Пожалуй, у любого губернатора есть своя «фишка», отличающая его среди коллег. И для каждого можно подобрать слово, лучше и точнее всего характеризующее его работу. Оно необязательно должно быть коротким, ёмким и нецензурным (даже если политик не пользуется особой любовью народа). Скажем, первому губернатору нашей области Анатолию Лисицыну подошло бы определение «реформатор». А что? Трудился в эпоху перемен. Создавал новые институты власти. Перестраивал экономику на рыночный лад. Сергей Вахруков – «администратор». Тесно работал с федеральным центром. Курировал подготовку к тысячелетию Ярославля. Договаривался с инвесторами. А чем запомнится Сергей Ястребов? Пожалуй, в его случае уместным будет слово «кадровик». Поскольку ничто так не отличает нынешнего областного начальника, как перемены в окружении. За четыре года его губернаторства оно поменялось до неузнаваемости. В 2012-м свой пост оставил заместитель главы региона Алексей Бушуев, в 2013 – вице-губернаторы Игорь Елфимов, Вячеслав Блатов и Михаил Боровицкий. Год спустя к ним присоединились ещё пятеро: Сергей Берёзкин, Андрей Епанешников, Александр Сенин, Виктор Костин и Анатолий Фёдоров. А в 2015-м ряды экс-замов пополнили Александр Грибов, Дмитрий Секретарёв и Ростислав Даниленко. Это только «высший командный состав». Если же брать директоров департаментов и начальников управлений (а они менялись с ещё большей регулярностью), можно просто сбиться со счёта! Очередные перемены преподнёс и 2016 год. Что дальше?
ВМЕСТО ПРОЛОГА
Конечно, скептики могут возразить: при том же Лисицыне тоже сменилась ни одна команда! Формально – да. Только здесь есть даже не одно, а сразу три «но». Во-первых, Анатолий Иванович сидел на хозяйстве чуток подольше Сергея Николаевича. Ровно в четыре раза. И в силу одного этого фактора имел право на кадровые перестановки. Во-вторых, ему досталось принципиально иное время, нежели сейчас. Тогда даже федеральные правительства менялись со скоростью звука (один период 1998-1999 годов чего стоит). Что же хотеть от регионов! Ну а в-третьих, важна не сама по себе смена кадров, а тот положительный эффект для жизни области, который она несёт. Пусть не всегда и не со всеми (Анатолий Иванович в этом плане тоже не без греха), но у Лисицына такой эффект был. Был и у Сергея Вахрукова. Но он отличался относительным постоянством кадрового состава. Лишь в самом начале его работы из администрации ушли несколько лисицынских замов. При этом, вторая половина осталась. А то, что происходит за последние три-четыре года, впору назвать настоящей «министерской чехардой». Без явного результата. А порой и без внятной цели. Нечто подобное осуждал ещё депутат дореволюционной Думы В.М. Пуришкевич (собственно, ему и принадлежит термин). Известный черносотенец сокрушался, что частая смена министров и перемещение их из одного ведомства в другое является явным признаком ненормального положения дел! Свою знаменитую речь он произнёс ровно сто лет назад, в 1916-м. Что было через год, все помнят. К счастью, сегодня не революционная ситуация. Да и Пуришкевич говорил про царское правительство, а не про отдельную губернскую администрацию. Но если абстрагироваться от исторического контекста, с «ненормальным положением дел» он попал в точку. Ибо кадровую политику подобного рода вряд ли можно считать полезной и продуктивной. Хоть сто лет назад, хоть сейчас. У нынешнего руководства Ярославской области, по всей вероятности, другая позиция. И потому кадровые перемены продолжаются.
Я НЕ УЗНАЮ ВАС В ГРИМЕ!
Пожалуй, самым неожиданным было решение о назначении Михаила Крупина региональным уполномоченным по правам ребёнка. Впервые о его возможном выдвижении в детские омбудсмены заговорили примерно в начале мая. А уже 28 июня областная Дума 33-мя голосами утвердила его кандидатуру. Хотя, по сути, вопрос был решён гораздо раньше - ещё в первой половине июня, когда за Крупина «подписался» 41 депутат. Казалось бы, с чего вдруг? Ведь многие считали его отнюдь не подходящей кандидатурой для такой должности. Опять, же конкуренты подобрались сильные: начальник подразделения УМВД по делам несовершеннолетних, директор «Центра детей и юношества», «профильный» юрист, адвокат, психолог и другие. То есть те люди, которые непосредственно работают с подрастающим поколением. Или хотя бы знают, с какой стороны подойти к теме. Так что выбор был далеко не безальтернативным. Но пал именно на Крупина (ближайшего соперника – адвоката Галину Старостину поддержали только 14 человек, остальным досталось и того меньше). Прямо в думском зале заседания он принёс присягу, от волнения даже немного попутав текст. А в «Белом доме» тем временем уже успели оформить его отставку. В общем, всё случилось максимально быстро.
Смена деятельности для Михаила Львовича – дело привычное. За неполные 24 года своей трудовой биографии, он успел поменять 11 мест работы. Ни на одном из них не задержался более 4 лет. С одной стороны – подумаешь, с кем не бывает в наше тяжёлое время. Но уж больно разным был профиль. Сначала - Налоговая полиция. Потом - Фонд защиты прав налогоплательщиков (который занимался, скажем так, финансовым консультированием). Следом - бизнес в сфере энергетики (с последовательной сменой трёх регионов – Костромской и Тверской областей и г.Москвы). Позже Крупин сделал «ход конём» и занялся проектами в сфере туристического, ресторанного и гостиничного бизнеса (по которым известен большинству ярославцев). Кроме того, неутомимый «фигаро» успел потрудиться помощником депутата Ярославской областной Думы, а в 2013 сам стал народным избранником. Наконец, в марте прошлого года он сменил депутатский мандат на кресло зампреда регионального Правительства.
Не будем оценивать работу Крупина за пределами нашего края. Хотя некоторые факты весьма интересны. Например, уголовные дела или проверки по фактам финансовых нарушений и хищений в отношении руководителей некоторых энергетических компаний, в которых трудился наш будущий детский омбудсмен. По странному стечению обстоятельств, нарушения относились к периодам работы Крупина. Но оставим сие наблюдение за скобками. Ибо открытой информации на этот счёт мало. И разбираться в ней должны компетентные органы. А вот сказать пару слов о работе Михаила Львовича в Правительстве Ярославской области очень даже можно. Напомним, он курировал промышленную и инвестиционную политику, отвечал за туризм, транспорт и дорожное хозяйство. Согласитесь, широкий фронт работ. Вот где развернуться деятельному человеку! Но гордиться особо нечем!
Посмотрим официальную статистику итогов развития Ярославской области за 2015 год. Чуть ли не единственный радующий показатель – рост индекса промышленного производства на 5,3% по сравнению с 2014-м. Тут Ярославская область занимает 3 место в ЦФО и 15 по России, разделяя его со Ставропольским краем (а не 14, как было указано в официальном отчёте губернатора). Но не будем мелочиться. Тем более, что в основном рост был обеспечен за счёт хорошей работы предприятий ОПК и отдельных отраслей машиностроения. Зато по таким важным направлениям, как резинотехническая, химическая и пищевая промышленность, всё было печально. Откровенно неудачным оказался год и в плане производства подакцизных товаров. А некоторые крупные предприятия (например, ОАО «Раскат» и НПЗ имени Д.И. Менделеева) столкнулись с колоссальными финансовыми трудностями. Или вовсе оказались в предбанкротном состоянии. Наконец, очень бледно смотрелись итоги «профильной» областной программы «Развитие промышленности в Ярославской области и повышение ее конкурентоспособности», за которую формально отвечал Крупин. По итогам 2015 года она была исполнена лишь на 58%. Так что «успехи» были весьма относительными. Да и то вряд ли благодаря заслугам новоявленного зампреда Правительства.
В инвестиционной политике всё было уже совсем печально. Инвестиции в основной капитал составили лишь 69 миллиардов рублей. Даже пять лет назад ситуация была лучше. А на фоне 2014 года показатель упал сразу на 30%. По ЦФО это – второй результат с конца. Хуже дела только в Ивановской области. Это притом, что семь регионов Центральной России в прошлом году вообще были «в плюсе». Результаты оказались настолько плохими, что даже депутаты областной Думы признали работу Правительства региона на этом направлении неудовлетворительной. Более подробно тему инвестиционной деятельности (точнее – её отсутствия) «Клуб социологов» осветит уже на следующей неделе. Право, это того стоит!
С дорогами у Михаила Львовича тоже не задалось. То ли тема была ни его, то ли по каким-то иным причинам, но новый 2016 год область встретила с самой большой кредиторской задолженностью за последнее время – несколько сотен миллионов рублей. Дорожники едва ли не стояли с протянутой рукой, желая вовремя получить положенную оплату. Нынешний дорожный фонд оказался самым скромным с 2012 года, не дотянув даже до 4 миллиардов рублей. При этом, регион не освоил крупную сумму средств, выделенных из федеральной казны, и деньги пришлось возвращать. А с госпредприятием «Ярдормост» чуть было не разорвали контракт на содержание улично-дорожной сети Ярославля. Кстати, за плохую уборку города оно тоже получило «неуд» от парламентариев.
По «транспортному цеху» Крупин успел «отличиться» введением персональных электронных карт, которые не только стали причиной больших очередей в МФЦ, жалоб льготников и митингов оппозиции, но и серьёзно ударили по перевозчикам. А фантастические проекты реконструкции аэропорта «Туношна» или пуска скоростного трамвая с Нефтестроя до Брагино и вовсе вызывали сначала сдержанную улыбку, а потом - гомерический смех ("Клуб социологов" про эти увлекательные забавы вице-премьера писал еще год назад). Честно говоря, не вспоминается чего-то эпохального и в туристической сфере. На ум приходят лишь масленичные гуляния с Надеждой Бабкиной, да несколько мероприятий местечкового уровня – в основном, в Ростове и Переславле. Так что на этом направлении наш «вице-премьер» рискует запомниться разве что интерактивными указателями, установленными в зоне ЮНЕСКО за бюджетные деньги и вызывавшими далеко неоднозначную реакцию у градозащитников.
Может быть, в новой роли, уже на 12 месте работы, Михаил Крупин сможет по-настоящему раскрыться? Судя по предыдущим «успехам» в Правительстве, верится в это с трудом. Хотя как знать. В любом случае, остаётся вопрос: зачем покидать «Белый дом» и занимать, в общем-то, второстепенную должность? Пусть достаточно статусную. Пусть хорошо оплачиваемую (на уровне 140 тысяч рублей в месяц). Но не дающую никаких особых «бонусов». Возможно, на своём посту Крупин рассчитывал на бОльшие возможности, но в итоге был в них ограничен (тот же туризм вывели из его подчинения уже в нынешнем феврале). Возможно, имели место аппаратные интриги, под «вице-премьером» «зашаталось» кресло и он решил заблаговременно ретироваться. А может быть, дело было не в интригах, а более серьёзной причине. В конце концов, экономический блок всегда находится под особым контролем правоохранительных органов. И кое-какие вопросы по отдельным направлениям тут были. Наконец, недавно появилась информация, что Михаил Львович даже может баллотироваться в Госдуму в порядке самовыдвижения по 195 округу. А стартовать в избирательную кампанию с должности уполномоченного, конечно, более выигрышно, нежели из чиновничьего кресла. Правда, времени для старта почти не осталось. К сожалению или к счастью, точных ответов мы не получим. А предположения так и останутся предположениями. Во всяком случае – до поры, до времени. Однозначным является лишь тот факт, что экономический блок снова остался без «куратора». Обязанности Михаила Крупина временно перешли к Александру Князькову, у которого в силу занимаемой должности итак достаточно полномочий. Сможет ли он достойно нести свалившуюся ношу – вопрос риторический. Но другого варианта всё равно нет. Через год – выборы губернатора. И сейчас вряд ли кто-то захочет занимать освободившееся место и принимать на себя груз проблем, рискуя не попасть в новую «обойму». А значит, важнейшая сфера жизни области, судя по всему, ещё долго будет оставаться в подвешенном состоянии.
НОВЫЙ КУЛЬБИТ ЮРИЯ ДУДАРЕВА
Не менее странным для обывателя оказалось и новое назначение Юрия Дударева, которое состоялось 1 июля, практически сразу за утверждением Михаила Крупина детским уполномоченным. Юрий Афанасьевич поднялся на следующую ступень в чиновничьей иерархии и получил пост заместителя председателя областного Правительства. Вместе с тем, он продолжит быть директором департамента жилищно-коммунального комплекса. Так что его новая, специально созданная в штатном расписании должность, будет писаться «через чёрточку». Скажем, как у Алексея Долгова. С одной лишь разницей. Кроме департамента финансов, Долгов курирует ещё два важнейших подразделения региональной администрации. А в подчинении Дударева остаётся одно-единственное ведомство – его собственное. Но если полномочия чиновника не изменились, получается, что статус ему «подняли» несколько «искусственно». Опять же вопрос: зачем был нужен этот кульбит?
Тут, пожалуй, стоит учесть не только финансовый, но и «моральный» фактор. Не секрет, что Юрий Афанасьевич родом из Владимира, где успел поработать и в городской администрации (как говорят сами владимирцы – в «оранжевом доме»), и в областном правительстве (на посту директора департамента). За время работы успел отметиться в нескольких довольно крупных скандалах на фоне профессиональной деятельности. Пересказывать их нет смысла – подробная информация есть в местных и даже федеральных СМИ. В итоге в 2013 году он был вынужден уйти в отставку. То ли эти скандалы оказались роковыми. То ли исполнение обязанностей было недостаточно эффективным. То ли смена руководства губернии сыграла свою роль. Это не столь важно, поскольку уходил Юрий Афанасьевич, скажем так, «не хорошо». А до этого ещё и был исключён из рядов «Единой России». Официальная формулировка – «за нарушение партийной дисциплины и действия, дискредитирующие партию». Но политика – это искусство возможного. И уже в 2014 году Юрий Афанасьевич снова встал у руля ЖКХ. На этот раз – уже в нашем регионе. А теперь получил и более высокую должность. Несмотря на «нарушение дисциплины» и прочие нехорошие вещи. И как расценивать такой шаг перед выборами в Госдуму?
Юрия Дударева, как и его коллегу – директора департамента энергетики и регулирования тарифов Ольгу Вен (она тоже из Владимира) всегда считали людьми Натальи Шапошниковой. В своё время под её крылом образовался достаточно мощный «блок», куда помимо указанных сфер, также входила строительная отрасль, государственный жилищный надзор и даже дорожное хозяйство. «Команда» пользовались благосклонностью председателя правительства (на тот момент – первого заместителя губернатора) Александра Князькова. И, в общем, работала относительно спокойно. Однако это не означает отсутствия у Шапошниковой недоброжелателей.
Прежде всего, их связывают с именем Виктора Тамарова, председателя думского комитета по жилищно-коммунальному комплексу и энергетике и бывшего генерального директора АО «ЯГК», принадлежащей областному Правительству. Говорят, одно время Виктор Владимирович и Наталья Витальевна были чуть ли не друзьями. Однако всё закончилось, как только в генерирующей компании начались серьёзные проблемы финансового плана. А на её руководство завели уголовные дела по факту хищения имущества. Попал «под раздачу» и Тамаров. По решению Совета директоров (председателем которого как раз была Шапошникова) он был освобождён со своего поста в ЯГК, а позднее даже был переведён из свидетелей в обвиняемые по указанному делу. Как говорится, от любви до ненависти – один шаг.
Однако оставим эту лирику (если она вообще имеет место быть) и попытаемся ответить на вопрос: что в этом контексте может означать карьерный рост Дударева? Собственно, вариантов видится всего два. С появлением отдельного зама по ЖКХ, Наталья Витальевна может просто избавляться от «проблемных активов». Другие подведомственные ей отрасли работают более-менее нормально. А вот в жилищно-коммунальной сфере пока что одни проблемы. Изношенные теплосети (одна авария в Брейтово чего стоит), огромные накопившиеся долги за газ, серьёзные трудности с проведением капитального ремонта. Вполне достаточно, чтобы получить по шапке (не сочтите за каламбур). Так стоит ли рисковать, если есть человек, которому в случае чего можно делегировать ответственность? Это первый вариант. С другой стороны, возможен второй сценарий. Усиление Дударева, напротив, может быть связано с попыткой ослабить влияние Шапошниковой. Повторимся, недоброжелателей у неё достаточно. А в «Белом доме» давно действуют несколько группировок, оказывающих влияние как на председателя Правительства, так и на губернатора. К тому же, за последние годы полномочия Шапошниковой постепенно, но методично «обрезали». Сначала забрали дороги. Конечно, их передавали временно (как наследство ушедшего Андрея Епанешникова). Но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. Потом в ведение замгубернатора Александра Краснова ушёл департамент госжилнадзора (бывшая жилищная инспекция). А теперь откололось и жилищно-коммунальное хозяйство. Ну а то, что Юрий Афанасьевич, вроде как, из её же лагеря – ну и что с того! Всякое бывает. Повторимся, политика – искусство возможного. Конечно, всё это – лишь рассуждения. Но при любом раскладе подобные перестановки, особенно в разгар подготовки к отопительному сезону, вряд ли будут на пользу делу.
КТО ВЫ, МИСТЕР ФИКС?
В завершении нельзя не сказать два слова ещё об одной кадровой перемене. Точнее – даже о нескольких переменах. Речь о переводе на постоянную (читайте – оплачиваемую) работу в областной Думе троих депутатов: Сергея Шмелёва, Романа Фомичёва и уже упомянутого Виктора Тамарова. Конечно, никакого непосредственного отношения к кадровым перестановкам в Правительстве это не имеет. Но кто знает, куда может вывести тернистый депутатский путь. Тем более, что применительно к Виктору Владимировичу и Сергею Вениаминовичу это не метафора. Первому после ухода из «ЯГК» по всей вероятности было тесно в скромной должности замдиректора аэропорта «Туношна», у которого куча проблем и крайне скудное бюджетное финансирование. У второго, как говорят, начались трудности с бизнесом. Поэтому, во-первых, обоим по всей вероятности не помешают официальные депутатские зарплаты со всеми положенными льготами и привилегиями. А во-вторых, обоих теоретически могут интересовать и другие государственные должности. Скажем, кресла в «Белом доме» или руководящие посты в крупных областных компаниях (с одной стороны – автономных, но при этом получающих достаточно средств из казны). Для чего – объяснять, наверное, не нужно. Конечно, сам по себе переход из «неосвобождённых» депутатов на постоянную основу не гарантирует заветных постов в исполнительной власти. Но может сыграть роль необходимого «трамплина» и сократить путь. Во всяком случае, переход с одной постоянной государственной должности на другую всегда представляется более простым, нежели попытка войти в систему из «частной лавочки». Во всяком случае, примеры такие есть (в том числе недавние назначения в мэрии Ярославля). Хотя всё сказанное выше так или иначе остаётся лишь нашим предположением.
Из этой логики на первый взгляд выбивается Роман Фомичёв. Дела его строительного холдинга, судя по всему, идут хорошо. С другой стороны, Роман Юрьевич очень активно заинтересовался работой областного фонда содействия капремонту. Недавно даже стал председателем его Совета. Но все помнят, как совсем недавно он на полном серьёзе хотел стать директором регионального оператора. И кто знает, оставил ли он это желание и удовлетворился работой в Думе, или же продолжает лелеять мечту о получении главного кресла? Если верна вторая догадка, тогда приведённые выше доводы могут распространяться и на него.
Одним словом, главными политическими новостями Ярославской области по-прежнему остаются новости о кадровых перестановках. Увы, их количество вопреки законам диалектики, пока что не переходит в качество. Хотя этот переход наверняка ждут все жители региона. Может быть, следующий год, наконец, принесёт долгожданные перемены. Как говорится, хочется верить…
ВИКТОР ПАРФЕНОВ