Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

27.04.2022
Ярославль
2901
За Россию мы все готовы постоять. В ямах.
        Несмотря на все геополитические проблемы, местная повестка дня остается важной для людей. И от того как работают больницы и поликлиники, как работает общественный транспорт, каково состояние дорог люди судят о работе власти. И как раз с этим в провинции далеко не все в порядке. После зимы оголились все дорожные проблемы. В буквальном смысле. Их просто стало видно невооруженным взглядом. Даже для пешеходов. Автомобилисты же это чувствуют своим вторым нутром - подвеской...
За Россию мы все готовы постоять. В ямах.

       В Ярославле наступила полноценная весна. Во всеми вытекающими и вылезающими последствиями – оттаявшим мусором, последующими субботниками (вкупе с обязательными фотоотчетами в обнимку с граблями) и многочисленными ямами на дорогах, покрытие которых вновь сошло вместе со снегом. В областном центре ими изобилуют уже не только второстепенные, но и почти все основные улицы. Так что обычный путь на работу или домой превращается для автомобилистов в тест по экстремальному вождению. Не покидает ощущение, что эта проблема с нами – навсегда. Можно ли разорвать порочный круг и сделать наши ярославские дороги действительно безопасными и качественными, как того требует одноимённый национальный проект? Спойлер: теоретически да. Но для этого властям потребуется получить куда больше денег и принять целый ряд волевых решений.

 

«Ямочная» математика

          Эмпирически масштаб «ямочной» трагедии представляют все автомобилисты. Математически ситуация выглядит не лучше. Простая арифметика. В Ярославской области 6 тысяч 285 километров региональных дорог (в том числе 59 региональных и 914 межмуниципальных трасс). Из них нормативу не отвечает 57% всех объектов. Протяжённость муниципальных дорог почти вдвое больше – 11 тысяч 892 километра, из них 757 километров – улично-дорожая сеть Ярославля. В областной столице требованиям, предъявляемым к транспортно-эксплуатационному состоянию, не соответствует 42% (данные на 2021 год).

Ямы на Московском.jpg         Притом, за последнее время всё больше ям появляется даже на главных магистралях: Московском проспекте, проспекте Фрунзе, проспекте Октября, Тутаевском шоссе, улицах Первомайской, Советской, Победы, Большой Фёдоровской и многих других. В других городах и районах области ситуация, конечно, ещё хуже. Даже в Рыбинске (где за последние годы шёл достаточно интенсивный ремонт), в 2021 году «ненормативными» были 52,5% всех городских дорог (при общей протяжённости 370 километров). При таком раскладе не трудно посчитать, сколько сотен и даже тысяч километров покрытия остаются с ямами, выбоинами, колеями, просадками и так далее.

         Как борются с этой напастью? Как правило, «ямочный» ремонт делают в рамках мероприятий по содержанию дорог. По информации директора департамента дорожного хозяйства Романа Душко, в этом году на двухлетний контракт выделено 3,5 миллиарда рублей. На первый взгляд, сумма вполне солидная. Однако здесь всё не так просто. Во-первых, денег выделено на 200 с лишним миллионов меньше, чем в предыдущий раз. Тогда торги выиграло главное государственное предприятие дорожной отрасли региона – АО «Ярдормост». Контракт также был заключен на 2 года (с 1 июля 2020 до 30 июня 2022) и составлял 3,7 миллиарда. И это – в 2020 году, когда расценки и сметы были совсем другие. Притом, в течение срока этих денег не хватало. А предприятие порой работало фактически в долг. Сейчас, когда всё подорожало, пояса придётся затягивать ещё туже.

         Во-вторых, названная сумма выделена на содержание в целом. А это работа по десяткам позиций. От очистки снега и использования реагентов зимой до уборки пыли и покоса обочин летом. Что же касается непосредственно ямочного ремонта, то на него выделяется куда меньшая сумма. В частности, на ликвидацию так называемой аварийной ямочности предусмотрено только 100 миллионов рублей. Эти работы на дорогах области уже начались. Будет ещё ремонт крупными «картами» (такие большие «заплатки»), на который потратят 150 миллионов. Работы стартуют в мае и должны завершиться до 30 июня. Список конкретных объектов сейчас формируется. Но в общей сложности с помощью «карт» в порядок приведут порядка 10 километров. Совсем не густо.

Ямы на Перекопе (Дороги Ярославля).jpg         В Ярославле всё ещё более скромно. Все работы здесь разделят (хотя правильнее было бы сказать: размажут тонким слоем) на три части. Порядка 27 тысяч квадратных метров ям заделают струйно-инъекционным методом. Этот ремонт уже начался, его выполняет МБУ «Горзеленхозстрой». С мая стартует ремонт небольшими «картами» до 25 квадратных метров. В данном случае подрядчика выбирают уже на аукционе. Цена вопроса – 7 миллионов рублей. Общая площадь работ – 4,5 тысячи «квадратов». Наконец, с помощью асфальтоукладчиков намерены устранить крупные ямы на площади в 24 тысячи квадратных метров. Контракт разыграют в мае, его стоимость оценивается в 50 миллионов рублей.

         Среди объектов, где мэрия намерена провести ямочный ремонт, называют улицы Советскую, Победы, Красный съезд, Карла Либкнехта, Жукова, Лётную, Большую Фёдоровскую, Урицкого, проспект Октября, два путепровода (у ПАО «Автодизель» и у деревни Суринское), участок Юго-Западной окружной дороги и ряд других. В целом, на «латание дыр» улично-дорожной сети областного центра в текущем сезоне потратят 72 миллиона. И это ещё хорошо, поскольку в прошлом году сумма не дотягивала даже до 50 миллионов. Однако то, что есть, для 300 с лишним километров «ненормативки» - это ни о чём!

Ямы на Фрунзе.jpg         И последний штрих к портрету. Частично под ямочный ремонт попадает и устранение дефектов в рамках гарантийных обязательств. Это когда подрядчик, сделавший полноценный ремонт по контракту, в течение нескольких лет обязан устранять возникающие замечания. Иногда расходится продольный шов или возникает сетка трещин, иногда – просадки, иногда – выщербление обочин и так далее. В теории, попадают под них и ямы. Дорожники исправляют всё за свой счёт, бюджет здесь не задействован. Однако свою лепту в общую картину такие дефекты добавляют. Более того: они досадны вдвойне, поскольку дорога является свежеотремонтированной. Увы, подобные огрехи последнее время встречаются всё чаще.

         Так, на контроле в департаменте дорожного хозяйства области сейчас 68 дорог. Их обследование должно завершиться до 30 апреля. К 20 числу было проверено 54 объекта. Замечания были по 48! Почти 89%. На гарантии в Ярославле – 66 улиц. К аналогичной дате проверили 31. Итог: 53 замечания. Возможно, не все они являются из ряда вон выходящими. Однако ГОСТ есть ГОСТ. Тем более, что многие объекты стоят всего несколько месяцев с момента ввода в эксплуатацию. Но уже «сыпятся». Какие уж тут «безопасные и качественные». Таким образом, у «ямочной проблемы» две главные причины. Обе до боли знакомые: недостаток финансирования и недостаточное качество ремонта. Конечно, есть ещё «суровый климат» и «интенсивная эксплуатация». Однако это отговорки в пользу бедных.

 

Еду я по выбоинам … или как выбраться из ямы?

Тротуар на Чайковского-2 (Дороги Ярославля).jpg          Кто (или что) виноват (виновато) – понятно. Вопрос – что делать? Первый ответ очевиден – находить дополнительные деньги. Это проще, чем менять ГОСТ, уменьшая перечень или снижая периодичность тех или иных работ по содержанию. Вариантов – откуда взять средства, на самом деле не так мало. Прежде всего, это штрафы за нарушение правил дорожного движения. По законодательству, они перечисляются именно в региональные дорожные фонды. А культура вождения, чего греха таить, у нас оставляет желать лучшего. Конечно, случаи бывают разные. Есть камеры, которые установлены аккурат в тех местах, где не нарушить, к примеру, разметку, почти невозможно. С другой стороны, существуют вполне чёткие правила парковки. Соблюдать их не трудно. Однако десятки водителей ежедневно нарушают их, оставляя своих «железных коней» то на тротуаре, то на газоне. Это уже хамство. И щадить за него – значит, поощрять беспредел.

         Притом, искать таких нарушителей не надо – они стоят практически на каждой улице, и не по одному. Остаётся лишь надлежащим образом оформить само нарушение. А с этим справится даже дрессированная шимпанзе в цирке, как говорил герой Леонида Броневого из фильма «17 мгновений весны». Отдельное направление – выявление любителей «забивать» на временное ограничение движения по региональным и местным дорогам. Соответствующие требования касаются большегрузных автомобилей (с определённой нагрузкой на ось) и вводятся дважды в год. Как правило, в апреле (после весенней распутицы) и в середине лета (в наиболее жаркий период). Считается, что именно в это время дорогам наносится наибольший вред. И грузовики играют здесь первую скрипку, изрядно разбивая наши трассы.

         По правилам, в данный период на проезд должно оформляться специальное разрешение. Но как вы думаете, сколько перевозчиков реально соблюдают эти самые правила? Тем более, что список перекрытых дорог отнюдь не велик. И временно «блокированную» трассу всегда можно объехать по альтернативному пути. Разбив его ещё больше. Здесь своё слово прежде всего должны сказать в ГИБДД. Несколько организованных рейдов смогли бы не только спасти дороги, но и пополнить бюджет. Но всё упирается в штаты. У госавтоинспекции они крайне ограничены. Тем не менее, нет ничего невозможного. Нужна лишь политическая воля на уровне губернатора и начальника управления ГИБДД. Примеры подобного плодотворного сотрудничества есть. Даже в соседних регионах. Одним словом, перспективы наполнения дорожного фонда достаточно широки.

Ямы у Знаменской Башни (Дороги Ярославля).jpg         Вторая задача, про которую также нельзя забывать – это поддержка предприятий дорожной отрасли. Разумеется, не всех подряд, а лишь тех, кто берёт на себя львиную долю работ. Последние годы эту роль исполняет вышеупомянутое АО «Ярдормост», 100% акций которого принадлежит Правительству области. По сути, это крупнейшее государственное предприятие отрасли. Сегодня на его долю приходится содержание 100% региональных и 75% муниципальных трасс. В совокупности, данный вид деятельности составляет 66% выручки общества (за 2021 год). При этом, работать зачастую приходится буквально «в долг». Поскольку выделенных лимитов не хватает, и частные организации просто не горят большим желанием заявляться на конкурс. Вышеприведённые факты отчасти подтверждаются финансовой отчётностью: при выручке 3,3 миллиарда рублей чистая прибыль «Ярдормоста» в 2021 году составила всего 5 миллионов.

         К тому же, у предприятия существуют объективные трудности. В том числе с учётом, так сказать, текущего момента. Помимо острой потребности в технике (минимум 9 единиц, притом ряд наименований выпускают только за рубежом), к ним относятся рост цен на строительные материалы и запчасти, увеличение процентных ставок по кредитам, риск расторжения уже заключенных договоров с поставщиками и не выход контрагентов на участие в торговых процедурах. Решить или, по крайней мере, нивелировать эти проблемы можно. Притом, без какого-либо злоупотребления особым статусом предприятия.

         В качестве возможных рецептов предлагается: пересмотр сметных расценок на выполнение работ по содержанию, строительству и ремонту дорог (отчасти такая возможность уже есть), разрешение предоплаты поставщикам строительных и инертных материалов (что позволит существенно снизить цену), включение предприятия в общероссийский перечень системообразующих организаций, приобретение техники за счет бюджета и возврат имеющейся задолженности. И если решение первой задачи – практически полностью федеральная компетенция, то всё остальное вполне по силам осуществить региону (даже заявка на включение в федеральный список предприятий оформляется здесь). Но для этого, опять-таки, нужная политическая воля временно исполняющего обязанности губернатора и его окружения.

         Наконец, третье направление – работа с подрядными организациями. Порой возникает ощущение, будто государственные или муниципальные заказчики работают с ними в одной организации. А то и просто «покрывают» их. Конечно, у нас есть примеры включения недобросовестных исполнителей в «чёрные списки». Но пока они единичны. Есть и штрафы за срыв сроков и нарушение технологии производства работ. Однако по сравнению с суммами самих контрактов они до обидного малы. Скажем, в 2021 году небезызвестный «Северный поток» наказали на 10 миллионов рублей (информация департамента дорожного хозяйства Ярославской области). При этом, только одна дорога «Гаврилов-Ям – Пружинино», которую указанная организация ремонтировала годом ранее, стоила 368 миллионов! Что называется, почувствуйте разницу. Разумеется, аналогичные истории есть и с другими подрядчиками. Так что контролировать и спрашивать однозначно надо жёстче. Притом, в процессе работ. А не постфактум, когда приходится устранять уже выявленные дефекты.

         Будет ли когда-нибудь решена «ямочная проблема» в Ярославской области? Пока этот вопрос из числа риторических. Теоретические рецепты известны и шансы на успех есть. Но практически ими давно не пользовались. Возможно, смена руководства региона и предстоящие выборы (которые пока не отменили) окажутся вполне достаточными условиями для того, чтобы переломить сложившуюся тенденцию. Если нет – нехорошая традиция будет продолжена. А ярославским автомобилистам придётся в очередной раз запастись терпением и успокоительным. Либо пересаживаться на «хромающий на обе ноги» общественный транспорт. Увы, но, похоже, сегодня это единственный 100% способ сохранить и собственное здоровье, и своего «железного коня».

 

                                                                                                                             ИВАН ТИХОНОВ

        

 

 

 

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?