Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

26.07.2017
Ярославль
2723
Год великого эксперимента или 10 дел Дмитрия Миронова

О первых итогах работы Дмитрия Миронова на Ярославской земле

Год великого эксперимента или 10 дел Дмитрия Миронова

28 июля исполняется ровно год, как Дмитрий Миронов заступил на руководство непростым хозяйством Ярославской области. Предыдущий губернатор, некоторое время помаявшийся без работы, благополучно устроился заместителем министра природных ресурсов и стал курировать метеорологов (после чего сразу пошли шутки о качестве прогнозов и плохой погоде нынешним летом). 

Миронов-2.jpg

На фоне предыдущего «болота» назначение Дмитрия Юрьевича казалось глотком свежего воздуха и давало надежду на светлое будущее после затяжного политического кризиса. А для самого Миронова 28 июля вполне можно считать вторым днём рождения – в качестве публичного политика. До той поры эта роль не была знакома ярославскому генерал-губернатору. Пожалуй, последний раз он погружался в сложный мир «homo politicus» ещё во время учёбы, изучая основы марксизма-ленинизма в военном училище. И вот пришло время заново освоить эту науку. Притом, ускоренными темпами, ибо до выборов Губернатора было отпущено чуть больше года, по истечению которого у жителей области не должно было остаться сомнений, за кого голосовать. Выписанные из столицы политтехнологи с энтузиазмом принялись за дело. Так родились стратегия «10 точек роста», проект «Решаем вместе!» и большая кампания под слоганом «Год ответственных решений». Хотя правильнее было бы назвать их «экспериментальными». Уж слишком неоднозначными кажутся большинство из них. Слишком туманными представляются их последствия. Слишком много критики звучит в их адрес. Как же завершается первый год Миронова у власти? Удалось ли ему решить застарелые проблемы области? Сегодня мы попытаемся найти ответы на эти вопросы.

1. Кадры.

Как театр начинается с вешалки, так и любая смена руководителя региона начинается с обновления команды. В первые недели всё было вполне прилично и внушало умеренный оптимизм. Кандидатура Ильи Баланина в качестве первого кадрового назначения выглядела даже символично: всё же не москвич, а практически «свой»! В последствие он подтвердил высокое доверие и зарекомендовал себя вполне компетентным специалистом. Потом появилась фамилия Виктора Костина – уже на 100% «нашего» парня, до того 8 лет работавшего в областной администрации. Обнадёживал и приход фигур, имеющих вес на федеральном уровне – Виталия Ткаченко (трудился в крупных корпорациях, строил олимпийские объекты в Сочи) и Валерия Холодова (работал в Федеральном агентстве по рыболовству и Минвостокразвития РФ). При этом, на местах остались многие руководители ключевых департаментов. Так что замена «первого эшелона» скорее радовала. А сохранение «среднего звена» давало гарантию (пусть и довольно призрачную) на спокойную работу без лишних телодвижений. Чего-чего, а сменой кадров досыта наелись при Ястребове!

kadry1.jpg

Но потом что-то пошло не так. В «Белом доме» зачем-то создали два самостоятельных аппарата – губернаторский и правительственный. Их работа (точнее – деятельность их руководителей) едва ли не с первых дней вызывала ропот даже самих сотрудников администрации. Объединение департаментов не привело к существенному сокращению штатов (хотя при Ястребове они были раздуты как никогда). Зато появились новые структуры (например, инспекция административно-технического надзора). Кадровые чистки продолжались чуть ли не до лета, из-за чего многие департаменты оказались фактически обезглавлены. В последствие почти все ключевые посты достались выходцам из Москвы или Московской области (департамент инвестиций и промышленности, департамент государственного жилищного надзора, департамент строительства, департамент здравоохранения и фармации, департамент транспорта, департамент имущественных и земельных отношений и другие).

Одним Правительством смена кадров не ограничилась, а продолжилась в районах области (Переславль-Залесский, Ростовский МР) и даже в отдельных учреждениях. Например, первую и седьмую больницу в Ярославле также возглавили врачи из столицы. При этом, компетентность отдельных руководителей не раз вызывала нарекания. К примеру, сотрудников ведомства вице-премьера Екатерины Троицкой критиковали за стратегию социально-экономического развития области, исполнение госпрограмм и даже за незнание географических названий. Досталось и самой Екатерине Николаевне. А Максим Семиохин (то ли назначенный, то ли не назначенный в департамент транспорта) через считанные дни после представления в Правительстве и вовсе стал фигурантом уголовного дела. В общем, кадровую политику вряд ли можно отнести к числу сильных сторон врио Губернатора.

2. Возобновление программы газификации.

Газ-2.jpg

Безусловно, возвращение «большой газификации» для области крайне важно. И успешные переговоры с ПАО «Газпром» о возобновлении программы синхронизации можно записать в актив команде Миронова. Особенно на фоне практически трёхлетнего бездействия предыдущей администрации («национальное достояние» свернуло программу в 2014 году). Нынешний проект рассчитан до 2021 года. Инвестиции составят около 2 миллиардов рублей. За 5 лет планируется построить 576 километров сетей, газифицировать 41 населенный пункт в 10 муниципальных районах и обеспечить газом 23 361 человека. Короче, нынешнее поколение жителей области будет жить практически при коммунизме! И в этом плане Миронов, конечно, молодец. Но вот какая штука. Обещания и планы – дело хорошее. Но избиратели привыкли доверять «картинке». А она пока очень расплывчатая. Доверие выдано как бы в кредит. И что будет по факту – неизвестно. Тем более, что для сохранения благосклонности газового монополиста область должна выполнить ряд условий. Прежде всего – погасить миллиардные долги (которые к началу года превысили 6,5 миллиардов) и добиться 100% оплаты текущих платежей (извините за тавтологию). Сделать это будет, мягко говоря, непросто. Поэтому почивать на лаврах всё-таки преждевременно.

3. Привлечение федеральных денег.

В заслугу Дмитрию Миронову часто ставят связи «наверху» и возможность привлечения федеральных денег. Пожалуй, самой разрекламированной является тема дорожного хозяйства. Тема «больная», обсуждаемая, и потому – благодатная. Тем более, сказать есть о чём. 625 миллионов федеральных рублей. 29 улиц Ярославля. 5 областных магистралей. Всё это – проект «Безопасные и качественные дороги». Впервые о нём заговорили ещё в конце прошлого года. С наступлением лета упоминания в СМИ пошли в еженедельном режиме. Естественно, с обязательной приставкой «спасибо родному советскому правительству!».

Суздальское шоссе.jpg

Казалось бы, дело благое, а Губернатор – снова молодец. Но если копнуть глубже, всё окажется не столь однозначным. Во-первых, кроме Ярославля федеральный проект затронул ещё 37 городов. Собственно говоря, деньги выделили всем агломерациям, население которых превышает 500 тысяч человек. Притом, все «миллионники» получили существенно больший транш. Так что никакого индивидуального подхода к нашему областному центру нет. Во-вторых, на каждый федеральный рубль потребовали со-финансирования из региональной и местной казны. В результате при 625-миллионной субсидии общий бюджет программы составил 1,3 миллиарда. То есть наша доля оказалась даже чуть больше «подарка» из Москвы. Но в результате «отвлечения» этих средств в город, подавляющее большинство областных дорог осталось без нормального ремонта. При этом, качество работ в самом областном центре по-прежнему бесконечно далеко от совершенства. Критикуют всех подрядчиков. Но больше всего жалоб от граждан поступает на компанию «Экоград». Естественно, тоже московскую.

Получается, что непосредственно в заслугу Дмитрию Юрьевичу можно поставить только привлечение денег на ремонт аварийного Красноперекопского моста через Которосль. Это отдельная субсидия объёмом 596 миллионов на два года. Но здесь, как с программой синхронизации, важен результат. И его невозможно увидеть мгновенно.

4. Московский транш.

Илья Пророк.jpg

В продолжение темы «больших денег» нельзя не упомянуть «братскую» помощь из Первопрестольной – межбюджетный трансферт из Москвы для Ярославской области. 600 миллионов целковых как с куста. Правда, с условием строго целевого использования – на реконструкцию объектов зоны ЮНЕСКО. Перечень этих самых объектов с самого начала вызывал недоумение. Под ремонт попали здания Правительства, областной Думы, храма Ильи Пророка, Художественного музея и ряд других строений, и без того имеющих вполне респектабельный вид. Сюда же угодили 11 приличных и далеко не самых проездных дорог и 1 площадь. С полным перечнем объектов можно ознакомиться в нашей статье «Из Москвы с любовью» от 27 апреля.

Замена плитки-1.jpg

Несмотря на неудобные вопросы, всё это ещё можно было «проглотить». Но когда в районе Советской площади начали массово менять абсолютно приличную плитку – гиря дошла до полу. Неравнодушная ярославская общественность в едином порыве принялась изливать свой гнев. В повседневный обиход снова вернулось подзабытое слово «прачечная». А исторический центр (который так ретиво охраняют наши власти) стал напоминать зону боевых действий. В воздух взвились клубы пыли. Подступы к административным зданиям оказались в кольце «окопов» и «траншей». А пока ещё многочисленные туристы, гуляющие в зоне ЮНЕСКО, на каждом шагу рисковали переломать ноги либо попасть под машину и продолжить экскурсию в Соловьёвской больнице. А что – тоже памятник архитектуры! В общем, хотели как лучше – а получилось как всегда. Главное – зачем?

5. Взаимодействие с федеральными корпорациями и поддержка промышленности.

Форум 2. Соглашение с Ростехом.jpg

С приходом Дмитрия Миронова одним из основных рефренов стала тема развития местной экономики вообще и промышленности в частности. По итогам первого квартала нынешнего года наша область даже вышла на первое место в ЦФО по росту ВРП (валовой региональный продукт) и ИПП (индекс промышленного производства). Руководители региона активно участвовали в Сочинском инвестиционном и Петербургском экономическом форумах. По итогам последнего было подписано 17 соглашений, предусматривающих 21 миллиард рублей в качестве инвестиций. СМИ наперебой сообщали о переговорах с крупнейшими корпорациями: «Газпром», «Ростех», «Лукойл», «Татнефть», «Р-Фарм», «Сбербанк», ВТБ, ВЭБ и другими. Некоторые соглашения затрагивали сразу несколько направлений. Та же ГК «Ростех» предусматривала не только поддержку спортивных мероприятий и внедрение системы «Умный город», но и дальнейшее развитие собственных предприятий на территории области.

Дела у крупных ярославских промышленников действительно пошли в гору. В частности, на НПО «Сатурн» освоили выпуск газотурбинных двигателей. А рыбинские судостроители выполнили хороший заказ на производство катеров. Но основы этого роста были заложены в предыдущие периоды. И объяснялись, прежде всего, общегосударственной политикой и экономической конъюнктурой. Недаром на открытие нового производства в Ярославль и Рыбинск приезжал сам Президент! Так что участие врио губернатора было здесь не главным фактором, да простит нас Дмитрий Юрьевич. В заслугу руководству области можно поставить «реанимацию» НПЗ имени Менделеева и определённые подвижки на проблемном заводе «Раскат». С другой стороны, это нивелируюется прекращением работы старейшей табачной фабрики «Империал Табакко Ярославль» и продолжающимся простоем ЛВЗ (разговоры о потенциальном инвесторе по весне как то быстро затихли). А отдельные новости с международных форумов и вовсе вызывали горькую усмешку. Например, планы по строительству двух гостиниц (притом, что существующие отели не в сезон заполнены едва ли на треть) или создание региональной авиакомпании (при пассажиропотоке в «Туношне» на уровне 15,5 тысяч человек в год). В общем, на этом направлении тоже не всё однозначно.

6. Стратегия «10 точек роста».

10 точек роста.jpg

Дмитрий Миронов не обошёл стороной любимое «хобби» всех Губернаторов – разработку собственной стратегии социально-экономического развития области. Новый документ получил название «10 точек роста». И вполне вписывался в план мероприятий по пиару нового лидера нашей губернии. С одной стороны, к подготовке стратегии подошли весьма основательно. Вроде бы, и времени на подготовку дали достаточно. И эксперты подобрались в массе своей дельные. И в целом документ оказался не таким уж плохим. Но отдельные пункты откровенно удивляли и даже забавили. Особенно запомнились обещания построить мосты в Ярославле и Тутаеве. Правда, эти планы тут же постарались завуалировать. Но из песни слов не выкинешь. Не менее фантастическими показались и планы по переводу всех школ области на односменный режим обучения. Пусть и к 2025 году. Хотя к началу 2016 года в одном только Ярославле в две смены учились 40 средних общеобразовательных учреждений. И для решения этой проблемы потребовалось бы построить никак не менее 10 новых зданий. Пока что еле-еле «раскочегарились» на одну. То же самое касается задачи увеличить в 2,5 раза число отремонтированных и оснащённых всей необходимой техникой медучреждений к 2020 году. Это притом, что на ремонт и противопожарные мероприятия в этом году выделили на 67 миллионов рублей меньше, чем в прошлом. В общем, где деньги, Зин? И таких «нестыковок» в стратегии можно подобрать ещё немало.

7. Проект «Решаем вместе!».

Эмблема проекта.png

Ещё интереснее вышла ситуация с проектом «Решаем вместе!». Он задумывался уже как 100% пиар-акция. К которой, к тому же, присоединилась «Единая Россия». Её представители беззастенчиво стали именовать проект «совместным» и принимать посильное участие в его реализации. Вопросы возникли с самого начала. Прежде всего, невольно напрашивались сравнения с прошлогодней программой «Обустроим область к юбилею!». Благо, направления остались практически те же: ремонт дворов, благоустройство территории, реконструкция домов культуры и т.д. По сравнению с юбилейными мероприятиями проект Миронова выглядит более чем скромно. 416 объектов на общую сумму 1089,65 миллионов против 1,5 миллиардов. Согласитесь, мелковато будет. 

Чугунные решетки (решаем вместе).jpg

То же самое касается и содержательной части. Ибо записывать в губернаторский проект замену окон в школах и асфальтировку дорожек у детских садов, простите, как то несерьёзно. Это даже не теория малых дел. Это, выражаясь современным языком, нано-дела. А уж после того, как в рамках программы на Первомайском бульваре областного центра решили заменить нормальные чугунные решётки (что спровоцировало волну протеста общественности), проект и вовсе начал дискредитировать сам себя. Благо, подобный случай пока что был единственным.


8. Создание «ЯроблЕИРЦ».

За семь месяцев с начала нового года эта аббревиатура уже стала нарицательной. Создание данной структуры с самого начала вызывало много вопросов. Почему единый расчётный центр, собирающий миллиарды рублей с жителей области, является частной структурой (25% акций Правительству передали несколько позже)? Кто такие господа Мурзин и Верёвкин, доселе неизвестные в наших краях? Чем обусловлена комиссия в 3,9% (в то время как аналогичные центры берут в разы меньше)? Где гарантии сохранения средств граждан в целости и сохранности и доведение их до поставщика? И так далее, и тому подобное. 

Очередь-на-Терешковой.jpg

Но если в начале года это была скорее теория, то к середине лета дошло до практики. Которая вылилась в нарушения антимонопольного законодательства, завышенные (в отдельных случаях – чуть ли не в 4 раза) счета за коммунальные услуги, задержки с доставкой квитанций, некорректные данные и огромные очереди в офисы «ЯроблЕИРЦ» в Ярославле и Рыбинске. Стоит ли говорить, какие эмоции при этом испытывали тысячи пострадавших граждан. Между тем, до выборов остаётся полтора месяца. Ничего не скажешь, отличный подарок для оппозиции.

9. Объединение водоканалов.

Ярославский водоканал-2.jpg

Ещё одним поводом для недовольства стала идея объединения водоканалов. Не будем анализировать причины данной реформы. Отметим лишь то, что она оказалась совершенно неподготовленной. Это не наша оценка. Это мнение представителей экспертного сообщества, озвученных на совещаниях по данному вопросу. Главные вопросы касаются безвозмездной передачи имущества из муниципальной в областную собственность (хотя водохозяйственный комплекс оценивается примерно в 18-20 миллиардов рублей), отсутствия финансово-экономического обоснования, механизмов реализации ГЧП и большой вероятности оставить сотни небольших населённых пунктов без элементарных удобств. Внятных ответов на эти вопросы пока нет. Но закон уже принят и реформа запущена. Скорость принятия решений – характерная черта новой команды. А вот оценка последствий – похоже, нет.

10. Реализация программы капитального ремонта.

Remont.jpg

В тройку главных коммунальных проблем остаётся добавить молодую, но уже многострадальную программу капитального ремонта. Увы, просвет на этом направлении пока не наблюдается. Пока что команда Дмитрия Миронова успешно продолжает лишь дело своих предшественников. А именно – регулярно «тасует» руководителей регионального фонда капремонта. За год их сменилось уже трое. Прошлой осенью место Олега Ненилина занял Валерий Лещенко, которого, в свою очередь, в июне сменил Эдуард Потапов. В остальном – без видимых изменений. Дошло до того, что беспокойство насчёт реализации программы капремонта выразили уже депутаты «Единой России». И даже обратились с письмом к председателю областного Правительства Дмитрию Степаненко. Основные вопросы касаются слишком крупных лотов (та же история, что и с конкурсами на ремонт дорог), неправильное «комплектование» указанных лотов (дома одного подрядчика расположены в разных районах), недостаточное количество рабочих и главное – нарушение графиков производства работ. Даже по официальным данным, выход на объекты составляет около 40%. Что чревато срывом сроков. Говоря по-русски, к осенней распутице дома могут остаться без крыш, а в квартирах граждан польются «персональные» Ниагарские водопады. Если так, что при существующем положении дел чиновникам остаётся только молиться, чтобы эта распутица началась не в сентябре, а существенно позже. Уж слишком велик риск повторения проблем предыдущих двух лет.

Что же получается в сухом остатке? Если подбить своеобразный баланс, то в «плюс» Дмитрию Миронову с определёнными оговорками можно записать программу газификации, привлечение федеральных денег (но исключительно под отдельные проекты), переговоры о возобновлении работы нескольких проблемных предприятий (как видим, возобновили эту работу не все) и поддержку отдельных категорий граждан (здесь стоит отметить обманутых дольщиков). В «минус» – всё остальное (от кадров и собственных пиар-проектов до реформ в сфере ЖКХ). В целом «сальдо» получается скорее отрицательным. Да, руководитель региона не сидит на месте и старается решать проблемы области. Но говорить о каком-то прорыве по итогам первого года всё же не приходится. Возможно, более результативным окажется второй? Пока это вопрос риторический. Ответ на него станет известен лишь после 10 сентября.

ГЕОРГИЙ ГРОМОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?