Традиционно сложилось, что апрель и май у нас – месяцы субботников. Когда после зимы всё постепенно приводят в порядок: собственный подъезд, двор, дачный участок и так далее. Одновременно начинается и «большое благоустройство» в городах. В масштабах страны за него отвечает федеральный проект «Формирование комфортной городской среды». Исполнение которого в Ярославской области до недавнего времени шло вполне успешно, а удачными примерами «реновированных» общественных пространств могли похвастаться как крупные (тот же Рыбинск), так и малые (Пошехонье, Данилов, Мышкин) города и даже небольшие сёла и посёлки (Октябрь, Песочное, Туношна и другие). Однако прошлый год в известном смысле оказался переломным, и проект начал давать сбои. Больше всех подкачали, конечно, в Ярославле, где откровенно завалили все четыре объекта благоустройства. Судя по всему, местные власти не вполне усвоили этот урок. Поскольку в нынешнем сезоне замахнулись на ещё большие объёмы. И что теперь будет с их реализацией – вопрос. Впрочем, проблемы могут возникнуть и у районов (точнее, теперь – у муниципальных округов). Многим денег выделили откровенно мало. И их не хватит даже на то, чтобы «размазать» благоустройство «тонким слоем». Заметно сократилось число объектов по программе «Наши дворы», что также не добавит очков местным властям. Сложности могут возникнуть в связи с дефицитом кадров и их качеством. Особенно в контексте проведённых сокращений и муниципальной реформы. В результате которой во многих районах ещё и сменились руководители, до недавнего времени имеющие весьма скромный опыт административной работы и вообще никак не связанные с нашим регионом. Поджимают и сроки – основное благоустройство нужно закончить до 1 сентября. Всё это создаёт риски для качественного благоустройства в новом сезоне. И, в конечном счёте, вновь ставит под удар нормальное выполнение федерального проекта в отдельно взятой области.
Первое, на что хотелось бы обратить внимание в контексте выполнения мероприятий по благоустройству – это количество объектов и выделенных на них денег в сравнении по годам. Данные показатели достаточно объективны и вполне наглядно позволяют судить о динамике реализации программы: движется ли она вперёд, остаётся ли на месте или вообще регресирует? Сразу отметим, что в течение года число дворов и общественных пространств может меняться. Появляется экономия от торгов, начинают использоваться лимиты будущего года. В итоге даже в публичных отчётах властей начинается путаница, разобраться в которой простым смертным бывает трудновато. Чтобы не допустить её в нашем анализе, мы будем использовать официальные данные на начало года. Так будет и яснее, и проще.
Итак, в прошлом 2024 году межведомственная комиссия под председательством губернатора Михаила Евраева утвердила к реализации на территории Ярославской области благоустройство 27 общественных пространств. Общее финансирование мероприятий составило 538 миллионов рублей. Большая часть средств (почти 390 миллионов) предоставила федерация. Ещё 118 миллионов было заложено в областной казне. Местные бюджеты в совокупности выделили 30 миллионов. По информации властей, объекты были отобраны путём онлайн голосования на платформе Минстроя России.
В свою очередь, по проекту «Наши дворы» (входит в программу «Формирование современной городской среды на территории муниципальных образований Ярославской области») в минувшем сезоне было запланировано благоустройство 100 дворовых территорий (многие из них – с детскими площадками), 20 отдельных спортивно-игровых площадок на общественных пространствах и 32 площадки для выгула животных. Кроме того, предполагалось завершение работ на 67 объектах 2023 года. Общий бюджет проекта составил 700 миллионов рублей.
Теперь о том, как обстоят дела в сезоне нынешнем. Согласно протоколу всё той же межведомственной комиссии, в середине января был утверждён новый перечень общественных территорий для благоустройства, в который вновь вошли 27 объектов. То есть их общее количество по сравнению с прошлым годом не изменилось. В программе по-прежнему участвуют все 19 муниципальных образований региона. Если оценивать количество территорий, где намечено производство работ, с привязкой к месту, то наибольшее их количество (четыре) будет в Ярославле.
Кроме того, три общественных пространства должны благоустроить в Ярославском районе (в посёлках Красные Ткачи и Ивняки и деревне Мокеевское). По два объекта приведут в порядок в Тутаевском, Переславском и Рыбинском округах. Во всех остальных муниципальных образованиях работы запланированы только на одной территории. Финансирование мероприятий также сопоставимо с прошлым годом и составляет более 536 миллионов рублей. Правда, несколько изменилось соотношение средств «внутри» данной суммы. Из федерального бюджета выделяют порядка 323 миллионов рублей (то есть меньше, чем в прошлом году). Областная казна, напротив, даёт больше денег – 185,5 миллиона. Софинансирования муниципалов осталось примерно на уровне прошлого сезона – 28,2 миллиона.
В свою очередь, программа ремонта дворов в количественном плане оказалась довольно существенно сокращена. В текущем сезоне планируется обновить только 79 дворовых территорий и сделать 42 детские спортивно-игровые площадки, из которых отдельными будут только 16 (остальные установят непосредственно во дворах). Ещё на 10 объектах будут выполнены дополнительные работы с учетом пожеланий и предложений жителей. Таким образом, против почти 220 объектов прошлого года (и это не считая дворовых площадок) на этот раз будет только 130. А ведь не так давно столько было в одном Ярославле! В общем, масштаб уже не тот. При этом, средств на работы заложено пусть и ненамного, но больше – 760 миллионов. Очевидно, это объясняется особенностями проектов, а также ростом стоимости строительных и инертных материалов.
Отдельно стоит отметить, что в ряде муниципальных образований новый сезон начинают отнюдь не с чистого листа. Там остался мощный груз недоделанных работ на прошлогодних объектах. Хуже всего обстоят дела в Ярославле. Притом, как с общественными, так и с дворовыми территориями. Последних в минувшем году в областном центре должны были сделать 38. Однако по состоянию на 1 ноября 2024 года благоустройство было выполнено только в 21 дворе. Ещё на 14 работы продолжались. А 3 объекта вообще перенести на весну. Таким образом, ремонт завершался уже глубокой осенью под «белыми мухами».
Что, разумеется, породило массу абсолютно справедливых претензий относительно его качества. К примеру, не раз становились «героями» новостей дворы на улицах Академика Колмогорова, Керамической, Пожарского, где сроки и качество «благоустройства» не выдерживали никакой критики. К слову, последняя территория после работ уже в марте превратилась в настоящее болото. Вот уж действительно, благоустроили так благоустроили! Впрочем, с детскими площадками ситуация сложилась ещё хуже – из 27 запланированных городков к началу прошедшей зимы установили только 8. Остальные 19 также перенесли на весну. Доделать их обещают до конца мая. Выполнят ли данное обещание – пока неясно. Поживём – увидим.
Незавершенным оказались работы и на всех 4 общественных пространствах – парке 30-летия Победы в Дзержинском районе, парке Судостроителей в Дядькове, сквере у ДК «Гамма» на «Резинотехнике» и сквере 950-летия Ярославля в центральной части города. Хотя по контракту их должны были закончить ещё до 1 сентября прошлого года. Первые три объекта делала подрядная организация «Ярдорремстрой». Решение об одностороннем расторжении контракта с ней было принято мэрией 28 декабря 2024 года и вступило в силу уже в январе.
Степень готовности трёх площадок везде была разной. Ближе всего к завершению приблизился брагинский парк (порядка 70%). Все работы там обещали завершить до празднования 80-летия Великой Победы 9 мая. Однако в конце апреля многострадальное благоустройство ещё вовсю продолжалось. Репортаж с места событий сделало издание «Яркуб», также представившее актуальные снимки. Которые наглядно демонстрировали, что работы ещё непочатый край. Не были закончены работы по обустройству пирса, продолжался монтаж сцены, далеко не везде была уложена плитка. Планировкой грунта и обустройством газона, ясное дело, даже не пахло.
При этом, качество уже выполненного ремонта оставляло желать лучшего. Что было понятно уже в начале апреля и вновь подтвердилось в конце апреля месяца. К примеру, местами повело свежеуложенную плитку, а покрытие детской площадки после монтажа игрового оборудования кое-где стало напоминать лоскутное одеяло. Аналогичная картина с перекопанными дорожками, разъезженным грунтом и штабелями плитки наблюдается и на двух других площадках – в парке Судостроителей и сквере у ДК «Гамма». Интересно, что даже при таком раскладе за часть выполненных работ компания-подрядчик получила из бюджета 111 миллионов рублей (при общей стоимости трёх контрактов в 208 миллионов). Неплохой бизнес, ничего не скажешь…
Более того, в Ярославском межрегиональном управлении Федеральной антимонопольной службе отказались включать «Ярдорремстрой» в реестр недобросовестных исполнителей на основании обращения мэрии. И даже назвали действия подрядчика разумными и добросовестными. В ведомстве привели позицию самой компании, а недоделки и сорванные сроки работ объяснили независящими от неё обстоятельствами. Прежде всего – погодными условиями. Как говорится, нет слов… Правда, город вроде бы хотел обжаловать данное решение. Но сам факт, конечно, показательный. А позиция антимонопольщиков вызывает вопросы.
Тем более, что тот же «Ярдорремстрой» завалил работы не только в Ярославле, но и в Тутаеве, где занималась реконструкцией сквера у памятника воинам-«афганцам» на улице Комсомольской. Там подрядчик также не смог уложиться ни в основной, ни в дополнительный срок. В середине минувшей осени всё ещё не были готовы дорожки сквера, отсутствовало освещение, а на месте газонов были свалки стройматериалов и грязь. Показательно, что замечания по данному поводу высказал не кто иной, как заместитель Секретаря Ярославского регионального отделения «Единой России» и куратор «народной программы» партии Сергей Якушев. Значит, дело и впрямь было швах!
Впрочем, замечаний хватало и у представителей местной общественности. Буквально несколько дней назад в одном из пабликов в социальной сети «VК» был опубликован пост о ходе работ в сквере, автор которого сообщал: «Качество работ отвратительное. Технадзор на объекте отсутствует, так как его у заказчика нет. Также хочется отметить, что ряд работ и материалов, заложенных в проектно-сметной документации, отсутствует, а это грозит возбуждением уголовного дела, чего будет добиваться от следственного комитета и прокуратуры тутаевская общественность». Не беремся судить, насколько объективен столь гневный отзыв. Но внимания он заслуживает однозначно!
Остроту ситуации усиливает ещё один факт. В то время, как антимонопольщики фактически «обелили» «Ярдорремстрой», мэру Ярославля в связи с ненад
лежащей организацией работы по благоустройству парков было внесено представление прокуратуры об устранении нарушений и привлечении виновных лиц к ответственности. В ведомстве отметили, что «неисполнение муниципальных контрактов свидетельствует о ненадлежащей организации работы мэрии города Ярославля и подведомственных ей учреждений, а также о недостаточном контроле руководства за деятельностью подчиненных работников и подрядчиков». Выходит, что по одной и той же ситуации (хоть и с разных сторон) одна федеральная структура проблему видит, а вторая нет. Воистину, удивительная картина!
И еще более удивительно, что многие в Ярославле знают, что ООО «Ярдорремстрой» напрямую связана с Вагинаком Погосяном. Он там единственный учредитель. Качество работ частных строительных структур, связанных с Погосяном, известно давно. Можно сказать, что этого качества просто нет – есть видимость работы и освоение бюджетных денег. «Ярдорремонтстрой», согласно данных РБК, не вылезает из арбитражных судов. За ними числится 65 судебных дел только за последние 3 года, большинство из которых они проиграли. Как можно было заключать контракт с такой фирмой, одному богу известно. И ссылаться здесь на прозрачность процедур конкуренции на торгах неуместно. Погосяновские сопли в итоге придется подбирать кому-то другому, скорее всего, "Горзеленхозу". В общем вопросов здесь больше, чем ответов.
Что касается сквера 950-летия Ярославля, то контракт с его подрядчиком (столичной фирмой ООО «Альфа Про») был расторгнут ещё раньше. Компания также сорвала сроки. Из всех работ был выполнен демонтаж старой детской площадки да вырубка деревьев. Однако самого благоустройства, а также обещанных площадок для футбола и баскетбола, батута и модульного туалета ярославцы так и не дождались. Данная фирма также успела «наследить» не только в областном центре, но и «отметилась» в Любиме и Гаврилов-Яме.
Там она выполняла работы на центральных площадях в рамках «Всероссийского конкурса проектов малых городов по созданию комфортной городской среды», проводимого по линии Минстроя РФ. В обоих случаях график не был выдержан, а сама реконструкция оказалась выполнена менее, чем на 15%. В итоге контракт местные власти в районах также расторгли контракт с москвичами. Сейчас на объекты вышли уже новые организации. Однако фронт ещё очень широкий. К тому же, общеизвестно – нет ничего хуже, чем переделывать начатое.
Но вернёмся к работам нынешнего года. В плане благоустройства общественных территорий больше всего средств получат Ярославль (более 195 миллионов рублей), Рыбинск (почти 81,8 миллиона рублей), Ростовский (32,3 миллиона рублей), Ярославский (26,4 миллиона рублей) и Переславский (без малого 23,3 миллиона рублей) округа. Однако большинству муниципальных образований было выделено только по 10 миллионов рублей (по крайней мере, такова была ситуация в начале года). Повторимся, что при нынешнем ценообразовании такие суммы являются более чем скромными. Что позволяет выполнить либо совсем небольшие работы, либо вынуждает разбивать благоустройство на этапы и делать его в течение нескольких лет.
К примеру, в Большом селе благоустройство пешеходной дорожки вдоль реки Юхоть делают уже 3 год. Аналогичные примеры есть и в других «сельских» районах. Впрочем, есть суммы и того меньше. Например, в рамках лимитов Тутаевского муниципального округа для благоустройства общественного пространства Волжской набережной и парковой зоны в посёлке Константиновский выделили всего 2,8 миллиона рублей. Однако этого хватит буквально на то, чтобы выпилить старые деревья и выполнить элементарную расчистку территории. Остальное, судя по всему, придётся делать силами местного бюджета. Или ждать экономии от торгов. Конечно, если таковая будет.
Также весьма небольшие суммы предусмотрены на обустройство зоны отдыха у ДК в деревне Мокеевское Ярославского района (5 миллионов рублей) и устройство Мемориала участникам Великой Отечественной войны в деревне Дюдьково Рыбинского района (чуть более 4 миллионов рублей). К слову, с военной тематикой связано благоустройство сразу в нескольких населённых пунктах. И здесь возникает резонный вопрос – успеют ли завершить работы к 9 мая? Особенно с учётом того, что в апреле наверняка ещё продолжались конкурсные процедуры по выбору подрядчиков. Или такой задачи в принципе не стояло? Но даже если это так, подобные объекты в год 80-летия Великой Победы в любом случае будут под пристальным контролем. И к качеству работ здесь будет особое внимание. И, надо полагать, особое взыскание, если оно вдруг окажется неважным.
Ситуацию осложняет и тот факт, что за последние годы сразу в нескольких районах сменились руководители. По крайней мере, в шести из них (Большесельский, Борисоглебский, Брейтовский, Пошехонский, Угличский, Ярославский) исполняющие обязанности глав имеют или весьма скромный опыт муниципальной службы, в основном на уровне сельских поселений, или вообще не имеют такого опыта, или до недавнего времени никак не были связаны с нашим регионом и, соответственно, не знают местной специфики. А опереться им особо не на кого.
Во-первых, даёт о себе знать дефицит кадров, который спровоцировало, в том числе, инициированное в недрах областного Правительства сокращение. Во-вторых, ряд квалифицированных специалистов, включая заместителей глав по вопросам ЖКХ и благоустройства, сами оставили свои посты. К примеру, в том же Большесельском районе – уже дважды за год. Как в этой связи свежеиспечённые руководители намерены реализовать запланированные мероприятия – большой вопрос.
Но наибольшие сложности всё же вновь ожидаются в Ярославле. И тому есть сразу несколько причин. Если говорить о дворовых пространствах, то в рамках проекта «Наши дворы» в 2025 году в городе запланировано комплексное благоустройство 38 территорий с устройством 17 детско-спортивных площадок. По состоянию на начало февраля положительное заключение экспертизы было получено только по 7-ми дворам. Большинство проектов (25) ещё находились на проверке. А по 6-ти и вовсе проводилась корректировка документации. Про массовое начало самих работ пока не слышно. И как их намерены успеть сделать в установленный срок до 1 сентября – непонятно. Особенно с учётом того, что 3 двора и 19 площадок предстоит доделывать ещё с прошлого года.
По проекту «Формирование комфортной городской среды» в областном центре должны выполнить благоустройство 4 объектов:
Юбилейный парк (86,8 миллиона рублей), Аллея имени Ивана Ткаченко на улице Панина (56,8 миллиона рублей), Петропавловский парк (1-й этап работ, 51,7 миллиона рублей) и сквер у ДК «Гамма» (2-й этап работ, 21,3 миллиона рублей). Общая сумма средств с учётом софинансирования из местного бюджета составит без малого 217 миллионов рублей (свыше 195 миллионов – федерация плюс область, и порядка 21,5 миллиона – город). Кроме того, в Ярославле запланировано благоустройство и вне федерального проекта «Формирование комфортной городской среды».
Ещё в феврале директор ДГХ мэрии областного центра Ярослав Овчаров доложил, что Дню города в парке Мира появится Доска Почёта. Кроме того, в новом сезоне на площади Труда установят видеокуб и экран, в парке 1000-летия Ярославля заменят оборудование и резиновое покрытие на детской площадке, а на площади Юности у ТЮЗа и Первомайском бульваре обновят игровые комплексы. По словам Овчарова, совокупное финансирование всех мероприятий по благоустройству общественных пространств составит порядка 430 миллионов рублей. Если вычесть из этой суммы вышеупомянутые расходы на объекты по федеральному проекту (217 миллионов), то получится 213 «внепрограммных» миллионов. Ровно половина. Нехилые затраты. Да и общее количество объектов, как видно, вдвое (если не больше) превышает прошлогодние параметры.
При этом, к организации работ уже сейчас есть большие вопросы. Скажем, на благоустройство Юбилейного парка заключено сразу шесть муниципальных контрактов! И каждый подрядчик будет отвечать за своё, крайне узкое направление: первый – за обустройство дорожек на территории, второй – за строительство ливневой канализации, третий – за устройство фонтана, четвёртый – за создание сцены, пятый – за установку опор освещения вокруг сцены и шестой – за благоустройство дорожек вокруг сцены и фонтана. Как заказчик сможет синхронизировать и проконтролировать всё это, когда в прошлом сезоне толком не мог справиться даже с одним подрядчиком на 3 объектах – остаётся только догадываться.
Кроме того, очень большой объём работы возложен на МБУ «Горзеленхозстрой». Помимо своих непосредственных обязанностей по содержанию улично-дорожной сети города в рамках муниципального задания, учреждение отвечает за ряд новых объектов и устранение «грехов» по старым. В частности, вышеупомянутым недоделанным паркам. А дел там непочатый край. Неудивительно, что завершить начатые в прошлом году работы в парке Судостроителей и в сквере у ДК «Гамма» обещают только к осени. Правда, в таком случае остаётся неясным – как на заволжском объекте они будут синхронизированы с новым этапом благоустройства нынешнего года (смотрите выше). Но, похоже, что сейчас об этом никто не задумывается.
И совершенно напрасно. Ибо вопросов к планированию, организации и выполнению работ, как видим, имеется очень много. И от своевременного, а главное – честного ответа на них в известной степени будет зависеть качество реализации всей программы благоустройства в отдельно взятой Ярославской области в 2025 году. Сказать по правде, в связи с вышеупомянутыми причинами в успех мероприятий пока верится с трудом. Хорошо бы, чтоб мы ошибались. В противном случае, наш регион может показать неудовлетворительные результаты по одному из важнейших нацроектов уже второй год подряд. А при таком раскладе в проигрыше окажутся не только жители, но и власти. Ибо в Москве вряд ли одобрят снижение показателей по столь значимому направлению накануне нового избирательного цикла.
ВИКТОР ПАРФЁНОВ