Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

14.06.2019
Ярославль
2018
Как пытались запретить весну

МАРИЯ САНДЛЕР: «КУЛЬТУРА ПРОРАСТЕТ В НАРОДЕ, И ТОГДА ОН БОЛЬШЕ НЕ ПОЗВОЛИТ, ЧТОБЫ НЕДАЛЕКИЕ ЛЮДИ У ВЛАСТИ ПРИНИМАЛИ СУМАСБРОДНЫЕ ЗАКОНЫ И РЕШЕНИЯ»

АНДРЕЙ АЛЕКСЕЕВ: «ДВИЖЕНИЕ НАШИХ МЫСЛЕЙ УЖ ТОЧНО НИКТО НЕ МОЖЕТ ОСТАНОВИТЬ»

Как пытались запретить весну

«Ищут пожарные, ищет милиция,

Ищут фотографы в нашей столице

Ищут давно, но не могут найти…»

Самуил Маршак

«Рассказ о неизвестном герое"

Я цитирую стишок из моего детства, чтобы соответствовать духу времени. Оно ведь у нас героическое – «вставание с колен», «гордость славной историей»… в общем, если кто не понял, о чем я, посмотрите телевизор, там про это много говорят. Самое время вспоминать и читать с выражением «Рассказ о неизвестном герое». Тем более, что настоящий герой нашего времени, тот, кто принимает решения, и вправду «неизвестный» - без погон, но при красном удостоверении, служит в конторе из трех букв, о которой говорить можно только как о мертвых – либо хорошо, либо ничего. Так вот, недавно в нашем родном Ярославле, случилась именно такая история – пожарные, полиция и вся королевская конница, и вся королевская рать, дружно искали. Искали они оппозицию. Видимо, для рифмы к слову «полиция», они любят все полицейское. В день Дурака, 1 апреля, состоялась героическая спецоперация. Сейчас, по прошествии времени, не вредно ее вспомнить. Хотя бы для того, чтобы окончательно понять, как представители сегодняшней власти понимают смысл терминов «законность», «порядочность» и т.д. Итоги спецоперации выдержаны в лучших советских традициях – формально победили, в реале - добились строго противоположного результата. И найденная «оппозиция» – тоже какая-то не совсем оппозиция. На баррикады не зовет. Закон не нарушает. Родной историей интересуется. «Как это?» – спросит читатель. – «А где же «пятая колонна»?» Создатель киноклуба «Нефть» и автор фильма «Мы объявляем вам весну», Андрей Алексеев и Мария Сандлер, расскажут – как.

*  *  *

- Корреспондент «Клуба Социологов» (далее - Корр КС) – Мария, Андрей, расскажите о себе.

- Мария Сандлер (далее - МС) - Родилась в Ярославле в 1977 году. Училась, занималась музыкой. С Андреем Алексеевым познакомилась в 10 классе гимназии. Поступила в наш университет, изучала русскую филологию и культуру. Взяли без экзаменов.

- Корр КС - Как это?

ОБЩЕЕ.JPG- МС - Я заняла второе место в интеллектуальной игре «Сфинкс» (вроде сегодняшних «Умников и Умниц»). И меня взяли учиться туда, куда я хотела. Это было счастливое время. До сих пор тепло вспоминаю преподавателей. То, чему они нас учили, было не зря. Оно работает. После учебы я немножко позанималась журналистикой, но нашла себя в другом, чуть позже. Мой дед, Николай Александрович Гендлин, был личностью очень известной, значимой для Ярославля. Главный редактор «Северного рабочего», затем редактор телевидения. Увлекался любительским кино. В 50-х, в Политехе, создал киностудию «Суррогат-фильм». Когда фильмы «Суррогата…» стали побеждать на фестивалях, название пришлось заменить на более солидное – «Квант». Дедушка занимался кино всю жизнь, до 92 лет. Я решила, что хочу, и должна, продолжить его дело, и в 2008 году создала во Дворце молодежи киностудию им. Гендлина. Мы снимали веселое короткометражное кино. Начали побеждать на фестивалях. Задумали несколько серьезных проектов. Но в 2014 году меня попросили уволиться. Дворцу молодежи не хватало места для патриотизма, а мы казенным патриотизмом не занимались. С тех пор моя работа – кино, как ради заработка, так и для души. Я - фрилансер.

- Андрей Алексеев (далее - АА) - Я удачно родился в том же году, что и Мария, мы вместе 5 лет учились на филфаке. Там в моей жизни появилось радиовещание. Пребыванию в радиоэфирах я посвятил лет 13. А потом это плавно перетекло в кинобизнес, которым я сейчас и занимаюсь. В 2014 году мы основали киноклуб «Нефть». И потихоньку просвещаем аудиторию, показывая ей… скажем так – «избирательное», кино.

- Корр КС – Как формировалась идея вашего внезапно прославившегося фильма «Мы объявляем вам весну»?

- МС – Мы с Андреем отозвались на предложение нашего знакомого и решили снять фильм о «ярославской весне», времени, когда в 2012-15 годах мэром Ярославля был избран Евгений Урлашов. Его выбрала не партия, не админресурс, а свободное сообщество ярославцев. Это «весна»? В какой-то мере – да. Однако, после некоторого размышления, тема уже не казалась мне самодостаточной, да и интересной с художественной точки зрения - тоже. Я была, и остаюсь, совершенно неполитизированным человеком. Для меня слова «ярославская весна» вмещали гораздо больше, чем выборы мэра. «Ярославская весна» - очень содержательная метафора. Я думаю, что бурное движение конца 80-х, «Народный фронт» - это тоже «ярославская весна». Моя мама была увлечена этим движением, мы ходили на митинги. Я, хотя мне и было всего 13 лет, все понимала и даже агитировала своих учителей. За Игоря Шамшева.

IMG_2822-04-06-19-01-01.JPGВспомнила я и студенческие годы, когда тысячи индивидуальных желаний жителей Ярославля превратились в поток единой творческой силы. Люди вдруг поняли, что можно делать то, что хочется, творить, открыто высказываться. Начали объединяться, организовывать фестивали. Проводили концерты, знакомились, и тут же приступали к новым проектам. Танцевали, устраивали перформансы, играли и слушали музыку. Художественный музей стал площадкой для фестиваля «Дар». Это все было убедительно, это было вправду дышащим, весенним. И я решила, что фильм должен охватить 30 лет жизни Ярославля, тех лет, когда «весны» время от времени случались.

- АА - Когда мы анализировали эту тему, мы представили Ярославль в исторической перспективе. Здесь все время происходят пассионарные всплески. И в Смутное время. И летом 1918 года, когда город восстал. И в конце 80 х. Это – единый контекст, его и решили описать.

Из-за отсутствия визуального материала отказались от рассказа о делах давно минувших дней, сосредоточились на том, что можно «подсветить» хроникой, на 30-ти годах нашей новейшей истории. А ярославское восстание 1918 года перешло в «спин-офф», стало ответвлением от основного проекта. Мы создали самостоятельный проект «Ярость», в режиме видеоблога вспомнили о бурных событиях лета 1918 года. Анализируя нашу историю, мы пришли к выводу: «Раз это больше никому не нужно, задокументировать все должны именно мы». Показать на экране. Память наших земляков в последнее время стала какой-то очень уж короткой. Люди живут «под собою не чуя страны», непонятно в каком городе. А иногда полезно вспомнить.

Снимали два года. Приурочили премьеру ко дню пятилетия нашего киноклуба. Это красиво. Некий итог нашей деятельности: прошло 5 лет, и вот мы уже не просто показываем кино, а производим собственный контент.

- Корр КС – Когда возникли проблемы с показом?

- АА - Примерно за месяц до премьеры к нам начали поступать сигналы о том, что фильм вызывает вопросы.

- Корр КС – У кого?

- АА - Люди, от которых исходили сигналы, представляют областную и городскую власть. Нам дали понять, что фильм (который никто не видел), обсуждался где-то «высоко в кабинетах», на уровне департамента региональной безопасности.

- МС - Они попросили нас сделать одну правку. Сказали, что если не сделаем, будут проблемы. По нормальной логике подразумевалось, что если сделаем - проблем не будет. Для меня, как для режиссера, правка была отнюдь не смыслообразующей. Мы заменили кадры.

Корр КС - И что же это была за крамола? Что-то подрывающее устои патриотизма?

 - АА - Московский мусор. Эпизод секунд на 15, несколько хроникальных кадров, снятых возле полигона Скоково.

- МС - Речь шла об активной гражданской позиции вообще, кадры служили иллюстративным фоном. Текст мы оставили, а эпизод заменили.

- АА - 1 апреля мы были готовы. Были проданы билеты на 2 премьерных показа, ожидалось, что фильм посмотрят около 260 человек.

- МС - Мы пригласили на премьеру 16 героев нашего фильма, известных в Ярославле людей. Первого губернатора области Анатолия Ивановича Лисицына, Владимира Ильича Жельвиса, Михаила Александровича Нянковского, Якова Лазоревича Казьянского…

- АА - Но за несколько часов до первого показа во дворце культуры «Нефтяник», рядом с арендованными нами площадями, случилось короткое замыкание. Все наши (и только наши!) помещения были полностью обесточены. Во всем остальном здании свет был. Мы решили, что праздник есть праздник, приглашенных очень много, взяли генератор, и запустились на нем. И показали фильм.

Корр КС - Ходят невероятные, на грани сплетен, слухи, о немедленной реакции чиновников. Как разворачивались события?

- АА - Это не совсем сплетни, было действительно интересно. Во время показа, который все равно случился, начали съезжаться разные спецслужбы. Сначала люди в непонятном чине, без погон. Потом МЧС, в том числе пожарные в шлемах и полном обмундировании. Затем полицейские наряды, и представители Национальной гвардии с автоматами наперевес. Приезжали по очереди, в течение нескольких часов. Среди людей, которые, не представившись, действовали внутри нашего помещения, мы опознали человека, курировавшего эту «спецоперацию». Директор департамента территориальной безопасности мэрии города Ярославля, Алексей Харьков. Любопытный нюанс - на днях были опубликованы декларации о доходах, и выяснилось, что Харьков - самый состоятельный чиновник мэрии. Он лично изгонял нас из наших законно арендованных помещений. Рылся в мусорном ведре. У нас незаконно, без всякого ордера, изъяли ноутбук, в котором пытались найти следы фильма. Потом помещения были опечатаны.

- МС - Первый показ состоялся, хотя и ходили туда-сюда люди в шлемах. Второй нам проводить запретили.

Корр КС - Как действовала полиция?

- АА - Полицейские протоколы составлялись, в том числе и на персонал киноклуба, ребят, занимавшихся обеспечением сугубо организационных моментов. Позже представители областного УВД просили нас предоставить фильм для некоего «аналитического просмотра». Но законы об авторских правах не предполагают никаких предварительных просмотров. Хозяева контента имеют полное право отказать. Мы отказали.

Корр КС - Постфактум вам выдвигали обвинения? На вас оказывали давление?

- АА - Другого давления не оказывали. После трех дней простоя киноклуб был открыт, мы работаем. Нам немножко подняли аренду, выставили дополнительные счета за землю, несколько ужесточили правила допуска нас в помещения, проучили, в общем. И пока на этом вроде бы успокоились. Хотя кто-то считает, что не до конца.

Корр КС – Что должно произойти, чтобы фильм был все таки показан кому-то, кроме ваших друзей?

АА – Все что нужно - произошло. «Мы объявляем вам весну» демонстрируется на частных площадках в Ярославле, недавно показали в Москве. Заявлен на несколько фестивалей. Фильм живет, и будет жить, и, в любом случае, через некоторое время, в Интернете его увидят все желающие. Противодействие ему сейчас – это, скорее всего, лишь попытка давления на авторов. Запретить фильм в наше время невозможно.

Корр КС - Вам не кажется, что все это смешно? Разве квалифицированные чиновники не должны были бы понять, что их спецоперация - это реклама?

- АА - Мы тоже смеялись, несмотря на нервозность ситуации. А лучшую рекламу, и правда, не вдруг придумаешь. Есть люди, которые всерьез считают, что мы сами устроили эту PR – акцию. Убедить их в том, что пригласить начальника департамента порыться в мусорном ведре не в наших силах, пока не удается.

- МС – После этого случая нами немедленно заинтересовались федеральные СМИ - радио «Свобода», и многие другие.

Корр КС - Мария, Вы сказали, что далеки от политики. Разве Вы не воспринимаете «Народный Фронт» как политическое движение?

МС – Я не разбираюсь, и не хочу разбираться, в тонкостях политических игр, но прекрасно понимаю, что «Народный фронт» - политическое движение. Однако мое отношение к «Народному фронту» – не политика, а гражданская позиция. В идеале ее должен иметь каждый человек, в том числе, и несведущий в политике. Я разделяю ценности «Народного фронта». И считаю, что именно это движение дало людям возможность освободиться, и заняться тем, чем они хотят заниматься. Творчеством, например.

- Корр КС - Мне случалось слышать мнение, что депутат Игорь Шамшев предал идеалы протестного движения. Получил квартиру в Москве и успокоился. Вам об этом что-то известно?

- МС – Да, Шамшев давал нам подробное интервью. В 1991 году Борис Ельцин испытывал острую необходимость в поддержке. Ему было необходимо,чтобы его окружали свои, верные люди. И Ельцин всех народных депутатов не отпустил из Москвы. Шамшев не вернулся в Ярославль, но объяснил, что так захотел Ельцин, а отказать в поддержке Борису Николаевичу Шамшев не хотел и не мог. Да, у него есть квартира в Москве, мы там были. Это очень и очень скромное жилище. Ничуть не лучше, чем у среднего провинциального пенсионера.

- АА - Когда мы узнали, что квартира Шамшева находится на Рублевке, немного поиронизировали на эту тему. Как выяснилось – напрасно. «Рублевка», оказывается, бывает разная. Стандартная панельная 18 этажка - никак не «мечта коррупционера». Вопрос о теме предательства в случае с Шамшевым, мы перечеркиваем двойной красной чертой. И в случае с другим активистом «Народного Фронта», Инной Кукушкиной - тоже. Теперь это скромная пенсионерка, ей 92 года. Разумеется, они, как и все демократы первой волны, разочарованы и опечалены. Им кажется, что их жизнь завершается у разбитого корыта.

- Корр КС - Сторонники демократии считают 90-е годы временем свободы и новых возможностей, а современную ситуацию – временем утраченных возможностей. Однако, в беседах с директорами предприятий, я постоянно слышу формулировку «лихие 90-е». Мне пытаются доказать, что 90-е - это хаос, тотальное обнищание, развал экономики, утрата рынков… Как Вы бы прокомментировали столкновение этих полярных точек зрения?

МАРИЯ.jpg- МС – Я не считаю свое мнение абсолютно верным и далека от бездумной идеализации 90-х. Я знаю людей, которые тогда жили очень трудно. Мама моей подруги получала зарплату шинами, и не знала, что с ними делать - то ли продать неизвестно кому, то ли на муку обменять? Было и такое. Я не имею права жестко осуждать тех, кто критикует 90-е, потому что сами мы жили под защитой родителей. Но взглядов любителей формулировки «лихие 90-е» я сознательно и уверенно не разделяю. Мой папа и его друзья сориентировались, открыли свою фирму. Химическое производство, производили битумы. Они проявили активность, и защитили нас от негатива. Конечно же, не все смогли так быстро и адекватно среагировать на изменения в обществе, многим было трудно. Перемены всегда сопряжены с потрясениями и кризисами, иначе не бывает. Но отсутствие перемен – гарантированный путь к деградации. Я твердо убеждена, что если бы история нашей страны не повернула бы… туда куда она повернула, то со временем большинство приспособилось бы к свободному рынку. И все мы жили бы лучше, чем сейчас. Нужно было просто еще немножко времени.

- Корр КС - Не хватило времени? И только? Борис Ельцин, который на танке стоял, защищая демократию, назначил(!) своим преемником(!!!) сами знаете кого. Что это было? И все радостно проглотили. Как демократично – преемник, принц на коне без опознавательных знаков…

- МС - Это ошибка.

- АА — Преемничество - российский стандарт, известный со времен царя Гороха и хана Батыя. Царская, монархическая традиция, которую Борис Николаевич случайно возродил. Открыл ящик Пандоры. Я думаю, что причина в том, что второй срок Ельцина проходил под знаком его ослабленного здоровья. Не будем уточнять причины нездоровья, не исключено, что отчасти виновна и калечащая медицина. На фоне результата причины уже не очень важны. Решение Ельцина было фатальной ошибкой. Нам с этим жить.

Корр КС – На место «оппозиционера №1» в РФ сегодня явно претендует Алексей Навальный. Это серьезно, как вы думаете?

МС - Нет, я не воспринимаю его всерьез. Мне бы не хотелось обижать хороших ребят из штаба Навального, но их действия кажутся мне бессмысленными.

Корр КС - А вообще вы видите в РФ что-то, что можно было бы назвать оппозицией?

МС - После смерти Бориса Немцова - не вижу. Политики больше нет.

АА - В политику идти бесполезно. Сейчас существует только оппозиция низовая, внутренняя. Есть яркие представители в регионах, но лидеров федерального уровня нет.

МС – Есть мнение, что протестное движение начнется именно в регионах.

Корр КС - У вас нет ощущения, что страна идет к кровавой катастрофе? Социологи предупреждают, что рост хаотичных протестов неизбежен, а власть продолжает «закручивать гайки». Между тем, под Архангельском, чтобы помешать ввозу московского мусора, мосты сожгли. В Екатеринбурге пропагандисту с Первого канала личность попортили, заборы вокруг пресловутой стройки разметали, «добровольцев» из ДНР и школ единоборств не побоялись. Партизанской войной попахивает. Хорошо ли это?

АА - Хорошего в этом мало. Но никуда не деться. Жесткий и опасный протест – закономерное следствие принятых законов. Легальный протест, по сути, запрещен, остается партизанский. И, разумеется, кипящая на низовых уровнях энергия периодически выходит из-под контроля, клапана начинает срывать. Чем дальше от Москвы, тем более бурно это проявляется. Если «гайки» будут «завинчиваться» так же интенсивно, как сейчас, неконтролируемый протест будет нарастать.

Корр КС - В (по Вашим словам) славном своими пассионарными всплесками в Ярославле нужно ожидать «бессмысленного и беспощадного» русского бунта?

МС – Нет, я не вижу в нашем городе лезущих напролом, агрессивных людей.

Корр КС - Партизанский протест нежелателен. Политики нет. Как противостоять «закручиванию гаек»?

МС - Просвещать. Плоды просвещения не появятся быстро, зато их действие надежно. Культура прорастет в народе, и тогда он больше не позволит, чтобы недалекие люди у власти принимали сумасбродные законы и решения.

Корр КС - В изданной 29 лет назад книге академика Сахарова «Тревога и надежда» предугаданы многие сегодняшние события. Вам не кажется, что мы - жертвы сценария?

АА - Мне кажется, что мы повторяем путь Советского Союза на его закате. Мы очутились на том же витке спирали истории, последствия могут быть такими же. Может быть более жестокими, потому что распад России приведет к гораздо более серьезным геополитическим последствиям.

МС - Я сейчас читаю, написанную в 1970-71 гг. книгу Шмемана «Беседы о русской культуре». Про сегодняшний день, точное описание.

Корр КС - Вас не смущает, что народ радостно поддерживает «политику партии»? Может быть мы - просто потомки крепостных и лагерных «вертухаев», не способные жить свободно?

АА - Не все. Понятно, что в войну, и за годы тоталитаризма, генофонд нации, мягко говоря, очень серьезно пострадал. Убивали лучших и лучшие уезжали, оставляя страну на необразованное большинство. Это - горькая правда. Однако сейчас, 100 лет спустя после тех событий, ситуация нормализуется. Мы видим что молодежь (в этом исходный месседж нашего фильма) - тот самый «свет в конце тоннеля». Через 2 поколения после нас эти люди спасут ситуацию. Моисей 40 лет водил евреев по пустыне для того, чтобы вымерли те, кто жил в египетском рабстве. Сейчас должно случиться то же самое.

МС - В нашем фильме В.И. Жельвис говорит, что лучшие, самые способные, уезжают за границу. А остаются те, кому и так нормально. В этом – главный риск.

Корр КС - Если лучшие уедут, кто через 2 поколения спасет ситуацию?

- МС - Если уедут, то никто. Мы можем только надеяться. Надежда должна умирать последней.

- Корр КС - Какова творческая концепция киноклуба «Нефть»?

Алексеев.jpg- АА – Наша главная «изюминка» - авторское, фестивальное, документальное кино. Предназначенное не для массового, а для думающего зрителя. Таких зрителей всегда меньшинство, но так устроен мир, не нам это менять. Образ киноклуба «Нефть» идеально вписывается в показ авторского кино от ярославских авторов, это наша миссия. С 2016 года «Нефть» входит в Ассоциацию европейского кино Europa Cinemas, поэтому в нашей концепции приоритет - национальное и европейское, а не американское кино.

Корр КС – Что Вы посоветовали бы читать и смотреть в кино тем, кто желает думать?

- АА - В кино есть непререкаемые авторитеты - Кирилл Серебренников, Андрей Звягинцев, Павел Лунгин. Есть Леонид Парфенов, смотрите, ориентируйтесь на него. Это лучше, чем на Ксению Собчак на Первом, правда?

- МС - Рому Либерова стоит в Интернете поискать. А читать... Нужно просто читать, есть такой процесс.

Корр КС - Ваш прогноз на развитие общества в ближайшем будушем, пессимистичный или оптимистичный?

- МС - Ближе к пессимистичному. Умами завладел телевизор, а телезрители – это не те, кто может что-то в жизни менять. Значит, инициатива демократизации должна опять прийти «сверху». Как при Горбачеве, который объявил политику перестройки, а наши, местные, поддержали «генеральную линию» партии. Тогда эта линия была прогрессивной. Сегодняшняя уводит нас в болото, и довольно эффективно.

Корр КС - У Вас нет надежд, связанных с тем, что телевизор умирает, вытесняемый Интернетом?

- АА - Увы, Интернет они тоже себе подчиняют. Интернет - лучший способ отследить активность граждан и риски для государства. Поэтому всерьез его никто не запретит. А вот наполнить «нужным» контентом, создать в Сети «героев нашего времени» - это, пожалуйста, это делается уже сейчас. Интернет не вытесняет, а заменяет телевизор, в нем применяются те же пропагандистские технологии. Ситуация изменится к лучшему, когда молодые люди захотят идти в политику, чтобы защищать народные интересы, а не бабло пилить. Не раньше.

- МС – Нам остается делать свое дело. Есть мысль - проект про 90-е годы в регионах, силами нескольких режиссеров. Реабилитировать 90-е.

- АА – В жизни для всего найдется место. Она продолжается, и это главное. И движение наших мыслей уж точно никто не может остановить.

Беседовал Аскер Замиров

 

Опрос
Ждете ли Вы каких-либо изменений в своей жизни в связи с принятием поправок в Конституцию РФ?