Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

11.02.2016
Ярославль
2215
Остров «УТОПИЯ» или сказки «Белого дома»
Любите ли вы сочинять сказки? И если да, то можете ли вы похвастаться такой же виртуозностью, с которой фантазийные истории придумывают в Правительстве области? Этим искусством чиновники владеют вполне сносно. И зачастую даже хорошо. А временами просто восхитительно.
Остров «УТОПИЯ» или сказки «Белого дома»

Вы любите сказки? Не в смысле: рассказывать детям на ночь. И даже не в плане почитать самим. Любите ли вы их сочинять? И если да, то можете ли вы похвастаться такой же виртуозностью, с которой фантазийные истории придумывают в Правительстве области? А там, похоже, это искусство осваивают всё лучше и лучше. Великие сказочники во главе с Перро, Андерсеном и обоими братьями Гримм нервно курят в сторонке. А утописты из стандартного курса философии так и вовсе рыдают. И дело даже не в том, что ярославцам в очередной раз обещают райскую жизнь: в предвыборное время это не редкость. Самое интересное, что её обещают на полном серьёзе! Но при этом, похоже, абсолютно заботятся о реалистичности сказанного.

Крупин.jpg

Сказочников в среде чиновников немало. Но по странному стечению обстоятельств, последнее время на этом поприще особенно преуспели в «епархии» зампреда областного Правительства Михаила Крупина. Стоит отметить, что в «прошлой жизни» (в смысле - до прихода в «Белый дом») Михаил Львович уже имел опыт работы со «сказочными материями». При его участии было создано несколько проектов (рестораны, музеи, гостиничные комплексы), в той или иной степени завязанных на тему фольклора или киноиндустрии. Проектов, надо отдать должное, весьма неплохих: многие идеи действительно были свежи и интересны. Но одно дело – вкусно накормить взыскательных клиентов (пусть даже из числа капризной московской публики), и совсем иное – заниматься, например, развитием аэропорта «Туношна». Тема эта давно перешла рамки узковедомственных междусобойчиков, вылилась в публичное пространство и стала предметом активного обсуждения (в том числе с участием представителей профессионального сообщества). Что интересно, против публичности, похоже, ничего не имеет и сам господин Крупин. Напротив, он активно тиражирует в массы свои идеи. Демонстрируя при этом истовую веру в их исключительно светлое будущее. Это касается и «Туношны», и ряда других проектов, о которых будет сказано ниже. Мы подобным оптимизмом похвастаться не можем. Да и не только мы.


Аэропорт «Туношна». Птица невысокого полёта.

Туношна.jpg

Вновь о «Туношне» заговорили в начале февраля, когда мероприятия по развитию аэропорта обсуждали на комитете областной Думы по экономической политике. Обсуждение выдалось бурное, вопросов звучало много. И было с чего. Для начала напомним основные нюансы идеи волшебного превращения «Туношны» в «младшего брата» аэропорта Франкфурта на Майне. На базе имеющихся мощностей планируют создать авиаузел с претензионным названием «Золотое кольцо». Срок реализации проекта – до 2025 года. За оставшиеся девять лет власти намерены создать некий мощный хаб, на который будут завязаны также речной и железнодорожный вокзалы и автобусное сообщение. И который позволит перехватить 5-10% от пассажиро- и грузопотока подмосковного авиаузла. По замыслу авторов, к указанному сроку «Туношна» должна войти в ТОП-20 аэропортов страны. Через неё должно проходить порядка 2.2 миллиона человек. Очевидно, что для этого планируется существенно увеличить количество внутренних рейсов (притом, регулярных), и запустить международные перелёты. Для чего, в свою очередь, потребуется строительство нового здания аэровокзала, реконструкция взлётной полосы, работы по инженерной инфраструктуре, закупка новой техники и много что ещё. На всю программу по плану отводят около 400 миллионов бюджетных денег. Естественно, что в проект придётся привлекать и сотни миллионов инвестиций в рамках государственно-частного партнёрства. Вкратце - всё.

Справедливости ради надо отметить, что вся эта большая программа подразумевает не только модернизацию аэропорта, но и финансирование его текущей деятельности. То есть поддержку воздушной гавани на плаву. Точнее – на лету. Конечно, по сравнению с теми наполеоновскими планами, которые, очевидно, вынашивают авторы идеи глубокого рестайлинга бывшего военного аэродрома, вторая задача выглядит буднично и даже приземлённо (ох уж эти авиационные метафоры). Но именно от неё придётся плясать. И именно она должна стать тем фундаментом, на котором нужно строить хоть какие-то планы хоть какого то развития. Между тем, фундамент этот получается совсем не прочным. Поскольку даже на первой ступени – то есть как раз в текущей деятельности – остаются существенные проблемы. И от этого все планы выглядят ещё более эфемерными.

Во-первых, аэропорт работает с убытками. И подобная картина наблюдается из года в год. По словам директора «Туношны» по стратегическому развитию Виктора Тамарова, 2015-й воздушная гавань закончила с «минусом» в 43 миллиона рублей. При этом, из бюджета регулярно идут вливания в уставной капитал (аэропорт хоть и акционирован, но принадлежит Правительству области). И сегодня его объём составляет ни одну сотню миллионов рублей. Так что в плане инвестиций это будет крайне непростой актив. И найдётся ли на такое хозяйство инвестор – большой вопрос. Кроме того, по словам всё того же Тамарова, у «Туношны» остаётся и кредиторская задолженность – порядка 6 миллионов рублей. Да, сумма не столь большая. Да, идёт определённая работа над её сокращением. Но ведь и количество рейсов, скажем прямо, было ну совсем невелико! Тем не менее, даже в этих условиях аэропорт умудрился влезть в долги перевозчикам! И перевозчики вряд ли воспринимают это с пониманием. А ведь количество рейсов планируют увеличить в разы. Какой тогда может стать сумма задолженности? Вопрос, конечно, риторический. Но представить страшно!

клевета5.jpg

Во-вторых, отдельно надо отметить то самое количество рейсов. По большому счёту, регулярным было и осталось лишь одно направление – на Санкт-Петербург. Рейсы на Симферополь начались только в августе и были сезонными, а полёты в Архангельск оказались и вовсе эпизодическими. Похоже, что аналогичная картина наблюдается и в текущем году. Рейсы в Питер начнутся не раньше этого месяца. Полёты в Симферополь и Сочи намечены с июня по сентябрь (переговоры по этому поводу идут с компанией «Алроса»). В южном направлении есть планы в отношении Анапы, в северном – по тому же Архангельску. Но считать рейсы туда решенным делом пока очень и очень рано. Да, конечно, остаются чартеры. Но главное в планах развития – всё-таки «регулярка». А с ней по-прежнему совсем не густо. К тому же, пока даже один рейс в «Туношне» не получается организовать без перерыва. Конкурсы проходят медленно. А что будет, когда рейсов станет сотни, если планы авторов проекта модернизации сбудутся? Как в этом случае будет организован процесс, если сейчас он буксует даже в элементарных вопросах? Ответа снова нет. А время идёт.

В-третьих, за прошлый год на территории аэропорта была проделана определённая работа: увеличение пропускной способности зала ожиданий, ремонт стоянок и рулёжных дорожек. Но, несмотря на потраченные деньги, необходимые цели, в общем, достигнуты не были. Принятых мер недостаточно. И необходимым требованиям аэровокзальный комплекс не отвечает. А инвестиционная программа ввиду урезания финансирования оказалась не выполнена на 80%.

Вместе с тем, тот же Михаил Крупин продолжает уверять, что всё будет хорошо и предлагает сосредоточиться на стратегии. Что ж, это можно. Сравним плановые цифры с тем, что есть сейчас. В целом на программу планировалось 400 миллионов. Частные инвестиции брать не будем – понятно, что это ни один миллиард рублей. На 2016 год заложено 30 миллионов. Но все – только на текущую деятельность, то есть на субсидии по организации полётов. Притом, полётов плановых. Новые придётся субсидировать уже дополнительно. А как же модернизация? Ведь только строительство нового здания вокзала обойдётся в 120 миллионов (думается, что это неокончательная цифра). Про прочие капитальные вложения и говорить нечего. Что касается пассажиропотока, то в прошлом году он составил 15 тысяч человек. Год назад – менее 12 тысяч. «Плановые» 2 миллиона с такого «дна» видятся недосягаемой мечтой. Даже к 2025 году. В сухом остатке получается, что переговоры с потенциальными инвесторами, судя по всему, если и идут, то пока ни к чему не приводят. Проекты государственно-частного партнёрства и мало-мальски чёткие финансовые планы находятся в разработке или на уровне концепций. Рейсы идут туго. А денег на всё заложено не просто мало, а до смешного ничтожно. Стоит ли удивляться, что те же депутаты назвали программу фантастической.

Елфимов.jpg

В завершении – маленькая ремарка. В Ярославской области уже был проект модернизации «Туношны». Притом, был совершенно недавно. Примерно с 2010 года им активно занимался тогдашний заместитель губернатора Игорь Елфимов. Концепцию развития аэропорта разработала австрийская консалтинговая компания. Конечно, планы тоже были весьма амбициозны. Однако по сравнению с нынешним проектом выглядели всё же гораздо реалистичнее. А самое главное, существовали не на уровне абстрактных «дорожных карт». Программа была полностью готова, финансово обоснована и прошла все необходимые согласования. «Туношну» хотели поднять до уровня современного международного грузопассажирского аэропорта, способного принимать и обслуживать воздушные суда категории «Е». Предполагалось развитие наземной инфраструктуры. Пассажиропоток рассчитывался на уровне 600 тысяч человек (а никак не 2.2 миллионов), грузооборот – до 120 тысяч тонн. К тому же, проект был рассчитан на 20 лет (а не на 10, как сейчас). Общую стоимость модернизации оценивали примерно в 6 миллиардов рублей. Большая часть средств должна была поступить из федерального бюджета и от частников. Уже была и полученная на самом верху «виза» (Минтранс). Однако потом финансирование обрубили. А бороться за проект из области почему-то никто не стал. Хотя, как говорится, все карты были на руках. Смогут ли региональные власти сейчас, находясь в совершенно других условиях (притом, условиях в силу финансовых, организационных и прочих причин, объективно худших, чем пять лет назад) реализовать проект? Или хотя бы сдвинуть его с мёртвой точки? Судя по существующим цифрам и текущей ситуации, верится в это с трудом. И пока что действительно больше напоминает фантазию, нежели реальные планы.


О скандинавской мифологии с ярославским акцентом

клевета6.jpg

Но если по «Туношне» сегодня существуют хоть какие-то цифры, то ещё один проект смотрится уж совсем мифически. Название у него подходящее – кратко его именуют ТОР. Но скандинавский бог грома тут ни при чём. Аббревиатура обозначает словосочетание «транспортно-ориентированное развитие» и касается города Ярославля. Что это такое? В общем, это тоже некая концепция перестройки всей транспортной системы областного центра, завязанная на создании определённой инфраструктуры и обеспечивающая как внутригородские маршруты, так и пригородное сообщение. Вроде бы, задумка правильная. Общественный транспорт в Ярославле не ругал только ленивый. Проблем у него действительно много. Это и довольно высокий износ подвижного состава муниципальных предприятий, и возрастающая нагрузка на основные магистрали, и не вполне продуманная маршрутная сеть, и много что ещё. Спору нет, решать всё это надо. Вопрос – как решать? В плане общественного обсуждения стратегии транспортно-ориентированного развития до «Туношны» пока далеко. Тем не менее, вопрос получил отражение в публичной плоскости. Соответствующая информация есть и на сайте Правительства, и в других вполне официальных источниках. И то, что предлагает концепция ТОР, откровенно удивляет и вызывает улыбку.

Во-первых, в городе всё ещё планируют запустить монорельсовый трамвай. Да ни один, а сразу два маршрута. Первый – от южной границы города (район ТЦ «Вернисаж») до северной окраины Брагино. Второй – от Московского вокзала до выезда на Костромскую трассу с последующим продлением до аэропорта. Эти планы были озвучены ещё летом. Пилотные «монорельсы» планировали запустить уже через 3-5 лет. На первом этапе хотели закупить 30 трамваев. А организовать всё намеревались на частные средства. Оценивать такой проект откровенно сложно. Количество «монорельсов», выполняющих функции городского общественного транспорта, крайне невелико. Например, в Северной Америке их всего четыре (Лас-Вегас, Сиэтл, Майами, Джексонвилл), не считая «монорельса» в аэропорту Торонто в Канаде. В Европе действует три «монорельса» (опять же, не считая подобных систем в парках развлечений, аэропортах и вокзалах). А в России и вовсе один – в Москве. Кроме того, строительство «монорельса» сопряжено со множеством технических сложностей (особенно в плане плотной застройки исторического центра Ярославля). Наконец, подобные проекты нередко сталкиваются с противодействием общественности. Так что вероятность появления «монорельса» в наших пенатах оцените сами, уважаемые читатели.

ТПУ.jpg

Во-вторых, в городе планируется строительство нескольких так называемых транспортно-пересадочных узлов. По имеющимся данным, их будет не менее пяти: недалеко от ТЦ «Альтаир» в Дзержинском районе, в районе ТЦ «Вернисаж» на Московском шоссе, на выезде из города в направлении Костромы, за Волгой на проспекте Авиаторов, и в районе Карачихи. Транспортно-пересадочные узлы представляют собой целые комплексы, на территории которых разместятся автовокзалы (очевидно, обслуживающие как городские, так и пригородные маршруты) с залами ожиданий, торговые точки, стоянки автотранспорта, конечные остановки «монорельса» и много что ещё. Откровенно говоря, объективно оценить стоимость этого проекта просто нереально. Сейчас на месте всех предполагаемых транспортно-пересадочных узлов – чистые (и не очень чистые) поля. Финансовые планы не просто туманные, а заоблачные. Кто из инвесторов согласится ввязаться во всё это, какой у него будет интерес и что в этой связи сможет предложить Правительство области или мэрия – остаётся только гадать! 

клевета2.jpg

Однако в части перспектив светлого будущего авторы идеи точно смогли бы померяться силами с великим комбинатором из всеми любимого романа Ильфа и Петрова. На крайний случай – с царём из мультфильма «Волшебное кольцо» с его запросами насчёт строительства хрустального моста «от ихнего крыльца до нашего дворца». Который в последствие оказался «посреди города Парижа». Вместе с тем, действительно нужные объекты – третий мост через Волгу (не хрустальный, а вполне обычный) или Карабулинская развязка, похоже, продолжают почивать в бозе. Хотя по ним и переговоры вели, и проекты были, и деньги выделяли. Но очевидно, инициативы в стиле «космические корабли бороздят просторы вселенной» сейчас в большем почёте. Вот так и живём. То, что нужно и проработано (хотя бы в какой-то степени) почему-то не находит воплощения. А в то, чего обещают, но чего пока нет, верится с трудом. Одно слово – фантастика!

Георгий Громов

В публикации использованы иллюстрации художника Васи Ложкина и фото из соцсетей

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?