Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

04.08.2021
Ярославль
1899
Великое туристическое княжество Ярославское

Об успехах…и не только о них в ярославской туристической отрасли

Великое туристическое княжество Ярославское

Туристическая сфера считается одной из самых пострадавших в период пандемии коронавируса. Это справедливо, логично и понятно. Границы закрыты, а посещение «свободных» государств, вроде Турции или Кипра, сопряжено с целым рядом обременительных условий. Полностью перестроиться на путешествия внутри страны тоже не получилось. Во-первых, из-за тех же ограничений (достаточно вспомнить кульбиты властей в Краснодаре и Москве). Во-вторых, из-за принципиально разного уровня отдыха (в том числе в плане сервиса). Рестораны, гостиницы, музеи и иные объекты индустрии развлечений вообще вынужденно простаивали несколько месяцев. А потом долго и мучительно восстанавливали спрос. Правда, уже не все: сотни и даже тысячи представителей отрасли были вынуждены свернуть свой бизнес. Одним словом, подобных испытаний не пожелаешь даже врагу. Самое неприятное, что отчасти они продолжаются и сегодня. На этом фоне поистине сказочно прозвучала новость о беспрецедентном количестве туристов, посетивших Ярославскую область за первое полугодие 2021 года. Якобы, их число составило более 2,8 миллиона человек. Что превышает не только прошлогодние (это само собой), но даже двухлетние значения. Самое интересное, что эти данные опубликовали не абы где, а на сайте самого регионального Правительства. То есть «в святая святых» официальной информации. В свою очередь, представители профессионального сообщества были крайне удивлены такой цифрой, назвав её «космической» и посчитав в разы завышенной. Вот такая разная оценка потенциала ярославской туриндустрии. Так где же находится истина? Можно ли верить написанному? И на самом ли деле в сфере путешествий всё так хорошо? Сегодня мы попытались найти ответы на все эти вопросы.

 

Северный ТУРпоток

           Итак, приступим. 27 июля областной департамент туризма опубликовал сногсшибательную по своей позитивности информацию: за первые шесть месяцев 2021 года Ярославскую область посетили 2 803 652 человека. Далее гордо сообщалось, что данная цифра не только превышает показатели прошлого сезона (половина которого практически выпала из жизни туриндустрии), но и перекрывает достижения «тучного» 2019 года, когда общее количество гостей в первом полугодии составило два с небольшим миллиона человек. Пока оставим эту статистику без комментариев. И отметим только положительную динамику, наметившуюся по прошествии первого коронавирусного года. Турпоток в наши северные широты действительно растёт. Что же обеспечило это движение вверх? Нам представляется, что здесь сработала совокупность факторов.

          Во-первых, это активность самих представителей отрасли. Давно не секрет: чтобы заниматься бизнесом в современной России, нужно быть почти супергероем. Иными словами, обладать изрядным запасом прочности, но при этом быть гибким и иметь «живой» ум, а также уметь молниеносно реагировать на меняющиеся «правила игры» и извлекать пользу из любой сложности. Всё это в полной мере смогли освоить и ярославские резиденты индустрии путешествий. Прежде всего, они переключились на внутренний рынок. И помимо эксплуатации темы русских древностей и «Золотого кольца» стали предлагать новые креативные проекты. В итоге три из них даже получили поддержку Фонда президентских грантов.

148_441870.jpg262117840.jpg          Первый – уникальный маршрут «Музейная набережная», которому «Клуб социологов» посвятил отдельную статью. Точнее, даже не маршрут, а целая интерактивная программа. В её основу легли девять музеев самой разной направленности на Волжской набережной Ярославля. Второй победитель – проект «Тысячелетие вокруг Усть-Шексны», удачно «заточенный» на 950-летие Рыбинска, которое празднуют в этом году. Авторы идеи планируют обустроить территорию археологического центра, способную принять десятки волонтеров и сотни туристов и организовывать театрализованные представления. Третье направление - «Школа ремесел». Оно направлено на обучение и даже создание рабочих мест в сфере народных художественных промыслов на территории Мышкинского района.

поезд.jpgСплав.jpg          Кроме того, областные турагентсва предлагают широкую линейку новых возможностей для путешествий. Это и ретро-поезд (на базе паровоза П36 с двумя пассажирскими вагонами, стилизованными под советские времена), и «водная» тема (включая необычные катания на сапах или сплавы по рекам), и велосипедные экскурсии, и заезды на квадроциклах, и многочисленные гастрономические путешествия, и даже прогулка по крышам в Экскурсия на крыше (Рыбинск).jpgРыбинске (стилизованная под рассказы Гиляровского). Само собой, традиционные направления тоже никто не отменял. В сочетании, всё это действительно способствует популярности Ярославской области среди туристов.

          Во-вторых, отрасли была оказана определённая помощь со стороны властей. Мы отнюдь не склонны преувеличивать масштабы государственной поддержки в период коронавируса, о чём не раз писали в прошлом году. Тем более, что не востребованность отдельных мер была доказана на практике. Однако полностью отрицать их тоже нельзя. Хотя бы потому, что о них говорили сами представители туриндустрии. Притом, речь шла о мерах как региональных, так и федеральных: налоговые каникулы для малого и среднего бизнеса, единовременные выплаты, кредиты на оплату труда сотрудникам, отсрочки по страховым и налоговым взносам, снижение требований при заключении государственных контрактов, отмена проверок со стороны контролирующих органов. Отдельно стоит отметить также гранты от «Роступризма» и так называемую программу «кешбэка» (возмещение до 20% затрат при оплате внутрироссийских туристических поездок для держателей карты «Мир»). В общем, не так мало.

          В-третьих, в регионе потихоньку приводят в порядок инфраструктуру, связанную с туристическими объектами. Прежде всего, речь о ремонте дорог. Ведь именно их неудовлетворительное состояние многие путешественники называли среди решающих факторов при отказе от поездок в наши пенаты. Среди магистралей, на которых сейчас проводятся работы, стоит назвать трассы «Нагорье – Берендеево» (проходит вдоль Плещеева озера, где расположены музеи чайника, истории денег, граммофонов и пластинок, а также усадьба «Ботик Петра I»), «Остапково – Заозерье – Колокарево – Старое Волино» (связывает связывают между собой два города «Золотого кольца» – Переславль-Залесский и Углич), «Углич – Некоуз – Брейтово», «Тутаев – Шопша» (главная достопримечательность – музей «Космос» в селе Никульское), а также «Владимир – Переславль», «Ярославль – Рыбинск» и другие.  

Дорога Золотое кольцо.jpeg

        Отдельно стоит упомянуть федеральную автомобильную дорогу Р-132 «Золотое кольцо». В своём нынешнем виде она объединят подавляющее большинство субъектов Центральной России. Непосредственно в Ярославском регионе пролегает от границы с Тверской областью до Углича, далее – через Большое Село до Ярославля, после чего выходит на Костромское шоссе. Ранее названные участки находились в региональной собственности. Но в нынешнем году были переданы на баланс федерации. В результате существенно возросли перспективы их надлежащего содержания и ремонта.

      Наконец, в-четвёртых, наш край принимает достаточно активное участие в различных общенациональных мероприятиях и старается привлекать внимание российской общественности. Здесь стоит вспомнить и недавний тур для федеральных «тревел-блогеров», и различные рейтинги (к примеру, ТОП-5 популярных российских направлений на майские праздники), и всевозможные конкурсы типа «Лучший по профессии» или «Сокровища России» от журнала «National Geographic Traveler», о котором «Клуб социологов» писал 8 июля. Нельзя сказать, что они напрямую способствуют развитию отрасли. Но узнаваемость региона повышают точно. Что всегда кстати.


 О трудностях подсчёта и трудностях вообще

          Всё перечисленное выше – безусловно, хорошо. Но всё-таки не на столько, чтобы слепо принять на веру озвученные властями цифры. Нам они представляются несколько завышенными. И здесь есть повод разобраться. Повторимся, что по информации областного департамента туризма, в первом полугодии наш регион посетили более 2,8 миллиона человек, 577 570 из которых воспользовались услугами классифицированных средств размещения

Казань1.jpg

по газонам не ходить.jpgДля начала давайте сравним эти данные со статистикой из других популярных регионов. К примеру, по данным комитета по развитию туризма г. Казани, в столицу Татарстана за шесть месяцев текущего года приехали порядка 1,3 миллиона гостей. В два раза меньше, чем «рапортуют» у нас, хотя речь идет о крупном и развитом мегаполисе, в котором и населения больше, чем во всей Ярославской области, и интересных объектов для посещения немало. Притом, что за весь прошлый год их количество составило 1,7 миллиона. А по итогам 2019-го, который считается для казанцев одним из лучших, туристов было 3,5 миллиона. Санкт-Петербург два года назад посетило 10,4 миллиона человек, а в 2020-м – уже менее 3 миллионов. Прогноз на нынешний сезон составляет 5 миллионов туристов (в мае такие данные озвучил вице-губернатор Максим Соколов). По другим расчётам, цифра составит лишь 40% от объёмов 2019 года. То есть чуть более 4 миллионов человек. И это – в Северной столице! Параметры вновь не коррелируют с нашей статистикой.

          Догузова.jpgКроме того, 30 июля «Ростуризм» назвал регионы-лидеры по темпам восстановления индустрии путешествий в 2021 году. По словам главы Федерального агентства Зарины Догузовой, абсолютным лидером по приросту стала Москва: он составил более миллиона человек или плюс 31% к 2019 году. Всего в России за 1 полугодие 2021 г. было зарегистрировано 24,6 млн. туристов, из них 14,6% - в Москве. В первой десятке по темпам прироста также находятся Ростовская область, Алтайский край, Севастополь, Чечня, Кабардино-Балкария и Сахалин. В первом полугодии столица лидирует и по абсолютному числу туристов, останавливавшихся в отелях (3,6 млн.). В лидерах также Краснодарский край, Московская область, Санкт-Петербург, Крым и Татарстан. Кроме того, в первую десятку попали Свердловская область, Башкирия, Нижегородская и Ростовская области. Высоким спросом также пользовались туры на Алтай, Байкал, Карелию и в Дагестан.

          Это официальные данные. Как видите, Ярославская область не значится ни в одном из списков лидеров. Зато в них есть вышеупомянутый Санкт-Петербург и Казань. Где показатели туристического потока ниже, чем заявлено (но только заявлено) у нас. Всё это лишний раз рождает подозрение, что цифра по нашему региону всё-таки завышена. Сами представители отрасли (мнение которых в этом вопросе особенно показательно) и вовсе называют её «космической». И поясняют, что разгадка кроется в методике подсчёта. Международная методика предполагает, что турпоток считается по количеству ночевок одного туриста в месте пребывания. И очень похоже, что именно так считают в Казани и в С.Петербурге. А у нас считают явно не так. Представителям туриндустрии было известно, что до 2021 г. сбор данных у нас шел со всех представителей туристической отрасли: отелей, музеев, туроператоров, отчасти – кафе и ресторанов. После чего полученные сведения просто суммировались. Похоже, что именно так в итоге считали в нашем регионе и в первом полугодии 2021 г. Иначе было просто некорректно сравнивать соответствующие цифры 2019, 2020 и 2021 гг.

          Даже не специалисту понятно, что такой способ ведёт к существенному искажению реальной ситуации. К примеру, человек может купить билеты в три разных музея. Это будет один и тот же турист. Однако по существующей методике его «учтут» за троих. В результате показатели будут не просто завышены, а завышены очень серьезно. По мнению экспертов, реальная оценка отличается от «официальной» примерно в пять раз. Так, пять-семь лет назад проводилось комплексное исследование туристического рынка Ярославской области. Тогда власти оценили количество гостей в 1 – 1,2 миллиона человек. В то время, как специалисты отрасли – всего в 200-300 тысяч. Сегодня они подтверждают рост туристического потока по сравнению с 2019 годом. Но только на 20-30%. Такое экспертное мнение представляется нам вполне обоснованным.          

vperyod-k-priklyuchenijam.jpg

Помимо трудностей подсчёта гостей, в туристической индустрии Ярославской области есть и куда более прозаические сложности. Тот же номерной фонд. Сейчас в регионе работают 286 так называемых «коллективных средств размещения» (гостиницы, мотели, гостевые дома, хостелы и так далее), в которых более 8700 номеров. На самом деле, это очень немного. Во всяком случае, забронировать гостиницу в праздники иногородним туристам у нас достаточно проблематично. Особенно остро ощущается нехватка «среднего» сегмента. В том же Ярославле, по сути, только две крупные трёхзвёздочные гостиницы – «Любим», «Ибис», «Алеша Попович» и «Юбилейная», притом последняя сейчас на реконструкции. 

          Одновременно ощущается дисбаланс между премиум-классом и непритязательными гест-хаусами. Последних, к слову, за последние годы появилось очень много. Однако их номерной фонд очень скромен. И не делает существенной погоды. Также стоит добавить, что классификационные свидетельства предоставлены только 132-м объектам (процедура требуется гостиницам с фондом более 15 номеров). Выходит, что больше половины – либо маленькие, либо работают «втихаря». К слову, «серый» сегмент с его уходом от налогов – ещё одна проблема отрасли. Привлекая определённое количество гостей более низкими ценами, он наносит удар и по честным представителям индустрии, и по туристической привлекательности региона в целом. Ибо уровень сервиса в подобных местах часто не выдерживает никакой критики. И надолго портит впечатление от «Столицы «Золотого кольца».

          Другой стороной медали является достаточно высокий уровень цен. Сказывается пресловутая близость к Москве. То есть, конечно, для самих москвичей с их уровнем доходов стоимость пребывания в нашей области обходится недорого. Но о гостях из других регионов так сказать нельзя. Впрочем, значительное подорожание по отдельным направлениям (скажем, рекреационный туризм) стали отмечать даже москвичи. А жадность ещё никого не доводила до добра. При этом, в регионе продолжает ощущаться нехватка элементарной туристической инфраструктуры. Речь не только о дорогах и транспорте, но и о банальных общественных туалетах и урнах! С последними у нас почему-то тотальная напряжёнка. А это отнюдь не мелочи. Ибо они также формируют общее восприятие территории

          Все перечисленные вещи в совокупности с другими проблемами тормозят развитие отрасли. И если нынешних управленцев от туризма действительно волнует его судьба, в первую очередь стоит сосредоточиться на их решении. Само собой, не забывая и про развитие тех пунктов, о которых мы рассказали в первой части статьи. Но уж точно не стоит увлекаться сомнительной статистикой. Которая сама по себе, в общем, ничего не значит. Ибо количественные показатели без качественного наполнения – пустой звук. Надеемся, что ответственные лица в правительстве и мэрии это понимают. И принимают.

  

ИВАН ТИХОНОВ


В публикации использованы иллюстрации российско-ярославского художника-примитивиста Васи Ложкина (в миру Алексей Куделин). Мы благодарны ему за его многогранное творчество.

.

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?