Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

28.11.2018
Ярославль
1381
ГОРОД С ФИЗИОНОМИЕЙ ИЛИ ЛИЦО СО ШРАМОМ?
ГОРОД С ФИЗИОНОМИЕЙ ИЛИ ЛИЦО СО ШРАМОМ?

В далёком XIX столетии знаменитый публицист и общественный деятель Иван Аксаков назвал Ярославль «городом с физиономией». Указав тем самым на его запоминающийся вид и историческую самобытность. В последующие годы люди и обстоятельства не раз проверяли эту самобытность на прочность. Но Ярославль всегда с честью переносил сии удары судьбы, хотя порой это давалось с большим трудом. Сегодня столица «Золотого кольца» оказалась на пороге новых перемен в городской среде, которые коснутся если не всех горожан, то значительной их части. Перемен сразу две. Первая – очередная попытка создать платное парковочное пространство. Вторая (гораздо более масштабная) – реновация жилищного фонда. Обе идеи не новы. Однако на прошлой неделе они зазвучали в новом качестве. Притом, практически одновременно. И очень громко. В теории, инициативы являются актуальными, и при определённом раскладе могут принести пользу горожанам. Но это в теории. На практике всё рискует обернуться очередным бизнес-проектом, не имеющим ничего общего с заботой о городе. Более того – рискующим оставить на его лице новые шрамы. Впрочем, все расчёты сегодня очень слабы. Настолько, что реализация названных инициатив находится под большим вопросом. Невзирая на то, что дело подают как почти решенное.

 

Любишь кататься? Люби и парковку оплатить!

        Парковки-1 (Богоявленская площадь).JPG Последний раз о создании системы платных парковок в Ярославле говорили три года назад. Идею активно продвигали исполняющий обязанности градоначальника Алексей Малютин и его заместитель Игорь Блохин. Последний взялся за дело с особым усердием (такую бы энергию, да в мирных целях) и не оставлял своё детище даже тогда, когда на нём поставили большой и жирный крест. Чиновники активно принялись за дело: нанесли дорожную разметку на предполагаемые участки стоянки и даже создали отдел по работе с платными парковками, который возглавил тёзка вице-мэра Игорь Иродов. Что сразу породило шутки: самих парковок ещё нет, а отдел есть, да ещё под началом товарища с библейской фамилией. Как известно, идея не выгорела. Инициативу городских властей заблокировала областная Дума. Председатель комитета по законодательству Андрей Крутиков сотоварищи внёс законопроект, отменяющий штрафы за неоплату платных парковок в Ярославле. После чего их появление стало фактически бессмысленным. Правда, неугомонные городские начальники всё же организовали две стоянки со шлагбаумами и паркоматами на Красной и Богоявленской площадях (изначально их планировалось около полусотни). Однако через год стало понятно, что они стоят полупустые и не окупают себя. В общем, весь пар вышел в свисток.

         Но прошло время. Сменилась областная власть. Был избран новый состав Думы. И тема зазвучала с новой силой. И что-то подсказывает, что на этот раз дело может выгореть. Хотя конкретики пока немного. Разработана очень общая «дорожная карта» проекта. Примерные затраты оцениваются в 120-150 миллионов рублей, а количество парковочных мест – в 2,5 тысячи. На первое время их обустроят в центре города, но впоследствии «передовой опыт» может быть транслирован и на спальные районы. Что касается финансирования работ, то способов всего три: напрямую через бюджет (с созданием муниципального учреждения, выполняющего функции оператора), через концессионное соглашение (с различной пропорцией распределения доходов между муниципалами и частниками) или через кредит (так называемый формат сервисного контракта). Собственно, всё.

        Парковки-8.jpgСтоит сказать, что платные парковки давно стали повседневной жизнью российских городов. Притом, не только Москвы и Санкт-Петербурга или других городов-милионников (Екатеринбуга, Казани, Нижнего Новгорода, Перми, Воронежа). Они действуют и у наших соседей по центральному федеральному округу. Например, в Калуге (60 парковок на 846 мест), Твери (80 парковок на 548 мест), Туле (109 парковок на 1635), Белгороде (189 парковок на 2247 мест) и Рязани (370 парковок на 2177). Показательно, что их количество не привязано ни к населению (допустим, Тула крупнее того же Белгорода, но стоянок там меньше), ни к числу мест. В Ярославле в случае успешной реализации проекта будет создана самая внушительная инфраструктура среди соседей (повторимся, власти рассчитывают на 2,5 тысячи мест). К слову, три года назад инициаторы рассчитывали примерно на такое же количество: в первоначальном варианте проекта звучали цифры 2300 и 2610 мест. В общем, замах неслабый. Но всё это – статистика. А что по сути? Точнее – по идеологии процесса. Здесь нужно понимать, какую цель преследует введение платных парковок. Разгрузка исторического центра от личных автомобилей? Пополнение городского бюджета? Или реализация чьего-то бизнес-проекта?

         Если цель первая – тогда людям нужно предоставить адекватные альтернативы. Их всего две. Первая – развитие общественного транспорта. Ведь при отсутствии возможности использования персонального «железного коня» (или ежедневной оплаты его «стойла»), жителям придётся пересаживаться в муниципальные «колесницы». А с ними у нас полный абзац! Уровень износа подвижного состава ПАТП-1 – более 73%. По данным за 9 месяцев 2018 года, из 176 автобусов проамортизированы 129. В «Яргорэлектротрансе» ситуация ещё хуже. Износ троллейбусов – 86% (112 единиц, полностью амортизированы 96), трамваев – 91% (55 единиц, полностью амортизированы 50). Говоря по-русски, городской автопарк разваливается на глазах. А закупок новых машин практически не происходит. Внимание, вопрос: куда должны пересаживаться люди, решившие оставить свои автомобили возле дома? Думается, ответ очевиден!

         Вторая альтернатива – бесплатные стоянки (в том числе многоуровневые и подземные). Ибо вводить плату за пользование участками городских дорог, но не давать ничего взамен – это моветон. Однако никакого нового строительства не наблюдается. Не предусмотрены и так называемые «стоянки подскока» (перехватывающие стоянки), на которых можно оставить машину и далее добираться до нужного места пешком или на общественном транспорте. Кстати, о них говорили и три года назад, предлагая в качестве одной из таких площадок территорию недостроенной гостиницы «Чайка». Сейчас она отпала в связи со строительством на месте несостоявшегося отеля ИТ-центра. Однако остаются другие варианты - та же территория у КЗЦ «Миллениум» или в районе Подзеленья. Но там тоже ничего нет. Как нет и списка улиц, которых не коснётся инициатива властей. Таким образом, людей хотят заставить отказаться от использования личного транспорта. Но не предусматривают ни одной из возможных альтернатив. Более того: есть информация, что мэрия хочет сократить два троллейбусных маршрута и продать депо на Городском валу. Что сделает перспективу решения транспортной проблемы ещё более отдалённой. Несмотря на все разговоры о разработке очередной дорожной схемы, оптимизации маршрутов и создании выделенных полос.

         Если принять в качестве основной вторую цель (пополнение бюджета), то здесь тоже масса вопросов. Во-первых, это можно сделать гораздо проще. Для этого достаточно прогуляться в сопровождении сотрудников ГИБДД по прилегающему в мэрии району и обратить внимание на припаркованные автомобили. Даже в нескольких кварталах, ограниченных двумя набережными и улицей Первомайской, можно найти такое количество нарушителей (скажем, припаркованных под запрещающим знаком или на месте стоянки для инвалидов), что собранные с них штрафы будут исчисляться очень приличными цифрами. Во-вторых, само обустройство платных парковок – дело весьма затратное. И у города с 7-миллиардными долгами таких денег нет. Конечно, можно сдать хозяйство в концессию на несколько лет. Но при данном раскладе ждать более-менее приличных доходов придётся достаточно долго. Вывод: платные парковки слабо подходят в качестве доходного источника казны.

       Парковки-6.jpg  Остаётся третья цель – бизнес-проект. Скорее всего, с «московской пропиской». Судя по всему, сегодня этот вариант представляется наиболее близким к истине. Опять же, отвечать за создание платного парковочного пространства поставили бывшего московского предпринимателя, а ныне – советника и.о. мэра (с потенциалом повышения до заместителя градоначальника) Александра Асриянца. Конечно, это совсем не означает наличие какого-то личного интереса. Но сам выбор куратора, согласитесь, показательный. Как и три года назад, когда главным по парковкам стал Игорь Блохин, до того также тесно связанный с бизнес-структурами. При этом, в транспортной инфраструктуре центральной части города действительно должно быть больше порядка. Думается, что с этим согласится большинство ярославцев. Вид на бесконечные вереницы машин, запрудивших узкие улочки в зоне ЮНЕСКО на самом деле не вызывает восторга. Но платные парковки вряд ли справятся с решением этой задачи. Поскольку, судя по всему, преследуют иные цели. И здесь нельзя не согласиться с комментарием Антона Голицына, опубликованным в статье на портале ИА «Регнум»: «… речь идет о косвенном налоге на тех, кто имеет автомобиль, живет и работает в центре города. Только, в отличие от прямых налогов, большая часть этих денег, увы, пойдет отнюдь не на социальные нужды». На фоне мусорных сборов, капремонта и прочих «федеральных радостей» - весьма сомнительная затея! Которая с высокой долей вероятности обернётся лишь заставленными дворами, газонами и тротуарами. Что не только не решит проблему разгрузки центра, но и существенно подпортит его внешний вид.

 

«Благие намерения» реновации

          Вторая инициатива – это реновация жилищного фонда. «Клуб социологов» писал о ней ещё в конце сентября, в материале о Ярославском градостроительном форуме (смотри статью «Надстройка без базиса» от 28.09.2018). Именно там был представлен соответствующий федеральный законопроект, автором которого выступила депутат нижней палаты российского парламента, председатель комитета по ЖКХ Галина Хованская (совместно с председателем фракции «Справедливая Россия» Сергеем Мироновым). Впоследствии документ не раз упоминался многочисленными средствами массовой информации. А 23 ноября его обсуждению даже посвятили парламентские слушания в Государственной Думе. В которых приняла участие и делегация Ярославской области во главе с Председателем областного законодательного собрания Алексеем Константиновым. Реновация-1.jpgСогласно проекту закона, под реновацией понимается реконструкция или снос не подлежащих капитальному ремонту объектов жилищного фонда, и жилищное строительство на высвобождаемой территории с обеспечением данной территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры, а также проведением мероприятий по благоустройству. Законопроект устанавливает права собственников жилых помещений и круг полномочий органов государственной власти или местного самоуправления. Последние вправе определять содержание программы реновации, источники и объёмы её финансирования, установление порядка и определение условий улучшения жилищных условий граждан, а также создавать Фонд содействия реновации жилищного фонда для реализации программы. По мнению авторов законопроекта, его будет способствовать улучшению жилищных условий граждан, повышению комфортности и эксплуатационных качеств жилфонда и сохранению архитектурной ценности городской среды. Так ли это на самом деле? Попробуем разобраться!

         Реновация-7 (проект на проспекте Октября).jpgПрежде всего, стоит сказать, что реновация как таковая уже идёт. Притом, речь не только о Москве с присущим ей столичным размахом. Свои проекты есть в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Омске и в том же Ярославле. Если понимать под реновацией новое строительство и освоение территории на месте старых снесенных домов, то можно привести примеры кварталов на «Пятёрке» или на 1-й Приволжской улице во Фрунзенском районе. Есть и объекты под реконструкцию (правда, пока всего лишь на стадии проекта). Например, четыре дома на проспекте Октября 1930-х годов постройки (под номерами 29 – 33). Этот проект активно продвигает депутат областной Думы Роман Фомичев. Но это – всё-таки единичные случаи. А законопроект подразумевает системную работу. К тому же – в масштабах всей страны. Однако для решения этой задачи нужно чётко понимать: кто и что будет «реновировать»? А главное – на какие шиши?

         С Москвой всё более-менее понятно. Для неё приняли отдельный закон и ещё в прошлом году дали старт соответствующей программе. Был составлен перечень, в который включили 5171 дом, подлежащий реновации. До 2021 года планируется построить 3,5 миллиона квадратных метров жилья. Для чего из бюджета уже выделено более 360 миллиардов рублей. Абсолютно ясно, что у остальных регионов таких денег нет, и не будет. Для сравнения – весь годовой бюджет Ярославской области на 2019 составляет 65,3 миллиарда. Между тем, согласно законопроекту, основное бремя финансового обеспечения реновации ложится именно на регионы, муниципалитеты (что выглядит уже совсем фантастикой) и внебюджетные источники. Рассчитывать на помощь «сверху» не приходится. Во всяком случае, пока речь об этом не идёт. Но и перспективы на будущее весьма туманны. Тем более, что с 2019 года возобновляется программа расселения ветхого и аварийного жилья (к слову, его доля в Ярославской области выше среднероссийского показателя и составляет 3,2%). Она будет идти параллельно с реновацией и потребует значительных вложений из центра. А раскошеливаться одновременно на две программы федералы вряд ли станут.

         Поэтому на местах в лучшем случае смогут увидеть кредиты «Внешэкономбанка» по сниженной процентной ставке и целевые субсидии на реновацию жилых домов, являющихся памятниками архитектуры. Но при таком раскладе рассчитывать на успешное выполнение программы силами местных властей точно не приходится. Поэтому главной просьбой регионов при подготовке предложений к законопроекту Миронова и Хованской было предусмотреть федеральное со-финансирование реновации в субъектах страны. В крайнем случае – разработать стимулирующие меры для привлечения частных инвестиций. Такие предложения поступили и от Ярославской областной Думы. Вместе с тем, инвесторы вроде бы готовы включаться в процесс. К той же Ярославской области есть интерес со стороны строительных холдингов из столицы. Однако главной целью любого бизнесмена является получение прибыли. Для её обеспечения предприниматели либо начнут требовать поддержки от региона (финансовой, налоговой, административной и т.д.), либо максимально постараются выжать из предоставленного земельного участка все соки (в том числе, не гнушаясь нормами земельного и градостроительного законодательства). Если же реновация не будет сулить никакой выгоды – инвесторы попросту проигнорируют программу. В общем, смотри пункт первый: без федеральной помощи реализация инициативы в регионах вряд ли возможна. В этой связи не вполне понятно, на что рассчитывают сами законодатели. Ведь та же Галина Хованская после изучения аналогичных проектов в Германии, Италии, Франции и Великобритании отметила, что успешным был только тот опыт, где в процессе участвовало государство. И наша Родина вряд ли будет здесь исключением.

         Процесс реновации (если до него всё-таки дойдёт) также вызывает вопросы. С одной стороны, авторы законопроекта отдают предпочтение не сносу и новому строительству, а реконструкции старых домов. Тем самым, вроде как учитывая негативный московский опыт (в столице «под нож» пускали дома, которые вполне можно было сохранить). С другой стороны, реконструкция – гораздо более сложный процесс, который должен учитывать массу нюансов. Как быть, если дом является памятником архитектуры с кучей охранных обязательств? Или имеет высокую степень износа? Что делать с наружными и внутренними инженерными сетями? А с прилегающей территорией? Реновация-4 (типовая пятиэтажка).jpgНаконец, куда на время реконструкции девать жителей? И согласятся ли они на подобные неудобства? Универсальных ответов на все эти вопросы нет. Кроме того, отдельные типы зданий вообще слабо подвержены реконструкции (вследствие значительного превышения срока службы отдельных конструкций и узлов). Например, блочные пятиэтажки. Таких у нас – пол Брагина. Хотя в той или иной степени они присутствуют почти во всех районах («Пятёрка», Заволга, Липовая гора и даже центр в районе улиц Лисицына или Салтыкова-Щедрина). Некоторые дома стоят уже пятый десяток, хотя изначально были рассчитаны на 25 лет. Начнёшь такие «реконструировать» - ещё развалятся! Поэтому застройщики не слишком приветствуют подобный вариант.

         Получается парадокс. Изначальная цель авторов законопроекта и программы реновации как таковой – благая. Но устланная благими намерениями дорога известно куда ведёт. Поэтому двигаться по ней желающих немного. Теория хороша. Но практическая реализация законопроекта в его нынешнем виде вряд ли возможна. Не исключено, что именно по этой причине его не поддержали более 20 регионов страны. Правда, пока что документ даже не прошёл стадию первого чтения (оно ожидается в декабре). Возможно, после этого к нему поступят какие-то принципиальные поправки. Но пока что реновация остаётся прерогативой исключительно крупных и богатых городов. Ярославль не входит в число ни тех, ни других. А сообщения СМИ (в том числе федеральных) о том, наш город на пару с Южно-Сахалинском могут стать участниками пилотной программы, судя по всему, отражают лишь потенциальную готовность включиться в процесс. Но для этого предстоит выполнить очень много условий. Предпосылки к чему пока не сильно заметны. Впрочем, даже в простых рассуждениях о реновации не стоит забывать про историческое значение «Столицы «Золотого кольца». В противном случае, планы реконструкции старого жилого фонда могут завести слишком далеко. Настолько, что облик города-памятника будет не узнать. А это – уже очень дорогая цена. Платить которую вряд ли разумно. В противном случае получится как по Черномырдину: хотели как лучше – получилось как всегда!

  

ИВАН ТИХОНОВ


Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?