На следующей неделе исполняется ровно два года с момента ратификации «концессионного соглашения о создании и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры и технологически связанных с ними транспортных средств» в городе Ярославле, для краткости именуемого просто «трамвайной концессии». С момента подписания самого документа в декабре 2022-го прошло ещё больше. Запустить обновлённую инфраструктуру с транспортом первоначально должны были до 1 июля 2025 года. Однако ещё минувшим летом продлили этот срок на 6 месяцев. До его истечения остаётся меньше года. Однако из всех капитальных работ, запланированных концессией, фактически сделано менее одной четвёртой части путей (10 километров из 45) и закуплено 27 новых вагонов (из 47). Власти и концессионер очень стараются сделать хорошую мину при плохой игре. В минувшие выходные в пиаровских целях был даже запущен трамвай по укороченному маршруту № 6к от улицы Блюхера до Моторного завода. Однако рискнём предположить, что этот ход вряд ли надолго сгладит имеющийся негатив. Хотя бы потому, что большую часть пути новые машины будут ходить по старому полотну, преодолевая аварийный путепровод у «Лакокраски». Тем самым, с учётом конструктивных особенностей вагонов, имея все шансы очень скоро получить «несовместимые с жизнью» повреждения и загреметь под ремонт. Что касается основных строительно-монтажных работ, то график их производства даже в обновлённом виде нарушен почти по всем пунктам. Ясно, что доделать всё за оставшиеся 10 месяцев «Мовиста» не успеет. Ясно, что придётся вновь переносить срок. Ясно, что до бесконечности так продолжаться не будет. И ясно, что в итоге за всё это придётся отвечать. Вопрос лишь в том, как скоро наступят последствия, и какие масштабы они будут иметь. Поскольку что-то подсказывает, что наказанием одного только концессионера дело не закончится.
Тема концессионного соглашения остаётся не просто на слуху, а, можно сказать, в топе региональных новостей уже больше двух лет. Что совершенно понятно и логично: колоссальные деньги, федеральное финансирование, резонансные уголовные дела, серьёзный масштаб работ. Плюс – менталитет ярославцев, которые с традиционным трепетом относятся к электротранспорту и до сих пор ностальгируют по трамвайным линиям в центре и Красноперекопском районе, приказавшим долго жить ещё во времена Виктора Волончунаса. А потому крайне болезненно относятся к любому «обрезанию» маршрутов или остановке сообщения, пусть даже временной. И боятся остаться вообще без трамвая. А массовое сознание, даже если оно зиждется на слухах – явление очень серьёзное и крайне непредсказуемое.
Справедливости ради, стоит отметить, что ярославскому трамвайному парку в любом случае требовалась модернизация. Притом, в прямом смысле слова для выживания. Ибо накануне заключения концессионного соглашения ситуация сложилась патовая. Ещё в конце 2020 года городская Контрольно-счётная палата озвучила результаты проверки АО «Яргорэлектротранс», согласно которым все 57 вагонов, имеющихся в ведении предприятия, имели 100% износ, при этом 21 вагон (или 37%) были с пробегом сверх нормативного ресурса.
В свою очередь, концессия предусматривает строительство 45,3 километра путей (замена всей сети, существующей в городе), 8 тяговых подстанций, диспетчерского центра, реконструкцию 2 путепроводов на проспекте Октября и трамвайного депо, а также приобретение 47 односекционных трамваев и 17 единиц специализированной техники. Всё это называется «объектом соглашения», создание которого первоначально должны были закончить до конца июня 2025 года. Однако минувшим летом было объявлено о продлении этого срока на 6 месяцев.
Тогда «Клуб социологов» уже предполагал, что перенос может быть не последним (смотрите статью «Трамвконцессия-2: управляемый занос или концессия не в кондиции» от 19 июня 2024 года). В итоге так оно и произошло. Однако об этом – чуть ниже. А пока позволим себе провести небольшой сравнительный анализ и сопоставить то, что обещали сделать к сегодняшнему дню, с тем, что есть по факту. Спойлер: выполнено до обидного мало, хотя и у концессионера, и у властей, конечно, есть на то объяснение.
Итак, в июне прошлого года в министерстве транспорта сообщили, что работы по соглашению разбиты на 10 этапов. 4 из них – строительство трамвайных путей (из них 3 были запланированы на 2024 год). 5 этап – реконструкция зданий и сооружений трамвайного депо. 6 этап – строительство диспетчерского центра. 7 и 8 этапы – наладка системы электроснабжения (в том числе строительство тяговых подстанций). Наконец, 9 и 10 этапы предусматривали реконструкцию двух путепроводов. Этапы и сроки были озвучены публично, поэтому всё это легко проверить.
Непосредственно до конца 2024 года концессионер должен был закупить 26 трамваев, смонтировать 23,6 километра путей и построить 4 новые подстанции. Что мы видим по факту на середину нынешнего февраля? Едва ли не единственным исполненным пунктом стала поставка и приёмка 27 трамваев. Осталось ещё 20. Согласно информации с сайта министерства промышленности Челябинской области, в начале недели началась отгрузка очередной партии. Однако это скорее заслуга Усть-Катавского вагоностроительного завода, а не концессионера. ООО «Мовиста регионы Ярославль», по сути, выступает здесь лишь «передаточным звеном»: закупает машины и рассчитывается за них с производителем. Да и то не своими деньгами.
В свою очередь, работы по строительству трамвайных путей и контактной сети выполнены на протяжении лишь 10,3 километра. В два с лишним раза меньше, чем было запланировано летом, и в четыре с половиной раза меньше, чем предусматривается соглашением. Полностью не закрыт даже один Дзержинский район (что опять-таки было обещано до конца 2024 года). А к строительству подстанций, реконструкции путепроводов и трамвайного депо вообще не приступали.
Притом, в последнем случае на момент подготовки данной статьи не было получено даже заключение государственной экспертизы (его ожидают до конца текущей или на следующей неделе). Хотя ещё в июне прошлого года было озвучено, что к работам могут приступить в сентябре-октябре. Но, увы, сроки вновь оказались сдвинуты. Уже минимум на полгода. Разумеется, строительство диспетчерского центра также не завершено. В сухом остатке получается, что практически не один пункт актуального плана-графика производства работ на сегодняшний день не соблюдается.
Выступая в минувший вторник на заседании профильного комитета областной Думы, генеральный директор ООО «Мовиста регионы Ярославль» Павел Копырин попытался объяснить задержку высокой долей материалоёмкости (до 75%) при строительстве линейных объектов (прежде всего, путей и контактной сети) и низким порогом авансирования. Однако подобные аргументы выглядели не слишком убедительно. Согласитесь, что при подписании соглашения вряд ли не было известно про особенности производства работ. Значит, все понимали, на что шли. А коли взялся за гуж – не говори, что не дюж.
Есть предположение, что истинная причина кроется всё же в другом. А именно – в неумении надлежащим образом организовать процесс и спросить за результат. И ещё – в отсутствии профессиональных навыков. Впрочем, что пенять на концессионера и подрядчика, если даже в профильном региональном министерстве практически не осталось специалистов в сфере транспорта, а соответствующая должность заместителя министра остаётся вакантной чуть ли не полгода. Вот вам и кадровый резерв. Дореформировались!
Хорошо, хоть денег «Мовисте» пока перечислили относительно немного. Как сообщил заместитель Председателя Правительства Ярославской области Роман Душко, из средств капитального гранта концессионеру выплатили 2,5 миллиарда рублей. По всей вероятности, большая их часть пошла на закупку трамваев. С учётом того, что стоимость одного вагона составляет около 80 миллионов рублей (по данным из открытых источников, в зависимости от комплектации), это вполне логично.
Ещё порядка 1 миллиарда рублей «Мовиста» потратила из собственных средств. В том числе более 860 миллионов – на проектирование. При этом, госкорпорация «ВЭБ.РФ» всё-таки приостановила финансирование проекта из-за нарушения графика производства работ. Вопрос о его возобновлении будет решаться в марте на заседании наблюдательного совета. По всей вероятности, исход будет положительным. Однако сигнал очень нехороший.
Не удивительно, что в подобных условиях Правительство области и концессионер вновь прорабатывают «вопрос заключения дополнительного соглашения к концессионному соглашению, закрепляющего обновленный график создания объекта концессионного соглашения». Переводя с канцелярского на русский – сроки концессии вновь будут продлены. Притом, уже не на полгода, как минувшим летом, а сразу на год. Официально об этом пока не объявили. Но полагаем, что это лишь вопрос времени.
По крайней мере, тот же Роман Душко недвусмысленно заявил: «Само концессионное соглашение будет продлено, сейчас этот вопрос прорабатывается. Губернатор поставил задачу в 2026 году полностью завершить обновление трамвайных путей и пустить движение». Вот так июнь, а потом и декабрь 2025 года ненавязчиво превратились в 2026 год. Хотя можно предположить, что и за этот срок на 100% не сможет поручиться никто. Во всяком случае, с учётом текущего процента выполнения и скорости работ.
Однако не будем заглядывать в столь далёкое будущее. И посмотрим, что нас ждёт в ближайшее время. Скажем, в перспективе полугода. Начнём с того, что 15 февраля было запущено движение новых трамваев по маршруту № 6к. От привычной «шестёрки», временно закрытой в начале октября 2023 года, он отличался меньшей длиной: машины пустили от улицы Блюхера до Моторного завода (прежний маршрут был до улицы Автозаводской на краю «Пятёрки»). Мероприятие (которое правильнее было бы считать классической пиар-акцией) прошло с подобающей помпой при участии многочисленных СМИ и проправительственных блогеров, соревновавшихся между собой в хвалебных одах по поводу состоявшегося события.
Не осуждая их пыл, позволим себе отметить пару нюансов. Не столь восторженных и елейных. Во-первых, большую часть маршрута новым трамваям придётся ходить по старым рельсам. Пути заменили только на участке по улице Блюхера. В то время, как на Ленинградском проспекте и проспекте Октября они остались старыми. Кроме того, в районе бывшего завода «Лакокраска» машинам придётся преодолевать ещё и аварийный путепровод. Капитального ремонта сооружения не было с момента постройки, то есть более 45 лет.
Ещё в 2019 году по итогам прокурорской проверки было отмечено, что состояние опорных конструкций ухудшается, а трещины доходят до 12 сантиметров по глубине. Надзорное ведомство неоднократно требовало от мэрии привести мост в порядок, однако ситуация не менялось. В итоге реконструкция путепровода была предусмотрена концессионным соглашением. В декабре прошлого года проект получил положительное заключение. Однако сами работы, судя по всему, начнутся не раньше конца весны. Во всяком случае, директор АО «Яргорэлектротранс» Денис Пырлог заявил вчера, что «раньше мая … на путепровод не заходят».
Конечно, представители «Мовисты» заявили, что существующие пути находятся в проезжем, рабочем состоянии. Однако стоит учесть, что не за горами весна. Почва начнёт оттаивать, и рельсы будут «гулять» ещё больше. К тому же, диаметр колёс новых вагонов меньше, чем у старых. Поэтому на неровных стыках у них может «полететь» тележка. А сам транспорт рискует загреметь под ремонт (о безопасности таких перевозок и вовсе умолчим). К слову, это не только наше мнение, а суждение специалистов. В частности, опасение о сохранности вагонов высказал областной депутат и активист «Народного фронта» Александр Куташов, ранее работавший в «ЯрГЭТ» и разбирающийся в путевом хозяйстве.
Во-вторых, маршрут № 6к считается новым. Поэтому его необходимо было расторговывать на конкурсной основе. Хотя, по сути, победитель был понятен заранее и безальтернативен. Однако с самой процедурой вышел какой-то цирк. Как отметил другой областной парламентарий, Валерий Байло (также работавший в «Яргорэлектротрансе»), маршрут был спешно разыгран всего за 2 дня до запуска. Притом, на максимально возможный короткий срок – 5 дней. В настоящее время проводится тендер на определение перевозчика, который будет работать до 31 марта.
Что будет потом – неизвестно. Впрочем, давайте вспомним про озвученные выше сроки начала ремонта путепроводов. С ними же обещают синхронизировать и ремонт путей на проспекте Октября, в центре и на «Пятёрке». И к этому же времени обещают обустроить новое разворотное кольцо у ТЦ «РИО» на границе Дзержинского района. Таким образом, работа трамвая будет ограничена пределами Брагина. Поэтому трамвай № 6к если и продолжит работу, то в ещё более укороченном виде (от Блюхера до «РИО»). И в любом случае это будет уже новый маршрут. Если его вообще оставят. Таким образом, запущенная 15 февраля пиар-акция может оказаться очень короткой.
О перспективах других работ пока известно немного. Повторимся, сегодня не закончена укладка путей и обустройство контактной сети даже в границах Дзержинского района. Власти говорят о выполнении работ на двух участках - от Ленинградского проспекта до разворотного кольца на улице Блюхера и от разворотного круга в районе улицы Александра Невского до разворотного круга у КБ № 9. Однако о сплошном пути можно говорить только в первом случае. Ибо на второй дистанции, скажем, по улице Труфанова, во многих местах остаются «разрывы». Кроме того, там не выполнен дренаж, не сделана пробивка путей и не сварены стыки. Про участок на улице Елены Колесовой и Ленинградском проспекте вообще говорить не приходится – там в принципе конь не валялся.
Так что по одному только Брагину ещё вагон работы. И всё это предстоит доделать прежде, чем приступить к очередному этапу. Наверное, именно поэтому Павел Копырин анонсировал начало работ на улице Чкалова на «Пятёрке» не раньше середины лета. И это ещё очень оптимистичный прогноз. К тому же, надо понимать, что этот участок будет самым сложным. Как известно, рельсы там проложены посередине проезжей части.
Поэтому ООО «Мовиста регионы Ярославль» совместно с мэрией придётся решать массу вопросов по организации дорожного движения (возможно, с частичным перекрытием улиц), проработкой альтернативного транспортного обслуживания населения, восстановлением полотна после завершения реконструкции путей и так далее. Так что резонно предположить, что данный этап может быть сопряжён с наибольшим количеством проблем. А уж спрогнозировать его окончание сегодня и вовсе не представляется возможным.
Тем более, что концессионер рассматривает вариант смены генерального подрядчика. С нынешним – ООО «СтройСервис» договор был заключён в конце 2023 года. Однако, по имеющимся сведениям, у организации имеются определённые проблемы. Якобы, рабочим даже задерживают зарплату. Не беремся судить, насколько эти данные соответствуют действительности. Возможно, это не так. Однако темпы работ у компании действительно неважные, на что пеняли в самой «Мовисте». Поэтому возможно всё. Но надо понимать, что в случае смены подрядчика процесс работ будет задержан ещё на какое-то время.
Наконец, помимо социальной, экономической, организационной, технической и прочих составляющих, реализация концессионного сообщения имеет ещё и политическую сторону. По словам Романа Душко, вопрос еженедельно обсуждается на совещаниях у губернатора. И, полагаем, зампред областного правительства не кривит душой. В процесс включены огромные бюджетные деньги и высокие договаривающиеся стороны. Естественно, что он остаётся под пристальным вниманием многих инстанций, включая компетентные органы. При этом, процесс откровенно буксует. Продлевать сроки реализации объекта концессионного соглашения, конечно, можно. Но, во-первых, не до бесконечности. А во-вторых, даже в случае такого продления концессионер должен показывать какие-то видимые результаты и демонстрировать, что работа не стоит на месте.
Отсюда, как в анекдоте, остаётся только «два путя». Первый – завершение работ любыми способами в 2026 году (в строгом соответствии с задачей, озвученной губернатором). Второй – очередной «программный сбой» и нарушение графика, который может быть чреват самыми различными последствиями (в зависимости от масштабов «сбоя» и сопутствующих обстоятельств) - от расторжения соглашения до возможных уголовных дел. И если «под раздачу» вдруг попадёт кто-то из окружения губернатора (как это уже было с Татьяной Черемных и рядом других лиц), это может фактически обрушить политические фонды последнего. И тогда с очень высокой долей вероятности конец того же 2026 года глава региона может встречать в другом месте, в другом качестве и в другой должности.
ИВАН ТИХОНОВ