Что ни говори, а вторая российская беда продолжает оставаться в числе самых злободневных вопросов, волнующих граждан нашей страны. Ярославцы здесь – не исключение. Каждому интересно знать наперёд, когда отремонтируют ту или иную многострадальную улицу, по которой он ежедневно выезжает из дома или возвращается с работы, и как в целом изменится дорожная обстановка в ближайшем будущем. В преддверие принятия областного бюджета на будущий год мы попытались оценить предварительные планы дорожных работ в нашей губернии и подсчитать затраты на их реализацию. С одной стороны, цифры дают повод для радости. Дорожный фонд увеличивается. Появляются новые источники его формирования. Растёт поддержка из федеральной казны. Всё это даёт повод надеяться не только на повышение количества отремонтированных километров региональных и местных трасс, но даже на новое строительство. С другой - никуда не исчезли застарелые проблемы отрасли, которые могут смазать весь положительный эффект от свалившихся на голову финансов. Недаром говорят, что устранение последствий «сырого» проекта и халтурной работы обходится существенно дороже изначального качественного ремонта. Непонимание сей простой истины сегодня является главным препятствием для выхода из «дорожного тупика». Остальные условия для этого уже имеются.
Справедливости ради стоит отметить, что определённые позитивные сдвиги в дорожном хозяйстве начались уже в этом году. Мы насчитали как минимум пять достойных упоминания событий. Во-первых, после долгих лет простоя в Ярославле был сдан мост через Которосль, соединяющий Красноперекопский район с центром города. Путепровод, длительное время пребывающий в аварийном состоянии, был полностью разобран. А на его месте возвели новую конструкцию с двумя полосами движения и пешеходными тротуарами. Поэтому правильнее было бы назвать процесс не ремонтом, и даже не реконструкцией, а фактически новым строительством. Работы обошлись в 642 миллиона рублей (преимущественно это были федеральные средства) и прошли в рекордные сроки, заняв по времени меньше года (с осени 2017 до начала лета 2018). А на открытие приехал даже новоиспечённый министр транспорта Евгений Дитрих.
Во-вторых, в регионе продолжалась реализация приоритетного федерального проекта «Безопасные и качественные дороги» (БКД). По сравнению с прошлым годом его финансирование было увеличено более, чем на 150 миллионов рублей. Если в 2017-м оно составляло 1 миллиард 306 миллионов, то в 2018-м – уже 1 миллиард 460 миллионов. Возросла и федеральная доля (730 миллионов против 625 в прошлом году). Деньги были потрачены на ремонт 23 улиц областного центра (включая такие крупные, как Ленинградский проспект и проспект Авиаторов, улицы Магистральная, Большая Норская, Салтыкова-Щедрина и другие), 6 участков региональных трасс в Ярославском районе и дороги «Фоминское – Константиновский» под Тутаевом. Плюс – десяток новых светофоров. Правда, качество работ местами по традиции вызывало серьёзные нарекания. Но об этом – ниже.
В-третьих, продолжился ремонт крупных магистралей регионального значения за рамками программы «БКД». Прежде всего, речь о протяжённых участках трасс «Ярославль-Рыбинск» (в Тутаевском и Рыбинском районах) и «Ярославль – Иваново» (в Гаврилов-Ямском районе). Обе дороги хорошо знакомы нашим автомобилистам. И до недавнего времени представляли собой совершенно печальное зрелище. Особенно по сравнению с соседними регионами. Теперь их отчасти привели в порядок (хотя процесс, конечно, надо продолжать). Плановая стоимость работ составляла порядка 365 миллионов рублей. Генеральным подрядчиком вполне предсказуемо выступила компания с московской пропиской – АО «ГК «ЕКС». К слову, она же выполняла работы в Дзержинском и Заволжском районах Ярославля (в общей сложности 9 улиц).
В-четвёртых, крупнейшим городам области были выделены приличные субсидии на ремонт и содержание дорог. Ярославлю досталось 400 миллионов рублей от уплаты налогов после регистрации фармацевтических компаний бизнесмена Алексея Репика. За счёт чего во втором полугодии удалось закатать в асфальт немалое количество участков городских магистралей.
А Рыбинск получил на приведение в нормативное состояние улично-дорожной сети ещё больше – три транша по 200 миллионов рублей. Притом, договоренность о выделении двух последних субсидий была достигнута 30 июня в ходе двусторонней встречи министра транспорта Дитриха с Губернатором Мироновым. Стоит отметить, что таких средств на дороги второй по величине город области не видел очень давно (а последние годы и вовсе оставался обделённым, что не раз служило поводом для обид рыбинцев).
Наконец, в-пятых, продолжались масштабные работы на федеральных трассах. Прежде всего – на автомобильной дороге «М-8 – подъезд к г. Кострома», где проходила реконструкция двух мостов (на территории Ярославского района). К работе областных и местных властей это не имеет никакого отношения. Зато напрямую касается дорожной сети региона. К примеру, приведение в порядок путепровода через реку Великая позволит устранить последнее «узкое место» на пути от Ярославля до аэропорта «Туношна». Что не может не радовать. Как и то, что некоторые из обозначенных выше тенденций будут продолжены в 2019 году. Об этом – далее.
Прежде всего, стоит отметить увеличение дорожного фонда Ярославской области. Притом, весьма существенное. Если в первоначальной редакции регионального бюджета на текущий год (принят 25 декабря 2017) он составлял 4 миллиарда 303 миллиона рублей, то в проекте основного финансового документа на год будущий – без малого 5 миллиардов 133 миллиона. На рост цифр повлияли два главных фактора. Во-первых, увеличение поступлений от акциза на бензин. Что интересно, оно касается как размера самого акциза, так и его доли, распределяемой в регионы. В нынешнем году она была снижена. А с будущего февраля снова увеличится. В целом, объём доходов от акциза составит без малого 3 миллиарда рублей. Во-вторых, в дорожном фонде появится новый доходный источник – штрафы за нарушение законодательства о безопасности дорожного движения. Соответствующий закон был принят областной Думой 20 ноября. Как ни парадоксально, ранее деньги от уплаты штрафов поступали в консолидированный бюджет. И распределялись, в основном, на нужды социальной политики. То есть не имели к дорогам вообще никакого отношения! Региональные парламентарии предлагали «окрасить» данный источник и сделать его целевым ещё в прошлом созыве. Притом, неоднократно. Но на тот момент инициатива не нашла понимания у исполнительной власти. Дело сдвинулось с мёртвой точки лишь после того, как решение о зачислении указанных взысканий напрямую в дорожные фонды было принято на самом верху. Предварительно поступления оценили в 450 миллионов рублей. Но в процессе подготовки проекта бюджета цифра возросла уже до 494 миллионов. Фактически она ещё выше – порядка 700-800 миллионов. Однако возможность уплаты штрафов с 50% скидкой существенно сокращает данные поступления. Поэтому при оценке доходов выбрали «золотую середину».
Наконец, не будем забывать, что областной дорожный фонд имеет свойство увеличиваться в течение года (за счёт федеральных субсидий, уточнения поступлений по остальным источникам и так далее). Если в начале 2018-го он составлял 4,3 миллиарда, то сегодня - почти 6. Рост более чем на 1,5 миллиарда. Резонно предположить, что данная тенденция сохранится и в будущем году. А раз будет больше денег – значит, будет больше отремонтированных дорог. Отчасти они уже известны. Более того, предварительный отбор прошёл ещё летом – путём открытого голосования на сайте проекта «Решаем вместе». Итоги опроса подвели в начале сентября. Список из 20 магистралей регионального значения, набравших наибольшее количество голосов, отражён в таблице.
Таблица. Перечень региональных дорог, отобранных в процессе голосования
№ |
Объект |
Процент голосов |
1 |
Рыбинский МР: Рыбинск – Глебово |
5,9 |
2 |
Переславль-Залесский: Нагорье – Берендеево |
5,1 |
3 |
Рыбинский МР: Глебово – Ларионово |
4,5 |
4 |
Ярославский МР: участок дороги Туношна – Бурмакино |
4 |
5 |
Переславль-Залесский: Рязанцево – Горки |
3,5 |
6 |
Переславль-Залесский: Владимир – Переславль |
3,5 |
7 |
Пошехонский МР: участок дороги Сергиев Посад – Калязин – Рыбинск – Череповец |
3,3 |
8 |
Тутаевский МР: Тутаев – Шопша |
3,3 |
9 |
Гаврилов-Ямский МР: участок дороги Ярославль – Заячий-Холм – а/д «Иваново – Писцово – Гаврилов-Ям – Ярославль» (до с. Шопша) |
3,1 |
10 |
Гаврилов-Ямский МР: Иваново – Писцово – Гаврилов-Ям – Ярославль – (до с. Шопша) |
3,1 |
11 |
Гаврилов-Ямский МР: Тутаев – Шопша |
3,1 |
12 |
Любимский МР: участок дороги Пречистое – Любим – Буй |
3,1 |
13 |
Пошехонский МР: Данилов – Пошехонье |
3,1 |
14 |
Ярославский МР: участок дороги «Москва – Архангельск» – Дубки |
3,1 |
15 |
Даниловский МР: участок дороги Ярославль – Любим |
3 |
16 |
Даниловский МР: Данилов – Пошехонье |
3 |
17 |
Ярославский МР: участок дороги Григорьевское – пос. Михайловский – Норское |
3 |
18 |
Ярославский МР: участок дороги Карачиха – Ширинье |
3 |
19 |
Ярославский МР: участок дороги Ярославль – Любим |
3 |
20 |
Ярославский МР: участок дороги Климовское – Ананьино – Волково |
2,9 |
Планы дорожных работ на 2019 год будут формироваться в соответствии с результатами опроса. Об этом ещё в начале осени говорил директор департамента дорожного хозяйства Евгений Моисеев. Это же подтвердил главный финансист области Илья Баланин, выступая на днях в областной Думе. Правда, не до конца понятно – будут ли отремонтированы все указанные дороги, либо из списка выберут какие-то конкретные объекты? Но в принципе, это посильная задача. Во всяком случае, на приведение указанных объектов в нормативное состояние денег хватить должно.
Помимо указанных трасс ремонта дождутся ещё как минимум четыре дороги. Его проведут в рамках программы «Устойчивое развитие сельских территорий». Работы коснутся дорог, ведущих к сельхозпредприятиям. В частности, речь идёт о трассах «Дмитрехово – Малый Липовец – Ляховые» в Брейтовском районе, «Плоски – Прилуки» в Угличском районе, «Климовское – Ананьино – Волково» в Ярославском районе и «Рязанцево – Горки» под Переславлем. Общая стоимость работ предварительно оценивается в 542 миллиона рублей. Притом, значительная часть этой суммы – федеральные средства. Для сравнения: в нынешнем году по названной программе делали только одну небольшую дорогу в Рыбинском районе.
Наконец, область возьмёт на себя строительство обхода города Углич. Идея возникла ещё несколько лет назад и имела благую цель разгрузить древний красивый город от потока транзитного транспорта, идущего из Подмосковья в сторону Рыбинска. Но ввиду значительных финансовых вливаний работы постоянно откладывались. Теперь, судя по всему, час пробил. На строительство планируют потратить 340 миллионов рублей. Если дело выгорит – Углич сможет стать по-настоящему заповедным историческим местом.
Будет продолжена и программа ремонта дорог Ярославской агломерации (в рамках проекта «БКД»). По сравнению с прошлым годом её финансирование существенно увеличится. Только «областная» часть составит 1 миллиард 195 миллионов рублей. Примерно столько же должна дать федерация. Окончательные лимиты доведут до региона уже в ближайшее время. Что интересно, если предыдущие два года программа подразумевала лишь приведение дорог в нормативное состояние (замена верхнего слоя асфальта, установка нового бордюрного камня, очистка придорожной полосы, разметка), то теперь допускаются и более серьёзные виды работ. Поэтому у некоторых ярославских улиц появляются перспективы на реконструкцию. Пока что окончательный перечень объектов не опубликован. Однако, по имеющейся информации, в будущем году ремонт может пройти на проспекте Дзержинского, Тутаевском шоссе, улицах Гагарина, Кавказской, Республиканской и Угличской. Кроме того, предполагается реконструкция улицы Красноборской на участке от улицы Сахарова до улицы Университетской (о котором говорили ещё в прошлом году в связи с многочисленными жалобами жителей) и даже строительство новых участков улиц Панина и Лескова. Не исключено, что данный перечень пополнится новыми объектами в случае возникновения экономии от торгов. Кроме того, Ярославль также может получить отдельную субсидию на содержание улично-дорожной сети (уже за рамками «БКД»). Предварительно речь идёт о 200 миллионах рублей. Не забудут и про Рыбинск. Второму по величине городу области достанется не менее 300 миллионов рублей. Что станет очень неплохим подспорьем в деле приведения местных дорог в божеский вид. Остальные муниципальные образования получат традиционную субсидию из региональной казны по утверждённой методике.
Повторимся, что все данные пока носят предварительный характер. Однако они вряд ли претерпят существенные изменения. Таким образом, фронт дорожных работ ожидается весьма масштабным. Главное, чтобы эти самые работы выполняли качественно и в срок. Но исполнению этой вечной и немного наивной мечты всех ярославских автомобилистов мешает несколько преград. Все они не новы. Прежде всего, необходима своевременная подготовка проектной документации и проведение конкурсов. Как ни крути, но в этом году самые первые торги состоялись только в апреле. По отдельным объектам был перенос на май и на июнь. Соответственно, полгода вылетели в трубу. Хотя всевозможные эксперты не раз просили заказчиков работ готовить документы и проходить экспертизу с осени, а завершать организационные процедуры не позднее марта. Чтобы с первых тёплых дней непосредственно приступать к работе. Увы, воз и ныне там. Что ж, продолжаем наступать на старые грабли.
Во-вторых, лоты на аукционах всё-таки должны быть меньше. Практика показала, что отдавать по 12-14 дорог одному подрядчику – не самая лучшая идея. Крупные игроки идут к нам не слишком охотно. А у небольших фирм попросту нет достаточных ресурсов, позволяющих выполнить такой объём работы. В результате начинается заключение многочисленных договоров субподряда, перебрасывание бригад с одной площадки на другую и постоянный дефицит материалов, людей и техники. К чему это приводит – объяснять, наверное, без надобности. Соответственно, гораздо проще разыгрывать «компактные» лоты. Которые смогут потянуть небольшие, но при этом надёжные фирмы. В случае с капитальным ремонтом домов это уже поняли. Возможно, дойдёт и до дорожного хозяйства.
В-третьих, нужно ужесточать контроль над производством самих работ. Здесь тоже ничего нового: усиление проверок, пени, штрафы, расторжение договоров, «чёрные списки». Увы, качество ремонта зачастую оставляет желать лучшего. А без выявленных случаев нарушения технологии не обходится ни один сезон. В этом году, пожалуй, наиболее показательным объектом стал проспект Авиаторов, по ремонту которого поступали многочисленные замечания от мэрии, депутатов и общественности. Разумеется, нарекания были и по другим объектам. Притом, не только в рамках «БКД».
Впрочем, вешать всех собак исключительно на подрядчиков тоже не совсем правильно. Нередко они вынуждены работать с абсолютно «сырыми» проектами, не учитывающими даже основные конструктивные элементы. Как это произошло, кстати, с тем же проспектом Авиаторов, на участке которого не была предусмотрена ливневая канализация. В итоге подрядчикам нередко приходится устранять «несовершенства» ПСД за счёт своих кровных. Как и выполнять некоторые дополнительные работы, вообще не учтённые в документации. Конечно, здесь можно сказать: не хочешь – не берись. Но при таком раскладе дороги в принципе могут остаться без ремонта: при невеликом предложении на рынке их просто будет некому делать. Так что в данном случае гораздо проще сделать качественный проект. С выездом на место, геодезией, дефектными ведомостями, нормальным осмечиванием и так далее. Да, это будет стоить дороже. Возможно, существенно дороже. Но это в любом случае лучше, чем переделывать свежевыполненные работы.
Понятно, что мы обрисовали идеальный вариант. Достичь его вряд ли возможно. Но попытаться приблизиться – вполне. Хотя бы ненамного. Во всяком случае, имеющиеся силы и средства вполне позволяют начать эту работу. Да и планы весьма масштабные. Станут ли они реальностью – увидим через год.
ГЕОРГИЙ ГРОМОВ