Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

15.07.2020
Ярославль
1985
«ВИРТУАЛЬНАЯ» ПРИЁМКА

Или ковид – ковидом, а ремонт – по расписанию! 

О делах дорожных, благоустройстве, стройке и капитальном ремонте.

«ВИРТУАЛЬНАЯ» ПРИЁМКА

Общеизвестно, что ремонт нельзя закончить – его можно только приостановить. Но на долгосрочные государственные программы и национальные проекты эта истина не распространяется. И даже коронавирус здесь не помеха. Во время недавних всеобщих ограничений, «стройки века» на территории Ярославской области не замирали практически ни на один день, попав в самую первую редакцию губернаторского указа о послаблениях режима для отдельных отраслей. Работы продолжались. И, что самое удивительное, по сравнению с предыдущими годами продолжались весьма неплохо. Впрочем, «неплохо» - это понятие субъективное, а делать окончательные выводы пока рано. Тем более, что замечания есть. Да и касаются они едва ли не всех направлений работ: от реконструкции дорог и благоустройства дворов до капитального ремонта домов. Между тем, на календаре – середина лета. Самое время подводить предварительные итоги работ. Мы решили провести своеобразную «виртуальную» приёмку объектов (недаром сейчас всё делают дистанционно). А заодно – попытаться понять настроение подрядчиков и заказчиков работ. Смогут ли они качественно и быстро устранить проблемы? Или спишут собственные грехи на коронавирус или издержки самоизоляции?

 

Дела путевые

        bidmH3P2ivQ.jpg  Начнём со «второй российской беды». Ранее мы уже писали, что дорожный сезон в этом году стартовал существенно раньше обычного (см. статью «COVID – не помеха!» от 23.04.2020). Контракты по большинству областных и значительному количеству муниципальных дорог заключили ещё в начале апреля. А рабочие и техника вышли на площадки ещё до майских праздников. Основные ремонты, как и в прошлом году, делали в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД). На сей раз, в него включили 20 областных магистралей, 18 улиц города Ярославля (не считая «переходящих» объектов – Добрынинского путепровода и Тутаевского шоссе, и 11 новых светофоров), и по два объекта в Тутаеве и Ярославском районе. Общая протяженность приведенных в божеский вид участков будет на 65 километров больше, чем в предыдущем сезоне. Финансы тоже не подкачали: на БКАД выделили более 3 миллиардов 860 миллионов рублей.

         Само собой, одним национальным проектом борьба с ямами и выбоинами не ограничиваются. Значительная часть работ выполняется по другим программам. К примеру, это касается ремонта дорог и мостов в Мышкинском, Пошехонском, Рыбинском, Тутаевском, Угличском, Ярославском районах и городе Переславле. Нескольким муниципальным образованиям предоставят целевые субсидии: в Рыбинске получат деньги на строительство участка улицы Волочаевской, в Большом Селе – на реконструкцию моста через реку Юхоть, в Угличе и Гаврилов-Яме – на ремонт городской улично-дорожной сети. И все это – не считая расходов на традиционно дорогое содержание (более 2,1 миллиарда рублей). К тому же, в течение года расходы на дорожную отрасль постоянно увеличивались. Скажем, при последнем изменении бюджета 30 июня федерация добавила области почти 400 миллионов рублей.

         В результате объём регионального дорожного фонда на 2020 год составил порядка 9 миллиардов рублей – рекордная сумма за всё время его существования. Ранний старт в сочетании с хорошим финансированием позволили закончить работы задолго до окончания сезона, а в ряде случаев – даже досрочно. В конце июня – начале июля благополучно завершили ремонт областных трасс «Данилов – Пошехонье» (подрядчик – АО «Ярдормост»), «Иваново – Писцово – Гаврилов-Ям – Ярославль» (ООО «УМПРЭО») и «Переборы – Судоверфь» (АО «РУМСР»), а также Ленинградского проспекта, улиц Носкова и Туманова в Ярославле в Ярославле (АО «РУМСР», ООО «ТК Восток Запад Транзит») и улицы Комсомольской в Тутаеве (АО «РУМСР»).

       Пробивающиеся цветы на дороге Мостец - Красый Бор.jpg  Впрочем, всё вышеперечисленное отнюдь не означает отсутствия нарушений и замечаний. Прежде всего, они касаются соблюдения технологии работ. Непрокатанный асфальт, недостаточная битумная проливка, некачественные швы между слоями «дорожной одежды» по-прежнему остаются «слабым местом» подрядчиков и «головной болью» заказчиков. А на автомобильной дороге «Мостец – Красный Бор» (подрядчик – ООО «Яравтодор») сквозь свежий асфальт на тротуаре даже пробились цветы. Прямо как в песне у Михаила Боярского! Вот только жителей Заволжского поселения такая «романтика» совсем не радует. Что нашло своё отражение в письмах областному департаменту с требованием проверить работы и наказать нерадивых ремонтников.

         Последнее время к перечню нареканий добавилось водоотведение. Точнее – его отсутствие. Убедиться в этом жители Ярославля могли во время недавних дождей. Федеральный центр требует от регионов лишь увеличения протяженности «нормативных» дорог. Как правило, для этого достаточно поменять верхний слой покрытия и установить новый бордюр. Более серьёзные инженерные изыскания требуют больших денег. Но тратить их ответственные распорядители бюджетных средств не спешат, предпочитая брать количеством. С точки зрения бюрократии – логика железная. С позиции жителей – нонсенс.

         Много нареканий граждан вызывает и подбор объектов для ремонта. К 2020 году в Ярославской области накопилось немало дорог, сделанных лишь наполовину. К примеру, «Туношна – Бурмакино», «Карачиха – Ширинье» или «Ляпино – Прусово». Понятно, что разом привести в порядок все 6,3 тысячи километров региональных и 11,9 тысячи муниципальных трасс невозможно. Но и бросать начатые работы на полпути тоже неправильно. Особенно с учётом того, что другие объекты на их фоне явно могли бы подождать. Скажем, ремонт той же улицы Карабулина в Ярославле в этом году (на которой нет ни многоквартирных домов, ни маршрутов общественного транспорта).

   добрынинский мост.jpg   Наконец, особый вопрос – затянувшийся ремонт Добрынинского путепровода. Напомним, что эксперты научно-исследовательского института мостов и гидротехнических сооружений выявили дефекты пролётных строений, имеющие критичные значения для безопасной эксплуатации. В результате в конце мая мост был повторно закрыт для движения. При этом, сумма контракта на его реконструкцию составляла порядка 1 миллиарда рублей. Ещё 292 миллиона поступили на днях в качестве дополнительного транша. Таким образом, работы на не самом старом (1985 год постройки) и не самом крупном (601 метр) сооружении получились в прямом смысле слова «золотыми». А сроки их завершения – весьма туманными. Как и причины проблем, которые до сих пор не озвучили. Что ещё больше нервирует ярославцев. И отчасти нивелирует положительный эффект от большого ремонта.

 

Роскошь благоустройства

          0139_3.jpgНесколько иная ситуация – с ремонтом дворов и общественных пространств, которые делают по национальному проекту «Жильё и городская среда». Точнее, его региональной реинкарнации – программе «Решаем вместе!». С одной стороны, областные и местные власти ускорили подготовительный этап: загодя отобрали проекты и постарались завершить государственную экспертизу. В результате первый проект – освещение общественной территории в поселке Тихменево Рыбинского района, был завершен ещё в первой декаде апреля. А к концу первого полугодия из 458 объектов программы «Решаем вместе!» (с учётом направления «Поддержка местных инициатив») работы велись на 267 (58%), 95 из которых (21%) были фактически завершены.

         С другой стороны, непосредственно дворов и общественных территорий было меньше, чем в прошлом году: 155 (111 и 44 объектов соответственно) против 166. Соответственно, меньше и расходы: чуть более 500 миллионов вместо прошлогодних 540. На первый взгляд, разница невелика. Но при прочих равных условиях она позволила бы «осилить» ещё десяток площадок. В разрезе муниципальных образований количество объектов и вовсе «размазано» тонким слоем. Скажем, в Заволжском районе Ярославля будут делать всего пять дворов, а в Дзержинском – вообще три (!). Это притом, что там живёт 27,7% жителей областного центра! Чуть лучше ситуация в 185-тысячном Рыбинске (11 дворов). Но с учётом значительной площади города этого также недостаточно. Для сравнения – в маленьком Некоузском районе в плане – 10 территорий.

        250620kuz2.jpg Качество работ местами также оставляет желать лучшего. К примеру, в том же Дзержинском районе в одном из дворов на улице Туманова подрядчик был пойман за руку при укладке асфальта в ливень. Правда, по словам подрядчика, рабочие всего лишь «производили зачистку бункера от смеси и выкидывали остатки асфальта на щебёночное основание в виде дополнительной расклинцовки». За чем их и застал разгул стихии. Тем не менее, МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» выдало предписание о полной замене дорожной одежды на «прославившимся» участке. Ещё более показательными стали работы во дворе семи домов на улице Автозаводской и Карла Либкнехта, попавшие в социальные сети общественников и депутатов. Покрытие уложили прямо на битые куски старого асфальта, бордюр установили с нарушением норматива, а ливневых стоков не предусмотрели вовсе. К тому же, во дворе свалили целую кучу автомобильных покрышек, которую почему-то не спешили убирать. Само собой, что такое «благоустройство» не вызывает ничего, кроме негатива.

       WhatsApp_Image_2020-06-26_at_11.49.04.jpeg  Ещё один момент имел не столько материальную, сколько моральную подоплёку. Речь о голосовании по отбору новых объектов программы «Решаем вместе!», которое проводили с 25 июня по 1 июля одновременно с конституционной кампанией. Городам и районам, жители которых наиболее активно участвовали в выборе, распределили бонусные средства. Их получат Большесельский, Гаврилов-Ямский, Даниловский, Мышкинский, Пошехонский, Тутаевский и Угличский районы. 50 миллионов на строительство двух спортивно-игровых комплексов в Заволжском и Ленинском районах также пообещали Ярославлю. Ещё порядка 30 миллионов на благоустройство площади Дерунова получит Рыбинск. До конца года будет разработана проектно-сметная документация, а следующей весной начнутся непосредственные работы по реализации проектов.

         Всем понятно, что конечная цель акции – повышение явки на голосование по поправкам к Основному закону страны. В принципе, она была достигнута: свой выбор сделали более 300 тысяч человек. Организаторов понять можно: в борьбе за достижение цели все средства хороши. Но зачем же так цинично играть на проблемах жителей? Если департамент финансов рассчитывает расходы программы до рубля, а список объектов пропускают сквозь игольное ушко, то откуда берутся «бонусные средства»? Получается, что резервы есть. Просто их держат для «особых случаев». К тому же, объёмы благоустройства и так невелики. И потому делать их нужно без всяких особых условий. А не «обменивать» ремонт двора или установку детской площадки на голоса и не поступать с людьми как с провинившимися школьниками (если будешь себя хорошо вести – получишь конфетку). Это как минимум некрасиво. И очень грустно.

 

Капитальный ремонт: начали «за здравие», продолжают «за упокой»?

  

93000488e5685fd7cb63232830d6aa5d.jpeg

      Не сильно выбивается из общей картины и капитальный ремонт многоквартирных домов. Надо отдать должное, что новое руководство регионального Фонда всё-таки учло ошибки прошлых лет. Региональный оператор постарался завершить подготовительные работы (ПСД, аукционы) нового сезона в разумные сроки и перейти от количества к качеству. В план 2020 года включили относительно немного домов – 405 (в предыдущие годы бывало в два, а то и в два с лишним раза больше). Притом, 50 объектов завершили уже к 30 апреля (когда ремонтный сезон, в общем-то, только начался). А сам Фонд капитального ремонта МКД быстро поднялся в национальном рейтинге с 65 на 18 строчку. 

    бобков.jpg     Тем не менее, имеющиеся успехи опять-таки не означают отсутствия проблем. Притом, «ставропольская команда» не только не смогла разобраться с некоторыми грехами своих предшественников, но и создала новые конфликтные ситуации – уже собственные. Часть из них на заседании Ярославской областной Думы 30 июня озвучил депутат Василий Бобков. В частности, он вспомнил печально известного подрядчика «Дельта Констракшн», которая набрала массу работ, но в итоге бросила большинство из них. Тем самым, фактически сорвав исполнение краткосрочного плана капремонта.

Парламентарий также отметил, что до сих пор не подписаны и не приняты в эксплуатацию отремонтированные кровли и фасады домов по проспекту Ленина 11 и 18/50. Наконец, по мнению законодателя, со стороны регионального оператора идёт противодействие людям, желающим перейти на специальные счета (в частности, были названы примеры домов на Республиканском проезде, 9, проспекте Ленина, 31, улице Некрасова, 43).

         А на прошлой неделе в СМИ появилась информация, что в Ярославле после некоторого затишья вновь укрупнили лот на проведение работ по капитальному ремонту. Почти 283 миллиона рублей было предложено направить исключительно в Дзержинский район областного центра. Притом, за эти деньги предстоит отремонтировать только 35 домов. Путём несложных математических вычислений нетрудно догадаться, что работы в них будут весьма затратными. К примеру, замена системы отопления в доме № 29 корпус 4 на улице Труфанова обойдется в 25 миллионов рублей.

От чрезмерного укрупнения лотов чиновников Фонда неоднократно предупреждали представители общественности и депутатского корпуса. В качестве негативного примера приводили ту же «Дельта Констракшн». В прошлом году показалось, что критика достигла цели: принцип формирования лотов изменился. Похоже, что радость оказалась преждевременной. А новые руководители Фонда, начав работать «за здравие», продолжают уже совсем в ином ключе. И это притом, что в Ярославской области отказались от моратория на уплату взносов на капитальный ремонт (в отличие, например, от Москвы, Московской, Владимирской и ряда других областей), хотя соответствующий закон был внесен в Думу ещё в апреле. Аргументы насчёт вынужденной самоизоляции и падения доходов граждан на регионального оператора тогда не подействовали.

 

Июль – макушка лета, или «строительный гамбит»

Корпус онкобольницы (1).jpg В завершении – пара слов об объектах капитального строительства, без которых рассказ будет неполным. Правда, их делают в рамках сразу нескольких национальных проектов. Так что объединить все разноплановые стройки в один раздел не получится. Всего в этом году планируется сдать 13 объектов социального назначения. В настоящее время продолжается строительство нескольких дошкольных образовательных учреждений – яслей и детских садов (Ярославль, Рыбинск, Пошехонье, Ярославский район), ряд спортивных объектов, учреждений культуры, две школы в Ярославле на улице Чернопрудной и в Рыбинске на Тракторной, новый корпус областной онкологической больницы и поликлиника клинической больницы № 2 на улице Попова, рассчитанная на 500 посещений в смену. Стадии работ везде разные, темпы и качество – тоже. К слову, последние два объекта строит уже хорошо знакомое ярославцам АО «ГК «ЕКС», известная по публикациям в СМИ как король госзаказа.

ЕКС.jpgТри года назад, когда фирма только заходила на ярославский рынок (в частности, выполняла ремонт автомобильных дорог), к ней было много нареканий. Особенно запомнилась критика работ на проспекте Авиаторов в областном центре. С тех пор в «ЕКС» объективно подтянулись и стала выполнять взятые на себя обязательства существенно лучше. И тому есть резон. Ведь в регионе московские строители получили самые крупные и, соответственно, самые денежные заказы (помимо названных выше объектов они делают тот же Добрынинский путепровод, Тутаевское шоссе и ряд других магистралей в рамках «БКАД»). К тому же, недавно была опубликована информация о том, что представители ОНФ и ФАС России раскрыли картельный сговор в строительной сфере при проведении торгов и заключении договоров.

Богданова.jpgПо словам общественной активистки Елены Богдановой, АО «ГК «ЕКС», ведущая и работы по реализации нацпроектов, добровольно признало вину в сговоре на 428 торгах общей стоимостью более 10 миллиардов рублей. Материалы дела направлены в правоохранительные органы для проверки на наличие в действиях должностных лиц преступления, предусмотренного статьёй 178 УК РФ («Ограничение конкуренции»). Впрочем, такой ход по всей вероятности сделан ради того, чтобы избежать более крупных потерь в виде многомиллиардных штрафов. Этакий «строительный гамбит»: пожертвовать малым, дабы остаться на плаву. Впрочем, определённые сложности есть и у ярославских подрядчиков. К примеру, по той же школе в Ярославле идёт отставание от графика. Правда, и сдавать её должны только 31 июля следующего года. Так что время ещё есть.

Одним словом, несмотря на позитивные сдвиги, проблемы со строительством, ремонтом и реконструкцией в Ярославской области по-прежнему есть. Правда, есть и время на их устранение. Если подрядчики смогут сделать это до начала осеней распутицы (и тем более – до «белых мух») – сезон можно будет считать удачным, даже несмотря на коронавирус. К слову, пока на него особо не кивают. Но это пока. И если у строителей по каким-то причинам под ногами начнёт «гореть земля» – скорее всего, они вспомнят и пандемию, и самоизоляцию, и ограничения. Правда, легче от этого никому не станет. Но это – уже осенью. Между тем, тот же COVID-19 научил нас не загадывать больше, чем на пару недель вперёд. И пока работы в самом разгаре. Июль – макушка лета, как писал классик.

 

ВИКТОР ПАРФЁНОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?