Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

31.10.2024
Ярославль
1833
СНЕГОПАПАДОС
СНЕГОПАПАДОС

К выходным в Ярославской области заметно похолодает. По прогнозу даже обещают снег. А в среду из-за первого гололёда на мостах в областном центре уже произошли массовые аварии. Со всей актуальностью вновь встал извечный вопрос зимней уборки дорог. На минувшей неделе с разницей буквально в один день его обсуждали в мэрии Ярославля и региональном Правительстве. Областные трассы – предмет особый. Их содержание отличается от уличной сети, они в большей степени «заточены» под автомобилистов, нежели под пешеходов, да и пользуется ими большинство из нас далеко не каждый день (конечно, если вы не водитель рейсового автобуса или вы не ездите на работу в соседний населённый пункт). Иное дело – городская среда. Здесь и улицы разных категорий, и внутриквартальные проезды, и дворовые территории, и тротуары, и пешеходные переходы, и остановочные площадки с заездными карманами. И всё это хозяйство нужно не просто содержать, но и максимально оперативно очищать от снега и обрабатывать ото льда. Иначе – транспортный коллапс, рост ДТП, «день открытых дверей» в травмпунтах и массовое недовольство граждан. Судя по представленным мэрией Ярославля цифрам, принципиально в подготовке к зиме ничего не изменилось. Хотя в минувшем сезоне была масса нареканий как по поводу нехватки техники с людьми, так и по общей организации процесса. По всей вероятности, героически преодолевать трудности и справляться с ЧП вновь будут по мере их поступления. Как показывает практика, получается это плохо. Так что самое время достать с балкона лыжи и коньки! Запасаемся терпением. И добро пожаловать в сезон!

 

Фреза крепка, и КДМ-ки быстры, и наши люди мужества полны

          Для начала – пара слов о наличных силах и средствах, имеющихся для борьбы со стихией, а также о фронте грядущих работ. Сразу подчеркнём, что цифры взяты из официальных отчётов. Которые, по традиции, бодры и жинерадостны. Сперва расскажем про областные дороги. Обеспечивать их содержание в рамках большого контракта продолжит государственное предприятие АО «Ярдормост». В зоне его ответственности будет 969 трасс регионального и межмуниципального значения общей протяжённостью почти 6146 километров, а также 2320 остановочных пунктов (убирать от снега и наледи предстоит как сами остановочные площадки, так и заездные карманы с разгонными полосами), 1264 пешеходных переходов и 110,6 километра тротуаров (к слову, здесь мы как раз видим оно из отличий областных дорог от уличной сети в том же Ярославле, где протяжённость тротуаров в три раза больше). 

1.jpg

        В общей сложности, на уборке областных магистралей предстоящей зимой будет задействовано 546 единиц специализированной техники, в том числе более 50 автогрейдеров и 120 тракторов. Закуплен инвентарь для дорожных рабочих. Создана база материалов для борьбы со снегом и льдом: подготовлено 113,9 тысячи тонн песка, 41,5 тысячи тонны соли-галита и без малого почти 120 тысяч тонн пескосоляной смеси (ПСС). Кроме того, по словам генерального директора «Ярдормоста» Дмитрия Драного, в зимний период будет задействована рассольная скважина Пошехонского филиала и установка для приготовления солевых растворов в Переславском филиале. А на 10 наиболее опасных участках дорог планируется организовать дежурство тягачей для помощи большегрузным автомобилям при ухудшении погодных условий.

3.jpg

         Теперь – про областной центр. Как известно, здесь дороги уже несколько лет убирают в рамках муниципального задания. Эта почётная миссия возложена на МБУ «Горзеленхозстрой». Общая протяжённость городских дорог – порядка 760 километров. Однако к «епархии» учреждения относятся не все объекты. Прежде всего, на праве оперативного управления за «Горзеленхозстроем» закреплены трассы первой и второй категории, а также ряд второстепенных улиц (всего – 10 490,9 тысячи квадратных метров покрытия). Кроме того, в прошлом году на содержание были переданы 840 внутриквартальных проездов площадью 629,8 тысячи «квадратов». В нынешнем сезоне учреждением будет создано 6 участков, призванных обеспечить своевременную уборку данных объектов на территории каждого городского района. 

         В свою очередь, содержание дорог частного сектора будет проводиться на основании муниципальных контрактов, которые по результатам открытых электронных аукционов будут заключать территориальные администрации. Здесь общая площадь работ оценивается более, чем в 2 миллиона квадратных метров. К сожалению, сведений о том, состоялись ли указанные конкурсы, и кто стал подрядчиком, отсутствует. Что касается «Горзеленхозстроя», то в преддверии зимы там провели техническое обслуживание и ремонт навесного оборудования, закупили запчасти и расходные материалы, подготовили ремонтные базы на Московском проспекте и улице Магистральной.

         А с 15 октября даже якобы организовано круглосуточное дежурство машин с зимним оборудованием (хотя в свете событий 30 октября, когда утром из-за скользкости на мостах случились многочисленные ДТП, эта информация вызывает большие сомнения). К слову, план закупки противогололёдных материалов подразумевает приобретение 52 000 тонн пескосоляной смести, 27 600 кубометров рассола, 1269 тонн реагентов марки «Экосол» и «Бионорд тротуарный» и 3314 тонн реагента «Бионорд двухфазный». При незначительных отрицательных температурах планируется применять минеральный рассол. Опасные участки улично-дорожной сети (УДС) – мосты путепроводы, спуски, подъёмы, крутые повороты, заездные карманы, разгонные полосы при низких температурах должны обрабатывать ПСС.

6.jpg         В текущем году для проведения зимних работ приобретено 16 единиц специальной техники и 9 единиц навесного оборудования. В общей сложности, парк техники, задействованной на уборке УДС, составит 120 машин, не считая 28 единиц навесного оборудования. Данные подробно отражены в таблице. В течение сезона 2024-2025 годов также планируется дополнительная закупка комбинированных дорожных машин (КДМ), тракторных щёток, пескоразбрасывателей и шнеко-роторов. Вся специализированная техника конечно же оснащена навигационной аппаратурой спутниковой системы «Глонасс». А контроль над исполнением муниципального задания будет осуществляться с помощью цифрового сервиса «Монитор города».

 

№ п.п.

Наименование техники

Количество (ед.)

1

Комбинированные дорожные машины (КДМ)

46

2

Тракторные щётки МТЗ-82

33

3

Фронтальные погрузчики

15

4

Автогрейдеры

3

5

Автосамосвалы

13

6

Лаповые снегопогрузчики

3

7

Автомобили ГАЗ 330232

5

8

Бульдозер

1

9

Экскаватор

1

Итого техники

120

10

Роторные навески

7

11

Прицеп пескоразбрасывающий на МТЗ-82

12

12

Прицеп пескоразбрасывающий

7

13

Фреза для ремонта покрытия литой асфальтобетонной смесью

2

Итого навесного оборудования

28

ВСЕГО

148

 

К зиме будь готов! Всегда готов! Но это не точно.

         Повторимся, что приведённые выше данные взяты из официальных отчётов за подписью высокопоставленных начальников. Увы, реальная жизнь не раз показала, что сентябрьский или октябрьский оптимизм власть предержащих был преждевременным. А зимняя уборка улиц, дорог, дворов, проездов, тротуаров и остановок вызывала справедливую критику ярославцев. И что-то подсказывает, что нынешний сезон в этом плане также не станет исключением. Это, так сказать, прогноз. Далее мы покажем, на чём базируется это предположение. Насколько возможно объективно. Начнём с банального сравнения по цифрам.

Будь готов!.jpg         Если брать зимнее содержание региональных магистралей, то в 2023 г. за них также отвечало АО «Ярдормост» и пять субподрядных организаций. О готовности власти отчитались в начале октября. Для уборки планировали задействовать 575 специализированных машин, а также израсходовать 141 тысячу тонн пескосоляной смеси и 25 тысяч кубометров природных рассолов. Против нынешних 546 машин и 120 тысяч тонн ПСС приведённые цифры будут повыше. Не сказать, чтобы значительно, но всё же. И это совершенно непонятно. Снижение ещё можно было бы оправдать года 3 назад, когда от области федералам был передан довольно протяжённый участок трассы Р-132 «Золотое кольцо» (где расстояние только от Углича до Ярославля составляет порядка 120 километров). Однако мы сравниваем показатели с прошлым годом, когда за его содержание уже отвечал Упрдор «Холмогоры». Не будем забывать и о том, что часть техники «Ярдормоста» по-прежнему задействована на ремонте дорог и мостов. И хотя власти поспешили заверить, что «необходимое на период осеннего межсезонья количество комбинированных дорожных машин уже переоборудовали под зимние задачи», совершенно исключить дефицит всё-таки нельзя.

         В Ярославле нынешнее количество техники осталось примерно на уровне прошлого года, когда власти обещали задействовать 121 машину и 13 единиц навесного оборудования. По факту машин оказалось даже несколько больше – 141 единица (без учёта «навесок»). И основные магистрали по сравнению с предыдущей зимой действительно убирались лучше, хотя и не всегда оперативно. Однако многие второстепенные дороги утопали в снегу едва ли не до марта. А главным провалом стала уборка проездов. Как бы то ни было, реальная потребность в спецтехнике по данным самой же мэрии областного центра куда выше – 254 машины (смотрите нашу статью «Разборки вокруг уборки» от 4 марта 2020 года). Согласно другим данным, цифра и вовсе составляет 283 единицы. В два раза больше, чем есть сейчас.

         Правда, в период неблагоприятных погодных условий городские власти обещают привлечь дополнительную технику в количестве аж 100 штук. Однако сильно рассчитывать на неё, наверное, не стоит. По всей вероятности, речь идёт о парке сторонних предприятий и организаций. Который может пригодиться в других местах (в первую очередь, в самих предприятиях и организациях). Поэтому машины могут не дать. Или дать, но не столько, сколько попросят. А если и столько – то не сразу. А ложка, как известно, дорога к обеду. Особенно если дело касается своевременной уборки от снега.

         Далее – пара слов о противогололёдных материалах. Из доклада, представленного в Муниципалитет 21 октября, подписанного директором ДГХ мэрии Ярославля Ярославом Овчаровым и согласованного заместителем градоначальника Николаем Степановым, следует, что «в настоящее время» заготовлено только 90% пескосоляной смеси. А закупка рассола, «Экосола» и «Бионорда» ещё проходила процедуру торгов. Заключение контракта на поставку планировалось только 30-31 октября. Между тем, это время нередко уже отмечено первыми серьёзными заморозками, минусовыми температуры и гололедицей.

Аварии-1.jpg         Что как раз и случилось на городских улицах утром 30 октября. Особенно трудно было на мостах – на одном только Толбухинском в первые часы столкнулись 10 машин. В мэрии заверяли, что «особо опасные участки» были обработаны. И добавили, что «противогололедный реагент основан на том, что температура замерзания воды, с разведенными в ней хлоридами солей, ниже, чем температура замерзания осадков».

         Откровенно говоря, очень странное объяснение. Простите, а осадки – это не вода? И что это за реагент такой? И зачем он нужен, если всё равно не помогает? И вообще, «был ли мальчик»? В общем, вопросов меньше не стало. Не исключено, что ответы на них ярославцы будут искать уже в суде, требуя от мэрии компенсации за повреждённый транспорт. Рискнём предположить, что своё слово скажет и прокуратура. Последнее время в ведомстве достаточно пристально следят за исполнением городской администрацией своих обязанностей.

         Другая история выглядит уже как откровенный анекдот. За счёт средств бюджета запланирована покупка снегоплавильной установки. Однако к моменту поступления соответствующей информации муниципальным депутатам ещё только готовилась документация к проведению торгов по её изготовлению и поставке. Само производство займёт около 100 дней. Поставку в мэрии обещают в январе.

         Однако простейший расчёт сроков с поправкой на время доставки и монтажа позволяет предположить, что станция заработает в лучшем случае во второй половине февраля. А в марте снег начнёт таять уже естественным путём. Так что в этом сезоне проку от нового приобретения будет немного. Почему нельзя было провести торги и запустить процесс летом – ещё один вопрос. И большая загадка.

         Наконец, кадры. Это ещё одна серьёзная проблема. И их дефицит ощущается даже больше, чем с техникой. Опять же, цифры. Утверждённое штатное расписание МБУ «Горзеленхозстрой» - 1020 человек. По факту трудится 600. На ручных работах по зимнему содержанию планируется задействовать 200 человек. Реально имеется 60. Также намерены привлечь 90 механизаторов и 30 водителей погрузчиков. В настоящий момент открыты 60 вакансий по первому профилю и 20 – по второму. Полностью укомплектован лишь штат водителей.

         Надо отдать должное – пытаясь решить кадровый вопрос в «Горзеленхозстрое» подняли зарплаты. Притом, очень существенно. Скажем, машинисту автогрейдера сегодня предлагают от 95 тысяч рублей, мастеру дорожной уборки и водителю КДМ – от 80 тысяч, механизаторам и водителям погрузчиков – от 75 тысяч, дорожным рабочим – от 58 тысяч. Отметим, что нехватка людей с соответствующими навыками – это не проблема конкретного муниципального учреждения и даже отдельно взятого города. Сейчас их не хватает в принципе по всей стране.

Зарплаты Горзеленхоза.jpg         Если мы вспомним доходы указанных категорий в январе текущего года, то фактически выплаченная заработная плата тех же трактористов составляла 76 773 рубля. В принципе, сопоставимо с озвученной выше цифрой. Водители погрузчиков получали больше – 93 590 рублей. Правда, всё это с учётом сверхурочных (многие наверняка не забыли, какой сложной была минувшая зима). Впрочем, даже с такими зарплатами «Горзеленхозстрою» трудно конкурировать с теми же федеральными ритейлерами, где за аналогичные работы ещё в прошлом году платили больше сотни тысяч рублей.

         Доходы дорожных рабочих в прошлом январе составляли почти 44 тысячи. Сейчас предлагают 58 тысяч – на треть больше. Что ж, может хоть эта мера, наконец, позволит сделать ярославские тротуары чистыми и не скользкими. С другой стороны, глядя на такие цифры, вопросы могут возникнуть уже у квалифицированных специалистов с высшим образованием – тех же инженеров, проектировщиков или сотрудников службы технического надзора в том же «Агентстве по муниципальному заказу ЖКХ».

         Многим из них о подобной зарплате остаётся только мечтать, хотя интеллектуальная составляющая и мера ответственности в их работе с трудом обычных дворников не сопоставима. Не случилось бы так, что при существующем порядке вещей скоро придётся массово искать уже этих специалистов – все разбегутся в дорожные рабочие. Из мэрии вон, уже бегут. Так что баланс нужно всё-таки соблюдать.

         По всему вышесказанному выходит, что грядущая зима, которая с каждым днём всё ближе, вновь рискует стать для ярославцев серьёзным испытанием на прочность. Посоветовать что-то стоящее в этой ситуации крайне сложно. Кроме банальных общих рекомендаций использовать зимнюю резину, соблюдать дистанцию, по возможности пользоваться общественным транспортом, а ещё лучше – вообще не выходить из дома сказать больше нечего. Да и о чём говорить, если рассол у нас запасают после заморозков, а снегоплавильную станцию готовят почти весной. Остаётся только надеяться на милость природы, на принципиальность надзорных органов (может, хоть кто-то наконец понесет ответственность за бардак) и на то, что когда-нибудь и на нашей улице будет праздник!

 

         ВИКТОР ПАРФЁНОВ

 

Опрос
Какое событие, произошедшее в стране и мире в 2024 г., Вы считаете самым важным и значимым?