Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

22.10.2025
Ярославль
946
По кривой дорожке: вверх по лестнице, ведущей вниз

О первых итогах борьбы со «второй российской бедой» в отдельно взятой области в 2025 году

По кривой дорожке: вверх по лестнице, ведущей вниз

        19 октября в Ярославской области, как и по всей стране, отметили День работников дорожного хозяйства. Мы присоединяемся к поздравлениям и благодарим дорожников за их важный и нелёгкий труд. Более того: рискнём предположить, что если бы профессионалам не мешали спокойно делать их работу, борьба со «второй российской бедой» шла бы куда быстрее и эффективнее. К сожалению, пока это остаётся лишь мечтой. По крайней мере, в нашем регионе. Что в известной степени подтверждает и нынешний, пока ещё не завершившийся (хотя пора бы уже) сезон. Выдался он весьма специфическим. С одной стороны, денег на дорожную отрасль выделили не меньше, чем в прошлом году. С другой – количество ремонтируемых трасс как будто бы стало меньше. В том числе на местах. Особенно это ощущается в Ярославле, где «за скобками» работ осталось множество первостепенных объектов, давно требующих обновления. Да и основные новости отрасли касались не столько ремонта, сколько всевозможных скандалов, связанных с закрытием мостов, массовым введением постов весового контроля или платными парковками. В результате тема, только было начавшая терять свою остроту (во всяком случае, на фоне остальных) вновь вернулась в число острых и проблемных. А предварительные итоги сезона получились в значительной мере смазанными.

 

Кручу-верчу или под горку вниз

 Душко.jpg          Для понимания общей картины в начале стоит оценить, так сказать, соотношение сил и средств в дорожной отрасли региона. А заодно – освежить планы работ. Как известно, в течение года они претерпевают некоторые изменения по сравнению с первоначальной редакцией (порой – весьма существенные). Актуальные цифры в середине сентября озвучил заместитель Председателя Правительства Ярославской области – министр дорожного хозяйства и транспорта Роман Душко. Примем их в качестве «базы». Итак, общий объём дорожного фонда к указанному сроку составлял 19,2 миллиарда рублей. Из них более 3 миллиардов рублей (если быть абсолютно точным – 3 миллиарда 82 миллиона) приходилось на поступления из федерального бюджета. При этом, объём финансирования профильной государственной программы был несколько меньше – 17,9 миллиарда (поскольку часть средств дорфонда расходуется за рамками указанной программы).

          Если смотреть по конкретным направлениям затрат, то более 10 миллиардов рублей предназначено для приведения в порядок дорог регионального значения (в том числе – свыше 6,6 миллиарда на ремонт областных магистралей по национальному проекту «Инфраструктура для жизни» (ИДЖ) и почти 3 миллиарда – на содержание), порядка 4 миллиарда – на объекты местного значения (включая пять видов субсидий муниципалам), почти 1,2 миллиарда – на обустройство автоматических постов весового и габаритного контроля (АПВГК) и внедрение интеллектуальной транспортной системы, 800 миллионов – на функционирование системы фотовидеофиксации, более 400 миллионов – на обеспечение деятельности государственных казённых учреждений дорожной отрасли. Плюс – расходы на увеличение уставного капитала и восстановление платёжеспособности АО «Ярдормост» (100% доли находится в региональной собственности), обустройство парковочного пространства, транспортную безопасность мостов, паспортизацию, проектно-изыскательские работы и другие мероприятия.

ремонтные работы.jpg          За счёт этих средств, по словам Романа Душко, в течение года в порядок должны привести 27 объектов национального проекта «Инфраструктура для жизни» общей протяженностью более 160 километров, примерно столько же областных магистралей (участков дорог) длиной 126 километров с помощью ремонта так называемыми «крупными картами» и более 200 муниципальных дорог (104 километра). Кроме того, реконструкция ожидала 5 мостовых сооружений на региональных дорогах и ещё 5 объектов по программе комплексного развития сельских территорий (4 дороги в Первомайском районе и 1 дорога в Переславле-Залесском округе). Наконец, обновлению подлежали территории 5 учреждений здравоохранения и 11 образовательных организаций.

сдернутый асфальт.jpg          Итого (без учёта последних объектов) – порядка 390 километров. Вроде бы, не так мало. Вот и губернатор Михаил Евраев говорит, что за последние 4 года мы отремонтировали более 2,1 тысячи километров покрытия. Да только год от года этот километраж снижается. Возьмём выдержку из интервью всё того же Романа Душко сетевому изданию «Ярньюс», опубликованного в конце ноября 2024 г. и посвящённого итогам дорожных работ за 2024 год. Согласно сведениям зампреда регионального Правительства, «всего … привели в порядок более 500 километров дорог…7 миллиардов рублей ушло на реализацию нацпроекта «Безопасные качественные дороги» (в настоящее время – нацпроект «ИДЖ»). Мы также сделали акцент на местных дорогах – Правительство области выделило рекордную сумму около 8 миллиардов рублей в качестве субсидий муниципальным образованиям. Уже обновлено более 400 объектов».

проселочная дорога1.jpg         Согласитесь, по сравнению с нынешним сезоном разница более чем очевидна. В части муниципального хозяйства она и вовсе двукратная – и по деньгам, и по объектам. А уж если вспомнить 2023 год, то общая протяжённость отремонтированных дорог тогда составляла порядка 700 километров. Так что разрыв с текущим периодом ещё больше. Как говоримся, катимся по наклонной, под горку вниз. Также стоит отметить, что приведённая выше официальная статистика по объектам нацпроекта «ИЖД» не то, чтобы лукавая, но как бы не совсем точно отражающая реальную картину. Не желая никого обидеть, поясним, в чём дело.

          Напомним, речь шла о 27 объектах. Формально их действительно столько, ибо учёт ведётся по проведённым торгам и, соответственно, заключённым муниципальным или государственным контрактам. Однако самих дорог значительно меньше. Скажем, в перечень попали 2 участка трассы «Рыбинск – Большое село», следующих друг за другом, 3 участка дороги «Углич – Воскресенское» и сразу 4 участка трассы «Сергиев Посад – Калязин – Рыбинск – Череповец» (притом, все – в Пошехонском районе). В итоге объектов девять, а дорог всего три. И людям важны именно последние.

катки.jpg          Кроме того, из 27 контрактов 18 (то есть большую часть) заключили ещё в 2024 году. Притом, некоторые – в январе. То есть объекты были или двухгодичными, или переходящими, или их ремонтировали так называемыми «опережающими темпами» (когда работы делали в 2024 году, но за средства 2025-го). В результате некоторые ввели в эксплуатацию уже в феврале-марте. То есть они были фактически отремонтированы в прошлом сезоне, и могут считаться «свежими» лишь формально-юридически. Но под учёт попадают. С другой стороны, часть объектов предстоит завершать уже в 2026 году. В итоге получается буквально какая-то «двойная» или даже «тройная» статистика. Разобраться в которой стороннему человеку явно не под силу. Но цифры для обывателей можно показать масштабные. Как говорится, кручу-верчу, запутать хочу.

          При этом, на некоторых объектах ремонт сильно затянули. Один из самых показательных примеров – небольшой (всего порядка 7,5 километра) участок дороги «Пошехонье – Кукобой – Бакланка». По контракту, его должны были начать ремонтировать ещё в мае прошлого года, а закончить в нынешнем феврале. Но по факту продолжали приводить в порядок, наверное, половину текущего сезона, если не больше. Во второй половине октября работы вовсю продолжались и на некоторых других объектах (хотя к этому времени их впору было уже завершать).

        Так, по информации официальной группы «Дороги Ярославской области» в социальной сети «VК» на 17 октября, на трассе «Данилов – Пошехонье» выполняли устройство верхнего слоя асфальтобетонного покрытия. Как и на магистрали «Рыбинск – Большое село» (3 этап). На дороге «Ярославль – Любим» шла установка г-образных консолей, устройство основания и асфальтобетонного покрытия на остановках общественного транспорта, нанесение разметки. А на участке дороги от Пошехонья до границы Вологодской области делали планировку откосов, ремонт труб и устройство берм под дорожные знаки. Но это уже, конечно, не про статистику, а про скорость.

знак стоп.jpg

 

«Узкие» места и опасные повороты

         В указанных условиях общее промежуточное исполнение «дорожной» программы к началу сентября составило чуть более 60%. Притом, это – с учётом огромной кредиторской задолженности перед подрядными организациями за выполненные работы в размере почти 1,3 миллиарда рублей. В известной степени, это тоже примета нынешнего сезона. Если опять-таки оценивать исполнение по конкретным «статьям» внутри программы, то хуже всего по состоянию на 1 сентября дела обстояли по трём направлениям: ремонт муниципальных объектов (освоение отдельных видов субсидий), работы по обустройству системы фотовидеофиксации и мероприятия по финансовому оздоровлению «Ярдормоста». Посмотрим каждое из них в отдельности.

падение финан-я.jpg        Начнём с муниципалитетов. Как было указано выше, помощь из областного бюджета им обрезали не просто существенно, а на порядок. Да, была несколько увеличена «общая субсидия» на финансирование дорожного хозяйства: с 500 миллионов в минувшем сезоне до 740 – в нынешнем. Однако взамен полностью убрали сразу две полнокровные субсидии, которые были ещё в 2024 году: на ремонт подъездных путей к социальным учреждениям (600 миллионов) и на ремонт грунтовых дорог (250 миллионов). И теперь местным властям приходится «черпать» деньги на все работы из одной «кубышки» – и на ремонт, и на содержание, и на грунтовки, и на проезды, и на магистрали. Получается это плохо, ибо размазывать тонким слоем здесь неэффективно. В итоге количество объектов резко сократилось, о чём также было указано выше.

       Конечно, оставалась ещё вторая крупная (порядка 2,2 миллиарда) субсидия – на капитальный ремонт объектов муниципальной собственности. Однако значительное количество этих самых объектов сделали ещё в прошлом году. Так что кажущиеся масштабы здесь обманчивы. Особенно показательной оказалась ситуация в Ярославле. Так, по национальному проекту «ИДЖ» в этом году были запланированы лишь 2 светофора и 6 дорог протяжённостью чуть более 6 километров (притом, две из них были переходящими с 2024 года).

9.jpg       И даже при столь незначительном фронте отдельные работы умудрились затянуть. Например, на улице Кооперативной. Или на улице Советской, которую вообще делают с прошлого года и, похоже, будут переносить на следующий. 

Перекопанная Советская-2.jpg

В свою очередь, за счёт субсидии на капремонт запланировано ещё меньше – 3 улицы протяжённостью 2 километра и ещё 2 дороги под лимиты 2026-го (в том числе обещанное продолжение ремонта Московского проспекта). На фоне работ прошлых лет это – кошкины слёзы. Особенно, если учесть, что обещанные ещё «вчера» объекты типа реконструкции «Яковлевского круга» или строительства участка проспекта Дзержинского пока так и остаются обещаниями.

      Скорость выполнения работ на местах также оставляла желать лучшего, ибо на 1 сентября муниципалы в целом освоили менее 50% субсидии на финансирование дорожного хозяйства. Возможно, ещё выполнялись сами работы. Возможно, задерживались расчёты и отчёты. На самом деле, это не суть важно. Поскольку и то, и другое плохо. Тем более, что чисто физические объёмы реально оставляли желать лучшего. Скажем, из 11 ремонтов территорий образовательных организаций к 1 сентября (на минуточку, ко Дню знаний) не был завершён ни один. Более того: две площадки даже не расторговали!

комплексы видеофиксации 1.jpg      Второе слабое звено – установка комплексов фотовидеофиксации. Хотя поверить в это трудно – камер на улицах городов и на региональных трассах заметно прибавилось. Тем не менее, освоение средств к началу осени по данной статье не превышало 10%. Причиной проблем оказались взаимоотношения с подрядчиками. Подробности ещё в середине сентября озвучил Роман Душко. Оказалось, что в общей сложности было заключено 3 контракта: на 300 комплексов с компанией «Мегафон», на 283 комплекса с компанией «Ростелеком» и на 320 комплексов с «НПО «ИТС».

      По первому договору прошло расторжение: программные комплексы не соответствовал техническому заданию и тем нормам, которые были предъявлены контрактными обязательствами. В середине сентября под освобождённые средства планировалась повторная закупка. По второму контракту в начале осени также не исключали расторжение. И вновь из-за претензий к качеству оборудования. И лишь по третьей закупке вопросов на тот момент не было: первый этап работ, в рамках которого заработал 41 комплекс, приняли, шла приёмка второго этапа.

 Ярдормост.jpg     Наконец, третья проблема – финансовое состояние АО «Ярдормост». Мы уже касались этой темы в статье «Дискомфортная среда в «Лабиринте Минотавра», опубликованной на прошлой неделе. Напомним, что к середине октября кредиторская задолженность предприятия составила колоссальную сумму 1,2 миллиарда рублей. А кассовый разрыв к концу года прогнозируется на уровне 700 миллионов. С «Ярдормостом» задерживают расчёты (из-за чего он, в свою очередь, не оплачивает работы субподрядным организациям). А главное – до бесконечности нагружают всё большим и большим количеством объектов. На сегодняшний день у предприятия их 43. В том числе около дюжины чисто дорожных объектов региональной собственности. Из которых в середине октября были готовы два, и ещё один находился в относительно высокой степени готовности. Зато на половине площадок работы не велись в принципе.

        Некоторое время назад ситуация начала меняться. «Ярдормосту» была предоставлена субсидия на оказание финансовой помощи для обеспечения затрат предприятия на погашение задолженностей и обязательных платежей в объёме 476 миллионов, а также ещё 360 миллионов рублей в виде взноса Ярославской области в уставной капитал (за счет средств областного бюджета). Готовится комплексный финансовый план по финансовому оздоровлению предприятия. Хочется верить, что одна из крупнейших организаций дорожной отрасли не просто останется на плаву, но и будет развиваться. Ибо потребность в ней трудно переоценить. А имеющиеся проблемы являются отголосками непродуманной политики учредителя, начатой ещё 10 лет назад с объединения самостоятельных «Автодоров» под одно крыло.

     Таковы предварительные итоги дорожного сезона, который значительно отличается от нескольких предыдущих. И, увы, не в лучшую сторону. Справедливости ради стоит сказать, что за последние 3-4 года в дорожной сфере всё же произошло немало позитивных перемен, а мероприятия по развитию отрасли можно отнести к числу сильных сторон регионального Правительства. Однако эти позиции довольно легко сдать. Тем более, что сегодня остаётся ещё очень много над чем работать – нормативу соответствует лишь чуть больше половины региональных магистралей. Про местные и говорить нечего, там всё значительно хуже. А впереди ещё и зимняя уборка с её вечно «неожиданно выпавшим снегом». И если власти не исправят ошибки, проявившиеся в нынешнем году, да к тому же продолжат непопулярные меры наподобие тех же платных парковок, «вторая российская беда» в отдельно взятом регионе вновь может войти в ТОП наиболее проблемных тем. А то и возглавить его. 

ГЕОРГИЙ ГРОМОВ

Опрос
В конце 2025 г. в пяти городах Ярославской области (Ярославле, Рыбинске, Ростове, Угличе, Переславле) вводятся платные парковочные пространства. Теперь на центральных улицах автомобилистам нельзя будет бесплатно парковаться. Одобряете ли Вы это решение?