Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

01.07.2015
Ярославль
2221
РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ ИЛИ ПЕРЕДЕЛ ВЛАСТИ?
Консолидация элит? Разумная стратегия социально-экономического развития региона? Сильный Губернатор? Есть ли жизнь на Марсе? Все это вопросы однопорядковые. Увы...
РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ ИЛИ ПЕРЕДЕЛ ВЛАСТИ?

Да простит нас уважаемый читатель, но начать данную статью хотелось бы с небольшого лирического отступления. Пусть это будет своеобразный пролог. Так получилось, что на волне недавно завершившихся выпускных экзаменов в очередной раз задумалось про современный образовательный стандарт. Ещё совсем недавно – в 90-х и даже первой половине «нулевых» - каждый уважающий себя школьник (по крайней мере, на уровне хорошиста-гуманитария) или студент (нашедший себя на поприще общественных наук) должен был знать про теорию «разделения властей». Хотя бы в общих чертах: про англичанина Локка, француза Монтескье (термин, кстати, как раз его), и про три ветви госвласти (исполнительную, законодательную и судебную), которые должны быть независимы друг от друга, но при этом друг друга же контролировать и всячески меж собой взаимодействовать. Одно время всё это было даже весьма популярной темой дипломов и диссертаций. Не знаем, насколько данный предмет интересен нынешним «грызунам гранита науки». Но как бы то ни было, тема эта вновь становится крайне актуальной. Особенно для Ярославской области. И уж точно заслуживает более пристального внимания. Итак, как сегодня уживаются Правительство и Дума?

Вахруков.jpgОтношения губернатора и областного парламента в новейшей истории региона складывались по-всякому. Слишком разные были личности руководителей субъекта. Слишком неоднородными оказывались составы депутатского корпуса. Если считать с начала 2000-х, то за это время в области сменилось три губернатора и четыре спикера заксобрания. Если быть совсем точным – даже пять, поскольку несколько первых месяцев 2000 года председателем Думы был Сергей Вахруков. Но Сергея Алексеевича мы всё же будем рассматривать как главу региона в период с 2007 по 2012 годы. В бытность же губернатором Анатолия Лисицына с 2000 по 2007 спикером Государственной Думы Ярославской области был Андрей Крутиков

Крутиков-Тонков-Якушев.jpgЕго уже смело можно назвать «старожилом» ярославской политики. Закончил Политех (кузница многих кадров той эпохи), во власть пришёл из крупного бизнеса, активно работал и с Яковом Якушевым, и с Николаем Тонковым. С которыми, в свою очередь, на тот момент были очень неплохие отношения у Лисицына (потом пути эти, правда, несколько разошлись, Тонков вообще оказался в забвении, но всё это было потом). Сложились они и с Крутиковым. Что не могло не сказаться на работе Думы. За исключением некоторого допустимого числа оппозиционеров (того же Олега Виноградова, который в итоге стал заместителем Лисицына, или отдельных коммунистов и «родинцев») устои никто шибко не сотрясал. Исполнители и законодатели жили «душа в душу».

Рогоцкий.jpgУ спикера Думы пятого созыва Виктора Рогоцкого и Сергея Вахрукова также сложились неплохие рабочие отношения (по крайней мере, внешне это выглядело так). Взаимодействие парламентариев с официальным представителем главы региона Алексеем Бушуевым складывались несколько сложнее. Тем не менее, это не помешало принять ряд инициированных Правительством знаковых законопроектов. Которыми область, к слову, пользуется до сих пор (тот же «Социальный кодекс» или закон «О дорожном фонде»). Правда, ближе к концу созыва (начало 2012 года) в Думе оформилась группа оппозиционно настроенных к губернатору депутатов – Андрей Крутиков, Илья Осипов, Андрей Лебедев и Владимир Тихомиров. Критика началась почти сразу после нескольких неудачных для Сергея Вахрукова событий (гибель хоккейной команды «Локомотив», низкий результат «Единой России» на федеральных выборах и др.). Оставим за скобками, насколько такой выпад парламентариев был корректен с моральной точки зрения. Отметим лишь то, что до этого в течение четырёх лет никакого противостояния почему-то не было. Во всяком случае, столь открытого. Впрочем, у двоих «критиканов» из указанной четвёрки вскорости обнаружились «собственные скелеты в шкафу». Да ещё какие: Тихомиров напрочь испортил отношения «партией власти», а Лебедев стал фигурантом уголовного дела. А вот Осипов и Крутиков, наоборот, в скорости после противостояния упрочили свои позиции. Первый в начале 2013 года, уже при Ястребове, стал Председателем Думы (хоть и на очень короткое время), второй – его заместителем. К тому же, впереди уже вовсю маячило октябрьское голосование за выборы в парламент шестого созыва. Так что Бог им судья. Теоретически всё можно списать на предвыборный пиар.

Ястребов2.jpgИ вот, наконец, губернатор Сергей Ястребов. Как строятся его взаимоотношения с Думой? Точнее сказать – как строятся отношения Думы и Правительства области. Поскольку Сергей Николаевич практически с самого начала как-то устранился от активной работы с парламентом (да и что греха таить – от активной работы в принципе, по крайней мере, по сравнению с предшественниками). И иногда даже позволяет себе пропускать его заседания. Поэтому с законодателями, в основном, работают его замы, а также председатель правительства Князьков и его команда. И работа эта пока что выстраивается непросто. Чтобы продемонстрировать это, отметим ряд моментов.

Боровицкий.jpgВо-первых, интересна сама личность Председателя Думы – Михаила Боровицкого. Не секрет, что его кандидатура на пост спикера была опубличена в самый последний момент. Да этого борьба за должность шла со стороны двух других претендентов – Ильи Осипова и Павла Исаева. Приоритет был, вроде как, у первого. Однако в качестве явного минуса всплыло «дело «Аллегро». Очевидно, это и сыграло главную роль при вынесении решения не в пользу Осипова. В свою очередь, кандидатура Исаева, по всей вероятности, показалась Москве слишком одиозной. К тому же, там наверняка учли и его работу в известной организации «Центр социального партнерства», и неважнецкий результат «Единой России» на выборах в Госдуму в декабре 2007 года (тогда Исаев был одним из главных политтехнологов регионального избирательного штаба). В итоге – тоже минус. Вот тут то и появился «козырь» в лице Михаила Васильевича. При всей неожиданности, такой выбор был сделан отнюдь неслучайно. Боровицкий системный человек и работал при всех трёх губернаторах, притом в высоком статусе. С другой стороны, он не был связан ни с одной из команд, ставших набирать силу при Ястребове: ни с группой Зарубина-Исаева-Грибова (ЗИГ), ни с группой «Авангард» Круглова-Осипова-Малютина. При этом, как в кулуарах говорят знающие люди, за долгие годы работы в высших эшелонах региональной исполнительной власти, у Михаила Боровицкого появились определённые покровители в Москве. А с такой «страховкой» занять вторую должность в области куда как приятней.

Во-вторых, не менее интересен и политический расклад сил. Как в Думе, так и в Правительстве. Учитывая сказанное выше, становится понятным, что по отношению к председателю Думы этот расклад крайне неоднороден. В этом ключе в заксобрании можно выделить как минимум четыре группы депутатов. Первая – это, условно говоря, «старая гвардия» в лице Евгения Заяшникова, Виктора Волончунаса, Алексея Окладникова и ряда других законодателей, которые поддерживают спикера в большинстве начинаний. Крайне важно (особенно для той же Москвы), что в пользу Боровицкого очень часто выступают и представители системной оппозиции – в первую очередь КПРФ и «СР» (это вторая группа). По крайней мере, по целому ряду вопросов они достаточно быстро и безболезненно находят «точки соприкосновения». Третья группа – это всегда держащиеся наособицу депутаты от Рыбинска: как известно, они нередко готовы забыть и партийные, и личные разногласия, когда дело касается лоббирования интересов второго по величине города области. Соответственно, и отношение к спикеру у них может быть двойственное. Если он выступает «в духе Рыбинска» (что бывает часто, всё-таки округ Боровицкого включает часть территории района) – его решения поддерживаются обеими руками. Если нет – пардонте! Наконец, четвёртую группу условно можно назвать «молодыми волками». Притом, в неё входят довольно разные депутаты, зачастую никак не связанные между собой какими-то общими интересами. Их объединяет другое: во-первых, достаточно молодой возраст (до 45); во-вторых, не слишком лояльное отношение к председателю Думы.

С другой стороны, совсем неоднородна и команда Правительства области. Там есть блок Александра Князькова, собственным кругом обладают Наталья Шапошникова и Ростислав Даниленко. Даже Юрий Бойко, назначенный заместителем губернатора буквально «вчера», уже пытается по отдельным вопросам самостоятельно «вставать на крыло». Об этом свидетельствуют грядущие кадровые изменения, по крайней мере, в двух из трёх курируемых им ведомствах: департаменте общественных связей и управлении массовых коммуникаций (с июля там должны смениться начальники). Ну и, разумеется, в «Белом Доме» остаётся влияние группы «ЗИГ» (Зарубин, Исаев, Грибов) и оно идет отчасти по линии Губернатора, отчасти по линии Князькова, отчасти по линии Бойко.

При такой неоднородности становится понятно, что у Михаила Боровицкого есть недоброжелатели – как в Думе, так и в Правительстве. Периодически возникают слухи о том, что в кулуарах даже зреет идея о его смещении с поста. Об этом неофициально говорят представители оппозиции, определённые намёки на это просачиваются в СМИ. До конца дело, конечно, пока не доводится. Скорее всего, из-за того же большого количества групп влияния и отсутствия консолидации. Но в уме этот факт держать надо.

В-третьих, если говорить о чисто технической стороне взаимодействия Правительства и Думы, то в последнее время оно значительно ухудшилось. Об этом говорят сами депутаты. И это видно из официального плана мероприятий парламента. Так, с начала года прошло уже 13 внеочередных заседаний комитетов, а в июле ожидается третье внеочередное заседание Думы. Зачастую их проведение связано именно с недоработкой Правительства. Например, поздним внесением законопроектов от губернатора. Соответственно, к заседаниям не только комитетов, но и самой Думы не успевают поступать соответствующие заключения. Но чиновники, при этом, всё равно настаивают на первоочередном рассмотрении документов. Иногда – сразу в двух чтениях. И законодатели вынуждены принимать нормативные акты чуть ли не «вслепую». За это соответствующие замы губернатора и председателя Правительства уже не раз получали выговор от Михаила Боровицкого. Правда, пока «меры воздействия» не очень достигают должного эффекта.

В-четвёртых, при рассмотрении многих принципиальных вопросов Правительство уже достаточно давно пытается «перетянуть одеяло на себя». Например, без особых консультаций с Думой в прошлом году была проведена реорганизация всех ГУП «Автодор», объединенных в итоге в единое предприятие «Ярдормост». Вопросов по этому поводу было и много. И остаётся немало до сих пор. Примерно также в настоящее время намерены поступить и со всеми государственными АТП. И снова стараясь по максимуму не привлекать депутатов. А в начале этого года без лишних консультаций с законодателями поменяли директора аэропорта «Туношна», акции которого также находятся в госсобственности. Но это ещё полбеды. Всё-таки, все указанные предприятия в первую очередь ответственны перед определёнными департаментами. Хотя, с другой стороны, деньги на существование всем им выделяют именно через Думу. Так что хотя бы ради приличия можно было и посоветоваться с народными избранниками. В любом случае, есть штука посерьёзнее – бюджет. Его депутатам по традиции присылают лишь к началу ноября. И уже через месяц они должны проголосовать за главный финансовый документ на очередной год. Иногда возникают и курьёзные случаи, наподобие лимита на депутатские поправки в сумме 5 миллионов рублей, на словах обещанных от Правительства. Говорят, с ними разбираются до сих пор. Иногда уже и не до курьёзов – например, когда «Белый дом» с начала года обрубил многие социальные выплаты. С чем категорически были не согласны депутаты. Но решение всё равно «продавили». Опять-таки, под обещание чиновников вернуться к этому вопросу в первом полугодии. В итоге дошло до того, что напоминать про это обещание (в части детских путёвок в летние лагеря) пришлось с Советской площади, на совместном митинге нескольких депутатов и профсоюзов.

Возможно, чтобы ликвидировать этот перекос, Михаил Боровицкий лично инициировал поправку в закон «О бюджетном процессе». И предложил подключить депутатов к процессу формирования главного финансового документа на самой ранней стадии подготовки документа. То есть уже в мае-июне, а не постфактум в октябре-ноябре, как сейчас. Ещё одна поправка касалась и обязательного вынесения на заседание Думы всех отчётов по проверкам региональной Контрольно-счётной палаты. Так что парламент тоже не сидит на месте и старается потихоньку отыгрывать свои порядком нивелированные права.

По итогам всего этого можно сделать неутешительный вывод: Правительство и Дума не работают как единая команда. И, честно говоря, быть такой командой им попросту не с чего. Слишком разобщены группы внутри них. Слишком велики амбиции некоторых представителей элиты. Слишком неясен курс развития региона, вокруг которого они могли бы объединиться. В качестве последнего, пятого подтверждения сказанному, хочется привести выдержку одного из июньских номеров журнала «Эксперт». Авторы провели исследование, касающееся консолидации элит. И в качестве успешных примеров привели Тюменскую, Белгородскую и Калужскую области. И если первая – далеко, а её экономика ещё значительно зависит от сырьевых отраслей, то два других региона вполне можно сравнить с нашим (благо, оба находятся в ЦФО). Так вот, авторы отмечают, что успех региона возможен, если элиты (в самом широком смысле этого слова) не только ПОЛИТИЧЕСКИ КОНСОЛИДИРОВАНЫ, но и объединены вокруг предложенной исполнительной властью стратегией СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, способной коренным образом преобразовать образ региона как хозяйствующего субъекта федерации. А идейным вдохновителем этой самой стратегии должен быть СИЛЬНЫЙ ГУБЕРНАТОР.

Красиво? А теперь скажите: из этих трёх условий хотя бы одно существует у нас? Думается, комментарии излишни. Вот только в очередной раз жаль регион, который в отличие от Калуги и Белгорода (а также целого ряда других сходных по стартовым условиям областей) по-прежнему ну никак нельзя назвать успешным. Консолидации нет…

ВИКТОР ПАРФЁНОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?