Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

23.03.2019
Ярославль
3580
РЕБЯТА С НАШЕГО ДВОРА
О хитросплетениях судьбы кадров ярославского губернатора Миронова
РЕБЯТА С НАШЕГО ДВОРА

На днях свой пост оставил первый и единственный Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Политик, про которого без преувеличения можно сказать: человек-эпоха. Вне зависимости от личного к нему отношения. В сравнении с Нурсултаном Абишевичем вдвойне чувствуешь разительный контраст с отдельными российскими кадрами. Суровая зима с обилием коммунальных проблем вкупе с сомнительными инициативами власти не давали поднять голову и созерцать движение на ярославском административно-политическом «Олимпе». И совершенно напрасно. За последние полгода там произошло много событий. В Правительстве региона сменились директора ряда ключевых департаментов и несколько представителей «высшего командного состава». Поменялись руководители трёх крупных муниципальных образований. На подходе четвёртое – Гаврилов-Ямский район, где 26 марта депутаты со второй попытки должны будут выбрать нового руководителя. Но это - ещё полдела. В конце концов, кадровая текучка – привычное явление в эшелонах власти. Главное состоит в другом. Складывается впечатление, что в команде Губернатора Дмитрия Миронова поменялся стиль управления. Если раньше его подчинённые ещё старались работать на результат (притом, порой это неплохо получалось), то сейчас руководство Ярославской областью как будто пущено на самотёк. Первые лица региона всё чаще проводят время за его пределами. А обратная связь с населением практически отсутствует. Большинство объясняют сей феномен тем, что управление полностью сосредоточено в руках «варягов». Дескать, не своё – не жалко. Объяснение простое, логичное, но не вполне правильное. Точнее – не полное. Иногородние управленцы сегодня поставлены в большинстве регионов России. Но далеко не везде они вызывают недовольство местных элит и критику населения. Пример – тот же Алексей Дюмин, Губернатор Тульской области и бывший сослуживец Дмитрия Миронова. Так что сам по себе статус «варяга» вовсе не означает плохое руководство. Значит, существуют другие причины. Мы попытались определить их и сделали своеобразную ретроспективу кадровой политики за последние месяцы. Выводы получились неутешительные.


Все флаги в гости будут к нам!

Начнём с начала. Повторимся, статус «варяга» у Губернатора не является достаточным основанием для критики всей системы управления. Тем не менее, полностью списывать его со счетов тоже неправильно. Очень важно соблюдать баланс между иногородними и местными кадрами. К сожалению, в администрации Дмитрия Миронова данный принцип явно не входит в число основополагающих. Сегодня из 26 департаментов Ярославской области собственно ярославцы возглавляют меньше десятка. Притом, половина относится к «социальному блоку». Это департаменты образования (Ирина Лобода), культуры (Марина Васильева), труда и социальной поддержки населения (Лариса Андреева) и государственной службы занятости (Лаура Зудина). Данные структуры традиционно считаются не самыми привлекательными местами службы и относятся к условному «второму эшелону». Работа трудозатратная, ответственная и требующая постоянного присутствия в публичном поле. А сами ведомства весьма ограничены в возможности распоряжаться бюджетными средствами.
В свою очередь, все «престижные» должности отданы иногородним кадрам. Прежде всего – выходцам из Москвы и Московской области. К ним относится сам Губернатор Дмитрий Миронов, его тёзка, правая рука и председатель Правительства области Дмитрий Степаненко, все его заместители (за исключением костромича Ильи Баланина), руководитель губернаторского аппарата Кирилл Сорокин, Председатель Думы Алексей Константинов, директора ведущих департаментов (инвестиций и промышленности, государственного жилищного надзора, дорожного хозяйства, транспорта, здравоохранения и других). Впрочем, помимо москвичей в Правительстве области прочно обосновались сыны и дочери всех соседних регионов.
Бенке.jpgДиректор департамента общественных связей Ирина Бенке, недавно сменившая Анастасию Костикову, долгие годы работала в Вологодской области. Костромской регион представляют заместитель губернатора Андрей Шабалин (отдавший ему около 10 лет службы), упомянутый выше вице-премьер Илья Баланин, директор департамента информатизации и связи Александр Догадин и без пяти минут новый гаврилов-ямский глава Алексей Комаров, пока что исполняющий обязанности первого заместителя районного начальника (речь о нём пойдёт ниже). В Ивановской области трудился руководитель департамента АПК и потребительского рынка Евгений Вишневский. К слову, до назначения в Ярославль занимавший аналогичную должность во Владимирской администрации. А управление по взаимодействию с законодательными органами возглавляет уроженец Тверской области Вячеслав Осипенко. Этот же регион представляет и новоиспеченный глава Ростовского района Сергей Шокин.
Есть и более дальние гости. Скажем, начальник департамента туризма Юлия Рыбакова долгое время работала в Северной столице. Николаев (ЖКХ).jpgА директор департамента ЖКХ Александр Николаев и очередной руководитель фонда капитального ремонта Роман Гайнутдинов (кто-нибудь помнит, какой он по счёту?) прибыли к нам из солнечного Ставрополья. И это – только самые известные примеры. В сложившейся ситуации возникает только один вопрос: неужели на эти должности не нашлось ни одной достойной кандидатуры из числа местных кадров (даже с учётом традиционного кумовства и вполне понятного желания любого руководителя окружить себя «своими» людьми?). Но тогда зачем нужны многочисленные резервы, программы развития кадрового потенциала, «муниципальные команды губернатора» и тому подобные вещи? Увы, ответа на этот вопрос никто не даёт. А жаль. Ведь ярославцы по определению лучше знают область. И хотя бы не путают названия населённых пунктов и промышленных предприятий (чем не раз грешили представители администрации Дмитрия Миронова).


Смена вех

Помимо кадровой пестроты и острого дефицита местных специалистов, ещё одной проблемой является частая сменяемость кадров. Со дня прихода Миронова прошло чуть более двух с половиной лет. С момента укомплектования нового руководящего состава областного Правительства и ключевых департаментов – и того меньше. Однако этот самый состав уже не раз претерпел изменения. В январе 2018 года «Белый дом» покинул вице-премьер Виктор Костин – единственный ярославец в «команде Губернатора». Впрочем, до возвращения в Ярославль в составе этой «команды» Виктор Геннадьевич успел поработать в Москве. Так что «местным» его можно называть с определённой оговоркой. 
Через полгода свой пост оставил руководитель аппарата Правительства области Юрий Валдаев – один из ключевых, но вместе с тем незаметных чиновников администрации. Следом за шефом ушёл и его заместитель Эдуард Гребенщиков.
Неженец.jpgВ начале октября «на выход» отправился ещё один заместитель Дмитрия Степаненко – куратор строительного, дорожного и жилищно-коммунального комплекса Виталий Ткаченко. Его сменил бывший директор департамента строительства Виктор Неженец. Есть информация, что кресло руководителя в самом департаменте займёт москвич Александр Черневский, в настоящий момент имеющий статус заместителя. В другом ключевом департаменте ЖКХ с января прошлого года сменились уже три начальника. После Андрея Лукашова им успели порулить Сергей Колесников, Олег Вараксин и вот теперь – Александр Николаев. То же самое касается и подведомственного структуре регионального Фонда капитального ремонта.
Костикова.jpgНаконец, уже в феврале нынешнего года «Белый дом» покинула директор департамента общественных связей Анастасия Костикова. Официально – в связи с переходом на новую работу в Администрацию Президента. Формально – на повышение. Но есть мнение, что Анастасия Александровна проиграла «аппаратную войну» в блоке «внутренней политики». По слухам, у неё не сложились отношения с руководителем аппарата главы региона Кириллом Сорокиным и заместителем Губернатора Андреем Шабалиным (есть мнение, что Костикова сама рассчитывала занять этот пост, будучи протеже Председателя Правительства области Дмитрия Степаненко). Некоторые представители местной элиты (последние из могикан) также характеризовали Костикову отнюдь нелестным образом.

Пенягина.JPGХотя справедливости ради стоит отметить, что свою задачу в качестве «куратора» выборов она выполнила вполне достойно. Уверенная победа губернатора-«варяга» в ходе прямых выборов 2017 года (79,32%) и один из лучших результатов «Единой России» в ЦФО по итогам сентябрьской кампании 2018 года (38,43%) – тому подтверждение. Но, как бы то ни было, Костикова в «Белом доме» больше не работает. 
Есть информация, что её уход не станет последним. И в ближайшее время Правительство области может покинуть директор департамента инвестиций и промышленности Галина Пенягина. К ней вопросов гораздо больше. Вопреки обещаниям, на Ярославскую область так и не полился «золотой дождь» из инвестиций. А стиль управления госпожи Пенягиной и работу подведомственных ей учреждений уже открыто критикуют даже на местах.


О нарушении второго закона диалектики

К слову, отсутствие политического опыта и умения находить общий язык как с представителями власти разного уровня, так и с населением является ещё одной отличительной чертой «мироновских кадров». И одновременно – их большой проблемой. Что греха таить, сам Дмитрий Юрьевич тоже так и не сумел переквалифицироваться из силовиков в профессиональные политики. Общение с простыми людьми и местными элитами и раньше давалось ему с большим трудом. Но выборы обязывали хоть как то «держать марку». Сейчас, когда эта необходимость временно отпала – глава региона свёл публичную активность к минимуму. Что недопустимо для всенародно избранного Губернатора. Вне зависимости от того, при каких обстоятельствах он оказался в области и какие задачи был призван выполнять «сверху». Вслед за шефом, такую же тактику избрали его подчинённые.
Митинг против московского мусора.jpgМежду тем, большая открытость и умение выстроить диалог с общественностью (не показной, а полноценный) помогла бы гораздо эффективнее решать многие вопросы. И даже избегать конфликтных ситуаций. Яркий пример – история с «московским мусором». Если бы власти не ушли в «несознанку», а потом не стали отрицать завоз ТБО из Подмосковья – возможно, весенние протесты прошлого года имели бы куда меньший резонанс. По крайней мере, до призывов отправить Губернатора в отставку точно бы не дошло. Но «Белый дом» полностью проиграл «информационную войну» оппозиции. К середине лета тему постепенно удалось отыграть. Но имидж был безвозвратно испорчен. Ни одному человеку не понравится, когда его не слышат и воспринимают как пустое место. Тем более, в таком потенциально протестном регионе, как наш.
Гремучее сочетание кадровой чехарды с отсутствием административного опыта на фоне почти полного отстранения местной элиты от управления не могло не сказаться на тех процессах, которые начали происходить в Ярославской области после прихода Дмитрия Миронова. Несмотря на определённые успехи (которые, безусловно, нельзя отрицать), практически в каждом блоке либо обострились старые проблемы, либо появились новые. Судите сами. По линии социальной политики строительство школ и детских садов оказалось нивелировано «оптимизацией» системы здравоохранения. Тотальная замена авторитетных главврачей вызвала неприятие профессионального сообщества. Митинг на Резинотехнике (против закрытия больницы).jpgА объединение КБ № 1 и 5, КБ № 3 и 7, Рыбинской и Ярославской психиатрических больниц и ряда других учреждений вкупе с ликвидацией «Детской клинической больницы №1» и пертурбациями в отдельных ЦРБ (к примеру, в Тутаеве) породили существенный протест населения. Кроме того, новому руководству департамента здравоохранения так и не удалось до конца решить проблему обеспечения граждан льготными лекарствами и врачебными кадрами «узких» специальностей.
В сфере жилищно-коммунального хозяйства и строительства стоит отметить решение проблем обманутых дольщиков и достаточно масштабный ремонт дорог. Однако это перекрывает работа «ЯрОблЕИРЦ» и единого регионального оператора по обращению с ТКО в лице ООО «Хартия», годами заваленная программа капитального ремонта, хронические проблемы с отоплением (Некоузский и Ростовский районы, Переславль) и просроченная задолженность за газ, достигшая к 1 марта исторического максимума за последние 5 лет (2,9 миллиарда рублей). В «Газпром межрегионгаз Ярославль» уже открыто заявляют, что на уровне региона не принимаются системные решения, которые позволили бы гасить или не наращивать долг. И это – несмотря на договорённости на уровне Дмитрия Миронова и Алексея Миллера.
Далеко не всё гладко в сельском хозяйстве и природопользовании. Да, с одной стороны мы вышли на 1-е место в ЦФО по объемам производства яиц, на 3-е – по урожайности овощей, на 7-е – по объемам производства молока. С другой – традиционная для региона отрасль свиноводства оказалась практически полностью уничтожена именно при Дмитрии Миронове. Хотя ещё при Сергее Ястребове основные хозяйства худо-бедно сводили концы с концами. Что касается тех же яиц, то в начале года они подорожали сразу на 16,8%! Так что «рекорды» оплачены из карманов потребителей. Остаются вопросы по вводу в оборот земель сельхозназначения. Меры поддержки аграриев поднимаются на смех самими аграриями. А про экологию даже не хочется говорить. Особенно после историю с «московским мусором». Ввоз которого санкционировали «московские» кадры. И подобные примеры можно продолжать. Поэтому в целом постоянная смена иногородних руководителей и их всё возрастающее количество пока никак не трансформируется в качество. Такая вот диалектика!


Когда «гниёт» не только с головы

Но если в начале Миронов и Степаненко занимались, в основном, региональными кадрами, то за последний год Правительство региона переключилось уже на муниципальный уровень. Поскольку согласование глав городов и районов происходит именно в «Белом доме». В последние месяцы такое согласование прошли три кандидатуры: Волков и Астраханцев.jpgВладимир Волков (сначала – на пост переславского градоначальника, потом – на должность мэра Ярославля), Валерий Астраханцев (сначала – в Переславском районе, потом – в «объединённом» Переславле) и Сергей Шокин (он сменил Алексея Константинова в Ростовском районе). С вероятностью 99,9% в ближайшее время их ряды пополнит четвёртый «варяг» - Алексей Комаров, который должен занять кресло главы Гаврилов-Ямского района. 21 марта прошло заседание конкурсной комиссии, а ещё через пять дней – будет голосование в Собрании Представителей. Напомним, что формально глав избирают депутаты местных представительных органов. Поэтому официальные лица предпочитают употреблять термин «выборы». Но все понимают, что де-факто это классическое назначение. Притом, с рядом особенностей.
Во-первых, практически все они бывшие силовики. Константинов служил в ФСО, Шокин – в МВД и ФСКН, Астраханцев закончил Московское высшее пограничное училище КГБ, Комаров – Военный университет радиационной, химической и биологической защиты. Исключение составляет только Волков.
Во-вторых, во всех случаях прослеживается «неформальная» связь с руководством области (или попросту «кумовство»). Константинов – бывший однокашник и сослуживец Губернатора. Волков – муж племянницы главы региона. Астраханцев – соратник Волкова по работе в Подмосковье. Шокин – сосед Константинова по даче. Комаров – товарищ Ильи Баланина. Разумеется, большинство данных – неофициальные, и известны только по разговорам в кулуарах. Так что сделаем скидку на этот факт. С другой стороны, открыто заявлять о подобных вещах не принято.
Шокин.jpgВ-третьих, к моменту назначения на нынешние посты перечисленные лица имели весьма незначительный стаж муниципальной службы. У Владимира Волкова он составлял чуть более 5 лет. У Валерия Астраханцева – порядка 4,5 (если считать работу в должности заместителя директора МКУ «Развитие Красково»). У Сергея Шокина и Алексея Комарова – и того меньше. Последний успел поработать главой маленького Макарьевского района Костромской области всего два с небольшим года. И впервые появился в Гаврилов-Яме в прошлом декабре, чуть ли не перед самым конкурсом (который в итоге не состоялся). «Под него» даже пришлось изменять требования к претендентам на пост районного начальника по образованию и опыту муниципальной службы.
Впрочем, глаза можно было бы закрыть даже на малый стаж чиновничьей работы, если бы претенденты показали себя исключительно высококлассными специалистами на муниципальной службе. Комаров.jpgНо и по этому поводу возникают сомнения.
Комарова оценить пока невозможно. Зато период работы Волкова в Переславле был отмечен и сорванными сроками реконструкции улицы Дорожной, и крайне низким качеством ремонта ДК «Ювента», и провалом благоустройства дворов, и даже фактическим срывом отопительного сезона 2018, а в Ярославле – отвратительной зимней уборкой улично-дорожной сети. Астраханцева критиковали за планы по «оптимизации» учреждений культуры и «обрезание» сельских льгот. Шокина и Константинова – за коммунальные проблемы (качество воды, долги за тепло и т.д.). Всё это, мягко говоря, не способствует повышению их профессионального имиджа.
Тем не менее, эти люди (наряду с другими) продолжают занимать руководящие должности. И даже получают повышения. Несмотря на объективные провалы в своей деятельности и негативную оценку со стороны населения. Выводы об эффективности такой работы напрашиваются сами собой. И названные нами кадровые проблемы (хоть регионального, хоть муниципального уровня) вряд ли способствуют её повышению. В завершении в качестве лирического отступления хочется вспомнить старика Хендрикса: «Когда власть любви превзойдет любовь к власти, настанет мир на земле». Стало быть, для успешного управления территорией её надо любить. Если же её воспринимают как место для разбега в высокие столичные кабинеты или, что ещё хуже – как временную ссылку, ничего хорошего ждать не стоит!


ГЕОРГИЙ ГРОМОВ


Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?