За последние 2-3 года в областном здравоохранении накопилось столько проблем, что в пору хвататься не только за голову, но и за сердце! И это как раз в то время, когда все здравоохранение оказалось "на балансе" региональной власти. Проблем прибавилось. Прибавилось и скандалов. Чего только стоят последние скандалы в областной онкологической больнице. А реального плана выхода из сложной ситуации как-то не проглядывается.
Сразу после праздников губернатор Сергей Ястребов должен был отправиться в Москву. Чтобы провести там переговоры насчёт больницы в посёлке Борок Некоузского района. История с ликвидацией медучреждения в академгородке наделала настолько много шума, что глава региона, видимо, предпочёл лично заняться этим вопросом. Желание, вроде бы, похвальное. Особенно учитывая, мягко скажем, невысокую активность первого лица в решении проблем региона. Однако поставить «галочку» Сергею Николаевичу снова ну никак нельзя! Поскольку вариант по спасению больницы, который он хочет предложить федеральным чиновникам, откровенно не выдерживает никакой критики. В целом же, за последние 2-3 года в областном здравоохранении накопилось столько проблем, что в пору хвататься за сердце!
Больница в Борке – только вершина айсберга. И её проблемы как раз в меньшей степени связаны с областью. Тут мы имеем печальные последствия реформы Российской академии наук. С начала 2014 года всё финансово-экономическое обеспечение подведомственных РАН учреждений передали Федеральному агентству научных организаций (ФАНО). А как это часто бывает в российской практике, создание новой организации не только не спасло от старых бед, но и создало новые. Чиновники от науки вдруг резко решили, что содержать медицинскую инфраструктуру для учёных невыгодно. И сначала капитально «срезали» финансирование, а потом вообще решили закрыть больницу. Единственную не только в обособленном Борке, но во всей округе. К счастью, учёные – не те люди, которых можно легко заставить смириться с такими решениями. Поднялась волна, к вопросу подключились Общероссийский народный фронт и областная Дума, в Некоузский район даже специально выбрался представитель ФАНО. Каких-то оформленных решений пока нет, но настрой сохранить медучреждение появился вполне чёткий.
И вот на фоне этого заместитель губернатора Ростислав Даниленко объявляет, что регион может взять больницу на свой баланс. Всё классно! Но вот только больницей она при этом быть перестанет. Во-первых, на её обслуживание и содержание в существующем виде у региона попросту нет денег. А во-вторых, на то количество населения, которое сегодня обслуживается в Борке, по каким-то там чиновничьим стандартам положен всего-навсего офис врача общей практики. А это значит, что почти 2000 человек будут обслуживать не 89 специалистов, а дай Бог 5. А из 37 коек, оставят одну-две. Но скорее всего, и они-то будут уже «ненужной роскошью». Вот такая, с позволения сказать, «оптимизация». И что интересно – этот вариант власти региона всерьёз хотят обсуждать в Москве. Вот так, с ходу, без боя! Даже не поборясь за то, чтобы сохранить больницу в нынешнем виде и оставить её в ведении ФАНО. Такое решение, честно говоря, даже сложно как-то комментировать!
И похожих решений за последние два-три года как-то многовато! Притом, о них наслышаны даже те ярославцы, которые очень редко обращаются к врачам, а то и вовсе не посещают поликлиники и больницы. Беды облздрава выделяются даже на фоне общего упадка региона и целого «букета» наболевших вопросов. Вот уж точно, чтобы у нас болеть, надо иметь лошадиное здоровье, как говорил современный классик! Давайте вспомним всё по порядку и посчитаем.
2012 год. Не успел Сергей Ястребов пробыть в новом для себя статусе губернатора полгода, началась волна тотального закрытия родильных отделений в сельских районах. Пускай многие из них были всего на несколько коек, но значение их для глубинки было очень сложно переоценить. Однако снова прозвучало слово «оптимизация». Скоро ему предстоит стать чуть ли не ругательством. В результате регион на ровном месте получил серьёзный очаг социальной напряжённости. Жители встали за свои роддома горой. Но чиновники во главе с директором департамента здравоохранения и фармации, окрестившим рожениц «беременными тётками» (правда, в приватной беседе с журналистом одной из радиокомпаний), всё равно гнули свою линию. И в результате «догнули».
Итог: с 1 января 2013 года родильные отделения были закрыты в семи районах. При этом, женщинам обещали, что от «оптимизации» они только выиграют. Им будет оказана более качественная помощь в крупных родильных домах при районных и городских больницах. А доставку обеспечат на комфортабельных автомобилях «скорой». Однако до «помощи» отныне нужно было ехать несколько десятков километров, а вместо обещанных новых машин рожениц зачастую продолжали возить на старых холодных «буханках» с ужасной тряской. Кому это было надо – вопрос!
2013 год. С прекращением работы полноценных роддомов «оптимизация» не закончилась. Не успели утихнуть страсти вокруг них, как власти уже заговорили о необходимости ликвидации поселковых (или правильнее сказать – участковых) больниц. Наиболее резонансные истории были на «южном направлении»: в Семибратово и Петровске Ростовского района, и в небольшом «торфяном» посёлке Кубринск под Переславлем. И снова – многочисленные сходы населения, требования сохранить то немногое, что ещё осталось в маленьких населённых пунктах. В результате, видимо, на фоне растущего риска серьёзных волнений в преддверие грядущей избирательной кампании, Правительство области всё-таки вводит «мораторий» на оптимизацию. И обещает на ближайшее время сохранить статус-кво в сфере здравоохранения.
2014 год. Мораторий, впрочем, держится совсем недолго. Буквально через несколько месяцев всё снова возвращается на круги своя. «Оптимизация» продолжается, господа присяжные заседатели! Притом в усиленном режиме. И на этот раз затрагивает уже областной центр. Знаменитую молодёжную поликлинику переводят из собственного благоустроенного здания на перекрёстке Советской и Трефолева в помещения поликлиники № 1 на Пушкина (где пациентам и без того было тесновато). После этого на Советскую, как ни в чём ни бывало, переезжает сам департамент здравоохранения. А людей с Пушкина «раскидывают» аж по трём учреждениям. Закрывается кардиологическое отделение в больнице имени Семашко. Реорганизуются две лаборатории при поликлиниках № 2 и № 5. Прекращает работу городская дезостанция. Периодически ведутся разговоры об объединении больниц (в частности, девятой и МСЧ «Автодизель» в Дзержинском районе).
При этом, в регионе пробуксовывает строительство новых офисов врача общей практики. Проблемы возникают повсеместно: от посёлка Тихменево в Рыбинском районе до Поречья Рыбного в Ростовском. Под Переславлем проблемы сразу по трём населённым пунктам: Берендеево, Ивановское, Купанское. Всё серьёзное новое строительство объектов здравоохранения в области закончилось ещё при Сергее Вахрукове. Был открыт областной перинатальный центр, сдан новый корпус Соловьёвской больницы в Ярославле, начались капитальные ремонты и реконструкция в некоторых ЦРБ. После этого в области больше доделывали «старые» объекты здравоохранения, нежели строили что-то новое. Притом, сроки отдельных «доработок» были сорваны по нескольку раз. Очень долго завершали ремонт в Гаврилов-Ямской ЦРБ. А поликлинику в Ростове не могут достроить до сих пор.
На фоне всего этого особенно резонансной стала история с закупкой препарата герцептин для онкобольных жителей Ярославской области. СМИ наперебой говорили о завышенной цене препарата и участии в конкурсе только одной компании. Звучали имена губернатора Ястребова и его дочери Елены, работающей в той самой компании. История основательно взбудоражила регион. Писали об этом много и подробно, так что нет нужды повторяться. Отметим лишь то, что на пике этой истории свой пост оставил «профильный» заместитель губернатора Александр Сенин. Вслед за ним ушёл и директор департамента здравоохранения Сергей Вундервальд. Только ли на волне закупок герцептина или по совокупности причин – не ясно. Но, как говорят, готов был устроиться чуть ли не рядовым методистом в «свою» же бывшую больницу № 2. Однако, каков кульбит … из князей, да в … методисты!
И вот, наконец, 2015 год. Точнее – его неполный первый квартал. Но даже за это короткое время – два крупных скандала. Первый – уже упомянутая выше ситуация в Борке. Второй – вокруг онкологической больницы, которая снова появилась на первых строчках новостных агентств. На этот раз поводом для бурных обсуждений стала проверка областной Контрольно-счётной палаты. Её доклад о проверке медучреждений области заслушали на профильном комитете по здравоохранению облдумы ещё 6 февраля. Аудиторы предоставили информацию сразу о нескольких грубых нарушениях. Так, по мнению специалистов, бухгалтерский и материальный учёт вели ненадлежащим образом. Проследить движение медикаментов непосредственно внутри больницы часто просто не представлялось возможным. В предоставленных цифрах были серьёзные расхождения. Ряд медикаментов, не входящих в стандарт оказания медицинской помощи, больница закупала без решения специальной врачебной комиссии. Наконец, со слов представителя КСП, были обнаружены факты необоснованного формирования начальных цен аукционов и даже искусственного ограничения конкуренции. Не слабый набор, правда?
А завершает перечень накопленных за эти годы проблем большой дефицит кадров. Если в 2012 году он составлял порядка 500 врачей, то сегодня цифра увеличилась уже до 600 (по другим данным – даже до 800). Это при собственной то Медакадемии! Притом, не хватает чаще так называемых «узких специалистов». А это создаёт большие очереди и всю ту же пресловутую социальную напряжённость. Так что департаменту здравоохранения не помешало бы задуматься о стимулах привлечения молодых докторов в ярославскую медицину.
Показатель |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Дефицит медицинских кадров, человек
|
нет данных |
около 500 |
515 (по другим данным - около 600) |
598 (по другим данным - около 800) |
Обеспеченность населения больничными койками, на 10000 человек |
96,2 |
94 |
92.9 |
нет данных, но негативная тенденция сохраняется |
Вышеуказанные данные взяты из открытых источников (РИА «Новости», Гортелеканал, Ярньюс)
Одним словом, букет болезней ярославского здравоохранения остаётся более чем внушительным. А существующие плюсы, увы, пока не покрывают накопившихся минусов. И в такой ситуации остаётся лишь снова обратиться к классике. На этот раз, в исполнении Герхарда Кохера: человечество пережило все напасти, переживет и современную медицину!
ГЕОРГИЙ ГРОМОВ