнозном периоде, ухудшения условий предоставления ипотечных кредитов (сохранение процентных ставок, повышение доли первоначального взноса, отмена программ льготной ипотеки).

         Консервативный вариант прогноза также предусматривает риски снижения количества средних (170 единиц в 2026 году против 173 – в 2025) и малых предприятий (20214 единиц против 20415). Ключевыми проблемами, которые препятствуют развитию субъектов МСП в регионе, являются:

         - дефицит персонала требуемой квалификации на рынке труда;

         - недостаток собственных финансовых ресурсов для ведения предпринимательской деятельности и развития бизнеса;

         - низкая доступность заемных средств;

         - административное давление на предпринимателей со стороны контрольно-надзорных и государственных органов власти разных уровней;

         - низкие темпы модернизации действующих производств и внедрения новых, в том числе инновационных, технологий;

         - недостаточный уровень внутреннего спроса на производственную продукцию малых предприятий, слабое продвижение ее на внутренний, межрегиональный и международный рынки;

         - недостаточное развитие кооперационных связей субъектов малого и среднего предпринимательства с крупным бизнесом;

         - низкий уровень участия субъектов малого и среднего предпринимательства в реализации государственного и муниципального заказа;

         - высокая налоговая нагрузка;

         - высокие тарифы на энергоресурсы.

         Розничная торговля и общественное питание, по версии авторов прогноза, в 2026 году сохранят положительную динамику по обороту. Однако в консервативной версии она будет минимальной – 101,4% и 100,4% соответственно. Полагаем, причины проблем здесь те же, что и у МСП. Плюс, стоит учитывать потенциальное снижение покупательной способности населения ввиду уменьшения располагаемых доходов. По прогнозу, рост реальной заработной платы по итогам 2025 года оценивается на уровне всего 103,5% к прошлому году. В будущем периоде даже по благоприятному прогнозу рост будет меньше – 101,3%. А по консервативной версии динамика и вовсе окажется отрицательной – 99,4%. Что, впрочем, неудивительно на фоне по-прежнему высокой инфляции, колоссального роста коммунальных тарифов, продолжающегося повышения цен на топливо и продукты питания, существенного увеличения налогового бремени, и прочая, и прочая.

         Всё это, безусловно, должны учитывать в Правительстве региона. И не просто учитывать, а предпринимать реальные шаги для хоть какого-то улучшения ситуации. Для начала – как минимум, пересмотреть подходы к расходованию средств, убрав всё действительно лишнее (смотрите выше) и прекратив, наконец, бесконечные эксперименты над людьми. Правда, кто это будет делать – не вполне понятно. В областной администрации грядут очередные сокращения, в том числе в министерстве финансов. Впрочем, руководство региона, похоже, не больно-то прислушивается к мнению профильных министерств. А стоило бы. Потому что кое-где уже бьют в колокола. И если этот набат не услышать в Ярославле, его рано или поздно услышат в Москве. Должны услышать. Ибо если область окажется в финансовой яме – разрабатывать спасательную операцию всё равно придётся в столице. Вот только стоит ли доводить до крайности и так потенциально протестный регион, да ещё накануне выборов в Государственную Думу? Уверены, что «наверху» знают ответ на этот вопрос. И очень надеемся, что он отрицательный.

 

        

         ИВАН ТИХОНОВ

Опрос
В конце 2025 г. в пяти городах Ярославской области (Ярославле, Рыбинске, Ростове, Угличе, Переславле) вводятся платные парковочные пространства. Теперь на центральных улицах автомобилистам нельзя будет бесплатно парковаться. Одобряете ли Вы это решение?