К выходным в Ярославской области заметно похолодает. По прогнозу даже обещают снег. А в среду из-за первого гололёда на мостах в областном центре уже произошли массовые аварии. Со всей актуальностью вновь встал извечный вопрос зимней уборки дорог. На минувшей неделе с разницей буквально в один день его обсуждали в мэрии Ярославля и региональном Правительстве. Областные трассы – предмет особый. Их содержание отличается от уличной сети, они в большей степени «заточены» под автомобилистов, нежели под пешеходов, да и пользуется ими большинство из нас далеко не каждый день (конечно, если вы не водитель рейсового автобуса или вы не ездите на работу в соседний населённый пункт). Иное дело – городская среда. Здесь и улицы разных категорий, и внутриквартальные проезды, и дворовые территории, и тротуары, и пешеходные переходы, и остановочные площадки с заездными карманами. И всё это хозяйство нужно не просто содержать, но и максимально оперативно очищать от снега и обрабатывать ото льда. Иначе – транспортный коллапс, рост ДТП, «день открытых дверей» в травмпунтах и массовое недовольство граждан. Судя по представленным мэрией Ярославля цифрам, принципиально в подготовке к зиме ничего не изменилось. Хотя в минувшем сезоне была масса нареканий как по поводу нехватки техники с людьми, так и по общей организации процесса. По всей вероятности, героически преодолевать трудности и справляться с ЧП вновь будут по мере их поступления. Как показывает практика, получается это плохо. Так что самое время достать с балкона лыжи и коньки! Запасаемся терпением. И добро пожаловать в сезон!
Для начала – пара слов о наличных силах и средствах, имеющихся для борьбы со стихией, а также о фронте грядущих работ. Сразу подчеркнём, что цифры взяты из официальных отчётов. Которые, по традиции, бодры и жинерадостны. Сперва расскажем про областные дороги. Обеспечивать их содержание в рамках большого контракта продолжит государственное предприятие АО «Ярдормост». В зоне его ответственности будет 969 трасс регионального и межмуниципального значения общей протяжённостью почти 6146 километров, а также 2320 остановочных пунктов (убирать от снега и наледи предстоит как сами остановочные площадки, так и заездные карманы с разгонными полосами), 1264 пешеходных переходов и 110,6 километра тротуаров (к слову, здесь мы как раз видим оно из отличий областных дорог от уличной сети в том же Ярославле, где протяжённость тротуаров в три раза больше).
В общей сложности, на уборке областных магистралей предстоящей зимой будет задействовано 546 единиц специализированной техники, в том числе более 50 автогрейдеров и 120 тракторов. Закуплен инвентарь для дорожных рабочих. Создана база материалов для борьбы со снегом и льдом: подготовлено 113,9 тысячи тонн песка, 41,5 тысячи тонны соли-галита и без малого почти 120 тысяч тонн пескосоляной смеси (ПСС). Кроме того, по словам генерального директора «Ярдормоста» Дмитрия Драного, в зимний период будет задействована рассольная скважина Пошехонского филиала и установка для приготовления солевых растворов в Переславском филиале. А на 10 наиболее опасных участках дорог планируется организовать дежурство тягачей для помощи большегрузным автомобилям при ухудшении погодных условий.
Теперь – про областной центр. Как известно, здесь дороги уже несколько лет убирают в рамках муниципального задания. Эта почётная миссия возложена на МБУ «Горзеленхозстрой». Общая протяжённость городских дорог – порядка 760 километров. Однако к «епархии» учреждения относятся не все объекты. Прежде всего, на праве оперативного управления за «Горзеленхозстроем» закреплены трассы первой и второй категории, а также ряд второстепенных улиц (всего – 10 490,9 тысячи квадратных метров покрытия). Кроме того, в прошлом году на содержание были переданы 840 внутриквартальных проездов площадью 629,8 тысячи «квадратов». В нынешнем сезоне учреждением будет создано 6 участков, призванных обеспечить своевременную уборку данных объектов на территории каждого городского района.
В свою очередь, содержание дорог частного сектора будет проводиться на основании муниципальных контрактов, которые по результатам открытых электронных аукционов будут заключать территориальные администрации. Здесь общая площадь работ оценивается более, чем в 2 миллиона квадратных метров. К сожалению, сведений о том, состоялись ли указанные конкурсы, и кто стал подрядчиком, отсутствует. Что касается «Горзеленхозстроя», то в преддверии зимы там провели техническое обслуживание и ремонт навесного оборудования, закупили запчасти и расходные материалы, подготовили ремонтные базы на Московском проспекте и улице Магистральной.
А с 15 октября даже якобы организовано круглосуточное дежурство машин с зимним оборудованием (хотя в свете событий 30 октября, когда утром из-за скользкости на мостах случились многочисленные ДТП, эта информация вызывает большие сомнения). К слову, план закупки противогололёдных материалов подразумевает приобретение 52 000 тонн пескосоляной смести, 27 600 кубометров рассола, 1269 тонн реагентов марки «Экосол» и «Бионорд тротуарный» и 3314 тонн реагента «Бионорд двухфазный». При незначительных отрицательных температурах планируется применять минеральный рассол. Опасные участки улично-дорожной сети (УДС) – мосты путепроводы, спуски, подъёмы, крутые повороты, заездные карманы, разгонные полосы при низких температурах должны обрабатывать ПСС.
В текущем году для проведения зимних работ приобретено 16 единиц специальной техники и 9 единиц навесного оборудования. В общей сложности, парк техники, задействованной на уборке УДС, составит 120 машин, не считая 28 единиц навесного оборудования. Данные подробно отражены в таблице. В течение сезона 2024-2025 годов также планируется дополнительная закупка комбинированных дорожных машин (КДМ), тракторных щёток, пескоразбрасывателей и шнеко-роторов. Вся специализированная техника конечно же оснащена навигационной аппаратурой спутниковой системы «Глонасс». А контроль над исполнением муниципального задания будет осуществляться с помощью цифрового сервиса «Монитор города».
№ п.п. |
Наименование техники |
Количество (ед.) |
1 |
Комбинированные дорожные машины (КДМ) |
46 |
2 |
Тракторные щётки МТЗ-82 |
33 |
3 |
Фронтальные погрузчики |
15 |
4 |
Автогрейдеры |
3 |
5 |
Автосамосвалы |
13 |
6 |
Лаповые снегопогрузчики |
3 |
7 |
Автомобили ГАЗ 330232 |
5 |
8 |
Бульдозер |
1 |
9 |
Экскаватор |
1 |
Итого техники |
120 |
|
10 |
Роторные навески |
7 |
11 |
Прицеп пескоразбрасывающий на МТЗ-82 |
12 |
12 |
Прицеп пескоразбрасывающий |
7 |
13 |
Фреза для ремонта покрытия литой асфальтобетонной смесью |
2 |
Итого навесного оборудования |
28 |
|
ВСЕГО |
148 |
Повторимся, что приведённые выше данные взяты из официальных отчётов за подписью высокопоставленных начальников. Увы, реальная жизнь не раз показала, что сентябрьский или октябрьский оптимизм власть предержащих был преждевременным. А зимняя уборка улиц, дорог, дворов, проездов, тротуаров и остановок вызывала справедливую критику ярославцев. И что-то подсказывает, что нынешний сезон в этом плане также не станет исключением. Это, так сказать, прогноз. Далее мы покажем, на чём базируется это предположение. Насколько возможно объективно. Начнём с банального сравнения по цифрам.
Если брать зимнее содержание региональных магистралей, то в 2023 г. за них также отвечало АО «Ярдормост» и пять субподрядных организаций. О готовности власти отчитались в начале октября. Для уборки планировали задействовать 575 специализированных машин, а также израсходовать 141 тысячу тонн пескосоляной смеси и 25 тысяч кубометров природных рассолов. Против нынешних 546 машин и 120 тысяч тонн ПСС приведённые цифры будут повыше. Не сказать, чтобы значительно, но всё же. И это совершенно непонятно. Снижение ещё можно было бы оправдать года 3 назад, когда от области федералам был передан довольно протяжённый участок трассы Р-132 «Золотое кольцо» (где расстояние только от Углича до Ярославля составляет порядка 120 километров). Однако мы сравниваем показатели с прошлым годом, когда за его содержание уже отвечал Упрдор «Холмогоры». Не будем забывать и о том, что часть техники «Ярдормоста» по-прежнему задействована на ремонте дорог и мостов. И хотя власти поспешили заверить, что «необходимое на период осеннего межсезонья количество комбинированных дорожных машин уже переоборудовали под зимние задачи», совершенно исключить дефицит всё-таки нельзя.
В Ярославле нынешнее количество техники осталось примерно на уровне прошлого года, когда власти обещали задействовать 121 машину и 13 единиц навесного оборудования. По факту машин оказалось даже несколько больше – 141 единица (без учёта «навесок»). И основные магистрали по сравнению с предыдущей зимой действительно убирались лучше, хотя и не всегда оперативно. Однако многие второстепенные дороги утопали в снегу едва ли не до марта. А главным провалом стала уборка проездов. Как бы то ни было, реальная потребность в спецтехнике по данным самой же мэрии областного центра куда выше – 254 машины (смотрите нашу статью «Разборки вокруг уборки» от 4 марта 2020 года). Согласно другим данным, цифра и вовсе составляет 283 единицы. В два раза больше, чем есть сейчас.
Правда, в период неблагоприятных погодных условий городские власти обещают привлечь дополнительную технику в количестве аж 100 штук. Однако сильно рассчитывать на неё, наверное, не стоит. По всей вероятности, речь идёт о парке сторонних предприятий и организаций. Который может пригодиться в других местах (в первую очередь, в самих предприятиях и организациях). Поэтому машины могут не дать. Или дать, но не столько, сколько попросят. А если и столько – то не сразу. А ложка, как известно, дорога к обеду. Особенно если дело касается своевременной уборки от снега.
Далее – пара слов о противогололёдных материалах. Из доклада, представленного в Муниципалитет 21 октября, подписанного директором ДГХ мэрии Ярославля Ярославом Овчаровым и согласованного заместителем градоначальника Николаем Степановым, следует, что «в настоящее время» заготовлено только 90% пескосоляной смеси. А закупка рассола, «Экосола» и «Бионорда» ещё проходила процедуру торгов. Заключение контракта на поставку планировалось только 30-31 октября. Между тем, это время нередко уже отмечено первыми серьёзными заморозками, минусовыми температуры и гололедицей.
Что как раз и случилось на городских улицах утром 30 октября. Особенно трудно было на мостах – на одном только Толбухинском в первые часы столкнулись 10 машин. В мэрии заверяли, что «особо опасные участки» были обработаны. И добавили, что «противогололедный реагент основан на том, что температура замерзания воды, с разведенными в ней хлоридами солей, ниже, чем температура замерзания осадков».
Откровенно говоря, очень странное объяснение. Простите, а осадки – это не вода? И что это за реагент такой? И зачем он нужен, если всё равно не помогает? И вообще, «был ли мальчик»? В общем, вопросов меньше не стало. Не исключено, что ответы на них ярославцы будут искать уже в суде, требуя от мэрии компенсации за повреждённый транспорт. Рискнём предположить, что своё слово скажет и прокуратура. Последнее время в ведомстве достаточно пристально следят за исполнением городской администрацией своих обязанностей.
Другая история выглядит уже как откровенный анекдот. За счёт средств бюджета запланирована покупка снегоплавильной установки. Однако к моменту поступления соответствующей информации муниципальным депутатам ещё только готовилась документация к проведению торгов по её изготовлению и поставке. Само производство займёт около 100 дней. Поставку в мэрии обещают в январе.
Однако простейший расчёт сроков с поправкой на время доставки и монтажа позволяет предположить, что станция заработает в лучшем случае во второй половине февраля. А в марте снег начнёт таять уже естественным путём. Так что в этом сезоне проку от нового приобретения будет немного. Почему нельзя было провести торги и запустить процесс летом – ещё один вопрос. И большая загадка.
Наконец, кадры. Это ещё одна серьёзная проблема. И их дефицит ощущается даже больше, чем с техникой. Опять же, цифры. Утверждённое штатное расписание МБУ «Горзеленхозстрой» - 1020 человек. По факту трудится 600. На ручных работах по зимнему содержанию планируется задействовать 200 человек. Реально имеется 60. Также намерены привлечь 90 механизаторов и 30 водителей погрузчиков. В настоящий момент открыты 60 вакансий по первому профилю и 20 – по второму. Полностью укомплектован лишь штат водителей.
Надо отдать должное – пытаясь решить кадровый вопрос в «Горзеленхозстрое» подняли зарплаты. Притом, очень существенно. Скажем, машинисту автогрейдера сегодня предлагают от 95 тысяч рублей, мастеру дорожной уборки и водителю КДМ – от 80 тысяч, механизаторам и водителям погрузчиков – от 75 тысяч, дорожным рабочим – от 58 тысяч. Отметим, что нехватка людей с соответствующими навыками – это не проблема конкретного муниципального учреждения и даже отдельно взятого города. Сейчас их не хватает в принципе по всей стране.
Если мы вспомним доходы указанных категорий в январе текущего года, то фактически выплаченная заработная плата тех же трактористов составляла 76 773 рубля. В принципе, сопоставимо с озвученной выше цифрой. Водители погрузчиков получали больше – 93 590 рублей. Правда, всё это с учётом сверхурочных (многие наверняка не забыли, какой сложной была минувшая зима). Впрочем, даже с такими зарплатами «Горзеленхозстрою» трудно конкурировать с теми же федеральными ритейлерами, где за аналогичные работы ещё в прошлом году платили больше сотни тысяч рублей.
Доходы дорожных рабочих в прошлом январе составляли почти 44 тысячи. Сейчас предлагают 58 тысяч – на треть больше. Что ж, может хоть эта мера, наконец, позволит сделать ярославские тротуары чистыми и не скользкими. С другой стороны, глядя на такие цифры, вопросы могут возникнуть уже у квалифицированных специалистов с высшим образованием – тех же инженеров, проектировщиков или сотрудников службы технического надзора в том же «Агентстве по муниципальному заказу ЖКХ».
Многим из них о подобной зарплате остаётся только мечтать, хотя интеллектуальная составляющая и мера ответственности в их работе с трудом обычных дворников не сопоставима. Не случилось бы так, что при существующем порядке вещей скоро придётся массово искать уже этих специалистов – все разбегутся в дорожные рабочие. Из мэрии вон, уже бегут. Так что баланс нужно всё-таки соблюдать.
По всему вышесказанному выходит, что грядущая зима, которая с каждым днём всё ближе, вновь рискует стать для ярославцев серьёзным испытанием на прочность. Посоветовать что-то стоящее в этой ситуации крайне сложно. Кроме банальных общих рекомендаций использовать зимнюю резину, соблюдать дистанцию, по возможности пользоваться общественным транспортом, а ещё лучше – вообще не выходить из дома сказать больше нечего. Да и о чём говорить, если рассол у нас запасают после заморозков, а снегоплавильную станцию готовят почти весной. Остаётся только надеяться на милость природы, на принципиальность надзорных органов (может, хоть кто-то наконец понесет ответственность за бардак) и на то, что когда-нибудь и на нашей улице будет праздник!
ВИКТОР ПАРФЁНОВ