Время скоротечно, и до Единого дня голосования осталось ровно два месяца. С тех пор, когда мы писали о предстоящих выборах предыдущий раз (смотрите статью «Мощная скрытая мотивация…» от 15 мая 2024 года), утекло много воды. В областной Избирательной комиссии поменялся председатель – Елена Новик оставила свой пост, сменив его на работу в Правительстве региона. Местные представительные органы официально назначили избирательные кампании. При этом, число самих кампаний сократилось с 68 до 48. Практически во всех муниципальных образованиях воспользовались февральскими поправками в законодательство и отменили прямые выборы глав поселений. Последние «оплоты демократии» остались только в трёх поселениях Большесельского и Некоузского районов. Однако всего этого вряд ли было бы достаточно, чтобы привлечь внимание к, в общем-то, рядовым выборам. Их главная фишка состоит в том, что людям, которые займут подавляющее большинство выборных должностей, всего через несколько месяцев придётся от них отказаться ввиду готовящейся реформы МСУ, ликвидации поселений и преобразования существующих районов в муниципальные округа. Во всяком случае, региональные чиновники публично заявляют о том, что уже в феврале-марте 2025 года планируется провести внеочередные выборы в новые органы власти. Как будто иных вариантов и не допускается. И это притом, что никаких поправок в областное законодательство пока не принято, а в поселениях ещё только идут публичные слушания. Более того: отнюдь не везде процесс проходит гладко. Конечно, чересчур строптивых для достижения «единодушия» могут «переломить через колено». И, скорее всего, это формальное «единство» в итоге будет достигнуто. Однако здесь важно не переусердствовать. Формализм – формализмом, но ярославцы – люди гордые. И с чрезмерно ретивым подходом формировать новые органы может оказаться просто не с кем и не из кого. Ибо с кадрами у нас напряжёнка. А некоторые муниципальные руководители в ближайшее время и так рискуют покинуть нестройные ряды местных (само)управленцев. В общем, всё не просто. И далеко не очевидно.
В начале – коротко о том, что ждёт ярославцев в единый день голосования 8 сентября. А ждёт их 48 избирательных кампаний, из которых только одна будет регионального уровня (дополнительные выборы депутата Ярославской областной Думы по 31-му одномандатному округу) и только две коснутся городских округов (дополнительные выборы четырёх человек в Муниципалитет Ярославля и повторные выборы одного народного представителя в Переславль-Залесскую городскую Думу). Все остальные кампании пройдут на уровне поселений в 10 районах: Большесельском, Борисоглебском, Гаврилов-Ямском, Даниловском, Мышкинском, Некоузском, Некрасовском, Первомайском, Пошехонском и Ярославском.
В массе своей речь идёт про муниципальные представительные органы. Местных глав будут избирать только жители Благовещенского и Вареговского сельских поселений Большесельского района и Октябрьского сельского поселения Некоузского района. Хотя изначально планировалось проведение 23 таких выборов. Однако ещё в феврале Ярославская областная Дума утвердила возможность отмены прямых выборов глав поселений и их назначения через муниципальных депутатов, приняв внесённый Губернатором Михаилом Евраевым законопроект. Как и следовало ожидать, в большинстве случаев на местах оперативно внесли изменения в Уставы и отказались от прямой демократии.
Явно настоящие причины таких решений скрыты в договоренностях местной элиты. Более-менее открытое и адекватное объяснение может быть только в случае с Октябрьском поселением. Треть депутатов там составляют представители КПРФ, которые традиционно выступают за прямые выборы. Очевидно, местной администрации не удалось их переубедить, и решение по изменению Устава просто не прошло (для этого необходимо более двух третей голосов).
Но вернёмся к другим кампаниям. Дополнительные выборы депутата областной Думы по 31-му округу были официально назначены 7 июня. Выдвижение кандидатов разрешается до 10 июля. Пока что на сайте областной Избирательной комиссии указан только один претендент на парламентское кресло – выдвиженец «Единой России», генеральный директор ООО «УК «Яркамп» Николай Костров, который ещё в мае уверенно и предсказуемо выиграл партийные праймериз. Также 4 июля комиссия заверила списки кандидатов «Справедливой России» и ЛДПР, представителями которых стали, соответственно, Алексей Кустов и Ирина Лобанова. А 9 июля документы на регистрацию в качестве кандидата подала представитель КПРФ Наталия Бобрякова. Информация о других кандидатах отсутствует. Так что, по всей вероятности, бороться за мандат будет эта четвёрка. Впрочем, бороться – это громко сказано, ибо явный фаворит виден невооружённым глазом.
Решение о назначении дополнительных выборов депутатов Муниципалитета Ярославля по одномандатным избирательным округам № 3, 9, 15, 32 было опубликовано 19 июня. Кандидатов можно выдвигать в течение месяца с этой даты. Поэтому время ещё есть. Хотя первые претенденты также известны. Как мы и предполагали в мае, победителями праймериз «Единой России» стали: начальник отдела ГО и ЧС АО «Ярославский завод дизельной аппаратуры» Елизавета Козловская (округ № 3), директор спортшколы №20 Алексей Мольков, предприниматель Михаил Редков (округ № 15) и главный инженер ПАО «Ярославский судостроительный завод» Александр Зайцев (округ № 32). По правилам, они должны быть выдвинуты партией кандидатами на выборах.
Сейчас все четверо претендентов на места в Муниципалитете активно ведут социальные сети и «окучивают» территорию своих округов в обществе руководителей районных администраций, управляющих компаний, социальных учреждений и прочих лидеров общественного мнения (ЛОМ). А против лома, как известно, нет приёма. Особенно, если для создания светлого образа кандидата нужно срочно решить какую-нибудь несложную проблему, на которую до этого все благополучно «забивали». Моральную сторону такого подхода (хотя бы по отношению к соперникам, которые в принципе не могут иметь подобной поддержки) оставим за скобками.
Тем не менее, конкуренты у представителей «партии власти» есть. По состоянию на 9 июля 2024 года, как минимум, в двух округах (15-й и 32-й) уже официально выдвинуты четыре человека. Двое из них идут на выборы в порядке самовыдвижения. Это продавец Ольга Кириллова и самозанятая (физическое лицо, применяющее специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход») Светлана Смирнова. Ещё двое представляют политические партии. Это «профессиональный кандидат» (впрочем, несмотря на участие едва ли не во всех последних выборах, так и не добившийся успеха), преподаватель истории Имамаддин Аласов («Партия за справедливость!») и временно неработающий Евгений Звездин («Справедливая Россия»).
Остальные партии пока затаились. Хотя своих кандидатов однозначно выставит и КПРФ, и ЛДПР, и «Новые люди». По всей вероятности, списки будут заверены чуть позже. Хотя ожидать каких-то принципиально новых лиц и вообще чего-то неожиданного там вряд ли стоит. Так же, как и в Переславле-Залесском, где проходят повторные выборы депутата городской Думы по многомандатному избирательному округу № 5. Решение об их проведении было опубликовано 13 июня. И пока что на сайте облизбиркома отсутствуют сведения о кандидатах. При этом, сам округ достаточно привлекателен для оппозиции. А с учётом того, что в нынешнем составе переславской Думы её представляют всего 4 депутата из 21 (не считая ещё одного самовыдвиженца), цена мандата существенно возрастает.
Кроме того, представительные органы в Ярославле и Переславле-Залесском не затронет грядущая реформа ОМСУ, поскольку оба муниципальных образования являются городскими округами (Переславль ждёт преобразование в муниципальный округ, однако поселения там давно упразднены, так что на суть это не повлияет). Так что «довыбранные» народные представители смогут спокойно доработать до конца созыва (по крайней мере, в теории): в Ярославле – три года, в Переславле-Залесском – четыре. Чего нельзя сказать об их коллегах в поселениях, где 8 сентября и пройдёт подавляющее большинство кампаний.
Перечислять всех кандидатов здесь, разумеется, нет смысла. Понятно, что «Единая Россия» выставит своих претендентов на все выборные должности. Вместе с тем, в ряде районов оппозиция всё же может составить ей некоторую конкуренцию, пусть и незначительную. В частности, это может быть актуально для отдельных поселений Борисоглебского, Даниловского, Некоузского, Некрасовского, Пошехонского и Первомайского районов, где относительно сильны позиции КПРФ и «Справедливой России» (кое-где их представители заседают даже в районных Советах).
В свою очередь, у самих оппозиционных кандидатов есть определённая мотивация на победу. Чем выше будет их результат, тем больше шансов на переизбрание в будущие представительные органы уже окружного уровня. А это другой статус и другие возможности. В завершении данного раздела также отметим, что 27 июня Избирательная комиссия приняла решение о проведении дистанционного электронного голосования (ДЭГ) на выборах, назначенных на 8 сентября. Так что нынешняя кампания вновь будет отмечена «высокими технологиями». И, по всей вероятности, известным количеством жалоб от оппозиционных кандидатов. Ибо в последние годы это традиционная примета, сопутствующая ДЭГ.
Как мы отмечали выше, невозможно рассматривать предстоящие сентябрьские выборы в отрыве от грядущей муниципальной реформы. И в этой связи возникает три вопроса: что ждёт местных депутатов, глав поселений и глав районов? Проще всего ответить на первый. Как правило, народные избранники муниципального уровня работают на неосвобождённой основе. То есть даром. Все они имеют некую постоянную работу, либо находятся на пенсии, и для них депутатство – своего рода «общественная нагрузка». Это актуально и для районных представительных органов, поскольку они формируются из делегатов от Муниципальных Советов поселений. Поэтому после потери мандата и в случае не избрания в новые представительные органы, экс-депутаты не потеряют ничего, кроме общественного статуса.
Куда сложнее обстоят дела с главами поселений. В случае реализации реформы эти должности упраздняются. Притом, выступить локомотивом данного процесса должны сами руководители поселения. Фактически, им предлагается наступить на горло собственной песне. Напомним, что всего в Ярославской области 67 сельских и 10 городских поселений. И везде встаёт вопрос о трудоустройстве. Конечно, кто-то из тех же глав может уйти на пенсию. Тем более, что 2 июля областная Дума пригнала поправки в закон, предусматривающие существенные надбавки к пенсии для отставных муниципальных чиновников. Однако среди них полно людей трудоспособного возраста.
Кому-то предложат перейти в новые окружные администрации. К примеру, возглавить те же «территориальные управления» (которые обещают сделать взамен поселений). Но и такая перспектива обрадует далеко не всех. Должность очень среднего уровня (даже не заместитель главы округа), предписывающая подчинение вышестоящему руководителю и исключающая даже малейшую самостоятельность. Соответственно, на ней не будет возможности принимать бюджет (пусть и полностью дотационный) и решать вопросы местного значения (пусть и сугубо «точечные»).
Рискнём предположить, что многие «местные князьки» после долгих лет работы вряд ли обрадуются переходу на должность обычного клерка. Кроме того, количество указанных территориальных управлений вполне может оказаться меньше числа ныне существующих поселений. К примеру, для Пошехонского городского поселения и Пригородного сельского поселения Пошехонского района с центром в городе Пошехонье вряд ли будут делать две отдельные структуры. То же самое касается городского поселения Пречистое и Пречистенского сельского поселения в Первомайском районе. Да и вообще всех райцентров. Зачем им «территориальные управления», если там и так будут размещаться окружные органы управления?
Одним словом, нюансов много. И поэтому подготовка к реформе в поселениях идёт не без труда. К примеру, после запуска процесса в конце весны довольно туго шло дело в Тутаевском, Ростовском, Рыбинском, Пошехонском районах. Кое-где даже самый первый шаг – рассмотрение инициативы о преобразовании районов в округа, сделали не с первого раза. Поэтому со всеми действующими главами пришлось проводить переговоры на уровне Правительства Ярославской области. За эту работу отвечает лично министр регионального развития и по совместительству руководитель регионального отделения «Единой России» Евгений Чуркин, который активно посещает районы.
26 июня на своей странице в социальной сети «ВК» он отметил: «На сегодняшний день уже более половины муниципальных образований приняли решение о переходе на муниципальные округа. До конца августа ожидается, что такую инициативу поддержат все поселения области». Однако столь длительный срок может косвенно свидетельствовать о том, что в данном вопросе по-прежнему не всё гладко. Конечно, в итоге муниципалов, наверное, уговорят. Но взамен те наверняка будут выторговывать для себя некие условия. Скорее всего, их гарантируют. Весь вопрос в том, насколько данные гарантии будут исполнены.
Если неформальные договорённости, по какой-то причине, будут нарушены – областные власти рискуют получить саботаж и даже противодействие при проведении досрочных выборов в новых округах со стороны «обделённых» глав и депутатов. Похожие примеры в недавнем прошлом уже были. И даже стоили поста губернатору. Например, у соседей во Владимирской области в 2018 г. Так что исключать нечто подобное у нас тоже нельзя. Не будем забывать и о том, что за скандалы на старте муниципальной реформы в Москве также не погладят по голове. Поэтому от региональных властей сейчас требуется предельно ювелирная работа на местном уровне.
Существует и альтернативный вариант. Во всяком случае, до тех пор, пока жёсткие «правила игры» и строгие рамки не будут установлены на федеральном уровне. В некоторых регионах сегодня существуют как муниципальные округа, так и муниципальные районы. Допустим, в той же Вологодской области есть 20 первых и 6 вторых. Соответственно, если федеральный законодатель предусмотрит некий переходный период и позволит на это время сохранить районы с поселениями, в нашем регионе (там, где муниципалы проявят неуступчивость) вполне могут пойти по такому пути. Во всяком случае, пока не закончится срок полномочий действующих глав поселений. Но, повторимся, это теоретический вариант.
Наконец, остаются вопросы и по действующим главам районов. В случае перехода на муниципальные округа, должностей с прежним названием тоже не будет. Соответственно, вновь избранные окружные депутаты должны будут определиться с кандидатурами глав по конкурсу. Прямые выборы руководителей исполнительных органов местного самоуправления, при этом, не планируются. То есть в принципе, процедура будет такой же, как сейчас. И тем действующим районным начальникам, которые прочно стоят на ногах, нужно будет просто пройти её повторно. Вроде бы, чистая формальность. Вот только вряд ли к конкурсу будут допущены все нынешние руководители. Потому что политическое будущее некоторых из них весьма туманно.
Так, по имеющейся информации, работу в новом качестве может не продолжить глава Большесельского района Владимир Лубенин. В октябре ему исполнится 68 лет, из которых он почти четверть века работает в местной администрации и 16 лет возглавляет район. По имеющимся сведениям, в последнее время к его работе стали возникать вопросы. Кроме того, нынешней весной у Владимира Алексеевича появился новый первый заместитель – Алексей Березин, до этого трудившийся главой Благовещенского поселения (того самого , где оставили прямые выборы).
По своей должности он курирует наиболее важные вопросы – ЖКХ, дороги, транспорт. Кроме того, повышение до заместителя главы получила член регионального политсовета «Единой России» Оксана Гвоздарёва, также долгие годы работающая в районной администрации. Так что претенденты на должность главы округа в Большом селе есть. Правда, по слухам, конкуренцию им могут составить чиновники из соседнего Угличского района. Что, впрочем, лишний раз повышает вероятность грядущих кадровых перемен.
Туманны перспективы и главы Тутаевского района Ольги Низовой. При кажущейся благополучной картине, в её хозяйстве целый букет проблем. Во-первых, это арест местного депутата Владимира Пшеничникова, ранее возглавлявшего МКУ «Центр контрактных отношений» и МУ «Агентство по развитию Тутаевского муниципального района» (по сути, это муниципальные заказчики). Он обвиняется в мошенничестве, совершенном группой лиц по предварительному сговору (ч. 4 ст. 159 УК РФ). По версии следствия, с января по декабрь 2022 года Пшеничников и директор одного из коммерческих предприятий вступили между собой в преступный сговор для совершения хищения денежных средств бюджета района. Сама Ольга Низова в тот момент работала в должности заместителя главы администрации Тутаевского района, где курировала, в том числе, финансовые вопросы.
По имеющимся неофициальным сведениям, недавно у неё дома прошли обыски. Понятно, что отвечать за всех сотрудников администрации и муниципальных учреждений Низова не может. Однако неприятный осадок от сложившейся ситуации уже никуда не деть. И он может сыграть с Ольгой Вячеславовной злую шутку. Во-вторых, в Тутаевском районе остаются застарелые нерешенные проблемы. Например, в прошлом году он был одним из 4 муниципальных образований области, не получивших паспорт готовности к отопительному сезону.
В-третьих, уже при Низовой в администрации прошли значительные сокращения. Из-за чего работа органа исполнительной власти стала давать сбои. Не слишком довольны главой и в поселениях. Главным образом, из-за того, что она перетягивает основные финансовые ресурсы в райцентр. Потенциальные конкуренты у Ольги Вячеславовны тоже есть. В качестве примера можно назвать кандидатуру нынешнего председателя Муниципального Совета ТМР и главы Левобережного поселения Михаила Ванюшкина. Кстати, именно его первоначально пророчили на пост главы района после ухода Дмитрия Юнусова.
Среди других глав, у которых могут возникнуть проблемы, можно назвать руководителей Любимского и Борисоглебского районов Александра Кошкина и Айнаш Кислякову. В хозяйстве первого какие-то политические потрясения отсутствуют, однако, как и Лубенину, ему уже 68 лет, и он несменяемо руководит районом 20 лет. У второй – не затухающий конфликт с местной общественностью, включая активистов «Справедливой России» (в том числе два созыва работавшую депутатом областной Думы Ольгу Секачеву) и КПРФ. Плюс (и у одного, и у другой) – далеко не лучшие показатели развития территории. Наконец, определённые вопросы могут возникнуть к руководителям районов, где оказался провален проект «Оздоровление Волги» и где были проблемы с прохождением отопительного сезона. Не исключено, что в следующем году кто-то из них также будет вынужден сменить работу.
Одним словом, на местном уровне в ближайшее время нас ждёт много интересного. И выборы 8 сентября станут лишь началом этих перемен. Так что запасаемся попкорном и следим за развитием событий.
ГЕОРГИЙ ГРОМОВ