В череде многочисленных памятных дат 2019 года, круглых и не очень, особняком стоит один примечательный юбилей. 5 декабря исполняется ровно 100 лет со дня основания Ярославского художественного музея. Дата солидная, основательная, но вместе с тем изящная и какая-то по-особому элегантная. Как и сам ярославский вернисаж. Про него можно сказать многое. И всё - в превосходной степени. Крупнейший музей искусств Российской провинции. Единственное специализированное художественное собрание области. Победитель первого конкурса «Окно в Россию». Единственный отечественный номинант международного конкурса «Европейский музей года – 2016». И прочая, и прочая… Однако вместо тысячи слов лучше один раз посетить его экспозиции, включающие более 75 000 произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и нумизматики. Впрочем, каждый уважающий себя ярославец наверняка уже сделал это. Хотя бы раз в жизни. Во всяком случае, нам хочется в это верить. Если же знакомство с прекрасным по какой-то причине откладывалось – самое время наверстать упущенное. Что станет лучшим подарком «юбиляру». Возможно, этому поспособствует и наш виртуальный тур по истории и современности ЯХМ.
Для посещения музея существует как минимум три веские причины. Первую можно описать словами из старого еврейского анекдота, вынесенными в заголовок. И речь не только о внутренней, но и о внешней красоте. Там действительно есть, что посмотреть. В этом плане ЯХМ – настоящий гений места. Он занимает пять исторических зданий. Два из них находятся вне городской черты. Зато главное музейное «ядро» расположено в самом что ни на есть центре «Столицы «Золотого кольца». Притом, в лучшей его части – на Волжской набережной с её шикарными панорамными видами. Здесь в непосредственной близости находятся три архитектурных шедевра 17 и 19 веков.
Первый и главный - Губернаторский дом (здесь расположены основные экспозиции художественного собрания). Именно так его называет уже ни одно поколение ярославцев, хотя губернские начальники не живут там с 1917 года. Тем не менее, в течение почти сотни лет здание использовалось в качестве их официальной резиденции. Всего здесь успели поработать 17 губернаторов. Первым был А.М. Безобразов. Тот самый, при котором начались обширные работы по благоустройству города. В том числе Волжской набережной. Более того, дом одновременно выполнял функции императорского путевого дворца во время визита высочайших особ. По своим размерам и убранству это и правда дворец. И его действительно посещали все русские императоры, начиная от Александра I. К слову, само здание было построено по его указу в 1823 году. Проект составил губернский архитектор П.Я. Паньков, автор едва ли не всего уцелевшего «классического» наследия в центре Ярославля (от торговых рядов со знаменитой ротондой до здания экономического факультета ЯрГУ у Знаменской башни). Превосходным образцом данного архитектурного стиля стал и Губернаторский дом, нашедший сегодня ничуть не худшее применение, чем в позапрошлом столетии.
Второе здание ЯХМ – особняк Сорокиной, расположено в одном квартале с губернаторским дворцом. Но выходит фасадом на Советскую площадь, аккурат за церковью Ильи Пророка. Оно чуть старше своего соседа (1816 год). Но тоже в стиле позднего классицизма. Имя его создателя нам неизвестно. Хотя сам дом является ярким образцом городской жилой постройки, характерной для Ярославля 19 века. В 1904 году дом приобрела дочь потомственного почётного гражданина Сергея Николаевича Сорокина – Зинаида Сергеевна (по имени которой мы его и знаем). 15 лет спустя особняк, как водится, был национализирован. После чего здесь последовательно размещалась школа глухонемых, партийный архив и обкомовская вип-гостиница. В 1993 здесь даже останавливался Борис Ельцин. Потом была почти 20-летняя реставрация. И, наконец, передача ЯХМ. Сейчас в здании находится его филиал - Музей зарубежного искусства.
Третье ярославское здание – легендарные Митрополичьи палаты, расположенные в самом начале Волжской набережной, рядом с Успенским собором. Это старейший образец гражданской архитектуры в Ярославле. Здание построено ещё в 1680-е годы по заказу ростовского митрополита Ионы Сысоевича (его же трудами ранее был возведён «Ростовский кремль»). Его стены также помнят вип-персон. В частности, здесь дважды (в 1763 и 1767 годах) останавливалась Екатерина Великая. Известно, что во время второго визита императрица жила в палатах пять дней, принимала ярославское дворянство и зажиточное купечество, и даже написала пять маленьких комедий. Некоторое время в здании находилась губернаторская резиденция. Однако вскоре его вернули духовному ведомству. Дальнейшая судьба памятника архитектуры была причудлива и витиевата. В бурном 20 столетии он несколько раз менял свое назначение, пока с 1977 года окончательно не был передан под крыло ЯХМ для размещения отдела древнерусского искусства. Всё вернулось на круги своя.
Наконец, ещё два здания – музей «Дом на Новинской» в Тутаеве и дом-музей скульптора А.М. Опекушина в Рыбницах. Первый занимает помещения бывшего Романово-Борисоглебского общественного банка. Это памятник архитектуры конца 19 века. А в конце века 20 здесь был открыт филиал ЯХМ с экспозициями «Провинциальный банк» и «Квартира управляющего банком». Второй расположен в деревянном двухэтажном доме столетней давности, построенным пароходчиком Рябининым. В 1913 году брат великого скульптора приобрел этот дом и передал его под организацию ремесленного отделения при рыбницком училище. А 75 лет спустя здание отдали ЯХМ для создания дома-музея самого Александра Михайловича (жившего и похороненного в Рыбницах). Сейчас здесь открыта экспозиция «Лепных дел мастера». Таким образом, Ярославский художественный имеет для своего уникального содержания ещё и бесценную форму. Точнее, целых пять форм. Согласитесь, этим может похвастаться далеко не каждое учреждение культуры.
Другая причина посетить музей (основная и главная) – это его коллекции. На самом деле, они выходят далеко за временные рамки, указанные нами тремя строками выше. Семён Холмогорец творил в 17 веке. А в собрании ЯХМ есть жемчужины 16 столетия и даже домонгольского периода.
Например, гордость отдела древнерусского искусства – икона «Спас Вседержитель» начала 13 века. По преданию, она считается семейной иконой святых ярославских князей Василия и Константина. К слову, с экспозицией Митрополичьих палат связана удивительная история. Когда здание окончательно передали музею, во время ремонта на чердаке была обнаружена 81 икона. Полвека назад кто-то спрятал их в полу перекрытия. И тем самым, сохранил для потомков. Не случись этого – и судьба уникальных произведений иконописи могла сложиться печально. А так всё удалось спасти. Добрый знак. Сегодня в Митрополичьих палатах представлено около сотни икон 13-17 веков (в том числе подписные иконы известных живописцев Гурия Никитина и упомянутого Семёна Холмогорца). А органичное дополнение коллекции предметами декоративно-прикладного искусства, деревянной скульптуры и резьбы делает данное собрание одним из богатейших в нашей стране.
Разумеется, особую ценность представляют произведения живописи 18-20 веков. Здесь представлены едва ли не все выдающиеся имена, известные нам со страниц школьных учебников. Заходишь в зал музея – и будто открываешь хрестоматию по художественной культуре: Д. Левицкий, К. Брюллов, И. Айвазовский, В. Перов, И. Крамской, И. Репин, А. Саврасов, И. Шишкин, В. Поленов, И. Левитан, К. Коровин. Широко представлены мастера рубежа 19-20 веков, а также русского авангарда. Не менее интересна графика: О. Кипренский, А. Бенуа, Б. Кустодиев, В. Кандинский. Что ни имя, то – история. А ведь есть ещё скульптура 19-20 веков (А. Опекушин, С. Коненков, А. Антокольский и другие), фарфор и стекло 18-20 столетий (заводы Батенина, Гарднера, Кузнецова, Мальцовых, Корниловых), керамика, гобелены, гравюры, мебель, нумизматика. И даже предметы декоративно-прикладного искусства Японии и Китая (из восточной коллекции). Одним словом – эстетика на любой вкус. Всё, что душе угодно.
Органичным дополнением интерьеров и экспозиций музейного ансамбля является знаменитый парк Губернаторского дома, также хорошо знакомый ярославцам. Он был заложен одновременно с дворцом и остаётся одной из самых старых зелёных зон древнего города. В разное время над его созданием трудились садовники из России, Германии и Голландии. Так что парк сам по себе является настоящим произведением искусства. За свою долгую историю он переживал разные времена, вплоть до использования под место хранения дров и даже был обыкновенной свалкой. Однако в «лихие» 1990-е годы здесь провели первую научную реконструкцию. И сегодня сквер предстаёт во всей красе, демонстрируя публике современную скульптуру и являясь постоянной площадкой для музейных мероприятий. За что низкий поклон хранителям.
Наконец, третья причина лучше узнать о жизни ЯХМ – это его собственная история. Мы не ставим целью описать весь путь художественного направления ярославского музейного дела. Эта тема достойна отдельной статьи. И если она вызывает интерес уважаемых читателей, можем порекомендовать хорошую статью в «Яркипедии». Однако несколько наиболее важных вех, безусловно, достойны внимания. Прежде всего, ещё раз посмотрим на дату его основания – 5 декабря 1919 года! В стране полыхает Гражданская война. Всего год назад Ярославль пережил разрушительный белогвардейский мятеж. В стране голод и разруха. А вот, поди ж ты – даже в таких условиях нашлось место прекрасному. Вдвойне показательно, что первым руководителем музея стал «художественный консультант комиссии по восстановлению Ярославля» М.В. Бабенчиков. Наверное, именно такие люди и должны «собирать камни».
Первоначально ЯХМ назывался художественной галереей и размещался в здании бывшей Духовной консистории (между прочим, построенного по проекту Л. Руска – автора знаменитого портика на Невском проспекте). Этот дом знают все ярославцы и гости города – он расположен на Богоявленской площади, слева от Московского моста если ехать в центр. А первой выставкой стала экспозиция на ткацкой фабрике «Красный Перекоп» (в апреле 1920 года). Что было вполне символично и абсолютно соответствовало духу революционного времени: культуру – в массы!
С момента своего появления музей пять раз менял свой статус: Ярославская художественная галерея (1919 – 1924), художественная галерея Государственного областного музея (1924 – 1936), Ярославский областной музей искусств (1936 – 1950), Ярославский областной художественный музей (1950 – 1959), художественный отдел Государственного Ярославо-Ростовского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (1959 – 1969) и, наконец, собственно Ярославский художественный музей (с 1969 года по настоящее время). За эти годы музей, во многом, повторил судьбу страны. Был творческий подъём и энтузиазм 20-х годов, когда вокруг галереи сплотились едва ли не все художественные силы города: живописцы, преподаватели, краеведы, любители изобразительного искусства. Были репрессии 30-х годов, затронувшие творческую интеллигенцию, представителей науки и искусства. В войну музей был закрыт, а здание передано военным. К слову, после Великой Отечественной в бывшей Духовной консистории долгие годы работал областной военкомат. Фонды частично эвакуировали к соседям в Галич, частично перевезли в помещения краеведческого музея. Тем не менее, пополнение коллекции продолжалось. И после Победы музей быстро вернулся к выставочной деятельности. Постоянная экспозиция русского искусства открылась уже в июне 1946 года в Митрополичьих палатах.
Дальше была кропотливая музейная работа, научные исследования, пополнение коллекций, расширение международных связей. И, конечно, многочисленные публикации, выставки, концерты, вернисажи. А главное – тысячи посетителей от мала до велика. Которые продолжают приходить в Ярославский художественный музей. Сегодня он встречает свой первый вековой юбилей. Возраст солидный. Но гораздо важнее, что за эти годы музей смог сохранить и донести до нас бесценное наследие предков. Лишний раз подтверждая известную максиму: жизнь коротка, искусство – вечно!
ИВАН ТИХОНОВ