Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

27.05.2016
Ярославль
1660
Когда наступит время оправданий?..
Кто, где и как будет делать дороги в Ярославле?

Наш город Ярославль - один из самых красивых городов России. Так считают не сами ярославцы, они как раз привычной красоты не замечают. Это говорят гости города. Особенно из столиц, которые видели много разных российских и зарубежных городов. Единственное, что их здесь серьезно раздражает - состояние дорог. Оно ужасно. И их состояние сильно резонирует со всем остальным обликом города. Можно ли что-то с этим поделать в ближайшем будущем? Или так и будем все время пожинать плоды "прекрасной эпохи армянских дорожных строителей"?
Когда наступит время оправданий?..

Сезон дорожных работ в Ярославле уверенно набирает обороты. И вроде как, по сравнению с прошлыми годами в этой лакомой для подрядчиков и больной для горожан отрасли сделаны определённые выводы. Документация подготовлена, экспертиза пройдена, конкурсы объявлены, победители названы. По многим крупным объектам всё это уже сделано. А главное – в кое-то веки сделано вовремя! На некоторые участки дорожники вышли аж в первой половине апреля! Ранее в порядке вещей было приступать к работе не раньше мая, а то и в июне, безбожно теряя драгоценные сухие и тёплые недели. Но сроки сроками (в конце концов, в этом году над чиновниками висит дамоклов меч подготовки к 80-летию области и требование сделать всё до 1 сентября), а как насчёт качества? Станут ли ярославские дороги лучше на этот раз? И хватит ли на это денег? Или же городские магистрали закатают кое-как и чем попало, лишь бы успеть «освоить» средства да угодить вышестоящему начальству?

Вопросы непраздные. А прогнозировать что-либо в нашей области последнее время – дело неблагодарное. Тем не менее, мы попытаемся если не найти ответы, то хотя бы разобраться в ситуации со второй российской бедой в отдельно взятом регионе. В поле зрения – сезон 2016! Чтобы разговор не был беспредметным, начнём с полного перечня ремонтов в Ярославле, известного на сегодняшний день. Дороги, которым посчастливилось попасть под «обновление», занесены в таблицу. Там же указана протяжённость участков и стоимость работ (округлённо).

Капитальный ремонт, ремонт улично-дорожной сети

Название улицы

Протяжённость

Стоимость работ, тыс. руб.

Капитальный ремонт улицы Дачная (от Октябрьского моста через реку Волга до проспекта Авиаторов)

550 метров

67 744

Ремонт проспекта Ленина (переходящий объект 2016-2017 годов)

3 километра

(на 2 года)

105 557

Ремонт улицы Стачек

900 метров

14 180

Ремонт улицы 50 лет ВЛКСМ

1 километр 300 метров

16 416

Ремонт улицы Урицкого (переходящий объект 2016-2017 годов)

2 километра 100 метров

(на 2 года)

68 495

Строительство улиц

Название улицы

Протяжённость

Стоимость работ, тыс. руб.

Улица Колмогорова (от пр. Фрунзе до ул. Дядьковская)

475 метров

35 667

Улица Строителей (от улицы Панина до улица Бабича)

835 метров

46 000

Улица Дядьковская (от ТЦ Аксон до р. Дунайка)

2 километра 850 метров

102 252

Ремонт улиц частного сектора

Название улицы

Протяжённость

Стоимость работ, тыс. руб.

Улица Центральная (от Тутаевского шоссе до ул. Котовского) - Дзержинский район, посёлок Парижская Коммуна

600 метров

2 165

Улица 1-я Пятовская (от д. № 1 до д. № 55) - Кировский район, посёлок Пятовское

870 метров

1 656

Улица 4-я Пятовская (от ул.1-я Пятовская до дома № 52) – Кировский район, посёлок Пятовское

900 метров

3 421

Улица Ветеранов - Заволжский район, микрорайон «Резинотехника»

840 метров

4 179

Улица Приветная - Кировский район, посёлок Кармановское

450 метров

4 700

Улица Тракторная - Кировский район, посёлок Кармановское

300 метров

1 441

Улица Подбутырская - Красноперекопский район

200 метров

3 873

Улица Леваневского - Фрунзенский район, микрорайон «Суздалка»

1 километр 700 метров

17 287

Сразу оговоримся – речь идёт о новых работах. Текущего содержания и исполнения гарантийных обязательств по дорогам, отремонтированным в прошлые сезоны, мы не касаемся. Во-первых, подрядчики делают их в рамках ранее заключённых контрактов. Во-вторых, зачастую речь идёт о ямочном ремонте считанных квадратных метров (в ряде случаев площадь составляет менее 100 м2). Но если бы мы сосчитали все эти участки, то тогда в актив можно было бы записывать ещё более сотни улиц, переулков, проездов, разворотных площадок и так далее. Но не будем мелочиться. В сухом остатке получается полтора десятка улиц общей стоимостью без малого 500 миллионов рублей. Если добавить сюда ряд объектов, которые территориально находятся не в Ярославле, но достаточно активно используются горожанами (например – юго-западная окружная дорога), сумма увеличится ещё на пару сотен миллионов рублей. Правда, по некоторым объектам результаты торгов ещё неизвестны. И отдельные цифры могут быть скорректированы. Но погоды это особо не сделает.

Полмиллиарда. Много это или мало в масштабах шестисоттысячного города? И способны ли подрядчики за эти деньги выполнить работы как следует? Чтобы ответить на эти вопросы, стоит отметить ряд особенностей нынешнего сезона. Во-первых, в 2016 году значительно «похудел» весь региональный дорожный фонд. Если в начале прошлого года он составлял 4 миллиарда 274 миллиона, а к его концу даже увеличился до 4 миллиардов 534 миллионов (за счёт федеральных средств), то в году нынешнем сократился до 3 миллиардов 976 миллионов. Автоматически вычтем из этой суммы несколько сотен миллионов на содержание дорог. Потом уберём ещё 500 миллионов на ремонт дворов (в прошлом году этих затрат не было вовсе - они связаны с подготовкой к 80-летию области). А после минусуем ещё более 90 миллионов на материально-техническое обеспечение госпредприятий дорожного хозяйства, более 60 миллионов на мероприятия по безопасности дорожного движения, без малого 20 миллионов на разработку проектов для будущих ремонтов и ряд других статей. В итоге собственно на дорожные работы остаётся совсем не густо. Например, из магистралей областного значения строить будут только одну. Основная масса оставшихся денег (1 миллиард 100 миллионов) уходит муниципальным образованиям (на реконструкцию местных дорог, внутриквартальных проездов и тех же дворов). Таковы реалии этого года. Во-вторых, 2016 год уже отличился высокой кредиторской задолженностью. Особенно в начале, когда, по оценке специалистов, она была чуть ли не под миллиард. Сейчас значительную часть всё-таки погасили. Значительную, но, по имеющейся информации, не всю – несколько десятков миллионов всё равно остались. Мы не будем утверждать, но предположим, что здорового оптимизма компаниям-подрядчикам это обстоятельство вряд ли добавляет. В-третьих, судя по проведённым конкурсам, главное областное предприятие «Ярдормост» осталось без крупных заказов. Повторимся, пока что известны не все результаты, но имеющаяся картина весьма показательна. Опять же, не берёмся огульно судить о причинах сложившегося положения. Но думается, что свою роль здесь смогли сыграть сразу несколько факторов: и та же кредиторка (как не парадоксально, но область была должна даже своему «детищу»), и взятые на себя повышенные обязательства по содержанию дорог (в Ярославле контракт заключен на 2.5 года, что требует больших сил и ресурсов), и непростые отношения с мэрией. Все помнят, как в конце февраля и.о. градоначальника Алексей Малютин даже чуть было не разорвал контракт с госпредприятием («Клуб социологов» подробно писал об этом в статье «Ярдормост и все, все, все» от 3 марта). Как бы то ни было, но можно сказать, что на сегодняшний день областной дорожный гигант в городе оказался не у дел.

Кто же занял образовавшуюся нишу? Некоторые участники уже известны. Например, конкурсы по улице Строителей и по проспекту Ленина выиграло ООО «Рыбинское УМСР» Евгения Сдвижкова. Стоит отметить, что Евгений Николаевич регулярно получает подряды на дорожные работы, которые оплачивает бюджет. Например, в прошлом году его фирма занималась ремонтом нескольких крупных участков на трассе «Ярославль-Рыбинск». В году нынешнем, когда программу реконструкции областных магистралей свернули, говоря словами Ильфа и Петрова, до размеров табачной бандероли, Сдвижков переключился на муниципальные объекты. И не прогадал. В апреле ему достались две крупные ярославские дороги. Улицу Строителей предстоит закончить в октябре, работы на проспекте Ленина рассчитаны на два года (общее окончание – конец июля 2017). 

2.jpg

Сейчас на этой значимой магистрали вовсю идут работы. Стоит отметить, что у Сдвижкова хорошая репутация среди специалистов. Он профессиональный дорожник, отличается требовательностью к сотрудникам и сам регулярно присутствует на объектах. Также резонно предположить, что он не будет грешить некачественным ремонтом хотя бы для того, чтобы просто не портить отношения с областью. Ведь она, как ни крути, пока что финансирует львиную долю всех работ. Немало положительных отзывов можно услышать и о работе угличского ООО «УМПРЭО» Юрия Пучкова (будет делать улицу Дядьковскую). В отрасли этот подрядчик тоже далеко не новичок, обладает неплохой базой и большим опытом работы. Так что за рыбинских и угличских дорожников на ярославской земле можно быть спокойным. По крайней мере, пока.

Улица Стачек достались небезызвестной фирме «Трасса» Самвела Шаиняна. К ней претензий у заказчиков за последние пару лет было немало. Большинство ярославцев знает о них из многочисленных сводок новостей. Впрочем, нарекания ничуть не мешают ООО «Трасса» год из года получать крупные подряды. Притом, не только в городе, но и в области. Например, в прошлом году она занималась реконструкцией улицы Елены Колесовой, а также выполняла ремонт участка автодороги «Ярославль-Углич» в Большесельском районе. По оценке специалистов и общественников, по некоторым объектам фирма улучшила качество. Но замечаний оставалось ещё прилично. А вот ремонт улицы 50 лет ВЛКСМ выиграло ООО «ДСУ-1». По имеющейся информации, эту структуру связывают с именем Эдуарда Авдаляна. Который также занимался реконструкцией и городских (в 2014 году делал улицу Свободы), и региональных (например, трасса «Ярославль-Иваново») дорог. И к которому в своё время тоже было немало претензий. Конечно, оба подрядчика на замечания заказчика реагировали. Но вся штука в том, что в этом году времени на устранение возможных нарушений практически не будет. Повторимся, работы надо закончить до сентября. Одним словом, ближайшее лето покажет, были ли сделаны какие-то выводы.

Чтобы оценить количество денег, потраченных на Ярославль, в завершении можно сравнить его с другими регионами. Напомним, по нашим подсчётам, на дороги областного центра планируется потратить порядка 500 миллионов рублей. В этой сумме «сидят» и городские средства положенные для софинансирования, и деньги муниципального дорожного фонда. Но доля вышестоящего бюджета остаётся подавляющей, более трёх четвертей. И выходит на несколько сотен миллионов. С одной стороны, – не такая большая сумма. Да и дорог с использованием региональной субсидии сделают всего пять (без учёта строительства, переходящего с прошлого года). Для сравнения – даже в Рыбинске их девять. Но с другой стороны - что мы имеет у соседей? Например, в Костромской области на все муниципальные образования выделили всего лишь 160 миллионов рублей субсидии (не трудно прикинуть, сколько досталось областному центру). У нас эта цифра составляет 600 миллионов (плюс 500 миллионов на дворы, как было сказано выше). Правда, и размер всего дорожного фонда у костромичей в два раза ниже, чем у нас – 1 миллиард 973 миллиона (на начало года). Но на Кострому всё равно получается маловато. Для чистоты эксперимента возьмём другой пример – Владимирскую область. К январю этого года дорожный фонд там был больше, чем у нас – 4 миллиарда 133 миллиона рублей. Однако для самого Владимира заложили только 146 миллионов. Тоже не густо. На этом фоне дела в Ярославле обстоят вроде бы и неплохо. Хотя говоря по правде, всё это отговорки в пользу бедных.

По большому счёту, изменить ситуацию с хроническим недофинансированием можно только через федеральное законодательство. Но это дело не быстрое. И пока что каких-то радикальных подвижек на горизонте не видно. Остаётся нормально делать (или как говорят чиновники – осваивать) имеющиеся объёмы. В Ярославле с этим, кстати, не слишком хорошо. 

мечты5.jpg

И, разумеется, работать над качеством. Чтобы построенные (в общем, тоже за немалые деньги) дороги простояли хотя бы несколько лет. В идеале – четыре-пять. Но это если у подрядчика руки растут откуда нужно и он соблюдает нормативы. В таком случае про одни дороги можно будет на время забыть и начать заниматься другими. Глядишь, так и весь город потихоньку можно будет в порядок привести. Впрочем, пока что это мечты… О чём только не помечтается в преддверии юбилея родного края.

ГЕОРГИЙ ГРОМОВ


P.S.: Кстати, а вернее совсем некстати, Ярославская область не получила федеральную субсидию на неотложное приведение дорог в нормативное состояние. Распоряжение о распределении 10,85 млрд. рублей 24 регионам подписал премьер-министр Дмитрий Медведев. Получается, что нам ничего не надо от федерального центра, у нас все в порядке, у нас все хорошо, дороги прекрасны и удивительны. Не столько прекрасны, сколько удивительны.

Дороги.jpg
Опрос
Нравится ли Вам нынешнее лето, когда в июле и в августе идут одни дожди?